Является ли военное положение форс мажором?

Введение военного положения, как обстоятельство непреодолимой силы. Порядок удостоверения ФОРС-МАЖОРА

Является ли военное положение форс мажором?

13 дек. 2018

Согласно ст.14-1 Закона Украины «О торгово-промышленных палатах в Украине», форс-мажорными обстоятельствами (обстоятельствами непреодолимой силы) являются чрезвычайные и неотвратимые обстоятельства, объективно невозможное исполнение обязательств, которые предусмотренные условиями договора (контракта, соглашения и т.п.) согласно законодательных и других нормативных актов.

Само по себе введение военного положения в Украине, не является форс-мажором.

Однако, введение военного положения может свидетельствовать о том, что риск наступления обстоятельств непреодолимой силы повышается и при наличии определенных обязательных предпосылок наступления форс-мажора возможно. Введение военного положения может быть одним из важных оснований наступления обстоятельств непреодолимой силы.

В частности, стоит отметить, что обстоятельствами непреодолимой силы в условиях военного положения, что является актуальным на сегодняшний день, могут быть признаны следующие риски:

  • угроза войны;
  • вооруженного конфликта или серьезная угроза такого конфликта, включая, но не ограничиваясь враждебными атаками, блокадами, военным эмбарго действия иностранного врага;
  • общая военная мобилизация;
  • военные действия, объявленная и необъявленная война;
  • действия общественного врага;
  • акты терроризма, диверсии, пиратства;
  • беспорядки, вторжения, блокада, революция;
  • восстания, массовые беспорядки, введение комендантского часа;
  • экспроприация, принудительное изъятие, захват предприятий, реквизиция, общественная демонстрация,
  • блокада, забастовка, авария, противоправные действия третьих лиц, пожар, взрыв, длительные перерывы в работе транспорта и т.д. регламентированы условиями соответствующих решений и актами государственных органов власти.

Перечень таких обстоятельств, установленный вышеуказанной статьей, не является исчерпывающим.

Согласно Регламенту Торгово-промышленной палаты, форс-мажорными могут быть признаны и те обстоятельства, которые не указанные в вышеприведенном списке, однако соответствуют критериям форс-мажорных соответствии с положениями п. 6.9 настоящего Регламента, не противоречащие законодательству Украины и согласованы сторонами в договоре, контракте, соглашении как такие, освобождающие их от гражданско-правовой ответственности.

Такие критерии обстоятельств непреодолимой силы в своей совокупности должны свидетельствовать о:

– чрезвычайности таких обстоятельств;

– непредсказуемости обстоятельств;

– неотвратимости;

-причинно-следственной связи между обстоятельством/событием и невозможностью выполнения заявителем своих конкретных обязательств.

Если вышеуказанные критерии действительно установлены, то для удостоверения обстоятельств форс-мажорными, необходимо обратиться с соответствующим пакетом документов в Торгово-промышленную палату Украины (или региональное отделение ТПП), которое осуществляет рассмотрение документов и принимает решение о выдаче или отказе в выдаче Сертификата, удостоверяющий возникновения форс-мажора.

Однако, в некоторых случаях получение Сертификата не всегда предоставляет 100% гарантию, того что сторона договора, в следствии обстоятельств непреодолимой силы освобождается от установленной договором и нормами законодательства ответственности.

Таким образом, если контрагент по договору не признает причины нарушения условий сделки в следствии форс-мажора, последний наделен правом обращения в суд с требованиями о применении к стороне, которая нарушила свои обязанности установленной по договору ответственности.

Все обстоятельства, при наличии которых произошло нарушение, вместе с Сертификатом об удостоверении обстоятельств форс-мажорными оцениваются судом на предмет принадлежности, достоверности и допустимости, и именно судом принимается окончательное решение об освобождении лица, нарушившего условия договора от ответственности установленной сделкой и действующим законодательством Украины.

 Виктория Пинчук

 адвокат АО “КФ “ДОМИНАНТА”

страницы: 0/5 на основе 0 оценок.

БЛОКУВАННЯ ПОДАТКОВИХ НАКЛАДНИХ: ВЕРСІЯ 3.0

Робити сюрпризи для платників податків вже стало «дурною» традицією владних структур. Не став виключенням і уряд «зелених технократів». Так, 23 січня була опублікована на сайті уряду постанова КМУ № 1165 дата прийняття якої зазначена ще 11 грудня 2019 р.

Зменшення штрафів за порушення законодавства про працю!

02.02.2020 року набув чинності Закон України «Про внесення змін до Кодексу законів про працю України».

Останні декілька років Держпраці та інші органи регулярно тероризували бізнес, виписуючи їм штрафи космічних розмірів. Нарешті запрацював довгоочікуваний закон, який зменшує тиск на бізнес.

Бенефіціари та структура власності: чого чекати?

6 грудня 2019 року Верховна Рада України прийняла Закон «Про запобігання та протидію легалізації (відмиванню) доходів, одержаних злочинним шляхом, фінансуванню тероризму та фінансуванню розповсюдження зброї масового знищення» (далі за текстом – Закон), котрий вступить в силу з 20 квітня 2020 року.

Даний Закон вносить досить вагомі зміни в законодавство України щодо фінансового моніторингу.

Однак в даній статті пропонуємо розглянути нововведення, котрі стосуватимуться Закону України «Про державну реєстрацію юридичних осіб, фізичних осіб-підприємців та громадських формувань (надалі – Закон про державну реєстрацію) та до яких бізнесу необхідно підготуватись.

Источник: https://dominanta.od.ua/news/vvedenie_voennogo_polozhenija_kak_obstojatelstvo_nepreodolimoj_sily_porjadok_udostoverenija_fors_mazhora_

Что делать заемщикам во время военного положения

Является ли военное положение форс мажором?

Ярким примером является Закон Украины О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно возобновления кредитования и Кодекс по вопросам банкротства, который после его подписания и вступления в силу отменит мораторий на выселение валютных заемщиков из единственного жилья.

В свете последних событий после объявления военного положения бизнес ситуация в стране глобально ухудшилась. Упадок экономики и торможение экономического развития негативно скажется на каждой семье и это, в свою очередь, приведет к ухудшению платежеспособности и невозможности платить кредиты вовремя и в полном объеме.

Учитывая это, было бы вполне логично при наступлении таких обстоятельств идти на уступки заемщикам и вводить льготные условия по выполнению кредитных обязательств. Это было бы честно и справедливо, однако, к сожалению, на практике все совершенно иначе. Давайте наконец определимся повлияет ли объявление военного положения на выполнение кредитных обязательств.

Напомним, что 26 ноября 2018 Верховная Рада Украины в соответствии с пунктом 31 части первой статьи 85 Конституции Украины, статьи 5 Закона Украины “О правовом режиме военного положения”, большинством утвердила указ Президента Украины о введении военного положения в следующих областях Украины: Винницкой, Луганской, Николаевской, Одесской, Сумской, Харьковской, Черниговской, Донецкой, Запорожской, Херсонской областях и внутренних водах Украины Азово-Керченской акватории на 30 суток.

Указ Президента:

Закон Украины Об утверждении Указа Президента Украины “О введении военного положения в Украине”.

За последнюю неделю в сети интернет написано очень много о военном положении.

Военное положение – это особый правовой режим, вводимый в Украине или в отдельных ее местностях в случае вооруженной агрессии или угрозы нападения, опасности государственной независимости Украины, ее территориальной целостности и предусматривает предоставление соответствующим органам государственной власти, военному командованию, военным администрациям и органам местного самоуправления полномочий, необходимых для предотвращения угрозы, отпора вооруженной агрессии и обеспечения национальной безопасности, устранения угрозы опасности государственной независимости Украины, ее территориальной целостности, а также временное, обусловленное угрозой, ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц с указанием срока действия этих ограничений.

На период действия правового режима военного положения могут ограничиваться (читаем “не гарантируются”) конституционные права и свободы человека и гражданина, предусмотренные статьями 30-34, 38, 39, 41-44, 53 Конституции Украины, а также вводиться временные ограничения прав и законных интересов юридических лиц в пределах и объеме, которые необходимы для обеспечения возможности внедрения и осуществления мер правового режима военного положения, предусмотренных частью первой статьи 8 Закона Украины О правовом режиме военного положения.

То есть, в пределах и объемах, необходимых для предотвращения угрозы, отпора вооруженной агрессии и обеспечения национальной безопасности, устранения угрозы опасности, могут быть ограничены предусмотренные Конституцией гарантии и права, в частности, относительно:

  • неприкосновенности жилища;
  • свободы мысли и слова, права на свободное выражение своих взглядов и убеждений;
  • тайны переписки, телефонных разговоров, телеграфной и другой корреспонденции;
  • свободы передвижения, свободного выбор места жительства, права свободно оставлять территорию Украины;
  • собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, походы и демонстрации;
  • права принимать участие в управлении государственными делами, во всеукраинском и местных референдумах, свободно избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, права владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, результатами своей интеллектуальной, творческой деятельности.

Итак, военное положение – это особый правовой режим, который вводится с целью защиты национальной безопасности. При этом одного факта объявления военного положения совершенно недостаточно для того, чтобы это какой-то степени повлияло на взаимоотношения между кредитором и заемщиком.

Для того, что бы это имело какие-то юридические последствия – военное положение должно быть признано форс-мажорными обстоятельствами, а в договоре между заемщиком и кредитором должно быть указано, что именно такие форс мажорные обстоятельства являются основанием освобождении сторон от ответственности.

Рассмотрим понятие форс-мажора более детально.

Определение понятия форс-мажорных обстоятельств дает Закон Украины О торгово-промышленных палатах в Украине.

Так, форс-мажорные обстоятельства (обстоятельства непреодолимой силы (Force Majeure)) – это чрезвычайные и неотвратимые обстоятельства, делающие объективно невозможным исполнение обязательств, предусмотренных условиями договора (контракта, соглашения и т.п.), обязанностей по законодательным и другими нормативным актам.

К таким обстоятельствам относятся: угроза войны, вооруженного конфликта или серьезная угроза такого конфликта, включая но не ограничиваясь враждебными атаками, блокадами, военным эмбарго, действиями иностранного врага, общей военной мобилизацией, военными действиями, объявленной и необъявленной войной, действиями общественного врага, возмущениями, актами терроризма, диверсиями, пиратством, беспорядками и т.п., а также вызванные исключительными погодными условиями и стихийными бедствиями, а именно: эпидемия, сильный шторм, циклон, ураган, торнадо, ураган, наводнение, нагромождение снега, гололед, град, замерзание моря, проливов, портов, перевалов, землетрясение, молния, пожар, засуха, проседание и оползень, другие стихийные бедствия и т.п..

https://www.youtube.com/watch?v=45upL-gb9Xc

Вышеупомянутый перечень обстоятельств не является исчерпывающим.

В большинстве случаев сам по себе факт наступления форс-мажорных обстоятельств не является основанием для безответственного невыполнения обязательств по договору.

В подтверждение наступления форс-мажорных обстоятельств необходимо обращаться за соответствующим Сертификатом в Торгово-промышленную палату (ТПП).

Этот Сертификат (в определенных договорах, законодательных и нормативных актах упоминается также как вывод, справка, подтверждение) о форс-мажорных обстоятельствах (обстоятельства непреодолимой силы) – это документ установленной ТПП Украины формы, выданный ТПП Украины или региональной торгово-промышленной палатой в соответствии с действующим законодательством, условиями договора (контракта, соглашения и т.д.) и утвержденным Регламентом.

Лишь в отдельных договорах, где прямо указано, что объявление военного положения само по себе автоматически признается достаточным обстоятельством, освобождающим стороны договора от ответственности, получение Сертификата ТПП не требуется.

Итак, для того, что бы объявление Военного состояния “позволило” заемщикам не выполнять условия кредитного договора (или выполнять их частично с нарушением первоначальных условий) необходимо, чтобы ТПП признала это форс-мажорными обстоятельствами и выдала соответствующий сертификат.

Также необходимо, чтобы в кредитном договоре и сопутствующих договорах (ипотеки, поручительства) между заемщиком (поручителем) и банком (кредитором) было отмечено, что обстоятельства форс-мажора (и какие именно) являются условиями освобождения от ответственности.

Эти положения могут быть закреплены как в отдельном разделе договора (может называться “форс-мажор”, “условия освобождения от ответственности” и т.д.), так и в так называемых “других условиях” договора.

Подсознательно у людей понятие военного положения ассоциируется с непреодолимыми силами, неуправляемыми ситуациями и обстоятельствами, которые находятся вне воли сторон. На практике это понятие нормативно является закрепленным и требует соблюдения ряда процедур и регламентов с детальным изучением и анализом условий договоров. И в контексте этого обратимся к гражданскому законодательству.

По нормам ст. 629 Гражданско-процессуального кодекса Украины договор является обязательным для исполнения сторонами.

При этом, лицо, нарушившее обязательство, освобождается от ответственности за нарушение обязательства, если докажет, что это нарушение произошло вследствие случая или непреодолимой силы.

То есть законодатель устанавливает два основных основания освобождения лица, нарушившего обязательства, от ответственности. Такими обстоятельствами являются случай и непреодолимая сила. Доказывание наличия либо непреодолимой силы возлагается на лицо, нарушившее обязательство. Именно оно должна подавать соответствующие доказательства в случае возникновения спора.

Гражданский кодекс определяет, что изменение или расторжение договора допускается только по соглашению сторон, если иное не установлено договором или законом. Аналогичное положение закреплено и в Хозяйственном кодексе.

Стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с обстоятельствами, которые существенно изменились, или относительно его расторжения, договор может быть расторгнут, а по основаниям, установленным частью четвертой настоящей статьи, – изменен по решению суда по требованию заинтересованной стороны при наличии определенных законом условий.

То есть, условиями договора стороны могут предусмотреть, что военное положение является обстоятельством, освобождающим от ответственности за невозможность выполнения обязательств.

Подтверждение такого факта должно быть согласовано сторонами и как следствие, условия договора могут быть изменены (например, увеличен срок выполнения обязательств).

Но опять же, возвращаемся к выписанным в договоре условиям.

Конечно, анализ условий договора и положений действующего законодательства безопаснее поручить юристам. Однако, при заключении договоров на будущее стоит сразу указывать что именно освобождает стороны от ответственности при невыполнении условий договора в силу обстоятельств непреодолимой силы. Это поможет избежать длительных процедур доказательства очевидных вещей.

Поскольку Военное положение, независимо от того насколько оно введено и на каких территориях, отнюдь не будет способствовать соблюдению кредитной дисциплины, даже у самых добросовестных заемщиков.

Источник: https://nv.ua/biz/experts/chto-delat-zaemshchikam-vo-vremya-voennogo-polozheniya-2512503.html

Военное положение не освобождает от выполнения контрактов

Является ли военное положение форс мажором?

26 ноября 2018 года Верховная Рада поддержала указ президента о введении военного положения, согласившись ввести особый правовой режим в десяти областях Украины, граничащих с территорией Российской Федерации, Крымского полуострова, а также Молдовой.

Откровенно говоря, решение о введении военного положения для большинства граждан было неожиданным, поэтому не удивительно, что украинцы отреагировали на него по-разному. Политики, как всегда, не упустили возможности активизировать собственный электорат, обвиняя во всех грехах своих оппонентов.

Часть рядовых украинцев, поддавшись панике, бросилась сметать с полок магазинов товары первой необходимости.

Довольно интересная ситуация сложилась в бизнес-среде, ведь некоторые предприниматели начали сообщать своим контрагентам о невозможности выполнения любых договоров из-за введения военного положения, а структурные подразделения Торгово-промышленной палаты Украины зафиксировали значительное увеличение количества заявок на выдачу сертификатов, подтверждающих наступление форс-мажора (обстоятельств непреодолимой силы), которые освобождают от ответственности за невыполнение условий контракта.

Очевидно, что у большинства предпринимателей возникло ошибочное представление о возможности невыполнения любых контрактов в случае введения военного положения на определенной территории Украины.

Хотя не исключено, что некоторые бизнесмены решили сознательно воспользоваться сложившейся в стране ситуацией.

Однако факт остается фактом, именно поэтому существует острая необходимость предоставить предпринимателям разъяснения по этому поводу.

Требования закона

В Гражданском кодексе Украины предполагается освобождение должника от ответственности за невыполнение обязательства, если оно произошло вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора), но определение понятия “форс-мажор” в нем отсутствует.

Соответствующее понятие форс-мажора приводится только в Законе Украины “О торгово-промышленных палатах в Украине”. В частности, там установлено, что форс-мажором нужно считать чрезвычайные и неотвратимые обстоятельства, которые объективно делают невозможным выполнение обязательств.

Более того, в соответствующем законе приводится достаточно широкий перечень обстоятельств, наступление которых может быть признано форс-мажором.

Так, законодательство предусматривает, что должник может получить индульгенцию за невыполнение обязательства в случае начала вооруженного конфликта, угрозы войны, диверсии, пиратства, беспорядков, массовых волнений, введения комендантского часа, экспроприации, принудительного изъятия, захвата предприятий, действия стихийного бедствия.

Если произошли события, подпадающие под квалификацию форс-мажора, засвидетельствовать соответствующий факт может Торгово-промышленная палата Украины, которая в каждом частном случае проверяет наличие указанных обстоятельств и их влияние на выполнение обязательства и выдает сертификат, если считает, что невыполнение обязательства произошло вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы.

Интересно, что понятие “форс-мажор” присуще только странам с так называемой континентальной системой права, или, как еще ее называют, романо-германской, к которым относится и наше государство.

В англосаксонской правовой системе (например в Великобритании) условия освобождения от ответственности за невыполнение договора согласовываются сторонами при заключении договора.

Если стороны не прописали в контракте, что ответственность за нарушение обязательства не наступает в случае стихийного бедствия, извержения вулкана, цунами, войны и т.п., они должны выполнять контракт при любых условиях.

Именно поэтому в этих странах при заключении договоров необходимо перечислить все реальные обстоятельства непреодолимой силы, которые могут помешать выполнению договора, чтобы в случае их наступления можно было рассчитывать на отсутствие ответственности.

Верное толкование

Но вернемся к нашим реалиям. На сегодняшний день в Украине, кроме введения в некоторых областях особого правового режима, отсутствуют другие обстоятельства, которые можно было бы считать форс-мажорными и которые делают невозможным и препятствуют выполнению ранее заключенных договоров и не зависят от сторон.

Следует понимать, что военное положение на определенной территории не освобождает автоматически от необходимости выполнения своих контрактных обязательств. Сегодня нормально функционирует банковская система, не введены какие-либо ограничения для ведения бизнеса.

В частности, отсутствуют запреты на экспорт/импорт товаров, не прекращено железнодорожное, автомобильное сообщение, не принято решение об изъятии имущества компаний в пользу армии.

Очевидно, что для правильного понимания ситуации стоит привести несколько теоретических примеров правомерной ссылки на форс-мажорные обстоятельства как на основание невыполнения контракта.

Представьте ситуацию, что военное командование или военная администрация принимает решение об изъятии грузового автотранспорта частных компаний для нужд армии. Все компании должны передать военным свои грузовики.

Разумеется, такие компании не могли предвидеть наступление таких обстоятельств при заключении контрактов, они не могут этому воспрепятствовать или влиять любым другим образом. Из-за отсутствия транспорта транспортная компания не смогла перевезти груз.

Следовательно, при таких обстоятельствах принудительное изъятие имущества могут признать форс-мажором, что освободит транспортную компанию от ответственности за невыполнение обязательств по перевозке груза. Другой случай: в условиях военного положения принимается решение о прекращении работы банков.

Расчеты в большинстве случаев должны проводиться в безналичной форме через банковские счета. Итак, закрытие банков в таком случае повлияет на возможность выполнения обязательств по оплате, поэтому при невыполнении должником такого обязательства он может ссылаться на эти обстоятельства как на основание для освобождения от ответственности за его невыполнение.

Судебная перспектива

Нужно понимать, что, как правило, освобождение от ответственности за невыполнение обязательства вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора) происходит на основании решения суда.

Безусловно, наличие сертификата ТПП существенно усиливает позицию должника в суде, но нужно понимать, что в каждом конкретном случае суд будет рассматривать дело, учитывая все имеющиеся обстоятельства и доказательства невозможности выполнения обязательств.

Теоретически суд может принять решение об отсутствии обстоятельств непреодолимой силы даже при наличии соответствующего сертификата ТПП.

Конечно, украинским судам приходилось рассматривать дела, где ключевым вопросом было определение наличия или отсутствия форс-мажорных обстоятельств, и раньше, до введения военного положения. Более того, уже сформировалась определенная судебная практика. Вместе с тем резкое увеличение доли подобных споров произошло после событий в Крыму и Донбассе.

Можно с высокой долей вероятности предсказать, что после введения военного положения количество таких споров возрастет.

Часть бизнесменов совершенно искренне будет полагать, что они могут не выполнять свои обязательства, учитывая военное положение, часть не очень порядочных просто будет прикрываться военным положением, не выполняя своих обязательств, хотя это военное положение никоим образом не влияет на них, а для другой части существующее военное положение действительно сделает невозможным выполнение своих обязательств, а следовательно, будет основанием для ненаступления ответственности в случае невыполнения своих обязательств. Но не следует забывать, что как только срок действия военного положения закончится, обязательства по существующим договорам придется выполнять независимо от того, влияло ли оно на их выполнение, и исключением могут быть только те обязательства, которые выполнить уже невозможно.

Источник: https://zn.ua/finances/voennoe-polozhenie-ne-osvobozhdaet-ot-vypolneniya-kontraktov-303179_.html

Введение военного положения: последствия для бизнеса в Одесском регионе — PRAVO.UA

Является ли военное положение форс мажором?

Как известно, 26 ноября 2018 года был принят Закон Украины № 2630-VIII, которым утвержден указ Президента Украины №393 «О введении военного положения в Украине» на 30 дней на территории 10 областей: в Винницкой, Луганской, Николаевской, Одесской, Сумской, Харьковской, Черниговской, а также Донецкой, Запорожской, Херсонской областях и внутренних водах Украины Азово-Керченской акватории.

Введение военного положения грозит рядом юридических последствий для бизнеса, расположенного на территории всех 10 областей, и в частности для областей, на территории которых расположены морские порты.

  1. Неисполнение договоров из-за наступления форс-мажора.

Применение форс-мажора в случае военного положения зависит от того, как этот пункт прописан в конкретном контракте/договоре и предусмотрен ли он в принципе.

В договоре может быть предусмотрено, что в связи с форс-мажором стороны освобождаются от выполнения обязательств на срок действия этих обстоятельств, или могут отказаться от исполнения договора без дополнительной финансовой ответственности. Общего правила здесь не существует и стороны вправе самостоятельно определить в договоре, что именно они относят к форс-мажору как в контрактах с нерезидентами, так и между резидентами в силу ч. 2 ст. 218 ГК Украины.

Важно: сам факт наступления форс-мажорных обстоятельств еще не является причиной не исполнять обязательства; между наступлением форс-мажора и нарушением обязательств должна быть причинно-следственная связь.

То есть ключевым является реальная невозможность исполнения обязательств для той стороны, которая находится в зоне введения военного положения (например, блокирование банковских счетов в результате введения военного положения; задержка поставки из-за использования необходимых вагонов в военных целях; расположение воинских формирований в производственных помещениях; изъятие у предприятия транспорта, который выступает объектом аренды; уничтожение объекта недвижимости или транспорта, необходимого для выполнения договора и т.д.).

Условием признания обстоятельств форс-мажором является их возникновение после заключения договора. Таким образом, военное положение – не форс-мажор для сторон, заключивших договор после вступления в силу военного положения.

Чаще всего, в договорах прямо указано, что форс-мажор должен быть подтвержден компетентными органами. Подтверждающим документом является сертификат Торгово-промышленной палаты (ТПП) Украины, который выдается по обращению стороны договора и выдается по итогам исследования каждой конкретной ситуации.

Если стороны не внесли в договор оговорку о форс-мажоре, а к договору применяется право Украины – вступает в силу статья 617 ГК Украины. Надо обратить внимание, что вместо форс-мажора украинское законодательство использует понятие непреодолимой силы.

Нет единого мнения, входит ли в понятие непреодолимой силы военное положение. Суды указывают, что в каждой отдельной ситуации при решении вопроса о том, является ли определенное событие непреодолимой силой согласно ст. 617 ГК Украины, необходимо выяснять все конкретные обстоятельства (место, время и т.д.

) и руководствоваться следующими критериям, как чрезвычайность и неотвратимость.

Также украинская судебная практика сформировала позицию (к примеру, решение ВСУ от 12 апреля 2017 г. по делу № 3-1462гс16) о том, что форс-мажор, как причина просрочки оплаты, не освобождает от уплаты задолженности с учетом индекса инфляции и 3% годовых, как предусмотрено ст. 625 ГК Украины.

Английское право, которое применяется ко многим договорам с нерезидентами, также связывает форс-мажор с указанными в договоре положениями, а ключевым является определение того, что были выполнены все условия форс-мажора: событие вне контроля, непредсказуемость и непреодолимость.

Например, по английскому праву поставщик должен доказать, что возникло одно из событий, перечисленных среди форс-мажорных обстоятельств, что это событие негативно повлияло на исполнение обязательств, и что неисполнение не зависело от него и невозможно было предпринять какие-либо разумные шаги, которые позволили бы избежать либо наступления события, либо его последствий. Если, к примеру, была возможность своевременно транспортировать груз в другой порт, то нельзя сказать, что не было никаких разумных мер, которые мог бы предпринять поставщик, чтобы избежать последствий, и тогда последствия форс-мажора в виде возможности невыполнения условий договора не наступают

2. Обход портов Украины на основании оговорок о военных рисках

В морской отрасли для фрахтования судов распространены договоры-проформы, которые содержат типовые условия форс-мажора, а также war clause (военная оговорка/оговорка о военных рисках).

В частности, в контрактах бербоут-чартера BARECON, разработанных Балтийским и международным морским советом (БИМКО/BIMCO), в разных редакциях указано, что судно не должно быть направлено и не должно следовать в какой-либо пункт или рейс и не должно быть использовано каким-либо иным образом, если в результате этого оно попадет в зону, опасную вследствие какого-либо реального военного акта или угрозы войны, военных действий, операций военного характера и т.д. В условиях введения военного положения в приморских областях в виду угрозы войны, такое положение контракта может заставить фрахтователя изменить свой маршрут и не заходить в порты Украины, что также может привести к неблагоприятным экономическим последствиям как для сторон контракта, так и для предприятий портовой отрасли.

3. Ограничение прав и законных интересов юридических лиц

Указ Президента устанавливает возможность временных ограничений прав и законных интересов юридических лиц в пределах и объеме, которые необходимы для обеспечения возможности внедрения и осуществления мер правового режима военного положения. Такая размытая формулировка включает широкий ряд мер и полномочий военных администраций, предусмотренный ст. 8, 15 ЗУ “О правовом режиме военного положения”.

Поскольку военное положение ранее не вводилось в Украине или отдельных ее местностях, реалии тех мер, которые будут применены, неизвестны и мы бы хотели остановиться лишь на некоторых угрозах.

Безусловно, будет усилена проверка выполнения предприятиями обязанностей по ведению воинского учета.Регламентировано Порядком организации и ведения воинского учета призывников и военнообязанных, утвержденным постановлением КМУ от 07.12.2016 г. № 921.

Нельзя исключать возможность мобилизации сотрудников предприятий.

Говоря о бронировании военнообязанных на военное время, отметим, что разделом V ЗУ «О мобилизационной подготовке и мобилизации» устанавливаются основные принципы проведения бронирования.

Наиболее проблемным вопросом является то, что документы, которыми регулируются объемы, должности и профессии, которые подлежат бронированию, и порядок бронирования отсутствуют в публичном доступе, поскольку отнесены к информации для служебного пользования.

За ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных ЗУ «О мобилизационной подготовке и мобилизации», предусмотрено отстранение от должности руководителя такого предприятия и назначение исполняющего обязанности руководителя этого предприятия.

Есть риск изъятия имущества:

  • Изъятие имущества частной и коммунальной форм собственности

Перечень имущества или условия изъятия не установлены в п. 4 ч. 1 ст. 8 ЗУ “О правовом режиме военного положения”, что дает пространство для злоупотреблений.

  • Изъятие транспорта для военных нужд

Военно-транспортная обязанность не является чем-то новым для нашей страны. Еще с 07.07.2015 года Положение о военно-транспортный обязанности, утвержденное положением КМУот 28 декабря 2000 года № 1921, предусматривает выполнение военно-транспортного долга как в мирное время, так и в особый период.

Так, у многих предприятий автотранспорт уже был изъят. Согласно п. 15 Положения руководители предприятий должны подавать военным комиссариатам ежегодно до 20 июня и 20 декабря информацию о наличии транспортных средств и техники, их техническом состоянии, а также о гражданах, работающих на таких транспортных средствах и технике.

В условиях военного положения во исполнение распоряжений местных госадминистраций юридические лица и граждане обязаны передать транспортные средства и технику для удовлетворения потребностей военных формирований.

  • Изъятие телекоммуникационного оборудования, теле-, видео- и аудиоаппаратуры, компьютеров и других технических средств связи.

Есть риск ограничения в праве пользоваться своим имуществом.Так, во время военного положения военные администрации могут размещать воинские части на территории предприятий (“военно-квартирная повинность”).

Установление ставок местных налогов, если решение местного совета по данному вопросу не принято. Однако напомним, что в отношении единого налога (местный налог) Налоговым кодексом Украины установлены максимальные размеры ставок единого налога для разных групп, то есть военные администрации не могут выходить за эти максимальные размеры ставок.

Ограничение хозяйственной деятельности.

Возможно ограничение работы финансовой, банковской и страховой системы и нельзя исключать опасность блокирования счетов. На данный момент Нацкомфинуслуг уведомило о том, что введение военного положения не является основанием для отказа в страховой выплате. Тем не менее, прогнозировать достаточно сложно.

В отношении СМИ предусмотрено принудительное регулирование (включая использование/ запрет) работы телекоммуникационных, полиграфических предприятий, издательств, теле-, радио- и других предприятий, организаций и учреждений культуры и СМИ.

Возможен ввод запрета торговли алкогольными напитками и др.

Это неполный список последствий и ограничений, которые могут быть введены. Мы рассмотрели наиболее актуальные, на наш взгляд, вопросы, которые сейчас интересуют бизнес в Одесском регионе.

Максим Капелист, адвокат, партнер АО «Юрлайн» 

Анастасия Нгуен, адвокат АО «Юрлайн» 

Источник: https://pravo.ua/vvedenie-voennogo-polozhenija-posledstvija-dlja-biznesa-v-odesskom-regione/

Военное положение и бизнес: есть ли риски невыполнения контрактов

Является ли военное положение форс мажором?

До 26 декабря 2018 года в отдельных регионах Украины действует режим военного положения. При этом специальный закон, которым введено военное положение, содержит лишь общие положения, а перечень конкретных мероприятий еще не был утвержден.

То есть пока формально для украинских компаний ничего не изменилось.

В реальности некоторые компании уже ощутили на себе влияние военного положения, среди прочего — из-за особенного режима пограничного контроля.

Кроме того, ситуацию может усугублять установленный представителями РФ особый пропускной режим, из-за которого, согласно информации МВД Украины, по состоянию на 7 декабря 2018 года более 140 судов вынуждены стоять в ожидании прохода по Керченской протоке.

Закономерно, что бизнес стал задаваться вопросами о том, что делать, если после введения военного положения выполнить контракт стало невозможно (например, потому, что необходимый для выполнения контракта товар находится на одном из тех 140 судов на рейде в Азове).

Ожидается, что география введенного военного положения может повлиять на агросектор, транспортно-логистический бизнес и проекты в сфере возобновляемой энергетики.

В частности, это касается компаний, которые полностью или частично ведут свою деятельность в областях действия военного положения, являются сторонами международных коммерческих контрактов, предоставляют экспедиторские услуги.

На практике уже имеются случаи отказа со стороны иностранных транспортно-экспедиторских компаний предоставлять услуги в областях Украины, где введено военное положение, из-за риска изъятия их имущества во время пребывания на территории Украины.

Также указанное касается компаний, вовлеченных в строительство объектов возобновляемой энергетики.

Например, именно в Запорожской, Николаевской, Одесской, Херсонской областях, на территории которых сейчас введено военное положение, больше всего мощностей ветряной электроэнергетики.

Безусловно, в этом секторе компании могут столкнуться с необходимостью приостановить исполнение или пересмотреть сроки и условия по уже заключенным контрактам на поставку оборудования для строительства или обслуживания тех же ветряных электростанций.

Невозможность выполнить договорное обязательство своевременно и в полном объеме является репутационным риском для компании и может вообще поставить под вопрос дальнейшее взаимодействие с контрагентами.

Поэтому, несмотря на военное положение, украинским компаниям следует принять все возможные меры для выполнения договорных обязательств.

Если же становится очевидно, что в результате введения военного положения выполнение контракта невозможно, то для сохранения отношений с бизнес-партнерами и во избежание лишних расходов на судебные тяжбы стоит обратиться к правовому механизму освобождения от ответственности за невыполнение контракта в результате форс-мажора.

Согласно украинскому законодательству, форс-мажор (обстоятельства непреодолимой силы) освобождает юридическое или физическое лицо от ответственности в виде уплаты штрафных санкций за невыполнение обязательств по договору.

При этом форс-мажор не освобождает стороны от выполнения своих обязательств по контракту, а всего лишь откладывает выполнение договорного обязательства на срок действия форс-мажора.

В связи с введением военного положения Торгово-промышленная палата Украины (ТПП Украины) уже подготовила информационную справку о том, что введение военного положения не является форс-мажорным обстоятельством.

Это объясняется тем, что, согласно законодательству Украины, удостоверение форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы) на основании общих ситуаций и/или введенных/действующих режимов не предусмотрено.

При этом само по себе введение военного положения не является основанием для невыполнения или приостановления выполнения контрактов.

Зато форс-мажор может быть удостоверен по каждому отдельному договору, выполнение которого стало невозможным из-за введения военного положения.

Удостоверение действия форс-мажора осуществляется ТПП Украины по заявлению заинтересованного лица путем выдачи сертификата о форс-мажорных обстоятельствах.

При этом, даже если выполнение контракта стало невозможным вследствие введения военного положения, заявителю необходимо доказать для подтверждения форс-мажора необходимо наличие ряда предпосылок, которые заявитель должен доказать перед ТПП Украины или региональной ТПП:

– чрезвычайность обстоятельств;

– непредсказуемость, то есть несмотря на то, что факт наступления таких обстоятельств возможно предположить, время, место, продолжительность, последствия их наступления предусмотреть на момент заключения договора невозможно;

– неотвратимость, то есть обстоятельства находятся вне контроля сторон и не связаны с их действиями, невозможность альтернативного выполнения;

– причинно-следственная связь между обстоятельством/событием и невозможностью выполнения должником своих конкретных обязательств по договору.

На практике может возникнуть вопрос о том, какая из сторон договора должна инициировать удостоверение форс-мажора, в течение какого срока необходимо предоставить подтверждение наступления форс-мажора, будет ли документ принят контрагентом как достаточное доказательство форс-мажора и тому подобное.

Чаще всего порядок действий сторон в случае наступления форс-мажорного обстоятельства предусмотрен самим контрактом.

В частности, стороны устанавливают срок, в течение которого другая сторона должна получить подтверждающие документы о наступлении форс-мажорного обстоятельства, а также предоставить эти документы контрагенту.

Учитывая вышеуказанное, прежде чем инициировать подтверждение форс-мажора, преждевременно вводить в панику своих контрагентов по поводу невозможности выполнить контракт из-за введения военного положения или вообще прекращать выполнение каких-либо обязательств по контракту, рекомендуем:

1. Проанализировать, действительно ли в конкретной ситуации военное положение может помешать выполнению контракта, какие именно трудности могут возникнуть (или возникли) и какие именно меры военного положения могут к этому привести.

2. Проанализировать положения контракта о форс-мажоре: (і) найти раздел о форс-мажоре в контракте; (іі) оценить, входят ли вызванные военным положением трудности в список форс-мажорных обстоятельств, предусмотренных контрактом; (ііі) изучить сроки, на протяжении которых нужно уведомить своего контрагента о форс-мажоре и вручить ему подтверждающий документ.

3. Проанализировать, какие есть альтернативные пути выполнения обязательств, и при их наличии обсудить это с контрагентом.

4. Собрать все возможные доказательства невозможности выполнить обязательства по договору; подготовить заявление об удостоверении форс-мажора с комплектом подтверждающих документов; уплатить взнос за получение сертификата о форс-мажоре (в соответствии с тарифами на сайте ТПП Украины).

5. Обратиться в ТПП Украины/региональную ТПП с комплектом документов.

6. Взаимодействовать с ТПП Украины/региональной ТПП во время рассмотрения заявления, отвечать и давать наиболее полную информацию в ответ на запросы ТПП Украины/региональной ТПП; получить позитивное заключение о форс-мажоре и предоставить подтверждающий документ своему контрагенту.

Учитывая вышеизложенное, военное положение само по себе не является форс-мажором, а значит, хозяйственная деятельность продолжается в обычном режиме.

Даже если возникает вопрос о невозможности выполнить определенный договор вследствие введения военного положения, прежде чем прекращать выполнение каких-либо обязательств по контракту, рекомендуем придерживаться указанного выше алгоритма по установлению наличия форс-мажора.

Это не только позволит избежать судебных тяжб, но и избавит от лишних расходов на уплату штрафов.

Соавтор – Алина Данилейко, юрист Sayenko Kharenko

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.

Источник: https://www.epravda.com.ua/rus/columns/2018/12/22/643828/

Административное право
Добавить комментарий