Что нужно указать в акте о налоговых правонарушениях?

Пределы дополнительных мероприятий налогового контроля: возможны ли новые претензии?

Что нужно указать в акте о налоговых правонарушениях?
Е. И. Семкина, старший юрист

Н. А. Шагинян,

помощник юриста

Юридическая компания «Пепеляев Групп»

Проведению дополнительных мероприятий налогового контроля посвящен только пункт 6 статьи 101 НК РФ, что свидетельствует о пробелах в правовом регулировании этой формы контроля. В свою очередь, неурегулированность налоговым законодательством процедуры проведения налоговыми органами таких мероприятий на практике вызывает много вопросов 

Долгое время налогоплательщики сталкивались с проб­лемой неознакомления с результатами дополнительных мероприятий.

Налоговые органы зачастую считали, что на них законодательством напрямую не возложена обязанность извещать налогоплательщика о времени и месте их рассмотрения.

Разрешил этот спор Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, указав в Постановлении от 16.06.2009 № 391/09, что участие лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в рассмотрении имеющихся у налогового органа материалов должно быть обеспечено на всех стадиях налогового контроля.

На сегодняшний день наиболее актуальным и спорным остается вопрос о возможности выявления новых обстоятельств в рамках проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, а именно: может ли на основе их результатов быть увеличен объем налоговых претензий к налогоплательщику?

Попробуем разобраться.

Акт налоговой проверки – фиксация результатов проверки

В соответствии с правовым смыслом статей 88, 89 и 100 НК РФ результаты налоговой проверки фиксируются в соответствующем акте.

В нем должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленных в ходе проверки, или их отсутствие, а также выводы и предложения проверяющих по устранению правонарушений и ссылки на статьи Налогового кодекса РФ, предусматривающие ответственность за их совершение (п. 2 ст. 100 НК РФ).

ВИДЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В качестве дополнительных контрольных мероприятий могут проводиться: – истребование документов (наиболее распространено); – допрос свидетеля; – проведение экспертизы.

Иные процедуры действующим законодательством не предусмотрены и не могут быть применены.

При этом законодательством о налогах и сборах не предусмотрено право налогового органа вносить дополнения (изменения) в акт после его вручения налогоплательщику1.

В силу пункта 8 статьи 101 НК РФ в решении, выносимом руководителем налогового органа по результатам рассмотрения материалов проверки, излагаются обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, то есть в соответствии с актом налоговой проверки.

Требование указанной нормы свидетельствует о том, что основным доказательством совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения является акт проверки, в котором изложены документально подтвержденные факты совершения им налоговых правонарушений.

Таким образом, решение налогового органа во всех случаях должно основываться на результатах, отраженных в акте проверки2.

При этом полное отражение в акте выявленных нарушений, последующее изучение и составление налогоплательщиком возражений на него – обязательные условия осуществления налоговым органом дальнейшей процедуры привлечения налогоплательщика к ответственности и применения механизмов принудительного взыскания налогов, а также служат гарантией соблюдения прав налогоплательщика3.

Если документально подтвержденные факты налоговых правонарушений не зафиксированы в акте проверки, они не могут быть указаны в решении о привлечении к ответственности4.

Такой позиции придерживается и Конституционный Суд РФ5: обнаружение и выявление налогового правонарушения, как следует из статей 31, 82–101 НК РФ, происходит в рамках налогового контроля и фиксируется при оформлении результатов налоговых проверок – выездных и камеральных.

При выездной проверке, по мнению Суда, итоговым и одновременно правоприменительным актом, по которому возбуждается преследование за совершение налогового правонарушения, то есть начинается процесс привлечения к ответственности, выступает акт проверки, который вручается проверяемому лицу и на который оно может представить свои возражения.

Цель дополнительных мероприятий – уточнить обстоятельства

Согласно пункту 6 статьи 101 НК РФ в случае необходимости получения дополнительных доказательств факта совершения налоговых правонарушений либо отсутствия таковых руководитель налогового органа или его заместитель вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий одного месяца, дополнительных мероприятий налогового контроля.

Конституционный Суд РФ подчеркнул, что право налогового органа вместо вынесения итогового решения по результатам проверки провести дополнительные контрольные мероприятия предполагает, что их цель – уточнение обстоятельств, связанных с обнаруженными и указанными в акте проверки правонарушениями6. Следовательно, такие мероприятия должны обеспечить сбор дополнительной информации относительно тех обстоятельств деятельности налогоплательщика, которые установлены в ходе проверки и изложены в акте, подготовленном по ее итогам.

В пункте 11 Информационного письма ВАС РФ от 17.03.

2003 № 71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации» указано, что принятие налоговым органом решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля свидетельствует о том, что, рассмотрев материалы проверки с учетом возражений налогоплательщика, налоговый орган не счел их достаточными для принятия решения о привлечении либо отказе в привлечении к налоговой ответственности.

Таким образом, решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля принимается при наличии обстоятельств, исключающих возможность вынесения правильного и обоснованного решения на основании имеющихся материалов проверки7.

Судебная практика об установлении новых правонарушений в ходе дополнительных мероприятий складывается в пользу налогоплательщика

Дополнительный контроль: право или обязанность?

Проведение дополнительных мероприятий налогового контроля – это гарантия вынесения налоговым органом законного, обоснованного и мотивированного решения по результатам проверки с указанием доказательств тех выводов, которые легли в его основу.

Как следует из статей 32 и 33 НК РФ, налоговые орга­ны и их должностные лица обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах, действовать в соответствии с кодексом и иными федеральными законами, реализовывать права и обязанности в пределах своей компетенции.

Конституционный Суд РФ отмечает: полномочия налогового органа, предусмотренные статьями 88 и 101 НК РФ, носят публично-правовой характер, что не позволяет налоговому органу произвольно отказаться от необходимости истребования дополнительных сведений, объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

При осуществлении возложенной на него функции выявления налоговых правонарушений налоговый орган во всех случаях сомнений в правильности уплаты налогов и тем более обнаружения признаков налогового правонарушения обязан воспользоваться предоставленным ему правом истребовать у налогоплательщика необходимую информацию8.

Следовательно, в ситуации, когда изначально собранная в рамках мероприятий налогового контроля совокупность доказательств недостаточна и выводы проверяющих в акте проверки о якобы совершенных правонарушениях являются неподтвержденными, реализация налоговым органом правомочия на назначение дополнительных мероприятий налогового контроля является в то же время его обязанностью.

В противном случае вынесенное по результатам проверки решение будет нарушать пункт 8 статьи 101 НК РФ, то есть не будет отвечать требованиям законности, обоснованности и мотивированности, поскольку обстоятельства, связанные с якобы обнаруженными нарушениями положений налогового законодательства, налоговым органом не доказаны способами и средствами, установленными пунктом 6 статьи 101 НК РФ.

Непроведение дополнительных мероприятий в подобных ситуациях расценивается судами как «несоблюдение налоговыми органами требований налогового законодательства о полном, всестороннем и объективном рассмотрении дела о налоговом правонарушении»9.

В то же время необходимо учитывать, что решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля должно быть соответствующим образом мотивировано:

указаны обстоятельства, исключающие возможность принять обоснованное решение по материалам выездной налоговой проверки;

перечислены конкретные мероприятия, которые следует провести для документального подтверждения совершенного налогоплательщиком правонарушения.

Необходимость указания этих сведений предусмотрена самой формой решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (утв. Приказом ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338 @ ). Иначе проведение таких мероприятий фактически будет означать продление срока проверки10.

Новые правонарушения выявляться не могут

С учетом изложенных выводов о целях дополнительных мероприятий налогового контроля их проведение в первую очередь служит интересам налогоплательщиков, поскольку с их помощью обеспечиваются дополнительные гарантии защиты прав и охраняемых законом интересов проверяемых лиц11.

Участие налогоплательщика в рассмотрении материалов налоговой проверки должно быть обеспечено на всех стадиях налогового контроля

Выявление в ходе дополнительных мероприятий новых нарушений и учет их в итоговом ненормативном акте налогового органа (решении), принятом по результатам проведенной выездной проверки, фактически превращает дополнительные мероприятия в повторную выездную проверку, что недопустимо в силу положения статьи 89 НК РФ12.

В настоящее время судебная практика по вопросу возможности установления новых правонарушений в рамках проведения дополнительных мероприятий налогового контроля складывается в целом в пользу налогоплательщика.

Так, например, позиция о неправомерности выявления новых обстоятельств в результате проведения дополнительных мероприятий отражена в целом ряде судебных актов окружных арбитражных судов13.

В качестве примера противоположной позиции по рассматриваемому вопросу можно привести Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13.07.2009 № Ф04-3825/2009(9603-А70-15).

Суд указал, что наличие в решении иных обстоятельств и других сумм налога, которые не указаны в акте проверки, объясняется проведением инспекцией дополнительных мероприятий налогового контроля и не противоречит нормам Налогового кодекса РФ.

 Однако в данном судебном акте также отражено, что в оспариваемом решении о привлечении к налоговой ответственности не содержится каких-либо выводов, вообще не имеющих отношения к обстоятельствам, установленным в акте проверки, в частности, касающихся других налогов или других составов налоговых правонарушений.

E.I. Semkina, N.A.

Shaginyan
Limitations on additional tax audit measures: can new claims be made? The issue of additional tax audit measures is only considered by clause 6, article 101 of the Russian Tax Code.

This fact attests to a legal loophole in the regulation of this form of tax control. In turn, the failure of tax legislation to regulate such tax audit procedure in practice raises a number of issues.

***

Резюмируя изложенное, можно сделать вывод, что налоговый орган обязан использовать право на проведение дополнительных мероприятий налогового контроля во избежание принятия по результатам проверки необоснованного решения.

Однако такие дополнительные мероприятия не могут ухудшать положения налогоплательщика по сравнению с тем, которое уже определено в акте.

Выявление налоговым органом новых правонарушений в ходе дополнительных мероприятий является неправомерным.

Источник: http://nalogoved.ru/art/102.html

Акт о налоговых нарушениях

Что нужно указать в акте о налоговых правонарушениях?

Акт налоговой проверки в отношении прочих налоговых правонарушений должен вручаться вместе с приложениями. Факты, свидетельствующие о правонарушении должны быть документально подтверждены.

Акт не должен содержать субъективных предположений, не основанных на достаточных доказательствах.

В каждом конкретном случае доказательства оцениваются отдельно, конкретного перечня документов, которые могут подтвердить правонарушение нет, дать оценку использованным налоговым органом доказательствам может или вышестоящий налоговый орган или суд.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Приказ ФНС России от 13.12.2006 № САЭ-3-06/860@ «Об утверждении формы акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122, 123), и требований к …»

1.

Настоящие Требования к составлению Акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122, 123), применяются при обнаружении в ходе мероприятий налогового контроля (в соответствии со статьей 101_4 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс)) фактов, свидетельствующих о предусмотренных Кодексом налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 Кодекса).

2. При обнаружении фактов нарушений законодательства о налогах и сборах должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме Акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122, 123) (далее – Акт).

3. В Акте должны быть указаны документально подтвержденные факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также выводы и предложения должностного лица, обнаружившего факты нарушения законодательства о налогах и сборах, по устранению выявленных нарушений и применению санкций за налоговое правонарушение. *

4. Акт должен быть составлен на бумажном носителе на русском языке и иметь сквозную нумерацию страниц.

К Акту прилагаются копии документов (при их наличии), подтверждающих отраженные в Акте факты нарушения законодательства о налогах и сборах, протоколы допроса свидетелей, а также иные материалы, имеющие значение для принятия правильного и обоснованного решения по результатам рассмотрения Акта.

В Акте не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями лиц, подписывающих акт.

Все стоимостные показатели, выраженные в иностранной валюте, подлежат отражению в Акте с одновременным указанием в соответствии с действующим порядком их рублевого эквивалента по курсу, котируемому Банком России для соответствующей иностранной валюты по отношению к рублю.

В случае необходимости использования в тексте Акта сокращенных наименований и аббревиатур при первом употреблении соответствующее словосочетание приводится полностью с одновременным указанием в скобках его сокращенного наименования или аббревиатуры, используемых далее по тексту.

5. Акт составляется в двух экземплярах, один из которых остается на хранении в налоговом органе, другой – вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение (его представителю).

При выявлении налоговым органом обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, Акт составляется в трех экземплярах.

В указанном случае третий экземпляр акта приобщается к материалам, направляемым в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 32 Кодекса.

6. Содержащиеся в Акте сведения, относящиеся к налоговой тайне, не подлежат разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел и их должностными лицами, а также передаче в другие органы, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

7. Акт должен состоять из трех частей: вводной, описательной и итоговой.

7.1. Вводная часть Акта должна содержать:

1) номер Акта (присваивается при его регистрации в налоговом органе);

2) наименование места составления Акта;

3) дату Акта. Под указанной датой понимается дата составления Акта должностным лицом налогового органа;

4) фамилию, имя, отчество должностного лица налогового органа, составившего Акт, его должность и классный чин (при наличии) с указанием наименования налогового органа;

5) указание на пункт 1 статьи 101_4 Кодекса, на основании которого должностным лицом налогового органа составлен Акт;

6) полное и сокращенное наименование либо фамилию, имя, отчество лица, совершившего налоговое правонарушение.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о совершении предусмотренных Кодексом налоговых правонарушений организации по месту нахождения ее обособленного подразделения, помимо наименования организации, указываются полное и сокращенное наименование обособленного подразделения и место его нахождения;

7) адрес места нахождения организации или места жительства физического лица;

8) идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) (ИНН физического лица при наличии). В случае обнаружения фактов нарушений законодательства о налогах и сборах организации по месту нахождения ее обособленного подразделения, помимо ИНН организации, указывается код причины постановки на учет (КПП).

7.2.

Описательная часть Акта должна содержать систематизированное изложение обнаруженных документально подтвержденных фактов нарушений законодательства о налогах и сборах и связанных с этими фактами обстоятельств, имеющих значение для принятия правильного решения по результатам рассмотрения Акта, в том числе выявленных обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения.

описательной части Акта должно соответствовать следующим требованиям:

а) объективность и обоснованность. Отражаемые в Акте факты должны являться результатом тщательно проведенных мероприятий налогового контроля, исключать фактические неточности, обеспечивать полноту вывода о несоответствии законодательству о налогах и сборах совершенных деяний (действий или бездействия).

По каждому отраженному в Акте факту нарушения законодательства о налогах и сборах должны быть четко изложены: существо и обстоятельства нарушения законодательства о налогах и сборах; вид налогового правонарушения, способ и иные обстоятельства его совершения; ссылки на соответствующие нормы Кодекса, которые нарушены; ссылки на доказательства.

Акт не должен содержать субъективных предположений, не основанных на достаточных доказательствах; *

б) полнота и комплексность отражения в Акте всех существенных обстоятельств, имеющих отношение к фактам нарушений законодательства о налогах и сборах. Каждый установленный факт нарушения законодательства о налогах и сборах должен быть описан полно и всесторонне.

Изложение в Акте обстоятельств совершенного налогового правонарушения должно основываться на результатах исследования всех документов, которые могут иметь отношение к излагаемому факту, а также на результатах проведения мероприятий налогового контроля.

*

В Акте должно обеспечиваться отражение всех существенных обстоятельств, относящихся к выявленным нарушениям законодательства о налогах и сборах;

в) четкость, лаконичность и доступность изложения. Содержащиеся в Акте формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным и, по возможности, доступным для лиц, не имеющих специальных познаний;

г) системность изложения. Обнаруженные нарушения законодательства о налогах и сборах должны быть сгруппированы в акте по разделам, пунктам и подпунктам в соответствии с характером и видами нарушений законодательства о налогах и сборах.

Выявленные факты однородных массовых нарушений законодательства о налогах и сборах могут быть сгруппированы в ведомости, таблицы и другие материалы, прилагаемые к Акту (приложения).

В данном случае в тексте Акта приводится изложение существа этих нарушений законодательства о налогах и сборах со ссылкой на конкретные нормы Кодекса и делается ссылка на соответствующие приложения к Акту. При этом данные приложения должны содержать полный перечень однородных нарушений законодательства о налогах и сборах.

Каждое из указанных приложений должно быть подписано составившим Акт должностным лицом налогового органа, а также лицом, совершившим налоговое правонарушение (его представителем).

7.3. Итоговая часть Акта должна содержать: выводы о наличии признаков налоговых правонарушений.

Данные выводы должны содержать указание на вид совершенных налоговых правонарушений со ссылкой на правовые нормы Кодекса, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений;

предложения о взыскании с банка неперечисленных сумм налогов (сборов, пени и штрафов) (приводится в случае выявления налоговым органом неисполнения банком обязанностей, установленных статьей 60 Кодекса);

предложения по устранению выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах. Указанные предложения должны содержать перечень конкретных мер, направленных на устранение и пресечение обнаруженных нарушений законодательства о налогах и сборах;

указание на количество листов приложений к Акту.

8. Акт подписывается составившим его должностным лицом налогового органа и лицом, совершившим налоговое правонарушение. Об отказе лица, совершившего налоговое правонарушение, подписать Акт делается запись:

(Ф.И.О. руководителя организации с указанием
его должности, Ф.И.О. физического лица (Ф.И.О. его представителя)

от подписи Акта отказался”, заверенная подписью должностного лица налогового органа с указанием даты. Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение (его представителю), под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения.

До вручения лицу, совершившему налоговое правонарушение (его представителю), Акт подлежит регистрации в налоговом органе в специальном журнале, страницы которого должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью налогового органа.

При вручении Акта на последней странице экземпляра Акта, остающегося на хранении в налоговом органе, делается запись:

“Экземпляр Акта с приложениями на

листах получил” за подписью лица, совершившего налоговое правонарушение (его представителя), с указанием его фамилии и инициалов, а также даты вручения акта. *

Если лицо, совершившее налоговое правонарушение, уклоняется от получения Акта, должностным лицом налогового органа делается отметка в Акте:

(Ф.И.О. руководителя организации с указанием его должности,
Ф.И.О. физического лица (Ф.И.О. его представителя)

от получения Акта уклонился “, заверенная подписью должностного лица налогового органа, с указанием даты.

После проставления отметки об уклонении от получения Акта Акт направляется лицу, совершившему налоговое правонарушение, по почте заказным письмом.

30.05.2014 г.

С уважением,

Ирина Николина, эксперт БСС «Система Главбух».

Ответ утвержден Александром Родионовым,

заместителем начальника Горячей линии БСС «Система Главбух».

Источник: https://www.glavbukh.ru/hl/12883-akt-o-nalogovyh-narusheniyah

Возражения на акт налоговой проверки

Что нужно указать в акте о налоговых правонарушениях?

Возражения на акт налоговой проверки – это письменное обращение в налоговый орган, выражающее несогласие с актом налоговой проверки (п. 6 ст.100 НК РФ), результатами дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6.1 ст.101 НК РФ) или актом об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях (п. 5 ст.101.4 НК РФ).

Возражения могут быть поданы следующими способами:

  • в канцелярию налогового органа или окно приёма документов налогового органа;

  • по почте.

Сроки написания возражений на акт налоговой проверки

Налоговые инспекторы провели проверку вашей организации — камеральную либо выездную.

Обнаружив нарушения, налоговая инспекция решила привлечь вашу организацию к ответственности, либо доначислить налоги и пени.

Но еще до привлечения к налоговой ответстенности налоговый орган обязан выполнить ряд обязательных процедур, в число которых включена процедура по составлению акта налоговой проверки.

Итак, по окончании проведения любой проверки налоговые инспекторы (при выявлении нарушений) обязаны в установленные сроки составить акт налоговой проверки, где указываются все выявленные ими нарушения. Таким образом, акт налоговой проверки) – это первый итоговый документ, фиксирующий результаты проверки.

По правилам пункта 5 статьи 100 Налогового кодекса РФ (далее – НК), акт налоговой проверки должен быть вручен подвергшемуся проверке лицу не позднее чем через пять дней с момента составления акта. Сам же акт оформляется в следующие сроки:

Если налогоплательщик не согласен с изложенными в акте фактами, то он может написать свои мотивированные возражения в течение одного месяца, начиная со дня следующего за получением акта налоговой проверки. Порядок представления возражений в налоговый орган един для камеральной и выездной проверок.

Если налогоплательщик уклоняется от получения акта, то налоговые органы могут направить акт налоговой проверки по почте заказным письмом. Тогда датой его вручения считается шестой рабочий день, считая со дня отправки письма. При этом дата фактического получения документов значения не имеет.

При этом доказать факт уклонения от получения акта обязан налоговый орган.

Если письмо пришло с опозданием, что не позволило компании ознакомиться с материалами проверки и представить возражения на акт, это также может послужить основанием для отмены решения.

Достаточно часто у налогоплательщика возникнет необходимость ознакомиться с материалами проверки. Налоговый орган (согласно п. 2 ст. 101 НК РФ) не вправе отказать в этом.

Оформление и содержание возражений

Возражения составляется в письменной форме  – так предписывает статья 139.2 НК, введенная Законом № 153-ФЗ от 02.07.2013. Никаких других требований к этому документу в Налоговом кодексе РФ нет. Статья 139.2 НК определила перечень сведений, которые необходимо отразить жалобе, которые можно применять и к возражениям.

Хотя требований об изложении возражений на фирменных бланках организаций нормативно и не установлено, можно признать это обычаем делового оборота.

Сами возражения можно условно разделить на 3 части:

  • вводная (самая короткая часть возражений, состоящая, как правило, из 1 – 3 абзацев);

  • описательная (основная часть возражений);

  • резолютивная.

В вводной части излагается информация о самой проверке, основаниях ее проведения, ее фактическом периоде проведения, составе проверяющих, на какой именно акт налоговой проверки составляется возражение, указав дату и номер этого документа. Формулировка при этом может быть следующей:

“В период с _____ по ____ ИФНС по ______________ району _________ области была проведена выездная налоговая проверка, по результатам которой составлен акт № ____ от __.__.____.

По результатам данного акта Обществу (индивидуальному предпринимателю) предложено уплатить недоимку по налогам (сборам) в сумме …, начисленные на нее пени в сумме … , а также штрафы в размере … . Данные предложения основаны на материалах проверки и выводах, отраженных в акте.

Налогоплательщик  не  согласен  с  фактами,  изложенными  в  акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, в связи с чем  на основании   пункта   6  статьи  100  части  первой  Налогового  кодекса  РФ представляет свои возражения по акту налоговой проверки. … “.

В описательной части возражений излагаются все аргументы и доводы налогоплательщика. Здесь можно указывать любые доводы (как бесспорные, так – спорные и сомнительные) – это право налогоплательщика, но для начала необходимо понять, какие нарушения, отраженные в акте, действительно имеют место, а какие – домыслы налоговиков.

Затем – необходимо оценить, будет ли организация оспаривать те замечания, которые действительно имеют место. Это можно сделать путем устранения замечаний, выявленных налоговыми органами, т.е. представить уточненные налоговые декларации, в которых отразить и сумму доначисленного налога, и сумму неучтенных расходов или непринятых вычетов. Все это позволит снизить размер штрафа и пени.

Кроме того, если компания имеет возможность восстановить недостающие документы или исправить недочеты в имеющихся документах, то об этом также стоит позаботиться и представить исправленные или восстановленные документы вместе с возражениями. В этой части налоговый орган также должен будет снизить размер доначисленного налога с учетом внесенных исправлений.

https://www.youtube.com/watch?v=bF9QKGTA3XY

Свои доводы лучше излагать подробно с указанием оспариваемого пункта акта и пояснением – почему организация поступила так и не иначе.

Желательно, чтобы ваши доводы подтверждались ссылками на законы, разъяснения Минфина и ФНС РФ, судебной практикой и документацию самого налогоплательщика (с ее приложением) – с такими аргументами налоговикам спорить будет трудно.

Также необходимо указать на:

  • ошибки в расчетах проверяющих (если таковые имеют место в акте);

  • ситуации, связанные с неверной оценкой документов и фактов

  • ошибки или искажения, неверную интерпретацию хозяйственных операций налогоплательщика.

Излагать свои доводы лучше по тексту акта последовательно.

Все нарушения можно разделить на 2 группы:

  • нарушение процесса проведения проверки (т.е. порядка и процедуры ее проведения);

  • нарушение норм материального права (т.е. толкование налоговым органом содержания нормативных актов)

Если организация оспаривает акт налогового органа только в части порядка проведения проверки, то руководитель налогового органа может вынести решение о проведении мероприятий дополнительного контроля, что позволит устранить налоговым органом процедурные упущения. Поэтому лучше составлять возражения на акт налоговой проверки опираясь не только на процессуальные недочеты, но и на те упущения, которые налоговые органы сделали по существу проверки.

При этом следует помнить, что организация вправе обжаловать решение о привлечении ее к налоговой ответственности в судебном порядке лишь в той части, которая обжаловалась в вышестоящий налоговый орган т.к. только в этом случае будет соблюден обязательный досудебный порядок урегулирования спора (такой вывод следует из системного толкования п. 5 ст. 101.2 НК РФ и подп. 2 п. 1 ст. 148 АПК РФ).

описательной части возражений может выглядеть так:

Факты,  изложенные  в  акте  налоговой проверки, не соответствуют следующим обстоятельствам: _____________________________ (излагаются обстоятельства со ссылками на документы, их подтверждающие).

Таким образом, выводы проверяющих не соответствуют __________________ (указываются законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению налогоплательщика, не соответствуют выводы проверяющих

В резолютивной части возражений подводится итог и указывается общая сумма доначисленных налогов, с которой организация не согласна, с разбивкой по периодам и суммам (или сумма налога, в возмещении которой отказано).

Формулировка резолютивной части может быть следующей:

Учитывая  вышеизложенное,  в  соответствии  со статьями 100, 101 Налогового кодекса РФ прошу по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки:

1)  вынести  решение  об  отказе  в  привлечении  к  ответственности за совершение налогового правонарушения;

2)  не  доначислять  налог  и  не начислять пени за его несвоевременную уплату.

Также в резолютивной части (чтобы не давать лишний повод налоговикам рассмотреть возражения без вас) лучше написать, что организация просит уведомить ее о дате, месте и времени рассмотрении возражений указав при этом контактное лицо, адрес (место нахождения организации), телефон, факс (если эти сведения отличаются от тех, которые указаны на фирменном бланке организации).

Источник: https://yuridicheskaya-konsultaciya.ru/proverki/vozrazheniya-na-akt-nalogovoj-proverki.html

Административное право
Добавить комментарий