Как взять земельный участок в аренду у сельской администрации, без проведения торгов?

Условия передачи в аренду земельного участка, находящегося в коммунальной собственности — PRAVO.UA

Как взять земельный участок в аренду у сельской администрации, без проведения торгов?

Земельные участки государственной или коммунальной собственности или права на них (аренда, суперфиций, эмфитевзис), в том числе с расположенными на них объектами недвижимого имущества государственной или коммунальной собственности, подлежат продаже отдельными лотами на конкурентных началах (земельных торгах), кроме случаев, предусмотренных частью 2 статьи 134 ЗК.

Земельные участки площадью 100 га, переданные предприятию на основании договора аренды, являются участками сельскохозяйственного назначения, а поэтому необходимым условием для их передачи в аренду должно быть проведение земельных торгов, по результатам которых заключается договор аренды

3 июня 2014 года Судебная палата по хозяйственным делам Верховного Суда Украины, рассмотрев заявление частного предприятия «Г» (ЧП «Г») о пересмотре Верховным Судом Украины постановления Высшего хозяйственного суда Украины от 13 ноября 2013 года по делу по иску прокурора Бережанского района Тернопольской области в интересах государства в лице Мечищевского сельского совета к ЧП «Г», третье лицо — управление Госкомзема в Бережанском районе, о признании недействительным договора аренды и обязательстве совершить действия, установила следующее.

В августе 2012 года прокурор Бережанского района Тернопольской области обратился в Хозяйственный суд Тернопольской области по иску в интересах государства в лице Мечищевского сельского совета к ЧП «Г», третье лицо — управление Госкомзема в Бережанском районе, о признании недействительным договора аренды, обязательстве возвратить земельный участок в земли запаса Мечищевского сельского совета Бережанского района Тернопольской области.

Исковые требования обоснованы тем, что при проведении проверки прокуратурой Бережанского района выявлены нарушения, а именно: вопреки требованиям части 2 статьи 124 Земельного кодекса (ЗК) Украины и решению сессии Тернопольского областного совета «Об утверждении временного порядка проведения конкурсов на получение на конкурсной основе права аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения для ведения товарного сельскохозяйственного производства на территории Тернопольской области в 2011 году» от 1 июня 2011 года № 1186 Мечищевским сельским советом был передан ЧП «Г» на условиях аренды земельный участок площадью 100 га, расположенный на территории Мечищевского сельского совета в пределах населенного пункта, без проведения земельных торгов, без проекта землеустройства на этот земельный участок. В связи с этим прокурор просил суд признать договор аренды от 25 июня 2011 года № * недействительным и возвратить земельный участок в земли запаса Мечищевского сельского совета.

Возражая против иска, ответчик указал, что на момент заключения спорного договора законодательно было предусмотрено проведение земельных торгов в форме аукциона, порядок проведения которого не был регламентирован.

Вместе с тем ответчик считал незаконной отмену распоряжения Бережанской районной администрации от 25 июня 2011 года № **, которым переданы в аренду земельные участки сельскохозяйственного назначения для ведения товарного сельскохозяйственного производства.

Решением Хозяйственного суда Тернопольской области от 19 октября 2012 года исковые требования удовлетворены.

Решение обосновано тем, что, согласно части 2 статьи 124 ЗК Украины, передача в аренду земельных участков, находящихся в государственной или коммунальной собственности, осуществляется по результатам проведения земельных торгов, кроме случаев, установленных частями 2, 3 статьи 134 настоящего Кодекса.

Постановлением Львовского апелляционного хозяйственного суда от 11 февраля 2013 года решение Хозяйственного суда Тернопольской области от 19 октября 2012 года оставлено без изменений.

Постановлением Высшего хозяйственного суда Украины от 13 ноября 2013 года постановление Львовского апелляционного хозяйственного суда от 11 февраля 2013 года оставлено без изменений.

В основу постановления суда кассационной инстанции положены выводы о том, что предоставление спорного земельного участка в аренду не относится к случаям, предусмотренным частями 2 и 3 статьи 134 ЗК Украины, а поэтому необходимым условием для передачи в аренду в такой ситуации является проведение земельных торгов, по результатам которых орган исполнительной власти или местного самоуправления принимает соответствующее решение.

ЧП «Г» в порядке статьи 11119 Хозяйственного процессуального кодекса (ХПК) Украины подало заявление о пересмотре Верховным Судом Украины постановления Высшего хозяйственного суда Украины от 13 ноября 2013 года на основании неодинакового применения судом кассационной инстанции положений статьи 124 ЗК Украины, в результате чего приняты различные по содержанию судебные решения в подобных правоотношениях.

В обоснование неодинаковости применения судом кассационной инстанции норм материального права заявителем предоставлены копии постановлений Высшего хозяйственного суда Украины от 4 апреля 2012 года по делу № 5023/7398/11, от 20 ноября 2012 года по делу № 5009/2217/12, от 22 октября 2013 года по делу № 5017/3704/2012, в которых выражена следующая правовая позиция: установление обстоятельств относительно отмены администрацией собственного распоряжения, на основании которого уже заключен договор аренды земельного участка, не является достаточным основанием для признания такого договора недействительным при отсутствии установления обстоятельств признания этого распоряжения недействительным (незаконным) в судебном порядке.

Заслушав доклад судьи-докладчика, пояснения представителей сторон, исследовав изложенные в заявлении доводы, Судебная палата по хозяйственным делам Верховного Суда Украины считает, что заявление не подлежит удовлетворению на таких основаниях.

Судами установлено, что 10 июня 2011 года Мечищевским сельским советом принято решение № *** «О согласовании передачи в аренду земель запаса сельского совета» (решение № ***).

На основании вышеуказанного решения 25 июня 2011 года между Мечищевским сельским советом (арендодателем) и ЧП «Г» (арендатором) заключен договор аренды земли № *, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в срочное платное пользование земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 100 га, расположенный в административных границах Мечищевского сельского совета Бережанского района Тернопольской области, для ведения товарного сельскохозяйственного производства.

Прокурором Бережанского района Тернопольской области 4 ноября 2011 года вынесен протест № **** на решение № ***, из которого следует, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой района, установлено, что указанный в решении земельный участок предоставлен сельским советом без проведения земельных торгов (конкурса), в связи с чем прокурор потребовал это решение отменить.

Во исполнение протеста Мечищевским сельским советом принято решение от 11 ноября 2011 года № *****, которым отменено решение № ****.

Судом также установлено, что, согласно распоряжению председателя районной государственной администрации Бережанского района Тернопольской области «О передаче в аренду земель запаса и резервного фонда» от 25 июня 2011 года № ** с учетом, в частности, решения № ***, ЧП «Г» переданы в аренду земельные участки из земель запаса и резервного фонда на срок до момента проведения конкурса на получение на конкурсной основе права аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения для ведения товарного сельскохозяйственного производства.

Прокурором Бережанского района Тернопольской области 5 октября 2011 года вынесен протест на распоряжение председателя Бережанской районной государственной администрации «О передаче в аренду земель запаса и резервного фонда» от 25 июня 2011 года № **, из которого следует, что в результате проверки, проведенной прокуратурой района, установлено, что в соответствии с этим распоряжением без проведения конкурса рекомендовано председателям Жовневского, Божиковского и Мечищевского сельских советов заключить договоры аренды на земельные участки и провести их регистрацию, хотя арендодателем таких земельных участков должна выступать Бережанская районная государственная администрация, а поэтому данное распоряжение противоречит требованиям ЗК Украины, Закона Украины «Об аренде земли» и решению Тернопольского областного совета «Об утверждении временного порядка проведения конкурсов на получение на конкурсной основе права аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения для ведения товарного сельскохозяйственного производства на территории Тернопольской области в 2011 году» от 1 июня 2011 года № 1186, в связи с чем прокурор потребовал отменить упомянутое распоряжение.

Во исполнение протеста распоряжением председателя Бережанской районной государственной администрации от 24 октября 2011 года № ****** признано утратившим силу распоряжение председателя Бережанской районной государственной администрации «О передаче в аренду земель запаса и резервного фонда» от 25 июня 2011 года № **.

В соответствии со статьей 74 Закона Украины «О местном самоуправлении» органы местного самоуправления ответственны за свою деятельность перед юридическими и физическими лицами.

С учетом обстоятельств дела и положений законодательных актов органы местного самоуправления не могут отменять свои предыдущие решения, вносить в них изменения, если в соответствии с предписаниями этих решений возникли правоотношения, связанные с реализацией определенных субъективных прав и охраняемых законом интересов, и субъекты этих правоотношений возражают против их изменения или прекращения.

Ненормативные правовые акты местного самоуправления являются актами одноразового применения, они исчерпывают свое действие фактом их исполнения, а потому не могут быть упразднены или изменены органом местного самоуправления после их исполнения.

В соответствии со статьей 3 ЗК Украины (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) земельные отношения регулируются Конституцией Украины, настоящим Кодексом, а также принятыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами.

Согласно части 3 статьи 122 ЗК Украины, районные государственные администрации на их территории передают земельные участки из земель государственной собственности в собственность или в пользование в пределах сел, поселков, городов районного значения для всех нужд и за пределами населенных пунктов, в частности, для сельскохозяйственного использования.

Нормами статьи 124 ЗК Украины предусмотрено, что передача в аренду земельных участков, находящихся в государственной или коммунальной собственности, осуществляется по результатам проведения земельных торгов, кроме случаев, установленных частями 2, 3 статьи 134 настоящего Кодекса.

Статьей 134 ЗК Украины установлено, что земельные участки государственной или коммунальной собственности или права на них (аренда, суперфиций, эмфитевзис), в том числе с расположенными на них объектами недвижимого имущества государственной или коммунальной собственности, подлежат продаже отдельными лотами на конкурентных началах (земельных торгах), кроме случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Судами установлено, что земельные участки площадью 100 га, переданные ЧП «Г» на основании договора аренды № *, являются участками сельскохозяйственного назначения, а поэтому необходимым условием для их передачи в аренду должно быть проведение земельных торгов, по результатам которых заключается договор аренды.

Несоблюдение этой процедуры является нарушением органом местного самоуправления хозяйственной компетенции во время заключения договора аренды земли.

С учетом вышеизложенного, вывод Высшего хозяйственного суда Украины по делу основывается на правильном применении норм материального права к установленным фактическим обстоятельствам дела.

Согласно части 1 статьи 11126 ХПК Украины, Верховный Суд Украины отказывает в удовлетворении заявления, если обстоятельства, послужившие основанием для пересмотра дела, не подтвердились.

При таких обстоятельствах Судебная палата по хозяйственным делам Верховного Суда Украины отказывает в удовлетворении заявления о пересмотре постановления Высшего хозяйственного суда Украины от 13 ноября 2013 года.

Руководствуясь статьями 11123–11126 Хозяйственного процессуального кодекса Украины, Судебная палата по хозяйственным делам Верховного Суда Украины постановила:

— отказать в удовлетворении заявления ЧП «Г» о пересмотре Верховным Судом Украины постановления Высшего хозяйственного суда Украины от 13 ноября 2013 года.

Постановление является окончательным и может быть обжаловано только на основании, установленном пунктом 2 части 1 статьи 11116 Хозяйственного процессуального кодекса Украины.

(Постановление Верховного Суда Украины от 3 июня 2014 года. Дело № 3-22гс14. Председательствующий — Барбара В.П. Судьи — Балюк Н.И., Бердник И.С., Гуль В.С., Емец А.А., Жайворонок Т.Е., Колесник П.И., Потыльчак А.И., Фесенко Л.И., Шицкий И.Б.)

Источник: https://pravo.ua/articles/uslovija-peredachi-v-arendu-zemelnogo-uchastka-nahodjashhegosja-v-kommunalnoj-sobstvennosti/

Как получить неразграниченные земельные участки в Подмосковье без торгов

Как взять земельный участок в аренду у сельской администрации, без проведения торгов?

Вся земля в Российской Федерации, находящаяся в государственной и муниципальной собственности, предоставляется через торги, за исключением определенных случаев.

Условия, при которых такие земельные участки могут быть предоставлены без аукциона, регламентируются Земельным кодексом РФ.

О том, кто имеет право на предоставление земель неразграниченной государственной и муниципальной собственности в аренду или собственность без проведения торгов в Подмосковье и что необходимо приложить к заявлению на получение данной услуги, читайте в материале портала mosreg.ru.

Узнайте, как бесплатно получить землю в Подмосковье>>

Что такое неразграниченный земельный участок

Вся земля в Подмосковье, как и по всей РФ, определяется по форме собственности как разграниченная и неразграниченная. Разграниченная земля – это земля, находящаяся в собственности: частной, федеральной, федерального субъекта или муниципальной. Неразграниченная – это та земля, на которую нет правоудостоверяющих документов.

Земля считается неразграниченной (государственной) до возникновения и регистрации прав на нее. Распоряжение земельными участками неразграниченной собственности определено земельным законодательством.

Полномочия по распоряжению землей государственной неразграниченной собственности переданы на уровень органов местного самоуправления, а, следовательно, и предоставление соответствующей услуги жителям области.

В Подмосковье данная деятельность регламентирована законами «О перераспределении полномочий между органами муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области» и «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений».

Узнайте, как оформить градостроительный план земельного участка в Московской области>>

Получатели услуги

Государственная услуга по предоставлению земель неразграниченной государственной и муниципальной собственности в аренду и собственность без проведения торгов предоставляется физическим, юридическим лицам, а также индивидуальным предпринимателям. Однако, согласно статьям 39.3 и 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, право на получение земли без торгов возникает только при соблюдении определенного ряда условий.

Так, в статье 39.3 Земельного кодекса установлены условия, при которых может осуществляться продажа таких земель, а также перечень лиц, которые могут выступать покупателями. В частности, допускается продажа:

  • земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, − собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса (то есть если на участке неразграниченной госсобственности стоит дом, права на которые зарегистрированы, собственник дома может претендовать на получение земли в собственность);
  • земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса;
  • земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В статье 39.6 Земельного кодекса РФ определены случаи, когда неразграниченные земли передаются без торгов в аренду. В частности, без торгов предоставляются:

земельный участок, образованный из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования, − членам данной некоммерческой организации;

  • земельный участок, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства − собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 39.6 Земельного кодекса;
  • земельные участки − гражданам, имеющим право на их первоочередное или внеочередное приобретение в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (например, многодетным семьям);
  • земельный участок взамен земельного участка, предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды и изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
  • земельный участок − лицу, которое в соответствии с Земельным кодексом имеет право на приобретение в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе бесплатно, если такой земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд либо ограничен в обороте;
  • земельный участок − гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества;
  • земельный участок, расположенный за границами населенного пункта, − гражданину для ведения личного подсобного хозяйства;
  • земельный участок, необходимый для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, − лицу, с которым заключено такое соглашение (например, под инвестпроекты).

Исчерпывающие перечни случаев продажи участков неразграниченной госсобственности или предоставления их в аренду содержатся в Земельном кодексе РФ.

Как получить землю многодетной семье в Московской области>>

Как составить заявление

Заявление на услугу проще всего подать через  личный кабинет регионального портала госуслуг, где необходимо заполнить готовую форму. Подача данного заявления равно предусмотрена как в случае аренды земельных участков, так и при предоставлении их в собственность.

При этом юридическим лицам необходимо указать следующие данные:

  • сведения о ЕГРН;
  • ИНН;
  • наименование организации;
  • адрес организации;
  • организационно-правовая форма.

Физическим лицам нужно указать следующую информацию:

  • ФИО;
  • паспортные данные;
  • СНИЛС;
  • контактные данные.

И физическим, и юридическим лицам нужно указать в заявлении кадастровый номер участка, который требуется предоставить в собственность или аренду, срок аренды, адрес и площадь участка, а также сообщить цель запроса.

В случае если земельный участок не сформирован, то есть не имеет границ и кадастрового номера, нужно сначала обратиться за услугой «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена».

 В результате осуществления этой услуги определяются границы участка и вид права на него.

Это важно, поскольку в случае, когда запрашиваемые земли по тем или иным объективным причинам не могут быть предоставлены в собственность, заявителю будет предложена альтернатива − аренда участка. 

Узнайте, как зарегистрировать недвижимость в Московской области>>

Куда подавать заявление

Самым удобным и быстрым способом подачи заявления является обращение через РПГУ, поскольку оно позволяет избежать хождения по структурам и дает возможность отследить весь процесс через личный кабинет.

С этой целью сначала нужно зарегистрировать личный кабинет и получить регистрацию в электронной системе ЕСИА.

Подать заявление можно, заполнив форму в личном кабинете портала госуслуг и приложив к ней электронные образцы документов (без ЭЦП). Получить результат услуги нужно будет в МФЦ, где потребуется предъявить оригиналы документов для сверки.

В результате предоставления услуги заявитель получит договор аренды земельного участка либо договор купли-продажи земельного участка.

Читайте об МФЦ Подмосковья: виды услуг для граждан и предпринимателей>>

 Сроки оказания услуги

Срок рассмотрения заявления составляет от 8 до 50 рабочих дней, в зависимости от необходимости осуществления публикации о предстоящем предоставлении земельного участка и рассмотрения вопроса на Межведомственной комиссии по земельно-имущественным отношениям в Московской области и Градостроительном совете Московской области.

Информация о результате рассмотрения заявления будет направлена в личный кабинет заявителя на портале госуслуг. Оригинал договора купли-продажи или договора аренды с подписью уполномоченного должностного лица и печатью администрации можно получить в МФЦ.

Информация о готовности результатов предоставляется также по единому телефонному номеру:  8 (800) 550-50-30.

Андрей Аверкиев: «Наша работа – управлять большим хозяйством Московской области» >>

Иван Пышечкин

Источник: https://mosreg.ru/sobytiya/novosti/news-submoscow/kak-poluchit-nerazgranichennye-zemelnye-uchastki-v-podmoskove-bez-torgov

Как оформить в собственность земельный участок?

Как взять земельный участок в аренду у сельской администрации, без проведения торгов?

Начавшаяся в 2006 году «дачная амнистия» существенно облегчила жизнь владельцам не оформленной в собственность земли, дав им возможность зарегистрировать свои права в упрощенном порядке.

Но затронула далеко не всех. Есть участки, которые под действие упрощенного порядка не попадают.

О том, каким образом оформить их в собственность, рассказали специалисты Управления Росреестра по Красноярскому краю.

Согласно действующему законодательству, в упрощенном порядке оформляется собственность на участки, которые выдавались до 30 октября 2001 года (момента вступления в действие Земельного кодекса РФ).

Если участок был получен после этой даты или предоставлялся не конкретному лицу, а организации или коллективу, упрощенный порядок на него не распространяется.

По этой причине в рамках «дачной амнистии» нельзя, например, зарегистрировать права на земельные наделы, предназначенные для ведения садоводства.

Эти участки предоставлялись садоводческим товариществам единым массивом, после чего делились на отдельные наделы между конкретными лицами — членами садоводств. Кроме того, нельзя зарегистрировать права на землю по документу о предоставлении участка не на постоянной основе — например в аренду или временное пользование.

Как оформить право собственности на садовый участок

Участник садоводческого или дачного некоммерческого объединения сегодня имеет право приватизировать участок бесплатно, обратившись в администрацию того района, на территории которого находится эта земля. Обязательное условие: участок должен быть предоставлен до 2001 года (до вступления в силу Земельного кодекса).

Порядок оформления таких участков установлен в пункте 2.7 статьи 3 Земельного кодекса. Предоставление земельного участка осуществляется на основании заявления гражданина, подаваемого в орган местного самоуправления (администрацию). К заявлению нужно приложить:

схему расположения земельного участка (заказывается у кадастрового инженера);

протокол общего собрания некоммерческого товарищества садоводов, в котором говорится, что владелец участка действительно является членом садоводческой организации и ему был предоставлен этот участок.

Кроме того, необходим документ, подтверждающий отвод земельного участка для коллективного садоводства или дачного строительства. Все остальные документы, необходимые для предоставления участка, администрация запросит самостоятельно.

У упрощенного порядка оформления собственности на земли садоводств есть конечный срок действия: зарегистрировать свои права на участки таким образом садоводы смогут до 31 декабря 2020 года.

Бывает, что садоводческое общество прекратило свое существование как юридическое лицо, и землепользователи занимаются садоводством индивидуально, а значит, невозможно собрать все документы.

Если необходимые документы отсутствуют, например, нет документа, подтверждающего распределение участков в садоводческом товариществе, и найти их в архивах не удается, оформить права на участок можно через суд.

Не нужно переоформлять свои права на землю тем владельцам участков, у которых есть свидетельство о праве собственности, которое выдавалось земельными комитетами, местными администрациями (даже если в нем сказано «временное»). Этот документ имеет равную силу с записью о собственности на земельный участок в ЕГРП, поэтому права на землю считаются оформленными надлежащим образом.

Оформление участка под жилым домом

Если участок, предназначенный для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, был предоставлен в аренду после 30 октября 2001 года, для него действует обычный порядок предоставления — через решение уполномоченного органа. Как правило, это администрации городских и сельских поселений. Порядок предоставления участка под зданиями, сооружениями определен статьей 39.20 Земельного кодекса.

«Если основание для оформления земельного участка под жилым домом по «дачной амнистии» отсутствует, нужно обращаться в органы местного самоуправления.

В Красноярске это департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города, — объясняет начальник отдела регистрации прав на земельные участки Управления Росреестра по Красноярскому краю Виктория Максакова, — основанием для предоставления участка в собственность будет являться размещение на нем объекта капитального строительства. Установлено исключительное право собственников зданий, сооружений на земельный участок. Никто другой, кроме них, претендовать на земельные участки под этими зданиями не может».

Причем земельный участок может быть предоставлен как бесплатно, так и за деньги. На бесплатное получение участков имеют право льготные категории населения (к ним относятся многодетные семьи), всем остальным землю придется выкупать. Размер выкупной стоимости определяется исходя из кадастровой стоимости участка.

Законом «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» размер выкупной стоимости земли для физических лиц установлен на уровне 2,5% от кадастровой стоимости.

Как получить земельный участок сегодня?

Для тех, кто хочет получить землю, сегодня открыты два пути. Стать землевладельцем можно, участвуя в аукционах, которые проводят администрации поселений.

В таком случае администрация формирует земельные участки, размежевывает землю, ставит участки на кадастровый учет, после чего объявляет торги.

Сведения обо всех участках, находящихся в муниципальной или государственной собственности, которые предполагается предоставлять на аукционах, подлежат обязательному размещению на сайте www.torgi.gov.ru.

Для ряда участков существует специальный механизм предоставления земли. С 1 марта 2015 года вступили в силу изменения в Земельный кодекс. Статьей 39.

18 вводится новый порядок получения находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, обособленного участка для садоводства и огородничества.

Для этого заинтересованное лицо обращается в департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации (если участок находится в Красноярске) или в администрацию поселений (для земельных участков в районах края) с просьбой предоставить ему этот участок.

Орган местного самоуправления в 30-дневный срок заявление рассматривает и в случае положительного решения размещает в трех средствах массовой информации извещение о предоставлении земельного участка.

Сообщения публикуются в СМИ, которое определено уставом поселения, как правило, это районная газета, на официальном сайте администрации поселения и официальном сайте РФ для размещения информации о проведении торгов в отношении государственного и муниципального имущества http://torgi.gov.ru.

Если в течение 30 дней с момента публикации не появляются заявки от других претендентов, земельный участок предоставляется заинтересованному лицу без проведения торгов. При этом заявитель сам вправе выбрать, в аренду или в собственность он хочет получить этот участок.

Если поступила хотя бы одна заявка от других желающих получить эту землю, участок выставляется на торгах.

«Возможность самостоятельно найти пустующий участок, подготовить на него документы и, если не оказалось других претендентов, получить его в аренду существовала и ранее, — поясняет Виктория Максакова, — но с 1 марта 2015 года был определен более строгий порядок предоставления участка. Теперь любой желающий может принять участие в торгах на территории всей страны, если он хочет переехать жить куда-нибудь, например в сельскую местность».

Если участок был предоставлен землепользователю в аренду, оформить его в собственность в дальнейшем можно будет, после того как на нем появится объект капитального строительства.

На бесплатное предоставление земли имеют право:

семьи, имеющие трех и более детей, которые не достигли восемнадцатилетнего возраста, а также детей, обучающихся по очной форме обучения в образовательных учреждениях, — до окончания обучения, но не более чем до достижения возраста 23 лет, детей, проходящих срочную военную службу по призыву (до достижения возраста 23 лет), а также детей, признанных инвалидами, до достижения ими возраста 18 лет;

молодые специалисты — граждане Российской Федерации, на момент подачи заявления не старше 35 лет, которые имеют законченное высшее (среднее, начальное) профессиональное образование, работают в сельской местности на территории Красноярского края в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в соответствии со специальностью не менее трех лет.  

Татьяна Крупко  

Источник: журнал “Сибирский дом” № 6 (148) июнь 2016

Источник: https://rosreestr.ru/site/press/news/kak-oformit-v-sobstvennost-zemelnyy-uchastok/

4 проверенных способа взять земельный участок в аренду у государства

Как взять земельный участок в аренду у сельской администрации, без проведения торгов?

  1. Если землю не успели разграничить и утвердить «Правила застройки», то возникает переход права распоряжения земельными участками от городской к районной администрации (поселка, деревни, села);
  2. Отдельные случаи и льготные категории граждан, которым предоставляется право получения земли в аренду без участия в торгах теперь прописаны в Земельном Кодексе;
  3. Стала возможной передача в аренду не стоящих на кадастровом учете муниципальных земель по заявлению граждан и без проведения аукциона.
  4. Земли, которые находятся в публичной собственности, могут выступать предметом аренды, если относятся к разрешенной категории и стоят на кадастровом учете.

Другими словами, в оборот поступили новые массивы земельных участков под индивидуальное жилое строительство и, чтобы взять землю в аренду, теперь не нужно обращаться в администрацию города или районного центра — достаточно обращения в администрацию поселения, в котором расположен участок.

Как можно арендовать землю у государства

  1. Выиграть аукцион по аренде, инициатором которого выступает администрация. Для земель стоящих на кадастровом учете (отображаются на публичной кадастровой карте);
  2. Выиграть аукцион по инициативе граждан.

    Для земель стоящих на кадастровом учете (отображаются на публичной кадастровой карте);

  3. Заключить договор аренды без проведения торгов.

    Для земель находящихся в муниципальной собственности, стоящих на кадастровом учете и только для льготной категории граждан;

  4. Заключить договор аренды без проведения торгов на земельный участок, который еще не стоит на кадастровом учете (не отображается на публичной кадастровой карте).

А теперь рассмотрим каждый способ подробнее.

Способ №1 — аренда через аукцион по инициативе администрации

Если в муниципальном образовании приняты Правила землепользования и застройки, значит поселение разделено на участки по видам разрешенного строительства.

Следовательно, все участки под индивидуальное жилищное строительство, которые администрация выставляет на аукцион — уже согласованы и сформированы.

Чтобы получить участок муниципальной земли в аренду, нужно отслеживать информацию о предстоящих аукционах в местных газетах и на сайте муниципалитета.  

Обратите внимание, что с марта 2015 года нельзя использовать в одном лоте более 1-го земельного участка. Это исключает из практики безумно дорогие лоты, с неподъемной для обычных граждан ценой.

Условия аренды участка через аукцион

  1. Местный орган исполнительной власти инициирует аукцион и выступает организатором его проведения;
  2. Администрация назначает срок заключения договора и начальную ставку арендной платы;
  3. Организатор определяет время и место проведения аукциона, форму и сроки подачи заявок на участие;
  4. Муниципалитет устанавливает порядок внесения/возврата задатка и шаг аукциона;
  5. Информацию размещают на официальных информационных ресурсах за 30 дней до проведения аукциона.

Какие документы нужны для участия в аукционе (физлица)

  1. Заявка по форме установленной администрацией;
  2. Копия паспорта или загранпаспорта (для иностранцев);
  3. Квитанция о внесении задатка.

Прием документов заканчивается не позднее 5 дней до проведения аукциона. 

Шаг 1 — найти сформированный муниципальный участок

К сформированным землям относятся участки, которые уже стоят на кадастровом учете и отображаются на карте РосРеестра.

Собственником таких участков должен являться либо муниципалитет, либо государство (публичная собственность).

Список таких участков можно посмотреть на сайте администрации или РосИмущества, но, скорее всего, искать свободные участки в публичной собственности придется самостоятельно.

Эффективнее всего — методично просматривать участки на публичной кадастровой карте РосРеестра, получая тем самым информацию о статусе, категории и виде разрешенного использования земель, а также форме собственности. Нас интересует свободные от застройки и обременений участки в публичной или муниципальной собственности:

Когда участок с публичной формой собственности найден, переходим во вкладку «Услуги» и выбираем раздел «справочная информация по объекту недвижимости в режиме онлайн»:

Внизу страницы нажимаем «Сформировать запрос»:

После чего нажимаем ссылку с участком и попадаем на интересующую нас справочную информацию:

Здесь нас интересуют «Права и ограничения», которые у данного ЗУ, к сожалению, установлены. Значит придется искать новый участок, у которого в поле «Форма собственности» указано — публичная, а графа «Права и ограничения» пустая.

Источник: https://zembaron.ru/ekonomiya/kak-vzyat-zemlyu-v-arendu-u-administraczii/

Административное право
Добавить комментарий