Как оспорить штраф по ст 20 21 КоАП РФ, если я не совершал правонарушения?

Особенности производства по делу об административно наказуемом правонарушении — нанесении побоев

Как оспорить штраф по ст 20 21 КоАП РФ, если я не совершал правонарушения?

С. Л. БАСОВ                                                             УДК 342.9

Федеральным законом от 03.07.

2016 № 323-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности» введена административная ответственность за нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль (ст. 6.1.1 КоАП РФ). До принятия этой нормы права в российском законодательстве за такое правонарушение предусматривалось только уголовное наказание по ст.ст. 115—117 УК РФ.

С учетом этого исследование особенностей производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.1.

1 КоАП РФ, актуально не только в теоретическом, но и практическом плане для прокурорских работников, осуществляющих надзор за административно-юрисдикционной деятельностью органов внутренних дел и федеральных судей районного звена, которые являются субъектами процессуальных отношений при расследовании и рассмотрении дел такой категории.

Особенности возбуждения дела об административном проступке. В уголовно-процессуальном законодательстве (ч. 2 ст. 20 УПК РФ) уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 115, ст. 116.

1 УК РФ, считаются уголовными делами частного обвинения и возбуждаются по общему правилу(1) не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя.Согласно административно-процессуальному законодательству (ч. 1 ст. 28.

1 КоАП РФ) поводами к возбуждению административного расследования в случае нанесения побоев могут быть не только заявление потерпевшего или его законного представителя, но и иные поводы: сообщения и заявления физических и юридических лиц (например, сообщение лечебного учреждения, где потерпевшему оказывалась медицинская помощь), в том числе сообщения в средствах массовой информации; непосредственное обнаружение должностными лицами органов внутренних дел, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях по ст. 6.1.1 КоАП РФ, достаточных данных, указывающих на наличие побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль; а также поступившие из правоохранительных органов материалы о побоях. При наличии названных поводов должностные лица органов внутренних дел, руководствуясь ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ, обязаны принять решение в виде определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

Стр.100

Обратим внимание на то, что законодатель право вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования предоставляет еще и прокурору.

Относительно поводов к возбуждению дела об административном правонарушении — нанесении побоев возникает вопрос о необходимости предусмотреть в законодательном порядке возможность возбуждения дела по требованию потерпевшего или его законного представителя, как это установлено ч. 2 ст. 20 УПК РФ.

В юридической литературе есть две противоположные точки зрения на целесообразность существования института частного обвинения в уголовном процессе.

Сторонники частного обвинения считают, что этот институт более полно, чем при производстве предварительного расследования, защищает законные интересы потерпевших(1).

Есть также попытка обосновать необходимость упразднения института частного обвинения(2).

Исходя из характера правонарушения, предусмотренного ст. 6.1.

1 КоАП РФ, сочетания затрагиваемых административным проступком общественных и индивидуальных интересов, а также для предотвращения нежелательных для лица, пострадавшего от административного правонарушения, последствий его участия в административно-деликтном процессе, на наш взгляд, возможно включение в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях нормы права, которая будет учитывать волеизъявление лица, пострадавшего от побоев.

В административном законодательстве Республики Беларусь, например, существует норма права, предусматривающая возможность привлечения к административной ответственности за такое нарушение, как умышленное причинение телесного повреждения, только по требованию потерпевшего либо его законного представителя(3).

В то же время административно-процессуальное законодательство Республики Беларусь оставляет прокурору право начать административно-деликт-ный процесс и при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя, при этом дело об административном правонарушении не подлежит прекращению даже «в случае примирения потерпевшего либо его законного представителя с лицом, в отношении которого ведется административный процесс»(4).

Обосновывая правомерность возбуждения уголовного дела частного обвинения без заявления потерпевшего, Конституционный Суд Российской Федерации придерживается правовой позиции о необходимости учета федеральным законодателем того факта, что противоправные деяния «хотя и совершаются в отношении конкретных лиц, но по своему характеру не могут не причинять вред обществу в целом, а также правам и интересам других граждан и юридических лиц. Иное означало бы безосновательный отказ государства от выполнения возложенных на него функций по обеспечению законности и правопорядка, общественной безопасности, защите прав и свобод человека и гражданина (статья 10; статья 18; статья 45; статья 72, пункт «б» части 1 Конституции

Стр.101

Российской Федерации) и переложение этих функций на граждан»(1).

Основанием для вынесения определения (для прокуроров — постановления) о возбуждении дела об административном правонарушении и проведения административного расследования служат достаточные данные, указывающие на умышленное нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, при отсутствии последствий, указанных в нормах УК РФ.

Особенности доказывания по делу о нанесении побоев.Одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.1.

1 КоАП РФ, является наличие состава административно наказуемого деяния(2) — нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в ст.

115 УК РФ, либо если эти действия не содержат уголовно наказуемых деяний, предусмотренных ст.ст. 116, 116.1 УК РФ.

С учетом конкуренции норм административного и уголовного права(3) при квалификации деяния по ст. 6.1.

1 КоАП РФ следует четко определять не только объективные признаки этого состава административного проступка, но и субъективные признаки, так как объектами как уголовных преступлений, так и административных деликтов, связанных с нанесением побоев, являются одни и те же общественные отношения — здоровье человека.

Законодатель назвал два вида противоправных деяний, которые следует отнести к элементам объективной стороны исследуемого состава административного правонарушения.

Первый вид — нанесение побоев.Под нанесением побоев понимаются действия, характеризующиеся многократным нанесением ударов потерпевшему, если они не повлекли причинение легкого вреда здоровью и лишь нарушили телесную неприкосновенность потерпевшего.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 17.08.

2007 № 522 «Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека» вред, причиненный здоровью человека, определяется в зависимости от степени его тяжести на основании квалифицирующих признаков и в соответствии с медицинскими критериями определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека(4). К признакам легкого вреда отнесено кратковременное расстройство здоровья и незначительная стойкая утрата общей трудоспособности.

Медицинскими критериями тяжести вреда здоровью в отношении легкого вреда здоровью являются: временное нарушение функций органов и (или) систем (временная нетрудоспособность) продолжительностью до трех недель от момента причинения травмы (до 21 дня включительно); незначительная стойкая утрата общей трудоспособности — стойкая утрата общей трудоспособности менее 10 процентов. При наличии перечисленных последствий побоев следует применять более строгую норму закона (ч. 1 ст. 115 УК РФ).

Стр.102

В соответствии с медицинскими критериями определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, к последствиям административно наказуемого нанесения побоев следует отнести поверхностные повреждения, в том числе: ссадину, кровоподтек, ушиб мягких тканей, включающий кровоподтек и гематому, поверхностную рану и другие повреждения, не влекущие за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты общей трудоспособности, которые расцениваются как повреждения, не причинившие вред здоровью человека.

При административном расследовании по делу о нанесении побоев возникает необходимость определения характера и степени вреда, причиненного здоровью, поэтому должностные лица, осуществляющие административно-юрисдикцион-ный процесс, обязаны назначить производство экспертизы.

По мнению некоторых ученых(1), перед экспертами — судебными медиками могут быть поставлены вопросы примерно следующего содержания:

1. Какие повреждения имеются у потерпевшего?

2. Каковы их характер, количество, давность и локализация?

3. Каковы свойства предмета (орудия, оружия), при помощи которого было причинено телесное повреждение?

4. Возможно ли причинение повреждений при помощи конкретного предмета (орудия, оружия)?

5. Каков механизм образования повреждений (вид травмирующего воздействия)?

6. Каково направление действия травмирующей силы, от которой произошли повреждения у пострадавшего?

7. Каково было взаиморасположение потерпевшего и нападавшего в момент причинения повреждения?

8. Могло ли быть причинено данное повреждение (повреждения) самим потерпевшим?

9. Является ли повреждение лица, имеющееся у пострадавшего, неизгладимым (обязательный вопрос в случае локализации повреждения на лице)?

Второй вид— совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль,но не повлекших последствий в виде кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты общей трудоспособности. Как считают авторы, «это могут быть щипки, укусы, выкручивание рук и ног и т. п.»(2).

С субъективной стороны нанесение побоев может быть совершено только умышленно. Однако в зависимости от мотива, который является факультативным признаком данного элемента состава правонарушения, зависит квалификация противоправного деяния.

Так, нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, хотя и не повлекших причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности, относится к числу преступлений, предусмотренных ст. 116 УК РФ, если эти действия совершены из хулиганских побуждений, либо по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

Субъектом нанесения побоев как по ст. 6.1.1 КоАП РФ, так и по нормам УК РФ является вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения противоправного деяния шестнадцатилетнего возраста.

Стр.103

Однако в ходе производства по делу об административном правонарушении следует обратить внимание на такой факультативный признак субъекта, как родственные отношения или отношения свойства между лицом, привлекаемым к ответственности, и потерпевшим.

При совершении тех же противоправных деяний, с такими же последствиями, которые перечислены в ст. 6.1.1 КоАП РФ, возникает необходимость квалификации деяния по ст. 116 УК РФ, если вред здоровью причинен близким лицам. К ним согласно примечанию к ст.

116 УК РФ относятся: супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные) дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, опекуны, попечители, а также лица, состоящие в свойстве с лицом, совершившим противоправное деяние, или лица, ведущие с ним общее хозяйство.

Кроме того, законодатель, введя в УК РФ норму с административной преюдицией (ст. 116.

1 УК РФ), тем самым предусмотрел возможность привлечения к уголовной ответственности лиц, подвергнутых административному наказанию за совершение административного проступка, предусмотренного ст. 6.1.1 КоАП РФ.

Поэтому при решении вопроса о привлечении к юридической ответственности за нанесение побоев должностные лица, проводящие административное расследование, должны выяснять наличие рецидива за аналогичное административное правонарушение.

Основанием возбуждения уголовного дела являются данные, указывающие на то, что лицо, которому было назначено административное наказание за нанесение побоев по ст. 6.1.1 КоАП РФ, в течение года со дня окончания исполнения данного постановления вновь совершает аналогичное противоправное деяние.

Учет особенностей производства по делу об административно наказуемом нанесении побоев поможет при решении задачи прокуратуры по обеспечению законности в ходе осуществления административно-юрисдикционного процесса по защите закрепленных в Конституции Российской Федерации прав граждан.

Библиографический список

Источник: http://www.procuror.spb.ru/k1923.html

Как переписать на друга штраф с камер в Челябинске

Как оспорить штраф по ст 20 21 КоАП РФ, если я не совершал правонарушения?

Получили крупный штраф за нарушение, которого не совершали? Распространение камер видеофиксации сделало ситуацию вполне типичной: вне зависимости от того, кто находился за рулем, штрафы по умолчанию выписываются собственнику автомобиля. Как «отписаться» от таких штрафов, разбирался сайт 74.ru.

Презумпция виновности

Внедрение камер стало возможным после частичной отмены так называемой презумпции невиновности – ради этого в статью 1.5 КоАП внесли поправки.

На практике это означает следующее: если в остальных случаях человек считается невиновным, пока не доказано обратное, то с нарушениями, зафиксированными автоматикой, все наоборот – собственник транспортного средства должен доказывать, что за рулем был не он.

Разумеется, автомобиль не доверяют кому попало: как правило, чужие штрафы получают за родственников, друзей или сотрудников фирмы. Если семейный бюджет един, на первый взгляд, особенной проблемы нет.

Но как минимум проблемой являются прогрессивные штрафы, самый популярный из которых – за повторный проезд на запрещающий сигнал светофора.

Если на первый раз выписывают 1000 рублей, оплатить которые в 20-дневный срок можно со скидкой 50%, то за повторное нарушение – 5000 рублей и никаких скидок.

В этом случае выгодно сдать реального виновника, чтобы собственник автомобиля не копил штрафную «карму».

Подробнее об оспаривании штрафов с автоматических камер

Два пути

Куда обращаться с жалобой? Первой инстанцией всегда является отделение ГИБДД, выписавшее постановление (оно указано в документе). В случае отказа владелец вправе идти в суд, однако это потребует большего числа документов и присутствия на суде человека, который находился за рулем вместо собственника.

В какой срок нужно отреагировать

Подать жалобу нужно в 10-дневный срок с момента получения постановления на руки, при этом важно, чтобы с даты нарушения прошло не более двух месяцев – в этот период переписать постановление проще всего. За пределами этого срока вопрос, как правило, решается лишь через суд.

Какие документы потребуются

При обращении в ГИБДД нужна жалоба от владельца транспортного средства и копия полиса ОСАГО для подтверждения факта, что другой водитель имел право управлять автомобилем. Напомним, что после упразднения доверенности для частников, именно полис ОСАГО с вписанными в него водителями определяет круг лиц, которые могли находиться за рулем.

Иногда ГИБДД принимает жалобы по электронной почте или через сайт. Однако по закону жалобу нужно направить заказным письмом или привезти в отделении ГИБДД лично, бросив конверт в специальный ящик.

– Если владелец транспортного средства обращается в течение двух месяцев с момента нарушения, по опыту, ГИБДД идет навстречу и без лишней волокиты переписывает постановление на указанного в жалобе водителя, – рассказывает автоюрист Лев Воропаев.

– Зачастую не требуется даже объяснительной с виновника, но если он не согласен, у него остается право опротестовать постановление, когда оно придет на его имя. В жалобе важно указать все данные постановления.

Обратите внимание, что если в постановлении нет электронно-цифровой подписи сотрудника, его выписавшего, такое постановление можно отменить в принципе.

Если все-таки решите обратиться через сайт или по электронной почте, приложите скан постановления, заверенный вашей подписью, или используйте электронную цифровую подпись (если есть). Но помните, что электронные обращения считаются неофициальными, и в случае отказа вы упустите время, которое отводится на полноценное обжалование.

Образец жалобы

Начальнику УГИБДД ГУ МВД России по Челябинской областиМурыгину Андрею Владимировичу

Ивановой Е.И., проживающей по адресу г. Челябинск, пр. Ленина, 1, 1

жалоба
на постановление по делу об административном правонарушении.

27 июля 2017 года мною было получено постановление по делу об административном нарушении №XXXXX. Нарушение зафиксированно комплексом видеофиксации на перекрестке пр. Ленина и ул. III Интернационала г. Челябинска.

Согласно постановлению, я привлекаюсь к ответственности в виде штрафа в 5000 рублей по ч. 3 ст. 12.12 КоАП за проезд на запрещающий сигнал светофора.

Считаю наложение на меня данного взыскания неправомерным в силу причин, изложенных ниже.

22 июля 2017 года в 17:30 минут автомобилем Volkswagen Tiguan гос. номер Х001ХХ174, собственником которого я являюсь, управлял мой супруг, Иванов Иван Иванович (паспортные данные, данные водительского удостоверения), вписанный в полис ОСАГО, копию которого прилагаю к жалобе.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.1, 30.2, 30.3 КоАП РФ прошу постановление №ХХХХХХ по делу об административном правонарушении по ч.3 ст 12.12 КоАП, вынесенное в отношении меня, отменить.

К данной жалобе прилагаю заверенную мной копию постановления. Электронная цифровая подпись сотрудника, выписавшего постановление (вписать).

адрес, электронная почта, телефон.

Иванова Елена Игоревна ______________ 03.08.2017


Порядок для юридических лиц

Для компаний со своим автопарком процедура обжалования через ГИБДД аналогична, однако список документов больше: нужны путевые листы, договоры и прочие свидетельства, что за рулем находился конкретный человек.

По нашей информации, все чаще юрлица сталкиваются с отказами ГИБДД и вынуждены обращаться в суды. Так, челябинскому владелецу автопарка маршрутных такси пришлось отбиваться от приставов из-за штрафов на сумму порядка 400 тысяч рублей, хотя он исправно возил в ГИБДД необходимый набор документов.

На днях к нам обратились представители компании по прокату автомобилей и рассказали, что до начала 2017 года ситуация была достаточно прозрачной: в случае, если клиенты получали штрафы, юристы прокатной конторы направляли в ГИБДД жалобу, полис ОСАГО и договор об аренде. Однако с нового года начались «оптовые» отказы, из-за чего пришлось идти в суды.

Оспариваем через суд

– При обращении в суд потребуется максимальный набор документов. Если речь о транспортных компаниях – это путевой лист, трудовой договор с водителем, возможно, его трудовая книжка и зарплатная ведомость, – поясняет Лев Воропаев.

– Если речь о прокатной конторе или дилере, нужен договор, на основании которого водитель управлял автомобилем. Естественно, нужен и полис ОСАГО, допускающий его к управлению.

Но главное, собственник транспортного средства должен обеспечить появление водителя в суде – письменных объяснений в данном случае недостаточно.

Судья потребует однозначных доказательств того, кто именно был за рулем. Так, 23 июня 2017 года суд Металлургического района Челябинска отказал компании по прокату автомобилей в удовлетворении жалобы, хотя на заседание явился водитель (один из сотрудников компании), который в момент нарушения был за рулем.

Согласно постановлению суда, на слушании он заявил, что управлять данным автомобилем имеют право не менее 50 работников предприятия, и суд посчитал, что объективных доказательств в пользу его виновности нет.

Юристы компании настаивают, что его показания были иными, но в постановлении суда зафиксированы именно такие данные.

Можно ли подстраховаться от подобной ситуации с помощью отдельного договора с водителем, в котором тот обязуется оплатить все полученные им штрафы?

– Закон, в данном случае, не предоставляет индульгенцию от штрафов с камер, – говорит Лев Воропаев.

– То есть в любом случае ответственность несет владелец транспортного средства, и никаким договором он не может эту ответственность переложить на другого водителя.

Подобный подход подразумевает, что владелец должен понимать, кому дает в пользование автомобиль, в подобных ситуациях иметь возможность обеспечить суду возможность опросить это лицо.

А если водитель не захочет брать на себя ответственность, то с большой вероятностью заплатить штраф (или общаться с приставами) придется собственнику.

Что делать «доверчивым» владельцам

Автовладельцы, которые доверяют свой автомобиль другим водителям, должны регулярно проверять наличие штрафов с автоматических камер, чтобы не упустить сроки обжалования или оплаты штрафов.

Узнать о своих штрафах можно с помощью нескольких онлайн-сервисов, наиболее надежными из которых являются Gosuslugi.ru (если вы зарегистрированы в системе) и сайт gibdd.ru. Последний работает медленно, поэтому наберитесь терпения.

Источник: https://74.ru/text/gorod/50728011/

Административное право
Добавить комментарий