Кто должен возместить ущерб нанесенный от дорожного полотна?

Повредили автомобиль из-за некачественного дорожного покрытия?

Кто должен возместить ущерб нанесенный от дорожного полотна?

В нашем обществе есть проблема: все жалуются на дороги низкого качества, утверждают, что приходиться оплачивать дорогущие ремонты автомобилей,  но только единицы готовы реально решать эту проблему.

Какие законы регулируют возмещение ущерба?

Гражданский кодекс Украины определяет, что лицо, которому нанесен ущерб в результате нарушения его гражданского права, имеет право на его возмещение.

Ущербом являются:

1) потери, которые лицо понесло в связи с уничтожением или повреждением вещи, а также расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления своего нарушенного права (реальный ущерб);

2) доходы, которые лицо могло бы реально получить при обычных обстоятельствах, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Важно! Если средством вашего заработка является автомобиль, и вы можете это подтвердить, то с владельца дороги вы можете взыскать также и доходы, которые вы могли бы получить если бы не ремонт машины вследствие некачественной дороги.

Согласно ч. 1 ст. 16 Закона Украины «Об автомобильных дорогах» улицы и дороги городов и других населенных пунктов находятся в ведении органов местного самоуправления и являются коммунальной собственностью.

Управление функционированием и развитием улиц и дорог городов и других населенных пунктов осуществляется соответствующими органами местного самоуправления, в ведении которых они находятся (ст. 17 Закона Украины «Об автомобильных дорогах»).

По смыслу ст. 14 Закона Украины «О дорожном движении» участники дорожного движения имеют право на безопасные условия дорожного движения, на возмещение убытков, причиненных вследствие несоответствия состояния автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов требованиям безопасности движения.

Водитель имеет право на возмещение убытков, причиненных вследствие несоответствия состояния автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов требованиям безопасности движения (ст. 16 Закона Украины «О дорожном движении»).

Вывод! Ответственным за управление и развитие дорог является орган местного самоуправления либо облавтодор.

Какая практика в судах?

До Верховного суда доходит много дел, связанных с возмещением вреда владельцам транспортных средств. Часто главной причиной исков является ​​неудовлетворительное состояние дорог.

Если анализировать практику, то есть десятки дел, когда автомобили были повреждены канализационным люком, который был выбит из своего места на дороге колесом встречного автомобиля.

В одном из таких дел решением районного суда, оставленным без изменений постановлением апелляционного суда, установлено, что ответственность за состояние дорог возложена на городской совет. Именно он должен возмещать убытки пользователям улиц и дорог, возникшие из-за неудовлетворительного состояния дорог.

Важно! В Украине устоялась судебная практика, в соответствии с которой иски к городским советам удовлетворяются, ущерб взыскивается в пользу истцов. Но для этого нужно собрать всю доказательную базу.

Четкий план действий

  1. Допустим вы въехали в яму и остались без колеса. Вы тут же подумаете, что это не ДТП. И будете неправы. Потому что если вы не зафиксируете все, что произошло, в предусмотренном законом порядке, то про взыскание ущерба можете забыть. А фиксация осуществляется один в один как и при любой аварии.
  2. Правильно фиксируем события.

    Включите аварийную сигнализацию, установите соответствующий знак и вызовите полицию. Если есть свидетели, убедительно просим их дождаться, когда приедет  полиция. Думаем наперед, и делаем фото доказательства для обращения в суд.

    Тут два важных момента: первый – поврежденный участок дороги нужно сфотографировать так, чтобы на фото было видно еще какой-то элемент этой местности, чтобы вы могли доказать, что это именно этот участок дороги; второй – детальное фото поврежденной машины. То, с чем вы пойдете в суд, во многом зависит именно от правильной фиксации.

    Не адвокат “за все деньги” принесет вам решение суда, а правильная доказательная база. Помните об этом!

  3. Перечитайте, что написано в протоколе полиции. Есть большая вероятность, что вам захотят “пришить” нарушение правил дорожного движения именно вами. Если будет составлен такой протокол, то придется его обжаловать в суде.

    Вы должны понимать, что в случае фиксации именно вашей вины, оснований для возмещения ущерба не будет, так как вина является необходимым элементом для удовлетворения иска. Идеальный вариант – это протокол, в котором будет указано, что именно повреждение дороги и стало причиной аварии.

  4. Подтвердите стоимость ремонта документами.

    Эксперты могут провести автотовароведческое исследование, а вы, со своей стороны, сохраните все квитанции и чеки об оплате за ремонт.

  5. Иск в суд. Если вы правильно собрали доказательства, в том порядке, как мы выше описали, то с иском проблем не будет. Ответчик – владелец дороги. Если дорога находится в населенном пункте, то возмещать ущерб должен орган местного самоуправления.

    Если авария случилась на трассе, к примеру, в Ивано-Франковской области, то ответчиком в суде будет Служба автомобильных дорог в Ивано-Франковской области.

Как видите, существует вполне понятный алгоритм действий. Кроме этого, юристы констатируют положительную судебную практику в таких делах. Поэтому советуем не брать на себя ремонт, виновником которого вы не являетесь.

Источник: https://wiu.com.ua/avto-v-yame

Воз­ме­ще­ние ущерба вслед­ствие вины дорож­ных служб

Кто должен возместить ущерб нанесенный от дорожного полотна?

К сожа­ле­нию, в нашей стране прак­ти­че­ски не най­дется ни один води­тель, кото­рый бы ни разу не вспом­нил «доб­рым сло­вом» сотруд­ни­ков дорож­ных служб.

Решить эту про­блему на уровне отдель­ного постра­дав­шего из-за состо­я­ния дороги вла­дельца авто­мо­биля сложно, но если не бороться с этим явле­нием, ни к чему хоро­шему это не при­ве­дет.

Винов­ник дол­жен отве­тить за нарушения.

При­чи­нами обра­зо­вав­шихся дорож­ных ям, уха­бов и ава­рий­ного состо­я­ния дорог могут слу­жить нару­ше­ния тех­но­ло­ги­че­ского про­цесса при их стро­и­тель­стве, исполь­зо­ва­ние мате­ри­а­лов ненад­ле­жа­щего каче­ства и не отве­ча­ю­щих уста­нов­лен­ным нор­мам и стан­дар­там, слож­ные погод­ные усло­вия, осо­бен­но­сти рельефа мест­но­сти, а также дру­гие нега­тив­ные фак­торы. В любом слу­чае, из-за пло­хой дороги, ям и про­ва­лов по вине дорож­ных служб стра­дают вла­дельцы авто­мо­би­лей. Как пока­зы­вает ста­ти­стика, неудо­вле­тво­ри­тель­ное каче­ство дороги явля­ется при­чи­ной 15–20 % всех ДТП. Пло­хое состо­я­ние дорож­ного покры­тия суще­ственно уве­ли­чи­вает риск ава­рий­но­сти, при­во­дит к вынуж­ден­ному посе­ще­нию шино­мон­таж­ных мастер­ских для ремонта лег­ко­с­плав­ных дис­ков, в осо­бен­но­сти боль­шого ради­уса, вне­пла­но­вым поезд­кам на СТО, чтобы пере­брать под­веску и ходо­вую часть авто­мо­биля, а также дру­гим непред­ви­ден­ным расходам.

Каким обра­зом води­телю защи­тить свои права, если ДТП слу­чи­лось в связи с пло­хим дорож­ным покрытием?

Как пра­вильно на месте ДТП зафик­си­ро­вать состо­я­ние дороги, чтобы выйти с иском в суд с тре­бо­ва­нием о воз­ме­ще­нии при­чи­нен­ного ущерба?

Ответ­ствен­ность за пло­хое состо­я­ние дорож­ного покрытия

Если авто­мо­билю нане­сен ущерб из-за пло­хой дороги, дорож­ных ям или про­ва­лов по вине дорожно-эксплуатационных служб, вла­де­лец авто имеет право взыс­кать ком­пен­са­цию ущерба с госу­дар­ства.

Води­тель может про­ко­лоть колесо, нае­хав на выбо­ину, выле­теть в кювет из-за неуб­ран­ных снеж­ных куч или пре­ду­пре­жда­ю­щих ограж­де­ний. В этих и подоб­ных слу­чаях по вине дорож­ных служб согласно зако­но­да­тель­ству РФ при­чи­нен­ный вред дол­жен воз­ме­щаться води­телю этими служ­бами в пол­ном объ­еме.

Эта ответ­ствен­ность каса­ется также раз­лич­ных орга­ни­за­ций, рабо­та­ю­щих на дороге или рядом с доро­гой, вклю­чая сотруд­ни­ков ГИБДД.

Нор­ма­тив­ная база и фик­са­ция сле­дов ДТП

Одним из глав­ных усло­вий взыс­ка­ния ком­пен­са­ции ущерба из-за пло­хой дороги будет гра­мот­ный под­ход к этому вопросу.

Согласно зако­но­да­тель­ству ответ­ствен­ность за состо­я­ние и повре­жде­ния про­ез­жей части дороги несут долж­ност­ные лица дорожно-эксплуатационных орга­ни­за­ций, осу­ществ­ля­ю­щих ремонт или рекон­струк­цию опре­де­лен­ных участ­ков дорог по дол­го­сроч­ным или разо­вым договорам.

В гл. 28 НК РФ «Транс­порт­ный налог» зако­но­да­те­лем ука­заны нормы, в соот­вет­ствии с кото­рыми каж­дый вла­де­лец авто­транс­порт­ного сред­ства (нало­го­пла­тель­щик) обя­зан упла­чи­вать транс­порт­ный налог.

Денеж­ные сред­ства, полу­чен­ные как оплата налога, направ­ля­ются далее на стро­и­тель­ство, содер­жа­ние, ремонт, а также рекон­струк­цию дорог.

Таким обра­зом, если авто­вла­де­лец обя­зан упла­тить транс­порт­ный налог, то он имеет право на долж­ное обес­пе­че­ние состо­я­ния дорог кото­рыми он пользуется.

Ст. 28 ФЗ РФ № 257-ФЗ от 08.11.2007 г.

«Об авто­мо­биль­ных доро­гах и о дорож­ной дея­тель­но­сти в РФ» опре­де­ляет ответ­ствен­ность дорож­ных служб за ДТП, вызван­ные нека­че­ствен­ным ремон­том или рекон­струк­цией дороги: «Поль­зо­ва­тели авто­мо­биль­ными доро­гами имеют право полу­чать ком­пен­са­цию вреда, при­чи­нен­ного их жизни, здо­ро­вью или иму­ще­ству в слу­чае стро­и­тель­ства, рекон­струк­ции, капи­таль­ного ремонта, ремонта и содер­жа­ния авто­мо­биль­ных дорог, вслед­ствие нару­ше­ний тех­ни­че­ских регла­мен­тов лицами, осу­ществ­ля­ю­щими стро­и­тель­ство, рекон­струк­цию, капи­таль­ный ремонт, ремонт и содер­жа­ние авто­мо­биль­ных дорог».

Тре­бо­ва­ния к состо­я­нию дорог опре­де­лены ГОСТ Р 50597–93 «Авто­мо­биль­ные дороги и улицы. Тре­бо­ва­ния к экс­плу­а­та­ци­он­ному состо­я­нию, допу­сти­мому по усло­виям обес­пе­че­ния без­опас­но­сти дорож­ного дви­же­ния».

ГОСТом преду­смот­рено, что дорога должна быть обо­зна­чена соот­вет­ству­ю­щими дорож­ными зна­ками, в усло­виях пло­хой види­мо­сти – допол­ни­тельно сиг­наль­ными огнями. Глу­бина дорож­ных ям не должна пре­вы­шать 5 см, ширина – 60 см, длина – 15 см. Все осталь­ные неров­но­сти, впа­дины и т.п.

должны быть отме­чены дорож­ными зна­ками или све­то­от­ра­жа­ю­щими заграждениями.

ГОСТом 50597–93 также уста­нов­лены сроки устра­не­ния ям и тре­щин: от 5 до 10 суток. На феде­раль­ных ско­рост­ных трас­сах этот срок состав­ляет не более 5 суток.

Любое из откло­не­ний от тре­бо­ва­ний зако­но­да­тель­ства явля­ется пово­дом для того, чтобы при­влечь дорож­ные службы к юри­ди­че­ской ответственности.

После попа­да­ния авто­мо­биля в яму (откры­тый люк), столк­но­ве­ния с пре­пят­ствием вслед­ствие ненад­ле­жа­щего испол­не­ния своих обя­зан­но­стей дорож­ными служ­бами, необ­хо­димо неза­мед­ли­тельно вызы­вать ГИБДД для фик­са­ции места ДТП с исполь­зо­ва­нием тех­ни­че­ских средств, про­ве­де­нием фото и видео съемки, уста­нов­ле­нием сви­де­те­лей и оче­вид­цев ДТП и их опро­сом, а также состав­ле­нием про­цес­су­аль­ных документов.

Пове­де­ние води­теля на месте ДТП

От дей­ствий води­теля в момент подоб­ного ДТП во мно­гом зави­сит воз­мож­ность ком­пен­си­ро­вать ущерб. Прежде всего, сле­дует очень серьезно отне­стись к сле­ду­ю­щим моментам:

  1. Сразу же обра­тить вни­ма­ние сотруд­ника ГИБДД на пло­хое состо­я­ние дороги, ука­зав при этом при­чину, по кото­рой авто­мо­биль полу­чил повре­жде­ния. В про­то­коле осмотра места про­ис­ше­ствия должны быть ука­заны все детали, кото­рые спро­во­ци­ро­вали ДТП: опи­са­ние состо­я­ния дорож­ного полотна, име­ю­щихся повре­жде­ний авто­мо­биля, а также факт отсут­ствия пре­ду­пре­жда­ю­щих дорож­ных зна­ков и ограж­де­ний. Содер­жа­ние про­то­кола необ­хо­димо изу­чить вни­ма­тельно, поскольку суще­ствует риск отра­же­ния в нем иной дорож­ной обста­новки, отлич­ной от фактической.
  2. Если ука­зан­ное дей­ствие не угро­жает жизни или здо­ро­вью авто­вла­дель­цам, пас­са­жи­рам, иным участ­ни­кам дви­же­ния, необ­хо­димо обес­пе­чить сохран­ность сле­дов ДТП, не пере­ме­щать авто­мо­биль, сохра­нив все дока­за­тель­ства ДТП до момента фик­са­ции дан­ных. Необ­хо­димо опре­де­лить раз­меры ямы, куда уго­дил авто­мо­биль. Ука­зан­ные харак­те­ри­стики, раз­меры как раз и будут слу­жить даль­ней­шим осно­ва­нием несо­от­вет­ствия ГОСТу и сле­до­ва­тельно несо­блю­де­ние стан­дарта ста­нет осно­ва­нием для при­зна­ния вины дорожно-эксплуатационной орга­ни­за­ции, кото­рая ответ­ственна за обслу­жи­ва­ния опре­де­лен­ного участка дороги.Важным фак­то­ром явля­ется само­сто­я­тель­ная фик­са­ция сле­дов ДТП, про­ве­де­ние осмотра места ДТП, при этом необ­хо­димо сфо­то­гра­фи­ро­вать или снять на видео с ука­за­нием даты и вре­мени съемки все ука­зан­ные нару­ше­ния (раз­меры ям, форму, рас­по­ло­же­ние и пр.). Съемка должна про­из­во­диться таким обра­зом, чтобы на фото (видео) был виден кон­крет­ный уча­сток дороги, где про­изо­шла ава­рия, опо­зна­ва­тель­ные знаки этого участка дороги: осу­ще­ствить при­вязку к опре­де­лен­ному ста­ци­о­нар­ному объ­екту к углу дома, зда­нию, столбу, с ука­за­нием точ­ного адреса, номера этого дома, назва­нием улицы, ука­за­нием коор­ди­нат GPS и т.д. После этого сле­дует соста­вить свой неза­ви­си­мый акт с опи­са­нием при­ло­жен­ных фото или видео мате­ри­а­лов и под­пи­сать его вме­сте со свидетелями.Имеет смысл вызвать на место пред­ста­ви­теля стра­хо­вой ком­па­нии и потре­бо­вать от него про­из­вод­ства ана­ло­гич­ных действий.
  3. Потре­бо­вать у сотруд­ника ГИБДД, чтобы он вызвал на место ава­рии долж­ност­ное лицо, пред­став­ля­ю­щее экс­плу­а­ти­ру­ю­щую ука­зан­ный уча­сток дороги орга­ни­за­цию. Ему также сле­дует зафик­си­ро­вать состо­я­ние опре­де­лен­ного участка дороги в целом. При рас­смот­ре­нии дела эти дан­ные будут слу­жить вес­ким аргу­мен­том и дока­за­тель­ством того, что ава­рия про­изо­шла по вине дорож­ных служб, в связи с их непра­виль­ными дей­стви­ями или бездействием.
  4. Попро­сить сви­де­те­лей под­твер­дить слова води­теля в пись­мен­ном виде и взять их кон­такт­ные дан­ные. В соот­вет­ствии со ст. 25.6 КоАП сви­де­те­лем может являться любое лицо, кото­рому стали известны обсто­я­тель­ства по делу. Сви­де­те­лями ава­рии могут быть пас­са­жиры, про­ез­жа­ю­щие мимо води­тели или пеше­ходы, нахо­дя­щи­еся на месте про­ис­ше­ствия. К про­то­колу ГИБДД должна при­ла­гаться схема ДТП с отра­же­нием всех обсто­я­тельств дела. Эта схема должна состав­ляться в при­сут­ствии двух поня­тых. Води­телю сле­дует оста­вить себе копию протокола.
  5. Быть пре­дельно вни­ма­тель­ным, поскольку сотруд­ники дорож­ных служб, научен­ные горь­ким опы­том, до при­езда сотруд­ни­ков ГИБДД могут поста­раться быстро убрать или скрыть следы своей вины: напри­мер, засы­пать яму щебен­кой, уста­но­вить крышку люка, посы­пать дорогу пес­ком или уста­но­вить все необ­хо­ди­мые знаки. В таком слу­чае помо­гут фото­ап­па­рат или видео­ка­мера с фик­са­цией всех дей­ствий дорож­ных служб после ДТП и пока­за­ния сви­де­те­лей, также сле­дует ука­зать пред­ста­ви­те­лям дорож­ных служб о про­изо­шед­шем ДТП и необ­хо­ди­мо­сти фик­са­ции сле­дов, в связи с чем необ­хо­ди­мость обес­пе­чить их сохранность.

В том слу­чае, если не уда­лось добиться дан­ных о ком­па­нии, ответ­ствен­ной за состо­я­ние дороги, можно обра­титься с заяв­ле­нием в пра­во­охра­ни­тель­ные органы, вклю­чая про­ку­ра­туру.

В любом слу­чае, полу­чить ком­пен­са­цию смо­жет тот авто­мо­би­лист, вины кото­рого в слу­чив­шемся ДТП нет. Если сотруд­ники ГИБДД обви­нили в ДТП води­теля, это реше­ние при нали­чии осно­ва­ний может быть обжа­ло­вано в порядке дей­ству­ю­щего зако­но­да­тель­ства.

Для этого при­го­дятся все выше­пе­ре­чис­лен­ные дока­за­тель­ства, полу­чен­ные непо­сред­ственно на месте ДТП и в последствии.

Досу­деб­ное урегулирование

Если изве­стен ответ­чик, имеет смысл раз­ре­ше­ния сло­жив­шейся ситу­а­ции с помо­щью авто­ю­ри­стов нашей ком­па­нии в досу­деб­ном порядке.

Для этого необ­хо­димо напра­вить винов­нику ДТП пре­тен­зию о воз­ме­ще­нии мате­ри­аль­ного вреда о воз­ме­ще­нии мате­ри­аль­ного вреда с пред­ло­же­нием доб­ро­воль­ного уре­гу­ли­ро­ва­ния ситу­а­ции.

В слу­чае отказа, сле­дует напра­вить в суд иско­вое заяв­ле­ние и ини­ци­и­ро­вать судеб­ный про­цесс. Сумму мате­ри­аль­ного ущерба при этом лучше под­твер­дить соот­вет­ству­ю­щим доку­мен­том – заклю­че­нием неза­ви­си­мой экспертизы.

Если суд на осно­ва­нии всех доку­мен­тов уста­но­вит, что води­тель пытался раз­ре­шить спор в досу­деб­ном порядке с дорож­ной орга­ни­за­цией, это может быть поло­жи­тельно рас­це­нено в его пользу.

К тому же, доб­ро­воль­ное воз­ме­ще­ние ущерба винов­ни­ком (дорож­ной орга­ни­за­цией) – вполне веро­ятно, если пре­тен­зия состав­лена гра­мотно и с обос­но­ва­нием рас­чета суммы мате­ри­аль­ного ущерба.

Оценка ущерба

Чтобы оце­нить сте­пень полу­чен­ных повре­жде­ний после ДТП из-за пло­хого состо­я­ния дороги, сле­дует обра­титься к неза­ви­си­мым экс­пер­там ФАСПб.

Для осмотра повре­жден­ного авто­мо­биля целе­со­об­разно при­гла­сить пред­ста­ви­теля соот­вет­ству­ю­щей дорожно-эксплуатационной орга­ни­за­ции.

Это не поз­во­лит им в даль­ней­шем утвер­ждать, что авто­мо­биль осмот­рен в их отсутствие.

Судеб­ный процесс

Если дорож­ная ком­па­ния отка­зала в досу­деб­ном воз­ме­ще­нии мате­ри­аль­ного ущерба, тогда при­дется обра­щаться в суд. Глав­ной зада­чей при этом явля­ется пра­виль­ное состав­ле­ние иско­вого заяв­ле­ния, при­ло­жив к нему все име­ю­щи­еся доку­менты и мате­ри­алы. Заяв­ле­ние необ­хо­димо отпра­вить через почту заказ­ным письмом.

Рас­ходы постра­дав­шего води­теля по оплате неза­ви­си­мой экс­пер­тизы, по эва­ку­а­ции авто­мо­биля, уча­стию авто­ю­ри­ста или автоад­во­ката взыс­ки­ва­ются судом с ответ­чика (или про­иг­рав­шей стороны).

Ответ­ствен­ность можно воз­ла­гать не только на сотруд­ни­ков дорож­ных ком­па­ний, но также и на инспек­то­ров ГИБДД. В силу п.

58 Адми­ни­стра­тив­ного регла­мента МВД РФ №185 от 02 марта 2009 года, сотруд­ник ГИБДД обя­зан осу­ществ­лять регу­ли­ро­ва­ние дорож­ного дви­же­ния, если воз­ни­кает «необ­хо­ди­мость пре­ду­пре­жде­ния объ­езда воз­ник­шего пре­пят­ствия, места дорожно-транспортного про­ис­ше­ствия, про­ве­де­ния аварийно-спасательных работ». Сде­лать он это может лично, уста­но­вив вре­мен­ные дорож­ные знаки или ука­за­тели, обес­пе­чив ограж­де­ние участка дороги тех­ни­че­скими сред­ствами (кону­сами, сиг­наль­ной лен­той и пр.).

Выводы

Досу­деб­ные и судеб­ные раз­би­ра­тель­ства по вопро­сам воз­ме­ще­ния ущерба из-за пло­хого состо­я­ния дорож­ного покры­тия в нашей стране с каж­дым годом ста­но­вятся попу­ляр­нее. Важно при этом собрать все необ­хо­ди­мые доку­менты и мате­ри­алы, оце­нить повре­жде­ния, а также знать свои закон­ные права.

Не отча­яться и добиться спра­вед­ли­во­сти постра­дав­шим авто­вла­дель­цам помо­гут юри­сты ФАСПБ. Прак­тика пока­зы­вает, что судеб­ный про­цесс вполне дей­ствен­ный и помо­гает воз­ме­стить ущерб с винов­ной стороны.

В любом слу­чае, свои права необ­хо­димо уметь отста­и­вать. Если и дальше про­дол­жать без­дей­ство­вать, попа­дая в подоб­ные ситу­а­ции и ремон­ти­руя повре­жден­ный авто­мо­биль за свой счет, то мало­ве­ро­ятно, что ситу­а­ция на доро­гах сама по себе изме­нится в луч­шую сторону.

Бесплатная консультация автоюриста — по тел.  +7 (812) 426-18-18

Источник: https://fedavto.ru/uslygi/predstavitelstvo/vozmeshhenie-ushherba-vsledstvie-viny-dorozhnyx-sluzhb

Как возместить вред от ямы на дороге

Кто должен возместить ущерб нанесенный от дорожного полотна?

По статистике каждое пятое дорожно-транспортное происшествие в России происходит из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог. 

Действующее законодательство Российской Федерации предусматривает право автовладельца на компенсацию ущерба, причиненного его транспортному средству по причине ненадлежащего состояния дорожного покрытия автомобильной дороги.

Если вы попали в ДТП, выполните предусмотренные п. 2.5 Правил дорожного движения обязанности – остановите транспортное средство, включите аварийную световую сигнализацию и выставьте знак аварийной остановки, сообщите о случившемся в полицию, запишите фамилии и адреса очевидцев и ожидайте прибытия сотрудников полиции.

Зафиксируйте с помощью фотоаппарата повреждения автомобиля и дорожного покрытия, тормозной путь автомобиля. Постарайтесь сделать кадры с привязкой к местности. Также необходимо обратить внимание и зафиксировать наличие или отсутствие предупреждающих об опасном препятствии знаков, правильность их установки и читаемость.

После прибытия сотрудников ГИБДД внимательно изучите правильность и объективность оформления ими документов: справки о ДТП, схемы, протокола и др.

Необходимо требовать от сотрудников ГИБДД составления Акта о неудовлетворительных дорожных условиях (Акт НДУ). В этом акте должны быть подробно описаны какие конкретно дорожные условия были при ДТП. Если ДТП произошло из-за ямы, то должны быть указаны размеры ямы. Если ДТП произошло из-за снежной колеи или гололеда, то в акте должна быть указана глубина колеи.

ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденный постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 № 221, определяет предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т. п.

Зачастую, не так просто получить возмещение вреда с дорожников. В суде они перекладывают ответственность на городские власти или администрации районов, обвиняют водителя в несоблюдении скоростного режима и пр.

Порядок действий.

1.  Выполнить обязанности предусмотренные п. 2.5 ПДД РФ – выставить знак аварийной остановки, вызвать ГИБДД, переписать очевидцев.

2. Сфотографировать поврежденное ТС со всех сторон. Сфотографировать знаки, разметку, яму, тормозные следы и прочее.

3. Произвести замеры ямы. Если нет линейки, то можно использовать подручные предметы для определения размеров ямы.

4. Дождаться сотрудников ГИБДД. Требовать составления Акта о неудовлетворительных дорожных условиях.

5. Обратиться в независимую экспертизу для оценки ущерба. Мы поможем выбрать хорошую экспертную организацию.

6. Подать в суд на организацию отвечающую за эксплуатацию участка дороги.

Нормативная база.

Согласно положениям ст.

11, 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ответственность за соответствие дорог установленным требованиям в части обеспечения безопасности дорожного движения на этапе проектирования возлагается на исполнителя проекта, а на этапах реконструкции и строительства – на исполнителя работ.

Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентом и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание дорог.

На основании ст.

28 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пользователи автомобильными дорогами имеют право получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог вследствие нарушений требований настоящего закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автодорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Так, ст. 1064 ГК РФ закрепляет, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Кроме того, ст. 151 ГК РФ предусмотрено право гражданина на компенсацию морального вреда.

Наезд на яму или дорожный люк.

При наступлении ДТП, связанного с неудовлетворительными дорожными условиями, сотрудник ГИБДД устанавливает конкретные недостатки в содержании и инженерном обустройстве автомобильных дорог, способствовавшие его возникновению.

По материалам обследования составляется Акта о неудовлетворительных дорожных условиях (Акт НДУ). В Акте подробно описываются какие дорожные условия способствовали наступлению ДТП. Копия Акта о неудовлетворительных дорожных условиях приобщается к материалу по факту ДТП и может быть выдана заинтересованным лицам.

Требования к состоянию дорог определены в ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы». Согласно ГОСТу повреждениями дорожного покрытия являются:

Ямы, выбоины, просадки дорожного полотна, превышающие хотя бы один из следующих параметров: ширина — 60 см., длина — 15 см., глубина — 5 см.Отклонение крышки люка смотрового колодца относительно уровня покрытия более 2,0 см. Отклонение верха головки рельса трамвайных или железнодорожных путей, расположенных в пределах проезжей части, относительно покрытия более 2,0 см.

Причиной ДТП могут быть: нарушения в работе светофоров, наледь или снежные заносы, установленные с нарушением ГОСТов дорожные знаки, отсутствие или неверно нанесенная разметка, наличие посторонних предметов на проезжей части и т.д.

Ответственность за соответствие дорог установленным требованиям в части обеспечения безопасности дорожного движения возлагается на собственника дороги или на обслуживающую организацию.

В данном случае возмещение вреда происходит за счет лиц допустивших ненадлежащее содержание дороги. 

Мы поможем:

  • установить надлежащего ответчика для возмещения вреда;
  • оценить размер ущерба (независимая экспертиза);
  • провести переговоры с причинителем вреда о решении вопроса в досудебном порядке;
  • составить исковое заявление в суд о возмещении вреда;
  • представить интересы в суде;
  • исполнить решение суда и получать деньги с ответчика.

Источник: https://kzpa66.ru/kak-vozmestit-vred-ot-yamy-na-doroge.html

Как взыскать вред, причиненный транспортному средству ненадлежащим состоянием дорог

Кто должен возместить ущерб нанесенный от дорожного полотна?

Илон Маск запустил автомобиль в космос, роботов научили делать сальто, а у нас каждый год со снегом сходят дороги…Парадокс?! Нет, извечная проблема…

Казалось бы, вокруг постоянно слышишь из уст автолюбителей благой, а зачастую и не очень, мат о состоянии дорог и постоянных повреждениях своих четырехколесных друзей, вызванных ямами, выбоинами, люками и так далее.

Но, к моему удивлению, в суды автовладельцы обращаются за взысканием ущерба, причиненного транспортному средству халатным содержанием дорог, не так уж часто. Возможно потому, что зачастую, ущерб покрывает страховка. А выигрывают и того реже.

Так может и не стоит «воевать» и «ломать копья»? – спросите вы. Нет, как показывает судебная практика выиграть дело и взыскать ущерб вполне реально, но при этом, необходимо правильно установить все обстоятельства, собрать доказательства и получить надлежащие документы, которые подтверждают правоту владельца поврежденного авто.

Итак, сначала обратимся, так сказать, к теории.

Нормативно-правовые  обоснования возмещения ущерба

В соответствии с требованиями ст. 22 ГК Украины лицо, которому причинен ущерб в результате нарушения его гражданского права имеет право на его возмещение. Ущербом являются потери, которые лицо понесло в связи с уничтожением или повреждением вещи, а также расходы, которые лицо понесло или должно было понести для восстановления своего нарушенного права.

Согласно ст.

1166 ГК Украины имущественный вред, причиненный неправомерными решениями, действиями или бездеятельностью личным неимущественным правам физического или юридического лица, а также вред, причиненный имуществу физического или юридического лица, возмещается в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от его возмещения, если докажет, что вред причинен не по его вине.

По предписаниям ст. 1173 Гражданского кодекса Украины вред, причиненный физическому или юридическому лицу незаконными решениями, действиями или бездействием органа государственной власти, органа власти АР Крым или органа местного самоуправления при осуществлении ими своих полномочий, возмещается государством, АР Крым или органом местного самоуправления независимо от вины этих органов.

Согласно п. 2.12 Правил дорожного движения Украины, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 10.10.2001 года № 1306, владелец транспортного средства имеет правона возмещение убытков, причиненных вследствие несоответствия состояния автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов требованиям безопасности дорожного движения.

Частью 3 статьи 14 и частью 1 статьи 16 Закона Украины «О дорожном движении» определено, что участники дорожного движения имеют право на безопасные условия дорожного движения, на возмещение убытков, причиненных вследствие несоответствия состояния автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов требованиям безопасности движения. Водитель имеет право на возмещение убытков, причиненных вследствие несоответствия состояния автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов требованиям безопасности движения.

А теперь практика.

Для того чтобы взыскать вред, причиненный по вине дорожных служб нужно зафиксировать, установить и доказать:

  1. Причины повреждения транспортного средства;
  2. Кто является собственником и/или балансодержателем дороги либо кто отвечает за участок дороги, где произошло ДТП.
  3. Размер ущерба, который был причинен транспортному средству;
  4. Наличие виновных действий или бездействия собственника (балансодержателя) дороги;
  5. Наличие причинно-следственной связи между виновными действиями (бездействиями) собственника (балансодержателя) дороги и причинением ущерба.

Шаг первый. Устанавливаем причины повреждения транспортного средства

Прежде всего, если произошло такое несчастье, нужно вызвать сотрудников полиции, зафиксировать повреждения и выяснить причины повреждения авто.

Тут начинается первая проблема. Как правило, сотрудники полиции в большинстве случаев начинают составлять протокол об административном правонарушении по ст. 124 КУоАП, т.е. о ДТП, где виновным укажут…пострадавшего!

Поэтому, следует указать работникам полиции на ненадлежащее состояние дорожного покрытия (ямы,  трещины, выбоины и т.д.) и требовать составление протокола не на вас, а по ст. 140 КУоАП.

То есть за нарушение правил, норм и стандартов, касающихся обеспечения безопасности дорожного движения при содержании автомобильных дорог, железнодорожных переездов, других дорожных сооружений, непринятие мер по своевременному запрещению или ограничению движения при возникновении условий, которые угрожают безопасности движения, или непринятие своевременных мер к восстановлению безопасных условий для движения.

Если все же, протокол будет составлен на вас, то обязательно нужно обратить внимание на правильность составления:

— схемы ДТП, зафиксирована ли на ней яма, из-за которой случилось ДТП, зафиксировано ли отсутствие предупреждающих знаков, ограждений и т.д.;

— справки о дорожно-транспортном происшествии, в которой должно быть указано место и время ДТП, перечень механических повреждений транспортного средства;

—  фототаблицы.

Не стесняемся и в протоколе пишем пояснения о действительных причинах ДТП (наезд на яму, выбоину и т.д.) либо прилагаете к  протоколу свои письменные пояснения.

Если были свидетели, то обязательно они должны быть указаны в протоколе.

Составление протокола по ст. 140 КУоАП (за нарушение правил, норм и стандартов, касающихся обеспечения безопасности дорожного движения при содержании автомобильных дорог) не гарантирует принятие решения судом в вашу пользу, но значительно увеличивает шансы на успех.

Если же протокол составлен в отношении вас по ст. 124 КУоАП (ДТП), то его будет рассматривать суд. В суде придется доказывать свою невиновность и просить закрыть дело по отсутствию состава правонарушения.

Мои рекомендации таковы. Лицо несет ответственность по ст.124 КУоАП не просто за любое нарушение правил дорожного движения, а только когда такое нарушение причиняет вред иным объектам (другим транспортным средствам, грузам, автомобильным дорогам, улицам, железнодорожным переездам, дорожным сооружениям или чужому имуществу).

Если ДТП произошло из-за ненадлежащего состояния дорожного покрытия (например, выбоина на дороге) и каких-либо предупредительных знаков о неудовлетворительном состоянии дороги не было, то и вины в ДТП водителя транспортного средства нет.

Если же вас все же привлекли по ст. 124 КУоАП, то рассчитывать на положительное решение суда вряд ли стоит и в возмещении ущерба будет отказано либо сумма возмещения будет значительно уменьшена.

Шаг второй. Устанавливаем   кто является собственником (балансодержателем дороги)

Иными словами, определяем того кто должен возмещать ущерб, причиненный автомобилю.

Для начала нужно разграничить где произошло происшествие: в черте города, в населенном пункте (дороге местного значения) либо на трассе (дороге государственного значения).

Согласно ч. 1 ст. 24 Закона Украины «О дорожном движении» владельцы дорог, улиц и железнодорожных переездов или уполномоченные ими органы несут ответственность за создание безопасных условий движения на дорогах, улицах и железнодорожных переездах, находящихся в их ведении.

Перечень автомобильных дорог общего пользования государственного значения утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 24 июня 2006 года № 865.

Если происшествие было на такой дороге, то она относится к сфере управления Государственной службы автомобильных дорог Украины (Укравтодор).

У этой службы есть свои территориальные отделения. Они-то и будут нести ответственность.

Но это определяется в каждом конкретном случае индивидуально путем подачи запросов, обращений и т.д., поскольку часть дороги могут передать в управления еще кому-либо или служба автомобильных дорог заключила договор подряда с другим предприятием на ремонт и эксплуатацию дороги.

По предписаниям пп. 1, 4 ч. 1 ст.

21 Закона Украины «Об автомобильных дорогах» органы местного самоуправления, управляющие функционированием и развитием улиц и дорог городов и других населенных пунктов, отвечают за: состояние улиц и дорог городов и других населенных пунктов в соответствии с действующими нормами, в том числе по безопасности движения транспортных средств и пешеходов; возмещение убытков пользователям улиц и дорог городов и других населенных пунктов, возникших из-за их неудовлетворительного состояния, в порядке, определенном законом.

В ч. 1 ст. 6 Закона Украины «О дорожном движении» установлено, что к компетенции городских советов и их исполнительных органов районных советов и районных государственных администраций в сфере дорожного движения относится, в частности, организация строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов.

Таким образом, если например, вред из-за ненадлежащего состояния дороги причинен в черте города, то нести ответственность должны соответствующие городские советы (місцеві ради) либо же соответствующее коммунальное предприятие по строительству, ремонту и эксплуатации дорог.  

Шаг три. Устанавливаем размер ущерба, который был причинен транспортному средству

С этой целью проводят автотовароведческую экспертизу, во время которой эксперт делает заключение о размере ущерба нанесенного транспортному средству.

Так же  с этой целью собираем все договора, квитанции, чеки, акты выполненных работ о расходах, которые понес владелец автомобиля в связи с его повреждением.

Шаг четвертый. Самый важный. Устанавливаем и доказываем наличие виновных действий или бездействия собственника (балансодержателя) дороги, которые находятся в причинно-следственной связи с дорожно-транспортным происшествием

Эти обстоятельства могут быть подтверждены материалами о привлечении к административной ответственности должностных лиц по ст.

140 КУоАП за нарушение правил, норм и стандартов, касающихся обеспечения безопасности дорожного движения при содержании автомобильных дорог, железнодорожных переездов, других дорожных сооружений, непринятие мер по своевременному запрещению или ограничению движения при возникновении условий, которые угрожают безопасности движения, или непринятие своевременных мер к восстановлению безопасных условий для движения.

Если таких материалов нет, то нужно, например, доказывать, что отсутствие на данном отрезке дороги ремонтных работ, не содержание дороги в надлежащем состоянии и несоответствие дороги требованиям безопасности движения, отсутствие ограждающих устройств, находится в прямой причинно-следственной связи с дорожно-транспортным происшествием, в результате которого автомобиль попал в яму и получил механические повреждения, что привело к причинению вреда.

Помогут доказать бездействия собственника (балансодержателя дороги) и государственные стандарты и нормы.

Например, согласно ДСТУ 3587-97, безопасности дорожного движения и требований к эксплуатационному состоянию дорог и улиц — автомобильные дороги, улицы и дороги населенных пунктов и железнодорожные переезды должны на период их эксплуатации поддерживаться в исправном состоянии и обеспечивать безопасность движения транспортных средств и пешеходов. В случае выявления каких-либо отклонений от требований настоящего стандарта, а также на период проведения дорожных работ должны немедленно устанавливаться технические средства организации дорожного движения и вводиться ограничения скорости.

Согласно п. 3.1.1. ДСТУ 3587-97 допустимая глубина выбоины для дорог I-III категории сложности не должна превышать 4 см, наличие ям — максимально допустимое значение не более чем 1 м.кв.

на 100 000 м.кв. покрытия, максимальный срок ликвидации повреждений не более трех суток.

При этом, в случае выявления выбоин, до момента их ликвидации, такие должны быть обозначены соответствующими предупредительными дорожными знаками.

Таким образом, пользуясь вышеуказанными рекомендациями можно взыскать ущерб, причиненный авто.

Сложно? Возможно…Но вполне реально отстоять свои права. Ведь если часто бить по карману виновных лиц, то возможно и качество ремонта и содержания дорог будет лучше. Хотелось бы в это верить.

Источник: http://advokat-bezuh.in.ua/kak-vzyiskat-vred-prichinennyiy-transportnomu-sredstvu-nenadlezhashhim-sostoyaniem-dorog/

Возмещение ущерба при ДТП из-за плохого состояния дороги | Независимая автоэкспретиза в Новосибирске

Кто должен возместить ущерб нанесенный от дорожного полотна?

Одна из бед России, как известно, дороги. Согласно статистическим данным, причиной каждого шестого ДТП в весенние месяцы является кошмарное состояние дорожного полотна.

Понятно, что авария из-за выбоины на дороге вызывает наибольшее огорчение, потому что многим водителям кажется, что найти виновника в этой ситуации невозможно, а значит, и все расходы по ремонту автомобиля ложатся только на плечи собственника авто.

Однако, если знать, как действовать, когда автомобиль пострадал из-за плохой дороги, можно найти и наказать того, по чьей вине дорога находится в таком, опасном для окружающих состоянии.

Первый шаг в этом случае, как и при любом ДТП, — вызов инспектора ГИБДД для оформления протокола происшествия.

Учтите, что перемещать автомобиль до составления протокола нельзя. Установите знак аварийной остановки. Удостоверьтесь, что знаки, предупреждающие о плохом состоянии дороги, отсутствуют. При наличии страховки КАСКО вызовите также и представителей вашей страховой компании.

Возмещение ущерба при ДТП из-за плохого состояния дороги

Постарайтесь собрать как можно больше фактического материала, иллюстрирующего ситуацию. Запишите данные и телефоны свидетелей, если таковые есть.

Сделайте фотографии места события:
— несколько общих планов, показывающих, где именно, на каком участке дороги произошло ДТП;
— автомобиль, угодивший в выбоину, в разных ракурсах;
— повреждения, полученные автомобилем, в результате аварии (погнутые диски, царапины и вмятины на кузове, испорченные покрышки и т.п.);
— собственно яму, опять же с разных точек зрения, так, чтобы по фотографиям можно было установить размеры этой ямы. Для этого можно использовать имеющиеся под рукой измерительные инструменты (например, рулетку) или предметы, размер которых легко определяется (например, спичечный коробок). Это поможет вычислить размеры при судебном разбирательстве.

Имейте в виду, что согласно требованиям Государственного стандарта ГОСТ-50597-93 «Автомобильные дороги и улицы.

Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» дефекты дорожного полотна (выбоины, просадки) должны быть менее 15 см по длине, 60 см по ширине и 5 см по глубине.

Люки не должны возвышаться над покрытием более чем на 2 см, а поврежденных и деформированных крышек на дороге быть не должно.

Прибывший на место ДТП представитель ГИБДД составляет протокол аварии и схему ДТП, где указывает размеры ямы и положение автомобиля, наличие повреждений транспортного средства и отсутствие знаков и ограждений, призванных предупредить возникновение аварийной ситуации.

Для составления документов необходимо присутствие понятых, подтверждающих точность изложенных фактов. Вы имеете право потребовать, чтобы инспектор ДПС составил акт о наличии недостатков в содержании дороги.

Напишите свое объяснение, где последовательно и четко опишите обстоятельства аварии (время и место события, модель автомобиля, скорость передвижения и т.д.). Все составленные документы внимательно перечитайте и заверьте своей подписью.

Если вам кажется, что какие-то факты, важные при рассмотрении обстоятельств ДТП были не указаны, попросите внести их в протокол и лишь затем ставьте подпись.

Возмещение ущерба при ДТП из-за плохого состояния дороги

Может случиться так, что видимых повреждений автомобиль не имеет, но при его последующей эксплуатации вы их ощущаете, как то: появление посторонних звуков при движении, изменение качества управления и т.п.

Поэтому первое, что стоит сделать после завершения работ на месте ДТП, это техосмотр машины. Лучше, если сервисный центр является авторизованным.

Все обнаруженные неисправности необходимо зафиксировать в документах.

При ДТП, возникших из-за ямы на дороге, ГИБДД довольно часто признает виновником аварии самого водителя. Однако если вы твердо уверены, что это не так, обратитесь в суд с требованием оспорить постановление.

При наличии с трахования КАСКО вы получите страховое возмещение, для чего следует обратиться к компании-страховщику. Для тех, кто не имеет такого полиса, выход один – обращаться в суд.

Это наиболее сложный в психологическом смысле этап.

Чтобы определить, кто будет ответчиком в судебном разбирательстве, выясните, на ком лежит ответственность за состояние данной дороги. Это могут быть дорожные организации, которые эксплуатируют дорогу или осуществляют ее ремонт. В случае отсутствия такой организации ответственность за состояние дороги ложится на ее собственника.

Затем обратитесь в независимую экспертную организацию с тем, чтобы проведенная экспертиза провела оценку состояния автомобиля и нанесенного ему ущерба. Стоимость проведения экспертизы вы можете взыскать с ответчика. Для того чтобы ответчик мог прислать своего представителя на экспертные мероприятия, его необходимо уведомить телеграммой, сообщив место и время ее проведения.

Получив результаты экспертизы, обратитесь к руководителю организации-ответчика с претензией, в которой укажите причину обращения и требование возместить понесенный ущерб, опираясь на данные экспертизы.

Заявление дополняется копиями всех документов, свидетельствующих о ДПТ и его последствиях: протокол, схема ДТП, экспертное заключение и т.п.

Документы стоит отправлять заказным письмом с уведомлением, которое будет подтверждать факт получения ответчиком вашей претензии.

Срок для ответа на поступившую претензию составляет один месяц. Если в течение этого времени вам не ответили или отказались возместить ущерб, есть смысл обратиться в суд. В этом случае в сумму компенсации вы можете включить все понесенные расходы и потребовать возмещения морального ущерба.

Возмещение ущерба при ДТП из-за плохого состояния дороги

В нашей стране пока не каждый найдет в себе терпение и моральные силы пройти этот достаточно долгий путь. Однако если вы сможете это сделать, то получить возмещение ущерба по ДТП из-за неудовлетворительного состояния дороги вполне возможно.

E-mail

Источник: https://www.novoex.ru/vozmeshhenie-ushherba-pri-dtp-iz-za-ploxogo-sostoyaniya-dorogi/

Административное право
Добавить комментарий