Кто имеет право знать оценки несовершеннолетнего учащегося?

Персональные данные несовершеннолетних

Кто имеет право знать оценки несовершеннолетнего учащегося?

В век стремительного развития информационных технологий личные сведения людей все чаще поддаются огласке, выставляются на всеобщее обозрение, в общем, становятся доступными всем. Социальные сети, которые стали излюбленным местом виртуального времяпровождения, хранят в архивах полноценные досье на пользователей.

Но если взрослый человек избирательно относится к тому, какие личные данные следует обнародовать, а какие оставить при себе, то несовершеннолетние и дети зачастую наивны и охотно делятся в сети личной информацией.

Что относится к персональным данным детей

Очень часто родители задаются вопросом, в каких случаях, где и в каком виде могут быть использованы сведения об их ребенке. Ведь даже при поступлении в учебное заведение (школу) родители получают документ-соглашение, где указывают свое письменное согласие на обработку персональных данных ребенка.

Следует понимать, что же это за сведения. Многие не знают о том, что некоторую информацию организации не имеют права использовать. Согласно Федеральному Закону «О персональных данных», персональные данные являют собой любую информацию, косвенным или прямым образом относящуюся к физическому лицу (объекту персональных данных).

Проще говоря, это такие данные, которые позволяют устанавливать личность и создавать общую характеристику субъекта (гражданина).
Личная информация бывает трех видов:

  • общая – к ней относятся фамилия, имя, отчество, сведения об образовании, фактическом месте жительства и прописке, а также месте работы и заработной плате (для лиц старше 16 лет);
  • специальная – сведения, которые дают возможность составить характеристику личности в полном объеме (половая и расовая принадлежность, политические взгляды, религиозные убеждения, а также медицинские справки о состоянии здоровья);
  • биометрическая – материалы биологического характера для идентификации человека (ДНК, отпечатки пальца, сетчатка глаз, рост, вес, а также фото- и видеоизображения).

Использование этих сведений разрешается только в том случае, если на это есть письменное согласие человека.

Дать согласие на обработку, значит разрешить оператору сбор информации, ее хранение, обработку, распространение, уточнение, использование, извлечение, передачу доступа, блокирование или удаление.

У каждого школьного учреждения имеется специальный документ, в котором охарактеризованы персональные данные учеников. Помимо этого, УО должно иметь пакет документов, в которых указаны лица, имеющие доступ к ПДн с описанием их прав и обязанностей.

Таким образом, персональные данные ученика – это сведения:

  • указанные в свидетельстве о рождении или паспорте (если ребенок старше 14 лет);
  • из личного дела школьника;
  • из классного журнала;
  • из медицинской карты школьника;
  • документ о зарегистрированном месте жительства;
  • фотографии ребенка.

Информацию более личного характера, такая как справки о составе семьи, отношениях в семье, удостоверения о факте инвалидности, сиротстве, неполной семье и т. д.

, которая может потребоваться администрации школы в связи с воспитанием и обучением ребенка, можно получить, только если один из родителей или законных представителей напишет согласие.

Использоваться такие данные в личных целях не могут.

Также родители должны знать, кто имеет право использования персональных данных несовершеннолетних:

  • служащие госдепартамента образования, если у них есть на это права;
  • директор и секретарь учебного заведения;
  • педагоги;
  • медицинские работники;
  • заместители директора по учебно-воспитательной работе;
  • психолог;
  • классный руководитель.

Стоит отметить, что если родитель по каким-либо причинам лишен родительских прав – он не имеет возможности доступа к персональным сведениям ребенка (в случае если таковое постановление суда уже вступило в силу). 

Лица, которым предоставлено право доступа к персональной информации несовершеннолетнего, должны в обязательном порядке:

  • ни в коем случае не распространять эти данные третьим лицам без письменного разрешения родителей. Исключение составляют случаи, когда это требуется федеральными законами;
  • обеспечить защиту персональных данных несовершеннолетних от несанкционированного использования, потери;
  • использовать только ту личную информацию, которая получена конкретно от субъекта либо от его родителей;
  • предоставить родителям свод правил для ознакомления с их правами и обязанностями, а также соглашение на обработку данных;
  • в случае изменений в данных – вносить правки в уже имеющиеся записи по письменному запросу родителя;
  • при предоставлении конфиденциальных данных уполномоченным государственным служащим ограничиваться лишь конкретно запрашиваемыми сведениями;  
  • предоставить возможность доступа несовершеннолетнего (ученика) к его персональным данным и получения их копий;
  • получать сведения о состоянии здоровья ребенка только от его родителей/попечителей;
  • по требованию одного из родителей/попечителей – предоставить в полном объеме информацию о личных данных ученика (о ее хранении, обработке).

Как родителю ограничить подаваемую информацию о ребенке?

В первую очередь в письменной форме необходимо заполнить и подать заявление о согласии на обработку персональных данных, а затем уже в вольной форме (письменно) придется дать согласие. Этот документ является законным, и в случае его неисполнения или нарушения утвержденных полномочий со стороны оператора, родитель сможет заявить в суд.

Однако данный документ – это не обязанность, а всего лишь право. Соответственно, никто не может заставить заполнять согласие и уж тем более отказать на этом основании в услугах (к примеру, не принять в садик или школу). 

Как защитить несовершеннолетнего ребенка от сбора «лишних» данных? 

Для этого и создается описанный выше бланк. Состоять он должен из:

  • фамилии, имени, отчества заявляющего лица, его паспортных данных;
  • фамилии, имени, отчества объекта, данных из его свидетельства о рождении;
  • если ребенок старше 14 лет – его паспортных данных;
  • цели сбора этих сведений;
  • всех данных о ребенке, которые будут использоваться;
  • срока действия данной бумаги;
  • списка действий, которые можно совершать с полученными данными.

В конце этой анкеты обязательно указывается дата составления и ставится подпись заявителя (родителя/попечителя) с инициалами.
Рассмотрим форму-согласие на примере школы.

Учебное заведение собирает практически все конфиденциальные данные о несовершеннолетнем – сведение о здоровье, половой и расовой принадлежности, религиозных взглядах.

И происходит это после момента, когда родитель или законный представитель ребенка подписывает типовой бланк, выданный заведением. 

Суть в том, что все эти сведения не являются необходимыми школе, их можно не предоставлять. Как раз для этого и составляется вышеописанная бумага. В ней указывают только ФИО, возраст, место жительства и пол. Этого будет вполне достаточно.

Но и это еще не все. Заведение все равно сможет получить информацию, например, о составе семьи, так как данные время от времени собираются и структурируются. Чтобы этого не произошло, родители должны составить документ примерно следующего образца:

«Я, (ФИО, паспортные данные), мать (ФИО), учащегося в (школа, класс), запрещаю сбор всех персональных и конфиденциальных данных ребенка, кроме (указанное в бланке выше). В случае невыполнения условий буду заявлять в суд». 

Поднимая тему, затронутую в начале статьи, стоит отметить, что данная проблема существует, и масштабы ее велики. Различные сервисы в Сети собирают и хранят настолько огромные объемы информации о пользователях, что порой трудно себе представить. В последнее время на этой почве были случаи скандалов. 

Зачастую взрослые отдают себе отчет в том, что любые действия, слова и запросы в Интернете, не говоря уже об анкетах в социальных сетях, непременно будут «зачтены» в виртуальное досье о человеке. Но несовершеннолетний, а тем более ребенок, воспринимает Интернет как нечто увеселительное, игру, тем самым действует в Сети как хочет.

Во избежание сбора информации о ребенке на просторах Сети, родители обязаны проводить с детьми разъяснительную беседу.
Например, стоит объяснить детям, что Сеть – это общественное место, где также возникает опасность встречи и диалога с незнакомцами и недоброжелателями.

Обязательно следует рассказать ребенку, что категорически запрещено выставлять данные о себе и своей семье, предоставлять кому-либо контактную информацию (телефоны, места учебы, работы). Личные фотографии также не следует загружать на общедоступные ресурсы. В качестве альтернативного варианта можно заполнить аккаунты в социальных сетях вместе с ребенком. 

Помимо всего этого, следует установить на ПК антивирусные программы, в настройках компьютера выбрать режим «Родительский контроль», заблокировать в браузере потенциально нежелательные сайты, оставив только разрешенные. И, конечно, время от времени проводить беседы с ребенком на тему опасности разглашения персональных данных и напоминать ему о правилах общения в Интернете. 

Источник: https://searchinform.ru/resheniya/biznes-zadachi/zaschita-personalnykh-dannykh/subekt-personalnyh-dannyh/personalnye-dannye-nesovershennoletnikh/

Правила школьной жизни

Кто имеет право знать оценки несовершеннолетнего учащегося?

ПРЕАМБУЛА

Мы, участники образовательного процесса ГБОУ гимназии №1538,  исходя из принципов уважения прав и свобод человека и гражданина, неукоснительного исполнения обязанностей, уважения друг к другу, законности, стремясь создать гражданское сообщество в нашей школе, принимаем настоящие Правила школьной жизни.

Правила школьной жизни обязательны для исполнения работниками школы, родителями (законными представителями), учащимися и всеми другими лицами, имеющими отношение к школе.

Правила школьной жизни являются локальным актом школы.

Настоящие Правила могут быть пересмотрены и дополнены в связи с изменениями законодательства и другими обстоятельствами.

Раздел первый

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАЩИХСЯ

Права и обязанности ребенка охраняются Конвенцией ООН о правах ребенка, иными международными конвенциями и действующим законодательством РФ.

1.1..Получение бесплатного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами.

(Конвенция о правах ребенка, ст.28, Конституция РФ, ст.43, Закон РФ «Об образовании, ст.5 п.3, ст50 п.7)

1.2 На свободу мысли, совести и религии, свободное выражение собственных мнений и убеждений, свободу получения информации, уважение человеческого достоинства.

(Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, ст.ст.12-14,16,17, Конституция РФ, глава 2).

1.3. Защиту от экономической эксплуатации и работы, которая может послужить препятствием в получении образования либо наносить ущерб здоровью.

 (Конвенция о правах ребенка, ст.31, Закон РФ «Об образовании, ст.50 п.14)

1.4. Развитие личности, талантов, умственных и физических способностей.

 (Конвенция о правах ребенка, ст.28,29)

1.5. Защиту от применения методов физического и психического насилия.

(Закон РФ «Об образовании, ст.15 п.6)[1]

1.6. Дополнительную бесплатную помощь учителя в получении знаний на специальных занятиях, предусмотренных графиком работы школы и учителя.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.74, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв.постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.49)

1.7.Обучение в пределах государственных образовательных стандартов по индивидуальным учебным планам, в том числе обучение на дому по медицинским показаниям.

 (Закон РФ «Об образовании, ст.50 п.4)

1.8. Выбор формы получения образования (очное, экстернат, семейное и другие), досрочную сдачу экзаменов (в соответствии с документами, регламентирующими учебный процесс), обучение на дому (по медицинским показаниям).

(Закон РФ «Об образовании, ст.10 п.1, ст.50 п.2; Постановление Правительства Москвы от 25.09.2007г. №827-ПП «Об организации деятельности государственных образовательных учреждений города Москвы, реализующих общеобразовательные программы, в различных формах получения образования»)

1.9. Перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня.

(Закон РФ «Об образовании, ст.50 п.п.17,19)

1.10. Получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, оказываемых в соответствии с Уставом школы.

 (Закон РФ «Об образовании, ст.50 п.4)

 Платные образовательные услуги могут быть оказаны только по желанию учащегося и только за рамками основной образовательной деятельности, предусмотренной государственными образовательными стандартами.

(Постановление Правительства РФ от 5 июля 2001 г. N 505 “Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг” п.п.4,5)
1.11. Бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами школы.

(Закон РФ «Об образовании, ст.50 п.4)

1.12. Получение оценки исключительно в соответствии со своими знаниями и умениями.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.65)

1.13. Право знать о поставленных оценках, как за устные, так и за письменные ответы.

1.14. Право на объективную оценку своих знаний, разъяснение оснований и критериев поставленной оценки.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.65)

1.15. Апелляцию по поводу объективности выставления оценки за письменную контрольную работу, если он не согласен с ней. Апелляция подается заместителю директора по учебно-воспитательной работе в течение двух дней, после объявления оценки .

1.16. Пользование школьным имуществом, которое возвращается учителю по окончанию занятий в сохранном виде.

1.17. Отстаивание своих взглядов и убеждений при обсуждении спорных и неоднозначных вопросов в корректной форме. Изложение классному руководителю, психологу, директору школы, другим учителям, Уполномоченному по правам участников образовательного процесса своих проблем и получение от них помощи, объяснений, ответов.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.49)

1.18. Представление школы на конкурсах, смотрах, соревнованиях и иных мероприятиях в соответствии со своими возможностями и умениями.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.49.1)

1.19. Условия обучения, гарантирующие охрану и укрепление здоровья.

(Закон РФ «Об образовании, ст.51, Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” , ст.28)

1.20. Заблаговременное уведомление о сроках и объёме письменных контрольных работ, проводимых в соответствии с графиком, с учетом того, что в течение недели не может быть проведено более двух аттестационных работ.

Источник: https://gym1538sz.mskobr.ru/primary_edu/nachal_naya_shkola_po_adresu1/conditions/timetable/stati_raspisaniya_zvonkov/pravila_shkol_noj_zhizni/

Права и обязанности детей: вопросы и ответы

Кто имеет право знать оценки несовершеннолетнего учащегося?

Права и обязанности детей

Права детей

Декларация прав ребёнка 1959 г.

провозгласила, что ребенок ввиду его фи­зической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, и призвала родителей, мужчин и женщин как отдельных лиц, различные добровольные организации, местные власти, на­циональные правительства к тому, чтобы они признали и старались соблюдать права детей путем законодательных и иных мер (Декларация прав ребенка. Резо­люция 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.59 г.).

Кто такой ребёнок?

                                             Ребёнком признается всякое человеческое существо, не достигшее 18-летнего возраста (совершеннолетия).

Кто защищает права ребенка?

1. Органы государственной власти РФ, органы местного самоуправления (приме­чание редакционной комиссии).

2.Родители ребенка, лица, их заменяющие.

3. Педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и др. специа­листы, которые несут ответственность за воспитание, образование, охрану здоро­вья, социальную защиту и социальное обслуживание.

4. Общественные организации.

Когда у ребенка появляются права?

Способность иметь права (правоспособность) возникает с момента рожде­ния человека. Способность самостоятельно осуществлять свои права и выполнять обязанности (дееспособность) возникает в полном объеме:

·         с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении 18-летнего возраста;

·         в случаях (предусмотренных законом) вступления в брак до достижения 18 лет;

·         при объявлении лица, достигшего 16 лет, полностью дееспособным, если он ра­ботает по трудовому договору либо с согласия родителей занимается предприни­мательской деятельностью (Семейный кодекс РФ, ст. 53, Конституция РФ, ст. 60).

В случаях, предусмотренных законом, могут устанавливаться и другие воз­растные пределы для самостоятельного или ограниченного осуществления от­дельных прав и выполнения некоторых обязанностей.

    Какими гражданскими и политическими правами обладает ребенок?

Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего и международного законодательства обладает следующими Правами и свободами в сфере общих гражданских и политических прав:                                                                         

·         с момента рождения — право на имя (фамилию), гражданство, изменение граж­данства и имени (Конституция РФ, ст. 1, ст. 62);

·         на уважение личного достоинства и защиту своих прав и законных интересов со стороны, прежде всего, своих родителей или лиц, их заменяющих, а также органов опеки и попечительства, органов, прокуратуры и судов (Семейный кодекс РФ, ст. 56);

·         на самостоятельное обращение за защитой своих прав в органы опеки и попечи­тельства, а по достижении возраста 14 лет — в суд (Семейный кодекс РФ, ст. 56);

·         на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ и привлечения к производству или торговле такими средствами и веще­ствами (Конвенция о правах ребенка, 1989 г., ст. 33);

·         на защиту от экономической эксплуатации и работы, которая может служить препятствием в получении образования либо наносить ущерб здоровью (Конвен­ция о правах ребенка, 1989 г., ст. 32);

·         на свободу выражения мнений, которые должны внимательно рассматриваться с учетом возраста и зрелости; в ходе каждого судебного или административного разбирательства мнение ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязательно учиты­вается при вынесении решения (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам).

При изменении имени и фамилии, восстановлении родительских прав, при усыновлении и отмене усыновления, при передаче в другую семью на воспитание органы опеки и попечительства или суд могут принять решение толь­ко с согласия ребенка, достигшего 10 лет.

Учитывается мнение ребенка при реше­нии вопросов о выборе образовательного учреждения, о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей (Конвенция о правах ребенка, 1989 г., Се­мейный кодекс РФ);

·         на свободный выезд, за пределы Российской Федерации и беспрепятственное возвращение. Как правило, несовершеннолетние выезжают совместно хотя бы с одним из родителей.

Если выезд осуществляется без сопровождения, ребенок должен иметь при себе кроме паспорта нотариально оформленное согласие роди­телей. При несогласии одного из родителей вопрос разрешается в судебном по­рядке.

Паспорт несовершеннолетнему для выезда за границу выдается по пись­менному заявлению хотя бы одного из родителей (Конституция РФ, ст. 27);

·         на создание и участие в общественных молодежных и детских организациях с целью социального становления, развития и самореализации в общественной жизни и для защиты своих прав и интересов.

Членами и участниками молодеж­ных общественных объединений могут быть лица, достигшие 14 лет; детских об­щественных объединений — лица, достигшие 10 лет.

Запрещается принуждение несовершеннолетних к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, к участию в агитационных кам­паниях и политических акциях (Конституция РФ, ст. 30);

·         на доступ к информации и материалам, особенно к тем, которые направлены на развитие ребенка или затрагивают его права, а также на защиту от информации, наносящей вред благополучию ребенка (Конституция РФ, ст. 24, Конвенция о правах ребенка, 1989 г., ст. 17);

·         на участие в мирных собраниях, демонстрациях (организаторами и инициатора­ми этих акций могут выступать только совершеннолетние граждане, достигшие 18-летнего возраста);

·         на свободу совести и вероисповедания под руководством родителей методами, согласующимися с развивающимися способностями ребенка и в соответствии с собственными убеждениями родителей (Конституция РФ, ст. 28, Конвенция о правах ребенка, 1989 г., ст. 14, Международный пакт об экономических, социаль­ных и культурных правах, 19.12.1966 г., ст. 18).

                                                Какие права имеет ребёнок в семье?

Каждый ребёнок в соответствии с нормами внутреннего и международного законодательства обладает следующими правами в области семейных отношений:

·         на получение фамилии, имени, отчества (Семейный кодекс РФ, ст. 58);

·         жить и воспитываться в семье, знать своих родителей; на общение с родителями и другими родственниками, если ребенок проживает отдельно от родителей или одного из них, а также в случаях, если родители проживают в разных государст­вах;

·         на воссоединение с семьей, в случаях необходимости — получать разрешение на въезд в страну и выезд из нее;

·         на получение содержания от своих родителей и других членов семьи; средства, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей и расходуются ими на содержание, образование и воспи­тание ребенка;

·         на заботу, воспитание со стороны родителей и лиц, их заменяющих, а также го­сударства, если ребенок остается без попечения родителей; на уважение достоинства и на защиту от злоупотреблений со стороны родителей или лиц, их заме­няющих (Семейный кодекс РФ, ст. 54, 55, 56, 60);

·         на общение с родителями, бабушкой, дедушкой, братьями, сестрами, иными родственниками. Сохраняется это право и за ребенком, находящимся в экстре­мальной ситуации, т. е. попавшим в следственный изолятор, больницу и т. д. (Се­мейный кодекс РФ, ст. 55);

·         на выражение собственного мнения (Семейный кодекс РФ, ст. 56).

Какие прав имеет ребенок в области социального обеспечения?

Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего законодательства обладает следующими правами в области социального обеспечения: на получение пенсий, пособий и социально-бытовых льгот со стороны государства; на детей на­значаются пенсии по случаю потери кормильца и социальные пенсии детям в воз­расте до 18 лет, потерявшим одного или обоих родителей; на всех детей — еже­месячные пособия в семьях, имеющих размер среднедушевого дохода ниже про­житочного минимума.

Какие права имеет ребёнок в области жилищного права?

Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего законодательства обладает следующими правами в области жилищного права:

·         ребенок, родители которого (хотя бы один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования им (Семейный кодекс РФ, ст.71);

·         дети в возрасте от 15 до 18 лет дают согласие на приобретение в собственность (приватизацию) жилых помещений;

·         жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 15 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства;

·         помещения, где проживают исключительно дети в возрасте от 15 до 18 лет, пе­редаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей и органов опеки и попечительства;

·         при вселении несовершеннолетних детей к родителям не требуется согласия других членов семьи, а также собственников или арендаторов жилых помещений.

Какими имущественными правами обладает ребенок?

Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего законодательства обладает следующими правами в сфере имущественных отношений:

·         право собственности на полученные несовершеннолетним доходы, на имущест­во, полученное в день рождения или в наследство, а также на любое другое иму­щество, приобретенное на средства ребенка (Семейный кодекс РФ, ст. 60);

·         право распоряжения своим имуществом: в возрасте от 14 до 18 лет — совершать сделки с письменного согласия родителей или лиц, их заменяющих; без согласия этих лиц распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, вно­сить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими, совершать мелкие бытовые сделки (Гражданский кодекс, ст. 26).

При наличии оснований и по ходатайству родителей или органа опеки и по­печительства суд может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться заработком, стипендией или другими доходами, за исключением случаев, когда несовершеннолетний, достиг­ший 16 лет, объявлен полностью дееспособным в связи с работой по трудовому договору или занятием предпринимательской деятельностью (Гражданский ко­декс, ст. 26).

За детей в возрасте до 14 лет сделки от их имени совершают только их ро­дители или лица, их заменяющие. Малолетние дети в возрасте от 6 до 14 лет са­мостоятельно совершают только мелкие бытовые сделки и распоряжаются средствами, предоставленными им родителями или другими лицами для определен­ных целей или для свободного распоряжения (карманные деньги) (Гражданский кодекс, ст. 28).

Какие обязанности несёт ребёнок?

Несение некоторых обязанностей несовершеннолетним:

Источник: http://vrn-sch60.edusite.ru/p61aa1.html

Cайт МБОУ СОШ №1 г.Михайловска – Права и ответственность учащихся

Кто имеет право знать оценки несовершеннолетнего учащегося?

Права и ответственность

учащихся МБОУ СОШ №1

1.      Учащийся имеет право на:

1.1.            Свободное выражение собственных взглядов, убеждений и мнений; взглядам учащегося уделяется должное внимание в соответствии с его возрастом и зрелостью.

1.2.            Свободу мысли, совести и религии.

1.3.            Уважение человеческого достоинства.

1.4.            Получение бесплатного образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, развитие своей личности, своих талантов, умственных и физических способностей в самом полном объеме.

1.5.            Обучение в рамках федеральных государственных образовательных стандартов в различных формах обучения (очная, экстернат, семейное обучение, дистанционное обучение) по индивидуальным учебным планам в порядке, определяемом уставом  школы.

1.6.            Получение дополнительных платных образовательных услуг.

1.7.            Открытую оценку знаний и умений учащегося, получение оценки по каждому предмету исключительно в соответствии со своими знаниями и умениями.

1.8.            Заблаговременное уведомление о сроках и объеме контрольных работ в соответствии с графиком; в течение дня может быть проведена только одна контрольная работа.

1.9.            Дополнительную бесплатную помощь учителя в приобретении знаний на специальных занятиях, предусмотренных графиком работы  школы и учителя.

1.10.        Участие в культурной жизни школы, организуемых в ней мероприятиях, соответствующих возрасту учащегося.

1.11.        Отдых в перерывах между уроками и в каникулярное время.

1.12.        Участие в управлении образовательным учреждением в порядке, определяемом уставом.

1.13.        Перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня.

1.14.        Создание различных общественных объединений, если они не противоречат Уставу школы.

1.15.        Отсутствие домашнего задания на понедельник в классах с 5 -го по 6-й включительно, а также отсутствие задания на каникулы для учащихся всей школы, кроме чтения художественной литературы.

1.16.        Открытое высказывание своего мнения о качестве образовательного процесса на заседании Управляющего совета школы, Уполномоченному по правам ребенка.

1.17.        Внесение предложений об изменениях в образовательной деятельности школы в утвержденном порядке.

1.18.        Право знать о проставленных ему оценках – как за устные, так и за письменные работы.

1.19.        Право на конфиденциальность сообщения оценки за свой ответ или письменную работу.

1.20.        Право на ходатайство о перенесении сроков контрольных работ после пропусков по болезни, подтвержденных медицинскими документами.

1.21.        Право быть выслушанным.

1.22.        Право создать общественную организацию по защите прав учащегося в составе учителей, родителей, учеников.

2.      Ответственность:

·          По решению отдела образования администрации Шпаковского Муниципального района и КДН  за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава образовательного учреждения допускается исключение из данного образовательного учреждения обучающихся, достигших возраста пятнадцати лет (Ст.19 Закон «Об образовании»).

·          Исключение обучающегося из образовательного учреждения применяется, если меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в образовательном учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников образовательного учреждения, а также нормальное функционирование образовательного учреждения.

·          К учащимся допустившим запугивание и издевательство над сверстниками, должны быть приняты дисциплинарные меры, вплоть до исключения из школы.

·          Решение об исключении обучающего, не получившего основного общего образования, принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Решение об исключении детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства. (Ст.

19 «Закон об образовании»)

·          В соответствии со ст. 20.

22 КоАП появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, а равно распитие  алкогольных напитков, потребление наркотических и психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ в общественных местах влечет наложение административного штрафа на родителей (законных представителей) в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.

·          В соответствии со ст.  2.3  КоАП административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения  возраста 16 лет.

·          В соответствии со ст.  32.2 КоАП при отсутствии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка имущественные административные санкции взыскиваются с родителей (законных представителей).

·          Гражданско-правовая  ответственность за имущественный или моральный вред, причиненный несовершеннолетним в возрасте до 14 лет, в соответствии со ст. 1073 Гражданского кодекса РФ, лежит на родителях (законных представителях).

·          В возрасте от 14 до 18 лет несовершеннолетние самостоятельно несут гражданско-правовую  ответственность за причиненный вред, в т.ч. моральный (оскорбление, хамство). При недостаточности у него имущества дополнительная ответственность возложена на родителей (законных представителей) (ст. 1074 ГК РФ).

·          Любое нарушение общественного порядка, выражающее явное  неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, а равно уничтожение или повреждение чужого имущества квалифицируется как мелкое хулиганство (ст.20.1 КоАП РФ). За данное правонарушение  предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда или административного ареста на срок 15 суток.

·          Учащиеся несут ответственность за сохранность своих личных вещей, в том числе за плееры, мобильные телефоны, фотоаппараты и т.п.

Источник: http://1school26.ucoz.ru/index/prava_i_otvetstvennost_uchashhikhsja/0-36

Права родителей: что требовать от школы и детсада

Кто имеет право знать оценки несовершеннолетнего учащегося?

M24.ru

Не все родители школьников и детсадовцев знают, что у них есть не только обязанности, но и права. Закон “Об образовании” предоставляет им целый ряд правомочий. M24.ru выяснило, какими правами обладают родители и что им положено по закону.

Школа и детский сад

Права родителей школьников и детсадовцев примерно идентичны. Здесь дело не в конкретном образовательном заведении, а в возрасте учащихся – они несовершеннолетние.

M24.ru

По словам депутата городской думы, председателя комиссии по образованию Антона Молева, есть лишь нюансы, связанные с зачислением в детский сад, с пребыванием и некими обязанностями родителей. Отличия могут быть только на старшей ступени, где ребенок выступает в роли самостоятельного субъекта и отчасти берет на себя некоторые обязательства.

Более того, сейчас детский сад уже не самостоятельная структура, а дошкольное отделение крупной школы, поэтому, по факту, родители, зачисляя своего ребенка в детский сад, вступают в юридические отношения с крупным комплексом. Продолжаются эти отношения в течение всего времени, пока ребенок учится: дошкольное отделение, потом начальные классы, вплоть до выпуска из школы.

Что нужно знать в первую очередь

В первую очередь родителям нужно знать, что они имеют право самим выбрать, где будет учиться их ребенок: будь то государственная школа или частная, лицей или гимназия. При этом они могут выбрать между традиционным обучением в школьных стенах или на дому.

Как правило, ребенок поступает в школу, которая находится ближе к дому. Но важно знать, что это не обязательно. Вы можете выбрать для вашего ребенка любую понравившеюся школу, а отказать вам могут только если в выбранном вами учебном заведении нет свободных мест.

M24.ru

При приеме в учебное заведение родителей обязаны ознакомить с уставом, предоставить лицензию и свидетельство об аккредитации. Здесь заметим – эта информация не просто должна быть открыта для вас, вам ее обязаны предоставить. Вы также можете ознакомиться с учебным планом, расписанием звонков и занятий.

По закону, только с согласия родителей открываются дополнительные занятия и продленки. Родители могут дать согласие на проведение психологических тестов и медицинских обследований или же отказать, а также присутствовать при оглашении результатов.

Могут ли ребенка привлечь к труду

Вашего ребенка не могут привлечь к труду, не предусмотренному образовательной программой. По словам Антона Молева, если детей привлекают к подобной работе, то это предмет предъявления претензий к школе. Но здесь есть тонкая грань. Элементы воспитательного процесса, требующие подготовки кабинета или актового зала, например, к праздничному мероприятию, вполне законны.

“Если нужно что-то убрать, украсить в рамках образовательной программы, то привлечение ребенка к этой активности носит абсолютно законный характер и вписывается в образовательные цели деятельности школы”, – говорит депутат.

Кроме того, здесь, по его словам, есть нюанс. “В некоторых учреждениях бывает уборка класса по договоренности с родителями или в силу того, что это прописано в уставе организации и является частью обязанности ребенка, которую он выполняет. Такой формат возможен, но, подчеркну, только с согласия родителей”, – добавил Молев.

M24.ru

Когда ребенка могут оставить учиться на второй год

Если ребенок не освоил программу учебного года и его хотят оставить на второй год, родители имеют право обратиться в школу, чтобы получить результаты проведенной аттестации для объективной оценки его знаний.

Но если по всем объективным показателям, таким как независимые диагностики или дополнительные проверочные работы, ребенок действительно не успевает, то школа его как ученика, не освоившего программу, вправе оставить на второй год.

А вот исключить ребенка из школы не имеют право.

“В соответствии с существующими законами, исключить из школы ребенка не могут. Ему могут предложить изменить профиль обучения с учетом, если он не успевает по заданному профилю, но не более того”, – сказал председатель комиссии по образованию.

Кто отвечает за здоровье ребенка

Еще один важный момент – на то время, когда ребенок находится в школе, ответственность за его здоровье несет именно она, а в частности, должностное лицо, которое в соответствии с приказом отвечает за ребенка в конкретный момент. Это может быть учитель, классный руководитель, преподаватель дополнительных занятий или курса.

M24.ru

“К примеру, если что-то произошло на уроке или перемене, но на территории школы, отвечает за это образовательное учреждение.

Кроме того, если ребята поехали в музей, на экскурсию или любое другое мероприятие, пишется приказ, в котором в обязательном порядке указываются сопровождающие лица, и в частности руководитель, который отвечает за жизнь и здоровье детей на время мероприятий.

Полнота ответственности лежит на школе”, – сказал Молев, при этом добавив, что каждый случай нужно рассматривать в отдельности.

Могут ли опрашивать ребенка в ходе расследований

В случае происшествий, требующих расследования, вашего несовершеннолетнего ребенка не имеют право допрашивать. Любые действия розыскного характера – все что касается официальной информации, например, опрос свидетелей, разрешается только в присутствии родителей либо законных представителей.

Обязаны ли родители платить за школьные нужды

Все то, что касается сбора средств, носящего незаконный характер, – это нарушение закона. Это не относится к добровольным сборам средств родительским комитетом на какое-то мероприятие или праздник.

Но это не сбор средств школы, а инициатива родителей, не связанная с деятельностью учебного заведения и обеспечением образовательного процесса.

Если в учебном заведении и есть платные услуги, то они должны быть прописаны в Уставе.

Оскорбление личности и достоинства учащегося

С вашим ребенком не имеют право жестоко обращаться. Критиковать, оскорблять, врать, наказывать, что еще хуже, поднимать руку – все это запрещено законом.

M24.ru

По словам Антона Молева, любое действие учителя регламентируется вопросами педагогической этики и в ближайшее время начнет регулироваться требованиями, зафиксированными в профессиональном стандарте педагога и утвержденными Минтруда.

Все то, что несет в себе оскорбление личности и достоинства учащегося, не совместимо ни с преподавательской этикой, ни с профессией, и является основанием проводить конкретное расследование и требовать от учителя адекватных действий, а со стороны администрации шагов по недопущению такого поведения учителя.

“Эта проблема очень болезненна в России в последние годы.

Система образования в ряде случаев сталкивается не с простым представлением о том, что можно или нельзя, а с тем, где грань воспитательного процесса, а где оскорбление и унижение достоинства ученика.

Решения по этому поводу не должны приниматься на основании личного субъективного видения того или иного родителя, учителя или директора школы”, – сказал депутат.

Управляющие советы

В начале нулевых в российских школах начали работать управляющие советы, куда входят учителя, старшие школьники, родители и представители общественности. С помощью совета они могут участвовать в управлении школой и предлагать или оспаривать изменения в ее работе.

Федеральный закон не обязывает школьные органы общественного управления работать по единой схеме. Каждая школа может сама продумывать, как часто проводить заседания, какие вопросы обсуждать на встречах и как воплощать в жизнь решения органа.

Совет распределяет школьные средства, устанавливает режим занятий, в том числе продолжительность учебной недели. Орган утверждает программу развития школы, решает вопросы, связанные с питанием, формой, безопасностью и здоровьем детей. Также совет определяет профили обучения в старшей школе и выбирает учебники из числа допущенных министерством образования.

Кроме того, орган рассматривает жалобы и заявления школьников и их законных представителей – родителей. Своим решением совет может исключить ученика из школы, ходатайствовать перед учредителем о расторжении трудового договора с учителем, директором или любым другим работником школы, внести учредителю предложение о поощрении работников и директора и многое другое.

Как отметил Антон Молев, школьный совет состоит преимущественно из родителей. Это орган государственного общественного управления, в рамках которого создаются разного рода комиссии, выполняющие различные функции. В том числе есть конфликтные комиссии, разрешающие споры между учителями и учениками, родителями и так далее.

Люси Айрапетян

Источник: https://www.m24.ru/articles/deti/04022015/65771

Административное право
Добавить комментарий