Как определяется статус налогового резидента при пребывании в РФ не более 5 месяцев в год?

Фискальное гостеприимство

Как определяется статус налогового резидента при пребывании в РФ не более 5 месяцев в год?
РИА Новости

На этой неделе Министерство финансов России внесло в Госдуму проект «Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов».

Реакция не заставила себя долго ждать — заголовки в публикациях ведущих СМИ страны мгновенно запестрили: «Минфин ужесточает налогообложение для состоятельных россиян», «Как изменятся налоги для богатых?», «Налогообложение богатых россиян изменится».

Но так ли это на самом деле? Давайте попробуем разобраться.

Безусловно, самым главным предложением в документе является сокращение в два раза срока и расширение оснований для признания лица налоговым резидентом РФ. Ведомство, не ослабляя направленный на пополнение бюджета вектор, продолжает совершенствовать свой фискальный инструментарий.

Причем в этот раз не только через изменение формального критерия, то есть срока нахождения лица на территории РФ более (или менее) 183 дней в году, с помощью которого сейчас определяется статус налогового резидента РФ. Если поправки в итоге будут приняты, в случае пребывания того или иного лица на территории РФ 90 дней в году лицо может быть автоматически признано налоговым резидентом РФ.

Однако здесь важно указать на одно принципиальное положение — лицо может быть признано налоговым резидентом России и при меньшем сроке. Для этого понадобится наличие объектов недвижимости в собственности, семейных и каких-либо иных тесных личных связей в РФ или экономических интересов.

Иными словами, вводится оценочный критерий при определении налогового статуса. По сути, Минфин продолжает имплементировать в национальное российское законодательство такой критерий международного налогового права, как «центр жизненных интересов», существенно затрудняющий уклонение от налогообложения. Этот шаг со стороны Минфина логичен и ожидаем. Тем самым

государство создает препятствия для уменьшения налогоплательщиками размера своих налоговых обязательств путем «манипулирования» статусом налогового резидента.

Например, на сегодняшний день, если лицо находится на территории России 180 дней, то есть менее 183 дней, оно по формальному признаку признается нерезидентом РФ и его доходы, полученные за пределами РФ, не подлежат налогообложению по положениям НК РФ.

При этом, как правило, такой гражданин уже понимает, что с определенного момента он будет нерезидентом РФ и к этому моменту уже не будет иметь на территории РФ доходов, поскольку ставка налога для нерезидентов сейчас составляет 30%.

В связи с чем активы переоформляются на родственников, выводятся в той или иной форме за пределы РФ в низконалоговые или вовсе в безналоговые юрисдикции, а управление бизнесом и получение соответствующих доходов осуществляется путем выстраивания многоуровневых структур управления и получения доходов с участием иностранного элемента.

Отмечу также, что вопросы налогового резидентства нельзя рассматривать в отрыве от норм законодательства о контролируемых иностранных компаниях (КИК).

Одним из условий, необходимых для признания физического лица контролирующим лицом в отношении КИК, является наличие у него статуса налогового резидента РФ.

Таким образом, в настоящее время те или иные лица, сознательно меняя статус с резидента РФ на нерезидента РФ, избегают обязанности уведомлять российские налоговые органы о КИК и не платить налог с нераспределенной прибыли КИК.

Однако в случае внесения в НК РФ предлагаемых Минфином изменений, а также с учетом бюджетоориентированности российских судов налоговый статус резидента РФ, возможно, не будет меняться даже в том случае, если лицо вообще не находилось на территории РФ ни одного дня в течение 12 последовательных месяцев.

К примеру, если его нахождение за пределами РФ не характеризуется наличием у него центра жизненных интересов в месте пребывания при условии, что лицо является гражданином РФ, имеет в России постоянную регистрацию, семью, круг личного и делового общения, значительную часть недвижимости или бизнеса и т.д.

В завершение добавлю, что предлагаемые Минфином изменения апробированы во многих юрисдикциях и в действительности являются серьезным препятствием на пути у тех, кто будет пытаться в той или иной форме уклоняться от уплаты налогов. Главный вопрос заключается в том, насколько предсказуемой будет политическая ситуация в стране и насколько объективно правоприменители и, в частности, судьи будут оценивать конкретные ситуации.

О том, насколько эффективными окажутся предлагаемые меры и насколько масштабным будет возвращение бизнесменов в Россию, как того пообещал министр Антон Силуанов, говорить трудно. Как показывают промежуточные результаты проводимой властью деофшоризации, бизнесмены небезосновательно осторожничают.

Источник: https://novayagazeta.ru/articles/2019/10/05/82239-vy-ne-ponimaete-vy-domoy-letite

Вокруг света из-за 90 дней: кому выгодны новые правила налогового резидентства

Как определяется статус налогового резидента при пребывании в РФ не более 5 месяцев в год?

Яркий пример использования этого принципа продемонстрировали испанские власти: суд признал «привычным (habitual)» резидентом страны гражданку Колумбии певицу Шакиру, хотя и не смогли доказать, что певица жила в Испании больше 183 дней в году.

Согласно испанскому законодательству, резидентами считаются не только лица, прожившие более полугода в стране, но и те, кто имеет там центр жизненных интересов.

И хотя певица проводила большую часть времени в гастролях по всему миру, она владела собственным домом в Каталонии, ее муж — футболист испанского FC Barcelona, а дети обучались в испанской школе.

В материалах дела фигурировали также периодические походы певицы к местному парикмахеру и в местные магазины, посты и снимки певицы в соцсетях и даже собачка Шакиры, регулярно в течение налогового года топчущая соседский газон. Результат — €14,5 млн налогов и штрафов.

Немного теории: как платить налоги при жизни на две страны?

По общему правилу вы платите налоги в стране, где вы резидент, то есть живете и получаете доход. Если есть доходы в другой стране, там вы тоже должны платить налоги. При этом, если между странами есть соглашение об избежании двойного налогообложения (СоИДН), налоги, уплаченные за рубежом, будут вычтены из ваших общих налогов.

Определение налогового резидентства разное в разных странах. Вот некоторые примеры применяемых критериев:

  • Самый жесткий — по гражданству. Все граждане США и обладатели американской Green Card считаются налоговыми резидентами независимо от места жительства. Кроме США, такой позиции придерживается только африканская Эритрея.
  • Самый распространенный: минимальное пребывание (обычно 90-183 дня) и/или центр жизненных интересов либо другие связи со страной пребывания. Скажем, в Великобритании достаточно провести в собственном жилище всего одну ночь, чтобы при наличии ряда других связей стать резидентом. В Казахстане пошли еще дальше: если семья налогоплательщика остается в стране, значит ЦЖИ и налоговое резидентство здесь, даже если вы не провели на родине и дня за весь год.
  • Самый мягкий: 183 дня пребывания в стране независимо ни от чего. Россия здесь чуть ли не единственный представитель, поэтому периодически встает вопрос об изменении этого критерия.

Обычно резиденты уплачивают в стране налоги по своим доходам по всему миру, а нерезиденты — только по доходам в этой стране. Но есть и приятные исключения. Жители стран с территориальным принципом налогообложения платят налоги только с доходов внутри этих стран.

Примеры — Грузия, Сингапур, Гонконг, Куба, Панама. Не взимает налоги с зарубежных доходов своих резидентов-иностранцев Греция. В ряде стран (Португалия, Великобритания, Кипр, Израиль) вновь прибывшие жители не платят налог с доходов за рубежом в течение 10-15 лет (так называемый режим нон-домициль).

Наконец, есть страны с нулевым НДФЛ: Карибские острова, Вануату, ОАЭ и ряд других. Все это создает определенный простор для личного налогового планирования при получении ВНЖ или приобретения гражданства в одной из таких стран.

При этом не следует забывать, что гражданство и налоговое резидентство — разные понятия, и они часто не совпадают.

Следует также учитывать, что ставка налога на большинство видов доходов из РФ для нерезидентов составляет сегодня 30%, а не 13%, как для резидентов (постоянных жителей России).

Об этом забывают многие наши соотечественники, уехавшие из страны, но получающие здесь доход.

Минфин, кстати, предлагает уравнять эти ставки с 2021 года, что сильно облегчит жизнь наших граждан, проживающих за рубежом и имеющих активы или доход в России.

Кроме того, резиденты РФ должны в ряде случаев платить налоги на нераспределенную прибыль контролируемых иностранных компаний (КИК), то есть фактически на неполученные доходы.

Кто пострадает от нововведений?

Прежде всего пострадают как раз владельцы КИК и счетов за рубежом, которые проводили в России меньше полугода, и, как следствие, не попадали под требования НК РФ по отчетности и уплате налогов. Теперь таким лицам придется декларировать свои компании и счета за рубежом, отчитываться по ним и платить налоги.

Из «простых» граждан, которые станут по новым правилам налоговыми резидентами, пострадают лишь те, кто получал доходы в странах, где налоговая ставка меньше российской, либо в странах, с которыми нет налоговых соглашений. Сейчас они не должны отчитываться и платить налоги в России.

С принятием новых критериев первые должны будут доплатить в РФ до ставки 13%, а вторые — оплатить налог и в другой стране, и целиком в России (13%). Примеры стран с низким НДФЛ: Черногория (9%), Андорра, Болгария и Казахстан (10%), ОАЭ (0%).

А вот, например, с Грузией (20%) и Эстонией (20%) соглашения есть, но они не действуют, так как не ратифицированы. Здесь придется заплатить дважды.

Для счастливых же обладателей дворцов и яхт на Лазурном Берегу или в других местах Европы, где налоговые ставки обычно до 40% и выше, однако действуют СоИДН, ничего, по существу, не изменится. Их зарубежные налоги и так превышают российские, доплачивать не придется. Правда, надо будет по ним отчитаться, что тоже не всем понравится.

Кто выиграет?

Прежде всего, выиграть, по замыслу авторов изменений, должно государство. Собственники крупных бизнесов в России и по совместительству владельцы иностранных компаний не смогут оставить свои российские бизнесы без присмотра на 9 месяцев в году.

Они неизбежно будут проводить здесь больше 90 дней и таким образом попадут под новые требования по КИК. К тому же само наличие бизнеса может стать основанием для применения критерия ЦЖИ.

Таким образом, бюджет должен будет получить существенные вливания в виде НДФЛ с прибыли этих КИК.

Другими неожиданными бенефициарами нововведений могут стать «обычные» граждане, имеющие ВНЖ в странах с высокими налогами.

Для продления ВНЖ обычно требуется присутствие в той или иной стране более полугода, что автоматически ведет к приобретению налогового резидентства в этой новой стране.

Тем самым европейцы с российскими паспортами должны сейчас платить налоги по своим доходам по всему миру, включая РФ, по европейским ставкам — 30-50%.

Теперь, если поправки будут приняты, такие граждане смогут воспользоваться Соглашениями с Россией и платить 13%, по крайней мере, с доходов в России. Если, конечно, проведут здесь более 90 дней и новая страна признает, что ЦЖИ гражданина остался в РФ.

Большинство СоИДН предусматривает, что в случае, если физическое лицо подходит под определение налогового резидента в двух странах, резидентство определяется по его гражданству.

Таким образом, если по новым правилам гражданин России, проживающий в европейской стране, где действует СоИДН с Россией, окажется налоговым резидентом России, именно это резидентство должно быть признано страной пребывания. В этом случае налоги по доходам в РФ надо будет платить только в России.

Очевидно, при наличии грамотного налогового консультанта не составит большого труда вынудить налоговые органы европейской страны признать этот факт, причем даже для владельцев Green Card.

Разбор на примере

Для примера рассмотрим воображаемого героя. Он владеет бизнесом и недвижимостью в России и других странах, имеет компанию на Каймановых островах и счет в Швейцарии, является двойным гражданином России и Израиля и имеет ВНЖ еще в паре стран.

Наш герой круглый год сдает свою виллу в Ницце и апартаменты в Эмиратах, а сам живет весной и осенью в тель-авивской квартире, пару зимних месяцев проводит в Лондоне, где у него учатся дети, а с мая по сентябрь проживает в своем особняке на Рублевке, вылетая периодически на Кузбасс, где расположен бизнес.

По нынешним правилам этот герой — нерезидент РФ. Кроме того, в течение 10 лет он не платит налогов в Израиле по зарубежным доходам. Он, кстати, вообще может быть «налоговым туристом», то есть не быть налоговым резидентом ни в одной стране.

Однако с этим есть проблема: в банках при купле-продаже активов и во многих других ситуациях ему зададут вопрос: «А где же вы все-таки резидент?»

Как новые правила изменят жизнь нашего героя?

Что касается налогов вне России, то почти никак. Но в России сразу появятся проблемы — в крупном и даже особо крупном размере.

Во-первых, и это самое простое, ему придется отчитываться и платить налоги в РФ по доходам во всех странах, в том числе от сдачи недвижимости.

С Францией и Израилем дополнительных расходов не возникает: с этими странами у РФ есть СоИДН и ставки там выше российских. А вот с аренды в ОАЭ придется теперь заплатить 13%: и соглашения с ними толком нет, и налоги там нулевые.

Во-вторых, и это главное: теперь придется отчитываться по всем иностранным компаниям, которые в одночасье стали КИКами, а также по швейцарским и другим счетам, и платить по ним налоги.

Интересно отметить, что даже если бы наш герой вовсе не был гражданином РФ и проводил бы здесь лишь пару месяцев в году, но при этом имел серьезный бизнес в России, приносящий основные доходы, и особняк, где постоянно проживала бы, скажем, его теща, по предлагаемым правилам он все равно мог бы быть признан налоговым резидентом РФ по причине наличия в России «центра жизненных интересов». Причем эксперты опасаются, что размытость критериев и отсутствие правоприменительной практики в части определения ЦЖИ дают налоговым органам возможность трактовать его достаточно широко.

Заключение

Можно заключить, что обычные граждане, даже имеющие активы за рубежом, от введения новых критериев в большинстве своем не пострадают.

Некоторые даже смогут при грамотном подходе выиграть, так как ставка НДФЛ в России — 13% (пока), то есть меньше, чем в большинстве развитых стран.

Еще меньше ставка для индивидуальных предпринимателей по упрощенной системе налогообложения (ИП/УСН) — всего 6%. Правда, налоги ИП попадают не подо все СоИДН, о чем тоже мало кто задумывается.

Более того, не исключено, что новый налоговый режим действительно приведет к росту инвестиций в Россию, если желающие стать налоговыми резидентами России получат облегченный режим и дополнительные возможности, как заявил глава РСПП Александр Шохин в кулуарах Евразийского экономического форума.

Но что делать нашему воображаемому герою и другим потенциальным владельцам КИК? Естественно, что правительство хочет «вернуть» как можно больше бизнесменов на Родину. Однако эффект может быть обратным.

К сожалению, ужесточение режима налогового резидентства может привести к очередному исходу из страны наиболее экономически деятельной части населения, тем более что выбор для человека с деньгами — весь мир.

Будем также надеяться, что изменения не затронут определение валютного резидентства. Иначе многие операции по зарубежным счетам лиц, которые сейчас проводят больше полугода вне страны, могут стать незаконными и подвергнутся штрафам до 100% от суммы поступления. Но это уже тема для отдельного анализа.

Источник: https://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/386047-vokrug-sveta-iz-za-90-dney-komu-vygodny-novye-pravila-nalogovogo

Порядок определения статуса налогового резидента и нерезидента РФ, ставки и порядок уплаты и возврата НДФЛ

Как определяется статус налогового резидента при пребывании в РФ не более 5 месяцев в год?

В этой статье я постарался ответить на все вопросы, связанные с приемом иностранного работника на работу, а также с ситуациями, когда граждане РФ по каким-то причинам находились за границей РФ больше полугода, получая при этом регулярный доход или умудрились в этот же период времени продать какое-либо имущество (квартиру, дом, другую недвижимость, автомобиль, ювелирные изделия и др.).

Налоговое законодательство написано так, чтобы прочитав его никто и никогда не понял – кто такие налоговые нерезиденты и как это определить – ведь в Налоговом кодексе РФ (НК) нет ни четкого и понятного определения понятия “налоговый резидент”, ни понятия “налоговй нерезидент”

Данная в статье 207 НК формулировка вызывает больше вопросов, чем дает хотя бы один понятный ответ на самый главный вопрос – к какой категории отнести себя, а для этого надо понять порядок определения статуса.

Можно ли обычному человеку понять из формулировки: “Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев” к какой из категорий налогоплательщиков он должен отнести себя, если он за последний год несколько раз пересекал границу (ездил в командировки и отпуск в ближнее или дальнее зарубежье, приехал в Россию несколько месяцев назад для учебы и (или) работы)? Наверное – нет, поэтому предлагаю более понятные определения этих понятий:

  • налоговый резидент – это такое физическое лицо, которое находится на территории России более 183 дней в течение календарного года;

  • налоговый нерезидент – это такое физическое лицо, которое находится на территории России менее 183 дней в течение календарного года.

(!) При этом положений, обязывающих налогоплательщиков уведомлять налоговые органы о факте утраты статуса налогового резидента Российской Федерации, а также о подтверждении статуса нерезидента России, Налоговый кодекс РФ до 2017 года не содержал.

Как мы видим, для определения статуса физ.лица имеет значение лишь один критерий – время нахождения на территории России, а другие критерии (в т.ч. – гражданство) никакого значения не имеют.

При этом (согласно п. 2 статьи 207 НК) физ. лицо считается находящимся на территории РФ и в тех случаях, когда физ.

лицо выезжает за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее 6 месяцев):

  • лечения;

  • обучения;

  • исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

Головоломкой является ответ на вопрос о налоговом статусе и для тех лиц, которые собираются на длительное время уехать из России в командировку или на ПМЖ, в связи с чем продают свое имущество – квартиру, землю, дом, гараж, автомобиль и другое имущество.

А ведь это принципиальный для любого человека вопрос, от которого зависит какой налог должен удерживаться с дохода такого лица (налог на доходы физических лиц или НДФЛ) – 13% или 30%, ведь разница в 2,3 раза очень существенная.

Разъяснений о том, должны налогоплательщики подтверждать свой статус налогового резидента РФ или нет, а также не говорится о том, в каком порядке это следует делать налоговым агентам.

А если учесть, что как само налоговое законодательство, так и мнение Минфина РФ и ФНС РФ меняются как погода в сентябре, то становится грустно.

Порядок определения статуса “налоговый резидент – нерезидент” или как посчитать период в 12 месяцев и 183 дня при определении статуса физического лица

Что же означает практически пребывание “не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев”?

Практически это означает, что:

  • наличие или отсутствие гражданства РФ никакого значения для определения статуса налогового резидента (нерезидента) не имеет (т.е. как налоговыми резидентами, так и нерезидентами могут быть и граждане РФ, и иностранные граждане и лица без гражданства);

  • учитывается любой непрерывный 12-месячный период, который может начаться в одном году, а закончиться – в другом (это актуально для выплаты зарплаты нерезидентам);

  • окончательный статус налогоплательщика определяется по окончании календарного года (п. 3 статьи 225 НК), поскольку налоговым периодом для НДФЛ является календарный год.

183-дневный период определяется путем сложения всех календарных дней, в которые налогоплательщик находился в России в течение 12 идущих подряд месяцев.

В этот 183-дневный срок включаются и день въезда в РФ и выезда из России. Этот вывод подтверждают и разъяснения ФНС, изложенные в Письме ФНС России от 10.06.2015 № ОА-3-17/2276@.

Здесь же надо обратить внимание на то, что 183-дневный период не прерывается на периоды выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения налогоплательщика.

По указанным причинам для определения статуса предлагаю:

Источник: https://yuridicheskaya-konsultaciya.ru/nalogi/nalogoviy-rezident-nerezident.html

Административное право
Добавить комментарий