Что стало с ООО и ОДО после закона 01.09.2014 года 99 ФЗ?

Поправки в ГК РФ: новые виды юрлиц, обязательный аудит для всех АО и принудительная ликвидация организаций

Что стало с ООО и ОДО после закона 01.09.2014 года 99 ФЗ?

  • Новости
  • Регистрация и постановка на учет

Поправки в ГК РФ: новые виды юрлиц, обязательный аудит для всех АО и принудительная ликвидация организаций

1 сентября 2014 Денис Покшан Эксперт «Бухгалтерии Онлайн»

С 1 сентября 2014 года вступают в силу многочисленные поправки в гражданское законодательство. Большинство из них касаются деятельности юридических лиц.

Они внесены Федеральным законом от 05.05.14 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ».

В данной статье мы обобщили изменения, на которые бухгалтеру стоит обратить внимание.

Гражданское законодательство претерпело существенные изменения, затронувшие организационно-правовые формы организаций. Поясним их суть.

Корпорации и унитарные юрлица

Все юридические лица разделили на два вида: 1. Корпоративные юридические лица (корпорации);

2. Унитарные юридические лица.

К корпорациям отнесены организации, имеющие в своем составе участников и исполнительные органы, например, общества с ограниченной ответственностью (ООО). Сразу же обратим внимание на интересную деталь: с 1 сентября допускается наличие в корпорациях двух (или более) генеральных директоров, действующих совместно или же независимо друг от друга (пункт 3 ст. 65.3 ГК РФ*).

Что касается унитарных юридических лиц, то учредители их участниками не являются. К таким юрлицам относятся, например, государственные и муниципальные унитарные предприятия, религиозные организации. Более подробно о разделении юридических лиц на два вида можно узнать в новой статье 65.1 ГК РФ.

Публичные и непубличные АО

Все акционерные общества разделили на публичные и непубличные. При этом из ГК РФ убрали такие понятия как открытое и закрытое акционерное общество (ЗАО и ОАО создать уже будет нельзя, а действующие будут приравнены к АО).

Разница следующая:

  • публичное АО — общество, акции которого  публично размещаются на рынке ценных бумаг (пункт 1 ст. 66.3 ГК РФ)
  • непубличное АО — общество, акции  которого не размещаются на рынке ценных бумаг. При этом ООО считается непубличной организацией (пункт 2 ст. 66.3 ГК РФ)

Изменение учредительных документов

Обозначенные поправки вступают в силу с 1 сентября 2014 года. Однако перерегистрировать или менять название компаний к этому сроку не нужно.

Организации смогут привести свои уставные документы в соответствие с ГК РФ при любом ближайшем их изменении.

Причем, при регистрации изменений учредительных документов в связи с приведением этих документов в соответствие госпошлина взиматься не будет. Это предусмотрено статьей 3 Закона № 99-ФЗ.

Обобщим:

  • изменять наименование ООО не потребуется;
  • ОАО (не размещающее акции) и ЗАО станут акционерными обществами (АО);
  • ОАО, которое размещает акции, станет публичным АО. Причем, это нужно будет указать в уставе и ЕГРЮЛ (пункт 1 ст. 97 ГК РФ).

Получение писем по юридическому адресу

Напомним: если почтовая  корреспонденция направлена по адресу компании, который указан в ЕГРЮЛ, то письма считаются полученными независимо от того, присутствует она по этому адресу или нет.

Такова сложившаяся арбитражная практика (пункт 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 61).

А с 1 сентября 2014 года это правило закреплено в пункте 3 статьи 54 ГК РФ: «сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу».

Филиалы и представительства

Сейчас информация о представительствах и филиалах должна содержаться в учредительных документах организации. Однако с 1 сентября требование о содержании этой информации в учредительных документах исчезнет.

Информация о филиалах и представительствах должен будет содержаться только в ЕГРЮЛ. Соответствующие изменения закреплены в пункте 3 статьи 55 Гражданского кодекса.

При этом заметим, что в законодательство, регулирующее деятельность ООО и АО пока изменения не внесены. Положения пункта 5 статьи 5 Федерального закона от 08.02.

1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и пункта 6 статьи 5 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», по-прежнему, обязывают организации отражать сведения о филиалах и представительствах в своих уставах. 

Принудительная ликвидация

Гражданским кодексом теперь установлено, что фактически прекратившей деятельность (недействующей) признается организация, которая в течение последних 12 месяцев не представляла отчетность, предусмотренную законодательством о налогах и сборах, и не осуществляла операций хотя бы по одному банковскому счету. Такое юрлицо исключается из ЕГРЮЛ, что влечет правовые последствия, установленные для ликвидации организаций (пункт 2 ст. 64.2 ГК РФ).

Оценка неденежного вклада в уставной капитал

С 1 сентября при передаче в уставный капитал АО или ООО неденежных вкладов любой стоимости потребуется привлечь независимого оценщика и получить отчет о стоимости вклада.

При этом участники организаций будут не вправе оценивать неденежные вклады дороже их оценочной цены (пункт 2 ст. 66.2 ГК РФ). Напомним: до 1 сентября 2014 года оценка неденежного вклада в ООО требовалась, если номинальная стоимость превышала 20 000 рублей (пункт 2 ст.

15 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Ответственность участников или представителей организации

Новые положения устанавливают ответственность для лиц, которые уполномочены выступать от имени организации. Например, если по вине директора организация понесет убытки, представитель будет должен их возместить по требованию о таком возмещении.

Также ответственность предусмотрена и для коллегиальных органов (за исключением тех из них, кто ал против решения, которое повлекло причинение юридическому лицу убытков, или, действуя добросовестно, не принимал участия в ании).

Эти вопросы регулируются новой статьей 53.1 ГК РФ.

Обязательный аудит отчетности для всех АО

Для бухгалтеров одним из самых важных новшеств будет, пожалуй, следующее. Для всех без исключения акционерных обществ вводится обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности  (п. 5 ст. 67.1 ГК РФ).

Что изменилось ещё

Назовем ряд новшеств, которые касаются бухгалтера в меньшей степени:

  • установлен закрытый перечень некоммерческих юридических лиц (пункт 3 ст. 50 ГК РФ);
  • упразднена такая форма организации как общество с дополнительной ответственностью (ОДО). С 1 сентября 2014 года к ОДО будут применяться положения ГК РФ об ООО;
  • определено значение членства в СРО (статья 49 ГК РФ);
  • изменился ряд положений о реорганизации и ликвидации юридических лиц;
  • введены положения о корпоративных договорах.

Учредительные документы

Сейчас учредительными документами юридических лиц могут быть устав или учредительный договор (или два документа одновременно). Однако с 1 сентября 2014 года единственным учредительным документом (за исключением хозяйственных товариществ) станет устав.

Уточняется, что для госрегистрации юридических лиц можно будет применять и типовые уставы, которые утверждены госорганами. Главное, чтобы в уставе содержались обязательные сведения, определенные пунктом 4 статьи 52 ГК РФ (например, сведения о наименовании организации, месте нахождения, порядке управления деятельностью).

Что же касается хозяйственных товариществ, то учредительным документом для них станет учредительный договор, к которому применяются правила об уставе (ст. 52 ГК РФ).

Решение о создании организации

Организация должна быть создана на основании решения учредителя (учредителей) об учреждении юридического лица. Теперь в статье 50.1 ГК РФ прописан общий порядок принятия такого решения (раньше единого порядка не было). К примеру, одно из требований: если учредителя два и более, то решение должно быть ими принято единогласно.

https://www.youtube.com/watch?v=ZszqXfYvfIc

В решении должны быть указаны сведения:

  • об учреждении юрлица;
  • об утверждении устава;
  • о порядке, размере, способах и сроках образования имущества;
  • об избрании (назначении) его органов.

Заметим, что в ситуации, когда меняются требования к документам и процедуре регистрации и внесения изменений в документы, наиболее комфортно чувствует себя те, кто оформляет подобные документы с помощью веб-сервисов. Там актуальные формы всех необходимых документов появляются автоматически, без участия пользователя.

* Ссылки на ГК РФ приведены в редакции Федерального закона от 05.05.14 № 99-ФЗ.

Обсудить на форуме (10) В закладкиРаспечатать 118 990

118 990

Обсудить на форуме (10) В закладкиРаспечатать 118 990

Источник: https://www.buhonline.ru/pub/comments/2014/9/8973

Раздел 1 : Новый закон | ГАРАНТ

Что стало с ООО и ОДО после закона 01.09.2014 года 99 ФЗ?

1. Предмет и цели закона.

Принятие Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ “О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации” (далее – Закон) является очередным этапом реформирования гражданского законодательства. На этот раз изменению подверглись положения ГК РФ о юридических лицах.

Первоначальный проект федерального закона N 47538-6 “О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации” был разработан в рамках реализации Концепции развития гражданского законодательства, одобренной 07.10.2009 решением Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (далее – Концепция).

Как указано в Пояснительной записке к этому законопроекту, изменения законодательства направлены на упрощение и унификацию правового статуса юридических лиц, повышение роли ГК РФ в регулировании этих отношений, повышение требований к созданию, реорганизации и ликвидации юридических лиц, усиление имущественной ответственность их органов, защиту прав участников любых корпораций (а не только хозяйственных обществ).

После принятия в первом чтении законопроект N 47538-6 был разделен на отдельные положения для рассмотрения в качестве самостоятельных законопроектов (постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ N 1150-6 ГД). В частности, был выделен Проект федерального закона N 47538-6/2, предусматривающий изменения главы 4 части первой ГК РФ (о юридических лицах), который был подписан Президентом РФ 05.05.2014 (N 99-ФЗ).

2. Закон и Концепция.

В Законе были воплощены многие идеи Концепции, в том числе:

– сохранена двухуровневая гражданско-правовая регламентация правового положения юридических лиц, включающая ГК РФ и специальные законы;

– введено понятие “корпоративных прав”, охватывающих как права участия в юридическом лице, так и обязательственные права;

– сохранено деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие;

– закреплено деление юридических лиц на корпорации и некорпоративные (унитарные) юридические лица;

– у всех юридических лиц, кроме хозяйственных товариществ, теперь только один учредительный документ – устав, который может быть типовым, утверждаемым в установленном ГК РФ порядке;

– включена норма о солидарной ответственности вновь возникающих юридических лиц по тем долгам реорганизованного юридического лица, по которым невозможно установить правопреемника;

– установлены правила об оспаривании и последствиях незаконности проведенной реорганизации;

– запрещена реорганизация фондов;

– предусмотрена возможность восстановления в судебном порядке корпоративного контроля, утраченного участником юридического лица;

– установлено правило, в соответствии с которым сделки, совершенные юридическими лицами, возникшими в результате признанной незаконной реорганизации, по общему правилу являются действительными, а юридические лица – существовавшими до момента признания решения о реорганизации недействительным или реорганизации – несостоявшейся;

– признание недействительной государственной регистрации юридического лица стало самостоятельным основанием для его ликвидации;

– установлены случаи привлечения для принудительной ликвидации юридического лица назначенного судом арбитражного управляющего;

– введены меры защиты прав кредиторов ликвидируемого юридического лица;

– исключены такие категории, как “преобладающее общество” и “зависимое общество”;

– закреплены особенности функционирования публичных корпораций;

– больше не выделяются такой вид хозяйственных обществ, как общество с дополнительной ответственностью, и такие типы акционерных обществ, как открытые и закрытые;

– расширены основания ответственности основного хозяйственного товарищества или общества по долгам дочернего общества;

– в ГК РФ введено правовое регулирование корпоративного договора;

– установлено, что значительная часть уставного капитала хозяйственного общества должна быть оплачена денежными средствами к моменту государственной регистрации;

– введено требование об обязательной независимой оценке неденежного вклада в уставный капитал хозяйственного общества и субсидиарной ответственности оценщика в размере допущенного им завышения стоимости неденежного вклада;

– установлен исчерпывающий перечень некоммерческих организаций, количество их организационно-правовых форм сокращено;

– проведено деление некоммерческих организаций на корпорации и некорпоративные организации;

Однако есть ряд ее положений, которые в итоге остались без внимания. Например:

– не установлено особенностей правоспособности иностранных юридических лиц, зарегистрированных в офшорных зонах;

– не установлен принцип достоверности данных ЕГРЮЛ, обязательной проверки достоверности и соответствия учредительных документов законодательству; не закреплено обязанности юридического лица возместить своим контрагентам убытки, причиненные непредоставлением (несвоевременным предоставлением или предоставлением недостоверных сведений) сведений в ЕГРЮЛ, а также обязанности информирования заинтересованных лиц о внесении изменений в учредительные документы юридического лица или сведения ЕГРЮЛ о нем;

– органам юстиции не переданы функции по регистрации коммерческих организаций;

– нормы об очередности удовлетворения требований кредиторов при ликвидации не унифицированы с соответствующими правилами Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.2002 “О несостоятельности (банкротстве)”;

– не установлено субсидиарной ответственности учредителя (участника) по долгам “компании одного лица”;

– минимальный размер уставного капитала хозяйственных обществ не повышен;

– не установлено запрета на оплату уставного капитала векселями;

– не исключена конструкция дробных акций;

– общины коренных малочисленных народов РФ остались самостоятельной организационно-правовой формой юридического лица;

– сохранена такая организационно-правовая форма, как унитарные предприятия (предлагалось в перспективе оставить только федеральные казенные предприятия для особо важных сфер экономики);

– потребительские общества отнесены не к коммерческим, а к некоммерческим организациям – к ним применяются нормы о потребительских кооперативах;

– не решены вопросы статуса товарных и фондовых бирж, обществ взаимного кредитования;

– негосударственные пенсионные фонды отнесены к некоммерческим организациям – фондам;

– орган общественной самодеятельности сохранил статус юридического лица (теперь он отнесен к общественным организациям);

– не запрещено преобразование учреждений;

– появились публично-правовые компании;

– не урегулирован гражданско-правовой статус органов публичной власти.

В целом, как отмечают разработчики Закона, его нормы являются результатом многочисленных компромиссов*(1).

3. Система юридических лиц: основные изменения.

Закон вносит принципиальные изменения в систему юридических лиц. Во-первых, и коммерческие и некоммерческие организации делятся на корпорации и унитарные организации. Во-вторых, оптимизированы организационно-правовые формы некоммерческих организаций: их количество сокращено, установлен их исчерпывающий перечень.

Законом установлены переходные положения, которыми определено, нормы о юридических лицах какой организационно-правовой формы применяются к созданным до вступления в силу Закона юридическим лицам, созданным в тех организационно-правовых формах, которые больше не предусматриваются (п. 8 ст. 3 Закона).

Основные изменения можно представить в виде таблицы.

До принятия ЗаконаПосле принятия Закона
Полное товариществоПолное товарищество
Товарищество на вереТоварищество на вере
Общество с ограниченной ответственностьюОбщество с ограниченной ответственностью
Общество с дополнительной ответственностью
Закрытое акционерное обществоАкционерное общество(публичное/непубличное)
Открытое акционерное общество
Хозяйственное партнерствоХозяйственное партнерство
Производственный кооперативПроизводственный кооператив
Сбытовой (торговый) потребительский кооператив
Государственное и муниципальное унитарное предприятиеГосударственное и муниципальное унитарное предприятие
Потребительский кооперативПотребительский кооператив
Потребительское общество
Жилищный кооператив
Жилищно-строительный кооператив
Гаражный кооператив
Садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив
Общество взаимного страхования
Кредитный кооператив
Фонд проката
Сельскохозяйственный потребительский кооператив
Общественная и религиозная организация (объединение)Религиозная организация
Общественная организация
Политическая партия
Профессиональный союз (профсоюзная организация)
Общественное движение
Орган общественной самодеятельности
Территориальное общественное самоуправление
Частное учреждениеЧастное учреждение
Общественное учреждение
Государственное учреждение (казенное/бюджетное/автономное)Государственное учреждение(казенное/ бюджетное/автономное)
Государственная академия наук
Муниципальное учреждение(казенное/ бюджетное/автономное)Муниципальное учреждение(казенное/ бюджетное/автономное)
ФондФонд
Негосударственный пенсионный фонд
Общественный фонд
Благотворительный фонд
Ассоциация и союзАссоциация и союз
Некоммерческое партнерство
Объединение работодателей
Объединение профессиональных союзов
Объединение кооперативов
Объединение общественных организаций
Торгово-промышленная палата
Нотариальная палата
Адвокатская палата
Товарищество собственников жильяТоварищество собственников недвижимости
Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество
Автономная некоммерческая организацияАвтономная некоммерческая организация
Казачье обществоКазачье общество
Община коренных малочисленных народов РФОбщина коренных малочисленных народов РФ
Государственная корпорациянет
Государственная компаниянет
нетПублично-правовая компания

4. Вступление Закона в силу, переходные положения.

Закон вступает в силу с 1 сентября 2014 года. С этого момента юридические лица создаются только в организационно-правовых формах, предусмотренных ГК РФ в редакции Закона (п. п. 1, 5 ст. 3 Закона).

Источник: https://base.garant.ru/57606976/20bb1c1fe67b352ee84ab0b9673ea36a/

Ао по-новому: как применять гк рф после поправок?

Что стало с ООО и ОДО после закона 01.09.2014 года 99 ФЗ?

С 1 сентября 2014 года вступили в силу поправки в ГК РФ об акционерных обществах (далее – АО). С появлением новых норм у корпоративных юристов возникла масса вопросов по практике их применения.

К сожалению, специальное законодательство не дает на них ответы, поскольку не претерпело никаких изменений. О том, как правильно применять наиболее спорные нормы ГК РФ об АО, узнайте из данной статьи.

 

Публичные и непубличные общества 

Напомним, что с принятием новой редакции ГК РФ все хозяйственные общества, в том числе АО, делятся на публичные и непубличные. Общества, акции и ценные бумаги которых размещаются или обращаются публично, признаются публичными. АО, которые не отвечают указанным признакам, считаются непубличными (п. 1-2 ст. 66.3 ГК РФ).

Перечень полномочий для публичных и непубличных обществ сильно разнится. Так, участники публичных обществ не вправе:

  • определять объем полномочий участников иным способом, кроме как пропорционально их долям в уставном капитале (п. 1 ст. 66 ГК РФ);
  • предусматривать в уставе порядок управления обществом, отличающийся от установленного законом (п. 3 ст. 66.3 ГК РФ, п. 5 ст. 97 ГК РФ);
  • требовать через суд исключения другого участника общества из его состава (п. 1 ст. 67 ГК РФ);
  • ограничивать число, суммарную номинальную стоимость акций или максимальное число , принадлежащих одному акционеру (п. 5 ст. 97 ГК РФ, п. 5 ст. 99 ГК РФ);
  • предусматривать в уставе необходимость получения согласия на отчуждение акций (п. 1 ст. 67.2 ГК РФ, п. 5 ст. 97 ГК РФ);
  • предусматривать в уставе преимущественное право приобретения акций, кроме дополнительно выпускаемых акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции (п. 3 ст. 66.3 ГК РФ, п. 5 ст. 97 ГК РФ, п. 3 ст. 100 ГК РФ).

При этом участники непубличных обществ вправе совершать данные действия.

В Федеральном законе от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ “Об акционерных обществах” (далее – закон об АО) отсутствует деление обществ на публичные и непубличные – в нем указана прежняя классификация обществ (закрытые и открытые).

Налицо коллизия между ГК РФ и законом об АО, которая в переходный период решается в пользу кодекса (п. 4 ст. 3 Федерального закона от 5 мая 2014 г.

№ 99-ФЗ “О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации”; далее – Закон № 99-ФЗ). 

Минэкономразвития России совместно с Минфином России и Банком России во исполнение поручения Правительства РФ от 30 июня 2014 г. № ИШ-П13-4819 разработали проект1 изменений в закон об АО.

После пяти месяцев обсуждения и оценки регулирующего воздействия документ был дополнен новыми нормами и 31 декабря 2014 года вновь размещен для публичного обсуждения. Проект закона предлагает переработать и уточнить закон об АО в части публичных и непубличных обществ.

Так, в случае принятия указанного акта правила о публичных обществах будут применяться также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным.

Множественность директоров 

Одной из самых заметных новелл ГК РФ в части корпоративных отношений можно назвать возможность назначения в обществе нескольких единоличных исполнительных органов (п. 1 ст. 53 ГК РФ; п. 3 ст. 65.3 ГК РФ). Данная практика существует во многих западных странах. Например, в крупных компаниях Германии назначение нескольких директоров является вообще обязательным.

В качестве единоличного исполнительного органа корпорации может выступать как физическое, так и юридическое лицо (п. 3 ст. 65.3 ГК РФ). Учредительным документом могут быть предусмотрены разные сроки полномочий для каждого из директоров либо единый срок.

В ГК РФ не указано, как могут быть распределены полномочия по управлению обществом между несколькими лицами. Участникам общества предстоит самостоятельно решить, будут ли директора в компании принимать решения по всем вопросам совместно, распределят сферы деятельности между собой или будут сочетать оба этих способа.

Чтобы избежать вероятных споров, руководитель коммерческой практики юридической компании “ЭНСО” Алена Пиджакова рекомендует максимально предусмотреть учредительным документом (т. е.

в уставе) весь объем компетенции каждого директора, например, разделив их функции по управлению обществом и контролю (надзору).

При этом, учитывая, что все данные об исполнительных органах общества содержатся в ЕГРЮЛ, остается нерешенным вопрос, будут ли указываться в реестре все полномочия директоров.

По мнению юриста юридической фирмы Lidings Ксении Степанищевой, распределение полномочий между несколькими директорами должно быть зафиксировано в учредительном документе общества, а не в ЕГРЮЛ, чтобы не перегружать его.

Напомним, в ЕГРЮЛ содержатся следующие сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности: его фамилия, имя, отчество и должность, а также паспортные данные и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии (подп. “л” п. 1 ст.

5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”).

В случае выхода одного из директоров за пределы полномочий сделка признается недействительной, но лишь в том случае, если вторая сторона знала или должна была знать о существующих ограничениях (ст. 174 ГК РФ).

Как прогнозирует Алена Пиджакова, на практике суды скорее всего будут считать, что контрагент мог получить информацию о правах директоров из устава общества, и презюмировать его знание о существующих ограничениях.

Поэтому при совершении сделок с контрагентами, от имени которых действуют несколько лиц, необходимо запросить их учредительные документы с целью подтверждения полномочий лица, с которым планируется подписание договора.

В случае совместного причинения убытков все директора будут нести солидарную ответственность по аналогии с коллегиальным органом управления (п. 4 ст. 53.1 ГК РФ).

Место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации (п. 2 ст. 54 ГК РФ). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае его отсутствия – по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (п.

2 ст. 54 ГК РФ; п. 2 ст. 8 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”).

Возникает вопрос, как будет определяться место нахождения юридического лица в случае отсутствия у него постоянно действующего исполнительного органа и при наличии нескольких директоров? Партнер юридической фирмы “Пепеляев Групп”, профессор Российской частной школы права, к. ю. н.

Роман Бевзенко утверждает, что в данном случае место нахождения юридического лица будет определяться местом нахождения одного из его директоров по выбору. Информация о том, по адресу кого из директоров будет определяться место нахождения общества, должна быть указана в его уставе.

Проект закона, о котором мы упоминали выше, содержит разъяснения по многим из упомянутых вопросов.

Так, он указывает на необходимость отражать в уставе факт предоставления полномочий единоличного исполнительного органа нескольким лицам; определяет, что при наличии в обществе двух и более директоров они должны действовать совместно; закрепляет, что ограничения полномочий директора, совершение сделки в нарушение которых может стать основанием для признания ее недействительной, могут быть установлены исключительно в уставе общества. Согласно данному документу, директора общества действуют независимо друг от друга по всем или отдельным вопросам, а сведения о них, а также об объеме и порядке совместного осуществления ими полномочий, вносятся в ЕГРЮЛ.

Директор – представитель общества 

До изменений в ГК РФ директор юридического лица рассматривался в качестве его органа. Данная позиция подтверждалась, в частности, сложившейся судебной практикой (например, Постановлением Президиума ВАС РФ от 21 сентября 2005 г. № 6773/05).

Действующие нормы ГК РФ предлагают нам иной подход – теперь директор выступает представителем юридического лица (п. 1 ст. 53 ГК РФ).

“Нормы о том, что директор общества является его представителем, не было ни в Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации, ни в проектах ГК РФ.

Судя по всему, это положение родилось у разработчиков новой редакции ГК РФ в последние дни работы над кодексом, поэтому оно стала шоком для всего бизнес-сообщества”, – рассказывает доцент Российской школы частного права, к. ю. н. Александр Кузнецов.

Если директор общества уже не выступает его частью, а рассматривается как представитель общества, значит ли это, что к нему должны применяться нормы ГК РФ о представительстве (ст. 182 ГК РФ)? Например, будут ли все доверенности, выданные директором, являться передоверием? И прекратится ли действие выданных директором доверенностей при прекращении полномочий директора (ч. 4 ст. 187 ГК РФ)?

По мнению Романа Бевзенко, отвечать на эти вопросы стоит отрицательно. “На мой взгляд, решение об избрании директора не является его доверенностью, поскольку полномочия директора основаны на нормах закона и устава.

Поэтому, когда директор выдает доверенности, не стоит рассматривать их в качестве передоверия.

А значит, и правила о передоверии к ним применяться не могут, и срок выданных директором доверенностей не будет ограничен сроком полномочий директора”, – рассуждает эксперт.

Проект закона содержит аналогичную норму: в случае прекращения полномочий единоличного исполнительного органа ранее выданные им от имени общества доверенности на совершение сделок, срок действия которых не истек, сохраняют свою силу. 

Кроме того, в ГК РФ не содержится нормы, которая определяет последствия сделок, совершенных с согласия директора в отсутствие у него соответствующих полномочий. Роман Бевзенко считает, что к таким сделкам может применяться ст.

183 ГК РФ: “При отсутствии полномочий действовать от имени другого лица или при превышении таких полномочий сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если только другое лицо (представляемый) впоследствии не одобрит данную сделку”.

Таким образом, у общества не возникнет обязательств перед третьим лицом в результате сделки, заключенной не уполномоченным на то директором.

Удостоверение решений общества 

Решение и состав общего собрания участников общества удостоверяются лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров такого общества и выполняющим функции счетной комиссии. Кроме того, решение и состав общего собрания участников непубличного АО могут быть также удостоверены нотариусом (п. 3 ст. 67.1 ГК РФ).

Данная норма призвана защитить участников АО от поддельных и неправомерных решений и возникновения корпоративных конфликтов.

Что касается публичных обществ, Виталий Ветров, управляющий партнер юридической фирмы “Ветров и партнеры”, отмечает, что они не могут подтвердить решение и состав общего собрания участников общества у нотариуса – в противном случае, это будет являться нарушением требования п. 3 ст. 67.1 ГК РФ.

1 сентября Федеральная нотариальная палата подготовила Пособие по удостоверению нотариусом принятия общим собранием участников хозяйственного общества решения и состава участников общества, присутствовавших при его принятии.

Так, нотариус должен лично присутствовать на общем собрании непубличного общества, проверять соблюдение установленной процедуры его созыва, правомочность собрания, наличие кворума и прочее.

Данные положения применимы только к собраниям, проводимым в форме совместного присутствия акционеров или участников.

Остается неясным, как нотариус будет удостоверять бюллетень, направленный по почте (например, при смешанных или заочных формах ания). “Удостоверение бюллетеней заочного или очно-заочного ания ни законодательством, ни рекомендациями Федеральной нотариальной палаты не предусмотрено.

Соответственно, на практике маловероятна возможность удостоверения нотариусом поступивших в общество бюллетеней при таких формах собрания до появления соответствующих подзаконных актов или официальных разъяснений нотариата по данному вопросу”, – разъясняет новые нормы ГК РФ советник юридической фирмы Lidings Вадим Конюшкевич.

Еще она проблема возникает в ситуациях, когда АО состоит из одного лица. О том, нужно ли этому лицу заверять свои решения, не сказано ни в общем, ни в специальном законодательстве. Однако Банк России высказался за отсутствие необходимости заверять решения единственного акционера (п. 5 письма Банка России от 18 августа 2014 г. № 06-52/6680). Такая же позиция отражена в проекте закона.

*** 

Как видно, у участников АО могут возникнуть проблемы с применением новых норм ГК РФ. “Формально положения ГК РФ не требуют расшифровки в специальных законах, но по сути сегодня нормы кодекса не являются нормами прямого действия и их применение сейчас затруднительно.

Поэтому мы подготовили проект закона и надеемся, что он не только поможет устранить существующие недостатки ГК РФ, но и научит бизнес применять новые нормы на практике”, – заявляет заместитель директора Департамента корпоративного управления Минэкономразвития России Ростислав Кокорев.

Источник: http://www.garant.ru/article/600814/

Административное право
Добавить комментарий