Какими нормативно правовыми актами регулируется выездная налоговая проверка?

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Какими нормативно правовыми актами регулируется выездная налоговая проверка?

Основу функционирования налоговой системы РФ на современном этапе составляет НК РФ, в соответствии с которым законодательство РФ о налогах и сборах включает в себя:

  • НК РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах;
  • законы и нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ в соответствии с НК РФ;
  • нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, принятые в соответствии с НК РФ.

Налоговый кодекс Российской Федерации состоит из двух частей. Часть первая (Общая) действует с 1 января 1999 г.

и устанавливает налоговую систему РФ, основы правоотношений, возникающих при уплате налогов и сборов, виды налогов и сборов, порядок возникновения и исполнения обязанностей налогоплательщиков, формы и методы налогового контроля, ответственность за налоговые нарушения, порядок обжалования действий (бездействия) налоговых органов, методы взимания налогов и т.д.

В части первой НК РФ определен порядок изменение перечня налогов, ставок, методов исчисления налогооблагаемой базы, объектов налогообложения и методов взимания налогов, а также установлен порядок внесения изменений в налоговое законодательство.

Действующим налоговым законодательством не допускается установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (ст. 3 НКРФ).

Налоги и сборы не могут иметь дискриминационного характера и применяться в зависимости от социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Допускается установление особых видов пошлины либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с НК РФ и таможенным законодательством РФ.

Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Не правомерно вводить налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ, в частности прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать не запрещенную законом экономическую деятельность физических и юридических лиц или создавать препятствия для такой деятельности.

Налоги, сборы, пошлины и другие платежи формируют бюджетную систему РФ, которая представлена федеральным, региональным и местным уровнями.

В процессе формирования налоговой составляющей доходов государственного бюджета разные налоги составляют определенный удельный вес от всех налоговых поступлений (налог на добавленную стоимость — около 36%, таможенные платежи — около 23%, акцизы — 22%, налог на прибыль — 9%, налог на доходы физических лиц — 6,3% и т.д.).

Часть первая НК РФ регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ.

При уплате налога возникают имущественные отношения между плательщиком и получателем, основанные на властном подчинении первого последнему. Именно поэтому к налоговым отношениям неприменимы нормы гражданского законодательства, основанного на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон, т.е. нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим при контроле уплаты таможенных платежей, обжаловании актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечении к ответственности виновных лиц законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное непосредственно не предусмотрено НК РФ.

В соответствии с НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Важной характеристикой законодательства о налогах и сборах является действие его актов во времени, которое определено ст. 5 НКРФ.

Действие во времени законодательства о налогах и сборах

Направленность актовНе ранее
Акты законодательства о налогахОдного месяца со дня официального опубликования и 1-го числа очередного налогового периода
Акты законодательства о сборахОдного месяца со дня их официального опубликования
Федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов и сборов1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня официального опубликования
Акты субъектов РФ и местные акты, вводящие новые налоги и сборы1 января года, следующего за годом принятия, но не ранее одного месяца со дня официального опубликования
Акты законодательства о налогах и сборах, улучшающие положение налогоплательщикаС момента официального опубликования

Официальным опубликованием федеральных законов считается первая публикация их полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации», а не дата их подписания.

Часть вторая НК РФ устанавливает порядок исчисления и уплаты отдельных налогов: федерального, регионального и местного уровней, а также порядок применения специальных налоговых режимов.

Дополняют нормативную базу налогового законодательства РФ федеральные и региональные законы по отдельным налогам (например, налоге на землю), инструкции Министерства по налогам и сборам РФ (МНС России) — теперь Федеральной налоговой службы (ФНС России), циркулярные письма, указания, телеграммы ФНС России. Кроме того, сложилась обширная арбитражная практика по вопросам налогообложения. Таким образом, нормативно-правовая база, регламентирующая налоговые правоотношения, достаточно велика, что, кстати, является существенным недостатком действующей системы налогообложения.

Все, что предусмотрено НК РФ, обязательно к исполнению. Все, что противоречит НК РФ, трактуется в пользу налогоплательщика. Можно признать любой нормативный правовой акт не соответствующим НК РФ, если он изменяет или ограничивает права налогоплательщиков, запрещает им какие-либо действия (бездействие), разрешает или запрещает положения, установленные НК РФ.

В НК РФ изложены следующие общие условия установления налогов и сборов: при введении налогов должны быть определены все элементы налогообложения; в необходимых случаях могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком; акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить; все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Источник: http://tic.tsu.ru/www/uploads/nalog/page15.html

2. Нормативно-правовые акты, регулирующие процесс проведения контрольных мероприятий в сфере налогообложения

Какими нормативно правовыми актами регулируется выездная налоговая проверка?

Процесс проведенияконтрольных мероприятий в сференалогообложения регламентируется соответствующими положениями частипервой НК РФ и специальной нормативнойправовой базы о порядке назначения ипроведения налоговых проверок, о правилахоформления документов, составляемых входе налоговых проверок и по их окончании,о порядке вынесения решения по результатамрассмотрения материалов налоговой.

Глава 14 нк рф регламентирует порядок проведения контрольных мероприятий налогового контроля

Правовое регулированиекамеральных проверок установлено ст.88 НК РФ. Вместе с тем на данный институтраспространяются и положения ст. 87«Налоговые проверки» НК РФ.

Выездная налоговаяпроверка – наиболее серьезная формаконтроля. Возможно, поэтому процедураее проведения в наибольшей степенирегламентирована.

Представляется, чтопри создании первого кодифицированногоакта в области налогообложения всовременной России законодатель исходилиз того, что именно выездная проверкабудет являться главным мероприятиемналогового контроля, в связи с чем именнопорядку ее проведения и в дальнейшемрассмотрения материалов проверкипосвящена гл. 14 НК РФ. Камеральную жепроверку рассматривали как проверкутекущей отчетности, ее цель сводиласьк исправлению неточностей и мелкихогрехов в представленной отчетности.Вероятно, этим объясняется тот факт,что ст. 88 НК РФ изначально не содержалауказания на составление акта порезультатам проверки и, как следствие,на возможность применения мер налоговойответственности.

Детальные требованияк составлению актов камеральных ивыездных налоговых проверок, как и самиформы актов, в настоящее время утвержденыПриказом ФНС России от 25 декабря 2006 г.

№ САЭ-3-06/892@ «Об утверждении формдокументов, применяемых при проведениии оформлении налоговых проверок;оснований и порядка продления срокапроведения выездной налоговой проверки;порядка взаимодействия налоговыхорганов по выполнению поручений обистребовании документов; требований ксоставлению акта налоговой проверки».

В соответствии сост. 89 НК РФ выездная налоговая проверкапроводится на территории налогоплательщика.

В случае если у налогоплательщикаотсутствует возможность предоставитьпомещение для проведения выезднойналоговой проверки, она может проводитьсяпо месту нахождения налогового органа.На это указано и в Письме ФНС России от22 октября 2007 г.

№ ШТ-6-03/809@ «О направленииПисьма Минфина России от 19.06.2007 г. №03-07-08/160». Ранее такого права уналогоплательщиков не было.

Форма решенияруководителя (заместителя руководителя)налогового органа о проведении выезднойналоговой проверки утверждена ПриказомФНС России от 25 декабря 2006 г.

№ САЭ-3-06/892@«Об утверждении форм документов,применяемых при проведении и оформленииналоговых проверок; оснований и порядкапродления срока проведения выезднойналоговой проверки; порядка взаимодействияналоговых органов по выполнению порученийоб истребовании документов; требованийк составлению акта налоговой проверки».

Приказом ФНС Россииот 25 декабря 2006 г. N САЭ-3-06/892@ (далее -Приказ № САЭ-3-06/892@) утверждены Основанияи порядок продления срока проведениявыездной налоговой проверки.

В соответствии сп. 2 Приказа № САЭ-3-06/892@ данный Приказприменяется при проведении и оформлениирезультатов налоговых проверок и иныхмероприятий налогового контроля, начатыхпосле 31 декабря 2006 г.

При получении входе проведения выездной налоговойпроверки информации от правоохранительныхорганов, свидетельствующей о наличииу налогоплательщика нарушений налоговогозаконодательства и требующей дополнительнойпроверки, налоговым органом может бытьсоставлен запрос в предусмотренныйПриказом № САЭ-3-06/892@ орган, по решениюкоторого срок такой проверки может бытьпродлен.

При проведениивыездной налоговой проверки налоговыйорган обладает внушительным количествомполномочий. В соответствии с нормамист. ст. 90 – 98 НК РФ в ходе выездной налоговойпроверки проводятся следующие мероприятия: истребование документов; инвентаризацияимущества; осмотр; выемка (изъятие)документов; встречные проверки;привлечение свидетелей, специалистов,переводчиков; проведение экспертиз.

Остановимся нарассмотрении некоторых из них подробнее.Во-первых, налоговый орган вправедопрашивать свидетеля. В соответствиис п. 1 ст. 90 НК РФ в качестве свидетелядля дачи показаний может быть вызванолюбое физическое лицо, которому могутбыть известны какие-либо обстоятельства,имеющие значение для осуществленияналогового контроля. Согласно п.п.

13 п.1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправевызывать в качестве свидетелей лиц,которым могут быть известны какие-либообстоятельства, имеющие значение дляпроведения налогового контроля. Приэтом в соответствии с п. 3 ст. 90 НК РФфизическое лицо вправе отказаться отдачи показаний только по основаниям,предусмотренным законодательствомРоссийской Федерации.

В соответствии сп. 1 ст. 90 НК РФ показания свидетелязаносятся в протокол. К протоколу могутприлагаться фотографические снимки инегативы, киноленты, видеозаписи идругие материалы, выполненные припроизводстве действия (п. 5 ст. 99 НК РФ),которые являются способом закреплениядоказательств. Форма протокола допросасвидетеля утверждена Приказом ФНСРоссии от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338@.

Налоговые органыобладают правом производить осмотр. Всоответствии со ст.

92 НК РФ должностноелицо налогового органа, производящеевыездную налоговую проверку, в целяхвыяснения обстоятельств, имеющихзначение для полноты проверки, вправепроизводить осмотр территорий, помещенийналогоплательщика, в отношении которогопроводится налоговая проверка, документови предметов.

Осмотр документов и предметоввне рамок выездной налоговой проверкидопускается, если документы и предметыбыли получены должностным лицомналогового органа в результате ранеепроизведенных действий по осуществлениюналогового контроля или при согласиивладельца этих предметов на проведениеих осмотра.

Должностные лица,осуществляющие выездную проверку,вправе произвести в ее рамках осмотр:территории, помещений, документов,предметов.

Указанные вышеправила допускают проведение осмотралишь тех объектов, которые принадлежатданному налогоплательщику. Если осмотрзатрагивает интересы других лиц, то пообщему правилу его проводить нельзя.Согласно п. 3 ст. 92 НК РФ осмотр производитсяв присутствии понятых. В соответствиис п. 5 ст.

92 НК РФ о производстве осмотрасоставляется протокол. Кроме того, впроведении осмотра вправе участвоватьлицо, в отношении которого осуществляетсяналоговая проверка, или его представитель,а также специалисты.

В необходимыхслучаях при осмотре производятся фото-и киносъемка, видеозапись, снимаютсякопии с документов или другие действия(п. 4 ст. 92 НК РФ).

Особого рассмотрениязаслуживает и такое полномочие налоговогооргана, как выемка.

В соответствии спп. 3 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органыимеют право производить выемку документову налогоплательщика, плательщика сбораили налогового агента при проведенииналоговых проверок в случаях, когдаесть достаточные основания полагать,что эти документы будут уничтожены,сокрыты, изменены или заменены.

Пункт 14 ст. 89 НК РФустанавливает, что при наличии уосуществляющих выездную налоговуюпроверку должностных лиц достаточныхоснований полагать, что оригиналы, копиидокументов, свидетельствующих осовершении правонарушений, могут бытьуничтожены, сокрыты, изменены илизаменены, производится выемка этихдокументов в порядке, предусмотренномст. 94 НК РФ.

НК РФ различает:выемку документов (например, налоговыхдеклараций, расчетов, ведомостей); выемкупредметов (например, компьютеров, другихвидов оргтехники, сейфов). Необходимоотметить, что на практике в основномпроизводится выемка документов.

Порядок производствавыемки регулируется не только ст. 94 НКРФ, но и Инструкцией «О порядке изъятиядолжностным лицом государственнойналоговой инспекции документов,свидетельствующих о сокрытии (занижении)прибыли (дохода) или сокрытии иныхобъектов от налогообложения, у предприятий,учреждений, организаций и граждан»,утвержденной Письмом Министерствафинансов РСФСР от 26 июля 1991 г. № 16/176.

Изъятие документову предприятий, учреждений, организацийи граждан производится на основанииписьменного мотивированного постановлениядолжностного лица инспекции, котороепроизводит проверку. Постановление опроизводстве изъятия оформляется набланке установленной формы.

Изъятие документовпроизводится в присутствии должностныхлиц, при этом они имеют право делатьзаявления по поводу этих действий,подлежащие занесению в протокол изъятия.

Также одно изполномочий налоговых органов, заслуживающихдетального рассмотрения, – проведениеэкспертизы.

В соответствии сост. 95 НК РФ в необходимых случаях дляучастия в проведении конкретных действийпо осуществлению налогового контроля,в том числе при проведении выездныхналоговых проверок, на договорной основеможет быть привлечен эксперт. Экспертизаназначается в случае, если для разъяснениявозникающих вопросов требуютсяспециальные познания в науке, искусстве,технике или ремесле.

Приказом МинюстаРоссии от 20 декабря 2002 г.

№ 347 утвержденаИнструкция по организации производствасудебных экспертиз в судебно-экспертныхучреждениях системы Министерстваюстиции Российской Федерации, котораяопределяет условия и порядок организациипроизводства судебных экспертиз вгосударственных судебно-экспертныхучреждениях системы Минюста России всоответствии с требованиями, в томчисле, и НК РФ.

В ПостановленииМинистерства труда и социальногоразвития РФ от 18 февраля 2000 г. N 19 выделеныэкспертизы, производимые в рамкахналогового контроля: идентификационнаяэкспертиза по установлению принадлежноститовара к однородной группе товаров иликонтролируемому перечню товаров;экспертиза соответствия товараустановленным качественным характеристиками техническому описанию на него;

– экспертизаопределения места происхождения товара;экспертиза по определению стоимоститовара; экспертиза по оценке стоимостинедвижимого имущества, основных фондов;экспертиза по оценке стоимостинематериальных активов; экспертиза поидентификации товара (вещества) похимическому составу и соотношениюкомпонентов в нем, в том числе определениесодержания в нем элементов, указывающихна принадлежность к определенным группамтоваров, подлежащих особому контролю(драгоценные металлы, спирт этиловый идр.); экспертиза по определению объемавыполненных работ (услуг); экспертизаконтрольно-кассовых машин; экспертизаинформации на машинных носителях,осуществление доступа к информации намашинных носителях, восстановлениестертых файлов и другие.

Помимо экспертовдля проведения налоговой проверкиналоговый орган вправе привлечьспециалистов (ст. 96 НК РФ), переводчика(ст. 97 НК РФ).

Актуальностьизучения вопросов правового регулированияналоговых проверок в Российской Федерацииобусловлена необходимостью полного ивсестороннего анализа проблем правовогорегулирования налоговых проверок сучетом изменений, внесенных в действующеезаконодательство о налогах и сборахФедеральным законом от 27 июля 2006 г. №137-ФЗ «О внесении изменений в частьпервую и часть вторую Налогового кодексаРоссийской Федерации и в отдельныезаконодательные акты РоссийскойФедерации в связи с осуществлением мерпо совершенствованию налоговогоадминистрирования», и сложившейсясудебной практики.

При этом следуетиметь в виду, что в большинстве случаевпричинами конфликтов между проверяющими(должностными лицами налоговых органов)и проверяемыми (налогоплательщиками,плательщиками сборов и налоговыхагентов) в ходе проведения налоговыхпроверок являются имеющиеся пробелы взаконодательстве о налогах и сборах,которые хоть и в незначительномколичестве, но все же остались, несмотряна принятие Федерального закона N 137-ФЗ,и, как следствие этого, складывающаясяпротиворечивая судебная практика, непозволяющая принять единственно верноерешение в той или иной спорной ситуации.

Вполне закономерно,что в настоящее время вопросы правовогорегулирования налоговых проверок имеютвысокую ценность как с теоретическойточки зрения – для выявления путейдальнейшего совершенствованиязаконодательства, так и с практическойточки зрения – для более эффективнойзащиты прав налогоплательщиков иинтересов государства.

Источник: https://studfile.net/preview/1730494/page:7/

Правовое регулирование налоговых проверок

Какими нормативно правовыми актами регулируется выездная налоговая проверка?

     Акт налоговой проверки вручается налогоплательщику под расписку или передается иным способом. В случае направления акта по почте заказным письмом датой его вручения считается шестой день, начиная с даты отправки.  

2.2. Правовые основы налоговых проверок 

     Теперь необходимо указать, какими основными нормативно-правовыми актами регулируется организация налоговых проверок. Прежде всего, отметим, что само применение «неналогового законодательства» становится причиной многих конфликтов.

Хотелось бы обратить внимание на то, что включение норм о налогообложении в «неналоговые» законы нерационально не только с позиции обеспечения поступлений в бюджет, но и в отношении обеспечения равенства налогоплательщиков.

Действенный контроль можно обеспечить лишь тогда, когда элементы налогового механизма будут регулироваться исключительно налоговыми законами.

     В процессе осуществления налогового контроля государственные налоговые инспекции руководствуются определенным перечнем нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере налогообложения. Данный перечень содержит сотни наименований, они изменяются и дополняются в связи с переменами в экономической и политической ситуации в стране. Основные из них:

  1. Конституция РФ. Согласно ст. 57 Конституции РФ «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют».
  2. Содержащие в Конституции РФ нормы, регулирующие налоговые отношения, имеют высшую юридическую силу, прямое действие и применяются на всей территории РФ. В частности, определяются субъекты налогообложения и их гарантии, компетенция органов власти РФ в сфере налогового регулирования и законотворчества.
  3. Законодательство о налогах и сборах:

     Федеральное: НК РФ, иные федеральные законы;

     Региональное;

     Местное;

     Федеральные законы о налогах были приняты одновременно с принятием Закона «Об основах налоговой системы». Они детализировали положения, закрепленные в последнем.

В частности, к таким законам относятся Закон «О налоге на налоге на прибыль с предприятий», «Об акцизах», и т. д. Таким образом, к каждому налогу принят соответствующий закон.

Данная категория нормативных актов постоянно меняется в зависимости от изменения налоговой политики государства.

     Законы о федеральных и других налогах не исчерпывают правовую основу осуществления налогового контроля. В иерархии нормативно-правовых источников после законов следуют подзаконные акты по вопросам налогообложения и организации работы налоговой инспекции.

  1. Общероссийское законодательство.

     Важнейшим из законов, регулирующих деятельность налоговых инспекций, является Закон РФ «О налоговых органах Российской Федерации» от 27.07.2006 г.

     Закон определяет задачи и структуру налоговых органов, права и обязанности налоговых органов при осуществлении налогового контроля. Здесь же указывается ответственность налоговых инспекций и их должностных лиц, а также их социальные гарантии.

     Таможенный кодекс РФ;

     Бюджетный кодекс РФ;

     Ежегодный ФЗ «О бюджете»;

     Уголовный кодекс РФ;

     Кодекс об административных правонарушениях;

     ФЗ «О бухгалтерском учете»;

     ФЗ «О порядке опубликования и вступлении в законную силу Федеральных Конституционных законов, актов палат Федеральных Собраний»;

  1. Подзаконные нормативные акты.

     В первую очередь, к таким актам относятся указы президента РФ.

     Другими самостоятельными источниками налогового права являются постановления и распоряжения Правительства РФ по налогам и другим обязательным платежам.

Их содержание в большинстве случаев связано с определением налоговых ставок или налоговых льгот, причем в соответствующем законе содержится отсылочные нормы, предусматривающие регулирование отдельных налоговых отношений нормативными актами Правительства РФ.

  1. Акты органов общей компетенции:

     Указы Президента РФ;

     Постановления Правительства РФ;

     Нормативно-правовые акты субъектов РФ;

     Нормативно-правовые акты местных органов власти;

     Местные подзаконные акты по вопросам налогообложения издаются представительными органами краев и областей, а также городов и районов. Их юрисдикция определяется Законом «Об основах налоговой системы» и Законом «О местном самоуправлении».

  1. Акты органов специальной компетенции:

     Министерства финансов РФ;

     Федеральной налоговой службы;

     Таможенного комитета;

     Министерства внутренних дел;

     Органов государственных внебюджетных фондов;

  1. Решения Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Арбитражного суда РФ, судов общей юрисдикции.

    

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Государство вводит жёсткие критерии для проведения проверок государственными структурами. Выходят законодательные акты об ограничении количества проверок государственными органами, обладающими контрольно-надзорными функциями, об обязательной регистрации актов о назначении проверок.

Однако в адрес ассоциаций предпринимателей и других общественных объединений продолжают поступать жалобы о неправомерных действиях контролирующих органов. Более того, в некоторых случаях происходит слияние общественных и государственных институтов, возложение на общественные организации контрольно-надзорных функций государственных органов.

И пока эта проблема существует, нарушаются права налогоплательщиков, создаются препятствия для свободной предпринимательской деятельности, нарушаются нормы Конституции и налогового законодательства.

В связи с чем, иногда проводятся акции, целью которых является проверка деятельности контролирующих органов, приём жалоб и предложений, проведение семинарских занятий для предпринимателей, ревизия нормативно-правовых актов и выработка предложений.

     Существует также мнение о необходимости введения процессуального налогового права, так как на сегодняшний день процессуальные взаимоотношения между государством и налогоплательщиком являются достаточно сложным вопросом.

Возможно также изменение некоторых положений Гражданского кодекса, его Особенной части, других законов, регулирующих отдельные сферы хозяйственной жизни.

Проблемы при разрешении налоговых споров в судах возникают чаще всего из-за неготовности, и даже невозможности судей быть специалистами одновременно во всех областях гражданского законодательства. Судей – специалистов по налоговому законодательству весьма мало.

Существует идея о введении налогового арбитражного суда в виде третейского суда или суда присяжных заседателей. Возможно, принятие и введение в действие проекта налогового кодекса даст свои положительные и продуктивные результаты. Об этом со временем покажет практика, как и выявит его недостатки.                      

     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 

     Нормативно – правовые акты: 

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Справочная правовая система  Консультант Плюс.-11.11.2011;
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон от 31 июля 1998 года № 146_ФЗ // Справочная правовая система Консультант Плюс.-24.11.2011;
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года №145-ФЗ;
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года №63-ФЗ;
  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года №195-ФЗ;
  6. Федеральный закон «Об основах налоговой системы» от 31 декабря 2002 года № 193-ФЗ;
  7. Федеральный закон «О налоговых органах Российской Федерации» от  27 июля 2006 года. № 943-1;
  8. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ;
  9. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» от 25 июля 1996 года;
  10. Приказ МНС России от 21.08.2003 № БГ-4-06/24 дсп@ «Регламент проведения камеральных налоговых проверок, оформления и реализация их результатов»

 

  1. Д. Вечерин  «Налоговый контроль» // Законодательство, 2007, №4;
  2. А.В. Демин «Налоговое право России»: учебное пособие // -М.: Юрлитинформ, 2006. – 424 с.;
  3. И.Д. Еналеева, Л.В. Сальников «Налоговое право России»: учебник // -М.:Юстицинформ, 2006. – 320 с.;
  4. Ю.А. Крохина «Налоговое право Российской Федерации»: учебник // -М.: НОРМА, 2003. – 656 с.;
  5. М.В. Кустова, О.А. Ногина, Н.А. Шевелева «Налоговое право России»: учебное пособие // -М.: Юристъ, 2007. – 300с.;
  6. О.А. Ногина «Налоговое право. Общая часть»: учебное пособие // -СПб.: Юридический факультет СПбГУ, 2011. – 308с.;
  7. С.Г. Пепеляева «Налоговое право»: учебник // -М.: Юристъ, 2004. – 591с.;

Источник: https://www.referat911.ru/Nalogi/pravovoe-regulirovanie-nalogovyh-proverok/6811-496153-place4.html

Нормативно-правовая база налоговых проверок

Какими нормативно правовыми актами регулируется выездная налоговая проверка?

1.Нормативно-правовая база налоговыхпроверок

В процессеосуществления налогового контролягосударственные налоговые инспекциируководствуются определенным перечнемнормативно-правовых актов, регулирующихотношения в сфере налогообложения.Данный перечень содержит сотнинаименований, они изменяются и дополняютсяв связи с переменами в экономической иполитической ситуации в стране.

Содержащиев Конституции РФ нормы, регулирующиеналоговые отношения, имеют высшуююридическую силу, прямое действие иприменяются на всей территории РФ. Вчастности, определяются субъектыналогообложения и их гарантии, компетенцияорганов власти РФ в сфере налоговогорегулирования и законотворчества.

Законодательствоо налогах и сборах:

Федеральное:НК РФ, иные федеральные законы, невошедшие в НК РФ.

Региональное.

Местное.

Федеральныезаконы о налогах были приняты одновременнос принятием Закона «Об основах налоговойсистемы». Они детализировали положения,закрепленные в последнем.

В частности,к таким законам относятся Закон «Оналоге на налоге на прибыль с предприятий»,«Об акцизах», и т. д. Таким образом, ккаждому налогу принят соответствующийзакон.

Данная категория нормативныхактов постоянно меняется в зависимостиот изменения налоговой политикигосударства.

Законы офедеральных и других налогах неисчерпывают правовую основу осуществленияналогового контроля. В иерархиинормативно-правовых источников послезаконов следуют подзаконные акты повопросам налогообложения и организацииработы налоговой инспекции.

Важнейшимиз законов, регулирующих деятельностьналоговых инспекций, является Закон РФ«О налоговых органах РоссийскойФедерации» от 27.07.2006 г.

Законопределяет задачи и структуру налоговыхорганах , права и обязанности налоговыхорганов при осуществлении налоговогоконтроля. Здесь же указываетсяответственность налоговых инспекцийи их должностных лиц, а также их социальныегарантии.

Подзаконныенормативные акты.

В первуюочередь, к таким актам относятся указыпрезидента РФ.

Другимисамостоятельными источниками налоговогоправа являются постановления ираспоряжения Правительства РФ по налогами другим обязательным платежам.

Ихсодержание в большинстве случаев связанос определением налоговых ставок илиналоговых льгот, причем в соответствующемзаконе содержится отсылочные нормы,предусматривающие регулированиеотдельных налоговых отношений нормативнымиактами Правительства РФ.

Акты органовобщей компетенции:

– УказыПрезидента РФ.

– ПостановленияПравительства РФ.

-Нормативно-правовые акты субъектов РФ.

-Нормативно-правовые акты местных органоввласти.

Местныеподзаконные акты по вопросам налогообложенияиздаются представительными органамикраев и областей, а также городов ирайонов. Их юрисдикция определяетсяЗаконом «Об основах налоговой системы»и Законом «О местном самоуправлении».

Акты органовспециальной компетенции:

– Министерствафинансов РФ.

– Федеральнойналоговой службы.

– Таможенногокомитета.

– Министерствавнутренних дел.

– Органовгосударственных внебюджетных фондов.

РешенияКонституционного суда РФ, Верховногосуда РФ, Арбитражного суда РФ, судовобщей юрисдикции.

3.Статья 70. Сроки направления требованияоб уплате налога и сбора

(вред. Федерального закона от 27.07.2006 N137-ФЗ)

1.Требование об уплате налога должно бытьнаправлено налогоплательщику не позднеетрех месяцев со дня выявлениянедоимки, если иное не предусмотренопунктом 2 настоящей статьи.

При выявлении недоимкиналоговый орган составляет документпо форме, утверждаемой федеральныморганом исполнительной власти,уполномоченным по контролю и надзорув области налогов и сборов.

2. Требование об уплатеналога по результатам налоговой проверкидолжно быть направлено налогоплательщикув течение 10 дней с даты вступления всилу соответствующего решения.

3. Правила, установленныенастоящей статьей, применяются такжев отношении сроков направления требованияоб уплате сбора, а также пеней и штрафа.

4. Правила, установленныенастоящей статьей, применяются такжев отношении сроков направления требованияо перечислении налога, направляемогоналоговому агенту.

Каждому бухгалтеруизвестно, что в случае выявления уналогоплательщика недоимки по налогами сборам, налоговый орган направляетему требование об уплате налога и сбораДанный документ строго регламентированзаконом и является основанием дляпринудительного взыскания просроченныхплатежей. Хотя нарушение правил осодержании требования и порядке егонаправления не влечет прекращенияобязанности по уплате налога, все жеошибки такого рода могут привести кфактической невозможности взысканияплатежей налоговым органом.

Общие условиянаправления требования.

Наличие недоимки

При отсутствии недоимкинаправление требования об уплате налогаи сбора недопустимо, в том числе и вслучае, когда задолженность бюджета поналогу в предыдущих периодах превышаетзадолженность налогоплательщика втекущем периоде (Постановление ФАС ЗСОот 19.09.2001 № А56-17301/01). Если недоимкапогашена пусть и позже установленногосрока, то требование также не может бытьнаправлено (Постановление ФАС ВВО от06.06.2002 № А43-6120/2001-30-172).

Соблюдение сроканаправления требования

Источник: https://works.doklad.ru/view/F9b1LSDxTro/all.html

Ответы на самые актуальные вопросы предпринимателей о проверках

Какими нормативно правовыми актами регулируется выездная налоговая проверка?

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«ШКОЛА ТЕХНОЛОГИЙ БИЗНЕСА»

«Господа, к нам едет ревизор!»

Методическое пособие для предпринимателей

г. Чебоксары  –  2006 г.

        Данное методическое пособие подготовлено специалистами АНО «Школа технологий бизнеса» – Республиканского центра юридической, консультационной и психологической помощи предпринимателям с учетом последних изменений в законодательстве и накопленного деловым сообществом опыта.

Предлагаем его предпринимательским структурам Чувашской Республики в качестве дополнения к Журналу учёта мероприятий по контролю юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,   форма которого  утверждена распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16.05.2002  № 226-р.

          Цель пособия – рассказать  об особенностях проведения проверок некоторыми контрольно-надзорными органами,  дать  предпринимателю алгоритм его действий до проверок, в ходе и после  этих неудобных процедур, похожих на сдачу экзамена: даже если у вас нет нарушений, проверка – это необходимость дачи объяснений, сломанный привычный график работы, часто – хорошая доза адреналина.

         Надеемся, что материал, изложенный в этом пособии, послужит хорошим подспорьем для  выстраивания цивилизованных отношений с контролёрами, для правильного поведения, толкования и принятия решения, которое позволит на правовой основе отстаивать законные интересы предпринимателей.


Введение

1. Будьте готовы

1.2. Ваши права при проведении проверок

1.3. Ваша ответственность при проведении проверок

1.4. Какие бывают проверки

1.5. Как проводятся проверки

1.6. Как оформляют результаты проверки

1.7. Какие меры принимаются по результатам проверки

1.8. Как вести себя при проверках

1.9. Как обжаловать решения контролирующих органов

1.9.1. Подача и рассмотрение жалобы

1.9.2. Кто может помочь

2. Встречаем Федеральную налоговую службу 

2.1. Права налоговых органов

2.2. Виды проверок

2.3. Камеральная налоговая проверка

2.4. Выездная налоговая проверка

2.5. Проверка соблюдения законодательства о применении

контрольно-кассовой техники и полноты учета выручки

с применением контрольно-кассовой техники

2.6. Штрафные санкции. Привлечение виновных лиц к

      ответственности за административные   правонарушения

2.7. Взыскание доначисленных налогов и пени

2.8. Типичные ошибки  проверяющих

2.8.1. Проведение камеральных налоговых проверок

2.8.2. Назначение выездных налоговых проверок

2.8.3. Проведение выездных налоговых проверок

2.8.4. Оформление результатов выездных налоговых проверок

2.8.5. Кто может помочь

3. Встречаем Роспотребнадзор

4. Встречаем Гострудинспекцию

5. Встречаем ОБЭП

6. Встречаем таможню

7. Горячая  линия

Приложение 1

Перечень основных законодательных актов, регулирующих отношения в сфере малого предпринимательства

Приложение 2

Положение о Государственной инспекции труда в Чувашской Республике

Приложение 3

   Жалоба на неправомерные действия должностного лица

Приложение 4

Памятка  сотрудника по поведению во время проверки

Введение

Разумный контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов -неотъемлемый элемент процесса государственного регулирования отношений в экономической сфере любой страны. И мы – не исключение из правила.

Число потенциальных контролёров – не главное.

Проблема заключается в разумности практической реализации государственного контроля за деятельностью предпринимателей, в  однозначности подходов, целевых установок контролирующих органов.

Цели и задачи контролирующих органов установлены соответствующими нормативными правовыми актами, регламентирующими их деятельность, и предусматривают, в первую очередь, предупреждение нарушений и защиту интересов граждан.

На практике некоторые надзирающие органы  предпринимателей к  категории граждан не относят:  не все доводят до их сведения  правила проведения проверок; есть печальные примеры неправомерных действий, проявления корыстных целей, несоразмерных с проступком штрафов, правовой неграмотности и т.п.

Не случайно по инициативе Президента и Правительства России был принят Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

«Чтобы  не было мучительно больно…» в ходе и после проверки, если вы хотите, чтобы она не повлекла за собой материальных и нематериальных убытков и потерь, вы должны заранее подготовиться к возможным визитам представителей контролирующих органов и обучить свои трудовые коллективы основным правилам поведения при проверке.


1. Будьте готовы

«Если рассмотреть любую проблему

достаточно внимательно, то вы

                                                                                      увидите себя как часть проблемы».

(Аксиома Дучарма)

                                       «Если положение безвыходное,

 то надо  изменить положение».

(NN)

«Формирование цивилизованных

 представителей среднего класса».

(Миссия АНО «Школа технологий бизнеса»)

«Не будь слугой, тебе служить должны те,

Чьи чело и длань озарены сиянием короны и державы».

(NN)

Что значит быть готовым к проверкам (даже внезапным) контрольно-надзорных органов? Как осуществлять предпринимательскую деятельность без чувства тревоги?  Отвечаем:

– хозяйствовать в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами (которые, должны быть всегда под рукой), регламентирующими финансовую и хозяйственную деятельность, 

– отслеживать все изменения в законодательстве;

– учиться,  развиваться самому (нет пределов совершенству);

– учить и развивать своих сотрудников;

–  не относиться к ним как к досадной статье расходов;       

– держать в порядке свои  документы и не допускать правонарушений.

И тогда знаменитое «от сумы и от тюрьмы» будет для  вас пустым звуком.

Для защиты себя от необоснованных действий контролирующих органов, предприниматель должен знать положения нормативно-правовых документов, регулирующих отношения в области защиты прав хозяйствующих субъектов и предпринимателей при проведении проверок.

Главный правовой документ в этой сфере – Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 08 августа 2001 года

№ 134-ФЗ (далее по тексту – Закон), упорядочивающий проведение проверок со стороны госорганов. Для большинства существующих сегодня проверяющих структур вводятся общие правила проверок.

Они будут проводиться не чаще, чем один раз в два года, за исключением особых случаев.

Законом установлены рамки компетенции федеральных, региональных и местных органов власти в части проверочной деятельности.

Закон  определяет:

1. Основные принципы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок контролирующих органов:

• презумпция добросовестности юридического лица и индивидуального предпринимателя;

• открытость и доступность для хозяйствующих субъектов нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении проверки;

• соответствие предмета проверки компетенции проверяющего органа;

• оперативность проведения проверки, предусматривающая полное и максимально быстрое проведение его в течение установленного срока;

• возможность обжаловать действия должностных лиц органов госконтроля;

• ответственность органов госконтроля и их должностных лиц при проведении проверок за нарушение законодательства РФ;

• недопустимость взимания органами контроля платы с хозяйствующих субъектов за проведение проверок, за исключением случаев возмещения расходов на осуществление исследований (испытаний) и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований;

• недопустимость непосредственного получения органами госконтроля (надзора) отчислений от сумм, взимающих с хозяйствующих субъектов в результате проведения мероприятий по контролю.

         2. Обязанности должностных лиц при проведении проверки

При проведении проверки  должностные лица органов госконтроля обязаны:

• соблюдать законодательство России, права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

• проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения и распоряжения о проведении проверки;

• не препятствовать проверяемым присутствовать при проверке, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки.

         3. Ответственность должностных лиц при проведении проверки

• Органы, осуществляющие проверку, и их должностные лица в случае ненадлежащего исполнения своих функций и служебных обязанностей при проведении проверок несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

• О мерах, принятых в отношении должностных лиц, виновных в нарушении законодательства, органы госконтроля обязаны в месячный срок сообщить юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, законные права и интересы которых были нарушены.

4.     Ограничения при проведении проверок

Согласно ст. 8 Закона при проведении проверок должностные лица не вправе:

– проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа контроля, от имени которого действует должностное лицо;

– осуществлять проверки в случае отсутствия при проверке должностных лиц или работников проверяемого хозяйствующего субъекта;

– требовать представление документов, информации, образцов продукции, если они не являются объектом проверки и не относятся к предмету проверки;

– требовать образцы продукции для проведения их исследования, экспертизы без оформления акта об отборе образцов в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные нормативными документами;

– изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;

– раскрывать информацию, составляющую коммерческую тайну, полученную в результате проверки.

Вред, причиненный  вследствие неправомерных действий проверяющих, подлежит возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

При определении размера убытков, причиненных вам неправомерными действиями проверяющих, учитываются ваши расходы, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг) или на финансовые результаты вашей деятельности, а также затраты, которые вы произвели или должны будете произвести для получения юридической или иной профессиональной помощи.

Источник: http://gov.cap.ru/home/24/revizor.htm

Административное право
Добавить комментарий