Имеем ли мы право на приватизацию земли, если границы участка не установлены?

Приобретательная давность: возможно ли оформление права собственности?

Имеем ли мы право на приватизацию земли, если границы участка не установлены?

Последнее обновление: 13 Января 2020 г.

Насколько реально оформить право собственности на земельный участок, исходя из права приобретательной давности? Об этом пойдет речь в настоящей статье. Статья 25 Земельного кодекса (ЗК РФ) в качестве оснований возникновения прав на земельные участки устанавливает гражданско-правовые. Так как, в соответствии со ст.

8 ГК РФ, судебные решения могут являться основаниями возникновения гражданских прав, приобретательная давность может являться одним из оснований возникновения права собственности на землю.

Приобретательная давность регулируется статьей 234 гражданского кодекса (ГК РФ), которая устанавливает, что под лицом, имеющим право приобрести недвижимость на основании приобретательной давности, подразумеваются лишь физические (граждане) и юридические лица. Это означает, что РФ, ее субъекты, муниципальные образования лишены такой возможности.

Это согласуется со ст. 124 ГК РФ (п. 2).

Часть 1 ст.

234 ГК РФ регламентирует, что если лицо добросовестно, открыто и непрерывно владеет собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет как своим, но при этом не является собственником этого имущества (земельного участка), то оно может приобрести право собственности на это имущество. П.2 ст.

214 ГК РФ указывает, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Это означает, что при отсутствии права частной собственности на земельный участок он является государственной или муниципальной собственностью. Отметим, что это относится именно к земле (земельным участкам), тогда как недвижимость, расположенная на ней или движимое имущество имеет иной правовой статус.

Таким образом, по основанию приобретательной давности может возникнуть лишь право частной собственности на земельный участок (физического или юридического лица), но никак не муниципальная (или государственная) собственность.

У лица, которое приобрело право собственности на недвижимое и иное имущество в силу приобретательной давности, возникает с момента его государственной регистрации (если, конечно, это право подлежит такой регастрации). Для приобретения права собственности в порядке приобретательной давности обязательно: 1.

Должен истечь срок давности владения (который составляет 5 лет для движимого имущества, а для недвижимости, в том числе и для земельных участков – 15 лет).

Следует учесть, что давностный владелец может присоединить ко времени своего владения время, в течение которого имуществом владел его правопредшественник, если, конечно, владение предшественника тоже удовлетворяло всем указанным в законе условиям и если к нынешнему владельцу имущество перешло в порядке общего или специального правопреемства.

До истечения срока давностный владелец является беститульным владельцем. 2. Давностный владелец должен владеть имуществом как своим собственным без оглядки на то, что у него есть собственник. Это условие в определенной степени совпадает со следующим. 3. Добросовестность владения, означающая, что владелец не знает и не должен знать об отсутствии у него права собственности.

При этом отсутствие правоустанавливающего документа само по себе еще не означает недобросовестности владельца. 4. Владелец должен владеть имуществом открыто, т.е. не скрывать его и не таить от окружающих. 5. Давностное владение, отвечающее всем перечисленным выше условиям, обязательно должно быть непрерывным, т.е.

должны отсутствовать со стороны владельца действия, свидетельствующие о признании им обязанности вернуть вещь собственнику или предъявленные со стороны собственника иски о возврате имущества. Земельные участки приобрели статус недвижимого имущества лишь с принятием 31 мая 1991 г. Основ Гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, ст.

4 которых прямо относит земельные участки к объектам недвижимости. Одним из обязательных условий применения ст. 234 ГК РФ, как уже было отмечено выше, является добросовестность владения. В связи с этим необходимо отметить, что раньше, согласно Конституции СССР от 7 октября 1977 г. и Основам законодательства СССР и Союзных республик о земле от 28 февраля 1990 г.

, единственным собственником земли выступало государство. Передача земельных участков в собственность граждан и юридических лиц стала возможна лишь с 1 января 1991 г. с принятием Закона РСФСР от 27 декабря 1991 г.

N 460-1 «Об изменениях Закона РСФСР „О земельной реформе“ в связи с принятием Постановления Съезда народных депутатов РСФСР „О программе возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса“ и Закона РСФСР „Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) РСФСР“.

Владение земельным участком „как своим собственным“ должно подразумевать, что владелец „заботился“ в течение всего давностного срока об имуществе как о своем собственном, т.е. фактически нес бремя его содержания и ответственность за него. Скажем, владелец уплачивал земельный налог в течение ВСЕГО периода пользования этим участком.

Далее, владелец мог осуществлять разного рода мероприятия по поддержанию земельного участка в приемлемом состоянии или даже улучшал его. К примеру, владелец удобрял почву на этом участке, выращивал специальные сорта растительности, благотворно влияющие на плодородие почвы, очищал его от камней, пней, корней деревьев, осуществлял мелиоративные работы, построил ограждение и т.д.

Считается, что срок приобретательной давности начинается с момента истечения срока исковой давности по иску об истребовании имущества из незаконного владения лица, у которого оно находится (п. 4 ст. 234 ГК РФ), причем течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (ст. 200 ГК РФ).

Длительность срока исковой давности в данном случае составляет 3 года (ст. 196 ГК РФ).

В течение трех лет с момента, когда собственник участка узнал о факте владения им со стороны другого лица, он (собственник) имеет право подать в суд иск об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения. При этом лицо, ранее владевшее земельным участком, обратившееся к новому владельцу участка с иском об истребовании его, должно доказать, что он (участок) принадлежит ему на праве собственности (например, предоставив Выписку о праве собственности; если таковое отсутствует, то ему целесообразно вначале оформить свое право собственности на этот земельный участок в соответствии с законом. Ибо, в противоположном случае суд может отклонить иск, что, кстати, подтверждается судебной практикой (п. 4 Обзора практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав (приложение к информационному письму Президиума ВАС РФ от 28 апреля 1997 г. N 13).

Вместе с тем, если лицо (более ранний владелец) сможет доказать, что действительно является собственником имущества, то оно имеет право истребовать имущество (земельный участок) даже в том случае, если основания передачи имущества новому владельцу ранее не были им оспорены в судебном порядке (п. 15 Обзора).

Ответчиком по делу будет являться фактический незаконный владелец, у которого фактически находится земельный участок (землепользователь).

Приобретательная давность не может распространяться на самовольно возведенное строение, расположенное на неправомерно занимаемом земельном участке (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2003 г. (по гражданским делам), утв. Постановлением Президиума ВС РФ от 9 июля 2003 г.).

В соответствии с разъяснениями, которые содержатся в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ от (дата) N 10/22 “О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав” (пункты 15 – 21), применение приобретательной давности в отношении земельных участков имеет индивидуальные особенности; а именно: приобретательная давность может быть применима к бесхозяйным земельным участкам, но только к тем из них, от права собственности на которые собственник отказался; кроме того, она может применяться к земельным участкам, находящимся в частной собственности и которыми лицо владеет при соблюдении предусмотренных п. 1 ст. 234 ГК РФ условий. По поводу всех иных земельных участков – они не являются бесхозным имуществом. Дело в том, что все иные земли в Российской Федерации являются либо муниципальной, либо государственной собственностью.

Кроме того, имеется судебная практика, когда право приобретательной давности на земельные участки не признавалось за истцами в силу того, что они владели ими НЕЗАКОННО, т.е. не имея полномочий собственника. С одной стороны, это противоречит ч.1 ст. 234 ГК РФ, которая предусматривает владение имуществом (земельным участком) КАК СВОИМ, т.е. она и не требует наличия права собственности на него.

С другой стороны, факт добросовестного владения означает, что владелец не знает и не должен знать об отсутствии у него права собственности. Если владелец, пользуясь и владея не своим земельным участком, считал, что этот участок находится в частной собственности, следовательно, имеется его собственник.

Это означает, что у владельца право собственности на этот земельный участок отсутствует, о чем он знал. Владелец мог также считать, что это такой земельный участок, от которого собственник отказался. Но и в этом случае владелец знал, что право собственности на данный участок у него отсутствует.

Если же владелец считал, что земельный участок находится не в частной собственности, то в соответствии со ст. 214 ГК РФ, он является муниципальной или государственной собственностью. При этом участок также не находится в собственности владельца. Следовательно, получается, что в любом случае в отношении земельных участков ст. 234 ГК РФ не работает.

По крайней мере, суды нередко делают вывод о незаконности владения земельным участком и на этом основании отказывают в иске на праве приобретательной давности. Как правило, в подобных случаях суды делают вывод о невозможности признать законным факт незаконного (ибо оно не принадлежит владельцу на праве собственности) владения имуществом, хотя добросовестность в порядке ст.

234 ГК РФ может присутствовать. Правда, суды ее, как правило, отрицают, ссылаясь на незаконность владения. Несмотря на то, что, на самом деле, из содержания ст. 234 ГК РФ о добросовестности владения как раз и следует его законность – даже при наличии факта отсутствия права собственности (на земельный участок): главное, чтобы об этом не знал и не должен был знать владелец.

Ибо доказать последнее, очень часто, не представляется возможным.

Отметим, что относительно другого имущества ситуация представляется совсем иным образом. Например, гражданин может владеть автомобилем, собственник которого неизвестен и установить которого не представляется возможным по причине отсутствия госномеров и иных доказательств.

Тогда как установить характер права собственности и определить собственника земельного участка несложно: следует подать заявку на получение сведений о нем в Росреестр (Кадастровую палату). Последний выдаст достоверную информацию обо всех собственниках, которые когда-либо регистрировали свое право собственности на данный земельный участок (при условии, что эта информация там ИМЕЕТСЯ).

Или можно обратиться с заявлением в местную администрацию, которая также хранит сведения о собственнике, так как любой участок отчуждается по соответствующему постановлению. Вот при отсутствии такой информации в Росреестре, в местной администрации как раз может появиться возможность применения ст. 234 ГК РФ о праве приобретательной давности.

В иных же случаях, видится, что способ приобретения земельного участка в собственность, основанный на приобретательной давности, скорее всего, не поможет. Ведь если суду не будут предоставлены доказательства того, что земельный участок находится в частной собственности, он не сможет применить ст. 234 ГК РФ.

А если такие доказательства есть, то при наличии частной собственности на участок суд, скорее всего, также не сможет применить эту норму, но уже по другой причине: в силу недобросовестности владения.

Поэтому, что бы там ни говорили теоретики права, применение приобретательной давности для целей оформления прав на земельный участок, в рамках действующего законодательства, возможно лишь в редких случаях, например, когда собственник сам отказался от этого участка. За редким исключением, судебная практика здесь – отказная.

Правда, может получиться применить эту норму (лишь теоретически) в том случае, если на владельца перешло право узаконения земельного участка от прежних собственников, ибо в таком случае ему не знает и не должен знать об отсутствии у него права собственности в силу того, что право собственности принадлежит ЕМУ и он знает об этом своем потенциальном праве, которое, однако, еще не оформлено в законом установленном порядке, т.е. добросовестность выполняется. Хотя, нам неизвестны соответствующие случаи из судебной практики, когда суды применяли бы эту норму. Ибо при таких обстоятельствах применяются иные способы приобретения права собственности на земельные участки. Хотя, об этом говорить пока что рано. Вот после 01 марта 2015 г., когда возможности по приобретению земельных участков в собственность стали несколько ограниченными, быть может, приобретательная давность – это один из запасных вариантов в этом случае. Правда, неизвестно, насколько адекватно эта норма будет учитываться судами. И, в любом случае, эта норма не может быть применена, если земельный участок не находится в частной собственности. Т.е. ее использование возможно лишь в целях признания права собственности на землю, но никак не при признании права на (бесплатную) приватизацию земельного участка.

С уважением к Вам.

Источник: http://www.dissertacii-diplom-ufa.ru/informacija/zemlja/priobretatelnaja-davnost.html

Красные линии в большей части носят незаконный характер (Конев Роман Александрович, к.ю.н., профессор)

Имеем ли мы право на приватизацию земли, если границы участка не установлены?

Красные линии в большей части носят незаконный характер

Конев Роман Александрович

к.ю.н., профессор

Каждый из граждан Республики Казахстан, имеющий в своем владении или пользовании земельные участки так или иначе сталкивался с таким понятием как красная линия.

Что же такое эта красная линия по своей сути?

Согласно п.п.36 ст.1 Закона Республики Казахстан от 16 июля 2001 года «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в РК», красные линии – это границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов, иных элементов в планировочной структуре населенных пунктов от улиц (проездов, площадей). Красные линии, как правило, применяются для регулирования границ застройки.

В свою очередь, согласно подпункту 8, п.3 ст.

107 Земельного кодекса РК, территории, занятые и предназначенные для занятия площадями, улицами, тротуарами, проездами, дорогами, набережными, парками, скверами, городскими лесами, дорогами, водоемами, пляжами, кладбищами и иными объектами, предназначенными для удовлетворения нужд населения (водопроводы, отопительные трубы, очистные сооружения и другие инженерные системы общего пользования), являются территориями общего пользования.

Таким образом, территории в пределах «красных линий» относятся к территориям общего пользования.

В соответствии с п.5 ст.26 Земельного кодекса Республики Казахстан, не могут находиться в частной собственности земельные участки, занятые в том числе территориями общего пользования в населенных пунктах, за исключением земельных участков, занятых зданиями и сооружениями, находящимися на праве частной собственности и необходимых для их обслуживания.

Красная линия по своей сути – это обременение, ибо ограничивает застройку в ее пределах. Что такое предел разберем позже.

В соответствие с пп.9 ст.1 Законом РК «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество»

9) обременение права на недвижимое имущество – любое ограничение права на недвижимое имущество, возникшее в порядке, предусмотренном законами Республики Казахстан или соглашением сторон и выражающееся в ограничении правомочия правообладателя на владение, пользование и (или) распоряжение недвижимым имуществом;

В соответствие с п.1 ст. 7 Права (обременения прав) на недвижимое имущество в соответствии со статьями 4, 5 и 6 настоящего Закона, подлежащие обязательной государственной регистрации в правовом кадастре, возникают с момента их государственной регистрации, если иное не установлено настоящим Законом и иными законодательными актами.

Вывод – красная линия в обязательном порядке подлежит регистрации как обременение и не является преимущественным интересом, как это могут попытаться преподнести некоторые нерадивые юристы гос. органов.

Теперь рассмотрим законность наличия красных линий внутри объектов частной собственности.

Проведение красных линий внутри границ земельных участков – незаконна, за исключением, разве что только, наличие на з/у инженерных сетей но эти обременения как правило отражаются в Государственном Акте на З/У.

Согласно ст. 26 Конституции РК, граждане Республики Казахстан могут иметь в частной собственности любое законно приобретенное имущество. Собственность, в том числе право наследования, гарантируется законом. Никто не может быть лишен своего имущества, иначе как по решению суда.

Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд в исключительных случаях, предусмотренных законом, может быть произведено при условии равноценного его возмещения. В соответствии со ст.

188 ГПК РК, право собственности есть признаваемое и охраняемое законодательными актами право субъекта по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом.

Статья 52 Земельного Кодекса РК предусматривает, право собственности на здания (строения, сооружения) влечет за собой в установленном законодательством порядке право собственности на земельный участок, который занят указанными зданиями (строениями, сооружениями). Указанные права неотделимы друг от друга.

Исходя из данных правовых норм следует вывод, что проведение Красных линий через земельные участок находящейся в частной собственности, без согласования и государственной регистрации обременения, является нарушением как законодательства РК так и права частной собственности так как Красная линия является обременительной мерой.

В соответствии с вышеуказанными правовыми нормами действия Государственного органа в чью компетенцию входит разработка проектов проведения красных линий в случае реализации планов реконструкции и застройки населенных пунктов должны проводиться в соответствии с нормами Земельного кодекса РК в том числе и в части изъятия земельных участков для государственных нужд в том случае, если земельный участок попадает в планируемую зону проведения красных линий, ибо это следствие подобных действий. В противном случае красные линии должны быть проведены по границам земель находящихся в частной собственности и не нарушать права собственников.

Проведение Красной линии через земельные участки, находящиеся в частной собственности, без согласования с собственниками, и/или без выкупа ограниченных участков является грубейшим нарушением права частной собственности.

Тем не менее на этот вопрос не обращают внимания ни Верховный Суд РК ни Прокуратура, как надзорный орган.

Так же в соответствии с Земельным кодексом неиспользование земельного участка по целевому назначению в течение 2 лет влечет его изъятие.

Проведение красной линии, допустим через земельный участок с целевым назначением ИЖС, не позволяет его использование по прямому целевому назначению нарушает не только право, но и делает невозможным обязанность землепользователя использовать земельный участок по целевому назначению.

В таких случаях, порядок должен быть следующим – при разработке планов реконструкции и застройки населенных пунктов, должны учитываться права, имеющие место быть до утверждения этих планов и права эти не могут быть нарушены – в таких случаях красные линии должны проходить по границе права собственности. В любом случае должны детально прорабатываться планы и определяться те земельные участки, которые подлежат выкупу у собственников в связи с неизбежным ограничением права собственности полностью или частично.

В соответствии со ст. 264 ГК РК собственник вправе требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Как правило красные линии проводят «тихо» и собственник узнает об этом много позже, чем данное действие произошло. Как правило после принятия решения о строительстве чего бы то ни было или обращением за изменением целевого назначения земельного участка.

Собственнику отказывают гос. органы (выдавая заключение) а Акимат вынося соответствующее постановление, ссылаясь на то, что земельный участок находится в пределах красной линии.

Такие отказы выдаются и даже в том случае, если у вас участок размером 20 соток (2000 квадратных метров), а красная линия ограничивает 1 квадратный метр. Т.е.

налицо формализм к подходу к таким вопросам, а любой формализм вкупе с возможностью ограничивать права порождает коррупцию.

Собственник, получая отказ идет в суд – оспаривая что? Решение Акима. Но суд в 100% случаев ему отказывает с четко отработанной мотивировкой – Аким действовал в рамках полномочий, в соответствие с решением Земельной комиссии от ….. числа.

А те выстраивают свое заключение исходя из того, что вопросы красных линий никак не раскрыты в законодательстве – т.е. приходится делать анализ различного законодательства и только тогда будет понятно.

И сразу понятно – что при их проведении нарушается законодательство РК, начиная с Конституции РК.

Теперь вернемся к понятию предел красной линии и рассмотрим на примере.

Предел красной линии – это часть земельного участка находящегося с внутренней стороны сегмента ограничивающего застройку.

Допустим, имеется участок площадью 600 кв.м. с стандартными размерами 20х30 метров. С трех сторон у участка, соседние земельные участки. С четвертой стороны дорога общего пользования. На участке дом 3 метрах от забора. Права зарегистрированы еще в 1993 году (приватизация), в гос.

акте на з/у – целевое назначение -эксплуатация индивидуального жилого строения (ИЖС), обременения – доступ к инженерным сетям. Стандартная ситуация. Собственник решил построить баню. Обращается в уполномоченный орган и получает отказ – суть отказа наличие красной линии.

Собственник, ни сном ни духом о том, что у него оказывается красная линия, пытается выяснить а где она проходит. Обращается за получением данной информации и выясняет, что красная линия проходит в 5 метрах от границы его земельного участка, через его дом. Т.е.

предел ограничения – это от дороги (объект общего пользования, ) до самой линии – остальной участок никак не может быть ограничен в использовании собственником, но ему в принципе запрещают что либо строить на всем земельном участке.

Нарушений два – красная линия проходит через частную собственность и строение, при этом никто не согласовывал ее, и даже не удосужился уведомить об ограничении, а так же это ограничение не зарегистрировано и значит незаконно.

Собственник понимая, что ни один чиновник самостоятельно не устранит данное нарушение идет в суд.

Позиция судов.

Позиция судов в подобных вопросах – однозначна! В 99% – гос.

орган (как правило Акимат) прав потому, что он действовал в пределах компетенции, законность его действий априори судом не рассматривается, потому как оспаривается отказ, и суды рассматривают буквально- Акимат мог отказать? Мог! Мотивация есть? Заключение комиссии! Заключение оспорено? Нет … значит законно отказал.

Ну а если вы попытаетесь саму красную линию оспорить – то получите 100% отказ и обоснован он будет либо пропущенным сроком давности (хотя в данных случаях речь идет о нарушении закона и нет срока давности) либо ссылкой на то, что подзаконный акт утвержденный Правительством является индульгенцией позволяющей нарушать ваши права., а именно.

Суд, по подобным вопросам, основывают свои выводы на том, что планы реконструкции и застройки, например Алматы, утверждаются Правительством РК и соответственно любые действия Акиматов или других органов принимающих решения в рамках этих планов законны.

План реконструкции это подзаконный Акт, Правительство же является в данном случае Уполномоченным органом. Любой законный или подзаконный акт не должен нарушать прав, закрепленных Конституцией РК и соответствующими Кодексами и законами, в противном случае в них должны вноситься соответствующие исключительные изменения.

Но это в идеале.

В действительности же мы имеем то, что имеем.

Источник: https://www.zakon.kz/5006355-krasnye-linii-v-bolshey-chasti-nosyat.html

Кадастровые проблемы и их решение

Имеем ли мы право на приватизацию земли, если границы участка не установлены?
Деталі Категорія: От компании Динай Створено: 13 травня 2011

“Юридическая практика”
N 11, от 15 марта 2011 г.

Людмила Спицына

первый заместитель начальника Главного управления
Госкомзема в Запорожской области, г. Запорожье

Законом Украины “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно документов, удостоверяющих право на земельный участок, а также порядок раздела и объединения земельных участков” статья 132 Земельного кодекса Украины (ЗК) дополнена пунктом “ж”, в соответствии с которым одним из существенных условий договора отчуждения земельного участка является кадастровый номер земельного участка.

Следующим шагом законодателей стало принятие Закона Украины “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения порядка обретения прав на землю” от 5 ноября 2009 года. Данным Законом внесены изменения в статью 120 ЗК и в статью 377 Гражданского кодекса Украины.

Одним из существенных условий договора, предусматривающего обретение права собственности на жилой дом, здание или сооружение, является кадастровый номер земельного участка, право на который переходит в связи с обретением права собственности на эти объекты.

Указанные нормы вступили в силу с 1 января 2010 года.

Но, к сожалению, сформировавшиеся на Украине земельные отношения на данный момент не готовы к применению Закона.

Цитата

Лишь тогда будет возможным стопроцентное включение кадастрового номера в договор как существенного условия, когда абсолютно на все земельные участки, границы которых будут согласованы и определены в натуре на местности, в установленном порядке будет оформлено право собственности, пользования, и право это будет удостоверено зарегистрированным правоустанавливающим документом.

Или как минимум будет принято соответствующее решение органа местного самоуправления или исполнительной власти относительно площади участка и четко установлены границы (кадастровая съемка).

Кроме того, законодательно не были определены:- порядок присвоения кадастрового номера;- лицо, осуществляющее его присвоение;

– документ об определении (присвоении) кадастрового номера.

На повестке дня остались такие вопросы:

Можно ли присвоить кадастровый номер, если не оформлялись правоустанавливающие документы на земельный участок?Если можно, то что является основанием?Кто должен определить площадь участка, если относительно него не принималось решение, и на основании каких документов?Возможно ли присвоение номера без проверки обменного файла участка Государственного земельного кадастра (ГЗК)?

Главный вопрос: можно ли придавать юридическое значение площади, границам земельного участка без утвердительного ответа на поставленные выше вопросы?

До вступления в силу вышеупомянутого Закона территориальные органы земельных ресурсов присваивали кадастровые номера земельным участкам при оформлении документации по землеустройству, удостоверяющей право на земельный участок.

На изготовление технической документации предоставлялось разрешение соответствующего органа власти, указывалась ориентировочная площадь.

Составляющей технической документации была кадастровая съемка, которой определялась точная площадь земельного участка, границы ограничений обременений, предусматривалось согласование границ смежниками и вынесение их в натуру.

Техническая документация утверждалась соответствующим советом, администрацией. Решением (распоряжением) определялся правовой статус земельного участка, собственник (пользователь), условия использования участка, устанавливалась площадь земельного участка, который передавался в собственность или пользование.

После принятия решения присваивался кадастровый номер, осуществлялась государственная регистрация правоустанавливающего документа на земельный участок.

При присвоении кадастровых номеров руководствовались изданным Госкомземом Украины указанием “О присвоении кадастровых номеров земельным участкам для ведения Государственного реестра земель” N 12 от 20 марта 2002 года (Указание). Пунктом 1.

4 Порядка присвоения кадастровых номеров земельным участкам для ведения Государственного реестра земель (приложение к Указанию) определено понятие кадастрового номера земельного участка как уникального на территории Украины кода, присваиваемого каждому земельному участку с целью его идентификации и остающегося неизменным на протяжении всего времени физического и юридического существования земельного участка как единого целого.

Постановлением Кабинета Министров Украины (КМУ) N 1021 от 9 сентября 2009 года утвержден Порядок ведения Поземельной книги, пунктом 4 которого нормативно определено понятие кадастрового номера как индивидуального цифрового кода (номера), который не повторяется на всей территории Украины, присваивается земельному участку при осуществлении его государственной регистрации и сохраняется за ним на протяжении всего времени существования такого участка.

Приказом Госкомзема Украины N 168 от 15 февраля 2010 года был утвержден Порядок присвоения кадастровых номеров земельным участкам. Пунктом 4.

7 Порядка кадастровый номер земельного участка считается присвоенным с момента открытия Поземельной книги на соответствующий земельный участок.

Поземельная книга открывается в день государственной регистрации и выдачи документа, удостоверяющего право на земельный участок.

Приказом Госкомзема N 370 от 14 мая 2010 года был отменен приказ Госкомзема N 168 от 15 февраля 2010 года. После отмены приказа кадастровый номер присваивался в соответствии с Указанием. Постановлением КМУ N 749 от 18 августа 2010 года утвержден Временный порядок присвоения кадастрового номера земельному участку.

постановления практически повторяет порядок, который отменен приказом Госкомзема. Сохранилась норма, предусматривающая, что кадастровый номер земельного участка присваивается земельному участку во время проведения его государственной регистрации и сохраняется за ним на протяжении всего времени существования такого участка.

Как видим, существующая нормативная база построена таким образом, что кадастровый номер присваивается земельному участку при оформлении правоустанавливающих документов и их регистрации на дату открытия Поземельной книги. Но как быть в случаях, когда земельный участок никогда не создавался юридически, но на нем находится строение и собственник имеет намерение его продать?

Идея о том, что каждый земельный участок должен иметь правоустанавливающий документ и определенные кадастровой съемкой границы очень правильная, но земельная реформа длится уже 20 лет, и до ее завершения еще далеко.

Процедура приватизации или оформления права пользования довольно длительная, а продать строение необходимо срочно.

В этой ситуации лишь два выхода: определять кадастровый номер на основании кадастровой съемки или идти длинным путем оформления прав.

Присвоить кадастровый номер может только тот орган, который осуществляет государственную регистрацию земельного участка в момент открытия Поземельной книги.

С 1 января 2011 года вести Поземельные книги и регистрировать земельные участки будут территориальные органы земельных ресурсов. Ими также будет присваиваться кадастровый номер.

Но опять-таки, присвоение номера требует оформления правоустанавливающего документа и его регистрации.

Другое дело с определением кадастрового номера. В соответствии с пунктами 10-13 постановления КМУ N 749 от 18 августа 2010 года определение и присвоение кадастрового номера земельному участку осуществляют территориальные органы Госкомзема.

Для определения кадастрового номера земельного участка разработчик документации по землеустройству подает в территориальный орган Госкомзема по местонахождению земельного участка:- заявление об определении кадастрового номера земельного участка;- документацию по землеустройству (материалы кадастровой съемки);

– обменный файл.

Запрещается требовать представления документов и сведений, не предусмотренных этими пунктами.

Территориальный орган Госкомзема проверяет на протяжении трех рабочих дней соответствие границ земельного участка данным очередного кадастрового плана и определяет кадастровый номер земельного участка.

Отметка об определении кадастрового номера ставится на титульном листе документации по землеустройству. В отметке указываются кадастровый номер, дата его определения, фамилия и инициалы должностного лица, сделавшего эту отметку, и ставится его подпись. Исправления в такой отметке не допускаются.

Определенный и указанный в данных документах кадастровый номер земельного участка не считается присвоенным. В дальнейшем документация по землеустройству и обменный файл передаются в ГЗК на проверку.

ГЗК вносит соответствующие сведения в автоматизированную систему, подает в территориальный орган Госкомзема документацию по землеустройству с отметкой о приеме обменного файла согласно акту приема-передачи.

Таким образом, мы имеем определенный и проверенный в установленном порядке кадастровый номер земельного участка.

Законодательство не определяет, определенный или присвоенный кадастровый номер необходим для осуществления сделок. Если мы внимательно прочитаем постановление КМУ, то узнаем, что определенный номер не изменяется до его присвоения. Поэтому определенный (проверенный в ГЗК) кадастровый номер будет идентичным присвоенному.

И только в том случае, если при оформлении правоустанавливающего документа советом будет принято решение о передаче в собственность земельного участка другой площади, чем тот, которому определен кадастровый номер, земельному участку определяется и присваивается новый кадастровый номер.

При этом предыдущий кадастровый номер получает статус архивного и в дальнейшем не используется.

Таково мое мнение о возможности решения проблемы, сложившейся в отношении определения и присвоения кадастрового номера земельного участка при отчуждении объектов недвижимости.

Если объектом сделки является земельный участок, право на который удостоверено государственным актом, но кадастровый номер не присваивался, то присвоение кадастрового номера осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 15-20 постановления КМУ N 749 от 18 августа 2010 года.

До сих пор в некоторых регионах территориальные органы земельных ресурсов не определяют и не присваивают кадастровые номера без регистрации земельного участка.

Если отсутствует кадастровый номер и площадь земельного участка, то нарушаются требования Гражданского и Земельного кодексов, поскольку отсутствие существенных условий договора является основанием для признания договора незаключенным.

Поэтому здесь, по-моему, необходимо выбирать меньшее зло и все-таки определять кадастровый номер земельного участка с последующим его присвоением при регистрации земельного участка.

Для урегулирования ситуации в правовом поле необходимо инициировать изменения в Земельный и Гражданский кодексы Украины и соответствующие нормы изложить в такой редакции: “Кадастровый номер и площадь земельного участка являются существенными условиями сделок относительно отчуждения объектов недвижимости в случае, если права на земельный участок прошли государственную регистрацию”.

Разделом 4 Инструкции, утвержденной приказом Госкомзема Украины N 43 от 4 мая 1999 года, определен порядок хранения государственных актов. Владельцы земельных участков сохраняют выданные им государственные акты как документы периодического использования.

Второй экземпляр государственного акта хранится в несгораемых шкафах в помещениях соответствующих советов или государственных администраций или по их поручению – в помещениях районных (городских) отделов (управлений) земельных ресурсов Госкомзема Украины.

В соответствии с пунктами 4.16, 4.17 Инструкции, утвержденной приказом Госкомзема N 325 от 22 июня 2009 года, при выдаче нового государственного акта государственный акт старого образца возвращается в соответствующий территориальный орган Госкомзема на хранение.

В случае прекращения права собственности на земельный участок, добровольной замены государственного акта, раздела или объединения земельного участка землевладелец возвращает свой экземпляр государственного акта территориальному органу Госкомзема, где сохраняется второй экземпляр государственного акта, после чего на них делается отметка “отменено”.

Такие акты остаются на хранении в архиве территориального органа Госкомзема.

liga.net

Источник: https://zsu.org.ua/39-2010-11-28-09-45-44/2010-11-28-10-00-17/606-2011-05-13-12-21-59

Исправление кадастровой ошибки

Имеем ли мы право на приватизацию земли, если границы участка не установлены?

В данной статье мы поговорим об исправлении кадастровой ошибки в местоположении границы земельного участка.

Попробуем разобраться, что же это за действие — исправление кадастровой ошибки и кто этим занимается?

Определение кадастровой ошибки приводится в законе «О государственном кадастре недвижимости»:

Воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.

Как узнать, что в местоположении вашего земельного участка допущена кадастровая ошибка?

Если у вас есть свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок, а также кадастровый паспорт на земельный участок с установленными границами, то никаких действий предпринимать не нужно. Обычно кадастровая ошибка выявляется при проведении межевания смежного земельного участка.

Допустим, ваш участок уже стоит на учете с границами, а соседний участок еще нет. Ваш сосед идет в межевую организацию и заказывает межевание своего земельного участка.

Геодезист выезжает на местность, получает координаты и  потом выясняется, что полученные координаты по смежной части границы (одновременно являющейся и вашей частью границы, и частью границы соседа) не соответствуют тем, что указаны в государственном кадастре недвижимости относительно вашего земельного участка.

В данном случае имеет место кадастровая ошибка в отношении вашего земельного участка. Исправить кадастровую ошибку может любой кадастровый инженер, но нужно понимать, что это дополнительные работы. И кадастровый инженер, не допускавший ошибки, не обязан исправлять ее бесплатно.

Обычно в таких случаях кадастровый инженер, проводящий межевание соседа, обращается к вам с предложением исправить кадастровую ошибку в местоположении вашего земельного участка за плату.

Что в таком случае делать Вам? Вы можете обратиться в межевую организацию, которая делала вам межевание и допустила ошибку. У вас на руках должен быть договор на выполнение кадастровых работ, заключенный с этой организацией. Если межевая организация, выполнявшая работы, отказывается исправлять кадастровую ошибку бесплатно, вы можете обратиться в суд.

Что будет, если вы ничего не будете делать? Согласно закону «О государственном кадастре недвижимости» никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости. Отсюда вытекает, что вы не обязаны ничего предпринимать и не обязаны никому ничего платить.

Могут ли без вашего согласия исправить кадастровую ошибку в местоположении вашего земельного участка? Заявление об исправлении кадастровой ошибки  в орган кадастрового учета может подать только собственник исправляемого земельного участка.

Есть второй вариант: согласно действующему законодательству при проведении межевания земельного участка могут быть одновременно уточнены и границы смежного земельного участка, в том числе в связи с исправлением кадастровой ошибки.

В данном случае собственник исправляемого земельного участка не должен подавать дополнительное заявление в кадастровую палату, но в акте согласования должна стоять его подпись, подтверждающая его согласие с новыми границами. Это варианты, осуществляемые мирным путем.

Оба варианта не возможны без участия собственника исправляемого земельного участка. Исправить кадастровую ошибку без вашего участия возможно через суд, либо с участием органа кадастрового учета (читайте ниже).

Орган кадастрового учета также может выявить кадастровую ошибку

Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки.

Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки.

Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.

По истечении шести месяцев со дня направления решения о необходимости устранения кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о местоположении границ земельного участка орган кадастрового учета вправе внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о местоположении границ и площади такого земельного участка без согласия его правообладателя. Изменение в государственном кадастре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении кадастровой ошибки осуществляется органом кадастрового учета с учетом сведений, содержащихся в документах, указанных в части 9 статьи 38 Закона «О ГКН», с использованием картографической основы кадастра в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. При этом площадь земельного участка после исправления кадастровой ошибки может отличаться от площади земельного участка, сведения о которой содержатся в государственном кадастре недвижимости, не более чем на пять процентов.

Итак, подведем итоги.

  1. Кадастровую ошибку может выявить кадастровый инженер в результате проведения кадастровых работ
  2. С 1 октября 2013 года орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки
  3. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях
  4. Сам собственник не может выявить кадастровую ошибку в местоположении границы своего земельного участка, так как для этого нужны специальные геодезические приборы и знания

Итак, вы только что узнали, что такое исправление кадастровой ошибки

Источник: https://cadastral-engineer.ru/ispravlenie-kadastrovoj-oshibki/

Административное право
Добавить комментарий