Что может грозить за угон легкового автомобиля?

Об угоне автомобиля или другого транспортного средства

Что может грозить за угон легкового автомобиля?

Каждый день из новостей мы узнаем о том, что украли автомобиль у звезд, политиков, бизнесменов, что же говорить о простых смертных, никто не застрахован от потери своей машины.

Современные устройства дают возможность преступникам угнать автомобиль за максимально быстрое время, буквально несколько секунд, и у вас уже нет машины.

Если преступник действует как угонщик, то его действия могут считаться как кража чужого имущества (статья 168 УК РФ) или как угон (166 УК РФ).

За последние три года возросло число угнанных автомобилей. Огромной популярностью среди угонщиков пользуются японские легковые автомобили, на которых, кстати, передвигается и автор данной статьи, Бессонов Алексей.

Транспортные средства, произведенные в других странах, исчезают у владельцев гораздо реже. Обычно угон машин происходит в темное время суток, чаще ночью.

Местом же похищения бывают стоянки, которые не охраняются никем, а также дворы жилых домов.

О 166 статье УК РФ

Для угона автомобиля можно использовать кучу способов, однако отвечать преступник за подобные действия, будет по одной статье УК РФ.

Итак, в первом пункте 166 статьи говорится о таких видах наказания за угон автомобиля:

  1. Арест до полугода.
  2. Тюремное заключение до пяти лет.
  3. Штраф до 120 тысяч рублей, а также в размере заработной платы виновного за период до одного года.
  4. Условный срок до трех лет.

166 статья УК РФ действует для преступления, связанного с завладением именно автомобиля, если же речь идет о другом имуществе, то данное преступление будет квалифицироваться по другой статье.

К угоняемым транспортным средствам, которые караются 166 статьей УК, относятся тракторы, троллейбусы, мотоциклы, трамваи, автомобили и другие.

Сюда не входит железнодорожный, водный и воздушный транспорт. Преступление с этими транспортными средствами считается как преступление, несущее угрозу общественной безопасности (211 статья УК РФ).

Незаконное завладение чужой машиной – это фактическое утверждение того, что новым владельцем стал человек, которому официально не принадлежит это транспортное средство, и он не имеет на него прав пользования.

Если, к примеру, шофер взял рабочую машину для своих целей, то это не считается угоном, однако подобное нарушение может привести к серьезному дисциплинарному взысканию.

Также угоном не является использование машины членами семьи ее владельца, родными, друзьями и знакомыми, которые ранее пользовались этим транспортным средством по согласию собственника, и если у них есть права на него.

Субъективной точкой зрения по отношению к угону является прямой умысел, то есть во время завладения чужой машиной или иным транспортным средством угонщик понимал, что у него нет никаких прав на пользование и владение этим автомобилем. В таком случае этот угон и есть преступление, которое карается 166 статьей Уголовного Кодекса.

Зачастую угон автомобиля носит корыстный характер, то есть далее преступник собирается реализовать украденную машину. Тогда такое преступление будет переквалифицировано в хищение чужого имущества.

Если автомобиль угнали вместе с имуществом, которое находилось в нем, то это преступление с незаконным завладением машины и кражей чужого имущества.

Уголовную ответственность за угон автомобиля несут с четырнадцати лет. Тюремное заключение от трех до семи лет грозит тем преступникам, которые не один раз, с группой лиц по договоренности или с применением насилия совершали угон.

Неправомерный угон машины, который причинил огромный ущерб владельцу, карается тюремным заключением от пяти до десяти лет.

Если угон был совершен с применение насилия, опасного для жизни и здоровья пострадавшего лица, а также с угрозой применения такого рода насилия, то за такое преступление виновного могут осудить от шести до двенадцати лет.

https://www.youtube.com/watch?v=Y5CxSckXcxs

Угон и кража сильно отличаются друг от друга. Если преступник угоняет автомобиль, то у него нет цели реализовать его. Угон является возможностью использовать чужое транспортное средство без права на это.

Если у вас украли машину, то вам необходимо пойти в ОВД и подать заявление об угоне, также вы можете обратиться в самое ближайшее отделение полиции. В заявлении нужно указать все сведения о владельце машины, о марке, номере, особых приметах вашего транспортного средства. ОВД должен дать вам на руки талон-уведомление о том, что было принято ваше заявление к рассмотрению.

Так как у автомобилистов есть страховка, то после угона машины следует сообщить об этом в страховую компанию, которая должна выдать запрос на справку по форме №3. Владельцу, получившему такую справку и копию постановления о возбуждении уголовного дела, должны начислить страховые выплаты.

Если говорить об обратной стороне дела, а именно о подозреваемом лице, то он может прибегнуть к помощи уголовного адвоката. Верно сформулированная классификация дела об угоне автомобиля адвокатом позволит виновному получить минимальное наказание или вообще доказать непричастность к преступлению.

Актуальность статьи: 07.07.2013 03:29:58

Источник: https://pravoforyou.ru/articles/ugon-ts.html

Конституционный суд потребовал изменить статью об угонах машин

Что может грозить за угон легкового автомобиля?

Вчера Конституционный суд принял важное для каждого автовладельца решение. Он решил, что уголовная статья об угоне автомобиля не в полной мере отвечает Конституции и законодатель должен ее серьезно поправить.

О том, что со статьей “Угон транспортного средства” были проблемы, известно давно. Специалисты об этом говорили всегда, а простые граждане сталкивались со сложностями применения этой статьи, как только оказывались пострадавшими от угона.

“Виновником” вчерашнего решения Конституционного суда стал житель Астрахани Владимир Кряжев, у которого в августе 2012 года угнали автомобиль ВАЗ-21063.

Самым угоняемым автомобилем в регионах РФ стал Lexus LX

Двоих молодых людей, взявших чужую машину покататься без спросу, задержали. Но обнаружить брошенный ими автомобиль не удалось. Суд признал угонщиков виновными в “завладении машины без цели хищения”. Также было заведено уголовное дело о краже автомобиля в отношении неустановленного лица. Но это лицо так и не нашли, а следствие приостановили.

В результате дело об угоне перешло в гражданское судопроизводство.

Автовладелец безрезультатно пытался возместить причиненный ему имущественный и моральный вред. Но все суды пришли к выводу, что непосредственно угоном автомобиля ущерб нанесен не был. А настоящий виноватый по делу – это непойманный вор, укравший брошенную машину.

Хозяин автомобиля в итоге дошел до Конституционного суда. В своей жалобе он указал, что существующая сегодня статья об угонах и ее толкование не позволяют ему защитить свои права на возмещение ущерба, если автомобиль не найден. А главное, что по действующему закону угонщики не несут никакой имущественной ответственности за свои действия.

Конституционный суд пришел к выводу, что гражданин, незаконно завладевший чужим автомобилем, по факту принимает на себя все риски последующей его судьбы.

Действия угонщиков выводят имущество из-под контроля законного владельца и “создают условия для похищения угнанной машины третьими лицами”.

Таким образом, допускается фактическое лишение потерпевшего права на возмещение вреда, причиненного преступлением, и необоснованное освобождение преступника от имущественной ответственности.

А это уже прямое нарушение конституционных гарантий права собственности потерпевшего и его же права на судебную защиту.

Конституционный суд признал, что оспариваемые нормы в их взаимосвязи не соответствуют Конституции РФ.

Федеральному законодателю, заявил КС, надо внести изменения, направленные на совершенствование механизма возмещения вреда гражданину, потерпевшему от угона и последующего хищения автомобиля.

Ну а дело Владимира Кряжева, сказали в Конституционном суде, подлежит пересмотру.

Требование Конституционного суда внести изменения в Уголовный и Гражданский кодексы как нельзя лучше соответствует желаниям самих депутатов. Уже не менее 10 лет обсуждается тема отмены 166-й статьи УК. Однако для принятия столь важного решения не было соответствующих предпосылок. Теперь они появились в виде решения Конституционного суда.

Чем отличается угон автомобиля, от, например, снятия шубы с девушки в подъезде? Только квалификацией. А если вор шубы просто хотел погреться?

Сейчас в Госдуме лежит проект закона, который предусматривает удаление из формулировки “угон”, фразы “без цели хищения”.

В этом же проекте ответственность по этой статье повышается именно до уровня статьи 158 УК, предусматривающей ответственность за кражу.

По словам одного из авторов проекта, первого заместителя председателя Комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслава Лысакова, уже давно никто не угоняет машины, чтобы просто покататься. Это криминальный бизнес, который приносит большой доход его участникам.

– Давайте вспомним историю, – говорит Лысаков. – В СССР был период, когда за угон была предусмотрена ответственность до 12 лет лишения свободы. Тогда количество угонов сократилось в разы. Сегодня статья 166 УК позволяет уходить от наказания тем, кто похитил имущество в виде автомобиля. За кражу кошелька, белья и мобильника грозит реальный срок. За угон машины – условный.

Лысаков также сообщил, что лучший вариант решения проблемы – полное исключение статьи 166 из Уголовного кодекса. Однако это влечет свои сложности.

Если ее отменить, то она будет полностью декриминализирована. То есть те, кто по ней сидит, должны получить свободу. Те, кто был по ней осужден, должны будут освободиться от судимости.

Ведь обратной силы не имеют только те законы, которые ухудшают положение граждан.

Депутаты предложили убрать из Уголовного кодекса статью об угонах

– Угон автомобиля – это преступление против собственности, поскольку законодатель вывел ст. 166 УК РФ за рамки понятия транспортных преступлений.

Судебная практика иногда сталкивается с действиями лиц, которые после завладения машины и поездки на ней возвращают ее на прежнее место, – считает адвокат Юрий Гусаков.

Подобные действия расцениваются как угон транспортного средства, а факт его добровольного возвращения может быть учтен судом, как обстоятельство, смягчающее ответственность, но не исключающее ее.

На сегодняшний день статья 166 УК дает возможность угонщикам уходить от реальной ответственности за кражу автомобиля, заявляя, что они угнали авто, не имея корыстных побуждений. А доказать корыстные побуждения очень сложно, поэтому и получают они меньшее наказание, чем заслужили.

Это проблемная статья. Нет четкости и однозначного толкования совершаемых действий, конкретики предмета, а также момента окончания преступления ни в теории, ни на практике.

Законодательное приравнивание завладения к угону можно расценить как ограничение круга действий, которые охватывает термин “завладение” – то, которое связано с незаконным перемещением на машине.

Например, попытка уйти в надетых на себя вещах в магазине квалифицируется как покушение на хищение, а попытка уехать на автомобиле – как угон, то есть заведомо более “легкая” статья.

Угонщик говорит, например, что промок или замерз и залез погреться, что у него и в мыслях не было завладеть автомобилем. И его действия подпадают под статью 166.

Если разбираться досконально, то “угон без цели хищения” полностью соответствует краже денег без цели их использования. Что-то вроде взял чужой кошелек поиграть. А в квартиру залез посмотреть, как люди живут.

В связи с этим целесообразно в перспективе исключить статью 166 УК “Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения”, поскольку это вполне реальная лазейка, благодаря которой “автоворы” уходят от ответственности.

Как действуют угонщики

В технологии угона воры уже выработали схему, как избежать серьезной ответственности, пользуясь пробелами законодательства в “угонной” статье Уголовного кодекса. Чтобы не сесть надолго за кражу автомобиля, угон машины построен по схеме разорванной цепочки.

Один человек подходит к машине, вскрывает ее, отключает сигнализацию, может быть, даже заводит и уходит. Второй человек садится за руль автомобиля и уезжает. Он бросает машину на обочине или в каком-нибудь поселке.

Теперь в дело вступает третий участник банды. Он садится в машину и отводит в гараж.

И вот там уже с автомобилем работают другие люди – перебивают номера, разбирают на запчасти или перекрашивают и готовят липовые документы.

Социологи: Чаще всего угоняют автомобили Lada и Toyota

Что грозит участникам такой схемы, если их поймают? Если угонщика возьмут на этапе вскрытия автомобиля даже с комплектом отмычек, дополнительным иммобилайзером, устройством для прописки новых электронных ключей, а также с пневмоножницами для срезания подкапотных замков, он может отделаться лишь статьей за хулиганство. В крайнем случае, той самой 166-й статьей, то есть завладение автомобиля без цели хищения.

Что ждет того, кто перегонял машину? Максимум та же щадящая 166-я статья. Стоит заведенная машина, до метро идти далеко, почему бы не подъехать. Что грозит другому перегонщику? То же самое.

Что делать следователям? Отслеживать всю цепочку. Но вот беда. Буквально на днях следователи при участии одного из крупнейших операторов телеметрических систем, проследили угон автомобиля.

Дошли до точки, где машинам перебивают номера, дождались, когда туда соберутся все участники этого криминального бизнеса и взяли всех скопом. Однако пострадавшему от угона это счастья не принесло. Дело в том, что за это время на его машине успели перебить номера.

То есть машину он получит, и даже сможет ей пользоваться, но вот продать ее он не сможет никогда. Потому что автомобили с криминальными идентификационными номерами на учет не ставят.

То есть 166-я статья предусматривает возможность скостить наказание. И поэтому ее активно используют. Это одна из самых коррупционноемких статей.

Можно взять угонщика на месте преступления со всеми причиндалами для угона, но попробуй докажи, что он пытался угнать машину в корыстных целях.

А можно поймать на улице студента за рулем “папиной” тачки, ключи от которой он вытащил из кармана пиджака, и вменять ему кражу автомобиля.

Согласно данным статистики судебного департамента Верховного суда, только за первые 6 месяцев прошлого года было осуждено по 1 части статьи 166 УК – 4798 человек. Из них реальное лишение свободы получили 1613 человек. Условные сроки – 1994 человека. А 573 человека отделались штрафами.

Статистика для тех, кто виновен в угоне при более тяжких обстоятельствах, то есть совершил его в группе лиц, с применением насилия, в том числе опасного для жизни и здоровья, еще интереснее. По этим статьям осуждено всего 3135 человек. Из них 985 на реальные сроки. 1204 отделались условным наказанием, а 238 вовсе были назначены штрафы.

Прямая речь

Сергей Казанцев, судья Конституционного суда: 

– В изучаемом нами деле было два преступления – угон и последующая кража. Суды, разрешая этот вопрос, исходили из того, что если человек не украл машину, а только покатался, то за кражу он не отвечает. Мы же сказали, что он отвечает и за утрату автомобиля, только не в уголовном смысле, а с точки зрения возмещения вреда, причиненного комплексом этих преступлений потерпевшему.

Поскольку угон создает условие для кражи – постольку угонщик должен нести ответственность за утрату автомобиля перед собственником, если не докажет, что кража не связана с угоном.

Угонщик может быть привлечен к ответственности до тех пор, пока автомобиль не возвращен собственнику или не найден вор. Если же вора найдут, то и вопрос будет рассматриваться иначе: либо о совместной их ответственности, либо только вора.

Какие машины в цене у воров

По данным столичной полиции, в прошлом году было зарегистрировано 10 047 угонов и краж автомобилей. Это на 10 процентов меньше, чем в предыдущем году.

Количество угонов увеличилось на новых территориях Москвы аж на 55 процентов.

В то же время из старых округов столицы рост показал только Восточный. Там количество угонов выросло на 0,4 процента.

Из ранее угнанных было обнаружено 4442 автомобиля. Успехи розыска налицо. Это превысило показатели прошлого года на 11 процентов.

Анализ этих преступлений показывает, что большинство угонов – 47,6 процента приходится на ночное время. 13,9 процента происходит днем. 5,8 процента – вечером и 4,5 процента утром. В остальных случаях время преступления не установлено.

Как сообщил “РГ” ведущий специалист Центра оперативного реагирования одной из крупнейших компаний на рынке спутниковых систем безопасности Юрий Королевцев, наибольшей популярностью среди угонщиков пользуются самые востребованные на вторичном рынке автомобили.

Причем в текущих условиях растет количество угонов тех марок, чьи запчасти сильно подорожали из-за кризиса. В данный момент лидирующие позиции в рейтинге самых угоняемых марок по Москве занимают ВАЗ, Toyota, Mazda, Land Rover и KIA. Бренды, закрывающие первые три позиции, традиционно присутствуют в рейтинге, в то время как Land Rover впервые занимает столь высокую строчку.

Источник: https://rg.ru/2015/04/10/ugon.html

Сколько стоит страховка в Украине 2019 | Лига.КредитОнлайн

Что может грозить за угон легкового автомобиля?

Страховки на машину, как и многие другие, бывают двух видов: обязательные и добровольные.

Обязательное страхование предполагает, что при его отсутствии автовладельцу грозит штраф, а добровольное делается по собственному желанию.

Что же касается цены, то она отличается в зависимости от целого набора параметров — разберемся подробнее, что это за параметры и как они влияют на цену в каждом отдельном случае в зависимости от типа страховки.

ОСАГО

Это обязательное страхование, которое необходимо, чтобы покрыть ущерб, нанесенный пострадавшей стороне. Например, вы въехали в чье-то авто по своей вине — страховка (в пределах страховой суммы) покроет этот ущерб.

  • 0,01% на первый кредит0,01% на первый кредит Читать подробнее

Некоторые владельцы от оформления ОСАГО освобождены: это водители-инвалиды первой группы, а также люди, которые управляют ТС инвалидов первой группы в присутствии последних, а еще участники боевых действий, инвалиды войны.

Есть группа граждан, для которых предусмотрены льготы при оформлении страховки. Скидку в 50% получают пенсионеры, инвалиды второй группы, участники войны, а также пострадавшие от аварии на Чернобыльской АЭС (первой и второй категорий). Для получения льгот и освобождения от уплаты ОСАГО необходимо иметь соответствующие подтверждающие документы.

В остальном граждане оплачивают 100% страховки — ее размеры контролируются государством, так что компании не могут самостоятельно увеличивать ценник в несколько раз. Но есть ряд факторов, влияющих на конечную сумму:

  • Вид транспортного средства, характеристики двигателя, грузоподъемность, количество посадочных мест (для автобусов). Такая дифференциация делает страховые суммы более честными, ведь особенности транспортного средства влияют на очень многое — например, на то, какой ущерб оно может нанести в ДТП. Благодаря такому разделению каждый владелец платит справедливую сумму и не переплачивает за других.
  • Место, где ТС было зарегистрировано. В больших городах цена на ОСАГО выше. Меньше всего заплатят те, чье транспортное средство зарегистрировано в населенном пункте с населением меньше 100 тысяч человек.
  • Время действия страховки. Ее можно оформить на довольно короткий срок — от пятнадцати дней. Срок действия прямо пропорционален цене.
  • Активность эксплуатации авто. Так, для машин, которые используются в качестве такси, то есть много ездят, постоянно обслуживая клиентов, стоимость страховки выйдет дороже.

Не влияют на цену страховки водительский стаж, а также количество водителей для одного автомобиля. Их даже не нужно нигде указывать — полис касается конкретного транспортного средства, а не того, кто будет находиться за рулем.

Не совсем ясное влияние оказывает такой фактор, как стаж безаварийного вождения. Одни компании учитывают его как фактор, влияющий на удешевление полиса, а другие наоборот — повышают цену при большом стаже без ДТП.

  • Рекомендуем 0,01% на первый кредит0,01% на первый кредит Читать подробнее

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ СУММЫ. В 2018 году ведущие страховые компании предлагали страховки ОСАГО в среднем по ценам от 484 до 516 гривен.

КАСКО

Это уже добровольное страхование — оно нужно в том числе и для того, чтобы защитить себя от большого количества рисков. Сюда относят угон, действия вандалов, повреждение авто в результате стихийных бедствий и многое другое. Если сравнивать с ОСАГО, то в данном случае больше факторов, которые влияют на оценку стоимости страховки.

Один из важнейших факторов — стоимость самого автомобиля на рынке. Чем дороже машина, тем дороже обойдется ее ремонт, а сами повреждения будут оцениваться серьезнее. По этой причине страховка будет стоить дороже.

Оценка рисков — еще один ключевой момент. Страховые компании максимально подробно анализируют все непредвиденные ситуации, которые могут случиться. Берется во внимание даже то, насколько часто происходит угон конкретных марок автомобилей.

Если в стране случаев с угоном авто вашей марки больше, чем остальных, страховка по понятным причинам обойдется дороже.

По такому же принципу оцениваются и другие риски: насколько вероятно, что машина будет повреждена животными, в пожаре, при стихийном бедствии — настолько дороже и будет стоить каско.

Если сам владелец позаботился о безопасности и, например, поставил современную противоугонную сигнализацию, страховщики могут учесть этот момент и предложить более выгодную цену.

Каско заключается до года и вполне может действовать несколько дней — здесь зависимость от количества дней и месяцев такая же, как и в случае с ОСАГО.

Как видно, стоимость данного типа страховки — это еще более сложная система, поэтому окончательную цену можно узнать, воспользовавшись калькулятором конкретной компании.

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ СУММЫ. Минимальные предложения рынка стартуют в среднем от 8 тысяч гривен, но чаще суммы будут значительно превышать этот показатель. На хорошее авто каско может стоить и 30 тысяч, и гораздо больше.

«Зеленая карта»

Этот вид страхования актуален для тех владельцев авто, которые на своей машине отправляются за границу. Действует он на территории тех стран, которые являются участниками системы Green Card — это сорок семь государств, на территории которых такой полис обязателен.

Цена этого полиса, как и в любом другом случае, зависит от определенного набора условий. На нее влияют срок, на который оформляется страховка (от 15 дней до одного года), вид транспорта, а также страна.

Так, если вы едете в Беларусь, Азербайджан, Россию либо Молдову, заплатить придется меньше, чем в любую из стран Европейского Союза. По виду транспорта дороже всего обходятся автобусы — для поездок в ЕС потребуется потратить от 2 800 (за пятнадцать дней) до 25 400 гривен (за год).

Чуть дешевле стоят грузовики — до 21 тысячи, а легковые автомобили обойдутся где-то в 6 600 гривен, если оформлять максимальную страховку на год.

«Зеленая карта» для Беларуси, Молдовы, Азербайджана и РФ, если у вас автобус, максимум обойдется в 6 300 гривен, а если легковой автомобиль — в 2 700 гривен. По сравнению со страховкой, которая предназначена для ЕС, это вполне доступное решение. Но и экономическая ситуация в этих странах и Европе сильно различается: можно сравнить цены на все остальные услуги и продукты.

Интересно, что самая низкая цена отличается в зависимости от направления. Если для поездок в страны Европейского Союза дешевле всего стоят прицепы — до 1 800 гривен, то для поездок по более близким странам самыми дешевыми становятся мотоциклы — до 720 гривен.

  • Осенний – 0% до 31 дня Осенний – 0% до 31 дня Читать подробнее

ВНИМАНИЕ! Стоимость услуги обозначена ориентировочно, она может незначительно меняться в зависимости от того периода, когда вы обращаетесь за помощью, и других особенностей ситуации.

Не экономьте на страховке

Отсутствие обязательной страховки — это не только вождение на свой страх и риск, но и опасность получить серьезные проблемы с контролирующими органами, поэтому оформление таких полисов обязательно для каждого. Другое дело — добровольная страховка.

Далеко не все решаются ее оплачивать, поскольку цены гораздо выше, а страховой случай может не наступить никогда.

Но в этой ситуации важно все взвесить: посчитайте стоимость вероятного ущерба в том или ином случае и подумайте, насколько целесообразна экономия, если что-то непредвиденное все же случится.

Источник: https://www.liga.net/creditonline/skolko-stoit-straxovka-v-ukraine-2019

Уголовные

Что может грозить за угон легкового автомобиля?

“Вы говорите – дурацкое, несерьезное преступление. Можно сказать и так, но это на поверхности так выглядит. Давайте посмотрим на подобные ситуации глубже…”

“10 мая во Фрунзенском РУВД г. Минска возбуждено уголовное дело по ч.1 ст.214 УК РБ (угон) в отношении ранее судимого за кражи жителя Фрунзенского р-на, 1991 г.р.

Как следует из материалов дела, 7 мая он зашел в гости к приятелю и попросил у его отца ключ от гаража одного из ГСК столицы, чтобы поставить туда на время сломанный скутер.

На самом деле парень знал, что в гараже стоит автомобиль Toyota Corolla, принадлежащий отцу друга, и неоднократно видел, что ключи от него обычно находятся в замке зажигания. Вот и пообещал своей знакомой покатать ее по городу на автомобиле.

Поставив свой скутер в гараж, парень сел в автомобиль и катался на нем весь вечер. Утром 8 мая поставил его обратно. Но владелец автомобиля, обнаружив пропажу, вызвал милицию и написал заявление. Теперь за “покатушки” на чужом автомобиле парню грозит до 5 лет лишения свободы”.

Прочитав это сообщение пресс-офицера Фрунзенского РУВД г. Минска Аллы Голубович, поступившее в правовой отдел “АБ” на прошлой неделе, я решил не ограничиваться сухой констатацией факта происшествия, а использовать его в качестве повода для беседы с заместителем начальника Фрунзенского РУВД – начальником предварительного расследования Денисом ШАМАНОМ.

– Денис Леонидович, лично меня, когда я смотрю или читаю подобные сообщения в криминальной хронике, давно интересовали две тонкости – правовая классификация данного вида преступления и последствия разбирательств между близкими или знакомыми людьми. Как вы можете прокомментировать данное сообщение? – И что же здесь комментировать?..

Для начала, наверное, надо сказать о том, чем отличается угон транспортного средства от кражи. Угон – это завладение ТС, поездка на нем без цели хищения, присвоения, продажи. В УК РБ это статья 214, и наказание по ее первой части предусматривает ограничение свободы на срок от двух до пяти лет или лишение свободы на срок до пяти лет.

То же действие, совершенное повторно, либо группой лиц по предварительному сговору, либо повлекшее по неосторожности причинение ущерба в особо крупном размере, наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет.

Кража как таковая, в том числе и транспортного средства, – это статья 205 УК – тайное похищение имущества с целью “безвозмездного завладения” им.

Наказание за нее по первой части – штраф, или исправительные работы на срок до двух лет, или арест на срок до шести месяцев, или ограничение свободы на срок до трех лет, или лишение свободы на тот же срок.

Повторное действие либо совершение кражи группой лиц наказывается исправительными работами на срок до двух лет, или арестом от трех до шести месяцев, или ограничением свободы до четырех лет, или лишением свободы на тот же срок…

– Вот это я и имел в виду, говоря о первой тонкости. Сразу же бросается в глаза, что за угон ТС можно получить более суровое наказание, чем за кражу.

Хотя, как мне представляется, угон, который чаще всего совершают подростки или заурядные хулиганы, не несет (или не подразумевает) каких-то серьезных последствий – покатались и бросили. Ущерб незначительный… А на кражу, как правило, идут сознательно люди зрелые, их умысел более циничен, что ли.

Но наказание по сравнению с угоном мягче. Получается, что простому шалопаю-подростку, привлекаемому к ответственности за угон автомобиля, выгоднее утверждать, что он не угнал, а похитил автомобиль с целью присвоения или продажи?!
– Да.

В некотором роде это может явиться некой формой ухода от более сурового наказания. Но такой порядок ввели не мы, а законодатель. И не секрет, что на этот момент нередко обращают внимание и адвокаты, рекомендуя своим клиентам вариант кражи в качестве смягчения наказания. Другой вопрос – истинные намерения.

Ибо сложно принять на веру утверждение подростка, что он угонял автомобиль для того, чтобы присвоить его или продать кому-то. Как мы это различаем? В этом и состоит профессионализм следователя. Рассказывать о методике дознания можно достаточно долго….

– Тогда давайте перейдем ко второму аспекту. В примере, с которого мы начали нашу беседу, фигурирует близкий для потерпевшего человек – приятель сына. Нередко в подобных ситуациях оказываются родственники.

Насколько мне известно, иногда люди, обнаружив пропажу автомобиля, обращаются в милицию, пишут заявления, а затем, если автомобиль найден в целости и без повреждений, мирятся с виновником и хотят забрать свои заявления…


– Во-первых, в примечании к главе 24 УК “Преступления против собственности”, пункт 6, сказано: “Уголовное преследование близких потерпевшего, совершивших кражу (часть 1 статьи 205), либо мошенничество (часть 1 статьи 209), либо присвоение или растрату (часть 1 статьи 211), либо угон транспортного средства или маломерного водного судна (часть 1 статьи 214), возбуждается только по заявлению потерпевшего”. То есть если подобная “шалость” произошла в отношении близкого родственника и он, что называется, “сменил гнев на милость”, то уголовное дело возбуждаться не будет. Виновник лишь заплатит штраф, если управлял ТС, не имея водительского удостоверения. А если имел, тогда вообще ничего не будет. А во-вторых, что касается конкретной ситуации из сообщения нашей пресс-службы, то приятель сына никак не может квалифицироваться как близкий родственник…

– Естественно. Только я имел в виду, говоря о близких людях, просто хорошо знакомых людей – соседей, детей друзей и так далее.

Ведь иной раз наши соседи, друзья становятся нам как родственники, но из-за вспышки гнева, из-за “шалости” детей можно стать врагами на всю жизнь в результате заявления и возбуждения уголовного дела…
– Я понял, о чем вы. Действительно, в данной ситуации сегодня так и происходит.

Потерпевший уже выражал свое нежелание, чтобы этого молодого человека – приятеля сына – привлекали к уголовной ответственности. Однако ничего уже изменить нельзя. Дело возбуждено, расследуется и будет передано в суд. Вы говорите – дурацкое, несерьезное преступление. Можно сказать и так, но это на поверхности так выглядит.

Давайте посмотрим на эту и подобные ситуации глубже. Подросток берет без разрешения чужой автомобиль “просто покататься”, часто без должных навыков управления, нередко в состоянии алкогольного опьянения. Хорошо, если ничего более не случилось.

Но ведь автомобиль – средство повышенной опасности! А если при этом он совершает ДТП с другим автомобилем или с пешеходом?! И если он угонял не один, то это будет уже часть 2 статьи 214, где наказание значительно выше.

А что касается жалости и нежелания “сажать” знакомого человека, то меня очень часто коробит правовое невежество наших граждан, когда они приходят и мило так заявляют: “Мы сами разобрались, помирились… Дайте я заберу свое заявление”.

Но понятия “забрать свое заявление” не существует! Можно, конечно, написать: “Претензий к виновнику не имею”. Но если уголовное дело возбуждено и виновник не является близким родственником – никаких “заберу” уже быть не может! Трагедия, говорите? Согласен, тяжело будет дальше жить с соседями, чей сын из-за вашего заявления получил судимость по уголовной статье и испортил себе анкетные данные… Вот пусть ваши читатели теперь и подумают, чем может обернуться беспечность не только в хранении своего автомобиля, но и в воспитании своих детей.

Если у вас имеются замечания по прочитанному или вопросы по будущим темам – можете написать об этом на электронный адрес редакции news@abw.by или мне лично igorm@abw.by. Звоните. Телефоны правового отдела: (МТС) 705-25-67, (Velcom) 702-54-97.

Игорь МОСКАЛЕНКО.

Источник: https://www.abw.by/novosti/rb/170175

Административное право
Добавить комментарий