Какую экспертизу проводить перед судом с виновником ДТП, у которого нет страховки?

У виновников дтп появился законный шанс избежать выплат потерпевшим за свой счет

Какую экспертизу проводить перед судом с виновником ДТП, у которого нет страховки?

Украинские водители, ставшие виновниками ДТП, получили возможность избежать регрессных исков от страховщиков при нарушении сроков извещения об убытке по полису «автогражданки».

(Речь идет о случаях, когда страховые компании, компенсировав ущерб потерпевшим, предъявляют финансовые претензии своим клиентам — виновникам ДТП.) Это стало возможным благодаря недавнему постановлению Верховного суда Украины (ВСУ).

«ФАКТЫ» попросили страхового консультанта Леонида Кипермана рассказать о новшествах, связанных со страхованием автомобилей.

— О каком именно нарушении правил обязательного страхования идет речь в постановлении Верховного суда Украины?

— Напомню, что Закон Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств» обязывает владельца полиса «автогражданки» в течение трех рабочих дней после ДТП с участием застрахованного автомобиля сообщить своей страховой компании об аварии, в ходе которой нанесен ущерб третьим лицам.

В противном случае страховщик имеет право после выплаты возмещения потерпевшему взыскать в порядке регресса (обратного требования) полную сумму компенсации со своего клиента — виновника ДТП.

Единственное исключение — если виновник ДТП документально подтвердил, что он не имел возможности своевременно известить страховщика, например, из-за того, что сам пострадал в той же аварии и находился в больнице.

Многолетний опыт страховщиков ОСАГО («автогражданки») говорит о том, что среди всех указанных в этом законе разновидностей регрессных сумм, получаемых со своих клиентов — виновников ДТП, доля средств, которые взыскиваются из-за несвоевременного уведомления об аварии, наибольшая.

Недавнее постановление Верховного суда Украины может существенно усложнить жизнь страховщикам. Постановление ВСУ было принято в связи с обращением одной из украинских страховых компаний, которая не сумела в судах трех инстанций (включая кассационную) добиться выплаты по регрессному иску, хотя не получила письменного сообщения о ДТП от своего клиента — виновника аварии.

Верховный суд постановил: если факт наступления страхового случая зафиксирован правоохранительными органами, виновник ДТП привлечен к административной ответственности, а страховщик выплатил страховое возмещение, то сам по себе факт несообщения о ДТП не может быть основанием для взыскания с виновника выплаченной суммы возмещения в порядке регресса.

Юридическая аргументация этого решения ВСУ практически полностью переписана из другого постановления.

Причем оба документа игнорируют тот факт, что закон, регулирующий отношения по ОСАГО, имеет преимущество перед прочими нормами законодательства (в частности, Гражданским кодексом Украины), о чем, кстати, четко сказано еще в одном постановлении Верховного суда, принятом в тот же день, 22 марта 2017 года, по другому актуальному вопросу «автогражданки».

— Фактически Верховный суд поощрил водителей игнорировать требование закона. Собираются ли страховщики как-то реагировать?

— Из второго постановления ВСУ можно сделать следующий вывод: если какая-то норма, связанная с «автогражданкой», прямо регулируется законом, то все прочие нормы гражданского и хозяйственного законодательства использоваться не должны.

То есть страховщик ОСАГО после проведения выплаты потерпевшему в ДТП имеет право обратиться с регрессным иском к виновнику аварии при несвоевременном получении от него сообщения о ДТП в письменной форме. Главное — не забывать ссылаться на соответствующие статьи Гражданского кодекса и закона об ОСАГО.

Тогда свою позицию можно отстоять во всех судах — до Верховного включительно.

— Насколько часто автомобилисты не информируют свою страховую компанию о ДТП?

— В среднем в 2—4 процентах случаев возмещения ущерба по «автогражданке». Конечно, здесь не учтены ДТП с участием водителей, которые, лишь бы уклониться от штрафов полиции, приобретают недействительные полисы компаний, ушедших с рынка ОСАГО.

Большинство автомобилистов знают о возможности регрессного иска и вовремя сообщают страховщикам об аварии — изначально, как правило, по телефону с использованием горячих линий. А операторы кол-центров напоминают клиентам о необходимости подачи письменного извещения о ДТП.

— На наших дорогах появилось огромное количество автомобилей с иностранными номерами. Нередко такие машины, на которых ездят наши соотечественники, попадают в ДТП. Страхуют ли украинские компании транспортные средства с иностранной регистрацией?

— Закон об ОСАГО дает полную возможность владельцу машины с иностранными номерами застраховать свою гражданскую ответственность на фактический период нахождения авто на территории Украины.

— Высоки ли шансы получить компенсацию за ущерб, причиненный машиной с зарубежными номерами?

— Если автомобиль с иностранной регистрацией фактически эксплуатируется на территории Украины и на него оформлен полис «автогражданки», то при ДТП по вине водителя этого транспортного средства страховщик по полису ОСАГО обязан выплатить возмещение потерпевшему на общих основаниях.

Если же виновник аварии — водитель автомобиля с иностранной регистрацией — оказался без страховки, то потерпевшие вправе рассчитывать на компенсацию от Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ). Однако МТСБУ проведет выплату только в случае, если на дату аварии в отношении машины потерпевшего действовал свой полис ОСАГО.

— В Украине уже полгода работает система прямого урегулирования убытков (ПУУ) по «автогражданке».

Владельцы полисов компаний, поддерживающих эту услугу, могут обратиться за возмещением убытков к своему страховщику.

Компания компенсирует ущерб своему клиенту, а затем самостоятельно разбирается со страховщиком виновника ДТП. Часто ли наши водители пользуются этой возможностью?

— По данным МТСБУ, с 1 декабря 2016 года по 31 марта 2017 года возмещения на условиях прямого урегулирования получили примерно 15 процентов потерпевших, выплачено 28 миллионов 930 тысяч гривен.

Клиенты уже успели оценить преимущества новой системы. Страховщики, которые участвуют в системе прямого урегулирования, выплачивают компенсации быстрее. В целом средний срок возмещения убытков по ДТП, произошедшим после 1 декабря 2016 года, составляет 47 дней, а по системе прямого урегулирования — около 35 дней.

Страховая компания понимает, что, выплачивая возмещение своему клиенту, она устанавливает с ним долгосрочные отношения. Поэтому старается производить выплаты быстро и справедливо.

— Сколько страховых компаний уже присоединились к новой системе?

— Сейчас участниками добровольной системы прямого урегулирования являются всего 18 страховых компаний. Еще две вскоре могут присоединиться к проекту. В целом они охватывают около 55 процентов рынка ОСАГО в Украине.

— Знаю, что такая система давно и успешно действует за рубежом. Украинские клиенты ее тоже оценили по достоинству. Почему же многие страховщики не спешат присоединиться к ней и она «пробуксовывает»?

— Многих страховщиков сдерживают жесткие требования к платежной дисциплине членов пула. Все его участники перечисляют средства в гарантийный фонд, из которого впоследствии происходят взаиморасчеты между компаниями.

Процедуры проводятся автоматически, а за пополнением фонда следит МТСБУ. Если страховая компания нарушает платежную дисциплину, то сумма необходимого взноса увеличивается вдвое.

При повторном нарушении рассматривается вопрос об исключении компании из системы.

Страховщики, сроки выплат которых по полисам ОСАГО значительно больше, чем у участников системы прямого урегулирования, не стремятся примкнуть к ней, чтобы не ухудшить свой рейтинг.

Думаю, конкуренция на рынке «автогражданки» постепенно усилит желание страховых компаний присоединиться к системе ПУУ.

— При введении механизма прямого урегулирования убытков руководство МТСБУ утверждало, что система не повлияет на стоимость полиса ОСАГО. Однако появилась информация, что за новый сервис приходится дополнительно платить до 300 гривен. Возможно, удорожание полиса тоже отрицательно влияет на популяризацию системы?

— Никакого удорожания полисов ОСАГО в связи с введением механизма ПУУ не произошло. Но некоторые компании вывели на рынок договоры добровольного страхования наземных транспортных средств (КАСКО) с наименованиями, похожими на термин «Прямое урегулирование». Страховой платеж по ним и составляет упомянутые 300 гривен (или около того).

Читайте нас в Telegram-канале, и

Источник: https://fakty.ua/237937-u-vinovnikov-dtp-poyavilsya-zakonnyj-shans-izbezhat-vyplat-poterpevshim-za-svoj-schet

Верховный суд РФ разъяснил, как правильно оценить ущерб от ДТП

Какую экспертизу проводить перед судом с виновником ДТП, у которого нет страховки?

Верховный суд принял решение, очень важное для владельцев автомобилей и других транспортных средств. Оно касается оценки ущерба, причиненного в результате аварии.

Ведь, как правило, наибольшее количество споров вызывает именно оценка такого ущерба. Автовладельцы хотят получить как можно больше, а страховщики заплатить как можно меньше.

Причем до того момента, как появилась единая методика оценки стоимости восстановительного ремонта, возникновение споров логично объяснялось. Один эксперт считает по одной методике, другой – по второй, а судебный по-третьей.

Но, несмотря на то, что теперь порядок оценки прописан в законах и других нормативных актах практически досконально, вопросы по-прежнему возникают. Причем, как оказалось, сумму выплаты пострадавшему занижают сами судьи.

Аргументы для этого они представляют довольно неожиданные.

Определение стоимости на основе цены, указанной в договоре купли-продажи, незаконно

Разбираться со столь сложными спорами приходится Верховному суду. А пострадавшему приходится дожидаться компенсации несколько лет.

Итак история эта началась с того, что некто Володин в конце апреля 2015 года, двигаясь на своем мотоцикле, попал под колеса автомобиля, которым управлял некто Фомичев. В ГИБДД установили, что виновником ДТП является Фомичев.

Как изменятся ПДД на перекрестках

В результате аварии больше всего пострадал мотоцикл, который восстановлению не подлежал. При этом куплен он был буквально за три дня до аварии.

Надо сказать, что Фомичев был застрахован по ОСАГО с расширенным покрытием до миллиона рублей. Пострадавший Володин сначала обратился в свою страховую компанию за прямым возмещением ущерба. Однако страховщик отказался выплатить на том основании, что якобы водитель не представил документов о том, что он собственник мотоцикла.

При этом непонятно, что страховщик имел в виду: договор купли-продажи мотоцикла, а также свидетельство о его регистрации были предъявлены.

При этом при заключении договора с мотоциклистом и получении от него премии документов страховщику хватало. А для выплаты их недостаточно.

Также страховщик не назначил проведения технической экспертизы. Володин решил тогда провести независимую экспертизу за свой счет. Но на независимую экспертизу страховщик ни разу не направил своего эксперта, хотя его дважды приглашали телеграммой.

Оценка уничтоженного автомобиля от его стоимости, прописанной в договоре купли-продажи, не зависит. REUTERS

Между тем экспертиза установила, что повреждения мотоцикла таковы, что он не подлежит восстановлению. При этом эксперты указали, что стоимость этого транспортного средства на момент оценки составляет 1 миллион 156 тысяч рублей. А стоимость годных остатков – почти 149 тысяч.

Вычитаем одно из другого – получаем стоимость ущерба. То есть 1 миллион 7 тысяч рублей. Именно столько мотоциклист должен был получить в качестве компенсации за уничтоженную технику.

Однако по ОСАГО со своей страховой он мог рассчитывать на сумму не более 400 тысяч рублей. Но у виновника аварии ОСАГО было с расширением до миллиона рублей.

Поэтому Володин обратился в страховую компанию виновника аварии за выплатой по расширенному лимиту. И тоже получил отказ. Якобы отсутствуют документы о стоимости восстановительного ремонта транспортного средства.

То есть представленные результаты независимой экспертизы страховщика почему-то не устроили.

На подготовку водителей установят минимальные цены

Володин обратился в суд. При этом потребовав уплаты неустойки и штрафа. Но Озерский городской суд Московской области решил, что мотоцикл, купленный по договору купли-продажи за 650 тысяч рублей, не может стоить дороже после трех дней его эксплуатации. А поэтому ущерб, штраф и неустойку высчитывал именно из этой суммы. С этим согласилась и апелляционная инстанция Московского областного суда.

Однако с таким решением не согласился Верховный суд.

Под действительной стоимостью имущества понимается его рыночная стоимость, которая представляет собой текущую стоимость товара, определяемую на основе спроса и предложения в каждый конкретный момент на рынке.

То есть определение судом стоимости на основе цены, указанной в договоре купли-продажи, нельзя признать правильным и соответствующим положениям закона, установил ВС.

Определение действительной стоимости имущества на день наступления страхового случая или размера расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая, требует специальных познаний. Суд должен был назначить экспертизу. Но ни один из нижестоящих судов этим не озаботился.

На этом основании ВС отменил решение нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию.

Действительно, сумма, указанная в договоре купли-продажи, может быть ниже рыночной. Например, продавцу срочно нужны деньги, и он продает свой мотоцикл по дешевке.

Но это не означает, что покупатель купил дешевку. За те же деньги он не сможет приобрести точно такой же продукт, который достался ему с большой скидкой.

А закон при гибели имущества требует компенсации в размере действительной его стоимости.

Источник: https://rg.ru/2017/04/24/verhovnyj-sud-rf-raziasnil-kak-pravilno-ocenit-ushcherb-ot-dtp.html

Потерпевшим в ДТП на заметку: новая судебная практика взыскания с виновника ДТП ущерба сверх страхового возмещения без учета износа деталей и запчастей

Какую экспертизу проводить перед судом с виновником ДТП, у которого нет страховки?

Многие автомобилисты, которые понесли убытки в результате дорожно-транспортного происшествия, сталкиваются с невозможностью добиться возмещения причиненного ущерба в полном объеме даже в судебном порядке.

Устоявшаяся практика судов

В случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, потерпевший вправе обратиться в суд с требованием к виновнику ДТП о возмещении разницы между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.

Однако, до недавнего времени такая схема зачастую работала только в теории, когда как на практике возмещение ущерба в полном объеме было практически невозможно. Разница между реальным ущербом и страховым возмещением может составлять десятки тысяч рублей.

Суды при рассмотрении таких споров указывали, что расчет стоимости восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства для целей определения размера ущерба, возмещаемого причинителем вреда, осуществляется в соответствии с методикой, которая в свою очередь предусматривает расчет причиненного ущерба с учетом износа деталей и запчастей.

Указанную позицию судов закрепил и Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016 г.

Вместе с тем, указанный подход судов не отвечает требованиям действующего законодательства, вытекающим из деликтных обязательств причинителя вреда.

Так в силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Исходя из этого, лицо, которое понесло убытки в результате повреждения имущества третьими лицами, может в силу закона рассчитывать на восстановление своих нарушенных прав.

Применительно к случаю причинения вреда транспортному средству это означает, что в результате возмещения убытков в полном размере потерпевший должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы его право собственности не было нарушено, то есть ему должны быть возмещены расходы на полное восстановление эксплуатационных и товарных характеристик поврежденного транспортного средства.

Новый взгляд суда на существующую проблему

В марте 2017 года Конституционный суд РФ, решения которого обязательны для всех судов на территории Российской Федерации, выразил позицию, в корне изменившую положение дел в случае взыскания ущерба, причиненного потерпевшему в результате ДТП.

Конституционный Суд РФ разъяснил, что институт обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, введенный в действующее законодательство с целью повышения уровня защиты прав потерпевших при причинении им вреда при использовании транспортных средств иными лицами, не может подменять собой институт деликтных обязательств, регламентируемый главой 59 ГК Российской Федерации, и не может приводить к снижению размера возмещения вреда, на которое вправе рассчитывать потерпевший на основании общих положений гражданского законодательства.

При этом, “Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства” обязательства вследствие причинения вреда не регулирует.

Следовательно, потерпевший при недостаточности страховой выплаты на покрытие причиненного ему фактического ущерба вправе рассчитывать на восполнение образовавшейся разницы за счет лица, в результате противоправных действий которого образовался этот ущерб, путем предъявления к нему соответствующего требования.

Соответственно, при исчислении размера расходов, необходимых для приведения транспортного средства в состояние, в котором оно находилось до повреждения, и подлежащих возмещению лицом, причинившим вред, должны приниматься во внимание реальные, т.е.

необходимые, экономически обоснованные, отвечающие требованиям завода-изготовителя, учитывающие условия эксплуатации транспортного средства и достоверно подтвержденные расходы, в том числе расходы на новые комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты).

Как следует из постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», если для устранения повреждений имущества истца использовались или будут использованы новые материалы, то за исключением случаев, установленных законом или договором, расходы на такое устранение включаются в состав реального ущерба истца полностью, несмотря на то что стоимость имущества увеличилась или может увеличиться по сравнению с его стоимостью до повреждения.

Поскольку полное возмещение вреда предполагает восстановление поврежденного имущества до состояния, в котором оно находилось до нарушения права, в таких случаях — притом что на потерпевшего не может быть возложено бремя самостоятельного поиска деталей, узлов и агрегатов с той же степенью износа, что и у подлежащих замене, — неосновательного обогащения собственника поврежденного имущества не происходит, даже если в результате замены поврежденных деталей, узлов и агрегатов его стоимость выросла.

Впоследствии из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016 г.), был исключен пункт 22, который закреплял противоречащую принципам действующего законодательства позицию судов.

Новая практика

После изложения Конституционным Судом РФ своей позиции относительно порядка определения размера причиненного в результате ДТП ущерба мы начали активно применять данную позицию на практике.

В нашем архиве уже имеются положительные решения о взыскании с виновника ДТП ущерба сверх страхового возмещения без учета износа деталей и запчастей.

Если Вы столкнулись с тем, что выплаченного страховой компанией страхового возмещения недостаточно для возмещения реального ущерба, обращайтесь в наше адвокатское бюро «Антонов и партнеры».

Наш адрес: г. Самара, пр-т. Карла-Маркса, д. 192, оф. 619

Телефон для предварительной записи: +7 (846) 212-99-71

Адрес электронной почты: 2717371@gmail.com

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71  (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Источник: https://pravo163.ru/poterpevshim-v-dtp-na-zametku-novaya-sudebnaya-praktika-vzyskaniya-s-vinovnika-dtp-ushherba-sverx-straxovogo-vozmeshheniya-bez-ucheta-iznosa-detalej-i-zapchastej/

Что делать, если попал в ДТП без страховки ОСАГО

Какую экспертизу проводить перед судом с виновником ДТП, у которого нет страховки?

Каждый водитель в РФ должен оформлять страховку. Если у виновника ДТП ее нет, пострадавший не сможет получить денежную компенсацию от страховой компании, и тогда имеет право истребовать ее у виновника аварии.

Большинство споров по обстоятельствам происшествия без страховки приходится разрешать в суде. Согласно статье 12.37 КоАП РФ управление автомобилем без страхования гражданской ответственности грозит административным штрафом в размере 800 рублей.

Но штрафные санкции не так страшны, как отсутствие полиса. После аварии некоторые водители задаются вопросом: «Что делать, если попал в ДТП без страховки, и я виноват?».

Узнаем, как проходит процедура взыскания ущерба с виновника ДТП без ОСАГО. А также что делать в 2019 году, если виновник отказывается возмещать ущерб?

Взыскание ущерба

Но что делать, если произошло ДТП, а виновник без ОСАГО? А самое главное — кто будет оплачивать ущерб?

По статье 1064 ГК РФ нанесенный ущерб подлежит полному возмещению лицом, нанесшим этот ущерб. Даже тогда, когда у автомобилиста не застрахована гражданская ответственность.

Исходя из этого, ремонт автотранспортного средства пострадавшего лица виновник аварии, у которого нет ОСАГО, оплачивает самостоятельно.

Помимо суммы за ремонт виновник оплатит штраф за управление авто без страховки, а также, возможно, придется компенсировать моральный вред, если этот пункт будет включен в постановление суда.

Какие есть варианты для взыскания ущерба, если попал в аварию без страховки, и я оказался виноват? Есть три способа:

  • вопрос решается на месте без дальнейшего разбирательства, т.е. виновник сразу соглашается покрыть расходы на ремонт;
  • досудебная претензия, о которой речь пойдет ниже (также виновник согласен оплатить все убытки, связанные с аварией);
  • судебный иск — это наименее благоприятный исход, виновника вынудят выплатить денежную компенсацию.

Добровольное возмещение на месте

Это довольно распространенный вариант решения проблемы, он подходит в том случае, если ущерб минимален. Такие водители надеются аккуратно ездить без ОСАГО и стараются все возмещать сразу, по частной договоренности.

Если виновник просит отсрочку

Разберем, что будет, если без страховки попасть в ДТП и попросить отсрочку. У виновника берут контакты, а также расписку, в которой он подтверждает свое обязательство уплаты возмещения.

Повреждения фиксируются на фото или видео. Если виновник не будет против, лучше записать на видео его согласие оплатить ущерб.

Получить денежную компенсацию сразу — лучший вариант. Виновник может передумать и привлечь к делу юристов. Тогда без документации от ГИБДД, по расписке и видеоматериалам потерпевшему будет сложно выиграть дело в суде.

Если виновник не имеет с собой требуемой суммы, потерпевший имеет право взять в залог какую-либо из его ценных вещей. Это обязательно нужно зафиксировать в расписке.

Но нельзя брать в залог гражданский паспорт, так как это является нарушение законодательства. За это могут наказать. Виновник может обвинить пострадавшего в том, что тот требовал от него в залог паспорт.

Если пострадавший не является специалистом в сфере продажи автомобилей, определить точную сумму компенсации на глаз довольно сложно. Впоследствии нередко выявляются скрытые повреждения.

Если соглашение достигнуто, а сумма выплачена на месте, потерпевший должен написать виновнику расписку о том, что претензий более не имеет, а инцидент исчерпан. Можно также записать все на видео.

Досудебное урегулирование

Для урегулирования споров сначала необходимо прибегнуть к досудебному разбирательству. Сразу на месте ДТП следим, чтобы инспектор указал в справке о произошедшем, что у виновника нет полиса ОСАГО.

Также фиксируем данные виновника:

  • ФИО;
  • адрес прописки;
  • номер телефона.

Затем нужно собирать документы для юридической претензии. Понадобятся:

  1. Отчет о независимой экспертизе. Средняя оценка варьируется от 2 000-7 000 рублей. В документе содержатся данные обо всех повреждениях, даже скрытых, и калькуляция ущерба. Также Вы получите документы, подтверждающие законность организации, занимающейся данной деятельностью.
  2. Отчет о стоимости ущерба. Оформляют, если автотранспортное средство не подлежит восстановлению. Цена за документ обычно составляет 5 000 рублей.
  3. Досудебная претензия виновнику ДТП без ОСАГО. Составление бумаги также стоит около 5 000 рублей. Но ее можно составить и самостоятельно, типовой бланк не нужен. В документе указывается направление маршрута, место, дата и обстоятельство ДТП. Все факты подкрепляются выдержками из законодательства, экспертными выкладкам, заверенной документацией. Все обстоятельства аварии должны соответствовать данным из протокола ГИБДД, по этой причине составленный инспектором протокол всегда необходимо тщательно проверять на предмет неточностей или ошибок. В конце следует указать причиненную сумму ущерба.

Важно: итоговая сумма должна превышать ту, которая указана в акте независимого эксперта. Сюда же включаются услуги эвакуатора, хранение машины, проведение всех экспертиз, услуги юриста, моральный ущерб.

К претензии прикладывают следующие копии:

  • справки о ДТП;
  • постановления об административном правонарушении;
  • писем с вызовом на осмотр;
  • приглашения виновника на экспертизу;
  • документов на автотранспортное средство;
  • оригинал экспертной оценки ущерба;
  • чеки, подтверждающие все расходы.

Досудебную претензию высылают на адрес виновника заказным письмом с описью вложений и уведомлением о вручении.

Все почтовые квитанции необходимо сохранить. Они будут нужны в суде, если конфликт перерастет в судебное разбирательство.

Обязательные пункты, которые должны содержаться в досудебной претензии:

  • информация о виновнике аварии (адрес, ФИО и прочее);
  • данные о ДТП — сведения об участниках-автомобилях, место, описание происшедшего, повреждения;
  • выкладки по расчетам всех видов ущерба, которые можно взять из результатов независимой экспертизы;
  • расчет сопутствующих расходов — услуги эвакуатора, экспертиза, услуги адвоката, почта и прочее;
  • итоговая сумма;
  • контакты потерпевшей стороны — адрес, номера телефонов, электронная почта;
  • временные рамки — срок досудебного урегулирования вопроса, в который виновнику лучше уложиться.

Многие виновники ДТП часто после направления досудебной претензии соглашаются на цену, которая выставляется независимыми экспертами. Если дело будет доведено до суда, виновнику, дополнительно к ущербу, придется еще оплачивать дополнительные издержки.

Отсутствие работы или любого вида имущества — не основание для отказа в выплате компенсации, особенно в случае судебного разбирательства.

Если при ДТП нет страховки у пострадавшего

Если Вы являетесь пострадавшей стороной, но у Вас нет ОСАГО, а у виновника есть, оплату Вам произведут в полной мере в соответствии со страховыми тарифами.

Единственное, что нужно будет оплатить, — штраф за управление ТС без полиса ОСАГО. Размер штрафа — 800 рублей.

Если у виновника поддельный полис

Узнаем, что грозит водителю, если выявили подделку:

  • лишение водительского удостоверения;
  • привлечение к уголовной и административной ответственности;
  • оплата значительных штрафных санкций.

Если страховая компания по каким-то причинам согласится выплатить денежную компенсацию пострадавшему по фальшивой страховке, в дальнейшем водителя вызовут в суд, так как компания будет требовать возвращения всей выплаченной суммы.

Пострадавшая сторона должна будет произвести следующие действия в отношении виновника:

  • подать заявление в РСА для выявления подлинности полиса;
  • составить досудебную претензию о денежной компенсации в отношении виновника на основании ответа;
  • если будет отказ, подать иск в суд и потребовать компенсации нанесенного ущерба и всех сопутствующих затрат;
  • написать заявление в полицию с приложенным ответом от РСА по части мошенничества.

Алгоритм действий при ДТП

  1. Водитель включает сигнализацию, выходит из машины. Расставляет аварийные знаки на расстоянии 15 м.
  2. Если есть пострадавшие, им необходимо оказать первую помощь или вызвать Скорую помощь. Участники аварии вызывают полицию.
  3. Водители осматривают повреждения, фиксируют место происшествия на видео или делают фотографии. Нельзя перемещать автомобиль или элементы аварии.
  4. Участники обмениваются контактами. По возможности нужно найти свидетелей случившегося.
  5. Необходимо дождаться сотрудников ГИБДД.

    Они оформят факт ДТП и выдадут всю необходимую для дальнейшего оформления документацию.

Экспертиза повреждений автотранспортного средства

После проведения всех процедур на месте аварии автомобиль нужно показать экспертам для оценки ущерба. Этим занимается любая организация с государственной сертификацией для выдачи заключений с юридической силой.

Это могут быть сервисные центры, экспертные бюро, научные институты, учреждения государственной оценки.

В вышеперечисленных организациях следует заказать:

  • отчет о независимой экспертизе (цена колеблется от 2-7 тысяч рублей);
  • отчет об утерянной товарной стоимости (2-5 тысяч рублей), понадобится, если пострадавшая машина не старше пяти лет.

У частных оценщиков нет прав проводить экспертизу машин и выдавать юридически значимые заключения.

Для юридически значимого результата экспертной оценки нужно отправить виновнику ДТП почтовое приглашение для присутствия на экспертизе в качестве наблюдателя.

Телеграмму следует заказать с уведомлением о вручении, иначе сумму денежной компенсации виновник может оспорить, тогда придется заказывать еще одну экспертизу.

Виновник должен прибыть на экспертизу вовремя, ожидать его будут не более 15 минут сверх указанного в письме времени.

Иск

Исковое заявление можно подавать в суды по месту жительства виновника. Мировые судьи рассматривают дело, если исковая сумма не выше 50 000 рублей. Если выше, то дело рассматривают районные суды.

К иску прикладываются документы, перечисленные в разделе о досудебной претензии. Плюс прикладываются оригиналы.

Нужно также приложить доверенность на ведение дела, если пострадавший нанял юриста, оригинал квитанции по оплате госпошлины, копия искового заявления, документы по досудебному урегулированию.

Заявление должно содержать примерно те же сведения, что и досудебная претензия. Сюда включают больше подробностей. Также можно требовать возмещение морального ущерба. Исковая давность составляет 3 года.

Нередко виновники могут затягивать судебный процесс из-за неспособности выплатить исковую сумму. Состоятельные виновники могут симулировать бедность, чтобы уклониться от выплат.

Суд примет во внимание справки о доходах ответчика, иждивенцах, инвалидности и может назначить взыскание в размере 20% от указанной заработной платы. Пострадавший может ожидать полного погашения ущерба годами.

Если у виновника и правда низкий уровень дохода, нужно попытаться решить проблемы без суда, убедить его выплатить все добровольно, оформив процесс в качестве рассроченного платежа. Но если есть уверенность, что виновник весьма обеспечен, имеет смысл судиться.

В завершение отметим факт, который будет полезен обеим сторонам конфликта: если виновник будет систематически игнорировать судебные заседания, потерпевшая сторона имеет право ходатайствовать о наложении ареста на автотранспортное средство виновника.

В конце концов, виновнику придется явиться в суд. Лучше не усложнять проблему и решать все вовремя и без конфликтов.

Источник:

Попал в ДТП без страховки? Действуй правильно!

Узнай, как действовать когда попал в ДТП без страховки. Три варианта решения вопроса: оплата на месте, досудебное разбирательство, иск.

Сегодня мы расскажем, как нужно себя вести автомобилисту, если он попал в ДТП без страховки. Эта тема по-прежнему интересует многих.

Российское законодательство обязывает каждого автовладельца оформлять полис ОСАГО, однако далеко не все граждане стремятся этот закон соблюдать.

Если у виновника дорожно-транспортного происшествия не застрахована «автогражданка», у владельца пострадавшего в инциденте  автомобиля не будет возможности получить страховое возмещение. Значит, деньги за ремонт будет платить тот, кто причинил ущерб.

Большинство подобных случаев решается в суде.

Кроме того, за отсутствие ОСАГО автолюбителю придется уплатить штраф, который сегодня равен 800 рублям.

Попал в ДТП без страховки – как себя вести?

Схема работы ОСАГО чрезвычайно проста: страховщик пострадавшей стороны оплачивает ремонт поврежденного транспортного средства, а затем производит взаиморасчет с фирмой, клиентом которой является виновный в аварии автомобилист.

Если же у него страховая поддержка отсутствует, он обязан оплатить причиненный ущерб сам. Зачастую в судебном иске также указывается требование возместить моральный вред.

Рассмотрим три варианта разрешения ситуации, когда машина без страховки попала в ДТП:

  1. оплата на месте;
  2. досудебная претензия;
  3. судебный иск.

Договоренность на месте

При небольшом убытке это решение устроит обе стороны. Большинство водителей, экономящих на приобретении ОСАГО вопреки действующему законодательству, ездят аккуратно и редко провоцируют крупные аварии. Возмещение они готовы выплачивать сразу, договорившись о сумме на месте.

При этом владелец поврежденного авто доволен экономией времени и отсутствием необходимости оформлять убыток, а нарушитель обходится без вмешательства сотрудников ГИБДД и штрафа за езду без страховки.

Источник: https://taradmin.ru/dolgi-i-kredity/chto-delat-esli-popal-v-dtp-bez-strahovki-osago.html

Возмещение ущерба при ДТП виновником: основания, порядок | Правоведус

Какую экспертизу проводить перед судом с виновником ДТП, у которого нет страховки?

В данной статье мы подробно расскажем об этапах действия потерпевшей стороны при возмещении ущерба после ДТП виновником.

Все подробности истребования материального ущерба, когда следует взыскивать ущерб и что можно требовать в качестве возмещения ущерба, возможность скачать претензию о возмещении ущерба при ДТП.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону +7 (499) 288-21-46 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

К сожалению, система возмещения ущерба, действующая на территории Российской Федерации, далеко не идеальна, что подразумевает большое количество различных ситуаций, когда получить причитающиеся денежные средства со страховой компании не представляется возможным либо сумма, выплаченная страховой, не может покрыть расходы на восстановление транспортного средства. В подобных случаях за возмещением материального ущерба после ДТП следует обращаться непосредственно к виновнику аварии. Этот вопрос можно решить в добровольном порядке – вторая сторона полностью покрывает расходы, или в судебном – истребование ущерба происходит через суд путем подачи потерпевшим искового заявление о возмещении ущерба с виновника ДТП.

Когда возмещение ущерба при ДТП нужно требовать с виновника

Практика возмещения ущерба при ДТП показывает, что таких ситуаций, когда выплату денежных средств необходимо требовать с виновника аварии, достаточно много, рассмотрим самые распространенные из них: 

  • Сумма материального ущерба с учетом износа превышает лимит страховой компании. Например, стоимость восстановления транспортного средства составляет 500 000 руб., а лимит страховой компании составляет – 400 000 руб., в этом случае разницу можно взыскать с виновника ДТП.
  • Данные о страховом полисе виновника не известны/виновник аварии не имеет страхового полиса (его полное отсутствие, окончание до момента аварии), равно как и наличие недействительного («липового»). Потерпевший имеет право требовать возмещения ущерба с виновной стороны.
  • Ущерб транспортному средству был причинен не во время движения. Например, при неосторожном открытии двери автомобиля на стоянке один водитель поцарапал транспортное средство другого. Это не является страховым случаем, следовательно, ОСАГО не возмещает страхователю убытки. Материальный ущерб будет возмещать виновник происшествия.
  • Виновником возмещается вред, причиненный жизни и здоровью, если сумма ущерба превышает лимит страховой организации.
  • По ОСАГО не возмещается моральный вред, следовательно, компенсацию морального вреда следует взыскивать с виновника ДТП в судебном порядке.

Что можно взыскать с виновника ДТП в качестве возмещения ущерба

При осуществлении процесса взыскания ущерба с виновника дорожно-транспортного происшествия следует понимать, что возмещение средств производится исключительно с учетом износа транспортного средства.

То есть, вряд ли получится взыскать с виновника денежные средства, потраченные на ремонт автомобиля в полном объеме, поскольку улучшение автомобиля за счет виновного лица считается неправомерным.

Виновник обязан возместить ущерб, а не увеличить стоимость автомобиля потерпевшего за счет установки в ходе ремонта новых деталей. Итак, с виновника ДТП можно взыскать: 

  • возмещение ущерба с учетом износа деталей и стоимости всех работ по восстановлению автомобиля;
  • затраты на эвакуацию автомобиля на сервис или с места аварии и услуги по его хранению;
  • утрату товарной стоимости автомобиля, если ее можно рассчитать. Напомним, что УТСА рассчитывается, если на момент ДТП срок эксплуатации автомобиля не превышает 5 лет или величина эксплуатационного износа не превышает 35 %;
  • моральный вред, если жизни и здоровью потерпевшего в результате ДТП был причинен вред, физические и нравственные страдания;
  • возмещение утраченного заработка, расходов на лечение и реабилитацию, выплат при потере кормильца, при причинении вреда жизни и здоровью потерпевшего;
  • расходы на услуги оценочной компании, услуги юриста, почтовые расходы, а также иные расходы, которые суд признает необходимыми в связи с наступлением дорожно-транспортного происшествия.

Добровольное возмещение ущерба при ДТП виновником

Сразу стоит отметить, что добровольное возмещение ущерба виновником ДТП осуществляется крайне редко, особенно если речь идет о больших суммах.

К моменту обращения к виновной стороне потерпевший должен соблюсти общий порядок процесса возмещения ущерба, следовательно, получить необходимую документацию в ГИБДД, побывать в страховой компании (получить отказ от страховой выплаты либо сумму размером меньше нанесенного ущерба), сделать независимую экспертизу и только потом вести переговоры с виновником ДТП. 

Началом переговоров должна стать досудебная претензия о возмещении ущерба ДТП. Данный документ составляется по примеру заявления о страховом возмещении и должен содержать: 

  • данные виновника аварии;
  • информацию о ДТП;
  • информацию о поврежденном транспортном средстве;
  • данные независимой экспертизы;
  • общую сумму причиненного ущерба, включая все расходы, связанные с ДТП;
  • информацию о страховой выплате;
  • разница между страховым возмещением и фактическим размером ущерба;
  • сумму, которую необходимо выплатить виновной стороне, чтобы снять претензии потерпевшего;
  • данные потерпевшего для переговоров (телефон и адрес).

При составлении досудебной претензии следует обязательно озвучить срок, в который потерпевший предлагает виновнику выплатить указанную сумму, а также форму этой выплаты – наличными либо на счет в банке. К претензии обязательно прилагаются копии всех документов: 

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону +7 (499) 288-21-46 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

  1. копия акта о страховом случае;
  2. копию постановления, протокола или определения по делу об административном правонарушении;
  3. копию телеграммы с вызовом на осмотр;
  4. копию отчета независимой экспертизы;
  5. копию чеков и квитанций, а также договоров по расходам.

Досудебную претензию о возмещении ущерба при ДТП рекомендуется отправлять ценным письмом с описью и уведомлением о вручении.

Возмещение ущерба при ДТП виновником в судебном порядке

Если виновник добровольно в установленный в претензии срок не возмещает материальный ущерб, причиненный им в результате дорожно-транспортного происшествия, потерпевшая сторона имеет право урегулировать спор в судебном порядке. Для этого потребуется составление искового заявления о возмещение ущерба в результате ДТП и копии и оригиналы всех имеющихся документов.

Исковое заявление подается по месту жительства виновника ДТП, при этом обязательно оплачивается государственная пошлина. Иск может быть рассмотрен мировым судьей – если цена иска не превышает 50 000 руб. или в районном суде – при цене иска свыше 50 000 руб.

Величина морального вреда определяется в ходе судебного процесса и не входит в сумму иска, а также не облагается пошлиной. 

Важно! Все расходы, которые несет истец о время судебного процесса, могут быть включены в итоговый размер ущерба, в том числе сумма госпошлины и стоимость услуг юриста. 

Претензия о возмещении ущерба ДТП

+7 (499) 288-21-46
Круглосуточно

Источник: https://pravovedus.ru/practical-law/auto/vozmeshhenie-ushherba-pri-dtp-vinovnikom/

Административное право
Добавить комментарий