Как может учитель повлиять на родителей ученика начальных классов, если он не посещает школу?

8 советов родителям, если у ребёнка не сложились отношения с учителем

Как может учитель повлиять на родителей ученика начальных классов,  если он не посещает школу?

Школьный конфликт — не то, что можно игнорировать. Даже родителям, которые в школе бывают только 1 сентября, а в электронный дневник впервые заглядывают под Новый год. Но скандал может сделать ещё хуже. Вроде и бездействовать нельзя, и навредить не хочется. Вот тут несколько советов, которые подскажут родителям, где надо махнуть рукой, а где — бежать к директору.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

1. Поговорите с ребёнком. Но так, чтобы его правда услышать и понять

Конечно, бывают ситуации, когда не до разговоров и надо бежать не то что к директору, а прямо в полицию. Но обычно в конфликте с учителем сразу не ясно, кто тут виноват и что вообще случилось.

Постарайтесь провести этот разговор нейтрально — вам нужны факты, а не эмоции.

То есть если вы, заглядывая ребёнку в глаза, трагическим голосом спрашиваете, что там эта чокнутая химичка опять устроила, то не сомневайтесь, ребёнок постарается дать такие подробности, чтобы мама осталась довольна. Это не нейтральный разговор о проблеме, так и знайте.

Фрагмент картины Фрица Зондерленда

Если школа всерьёз предъявляет что-то вашему ребёнку, не надо удваивать удар. Даже если вы согласны с обвинениями, никогда не выступайте против своего ребёнка публично.

Да и просто поддакивать («Да, да, он такой лентяй, сами стонем») — плохая идея, хотя она и была в ходу у наших родителей. Ребёнок должен знать, что в конфликтах вы на его стороне. Потому что он ваш ребёнок и вы должны его защищать.

Да, воспитывать вы тоже должны, но когда все против одного, это больше похоже на травлю, а не на воспитание.

3. Убедитесь, не мерещатся ли вам злые козни там, где их нет

Да, иногда учитель поступает несправедливо. Но за несправедливостью необязательно стоит скрытая неприязнь к вашему ребёнку.

Признайтесь, вы тоже не всегда разбираетесь, кто из детей устроил погром в квартире за те пару субботних часов, что вы спали, и сгоряча кричите не на того или на всех сразу. Даже на кошку.

В общем, если учитель выгнал вашего ребёнка с урока за то, что тот болтал с соседом, это ещё не значит, что ваш теперь навсегда изгой, а сосед — любимчик.

Фрагмент картины Юлиуса Герца

Разговор с учителем — самый важный пункт. На этом этапе ни в коем случае не надо подключать вообще никого — ни других родителей, ни директора. Вспомните всё, что вы читали о важных переговорах: внимательно слушать, не перебивать, не теребить пуговицу и всё такое.

Разговор этот нужен и вам, и учителю, чтобы услышать друг друга. Очень часто, кстати, после разговора проблема рассасывается.

Когда вместо злобной училки, ненавидящей всех детей на свете (а вашего так вообще), вы видите перед собой неравнодушную женщину, которая задерживается после работы допоздна, чтобы поговорить — тадам — о вашем ребёнке, скандала уже не так хочется.

5. Не спорьте с учителем по мелочам

Бывает, что причиной конфликта оказывается вовсе не то, за что надо биться насмерть. Если для вас спорный вопрос вполне себе проходной, а для учителя, наоборот, очень важный — идите учителю навстречу.

Приводить ребёнка вовремя (да, перестать просыпаться за пять минут до выхода), регулярно смотреть электронный дневник (найти, наконец, пароль!), оборачивать учебники в обложку (хватит откладывать поход в магазин, уже ноябрь) — это всё можно сделать малой кровью. И будет всем счастье.

Фрагмент картины Яна Стена

Бывает, что вы с учителем не сходитесь по принципиальному вопросу. Всем известно, что по-настоящему принципиальных вопросов, по которым компромиссы невозможны, всего два: можно ли кормить грудью в общественных местах и делать или не делать уроки с ребёнком.

Так вот, допустим, учитель требует от вас сидеть за уроками, а вы считаете, что это не нужно и даже вредно. Спорить тут — только нервы портить друг другу. Лучше даже не начинайте. Соглашайтесь, кивайте, обещайте, а у себя дома делайте так, как считаете нужным.

Ребёнок-то ваш, а не школьный.

7. Если с учителем не пошло, идите к директору

Если разговор с учителем не привёл вас к взаимопониманию или компромиссу и вы видите, что зашли в тупик, пора к директору. Иногда директор может повлиять на позицию учителя или вы можете договориться с ним о переводе ребёнка в параллельный класс. В общем, как правило, что-то можно сделать.

Вот тут, если вы принципиальный борец, можно высказать все свои претензии к учителю, школе и к образованию вообще. Между прочим, это не так бесполезно, как кажется. Именно родители по закону — «заказчики образования». Так что если вам есть что сказать — говорите. Скорее всего, вас внимательно выслушают. Если нет — переходите к следующему пункту.

Фрагмент картины Ральфа Хедли

Если ничего не помогает, администрация на контакт не идёт, конфликт не решается и вы видите, что на ребёнке всё это плохо сказывается — меняйте школу. Это не так сложно, как кажется.

Потому что школа — это надолго (11 лет вообще-то) и ребёнок должен ходить туда если не с удовольствием, то точно не каждый день как на казнь.

В конце концов, можно перейти на любую другую доступную и подходящую вам форму обучения — семейную, например. И тогда на месте учителя окажетесь уже вы.

Источник: https://mel.fm/otnosheniya_v_shkole/7325860-school_conflict

Защита прав учащихся: родители, школа, законы и практика

Как может учитель повлиять на родителей ученика начальных классов,  если он не посещает школу?

Совсем недавно в Чернигове школьницы жестко избили свою одноклассницу. Общество и социальные сети были шокированы этим происшествием и активно его обсуждали. Вопрос о том, как на практике защитить своего ребенка, становится все более актуальным. Когда ребенок идет в школу, у него появляется масса новых обязанностей.

Но не стоит забывать и о том, что кроме обязанностей у ребенка есть и права. Законодательно права ребенка охраняются Конституцией Украины, Законом Украины “Об образовании”, Конвенцией о правах ребенка.

В этих нормативных актах перечисляются основные права ребенка, которые обязательно должны соблюдаться, в том числе и в общеобразовательных учреждениях. 

Представителями интересов ребенка являются его родители

Только они вправе принимать решения об основных принципах воспитания сына или дочери. Педагоги имеют право только сообщать родителям об успеваемости ребенка, его поведении на уроках или о пропусках им занятий.

 
Защита прав ребенка в школе – совместная обязанность и родителей, и администрации.

Задача родителей – заметить, что права ребенка ущемляются, и сообщить об этом администрации; задача администрации – разобраться в том, что произошло. 

Юридическая ответственность по определению является индивидуальной, а не коллективной

Поэтому ни возбудить уголовное дело, ни подать гражданский иск, например, на школу (как учебное заведение), невозможно. Привлекать к ответственности можно только отдельного педагога или руководителя администрации учебного заведения. Распространенный случай: ребенок во время урока пользуется гаджетом для личной переписки, играет в игры или читает публикации в интернете.

Бывает, что преподаватель отбирает у ребенка телефон и читает последнее сообщение из личной переписки при всем классе. Такими действиями учитель нарушает основной принцип статьи 3 Конвенции о правах ребенка: “Во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка”.

К тому же, такие публичные порицания наносят детям огромный моральный ущерб, и таой поступок, согласно положениям ст. 60 Закона Украины “Об образовании”, может привести к судебному иску против педагога.  Категорически недопустимо, когда поводом для порицаний становится даже не поведение ученика, а его убеждения или внешний вид. Конституция Украины, а именно ст.

34, устанавливает право на свободу мнений и убеждений: “Каждому гарантируется право на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений”. Из этого следует, что педагог в принципе не имеет права выносить на суд класса убеждения и мысли ученика без его согласия.

  Педагоги могут обсуждать личную жизнь учеников только в интересах самих детей, и в объеме, достаточном для оказания им возможной помощи.  С жалобой на действия педагога в любом случае следует сразу обращаться к директору учебного заведения, который обязан принять соответствующие меры для защиты конституционных прав школьника.

  Не редки также конфликтные ситуации между учениками. Если вашего ребенка обижают другие дети, нужно для начала поговорить с его родителями, -возможно, этого будет достаточно. В том случае, если издевательства продолжаются, обратитесь в комиссию по делам несовершеннолетних.

За поступки детей младше 14 лет отвечают их родители, которые обязаны компенсировать моральный и материальный ущерб. Если виновнику более 14 лет, за некоторые деяния он будет отвечать уже самостоятельно. 

В учебных заведениях очень любят использовать труд своих подопечных для благоустройства территории или для облагораживания или уборки помещения.

Такие действия администрации учебного заведения не вполне законны. Согласно статьи 43 Конституции Украины, “использование принудительного труда запрещается”. То же самое записано и в статье 52 Закона Украины “Об образовании”: “отвлечение учеников за счет учебного времени на работу и осуществление мероприятий, не связанных с процессом обучения, запрещается”.

Для того, чтобы привлечь учеников к физическому труду, школа должна получить не только согласие самих учеников, но и согласие их родителей. Если следовать букве закона, то даже если бы ученики сами стояли со швабрами в руках и умоляли позволить им убрать школу, директор не имел бы права им этого разрешить, пока они не принесут письменное согласие родителей. 

Если следовать букве закона, даже если бы ученики сами стояли со швабрами в руках и умоляли позволить им убрать школу, директор не имел бы права им этого разрешить, пока они не принесут письменное согласие родителей

В защиту интересов учащихся говорят нормы статьи 50 Закона Украины “Об образовании”, которая запрещает привлекать учащихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, без согласия их родителей и их самих. Это означает, что школа также не может приказывать ученикам участвовать в дежурстве.

Если школа заставляет ученика дежурить, то он может обжаловать действия администрации. Для начала ученик может обратиться к директору с письменной жалобой на действия классного руководителя или иного конкретного педагога, который заставляет его заступать на “пост номер один”.

Если директор откажется освободить ученика от дежурств, тот имеет право написать жалобу в управление (отдел) образования и органы по защите прав ребенка. Если же и это не поможет, родители ученика могут подать на школу в суд.  Также ребенок имеет право на безопасные и приятные условия обучения.

Несоблюдение правил техники безопасности на уроках физкультуры, запах краски в коридорах из-за незаконченного вовремя ремонта, холод в классах в зимнее время – все, что может нанести вред здоровью ребенка, дает вам полное право высказать свои претензии администрации учебного заведения.

  Защищая права своего ребенка и отстаивая его интересы, следует помнить, что любой конфликт разрешается прежде всего с администрацией учебного заведения, следующей инстанцией является комиссия по делам несовершеннолетних, управление образования и уже в самом крайнем случае дело может дойти до судебного разбирательства. 

Катерина Лысечко
юрист в сфере практики семейного права

Источник: https://osvitanova.com.ua/posts/199-zashchyta-prav-uchashchykhsia-rodytely-shkola-zakony-y-praktyka

«Почему родители начали считать, что мы им обязаны?»

Как может учитель повлиять на родителей ученика начальных классов,  если он не посещает школу?

Учитель русского языка и литературы школы № 2 города Березовский Свердловской области Алексей Братчиков – человек, который вернулся в школу после того как был депутатом городской Думы, начальником управления образования.

«Вертикальную карьеру я завершил сознательно, принял решение для себя, что в органах власти я уже не нужен. Не потому, что я плохой стал, не потому, что власть изменилась. Я решил остаться учителем, но не могу отделаться от привычки оценивать то, что происходит вокруг», – сказал он в интервью местной газете “Золотая горка”.

Нам показались интересными оценки, которыми Алексей Вячеславович поделился с читателями издания, тем более, что у него такой большой и разнообразный опыт в образовании.

Фото “Золотая горка”.

О современных родителях

С одной стороны, родители хотят либерализации отношений. Они вторгаются во всё: нас обсуждают, учат, требуют, настаивают. При этом им хочется, чтобы мы тоже требовали.

Родителям нужно определиться: если вы хотите коллегиальной ответственности, то признайте, что и мы можем ошибаться. Если вы не хотите коллегиальной ответственности, то дайте нам право и не учите нас работать.

Почему родители начали считать, что мы им обязаны? Мы обязаны вашему ребенку. Я получил диплом, я – профессионал, я – квалифицированный специалист, а вы – специалист в другом деле. Я не прихожу к вам на завод или домой и не учу варить трубы, готовить суп. Почему же вы имеете привычку вторгаться в педагогику? Вы откуда знаете правила игры в нашей системе?

Стало модно учителя ругать, претензии предъявлять. Свою неспособность воспитать ребенка вы превратили в ответственность учителя. Моя задача как педагога помочь выучить и воспитать, но не делать это за вас и не нести ответственность за вас. Мы вам в помощь.

Я бы попросил родителей понять своего ребенка. Станьте им, перестаньте оценивать его с точки зрения взрослого. И тогда сразу какие-то вещи перестанут быть страшными, какие-то можно не заметить. Да, это сложно: если вам нужно, чтобы все тетради были синие и лежали справа, а у ребенка вдруг они зеленые и лежат слева.

Я не ретроград. Если человек начал сравнивать, как было хорошо в прошлые годы, он уже старый. Дети такие же, но у взрослых появились другие оценки. То есть представление о том, как выглядит детское сообщество – это оценки взрослых.

В нем мало что поменялось: так же бьют за предательство, ценят за помощь и так далее. Но взрослые придают другие оттенки этим поступкам. Не надо вторгаться в детское сообщество со своими лекалами, отсюда появляются проблемы.

Родители стали слишком много, бестактно, неквалифицированно лезть в детские вопросы и как-то их решать. Они думают, что помогают. В моем мальчишеском детстве как было? Дети могут утром быть лучшими друзьями, потом дико поссориться, но к вечеру они опять  лучшие друзья.

Если в момент конфликта вторгаются родители, тем более – начинают привлекать других, то они его только усилят.

Конфликт может быть решен либо профессионалом (хорошим психологом),  либо природными способами, но без нашего вмешательства. Если бы родитель воспитывал своим поведением, показывал, как надо, тогда вопросов не было бы.

Если ты показываешь, что можно прийти и поругать другого ребенка или учителя, то откуда ребенок научится уважению? Недавно был случай: родитель, папа, очень активно жаловался, что оценки выставляют не вовремя. Я ему сказал, что вся информация есть в электронном дневнике.

Ответ: «Я не знал». Так прежде чем ругать, ты попытайся узнать.

Иногда начинаем конфликт разбирать с родителями, спрашиваем: чем ваш ребенок занят после школы, кто его друзья. А они не могут ни имен, ни фамилий назвать. Так это твоя прямая обязанность! Если ты не знаешь интересов, увлечений ребенка, с кем он гуляет – ты виноват.

Разрешать проблемы в школе – мой каждодневный труд, и каждый раз, когда конфликт разрастается, мне хочется сказать: давайте остановимся и поймем, где ваша доля ответственности, где наша. Любой психолог скажет, что если назрел конфликт, то обе его стороны где-то совершили ошибку. Что делают родители? Эти бесконечные обсуждения в «Ватсапе». Я не состою ни в одной группе – вышел, отписался.

О  современных детях

Я  каждый день прихожу на работу и работаю с теми учениками, какие есть, надо признать, не самыми выдающимися. И я должен им помочь подготовиться к профессии. Они не полетят в космос, получат обычную профессию. Я не имею права применять к ним новые технологии, я просто их измучаю высокими идеями.

Я принимаю как данность наличие этой концепции, но всех сюда не надо. Пусть в нашем городе будет десять детей, умных, талантливых, вот им это нужно. Все остальные будут работать в поликлинике, в шахте, на тракторе. Поэтому жалко учеников, которых мы вынуждены мучить, требовать стандарт от тех, кому природой не дано его освоить.

Ну не дал ему бог этой способности, а он должен пойти на ОГЭ. Это государственная форма издевательства.

Дайте ему документ, чтобы он пошел работать. Дайте ему получить профессию, он будет приносить пользу обществу.

Если у шахтера или водителя нет высшего образования, он плохой шахтер или водитель? Для него важнее другие вещи, например, знание ПДД. Для какой-то части нашего общества нет необходимости иметь аттестат.

Мы его не учим, а натаскиваем на технологию – здесь поставь галочку, здесь не ставь. Проверяющие эксперты сидят и мучаются, как ему сделать тройку. Зачем врать друг другу.

Есть другие дети, с высокой познавательной активностью, которых массовая школа тоже не может удовлетворить. Я не могу работать с таким ребенком, у меня 30 человек в классе и 45 часов в неделю.

Я прихожу на работу в 6:30, и дети уже здесь – их родители привезли. Заканчивается все в половине девятого вечера, потому что дети поют, танцуют и так далее.

Это хорошо, но у меня вопрос: в каком пространстве мне остаться с этим ребенком, какой угол найти?

В школе есть организатор учебного процесса, диспетчер. И это человек, у которого круглосуточно болит голова, потому что ни в одном классе нет ни минуты свободной: звенит звонок – учитель хватает свои вещи и бежит, потому что уже следующие напирают.

Для одаренного ребенка «своего» места, базы, нет. Он помучается, помыкается и уйдет туда, где есть масса очагов культуры.

О деньгах

Наше государство зарабатывает триллионы. Новая школа стоит миллиард. Модернизация моей школы – тоже. Я не прошу на наш город 15 новых школ, я прошу две, три. Да, у нас новые учебники, но стоят они на старой полке; да, новый ноутбук, но на них нет современных программ; да, новая интерактивная доска, но старые парты; да, шесть часов английского, но нет лингафонного класса.

Я педагог высшей категории с докторской степенью, мой оклад – 9 100.  Значит, я плохой учитель? Нет, от меня дети уходят довольные. Я точно знаю и вижу, что учителя не работают на свою зарплату, они работают намного больше. Да, у нас есть недостатки, проколы, но мы работаем за идею.

Вопрос в том, когда нас начнут хотя бы благодарить. Просто скажите спасибо: за экскурсии, собрания, уроки. При этом не надо никакой массы, не надо благодарить «всех». Кто действительно молодец – ну похвалите вы его по-настоящему. И при жизни. Сейчас даже получить отраслевую грамоту федеральную – надо такой послужной список иметь!

О репетиторстве

Как хороший репетитор скажу, что это не приносит мне большой  заработок, но это возможность получить деньги за относительно лёгкую работу.Цель репетиторства раньше – углубить и расширить знания, а сейчас – помочь освоить их в рамках программы, уложиться в существующий стандарт.

Потому что он настолько огромен, что у ребенка нет возможности сделать это самостоятельно. Я полагаю, что родители осознают: ребенок не способен самостоятельно организовать свой труд. Школа не успевает сформировать этот навык. Вспомните: раньше каждую тему отрабатывали, формировали практический навык.

Сегодня каждый урок – новая тема, «это вы сами», «это вам на дом». А навыка-то нет. Поэтому родитель берет профессионала, который поможет с домашним заданием, с пониманием правила и так далее. Родители свою заботу начали понимать так: я сам не могу ему помочь, пусть это сделает профи.

Если есть деньги, почему бы и нет.

О молодых педагогах

Молодому педагогу важно и хочется, чтобы его заметили. Он приходит – ему сразу 40 часов, то есть каждый день по восемь уроков. При этом все понимают: качество урока падает, потому что некогда подготовиться нормально. Такой педагог помыкается год и уйдет. Не в муниципальную школу, где у него будет 25 часов. А в медицине разве не так? Я думаю – может, это концепция государства такая.

Бывает, что молодой педагог пасует перед родителями, которые старше, которых много. Они давят одним своим присутствием. Но если педагог молодой, это не значит, что он непрофессионал.

Подумайте: новый учебный год, 30 человек пришли в один коллектив, они только привыкают учиться, а вы уже оцениваете учителя. Подождите или помогите вместо того, чтобы жаловаться.

Наверно, поэтому сегодня тенденция: приходит молодой специалист, и у него панический страх перед классным руководством. Вот оно, общественное мнение.

Сегодня как ведет себя педагог, когда возникают сложности? Он готов сразу писать заявление, потому что понимает: всех собак сейчас спустят на него. А если все уволятся, кому работать?

Материал подготовлен на основании текста интервью Екатерины Холкиной на информационном портале “Золотая горка”

Источник: https://pedsovet.org/beta/article/pocemu-roditeli-nacali-scitat-cto-my-im-obazany

«Родитель несчастный сам из-за себя, но школа дает повод отыграться на ребенке»

Как может учитель повлиять на родителей ученика начальных классов,  если он не посещает школу?

Семейный психолог Лилия Хисамутдинова о проблеме неврозов у школьников и простом тесте, который расскажет о внутреннем состоянии ребенка

«До 70 процентов школьников подвержены различным невротическим расстройствам личности — неврозам. И я даже не уверена, что у тех, кто не попал в исследование психологов, этого невроза нет.

И чем крупнее город, тем выше данный показатель.

Минздрав РФ последние три года бьет тревогу — неврозы вышли на первые места среди детских заболеваний», — говорит Лилия Хисамутдинова, клинический и семейный психолог, работающий с челнинскими школьниками и их родителями.

Лилия Хисамутдинова: «До 70 процентов школьников подвержены различным невротическим расстройствам личности — неврозам» Фото предоставлено Лилией Хисамутдиновой

По официальной статистике, до 70% детей-школьников подвержены различным невротическим расстройствам личности — неврозам. И я даже не уверена, что у тех, кто не попал в исследование психологов, этого невроза нет. И чем крупнее город, тем выше этот показатель. Минздрав РФ последние три года бьет тревогу — неврозы вышли на первые места среди детских заболеваний.

Это связано в том числе с перекраиванием системы образования. Можно не посещать детсад, не поступать в техникум, институт, но избежать школы нельзя. Ребенок должен получить минимум 9 классов образования, гарантированного Конституцией, и это правильно. Конечно, здесь есть и минусы — усредненное образование, отсутствие индивидуального подхода к каждому ребенку.

Если семилетка не идет в первый класс без веской причины, это очень серьезные разбирательства, вплоть до лишения родительских прав. Но, к примеру, перевести его на домашнее обучение непросто, да и полностью избежать школы не удастся, поскольку все контрольные, экзамены ребенок все равно сдает там.

А система образования в России сегодня морально устарела. Лидирующие позиции в международных рейтингах оценки качества занимают сейчас финская и сингапурская системы образования. Финны пошли еще дальше, они поставили себе задачу разрушить привычную структуру, верой и правдой прослужившую не одно столетие.

Уже сейчас из старших классов финской школы постепенно уходит традиционная урочная система — 16-летние подростки изучают не предметы, а направления.

Суть в чем: в течение курса профориентационной подготовки юные будущие специалисты, выбравшие, к примеру, занятия по обслуживанию в сфере общественного питания, проходят комплексную подготовку по всему сразу — элементы математики, иностранного языка, навыки делового письма и общения в междисциплинарной форме.

Иными словами, все то, что непосредственно понадобится для полноценного овладения будущей профессией. Финны говорят: «Либо мы готовим к жизни, либо — к экзаменам. Мы выбираем первое». У них введены направления обучения — бизнес, мода, кулинария и т. д. Ребенок может менять их. Нет никаких балловых систем, унижающих достоинство ученика.

Можно не посещать детсад, не поступать в техникум, институт, но избежать школы нельзя. Ребенок должен получить минимум 9 классов образования, гарантированного Конституцией, и это правильно pixabay.com/strausadolf

У нас пока система образования закручивает гайки по всем фронтам (учителя, дети, родители,) и сильно привязана к финансам. Зарплатный фонд в школе очень чутко реагирует на успеваемость учеников. Для того, чтобы повысить успеваемость и повлиять на детей, школа подключает родителей.

Причем давление идет на взрослого, которому внушают, что он плохой родитель. Еще эти ОГЭ, ЕГЭ, экзамены введены с 4-го класса! Детей и родителей накручивают. Есть, конечно, немало адекватных мам и пап, которые попытаются помочь ребенку подтянуться в учебе самостоятельно или с помощью бабушек, дедушек либо репетиторов.

Но чаще накрученный родитель сбрасывает агрессию на ребенка, уже попавшего под пресс в школе… Причем подбираются такие выражения: «Я за тебя краснел, меня из-за тебя вызвали». Некоторые еще демонстративно за сердечные капли хватаются. То есть на школьника взвалили ответственность не только за его неуспеваемость, но еще и за достоинство родителей.

Но этот психологический прием подействует разово. А чувство вины может остаться надолго и очень тяжело лечится. Много взрослых ко мне приходят с комплексом вины, выращенным с детства, когда ему внушали, что он хуже всех. Ребенок всю жизнь живет с чувством, что родитель такой несчастный из-за него. А это не соответствует истине.

Родитель несчастный сам из-за себя, но школа дает ему такой «хороший повод» отыграться на ребенке, свалить все на него.

В итоге я нередко встречаю у школьников тяжелые формы расстройств — энурез, энкопрез (недержание мочи, кала), заикание, тики, расстройства сна; средние — грызение ногтей, обкусывание волос, выщипывание бровей и волос пальцами, есть аутоагрессия, когда ребенок сам расковыривает себе пальцы до крови.

К невротическим формам можно отнести набор лишнего веса или анорексию. По окончании школы здоровых детей почти нет — у кого-то осложненная миопия, сколиоз, проявление сахарного диабета и т. д. Но если разобраться, это все психосоматические заболевания. Часто болеющий ребенок — это тоже может быть следствие невротичности.

Если ученик не хочет ходить в школу, то он, вполне возможно, будет часто болеть. Дети в дошкольном и младшем школьном возрасте еще умеют управлять своим телом, и они могут заболеть, пожелав этого.

Поэтому важно установить доверительные отношения с ребенком, не обвинять его во всем, если вы заботитесь о его физическом и психическом здоровье. Ну к кому ему еще «притулиться», как не к родителям?

Уже сейчас из старших классов финской школы постепенно уходит традиционная урочная система — 16-летние подростки изучают не предметы, а направления pixabay.com/StockSnap

Бывает, что у ребенка проблемы с памятью, но это корректируется со специалистом. Иногда ученик халтурит, но у кого он научился этому? Все идет из семьи. Порой школьник реально не тянет какие-то предметы, его не по уровню «запихивают» в гимназию, лицей, а его сила ума, интеллекта, логическое мышление, объем памяти не дотягивают до уровня выше среднего и высокого.

Другая проблема — детей в школе оценивают субъективно, имеют место симпатия и неприязнь педагога. Учителя — такие же люди, чаще всего женщины со своими проблемами в семье, со своими детьми. Хорошо, если педагог — профессионал и может абстрагироваться от этих забот, когда переступает порог школы. Но нередко свое плохое настроение учитель вымещает на детях.

Когда я работала школьным психологом, у меня были подобные негативные примеры. Для диагностики детей я присутствовала на уроках.

И если первые два-три урока учительница в присутствии меня еще старалась сохранять положительный микроклимат в классе, то затем начинали прорываться ее типичные педагогические приемы и в целом недружелюбное общение — повышенный, приказной тон, оскорбления, пренебрежение детскими потребностями. «Я тебе что сказала, Петров?!» — говорила учительница.

Такое сообщение, несмотря на кажущуюся безобидность, несет в себе два посыла: «Петров — тупой», Петров — не такой, как все. Педагог, выделяя ученика, начинает нездоровую динамику поведения в группе. Так зарождается буллинг. Об этом я рассказывала в прошлом блоге.

Хорошо, что сейчас уроки записываются на видеокамеру и педагог может посмотреть на себя со стороны. Поэтому такой резонанс в обществе получают видеозаписи поведения учителей, снятые детьми. Понятно, что часть этих видео — провокативная, но если учитель подвергается провокациям, возможно, он не наладил хорошую коммуникацию с этими детьми?

«В начальной школе учитель очень авторитетен среди детей. И лояльность к нему безмерна, поскольку младшеклассники воспринимают учителя как вторую маму» pixabay.com/6715269

В начальной школе учитель очень авторитетен среди детей. И лояльность к нему безмерна, поскольку младшеклассники воспринимают учителя как вторую маму. Затем эта система ожиданий сильно рушится. Сегодня есть родители, которые обвиняют в неуспеваемости и других проблемах ребенка только учителей.

При этом педагоги вместе с детьми должны участвовать в огромном количестве олимпиад, конкурсов, защищать категории, проходить курсы повышения квалификации за свой счет… И никто не отменяет того, что эта учительница еще и чья-то жена, мама или не очень счастливая женщина.

Но подобное никого не интересует. Педагог находится между молотом — администрацией школы и наковальней — родителями. Учителя иногда «ставят на колени» перед ребенком. Нередко родители жалуются на учителя через голову, то есть не директору школы, а в прокуратуру например.

Хотя именно директор должен и может грамотно разруливать конфликты.

Поэтому педагоги сегодня быстрее и чаще эмоционально выгорают. Казалось бы, школьные психологи могли бы помочь учителям. Но этого не происходит. Почему? Потому что существующие и чаще всего применяемые тестирования, например методика Бойко, содержат очень личные вопросы и они не анонимные.

И тут возникает такой момент — директора школ хотят знать состояние своего коллектива, а учителя — максимально его скрыть. Никто из педагогов не хочет, чтобы его руководителю на стол положили бумагу, в которой написано, что он выгорел на 80%.

Учителя предпенсионного возраста, к примеру, просто хотят доработать до выхода на заслуженный отдых. Иногда из ситуации выходят так: озвучивается только общая статистика по результатам тестирования, с педагогами проводятся мероприятия по профилактике и коррекции эмоционального выгорания.

Но это не так эффективно, поскольку не индивидуально, а значит, подобная работа с учителями из-за вмешательства администрации школ все же номинальна.

Поэтому главная работа по вытаскиванию ребенка из невроза должна выполняться именно родителями и во взаимодействии со специалистами: педиатром, детским неврологом, детским психотерапевтом, психологом.

Особое внимание вам следует уделить ребенку, если он отличается: повышенной эмоциональностью, чувствительностью, склонностью к беспокойствам, страхам, впечатлительностью, злопамятностью pixabay.com/klimkin

Невроз развивается тогда, когда человек, в силу различных обстоятельств, не может найти подходящего выхода из сложного положения, разрешить психологически значимую ситуацию или перенести какую-то трагедию. Невроз достаточно долгое время развивается и прогрессирует, и внимательные, любящие родители вполне способны сами увидеть его симптомы и вовремя обратиться за помощью к специалистам.

Основными признаками невротического расстройства у детей считаются:

Нарушение сна. Ребенок страдает бессонницей и частыми ночными кошмарами.

Головные боли и головокружения, спазмы сосудов мозга.

Нарушение аппетита. Нервные дети страдают от плохого аппетита и частых рвотных позывов (в редких случаях подростки мучаются невротической булимией или анорексией).

Мышечная вялость, постоянная слабость и быстрая утомляемость также являются верными спутниками неврозов.

Спазматические боли. Иногда невротические и психические расстройства сопровождаются болями в области сердца, желудка.

Нервные тики, нарушения двигательных функций, судороги.

Депрессии. Чаще диагностируются у подростков, сопровождаются апатией, необоснованными страхами.

Характеры у разных детей не похожи, отличается и адаптивность в стрессовых ситуациях. И если для одного ребенка «двойка» или грубое обращение учительницы почти ничего не значат, то для другого это может стать настоящей катастрофой, способной вызвать тревожное невротическое расстройство.

Особое внимание вам следует уделить ребенку, если он отличается: повышенной эмоциональностью, чувствительностью, склонностью к беспокойствам, страхам, впечатлительностью, злопамятностью, интровертированностью, потребностью в самоутверждении, честолюбием.

Существует и экспресс-методика, позволяющая по внешним признакам диагностировать примерное внутреннее состояние.

Присмотритесь к своему ребенку и ответьте на вопросы, выставляя баллы: 2 балла, если указанный признак выражен и возрастает в своей интенсивности в поведении ребенка последние 3–6 месяцев; 1 балл — если указанные проявления встречаются периодически; и, наконец, 0 баллов означает отсутствие обозначенного признака в поведении ребенка.

  1. Легко расстраивается, много переживает, все слишком близко принимает к сердцу.
  2. Чуть что — в слезы, плачет навзрыд или ноет, ворчит, не может успокоиться.
  3. Капризничает ни с того ни с сего, раздражается по пустякам, не может ждать, терпеть.
  4. Часто обижается, дуется, не переносит никаких замечаний.
  5. Крайне неустойчив в настроении, вплоть до того, что может смеяться и плакать одновременно.
  6. Все больше грустит и печалится без видимой причины.
  7. Как и в первые годы, снова сосет соску, палец, все вертит в руках.
  8. Долго не засыпает без света и присутствия рядом близких.
  9. Становится повышенно возбудим, когда нужно сдерживать себя, или заторможенным и вялым при выполнении заданий.
  10. Появляются выраженные страхи, опасения, боязливость в любых новых, неизвестных или ответственных ситуациях.
  11. Нарастают неуверенность в себе, нерешительность в действиях и поступках.
  12. Все быстрее устает, отвлекается, не может концентрировать внимание продолжительное время.
  13. Все труднее найти с ним общий язык, договориться; становится сам не свой, без конца меняет решение или уходит в себя.
  14. Начинает жаловаться на головные боли вечером или боли в области живота утром; нередко бледнеет, краснеет, потеет; беспокоят зуд без видимой причины, аллергия, раздражения кожи.
  15. Снижается аппетит, часто и подолгу болеет; повышается без причин температура; часто пропускает детский сад или школу.

20–30 баллов — невроз у ребенка более чем вероятен;

15–20 баллов — невроз, возможно, был или будет в ближайшее время;

10–15 баллов — имеется нервное расстройство, не обязательно достигающее стадии заболевания;

5–10 баллов — необходимо обратить внимание на нервную систему своего ребенка;

ниже 5 баллов — отклонения несущественны или являются выражением возрастных, преходящих особенностей ребенка.

Полученные результаты — повод, чтобы обратить усиленное внимание на состояние ребенка. Окончательные выводы может сделать только соответствующий специалист.

Будьте здоровы и берегите себя.

 Лилия Хисамутдинова

Источник: https://www.business-gazeta.ru/article/441976

Что делать, если учитель обижает ребенка?

Как может учитель повлиять на родителей ученика начальных классов,  если он не посещает школу?

Итак, ваш ребенок пошел в школу. Дни учебы летят один за другим, вроде бы все нормально, но малыш как-то странно ведет себя. Не любит рассказывать о школе, на все расспросы бурчит под нос «нормально», а потом вдруг как гром среди ясного неба: «Учительница плохая».

Очень многие дети жалуются на своих учителей. И очень часто родители оставляют эти жалобы без внимания, списывая их то на усталость, то на изнеженность, то на каприз. А между тем от того, какое отношение выстроится между ребенком и первым учителем, зависит то, как в дальнейшем ребенок будет воспринимать школу и насколько сильным будет его желание учиться.

Не секрет, что качество персонала в российских школах оставляет желать лучшего. Не секрет, что преподавательские места зачастую занимают люди, не имеющие желания и таланта преподавать и работать с маленькими детьми.

Низкие заработные платы, тяжелые условия труда, непрестижность профессии — на самом деле талантливые педагоги зачастую уходят в дорогие школы, в частное преподавательство, а их места в школах занимают незаинтересованные люди.

Отсюда едва ли не с первого дня обучения ребенок сталкивается с непривычным отношением к себе со стороны учителя: криком, оскорблениями, угрозами, манипулированием, а то и побоями.

Подобные ситуации складываются гораздо чаще, чем нам хотелось бы, просто обычно дети об этом молчат, и родители узнают о происходящем только тогда, когда дело доходит до серьезного конфликта, а то и вовсе на выпускном вечере.

Какие симптомы должны вызвать у вас тревогу? Как понять, что в школе что-то не так?

Самый важный симптом: ребенок отказывается говорить о школе. Он защищает свою психику, избегая травмирующей ситуации. Он не хочет еще раз даже в разговоре касаться этой темы.

Другие признаки: ребенок не хочет ходить в школу, начинает выдумывать заболевания, ищет причину пропустить занятия. Низкая успеваемость. Отсутствие желания учиться. Садясь за уроки, малыш может показывать признаки страха или паники.

Если вы заметили нечто подобное в поведении своего сына или дочери, самое время для откровенного разговора. В статье «25 вопросов» мы приводим пример того, как можно разговорить ребенка на тему школы. Ваша задача — узнать, что происходит.

Чаще всего дети жалуются на то, что учительница «орет». Профессия учителя требует большого нервного напряжения, у многих учителей психика с годами расшатывается.

И учительница уже не может найти сил в стотысячный раз объяснять одно и то же, она начинает кричать.

С одной стороны — учитель тоже человек, но с другой — эмоциональный крик является одним из наиболее травмирующих методов воздействия на психику, особенно на психику ребенка.

Что еще может делать учитель? Оскорблять детей. Увы, такое тоже встречается. У некоторых учителей просто манера преподавания обзывать детей дураками, дебилами, лохами и иными нелестными эпитетами.

К методам унижения детей можно отнести высмеивание ребенка перед классом, приказ стоять на протяжении всего урока, намеренное занижение язвительный тон.

В особо тяжелых случаях могут иметь место случаи рукоприкладства. Учитель может дать подзатыльник, может потыкать ребенка лицом в учебник, может ударить указкой по рукам или по ногам.

К большому сожалению, это не сценарий фильма ужасов. Все приведенные примеры — реально имевшие место эпизоды, рассказанные родителями детей.

Как быть в ситуации, если ребенок рассказывает такие кошмары, жалуется на учителя?

Прежде всего, необходимо поговорить с другими родителями. Дети обладают богатой фантазией, порой они способны выдумать такое, что не приснится самому талантливому фантасту.

Чтобы отсеять правду от выдумок и собственного понимания происходящего вашим ребенком, надо поговорить с другими родителями, попросить их побеседовать с их детьми.

Если и другие дети подтвердят рассказы вашего сына или дочери, то следует принимать меры.

Многие родители, особенно родительницы, узнав о творящемся безобразии, воскипают гневом и на эмоциях начинают грозить школе прокуратурой, всевозможными санкциями, чуть ли не Гаагским трибуналом. Это неправильно.

Их гнев вполне понятен, но это неверный путь решения вопроса. Ваш первый шаг — переговоры с самой учительницей. Без угроз, без трясущихся рук надо подойти к ней и сказать, что ваш ребенок рассказывает вот о том-то и том-то. Другие дети говорят о том же.

Мне бы хотелось услышать ваши объяснения по этому поводу.

Очень часто беседа с родителем «встряхивает» преподавателя, и он исправляется. Но бывает и так, что беседы оказывается недостаточно.

Если у вас среди родителей нашлись единомышленники, то можно поднять этот вопрос на родительском собрании.

Если случилось так, что вы оказались в одиночестве, другие родители не хотят вас поддерживать (например, из боязни портить отношения с учителем), то тогда вам следует обратиться к директору.

В этом случае вы должны написать в двух экземплярах заявление на имя директора школы и прийти с ними на прием. Один экземпляр останется у директора, второй с датой принятия и подписью вернут вам.

В течение тридцати дней директор будет обязана дать вам письменный ответ на ваше обращение. Этого срока обычно предостаточно, чтобы директор смогла провести беседу с педагогом.

Такая беседа действует весьма отрезвляюще и как правило, на этом проблемы заканчиваются.

Однако бывает и так, что по каким-либо причинам директор не желает применять меры к педагогу. Если вы видите, что никаких изменений не происходит, ребенок продолжает жаловаться, то тогда вам прямая дорога в УНО или РОНО (в разных регионах это учреждение называется по-разному).

С копией вашего заявления директору вы должны подойти к секретарю и написать (опять же, в двух экземплярах) заявление, что ваш ребенок, учащийся такого-то класса такой-то школы регулярно жалуется на унижения и оскорбления со стороны преподавателя такого-то. Ранее вы обращались к директору школы (заявление прилагается), но никаких мер принято не было.

Прошу вас разобраться в данной ситуации и принять меры к преподавателю такому-то.

Если не помогут и в УНО, то последняя инстанция — прокуратура. Сначала местная, затем Генеральная.

Но может случиться и так, что все негативные поступки учителя окажутся всего лишь выдумками ребенка. Бывает и так. Причина таких фантазий может крыться в не сложившихся личных отношениях ребенка и учителя.

Бывает. И учитель хороший, и обстановка нормальная, а вот не сложилось у малыша с преподавателем, не понимают они друг друга. В таком случае выход один — перевести ребенка в другой класс, а то и в другую школу.

Хочется пожелать всем родителям, чтобы у них не доходило до подобных ситуаций, а учеба в школе приносила вашим детям только радость.

Азбука воспитания

Источник: https://azbyka.ru/deti/chto-delat-esli-uchitel-obizhaet-rebenka

Административное право
Добавить комментарий