Является ли долг за коммунальные услуги административным нарушением?

Является ли наличие задолженности за коммунальные услуги нарушением лицензионных требований?

Является ли долг за коммунальные услуги административным нарушением?

Долги за коммунальные услуги – довольная острая проблема в России. С долгами управляющих организацией перед РСО на бумаге борется Минстрой, а в судах представители РСО.

Еще одним защитником справедливости в сфере ЖКХ выступают сотрудники государственного жилищного надзора, которые почему-то считают, что наличие у управляющей организации долгов за коммунальные ресурсы перед РСО является нарушением лицензионных требований. В данной статье мы опишем, почему надзорные органы ошибаются.

Управляющая организация (далее-УО) как исполнитель коммунальных услуг является посредником между собственником и ресурсоснабжающей организацией (далее-РСО).

Правовое положение УО как исполнителя коммунальных услуг включает в себя обязанность по приобретению и поставке коммунального ресурса от границы разграничения балансовой принадлежности сетей с РСО до конечных потребителей (Решение Арбитражного суда Тульской области от 10 февраля 2014 г. по делу № А68-6952/2013).

При этом ответственность за оплату коммунальных услуг перед РСО возложена действующим законодательством РФ именно на УО, которая вправе предъявить соответствующие требования собственникам помещений в многоквартирном доме (Постановление ФАС Центрального округа от 06.06.2013г. по делу № А62-1389/2011).

С абсолютной уверенностью можно утверждать, что любая уо в россии («плохая» ли или «хорошая») имеет долги за коммунальные услуги, так как собственники жилья никогда не оплачивают данные услуги в 100-процентом размере. и в определенный момент наличие кредиторской задолженности уо перед рсо явилось новой «вехой» в осуществлении своих полномочий представителями гжи различных городов страны.

В отношении УО стали выдаваться различные предписания о «выявлении нарушений лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом, заключающегося в несоблюдении порядка расчётов с РСО», «не исполнения лицензионных требований в части неисполнения договора ресурсоснабжения (не осуществления расчётов за поставленный коммунальный ресурс) и, как следствие, возникновения возможности одностороннего расторжения договоров ресурсоснабжения и последующей утраты возможности предоставления коммунальных услуг». Не совершая выездных проверок, административные органы получили широкое поле деятельности («поле чудес»), имея в качестве основания для вынесения представления лишь доступные всем данные об имеющейся кредиторской задолженности УО перед РСО.

Так является ли наличие задолженности за коммунальные услуги нарушением лицензионных требований?

Данный вопрос стал одним из насущных для УО. Потому, как оказалось, среднестатистическая «без вины виноватая» УО, осуществляющая обязанности по договору управления МКД, по договору ресурсоснабжения с РСО (в том числе по взысканию задолженности за ЖКУ с собственников помещений в МКД) предстала перед государственными надзорными органами в качестве злостного нарушителя лицензионных требований. Пытаясь разобраться в данном вопросе, отрицая обусловленные предписаниями требования ГЖИ, лицензиаты разрешали данные споры в судах. В частности, при оспаривании УО в суде протоколов, ГЖИ Санкт-Петербурга обосновывала свою позицию пунктом 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 №1110, указывая, что с момента получения обществом (УО) лицензии, в его отношении будет осуществляться лицензионный контроль для проверки соблюдения им лицензионных требований, названных в пункте 3 Положения о лицензировании. Ссылаясь на п.2.3 ст.161 ЖК РФ «напоминала» об ответственности УО перед собственниками помещений в МКД за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме. Не забыла инспекция указать и о том, что в соответствии с пп. “ж” п. 4 Правил №416 от 15.05.2013г. (далее-Правила №416), на которое в протоколе об административном правонарушении ссылается ГЖИ, управление МКД обеспечивается выполнением в том числе: осуществление управляющими организациями, товариществами и кооперативами расчетов с РСО за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в МКД коммунальной услуги соответствующего вида.
В данном случае ГЖИ фактически возлагала на лицензиата обязанность оплатить задолженность за коммунальные ресурсы, сложившуюся перед РСО, забывая о том, что выявление ГЖИ нарушений лицензионных требований лицензиатом должно иметь своей целью восстановление лицензионных требований. Однако в протоколах ГЖИ не указала, речь шла лишь о неполной оплате ранее поставленных в адрес лицензиата коммунальных ресурсов.

Наличие задолженности в данном случае ошибочно рассматривалось ГЖИ, как нарушение лицензионных требований применительно к толкованию пп.”ж” п.

4 Правил №416 (“осуществление управляющими организациями, товариществами и кооперативами расчетов с ресурсоснабжающими организациями…”).

Факт того, что между лицензиатом и РСО полностью не осуществлялись расчеты, не подтверждался материалами дела и не был зафиксирован в акте проверки. А наличие задолженности за потребленные коммунальные ресурсы не свидетельствовало о нарушении лицензионных требований.

Задолженность, указанная в акте сверки между лицензиатом и РСО, как было указано в Протоколе об административном нарушении, состояла из двух частей – признаваемой и не признаваемой (оспариваемой).

ГЖИ при проведении проверки не проанализировало причин возникновения разногласий по объемам и стоимости поставленных РСО в адрес лицензиата коммунальных ресурсов, при одновременном указании размера задолженности в виде нарушения лицензионных требований у лицензиата.

В данном случае административный орган ошибочно подменил в обоснование своей правовой позиции в протоколе понятия «осуществление расчетов» и «оплата задолженности», в своем Протоколе об административном правонарушении фактически возлагал на лицензиата обязанность оплатить задолженность за коммунальные ресурсы, сложившуюся перед РСО.

Таким образом, Протокол об административном правонарушении, фактически ставил в вину лицензиату наличие задолженности, отсутствие которой попросту невозможно в сфере поставки коммунальных услуг и в сложившихся договорных отношениях.

В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 04.05.

2011 N 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” к лицензионным требованиям не могут быть отнесены требования о соблюдении законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности в целом, требования законодательства Российской Федерации, соблюдение которых является обязанностью любого хозяйствующего субъекта, а также требования к конкретным видам и объему выпускаемой или планируемой к выпуску продукции.

Исполнение договора ресурсоснабжения со стороны УО не является лицензионным требованием в силу закона, поскольку вопрос исполнения обязательств подлежит оценки с точки зрения требований гражданского законодательства.

Данные положения были отражены в Постановлении Девятнадцатого Арбитражного Апелляционного суда по делу № Ф48-7822/2015 от 06 мая 2016г. 09 декабря 2016 года Верховный суд РФ по предписанию ГЖИ с требованием оплаты имеющейся задолженности УО перед РСО вынес Постановление № 310-КГ16-18545 (по делу № А48-7822/2015).

Суд в ходе рассмотрения дела пришел к выводу о неправомерности оспариваемого предписания.

При этом судом был сделан вывод о том, что административный орган ошибочно подменяет в обоснование своей правовой позиции понятия «осуществление расчетов» и «оплата задолженности», и указано, что наличие задолженности в данном случае не может рассматриваться как нарушение лицензионных условий применительно к толкованию подпункта «ж» пункта 4 Правил № 416, а обязанность общества в установленный в предписании срок оплатить задолженность, не учитывает специальных правил о необходимости проведения предварительной претензионной работы, что по существу ограничивает общество в выборе предусмотренного законом способа защиты своих прав.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации лицензированию подлежит деятельность по управлению многоквартирным домом, под которой понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления.

Таким образом, лицензированию подлежит именно организационная деятельность управляющей компании, которая несет ответственность за комфортные и безопасные условия проживания в доме. Требования о соблюдении законодательства в соответствующей сфере деятельности хозяйствующими субъектами (расчеты по договору ресурсоснабжения) не могут быть отнесены к лицензионным требованиям.

С уважением, Олеся Смирнова

Источник: https://www.burmistr.ru/blog/kommunalnye-uslugi/yavlyaetsya-li-nalichie-zadolzhennosti-za-kommunalnye-uslugi-narusheniem-litsenzionnykh-trebovaniy-/

Когда вас могут не выпустить за границу | Блоги | ОТР

Является ли долг за коммунальные услуги административным нарушением?

Фотобанк Лори

Вы собрались на майские праздники слетать куда-нибудь за границу? А сможете ли пересечь рубеж Родины? По данным Федеральной Службы судебных приставов в этом году не сумеют осуществить свои планы порядка двух с половиной миллионов россиян. Объясняем почему.

Если должен – не прощают

По последним данным ФССП ею вынесены и переданы в пограничную службу ФСБ постановления о временном ограничении на выезд из России на 1 млн. 700 тысяч граждан. В отношении еще 692,8 тыс.

должников Служба соответствующие постановления вынесла, но пока еще не передала пограничникам.

Это означает, что у части сограждан есть хорошие шансы погасить долги и не иметь проблем при пересечении границы.

Теперь о том, кто эти люди, в отношении которых перестает действовать п.2 статьи 27 Конституции РФ, в котором говорится: “Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации”.  Из этих 1 млн.

700 тысяч россиян 44% имеют долги на сумму свыше 30 тыс. руб. перед официальными кредиторами (42% – перед банками, 1,5% – по займам МФО). Остальные не оплатили услуги ЖКХ, штрафы, налоги и т. д.

на ту же сумму или имеют задолженность по алиментам более 10 тыс. руб.

В зоне риска почти 9 млн

Но это только цветочки. По данным экспертов МФК “Домашние деньги”, в зоне риска находятся еще около 9 млн. россиян. Столько наших сограждан сейчас имеют задолженность, просроченную уже на 90 дней и более перед банками и микро-финансовыми организациями (МФО).

Из них у 6,7 млн. задолженность превышает те самые 30 тысяч рублей, которые дают судам и ФССП право выносить постановления о запрете пересекать границу. С 1 октября 2017 года законодатели повысили порог долга с 10 до 30 тысяч рублей (кроме задолженности по алиментам). А так “лишенцев” могло оказаться еще больше.

Львиную долю лишенных права выезжать за границу должников составляют клиенты банков, задолжавшие кредитору. И это понятно: по статистике средняя сумма потребительского кредита в банке более чем в 10 раз превышает “средний чек” в МФО.

Что нужно знать должникам

Для того, чтобы оценить свои шансы стать “невыездным”, нужно учитывать следующие обстоятельства. В случае задолженности перед банком или МФО кредитор может обратиться в суд за возмещением сразу после возникновения просрочки по платежам. Если суд принимает решение о принудительном взыскании долга, решение передается судебным приставам.

Но оно должно сопровождаться заявлением от истца и ходатайством об ограничении права на выезд. Тогда пристав, согласно закону об исполнительном производстве, может вынести постановление о временном ограничении для должника права пересекать границу.

При этом пристав предварительно обязан отправить должнику постановление о начале исполнительного производства и у граждан есть пять дней на то, чтобы погасить долг.

Если вам выписан административный штраф (в том числе и за нарушения ПДД), то он должен быть оплачен в течение 60 дней.

Дальше дело попадает непосредственно в ФССП и уже служба может обратиться в суд, который оценит необходимость установления запрета на выезд. Вряд ли суд станет связываться с небольшими суммами.

Но, если задолженность по штрафам большая, правосудие может проявить принципиальность.

Не отличается поворотливостью и налоговая служба. Поэтому информация по налоговым недоимкам может накапливаться годами. Но если налоговики спохватятся, то процедура, так же, как и в случае с банками, пойдет через суд.

Практику ограничения права на выезд для должников специалисты, связанные с этой сферой, оценивают как очень эффективную. В 2017 году с невыездных граждан было взыскано более 61 млрд рублей, что в разы больше, чем в предыдущие годы.

Что делать собирающимся за границу

Контроль, контроль и еще раз контроль. Хотя практически все процедуры взаимоотношений кредиторов и должников подразумевают письменные извещения о существующих претензиях, но в экстренной ситуации доводы, что вы ничего ни от кого не получали, силы иметь не будут.

Поэтому совет – недели за три до поездки (а лучше регулярно) проверяйте, нет ли у вас долгов на сайте ФССП (https://fssprus.ru/iss/ip/) или в личном кабинете на сайте госуслуг. Необходимо помнить, что наличие долгов еще не означает введенного запрета на выезд.

Если же вы “попали”, то необходимо срочно оплачивать задолженность. Сделать это можно и на сайте ФССП банковской картой.

Погасив задолженность, необходимо предоставить подтверждающие документы судебному приставу, который должен будет подписать постановление об отмене запрета на выезд и направить его пограничникам.

Согласно закону об исполнительном производстве, эта процедура может занять от 10 до 14 дней.

При этом здесь все будет зависеть от добросовестности судебного пристава, занимающегося вашим делом. Поэтому придется все время его контролировать.

Правда, в прошлом году руководство ФССП обещало, что с 1 октября их взаимодействие с ФСБ будет происходить в электронном виде, и время на снятие запрета может сократиться до суток. Но обещать – не значит жениться.

Поэтому юристы предупреждают – убеждение, что можно оплатить долги в аэропорту и улететь – это миф.

Возможны ошибки

А если вы давно оплатили свою задолженность, приезжаете в аэропорт и узнаете, что запрет на выезд никто и не подумал снять? Может ли такое быть и что делать?  Все возможно. Мы уже упоминали, что многое зависит от добросовестности выполнения своих обязанностей судебным приставом.

Если он забыл направить в погранслужбу постановление об отмене в отношение вас запрета на выезд, то это является достаточным основанием, чтобы попробовать через суд компенсировать убытки, понесенные в результате недобросовестности или ошибки чиновников.

И совсем вопиющие случаи, когда государство пытается получить с вас то, что вы ему абсолютно не должны: ошибочно выписанные штрафы, начисленные налоги, долги по несуществующим кредитам. Только необходимо помнить: в этих случаях вам предстоит длительная судебная тяжба.

И отправиться на несколько дней за границу до ее окончания вряд ли получится.

Сергей Анисимов

Источник: https://otr-online.ru/blogs/blog-internet-redakcii-otr/kogda-vas-mogut-ne-vypustit-za-granicu-210.html

ЖКХ-задолженность: когда смогут забрать всё

Является ли долг за коммунальные услуги административным нарушением?
   Жилищно-коммунальные услуги, в число которых входит предоставление хозяйствующими компаниями отопления, канализации, водо-, газо и электроснабжения, уборки мусора с придомовой территории и из контейнеров, бесспорно при условии, если предоставляются надлежащим образом, существенно облегчают жизнь гражданам и делают её комфортной.

В свою очередь, получение данного вида услуг и их фактическая не оплата влечет за собой определенные правовые последствия. да и сам порядок ответственности должников четко прописан в законодательстве.

 При этом обязанность по оплате жилищно-коммунальных услуг в сроки, установленные договором или законом, является залогом их предоставления, поскольку Закон «О жилищно-коммунальных услугах» предусматривает обязательную их оплату потребителем таких услуг.

   Интересно, что достаточно большое количество политиков, а также некоторые известные юристы, в социальных сетях активно призывают граждан “не оплачивать услуги по грабительским ценам“, при этом оформлять субсидии. Да и сам вице-премьер-министр Украины П.

Розенко утверждает, что: “Я уверен, пока не существует экономических предпосылок повышать цены на газ, электроэнергию и услуги жилищно-коммунального господатства (ЖКХ). По состоянию на конец января я не вижу никаких мотивов для повышения цен на газ и ЖКХ-услуги в течение 2017 года.

Не надо пугать людей! Когда придет время, правительство не будет прятаться, а открыто сообщит украинский о повышении тарифов” (цитата переведена на русский язык с сайта “Радио Свобода”).

   Конечно же, в результате повышения цен на потребительские товары, рост задолженности по заработной плате, её неадекватно малый размер в сегодняшних реалиях жизни, и пенсиям, которые практически в три раза меньше, чем прожиточный минимум доходов граждан, значительно увеличилась задолженность за жилищно-коммунальные услуги. 

   Несмотря на всё вышеуказанное нужно понимать, что если долг лица представляет собой существенную сумму, он может быть взыскан посредством обращения его на его имущество. Также в качестве крайней меры должник может быть выселен из жилища по решению суда. Думаю, эту меру будут использовать не так часто, но всё-же, законодательство достаточно критично относится к должникам.

   Прежде всего, стоит обратить внимание на то, что в постановлении ВССУ от 20.11.2013 г..

по делу № 6-29503св13 указано, что в случае, когда жилое помещение принадлежит лицу на праве частной собственности, то участником правоотношений по поводу предоставления жилищно-коммунальных услуг по такого помещения является именно это лицо (в .

19 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах»). Участие других лиц, проживающих в жилом помещении, в таких случаях определяется его владельцем и обязанности по оплате указанных услуг возникают у них только перед последним (ст. 156 ЖК Украины).

 Далее следует учесть в каких случаях задолженность за коммунальные услуги считается существенной? – тогда, когда её сумма представляет собой более десяти зарплатных минимумов. На сегодня размер минимальной зарплаты составляет уже 3200 гривен. Если перевести этот показатель в денежный эквивалент, получится 32.000 гривен. или по курсу НБУ – около 1200$.

   Когда коммунальная задолженность гражданина менее этой суммы, её взыскание производится, согласно судебному решению, с его доходов.

   Конечно, сам процесс принудительного взыскания долга начнет осуществляться только после того, как данное решение будет вынесено судом и вступит в законную силу. Как только это происходит, исполнители приступают к взысканию долга гражданина с его заработной платы, пенсионных поступлений и иного денежного дохода.

   Ещё одна возможность погасить свой долг перед коммунальной службой — реструктуризировать его. О том, как воспользоваться этим вариантом, говорится в Законе Украины, посвященном реструктуризации. Ей подлежат задолженности по квартплате и предоставленным жилищно-коммунальным услугам.

В Законе говорится о том, что гражданин в праве договорится с хозяйствующими компаниями, осуществляющими поставку ему услуг жилищно-коммунального характера, о том, что он будет погашать свой долг перед ними равномерными частями, при этом своевременно платить за текущие услуги.

   В 2013 году был введен новый порядок, согласно которому производится взимание долгов за услуги ЖКХ с граждан. Жилищно-коммунальная компания обращается в суд с иском, суть которого заключается в том, что некое лицо не осуществляет своевременную оплату поставленных ему услуг.

Заявление кредитора является основанием к изданию судом определенного приказа.

Тут же следует обратить внимание и на то, что правовыми последствиями просрочки потребителем коммунальных услуг исполнения денежного обязательства могут быть и уплата пени, и – по требованию исполнителя – уплата суммы потерь от инфляции, и 3% годовых. 

   Так, норма статьи 20 Законе «О жилищно-коммунальных услугах» относительно ответственности должника за несвоевременное осуществление оплаты за жилищно-коммунальные услуги в виде пени не исключает применения правовых норм, установленных статьей 625 ГК Украины.

   Для того, чтоб приказ судом был издан, не нужно ни извещения должника об этом, ни его присутствия в суде. Поэтому, когда тот узнает о существовании такого приказа в отношении себя, это становится для него полнейшей неожиданностью.

   Нужно понимать из вышеуказанного то, что: о начале процесса взыскания задолженности вы узнаете постфактум и будете лишены возможности доказать суду необоснованность требований взыскателя; рассматривая заявление коммунальщика, суд не «разбирается» с подсчетом суммы задолженности, а выдает приказ на сумму, указанную в заявлении; судебный приказ является исполнительным документом и подлежит принудительному исполнению, как и судебные решения. Поэтому руководствоваться следует тем, что любое решение суда обязано выноситься при соблюдении таких условий, как: предварительное уведомление всех заинтересованных лиц об этом и их право и возможность находиться при этом в зале заседания, где зачитывается вердикт. Однако никакой повестки в суд должник не получает. На его адрес приходит документ, информирующий о принятом решении. В нем также имеется требование уплатить установленную судом сумму денег.

   Может. На это ответчику по делу выделяется десять дней. Дни начинают отсчитываться с того момента как был издан приказ. Если должник успел оспорить приказ в указанные сроки, его дело будет рассматриваться судьями в привычном формате. Это значит, что должник сможет присутствовать на заседании. 

   Другой отличительной особенностью рассмотрения дела в обычном режиме является то, что суд выносит вердикт, связанный с задолженностью гражданина перед хозяйствующей компанией, только за три последних года, даже если она больше. Моментом отсчета трехлетнего срока служит дата подачи судебного иска кредитором.

   Согласно положению Гражданского процессуального кодекса, на его оформление выделяется три дня. Моментом, с которого начинает отсчитываться это время, является дата начала судебного производства.

Основной спецификой производства судебного приказа является тот факт, что его выдача не обязует судебную инстанцию к проведению слушания по делу. Она также не обязана уведомлять стороны о принятии документа.

Производство осуществляется в административном порядке, без заседания судей и без участия на нем должника и его кредитора.

   После выдачи судебного приказа его копия высылается должнику. Высылка документа осуществляется судом в тот же день или последующий за ним. Ответчик по делу получает копию в виде заказного письма с уведомлением.

   Также он получает и иные документы, имеющие непосредственное отношение к его делу. В число таких документов включается и копия искового заявления его кредитора.

   В почтовом извещении проставляется число того дня, в который судебный приказ был вручен получателю. К этой дате должнику стоит отнестись внимательно. Именно она является точкой отсчета выделенного законодательством срока для возможного оспаривания им приказа. К сожалению, почтовые работники относятся к этому факту небрежно и безответственно.   

 Нередко они самостоятельно проставляют дату в почтовое извещение еще не врученного получателю документа и даже ставят роспись за него.

Это приводит к тому, что срок обжалования приказа начинает автоматически отсчитываться. Подобное поведение почтовиков является прямым нарушением их должностных обязанностей.

Адвокаты должников в своей практике не единожды сталкиваются с таким превышением полномочий.

   Еще один фактор, играющий против ответчика по ЖКХ-задолженности:

чаще всего почтальон не заморачивается тем, чтобы в обязательном порядке найти адресата и вручить ему лично в руки заказное письмо из суда. Если он не нашел получателя в свой первый визит к нему, то больше делать их не будет. Вряд ли он придет во второй или в третий раз.

К чему приводит такая тактика? Безусловно, человек получит адресованное ему послание и ознакомится с его содержанием, но это произойдет тогда, когда установленный законодательством срок для оспаривания судебного приказа подойдет к концу.

Ответчик уже ничего не сможет сделать, чтобы защитить свои права.

   Должники и сами отказываются от вручения им заказных извещений из суда, справедливо предполагая, о чем в них будет идти речь. Также бывают случаи, когда почтальон просто не находит адресата по указанным на конверте данным.

Первая ситуация разрешается следующим образом: в извещение ставится число того дня, когда адресат отказался от получения заказного почтового сообщения.

Что касается второй ситуации — когда адресата невозможно застать по месту проживания, чтобы вручить ему судебный приказ, — то и её почтовики не оставляют без ответа. И в этом случае в извещении прописывается дата получения судебного послания.

   Если какому-либо гражданину адресованы заказные письма, а он находится в длительном — месячном-двухмесячном — отсутствии, вследствие командировки или отдыха, эти письма будут считаться врученными ему.

   Получив сообщение из суда о принятом в отношении него решении по коммунальной задолженности, ответчик может не согласиться с ним.

Если он не согласен с вердиктом и не желает исполнять судебное постановление, то должен потребовать его отмены.

С этой целью в течение десяти дней после получения заказного письма — или, точнее, – в течение десяти дней, начиная от прописанного в извещении числа, — он должен прийти в суд и подать заявление.

   В том случае, если должник не предпринял никаких шагов в отношении отмены судебного решения, а после предоставленного на это законодательством десятидневного срока прошло еще три дня, вердикт обретает законную силу. Суд отдает взыскателю документ, с тем, чтобы тот предъявил его к исполнению.

   В украинской Конституции содержится статья под номером 47. Она написана для того, чтобы разъяснить гражданам ситуации, когда они могут лишиться собственного жилья. Если изучить представленные в ней положения, то можно заметить, что это возможно только в том случае, если на, то имеется судебное решение.

   Верховная Рада принимала законы, в которых такая возможность для частных лиц вполне вероятна. Судебное постановление в своей резолютивной части информирует гражданина и прочих лиц о том, что тот потерял свое право на проживание в указанной квартире. При этом его выселение из жилища должно осуществляться в соответствии с законом. Пока судебное решение не обрело силу, выселение невозможно.

   В нормах жилищного законодательства указаны причины, которые могут привести лицо к выселению его из жилья. При этом он не получит в качестве компенсации иное жилище вместо утраченного. Этих причин пять:

  1.    Поводом к тому, чтобы начать судебный процесс против гражданина, могут, во-первых, послужить доказательства того, что он наносил систематические разрушения тому помещению, в котором проживает.
  2.    Второй причиной служат сведения о том, что ответчик использует жилище не по назначению.
  3.    Третье основание инициирования судебного производства — систематическое нарушение лицом установленных норм общежития.

    Судебное разбирательство носит характер крайней меры, в том случае, если гражданин никак не реагирует на иное воздействие, которое состоит из общественного порицания, увещеваний и предупреждений.

  4.    К четвертой причине относится ситуация, когда мать и/или отца ребенка лишают родительских прав.

    Подобная ситуация не совместима с их совместным проживанием.

  5.    Пятый пункт — недействительность ордера на квартиру. Если судом признается факт того, что лицо не имеет права на проживание в квартире, вследствие недействительности его ордера на нее, он обязан освободить ее.

    При этом предполагается, что указанное жилище имеет государственную или коммунальную форму собственности. К пятому пункту относят и ситуации, когда гражданин самовольно заселяется в не принадлежащую ему квартиру.

   То, что лицо, задолжавшее хозяйствующим службам за предоставление ими услуг коммунального характера, не может быть основанием для выселения из своей квартиры. Этот факт не может служить основанием для лишения лица его жилой собственности. Квартира должника не может служить объектом, на который может быть обращено взыскание долга! 

   Поэтому её не могут изъять с целью продажи и погашения с помощью вырученных денежных средств образовавшейся задолженности. Но её арестуют. Это не позволит собственнику совершать со своим жильем какие-либо сделки. Обменять или продать свою квартиру он сможет только в том случае, если погасит свой долг перед коммунальщиками, и никак иначе. 

   Поэтому очень важно не идти на суд по делу о взыскании задолженности по ЖКХ без адвоката. Тут же должна напомнить, что в соответствии со статьей 267 Гражданского кодекса Украины истечении исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием для отказа в иске, как и то, что списание долгов по оплате за потребленные жилищно-коммунальные услуги действующим законодательством не предусмотрено.

Источник: https://blog.liga.net/user/spriymak/article/26877

Долги за коммунальные услуги – пути решения

Является ли долг за коммунальные услуги административным нарушением?

Статья 153 Жилищного кодекса РФ устанавливает обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги гражданами и организациями своевременно и полностью. Расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.

Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г.

№ 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» установлено: плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата.

Таким образом, при нарушении гражданами данных правил и невнесении жилищно-коммунальных платежей даже за один месяц, они уже считаются должниками. Кроме того, согласно Жилищному кодексу РФ, а также Закону города Москвы от 27.01.2010г. №2 «Основы жилищной политики города Москвы» в случае невнесения без уважительных причин платы за жилое помещение и коммунальные услуги в течение более шести месяцев наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи могут быть выселены в судебном порядке с предоставлением жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма в черте того же населенного пункта, пригодного для постоянного проживания, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие. Выселение граждан из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, производится в судебном порядке как с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, так и без предоставления других жилых помещений. Также следует отметить, что при невнесении собственником платы за коммунальные услуги, он может быть привлечен к имущественной ответственности в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Если задолженность по оплате за ЖКУ составляет уже более 6-ти месяцев, то вопрос о погашении имеющейся задолженности решается в судебном порядке.

После рассмотрения дела судом выносится решение о взыскании с должника задолженности за жилищно-коммунальные услуги и компенсации судебных расходов по оплате государственной пошлины. На основании решения суда выдается исполнительный лист с указанием суммы, взыскиваемой по данному решению, а также суммы уплаченной государственной пошлины, подлежащей также взысканию с должника. Во исполнение решения суда взыскатель направляет данный исполнительный лист в Федеральную службу судебных приставов для дальнейшего взыскания суммы долга и суммы судебных расходов, подлежащей возмещению должником. Далее, судебные приставы-исполнители во исполнение ФЗ «Об исполнительном производстве» №229-ФЗ от 2 октября 2007г. возбуждают исполнительное производство, устанавливают срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждают должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения.

Если должник не исполняет требований по погашению задолженности и компенсации судебных расходов в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, то с должника будет взыскан также исполнительский сбор в размере 7% от взыскиваемой суммы от подлежащей взысканию суммы.

Поэтому должники должны четко уяснить, что помимо суммы долга по оплате за ЖКУ, подлежащего взысканию по судебному решению, им придется возместить еще и судебные издержки в виде государственной пошлины, а также оплатить указанный исполнительский сбор. Таким образом, должники только увеличивают сумму своего долга вместо того, чтобы его погашать. Если в установленный срок для добровольного исполнения требования не выполнены должником, судебный пристав-исполнитель приступает к принудительному исполнению решения суда.

Стоит отметить, что в соответствии с п.1 ст.80 указанного Федерального закона судебный пристав-исполнитель в целях обеспечения исполнения исполнительного документа вправе, в том числе и в течение срока, установленного для добровольного исполнения, наложить арест на имущество должника.

За неисполнение требований судебного пристава-исполнителя должник может быть привлечен также и к административной ответственности. Должникам также необходимо понять, что исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебными приставами-исполнителями или по месту жительства должника, или месту пребывания или местонахождению имущества должника. Так что даже если должник не проживает в квартире, по которой имеется долг за ЖКУ, механизмы для взыскания долгов четко отработаны и эффективно используются приставами. Не стоит забывать также, что в случае неисполнения должником без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о временном ограничении на выезд данного должника за пределы Российской Федерации. К сведению должников на сегодняшний день существует ряд способов не доводить дело до судебных разбирательств и решить вопрос о погашении задолженности за ЖКУ в досудебном порядке.

Первый способ: обратиться в абонентский отдел «Центра государственных услуг района Раменки «Мои документы» (бывший МФЦ района), расположенный по адресу: г. Москва, Мичуринский пр-т, вл.

31, корп. 1 и уведомить Вашего экономиста по работе с физическими лицами о том, что Вы намерены оплатить частями сумму задолженности за ЖКУ, а также получить квитанции на сумму задолженности для ее погашения.

Второй способ: обратиться в абонентский отдел «Центра государственных услуг района Раменки «Мои документы» для заключения соглашения о погашении задолженности за жилищно-коммунальные услуги.

Источник: http://www.gbu-ramenki.ru/754/1080/5542.html

Жилищно-коммунальные услуги. Когда и как платить?

Является ли долг за коммунальные услуги административным нарушением?

Квартира построена, но дом не сдан в эксплуатацию. Когда наступает обязанность оплачивать ЖКУ?

Собственник жилого или нежилого помещения начинает платить за жилищно-коммунальные услуги со дня возникновения права собственности на эти помещения (регистрации в БТИ).

Дольщик (при долевом строительстве) – с момента заключения договора, предусматривающего передачу ему во владение и пользование объекта долевого строительства, либо с момента подписания акта приемки-передачи жилого помещения.

Наниматель, арендатор жилого помещения – со дня заключения договоров найма, аренды жилых помещений.

Член организации застройщиков – со дня сдачи жилого дома (квартиры) в эксплуатацию.

В Гражданском кодексе отмечается, что каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате сборов по общему имуществу, а также издержках по его содержанию.

Нет договора, платить за ЖКУ не нужно?

Отсутствие договора на получение ЖКУ или отказ от заключения подобного договора никак не освобождает граждан от внесения платы за фактически оказанные основные жилищно-коммунальные услуги или платы за пользование жилым помещением.

Иными словами, если у вас нет договора на теплоснабжение, но квартира отапливалась весь отопительный сезон, то не платить по счетам нельзя – по факту услуга была предоставлена.

Если граждане не хотят заключать договор на вывоз мусора в частном секторе, это также не означает, что они не должны оплачивать такую услугу как обращение с ТКО, поскольку она оказывается всем плательщикам ЖКУ – отходы вывозятся из контейнеров по схеме, утвержденной в исполкоме. Аргументы – «мусор закапываем в огороде», «вывозим на свалку», «вообще не мусорим» в данной ситуации не состоятельны.

Не платить можно только в случае отсутствия договора на дополнительные жилищно-коммунальные услуги. Их граждане могут получать (или не получать) по желанию.

В перечень таких услуг входят: установка и техническое обслуживание запорно-переговорных устройств (домофоны) и систем видеонаблюдения, работа вахтеров (консьержей), аренда напольных грязезащитных ковровых покрытий, обустройство придомовых территорий элементами озеленения, благоустройства и их дальнейшее содержание. В этом случае работает правило: нет договора – нет оплаты.

Когда платить, чтобы избежать долгов и пеней?

Оплачивать ЖКУ необходимо не позднее 25-го числа следующего за ним месяца. Например, счета за июль необходимо оплатить до 25 августа, счета за август – до 25 сентября и т.д.

При этом необходимо иметь в виду, что ответственность за оплату жилищно-коммунальных услуг (и за долги) лежит не только на собственнике квартиры (нанимателе жилья, дольщике и т.п.), но и на всех проживающих совместно с ним совершеннолетних членах семьи (в том числе и бывших), если иное не установлено письменным соглашением о порядке пользования жилым помещением.

Если квартира (иное помещение) принята по наследству с долгами, то обязанность их погасить возникает у наследников данной квартиры. Порядок погашения установлен ст. 1086 Гражданского кодекса Республики Беларусь.

Где платить?

Самый классический способ – оплатить ЖКУ в любом отделении почты. Требуется: физическое присутствие и извещение на оплату. Также можно заплатить в отделении банка: в кассе или инфокиоске (в зале, как правило, присутствует специалист, который подскажет, как это сделать).

Владелец банковской карточки может оплатить коммунальные платежи через Интернет-банкинг. Банки подключают к этой системе каждого клиента.

После авторизации на сайте банка необходимо выбрать раздел «Коммунальные платежи» или «Оплата услуг» – «ЕРИП» (система единого расчетного и информационного пространства) и следовать дальнейшим инструкциям.

Понадобится также знать номер лицевого счета (указан в извещении).

Можно воспользоваться QR-кодом. Он расположен в правом верхнем углу извещения на оплату ЖКУ. Для этого необходимо установить на смартфоне специальное приложение, например, в Viber (Настройки / QR-код), v-banking и др.

и следовать дальнейшим инструкциям.

Преимущества платежей с помощью Интернет-банкинга или мобильных приложений в том, что они осуществляются без комиссии и круглосуточно, позволяют совершать платежи автоматически и хранить данные обо всех операциях.

Что будет, если гражданин станет должником?

Задолженность за ЖКУ (более двух месяцев) приведет к неприятностям. Например, начнет образовываться пеня. Это 0,3 процента от неуплаченной в установленный срок суммы платежа за каждый день просрочки. В данной ситуации пеня будет начисляться расчетной программой автоматически.

Допустим, за коммуналку нужно заплатить 30 рублей, гражданин заплатил с опозданием в 20 дней. В первый день ему начислят пеню на 30 рублей (30+0,3 %), во второй на 30 рублей 9 копеек (30,09+0,3 %), на третий на 30 рублей 18 копеек (30,18+0,3 %) и так далее.

Подобный расчет приведет к тому, что пеня очень быстро превысит сумму долга и платить придется гораздо больше.

При значительных долгах за ЖКУ оказание коммунальных услуг могут приостановить – отключить газ, электричество и т.д. При этом после погашения задолженности необходимо будет оплатить и возобновление предоставления ЖКУ.

Кроме того, организации, предоставляющие услуги ЖКХ, могут инициировать судебное разбирательство с должником, запрет на выезд за границу. Но самой большой неприятностью может стать выселение из квартиры.

Для нанимателя жилого помещения государственного жилищного фонда и членов его семьи это означает «выселение без предоставления другого жилья», для собственников квартир – «продажа квартиры и выселение в меньшее по площади помещение или уступающее по своим потребительским качествам, в том числе в ином населенном пункте».

Как списать пеню?

Местный исполком может принять решение о списании пени гражданам, имеющим просроченную задолженность. Основанием для списания может послужить трудная жизненная ситуация – каждый случай будет рассматриваться в индивидуальном порядке.

Для списания пени граждане подают заявление в произвольной форме в организацию, производящую начисление платы за жилищно-коммунальные услуги, с указанием причин возникновения задолженности.

В случае необходимости данная организация запрашивает у госорганов и организаций справки либо документы о доходах и имущественном положении гражданина и членов его семьи, совместно с ним проживающих, необходимые для решения вопроса о списании пени. Эти документы граждане могут представить и сами.

Решение о списании пени или об отказе в ее списании исполком принимает в течение 20 календарных дней. В решении о списании пени указывается период, за который производится списание пени, и ее сумма. В решении об отказе – основания для отказа.

Если списать пеню не удастся, то можно подать в суд иск о снижении размера пени в связи с ее несоразмерностью последствиям нарушения обязательства (значительное превышение размера пени над суммой невозвращенного долга).

Яна Щука, портал коммунальной грамотности населения

Источник: http://pravo.by/novosti/obshchestvenno-politicheskie-i-v-oblasti-prava/2019/july/37895/

Административное право
Добавить комментарий