Аренда земли у государства под предпринемательство

Земельные ресурсы

Аренда земли у государства под предпринемательство

Перечень документов по оформлению земельных участков в аренду собственниками зданий, строений, сооружений 

Для приобретения права аренды на земельный участок граждане или юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обращаются в орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

В случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено Земельным кодексом РФ, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.

При этом совместно обращаются в орган местного самоуправления, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

К заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения (далее – Заявление), прилагаются следующие документы:

1.        Копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица, приобретающего права на земельный участок (один из нижеперечисленных документов):

–          Паспорт гражданина РФ;

–          Временное удостоверение личности гражданина РФ по форме № 2-П;

–          Паспорт иностранного гражданина (национальный паспорт или национальный заграничный паспорт) или иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность;

–          Документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства.

2.

        Копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписка из государственных реестров о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок.

3.        Копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель:

–  Учредительные документы юридического лица;

–  Доверенность, выданная юридическим лицом;

– Решение совета директоров общества, общего собрания акционеров или участников общества (ООО) об одобрении крупной сделки, 

–  Нотариально удостоверенная доверенность, выданная представителю физического лица (гражданина).

4.   При наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке – выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или:

4.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения и

4.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии сзаконодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.

5.     Выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или:

5.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок и

5.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.

6.  Кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него.

7. Копия документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных в пунктах 1 – 6 настоящего Перечня.

8.  Сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.

        Документы, указанные в пунктах 2, 4, 4.1, 5, 5.1, 6 Перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, не могут быть затребованы у заявителя, ходатайствующего о приобретении прав на земельный участок, после 01.07.2012 г. При этом заявитель вправе их представить вместе с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

Примечание:

В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом “О государственном кадастре недвижимости”.

Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

После представления кадастрового паспорта земельного участка орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня его представления принимает решение о предоставлении этого земельного участка. И направляет копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

7) копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.

Источник: https://tgl.ru/structure/department/perechen-dokumentov-po-oformleniyu-zemelnyh-uchastkov-v-arendu

Аренда земли – основная проблематика

Аренда земли у государства под предпринемательство

Аренда земли (укр. – оренда землі) – это основанное на договоре срочное платное владение и пользование земельным участком, необходимым арендатору для ведения предпринимательской и других видов деятельности

Предприятия сталкиваются с необходимостью заключения договоров аренды различного имущества практически с момента их государственной регистрации. Уже тогда может возникнуть необходимость в аренде помещения, а значит и аренды земли, поскольку недвижимость расположена на земле, которая согласно ст. 181 ГКУ также являются недвижимостью.

Аренда земли сегодня

Увеличить плату за аренду земли от 2 до 40 раз предлагал еще Киевраде городской голова в 2008 году. Соответствующий проект решения появился в октябре 2009г. на рассмотрении в постоянной комиссии Киеврады по вопросам земельных отношений, градостроительства и архитектуры.

В проекте решения, который предложил на рассмотрение депутатам мэр, речь шла о том, что с 1 января 2009 года плата за аренду земли в Киеве должна вырасти в разы.

В частности, в 3,33 раза увеличится плата для пользователей жилищного фонда и строительства, в 2,66 раз – для производителей игрушек и спорттоваров, вдвое – для вещевых рынков, в 3 раза – для продуктовых рынков, в 8 раз – для поставщиков телефонной связи, в 4 раза – для заведений образования и в 40 раз – для рыбного и лесного хозяйства.

Депутаты Киеврады предупредили команду Черновецкого о том, что такое повышение платы за аренду земли спровоцирует новый скачок цен для киевлян.

Аренда земли – юридические аспекты

Аренда земли является одним из видов гражданско-правовых обязательств. Согласно ст.

792 Гражданского кодекса по договору найма (аренды) земельного участка арендодатель обязуется передать арендатору земельный участок на установленный договором срок во владение и пользование за плату.

При этом земельный участок может передаваться в аренду вместе с насаждениями, зданиями, сооружениями, водоемами, находящимися на нем или без них.

Земельный кодекс, являющийся основным нормативным актом, регулирующим земельные правоотношения в Украине, так же, как и Гражданский кодекс Украины, содержит термин “пользование (постоянное пользование)”, однако гл. 15 Земельного кодекс “Право пользование землей” содержит и термин “аренда земли“.

Так, согласно ст. 93 Земельного кодекса, право аренды земельного участка – это основанное на договоре срочное платное владение и пользование земельным участком, необходимым арендатору для осуществления предпринимательской и другой деятельности.

Такой же, как и в Земельном кодексе, термин “аренда земли” содержится и в ст. 1 Закона об аренде земли, согласно которой аренда земли – это основанное на договоре срочное, платное владение и пользование земельным участком, необходимым арендатору для осуществления предпринимательской и других видов деятельности.

Операции аренды земли следует отличать от лизинговых операций. В нормативных актах, регулирующих вопросы налогообложения, в частности в п. 1.18 ст.

1 Закона о прибыли операции лизинга и аренды в целях налогообложения объединены в один термин – лизинговая (арендная) операция.

Однако эти операции аренды земли и лизинга нельзя отождествлять, так как по своей природе они различны, хотя в определенной мере их объединяет наличие элементов имущественного найма.

В отношении хозяйственных операций, объектом которых являются земельные участки, термин “лизинговая операция” неприменим, так как согласно п. 2 ст. 3 Закона Украины “О финансовом лизинге” земельные участки не могут быть предметом лизинга.

В п.п. 1.18.4 п. 1.18 ст. 1 Закона о прибыли такие операции также определены самостоятельным термином “аренда земли” – как хозяйственная операция, предусматривающая предоставление арендодателем земли в аренду в пользование другому юридическому или физическому лицу на определенный срок по целевому назначению и за арендную плату.

В зависимости от объекта юридические и физические лица могут брать в аренду земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения, земельные участки водного и лесного фонда, земельные участки, на которых расположена недвижимость или предполагается строительство, и т. д.

Поскольку аренда каждого из перечисленных видов земельных участков имеет свои особенности, рассмотрим наиболее часто встречающиеся из них. 
Вернуться в начало страницы >>>

Объекты аренды земли

Согласно ст. 3 Закона об аренде земли объектами аренды могут быть земельные участки, находящиеся в собственности граждан и юридических лиц Украины, коммунальной или государственной собственности. Земельные участки могут передаваться в аренду вместе с:

  • насаждениями, водоемами;
  • расположенными на них зданиями и сооружениями или без них.

Таким образом, каких-либо более конкретных ограничений по аренде земельных участков Закон об аренде земли не содержит ни в отношении арендодателей, ни в отношении объектов аренды земли.

Земельный кодекс конкретизирует объекты земельных правоотношений, указывая, что к землям Украины относятся все земли в пределах ее территории, в том числе острова и земли, занятые водными объектами, которые по основному целевому назначению делятся на категории, причем каждая из категорий земель Украины имеет особый правовой режим. Статьей 19 Земельного кодекса Украины предусмотрено, что земли Украины делятся на следующие категории:

  • сельскохозяйственного назначения;
  • жилой и общественной застройки;
  • природно-заповедного и иного природоохранного назначения;
  • оздоровительного назначения;
  • рекреационного назначения;
  • историко-культурного назначения;
  • лесного фонда;
  • водного фонда;
  • промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения.

Рассмотрим особенности аренды земли в зависимости от вышеуказанных категорий земель. Вернуться в начало страницы >>>

Аренда земли: земли сельскохозяйственного назначения

Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, предоставленные для производства сельскохозяйственной продукции, осуществления сельскохозяйственной научно-исследовательской и учебной деятельности, размещения соответствующей производственной инфраструктуры или предназначенные для этих целей. К землям сельскохозяйственного назначения относятся:

  • сельскохозяйственные угодья (пашни, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища);
  • несельскохозяйственные угодья (хозяйственные пути и прогоны, полезащитные лесные полосы и другие защитные насаждения, кроме угодий отнесенных к землям лесного фонда, земли под хозяйственными зданиями и дворами, земли временной консервации и т.п.).

Земли сельскохозяйственного назначения могут быть переданы в собственность или предоставлены в пользование, то есть в аренду земли:

  • гражданам – для ведения личного крестьянского хозяйства, садоводства, огородничества, сенокошения и выпаса скота, ведения товарного сельскохозяйственного производства;
  • сельскохозяйственным предприятиям – для ведения товарного сельскохозяйственного производства;
  • сельскохозяйственным научно-исследовательским учреждениям и учебным заведениям, сельским профессионально-техническим училищам и общеобразовательным школам – для опытных и учебных целей, пропаганды передового опыта ведения сельского хозяйства;
  • несельскохозяйственным предприятиям, учреждениям и организациям, религиозным организациям и объединениям граждан – для ведения подсобного сельского хозяйства.

Иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам и иностранным государствам земли сельскохозяйственного назначения могут передаваться, только во временное пользование, то есть в аренду. В собственность таким субъектам земли сельскохозяйственного назначения передаваться не могут.

Аренда земли сельскохозяйственного назначения возможна в постоянное пользование только государственным и коммунальным сельскохозяйственным предприятиям, учреждениям и организациям для научно-исследовательских, учебных целей и ведения товарного сельскохозяйственного производства.

В то же время государственные и коммунальные сельскохозяйственные предприятия, учреждения и организации, могут брать в аренду земли, находящиеся в собственности граждан и юридических лиц.

Пригодные для нужд сельского хозяйства, должны предоставляться в первую очередь для сельскохозяйственного использования, поэтому при заключении договоров аренды земли сельскохозяйственного назначения необходимо указать их целевое использование, не противоречащее действующему законодательству. Определение земель, пригодных для нужд сельского хозяйства, производится на основании данных государственного земельного кадастра.

Аренда земли: земельные доли (паи)

В связи с проведением земельной реформы, начиная с 1995 года, в Украине проходил процесс паевания земель. Согласно Указу Президента Украины от 08.08.95 г.

№ 720/95 “О порядке паевого раздела земель, переданных в коллективную собственность сельскохозяйственным предприятиям и организациям” распаеванию подлежали сельскохозяйственные угодья, переданные в коллективную собственность коллективным сельскохозяйственным предприятиям, сельскохозяйственным кооперативам, сельскохозяйственным акционерным обществам (далее – КСП). Паевание земель совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий могло быть проведено только после их преобразования в КСП.

Процесс паевания земель предусматривал определение размера земельной доли (пая) в коллективной собственности на землю каждого члена КСП без выделения земельных участков в натуре (на местности).

Право на земельный пай получили члены КСП, в том числе пенсионеры, которые ранее работали в данном предприятии и остаются членами указанного предприятия в соответствии со списком, прилагаемым к государственному акту на право коллективной собственности на землю.

При паевании стоимость и размеры земельных долей (паев) в условных кадастровых единицах всех членов КСП являются равными.

В результате распаевания земель каждый собственник земельного пая получил сертификат на право на земельную долю (пай), являющийся правоустанавливающим документом при реализации им права требования на отвод земельной доли (пая) в натуре (на местности).

Механизм паевания земель был определен Методическими рекомендациями по паеванию земель, переданных в коллективную собственность сельскохозяйственным предприятиям и организациям, утвержденными приказом Государственного комитета Украины по земельным ресурсам от 20.02.96 г.

№ 11 (далее – Методика № 11).

В случае выхода собственника земельного пая из КСП по его заявлению осуществляется отвод земельного участка в натуре и выдается государственный акт на право частной собственности на этот земельный участок.

После выдачи государственного акта на право частной собственности на земельный участок сертификат на право на земельную долю (пай) возвращается в райгосадминистрацию.

Выделение земельной доли (пая) в натуре из земель коллективной собственности производилось в соответствии с Методическими рекомендациями относительно порядка передачи земельной доли (пая) в натуре из земель коллективной собственности членам коллективных сельскохозяйственных предприятий и организаций, утвержденными приказом Госкомзема от 04.06.96 г. № 47/172/48

При аренде земельных долей (паев) у граждан, следует обратить внимание на следующее:

  • владельцы таких земельных долей (паев) имеют право на заключение договоров аренды земли при наличии у них сертификата на право на земельную долю (пай);

Источник: https://meget.kiev.ua/Statji/786-arenda-zemli-osnovnaja-problematika/

Как получить неразграниченные земельные участки в Подмосковье без торгов

Аренда земли у государства под предпринемательство

Вся земля в Российской Федерации, находящаяся в государственной и муниципальной собственности, предоставляется через торги, за исключением определенных случаев.

Условия, при которых такие земельные участки могут быть предоставлены без аукциона, регламентируются Земельным кодексом РФ.

О том, кто имеет право на предоставление земель неразграниченной государственной и муниципальной собственности в аренду или собственность без проведения торгов в Подмосковье и что необходимо приложить к заявлению на получение данной услуги, читайте в материале портала mosreg.ru.

Узнайте, как бесплатно получить землю в Подмосковье>>

Что такое неразграниченный земельный участок

Вся земля в Подмосковье, как и по всей РФ, определяется по форме собственности как разграниченная и неразграниченная. Разграниченная земля – это земля, находящаяся в собственности: частной, федеральной, федерального субъекта или муниципальной. Неразграниченная – это та земля, на которую нет правоудостоверяющих документов.

Земля считается неразграниченной (государственной) до возникновения и регистрации прав на нее. Распоряжение земельными участками неразграниченной собственности определено земельным законодательством.

Полномочия по распоряжению землей государственной неразграниченной собственности переданы на уровень органов местного самоуправления, а, следовательно, и предоставление соответствующей услуги жителям области.

В Подмосковье данная деятельность регламентирована законами «О перераспределении полномочий между органами муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области» и «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений».

Узнайте, как оформить градостроительный план земельного участка в Московской области>>

Получатели услуги

Государственная услуга по предоставлению земель неразграниченной государственной и муниципальной собственности в аренду и собственность без проведения торгов предоставляется физическим, юридическим лицам, а также индивидуальным предпринимателям. Однако, согласно статьям 39.3 и 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, право на получение земли без торгов возникает только при соблюдении определенного ряда условий.

Так, в статье 39.3 Земельного кодекса установлены условия, при которых может осуществляться продажа таких земель, а также перечень лиц, которые могут выступать покупателями. В частности, допускается продажа:

  • земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, − собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса (то есть если на участке неразграниченной госсобственности стоит дом, права на которые зарегистрированы, собственник дома может претендовать на получение земли в собственность);
  • земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса;
  • земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В статье 39.6 Земельного кодекса РФ определены случаи, когда неразграниченные земли передаются без торгов в аренду. В частности, без торгов предоставляются:

земельный участок, образованный из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования, − членам данной некоммерческой организации;

  • земельный участок, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства − собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 39.6 Земельного кодекса;
  • земельные участки − гражданам, имеющим право на их первоочередное или внеочередное приобретение в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (например, многодетным семьям);
  • земельный участок взамен земельного участка, предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды и изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
  • земельный участок − лицу, которое в соответствии с Земельным кодексом имеет право на приобретение в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе бесплатно, если такой земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд либо ограничен в обороте;
  • земельный участок − гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества;
  • земельный участок, расположенный за границами населенного пункта, − гражданину для ведения личного подсобного хозяйства;
  • земельный участок, необходимый для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, − лицу, с которым заключено такое соглашение (например, под инвестпроекты).

Исчерпывающие перечни случаев продажи участков неразграниченной госсобственности или предоставления их в аренду содержатся в Земельном кодексе РФ.

Как получить землю многодетной семье в Московской области>>

Как составить заявление

Заявление на услугу проще всего подать через  личный кабинет регионального портала госуслуг, где необходимо заполнить готовую форму. Подача данного заявления равно предусмотрена как в случае аренды земельных участков, так и при предоставлении их в собственность.

При этом юридическим лицам необходимо указать следующие данные:

  • сведения о ЕГРН;
  • ИНН;
  • наименование организации;
  • адрес организации;
  • организационно-правовая форма.

Физическим лицам нужно указать следующую информацию:

  • ФИО;
  • паспортные данные;
  • СНИЛС;
  • контактные данные.

И физическим, и юридическим лицам нужно указать в заявлении кадастровый номер участка, который требуется предоставить в собственность или аренду, срок аренды, адрес и площадь участка, а также сообщить цель запроса.

В случае если земельный участок не сформирован, то есть не имеет границ и кадастрового номера, нужно сначала обратиться за услугой «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена».

 В результате осуществления этой услуги определяются границы участка и вид права на него.

Это важно, поскольку в случае, когда запрашиваемые земли по тем или иным объективным причинам не могут быть предоставлены в собственность, заявителю будет предложена альтернатива − аренда участка. 

Узнайте, как зарегистрировать недвижимость в Московской области>>

Куда подавать заявление

Самым удобным и быстрым способом подачи заявления является обращение через РПГУ, поскольку оно позволяет избежать хождения по структурам и дает возможность отследить весь процесс через личный кабинет.

С этой целью сначала нужно зарегистрировать личный кабинет и получить регистрацию в электронной системе ЕСИА.

Подать заявление можно, заполнив форму в личном кабинете портала госуслуг и приложив к ней электронные образцы документов (без ЭЦП). Получить результат услуги нужно будет в МФЦ, где потребуется предъявить оригиналы документов для сверки.

В результате предоставления услуги заявитель получит договор аренды земельного участка либо договор купли-продажи земельного участка.

Читайте об МФЦ Подмосковья: виды услуг для граждан и предпринимателей>>

 Сроки оказания услуги

Срок рассмотрения заявления составляет от 8 до 50 рабочих дней, в зависимости от необходимости осуществления публикации о предстоящем предоставлении земельного участка и рассмотрения вопроса на Межведомственной комиссии по земельно-имущественным отношениям в Московской области и Градостроительном совете Московской области.

Информация о результате рассмотрения заявления будет направлена в личный кабинет заявителя на портале госуслуг. Оригинал договора купли-продажи или договора аренды с подписью уполномоченного должностного лица и печатью администрации можно получить в МФЦ.

Информация о готовности результатов предоставляется также по единому телефонному номеру:  8 (800) 550-50-30.

Андрей Аверкиев: «Наша работа – управлять большим хозяйством Московской области» >>

Иван Пышечкин

Источник: https://mosreg.ru/sobytiya/novosti/news-submoscow/kak-poluchit-nerazgranichennye-zemelnye-uchastki-v-podmoskove-bez-torgov

Как рассчитывается арендная плата за земельные участки, находящиеся в государственной собственности

Аренда земли у государства под предпринемательство

Размер ежегодной арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, устанавливается:

  • местным исполнительным комитетом,
  • администрацией свободной экономической зоны,

и отражается в договоре аренды земельного участка, договоре о продлении срока аренды или в соглашении об изменении договора аренды.

Проведение операций по начислению арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, в лицевых счетах плательщиков, контроль за ее уплатой и (или) взысканием производится:

  • налоговым органом по месту нахождения земельного участка.

Налоговые органы при осуществлении контроля за правильным исчислением, полной и своевременной уплатой арендной платы, применении способов обеспечения ее уплаты, а также уплаты пеней, взыскании этой платы и пеней пользуются правами и исполняют обязанности, установленные для осуществления налогового контроля, применения способов обеспечения исполнения налоговых обязательств, взыскания налогов, сборов (пошлин) и пеней.

Основаниями для исчисления арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, являются:

  • решение местного исполнительного комитета, администрации свободной экономической зоны о предоставлении земельного участка в аренду;
  • свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации, подтверждающее переход права аренды на земельный участок (доли в праве аренды на земельный участок). Переход права аренды может происходить в результате государственной регистрации перехода права на расположенные на земельном участке объекты недвижимости (или доли в праве на данные объекты) к другому гражданину;
  • соглашение об изменении договора аренды земельного участка, зарегистрированное в установленном законодательством порядке.

1. в зависимости от кадастровой стоимости земельного участка и коэффициентов, установленных Указом Президента Республики Беларусь от 01.03.2010 № 101 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности». Размер коэффициентов можно посмотреть ТУТ. Виды оценочных зон земельных участков согласно их функциональному использованию можно посмотреть ТУТ.

Сведения о кадастровой стоимости земельных участков содержатся в регистре стоимости земельных участков государственного земельного кадастра. Узнать сведения о кадастровой стоимости земельного участка можно путем самостоятельного поиска на сайте ГУП “Национальное кадастровое агентство” (http://vl.nca.by).

Поиск необходимо осуществлять во вкладке “Налоговая база земельного налога”. Возможно несколько вариантов поиска запрашиваемой информации – по кадастровому номеру земельного участка, адресу, наименованию садового товарищества или по сельскому населенному пункту и территории вне населенных пунктов.

2. в размере земельного налога, определенного в соответствии с налоговым законодательством (с учетом увеличения или уменьшения его ставок по решениям местных Советов депутатов), для следующих видов земель:

  • за земельные участки земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные для ведения сельского хозяйства,
  • за земельные участки, входящие в состав земель лесного фонда и предоставленные для использования в сельскохозяйственных целях,
  • за земельные участки, входящие в состав земель водного фонда и предоставленные для использования в сельскохозяйственных целях, а также для рыборазведения и акклиматизации рыбы.

Размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, может:

1. увеличиваться:

  • на коэффициент 10 по земельным участкам, используемым не по целевому назначению, не используемым в течение сроков, определенных законодательными актами, занятым до оформления правоудостоверяющих документов;
  • на коэффициент 2 по земельным участкам, занятым объектами сверхнормативного незавершенного строительства.

Земельными участками (частями земельного участка), занятыми объектами сверхнормативного незавершенного строительства, признаются земельные участки (части земельного участка), занятые возводимыми объектами строительства, по которым превышены сроки строительства, определенные в проектной документации.

  • местными исполнительными комитетами, администрациями свободных экономических зон, но не более чем в десять раз, по земельным участкам, включенным в перечень неиспользуемых (неэффективно используемых) капитальных строений (зданий, сооружений), их частей и земельных участков (частей земельных участков), на которых они расположены.

Указанный перечень утверждается областными (Минским городским) Советами депутатов либо по их поручению областными (Минским городским) исполнительными комитетами, администрациями свободных экономических зон в порядке и на условиях, установленных Советом Министров Республики Беларусь (можно посмотреть ТУТ).

Применение всех указанных выше повышающих коэффициентов к размеру арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, производится налоговыми органами по месту нахождения земельных участков на основании сведений о таких земельных участках, предоставляемых местными исполнительными комитетами, администрациями свободных экономических зон в порядке и сроки, установленные законодательством.

2. увеличиваться или уменьшаться (но не более чем в два с половиной раза) решениями местных органов власти и администраций свободных экономических зон за земельные участки, предоставленные отдельным категориям арендаторов.

Исчисление и уплата арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, в увеличенном (уменьшенном) размере в соответствии с принятыми решениями производится с 1 января года, следующего за годом, в котором принято соответствующее решение.

Решения местных исполнительных комитетов об увеличении (уменьшении) размера ежегодной арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, предоставленные гражданам, применяются только в случае определения размера ежегодной арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, при:

  • предоставлении их в аренду,
  • продлении срока аренды земельных участков,
  • заключении соглашений об изменении договоров аренды земельных участков, предусматривающих изменение размера ежегодной арендной платы за эти земельные участки.

Решения местных органов власти об установлении повышающих коэффициентов к размерам арендной платы.

Арендная плата уплачивается:

  • с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия решения или регистрации договора аренды земельного участка или соглашения об изменении договора аренды (осуществления государственной регистрации перехода права аренды на земельный участок),
  • до последнего числа месяца (включительно), в котором истекает срок аренды земельного участка.

Источник: http://www.nalog.gov.by/ru/kak-rasschityvaetsya-arendnaya-plata-za-zemelnye-uchastki-nahodyashchiesya-v-gosudarstvennoj-sobstvennosti/

Включение арендной платы за землю в расходы предпринимателя

Аренда земли у государства под предпринемательство

Отношения, связанные с арендой земли, регулируются Земельным и Гражданским кодексами, Законом об аренде земли, другими нормативно-правовыми актами, принятыми в соответствии с ними, а также договором аренды земли.
Рассмотрим, включаются ли суммы уплаченной арендной платы за земельный участок в расходы физического лица — предпринимателя, которое применяет общую систему налогообложения.

Арендодателями земельных участков являются граждане и юридические лица, в собственности которых находятся земельные участки, или уполномоченные ими лица, сельские, поселковые, городские советы в рамках полномочий, у которых земельные участки находятся в коммунальной собственности.

Кроме того, арендодателями земельных участков, находящихся  в государственной собственности, являются органы исполнительной власти, которые в соответствии с законом передают земельные участки в собственность или пользование (ст. 4 Закона об аренде земли).

При этом арендаторами земельных участков являются юридические или физические лица, которым на основании договора аренды принадлежит право владения и пользования земельным участком.

Арендаторами земельных участков также могут быть районные, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации, Совет Министров АР Крым и Кабинет Министров Украины в рамках полномочий, определенных законом, сельские, поселковые, городские, районные и областные советы, Верховный Совет АР Крым в рамках полномочий, определенных законом, граждане и юридические лица Украины, иностранцы и лица без гражданства, иностранные юридические лица, международные объединения и организации, а также иностранные государства (ст. 5 Закона об аренде земли).

В соответствии со ст. 13 этого Закона договор аренды земли — это договор, по которому арендодатель обязан за плату передать арендатору земельный участок во владение и пользование на определенный срок, а арендатор обязан использовать земельный участок согласно условиям договора и требованиям земельного законодательства.

Подпунктом 14.1.147 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса определено, что плата за землю — это общегосударственный налог, который взимается в форме земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности.

При этом арендная плата — это обязательный платеж, который арендатор вносит арендодателю за пользование земельным участком (пп. 14.1.136 вышеуказанного пункта).

Согласно п. 288.1 ст. 288 Налогового кодекса основанием для начисления арендной платы за земельный участок является договор аренды такого земельного участка, а плательщиком арендной платы — арендатор земельного участка (п. 288.2 этой статьи).

Порядок налогообложения доходов физических лиц — предпринимателей определен ст. 177 Налогового кодекса, согласно п. 177.

2 которой объектом налогообложения является чистый налогооблагаемый доход, то есть разность между общим налогооблагаемым доходом (выручка в денежной и неденежной форме) и документально подтвержденными расходами, связанными с хозяйственной деятельностью такого физического лица — предпринимателя.

Пунктом 177.4 ст. 177 этого Кодекса определен перечень расходов, непосредственно связанных с получением доходов физическим лицом — предпринимателем от проведения хозяйственной деятельности на общей системе налогообложения. К ним относятся:

  • расходы, в состав которых включается стоимость сырья, материалов, товаров, образующих основу для изготовления (продажи) продукции или товаров (предоставления работ, услуг), покупательных полуфабрикатов и комплектующих изделий, топлива и энергии, строительных материалов, запасных частей, тары и тарных материалов, вспомогательных и других материалов, которые могут быть непосредственно отнесены к  конкретному объекту расходов;
  • расходы на оплату труда физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с таким налогоплательщиком, которые включают расходы на оплату основной и дополнительной заработной платы и других видов поощрений и выплат исходя из тарифных ставок, в виде премий, поощрений, возмещений стоимости товаров (работ, услуг), расходы на оплату за выполнение работ, услуг согласно договорам гражданско-правового характера, любая другая оплата в денежной или натуральной форме, установленная по договоренности сторон (кроме сумм материальной помощи, которые освобождаются от налогообложения согласно нормам раздела IV Кодекса);
  • обязательные выплаты, а также компенсация стоимости услуг, предоставляемых работникам в случаях, предусмотренных законодательством, взносы плательщика налога на обязательное страхование жизни или здоровья работников в случаях, предусмот-ренных законодательством;
  • суммы единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование в размерах и порядке, установленных законом;
  • другие расходы, в состав которых включаются расходы, связанные с ведением хозяйственной деятельности, не указанные в подпунктах 177.4.1 — 177.4.3 этого пункта, к которым относятся командировочные расходы наемных работников, расходы на услуги связи, рекламы, платы за расчетно-кассовое обслуживание, на оплату аренды, ремонт и эксплуатацию имущества, используемого в хозяйственной деятельности, на транспортировку готовой продукции (товаров), транспортно-экспедиционные и другие услуги, связанные с транспортировкой продукции (товаров), стоимость приобретенных услуг, прямо связанных с производством товаров, выполнением работ, предоставлением услуг.

Следовательно, указанный перечень расходов не содержит уплаченных налогов, сборов (кроме суммы единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование).

Поскольку арендная плата является обязательным платежом, который взимается в форме общегосударственного налога и уплачивается физическим лицомпредпринимателемарендатором за пользование земельным участком государственной и коммунальной собственности, эта сумма не включается в валовые расходы предпринимательской деятельности.

Если физическое лицопредприниматель арендует земельный участок у юридического лица или физического лицапредпринимателя и уплачивает согласно договору арендную плату, арендодатель увеличивает сумму доходов, а арендатор включает в расходы сумму арендного платежа на основании документального подтверждения (договор аренды, квитанции и т. п.) и при условии использования предпринимателем этого имущества в хозяйственной деятельности.

При этом налоговый агент (юридическое лицо или физическое лицо — предприниматель) о суммах выплаченной арендной платы физическому лицу — предпринимателю обязан уведомить в налоговом расчете (форма № 1ДФ).

Источник: http://www.visnuk.com.ua/ru/pubs/id/8333

Административное право
Добавить комментарий