Каковы права при признании дома ветхим, если переселяет застройщик по договору соц найма?

Аварийный дом: получение жилья при расселении, процедура, права граждан | Правоведус

Каковы права при признании дома ветхим,  если переселяет застройщик по договору соц найма?

Что такое ветхое и аварийное жилье? Кто может претендовать на получение новой жилплощади вследствие признания помещения непригодным для проживания? Какой порядок действий для признания жилья ветхим/аварийным и расселения граждан-собственников? Об этом читайте в нашей статье.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону +7 (499) 288-21-46 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Одной из важнейших задач в жилищной политике российского государства является – переселение собственников жилых помещений, признанных ветхими или аварийными.

Порядок действия по расселению граждан из ветхого жилья регулируется Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47, а также, ст.

32 Жилищного кодекса РФ и утвержденными программами в каждом отдельном регионе, действующими в рамках Постановления Правительства №1743.
Стоит отметить, что ветхое и аварийное жилье – понятия различимые, в частности:

  • ветхое жилье – объекты, износ которых составляет не менее 70% в кирпичных строениях и не меньше 65% – в деревянных, здания не соответствуют требованиям действующих санитарных и эксплуатационных норм, хотя основная конструкция не несет собой угрозу разрушения; 
  • аварийное жилье – объекты, износ которых составляет от 70 до 100%; здания имеют сильно поврежденные несущие конструкции, что влечет за собой опасность для жизни и здоровья граждан. 

Жилье признается ветхим специальной комиссией, в которую входят специалисты отдела архитектуры и градостроительства, жилищной инспекции, специалисты отдела коммунального хозяйства и благоустройства.

Процесс оценки жилья на несоответствие требованиям и стандартам инициируется на основании личного обращения граждан и государственных структур от лица форм самоуправления.

Результат проведенного исследования несущих стен, перекрытий и коммуникационных сетей выдается на руки всем проживающим в помещении лицам.

В соответствии с Постановлением №47 жилье признается ветхим по следующим критериям:

  • естественный износ несущих стен и перекрытий, составляющий не менее 65-70%, не может быть восстановлен даже при проведении капитального ремонта (осыпание отдельных частей конструкций, гниение деревянных элементов); 
  • недостаточный уровень поступления электро- и водоснабжения, приводящие в результате к техногенным авариям; 
  • износ конструкций стал причиной возникновения бактериологической и химической угрозы, а также других негативных последствий для жизни и здоровья граждан. 

После проведения оценки комиссией составляется заключение о том, что данное помещение не может быть восстановлено для полноценной эксплуатации даже после проведения крупномаштабных ремонтных работ. Чаще всего ветхими домами признаются жилые помещения, амортизационный ресурс которых составляет более 70 лет.

Рассчитывать на расселение из ветхого и аварийного жилья в новый дом с комфортными условиями для проживания могут следующие категории граждан:

  • владельцы муниципального жилья, признанного аварийным, либо их правопреемники, проживающие в жилом помещении на основании договора соцнайма, заключенного с местной администрацией много лет назад; 
  • собственники жилых помещений, прошедших государственную регистрацию права собственности, находящихся в муниципальном многоквартирном доме или собственники частных домов, чьи владения располагаются на муниципальной земле; 
  • владельцы комнат в коммунальных квартирах и общежитиях, являющихся также муниципальной собственностью. 

Аварийное жилье: варианты расселения жильцов

В соответствии с результатами, полученными после оценки комиссией, и принятии ею решения о признании жилья ветхим или аварийным, все жильцы получают на руки характеристики и уведомления для дальнейших действий. Большими правами и, соответственно, наибольшей самостоятельностью, обладают владельцы жилых помещений, прошедших процедуру регистрации права собственности в Госреестре.

Этой категории граждан государство обязано предоставить альтернативный вариант квартиры или денежную компенсацию, которая, в свою очередь, определяется с учетом проведения анализа рыночной стоимости жилых помещений аналогичной площади и благоустройства района (ст.ст. 32, 87 и 89 Жилищного кодекса РФ).

Наименьшим перечнем возможностей обладают наниматели жилья, признанного в дальнейшем ветхим или аварийным. В данном случае граждане обязаны заключить новый договор аренды с муниципальным управлением или вправе отказаться от дальнейшего найма, если жилое помещение не соответствуют условиям для комфортного проживания.

На основании этого отказа обязаны предоставить нанимателю альтернативный вариант жилого помещения, в противном случае все вопросы разрешаются в судебном порядке.

Квартиры и иные жилые помещения, которые предлагаются гражданам в качестве альтернативы для переселения из непригодного для жизни жилья, являются объектами, возводимыми в рамках региональных программ переселения из ветхого жилья. Данное строительство находится под строгим контролем у государственных органов, в единичных случаях программа ветхое жилье допускает выкуп квартир на рынке вторичной недвижимости.

Как определяется рыночная стоимость ветхого жилья

Программа переселения из ветхого жилья предполагает выдачу собственнику, при наличии его согласия, денежной компенсации, срок выплаты определяется по соглашению с собственником в индивидуальном порядке.

В соответствии с ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, размер выкупной стоимости жилья, признанного ветхим или аварийным, рассчитывается с учетом таких факторов, как:

  • рыночная стоимость квартиры, подлежащей выкупу; 
  • расходы, которые понес собственник в связи с выкупом квартиры;
  • расходы, возникшие в связи с переездом, а также поиском другого жилья для его дальнейшего оформления; 
  • расходы владельца, возникшие в связи с прекращением обязательств в досрочном порядке, при этом учитывается обязательство по возмещению упущенной выгоды. 

Важно! Если владелец не согласен с размером назначенной денежной компенсации, данный вопрос может быть рассмотрен в судебном порядке. В случае выбора владельцем ветхого жилья альтернативного варианта квартиры, компенсация засчитывается в качестве оплаты за новое жилье.

Если рассчитанной компенсации недостаточно для полной оплаты нового жилья, допускается установление долевой собственности между физическим лицом и муниципальным образованием (то есть часть жилого помещения предоставляется в пользование по договору социального найма).

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону +7 (499) 288-21-46 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Переселение из ветхого или аварийного жилья: сколько положено квадратных метров

Многие владельцы жилых помещений, признанных ветхим или аварийными, задаются вопросом, сколько будет выделено для них квадратных метров жилой площади в случае предоставления альтернативного жилья.

В соответствии с действующим законодательством, переселяемым из ветхого жилья гражданам должно быть предоставлено равноценное по площади и показателям благоустройства жилье.

Количество квадратных метров должно составлять не менее, чем в аварийном жилом помещении, и вместе с тем этот показатель должен быть равен не менее 18 кв.м. на каждого члена семьи.

Стоит отметить, что этот показатель может изменяться в большую или меньшую сторону в зависимости от программы переселения из ветхого жилья, действующей в конкретном регионе или области.

Расселение из ветхого и аварийного жилья собственников: порядок действий

Как мы уже писали выше, для того, чтобы дом был признан аварийным или ветхим с последующим выселением из него жильцов, в соответствии с Постановлением №47 создается региональная межведомственная комиссия, которая выносит решение о пригодности или непригодности жилого помещения для проживания.

Порядок обращения в комиссию включает в себя несколько этапов: 1. Письменное обращение лично собственником или нанимателем в соответствующие органы с требованием признать жилье непригодным для проживания. 2.

Заключение органа, осуществляющего контроль и надзор за состоянием жилых помещений, о том, что жилье не соответствует установленным нормам и стандартам. 

3. Подача заявления вместе с пакетом документов может быть осуществлена лично заявителем, через МФЦ или на сайте Госуслуг: 

  • копии документов, подтверждающих право заявителя на проживание в данной квартире; 
  • проект реконструкции помещения; 
  • документ, выданный экспертной комиссией, и подтверждающий факт того, что помещение признано не пригодным для проживания; 
  • иные документы, имеющие прямое отношение к делу и переселении. 

4. Рассмотрение заявления и проверка представленных сведений осуществляется в течение 30 рабочих дней с момента подачи. 

5. Вынесение соответствующего решения комиссией:

  • жилое помещение пригодно для проживания; 
  • существует необходимость в проведении капитального ремонта; 
  • данное жилое помещение нуждается в реконструкции или перепланировке; 
  • жилье не пригодно для проживания ввиду несоответствия нормам и требованиям действующих законодательных актов; 
  • аварийный дом подлежит восстановлению в связи с проведением в нем крупномасштабных ремонтных ремонт; 
  • дом признается аварийным и подлежит сносу.

На основании решения комиссии о непригодности жилья выносится решение о переселении жильцов из аварийного дома, и в дальнейшем издается распоряжение исполнительного органа государственной власти о порядке расселения.

Заключение комиссии составляется в 3-х экземплярах, направляется заявителю, собственнику помещения и один остается в комиссии.

В случае, если обращение было направлено почтовым отправлением или посредством портала Госуслуг, срок отправления решения заявителю, принятого комиссией, составляет 5 рабочих дней.

Расселение из ветхого и аварийного жилья имеет определенный порядок, который зависит от принадлежности к категории жилого помещения, это может быть жилищный фонд:

  • частный; 
  • государственный; 
  • муниципальный. 

Вместе с тем, программа переселения из ветхого жилья предполагает следующие меры компенсации:

1. Предоставление равноценного жилого помещения.

Данная мера возможна, если выселяется собственник. Предоставляется жилье, полностью соответствующее техническим характеристикам прежнего помещения, включая размер общей площади и количество комнат.

2. Предоставление альтернативного жилья по договору социального найма.

Жилые помещения, которые предоставляются по договору соцнайма для граждан, расселяемых из ветхого или аварийного жилья, должны находиться на учете в фонде социального пользования. Размер такого жилого помещения соответствует установленным в регионе нормам, положенным на каждого члена семьи на момент принятия распоряжения о выселении. Предоставляемое по соцнайму жилье должно располагаться в том же районе или области, что и признанное аварийным. В случае, если владельцы помещений, признанных непригодными для проживания, отказываются расторгать договор социального найма, данный вопрос будет рассматриваться в судебном порядке. Судом будет вынесено решение о принудительном выселении жильцов с предоставлением альтернативного жилья.

3. Выплата выкупной стоимости жилья, признанного ветхим или аварийным.

В соответствии со ст. 32 ЖК РФ граждане имеют право получить денежную компенсацию, как альтернативу предоставления иного жилого помещения. Выкупная стоимость включает в себя рыночную стоимость жилья, оформления правоустанавливающих документов и расходы на переезд.

В случае, если собственник отказывается от получения выкупной цены, государственный орган вправе обратиться в суд. В судебном решении будет указываться стоимость, которая будет выплачена владельцу помещения.

Как показывает практика, большинство судебных споров связано с искусственно заниженной выкупной ценой государством, и, учитывая безвыходность своего положения, собственники зачастую вынуждены соглашаться на такие кабальные сделки.

Переселение жильцов на время проведения ремонтно-восстановительных работ

Признание жилья аварийным нередко требует переселения его жильцов только на период проведения ремонтных работ по реконструкции и восстановлению здания. В этом случае наймодатель должен предоставить гражданам альтернативное жилье, входящее в так называемый маневренный фонд (ст. 95 ЖК РФ).

Жильцы, которые не согласны на временное выселение, могут быть переселены в принудительном порядке на основании судебного решения. При этом за нанимателем сохраняется право на возвращение в реконструированное помещение независимо от продолжительности ремонтно-восстановительных работ.

Важно! Гражданин не сможет вернуться в помещение, где он раньше проживал, если после ремонта были изменены размеры площади, не соответствующие в результате необходимым нормам.

+7 (499) 288-21-46
Круглосуточно

Источник: https://pravovedus.ru/practical-law/housing/avariynyy-dom-poluchenie-zhilya-pri-rasselenii/

Права граждан при переселении из ветхого и аварийного жилья :: Прокуратура Красноярского края

Каковы права при признании дома ветхим,  если переселяет застройщик по договору соц найма?

Учитывая, что на территории. Красноярского края расположено достаточно жилых домов, которые в установленном законом порядке признаны либо могут быть признаны ветхо-аварийными и подлежащими сносу, проблема соблюдения жилищных прав граждан при переселении из ветхо-аварийных домов в другие жилые помещения остается одной из самых актуальных и острых.

Обращения граждан, поступивших по данному вопросу в прокуратуру, свидетельствуют о том, что при переселении из ветхо-аварийных домов права переселяемых граждан нередко нарушаются. При этом немногие граждане обращаются с жалобами в соответствующие органы, в том числе, в прокуратуру.

Следует отметить, что согласно жилищному законодательству порядок предоставления жилья переселяемым гражданам, являющимся собственниками ветхо-аварийных жилых помещений и занимающими жилье на условиях социального найма (наниматели) различен.

Собственники жилых помещений, расположенных в ветхо-аварийном доме выселяются из ветхо-аварийного дома в соответствии с нормами статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ).

А именно, при выселении собственников жилых помещений, жилое помещение подлежит изъятию путем его выкупа.

Также по соглашению с собственником ему может быть предоставлено взамен изымаемого другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

https://www.youtube.com/watch?v=Zw8JvuM4A8I

При переселении из ветхо-аварийных домов собственников жилых помещений, гражданам могут предоставляться неравноценные жилые помещения, неравнозначные по количеству комнат.

При этом законом предусмотрено, что предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.

В случае, если собственник не согласен с предложенным вариантом, жилое помещение изымается путем выкупа по выкупной цене.

В Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 02.06.

2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» разъяснено, что суд не вправе обязать органы государственной власти или органы местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.

Таким образом, законом не предусмотрено в качестве обязательного условия, предоставление собственнику другого жилого помещения взамен ветхо-аварийного.

Иным образом, законом урегулированы права нанимателей жилых помещений.

В соответствии со статьей 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу, жилое помещение признано непригодным для проживания.

Согласно нормам статьи 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится помещение, подлежит сносу, то выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, примявшим решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Требования к жилому помещению, предоставляемому гражданам по договору социального найма содержатся в статье 89 ЖК РФ.

Согласно частям 1 и 2 статьи 89 ЖК РФ, другое жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. При этом предусмотрено, что если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее, чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире.

Согласно Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. постановлением Правительства РФ от 28.01.

2006 № 47, объемно-планировочное решение жилых помещений и их расположение в многоквартирном доме, минимальная площадь комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилых помещениях (кроме прихожей и коридора), должны обеспечивать возможность размещения необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования с учетом требований экономики.

Из указанных правовых норм следует, что предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

При этом следует отметить, что благоустроенное жилое помещение, предоставляемое в связи с выселением из ветхо-аварийного дома, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются (например, количество человек, зарегистрированных на данной жилой площади). Граждане, состоящие на учете граждан нуждающихся в жилом помещении, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).

Реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации) предполагает обязанность судов при применении положений статьи 89 ЖК РФ, которая лишь в самом общем виде определяет критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемые жилые помещения, исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения,

Судебная практика по делам указанной категории свидетельствует о том, что предоставление равноценного жилого помещения подразумевает предоставление жилого помещения равного и по размеру жилой площади, поскольку жилищные условия граждан, переселяемых из жилых домов, подлежащих сносу, не могут быть ухудшены, и именно размером жилой площади помещения определяются, в первую очередь, его потребительские свойства. Таким образом, предоставление нанимателю жилого помещения взамен ветхо-аварийного меньшей общей, жилой площади, неравноценного по количеству комнат является незаконным и может быть оспорено в судебном порядке.

Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при выявлении подобных нарушений, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных жилищных прав граждан с иском о предоставлении других благоустроенных жилых помещений, соответствующих предъявляемым требованиям.

Источник: http://www.krasproc.ru/explain/11122-prava-grazhdan-pri-pereselenii-iz-vetkhogo-i-avariinogo-zhilya

 «…На данный момент дом может полностью рухнуть и похоронить под завалами всех жильцов, включая инвалидов и детей.

Мы взывает к Вам о помощи!!! ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ? КУДА ЕЩЕ ПИСАТЬ??? К КОМУ ИДТИ???? или нашему государству дешевле нас похоронить в одной братской могиле? чем выделить нам жилье? в нашем поселке ничего не строится, и мы здесь одни такие остались… ни кому не нужные…»

(Из обращения Б. Вх. № 935/Б-12 от 03.09.2012 г.)

Основные проблемы в реализации гражданами права на жилище продолжают оставаться «хроническими».

Это и длительное не отселение из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, и проблемы в обеспечении жильём отдельных категорий граждан, перед которыми имеются государственные обязательства, и обманутые дольщики, и неудовлетворительное соотношение качества и стоимости жилищно-коммунальных услуг.

Главной причиной проблем является отсутствие системных мер по разрешению жилищных проблем в предыдущие годы. Проблемы накапливались, но не разрешались.

Капитальный ремонт многоквартирных домов, переселение из аварийного жилищного фонда фактически не проводились до создания Фонда содействия реформированию ЖКХ.

Начиная с 1991 по 2007 годы массовое предоставление жилых помещений военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, детям-сиротам, другим льготным категориям граждан также не производилось.

Кроме того, предоставление финансовых средств в достаточном количестве – ещё не залог разрешения проблем.

Например, для того, чтобы переселить из аварийного жилья или предоставить квартиры детям – сиротам, необходимо приобрести не просто квартиры, а квартиры соответствующего метража.

А раз строительство социального жилья не велось, то и квартир, соответствующих требованиям законодательства, почти нет.

Ну и, конечно же, наличие коррупционной составляющей в немалой степени влияет на темпы и качество решения жилищных проблем граждан.

На сегодня только в мечтах можно представить себе схему ценообразования в строительстве для граждан в виде арифметической суммы фактических стоимостей администрирования, материалов, работ, документарного оформления и прибыли подрядчиков (на уровне двойной ставки кредитования).

Добавленная стоимость, имеющая коррупционную природу, по различным оценкам колеблется от 30% до 100%. А совершенство механизмов ее «упаковывания» в сметы достигло безукоризненности.

Уж если в публичной плоскости звучат предложения депутатов и руководителей региона к участникам строительства умерить свои запросы на размер доходности, напрашиваются неутешительные выводы.

Борьба с коррупцией и последующим воровством в отдельно взятой отрасли строительства сегодня нацелена лишь на снижение их масштабов, но не ликвидацию правовыми средствами. Хотя и это можно считать достаточно решительным поворотом.

Особенно, когда в качестве основного инструмента используется сопоставление цен на возведение аналогичных по технико-строительным параметрам объектов в Самарской области и в соседних регионах.

В 2012 году в адрес Уполномоченного по правам человека в Самарской области поступило 780 обращений по вопросам реализации права на жилище (в 2011г. – 737), из них в письменном и электронном виде – 529 (в 2011г. – 510) обращений.

«Вечные» жилищные вопросы:

 аварийная ситуация с аварийным жильем

в Самарской области

В 2012 году продолжали реализовываться областные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Были пролонгированы две ранее принятые адресные программы и принята новая. Результаты реализации представлены в таблице.

№п/пРезультаты реализации
ВыполненоНе выполнено
Областная адресная программа «Государственная поддержка проведения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Самарской области» на 2009-2012 годы.
1.В рамках реализации программы к переселению планировалось 3 561 человек из 166 домов, из них в 2012 году – 826 человек. По состоянию на 01.01.2013 г. всего переселено 2 927 граждан-участников программы, из них в 2012 году – 192.Не переселено – 634 человека
Областная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учётом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Самарской области» на 2010-2012 годы.
2.В рамках реализации программы к переселению планировалось 3 201 человек из 224 домов, из них в 2012 году – 1 286 человек.По состоянию на 01.01.2013г. всего переселено 3 201 человек-участников программы, из них в 2012 году – 1 286 человек.Не переселённых граждан нет.
Областная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Самарской области» на 2012 – 2015 годы
3.Планировалось переселение в 2012 году 1089 граждан из 62 домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу.По состоянию на 01.01.2013г. переселено 193 человек.Не переселено – 896 человек
Всего планировалось переселить 7 851 человек, из них в 2012 году – 3 201 человек.Всего переселено 6 321 человек, из них в 2012 году – 1 671 человек (52,2 % от запланированного количества в 2012 году).Не переселено в 2012 году – 1 530 человек (47,8 % от запланированного количества в 2012 году), в связи с продолжающейся работой по передаче квартир в муниципальную собственность и государственной регистрации права муниципальной собственности на передаваемые объекты.

Как видно из приведенных данных, в 2012 году при реализации трёх областных программ был переселен из аварийного жилищного фонда 1 671 человек.[1] При этом по состоянию на 1 января 2013 г.

общее количество жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, на территории Самарской области составляет 1 153, из которых требуется переселить 19 730 (по состоянию на 01.01.2012г. – 19 672) граждан.

[2] Вполне очевидно, что при существующих темпах потребуется не менее 10 лет для ликвидации жилищного фонда, уже признанного аварийным (при условии сопоставимого финансирования с текущим периодом), а за это время будут ветшать другие дома.

Низкие темпы отселения и абсолютная непрозрачность процессов – вот что характеризует реализацию адресных программ по ветхому жилью.

Сотни самарцев, ожидающих отселения, задавались вопросом, кому же повезло вселиться в заветные 226 квартир, о которых с неистощимой энергией рассказывали муниципальные и областные чиновники на протяжении двух с половиной лет. Вообще-то эти квартиры в г.о.

Самара планировалось приобрести в 2011 году[3], но фактически тогда было приобретено только 6. Неосвоенные денежные средства по программе «перекочевали» на следующий финансовый год.

Но и к октябрю 2012 года муниципальные контракты были заключены на приобретение только 59 квартир[4], чему несказанно удивилась рабочая группа государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», проводившая проверку реализации целевых программ в Самарской области.

И хотя все предыдущие 2 года в качестве причин длительного не- отселения Администрация г.о.

Самара называла такие, как отсутствие на рынке готовых жилых помещений нужной площади, длительность процедур передачи квартир в муниципальную собственность, они не помешали за три зимних месяца приобрести все остальные квартиры. Каким образом Администрации г.о.

Самара за три месяца удалось совершить все то, что было невозможно в течение двух лет при сохраняющихся объективных сложностях, объяснить никто не может. По состоянию на 1 января 2013г. были приобретены все 226 квартир[5].

Но это не значит, что граждане въехали в новые квартиры, так как до конца года продолжалась работа по передаче квартир в муниципальную собственность и государственной регистрации права муниципальной собственности на передаваемые объекты.

Следствием длительного ожидания объявленного переселения из аварийного жилья являются многочисленные обращения граждан, в том числе и в адрес Уполномоченного. В короткий срок разрешить данную проблему, конечно же, нельзя, но в отдельных случаях действия органов местного самоуправления невозможно понять.

Так, в адрес Уполномоченного поступило обращение Б., проживающей в многоквартирном доме № 18 (литер А – А4) по улице Венцека в городе Самаре[6], признанном аварийным и подлежавшим сносу[7]. Но дом-то был в приличном состоянии – забеспокоились жильцы, совсем не собиравшиеся уезжать из исторического центра города.

По совету и при поддержке Уполномоченного они обжаловали распоряжение о сносе дома в судебном порядке. Назначенная судом строительная экспертиза пришла к выводу, что дом не ветхий, не аварийный и пригоден для проживания.

Более того, за счёт бюджетных средств в 2010 году здесь был проведен капитальный ремонт крыши, выложен асфальт на подъездных путях.

Между тем, решение о сносе дома было принято практически «молниеносно» – в течение полугода. Зато судебное решение, признавшее незаконным заключение межведомственной комиссии г.о. Самара по Самарскому району и распоряжение о сносе, никак не исполнялось. Только после обращения Уполномоченного к Главе городского округа Азарову Д.И. распоряжение о сносе дома было отменено[8]. 

Отметим, что инициативой признания вышеуказанного дома аварийным и подлежащим сносу являлось письмо Председателя Попечительского Совета Регионального Духовного Управления Мусульман Самарской области, члена Общественной палаты Самарской области Мухаметшина В.

Г. в адрес Главы г.о. Самара Азарова Д.И. с просьбой профинансировать работы по обследованию 9 жилых домов на предмет аварийного состояния в связи с реконструкцией Самарской Исторической мечети, расположенной по адресу: г. Самара, ул. А.Толстого, 61, 63.

[9]

На территории, прилегающей к мечети, планировалось построить современный спортивно-оздоровительный комплекс с двумя бассейнами и детский сад с национально-духовным компонентом.[10] Для этого нужно было снести 9 домов.

Более года Департаментом управления имуществом г.о. Самара не исполняется решение Ленинского районного суда г. Самара от 18.11.2011 г., вступившее в законную силу, об оформлении документов по переселению из аварийного дома гражданки Ч. и её сына[11].

Представители Департамента управления имуществом упорно настаивают на предоставлении гражданкой Ч. нотариально удостоверенного согласия на мену сособственника аварийного жилого помещения. Но данное требование уже рассматривалось судом и не было принято во внимание.

Более того, как можно получить согласие, если местонахождение сособственника неизвестно и по данным адресного учёта г. Самара его установление не представляется возможным?!

Не исполнялось и решение суда о предоставлении жилого помещения семье В., признанной нуждающейся в жилом помещении и проживающей в аварийном доме. Заявитель была вынуждена обжаловать бездействие Администрации муниципального района Сергиевский[12]. По утверждению Главы района, по состоянию на 05.07.

2012 г. в жилищном фонде муниципального района Сергиевский жилое помещение, соответствующее требованиям, установленным в судебном акте и исполнительном листе отсутствовало.

[13] Но не прошло и месяца после направления заключения Уполномоченного по правам человека,

Источник: http://www.ombudsman63.ru/events/view/361

Квартира на особых условиях — Верховный суд разъяснил правила переселения из ветхого жилья

Каковы права при признании дома ветхим,  если переселяет застройщик по договору соц найма?

Ситуация, которой занималась Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ, оказалась весьма распространенной.

Известно, что в стране полным ходом идет процесс сноса старых и ветхих домов, а их жителям предоставляются взамен нормальные квартиры. И хотя этот процесс идет уже несколько лет и на него государство выделяет большие деньги, аварийного жилья у нас остается еще много и ситуация с расселением касается сотен тысяч граждан.

Из аварийного жилья в 2018 году останется расселить 5,6 тысячи человек

Но мало кто, кроме узкого круга чиновников и жильцов этих старых аварийных домов, знает, что процедуры переселения проходят не всегда гладко.

Нередко встречаются ситуации, когда новые квартиры будущим новоселам по разным причинам не нравятся и граждане категорически отказываются переезжать.

Итог – дом нельзя заселить, барак нельзя снести и весь процесс останавливается в лучшем случае на долгие месяцы. Вот тогда в дело включается суд, и переезд назначается вердиктом человека в мантии.

Разъяснение норм действующего законодательства, которое применяется при переселении жильцов из аварийных бараков и домов в нормальное жилье, может оказаться полезным не только судьям на местах, которые в последнее время все чаще решают эти споры, но и гражданам, перед которыми может встать или уже встала похожая проблема.

Вся проблема, с которой пришлось разбираться Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ, коротко выглядит следующим образом.

Большинство жителей старых домов и ветхих бараков уверены, что они при переселении должны улучшить свои жилищные условия по полной программе . То есть квадратных метров должно быть больше, а условия лучше, чем те, что были.

Но Верховный суд РФ разъяснил, что по закону самым главным критерием при расселении барака считается переезд на безопасную квартиру.

Новая квартира должна быть благоустроенной, не меньше старой и в том же населенном пункте

Итак, власти Волгограда обратились в суд с иском к некой гражданке и ее дочери, жительницам города, и попросили переселить их в новую квартиру решением суда.

Дом, в котором у женщины и ее взрослой дочери была квартира, шел на снос. Но новая же квартира переселенцам не понравилась – у них в старом доме были две изолированные комнаты, а в новом – те же две, но проходные.

Хотя новое жилье было по квадратным метрам больше старого.

Районный суд, куда попал иск городских властей, принял решение – переселить строптивых жильцов.

Ну а апелляция это решение в пользу чиновников отменила и заявила, что новая квартира, по решению городского суда, хуже старой. И в иске городской власти – отказал.Так “переселенческий” спор дошел до Верховного суда РФ. Там дело изучили и сказали, что апелляция была не права, а районный суд, напротив, разобрал спор верно.

Две мошенницы обманули покупателей недвижимости на 150 миллионов рублей

По разъяснению Верховного суда РФ в этой ситуации действуют следующие правовые нормы. Ответчица с дочерью жила в квартире в старом доме по договору социального найма и занимала помещение площадью 42 квадратных метра. Две комнаты в старой квартире были – изолированные.

Администрация города, после того, как приняла решение снести старый дом, предоставила женщинам квартиру в 44 квадратных метра, но с проходными комнатами. Районный суд, когда выносил решение о принудительном новоселье, сказал, что квартира равнозначная и благоустроенная. Апелляция напротив – заявила, что смежные комнаты “не улучшают жилищные условия семьи”.

Верховный суд, соглашаясь с районными коллегами, напомнил, про статьи Жилищного кодекса – 85, 86 и 89.

В них говорится следующее: когда людей выселяют из ветхого жилья, в котором они проживали по договорам соцнайма, то местная власть обязана предоставить им жилье также по договорам соцнайма.

Новая квартира должна быть благоустроенной “применительно к условиям того населенного пункта”, где люди жили. А еще должна быть не меньше старой по квадратным метрам и быть в границах того населенного пункта, в котором граждане живут.

Был специальный пленум Верховного суда (N 14 от 2 июля 2009 года) по делам о применении Жилищного кодекса и по делам о выселении.

Там было подчеркнуто главное положение, которое касается именно таких переселенцев из аварийного жилья, – жилье им предоставляют равнозначное по площади, и дают не в порядке улучшения их жилищных условий, а из соображений безопасности.

У тех, кто стоит в очереди на улучшение жилищных условий, другие критерии предоставления жилья. И в случае переселенцев из бараков эти критерии для очередников во внимание не принимаются.

Именно поэтому, подчеркнул Верховный суд, выводы районного суда, слушавшего этот спор, были верными. А райсуд решил, что новая квартира “отвечает уровню благоустроенности применительно к условиям данного населенного пункта”, да и по метражу новое жилье больше.

Суд разъяснил, что главным критерием при расселении барака считается переезд на безопасную квартиру

А вот апелляция, которая в смежных комнатах новой квартиры увидела ущемление жилищных прав новоселов, неправильно применила закон.

Верховный суд напомнил, что в статье 89 Жилищного кодекса сказано следующее.

При предоставлении жилого помещения взамен аварийного в качестве одного из критериев равнозначности “предусмотрено соответствие общей площади предоставляемого жилья по отношению к ранее занимаемому”.

Это условие закона городская власть выполнила, констатировал Верховный суд. А вот у апелляции “отсутствовали правовые основания для отмены решения суда первой инстанции”.

Итог пересмотра спора таков: Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда отменила решение апелляции и оставила в силе вердикт Красноармейского районного суда Волгограда.

Инфографика “РГ”: Александр Смирнов/Елена Домчева

Источник: https://rg.ru/2017/12/11/verhovnyj-sud-raziasnil-pravila-pereseleniia-iz-vethogo-zhilia.html

Административное право
Добавить комментарий