Могут ли сотрудники полиции быть понятыми при ОМП по УД?

Инструкция о порядке изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, ценностей и иного имущества органами предварительного следствия, дознания и судами (утв. Генпрокуратурой СССР, МВД СССР, Минюстом СССР, Верховным Судом СССР, КГБ СССР 18 октября 1989 г. N 34/15) (с изменениями и дополнениями)

Могут ли сотрудники полиции быть понятыми при ОМП по УД?

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Инструкция о порядке изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, ценностей и иного имущества органами предварительного следствия, дознания и судами (утв. Генпрокуратурой СССР, МВД СССР, Минюстом СССР, Верховным Судом СССР, КГБ СССР 18 октября 1989 г. N 34/15) (с изменениями и дополнениями)

Обзор документа

Инструкция”О порядке изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, ценностей и иного имущества органами предварительного следствия, дознания и судами”

(утв. Генпрокуратурой СССР, МВД СССР, Минюстом СССР, Верховным Судом СССР, КГБ СССР 18 октября 1989 г. N 34/15)

I. Общие положения

1.

Настоящей Инструкцией устанавливаются единые правила изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств, ценностей и иного имущества в стадии предварительного следствия, дознания и судебного разбирательства, а также порядок исполнения решений органов предварительного следствия и дознания, суда в отношении вещественных доказательств по уголовным делам, ценностей и иного имущества.

2. В ходе предварительного следствия, дознания и судебного разбирательства по уголовным делам следователь, работник органа дознания, прокурор, суд обязаны изымать:

а) вещественные доказательства;

б) предметы и документы, запрещенные к обращению (если у владельца отсутствует разрешение на их приобретение и хранение);

в) удостоверяющие личность документы, партийные и комсомольские билеты, награды и документы к ним арестованных обвиняемых (подсудимых), подозреваемых;

г) деньги и иные ценности, обнаруженные при наложении ареста на имущество обвиняемого (подсудимого), на которые может быть обращено взыскание в целях возмещения причиненного материального ущерба или исполнения приговора в части конфискации имущества.

3.

Вещественными доказательствами являются предметы, которые служили орудиями преступления или сохранили на себе следы преступления, или были объектами преступных действий, а также деньги и иные ценности, нажитые преступным путем, и все другие предметы, которые могут служить средствами к обнаружению преступления, установлению фактических обстоятельств дела, выявлению виновных либо к опровержению обвинения или смягчению ответственности.

4. К числу изъятых из свободного обращения относятся предметы, приобретаемые только по особым разрешениям (их перечень определен законодательством Союза ССР и союзных республик), а также все иные предметы, изготовление, приобретение, хранение, сбыт и распространение которых запрещено законом.

5. Изъятие орденов, медалей и документов к ним, нагрудных знаков и документов о присвоении почетных званий СССР, союзных и автономных республик производится в случаях:

а) установления принадлежности их лицу, обвиняемому (подозреваемому) в совершении тяжкого преступления;

б) обнаружение наград и документов к ним, принадлежность и право ношения которых не установлены;

в) невозможность обеспечения сохранности их при заключении под стражу обвиняемого (подозреваемого).

II. Изъятие, осмотр вещественных доказательств, наград,
документов, ценностей и иного имущества

6. Факт изъятия вещественных доказательств, наград, документов, ценностей и иного имущества (в том числе предметов и документов, изъятых из свободного обращения) отражается в протоколе следственного или судебного действия.

В случае представления свидетелем, потерпевшим, обвиняемым (подозреваемым), другими лицами, а также представителями организаций и учреждений предметов, документов, ценностей и иного имущества, имеющего значение вещественного доказательства либо изъятого из свободного обращения, а равно подлежащего конфискации или аресту для обеспечения возмещения материального ущерба, причиненного преступлением, или исполнения приговора суда о конфискации, составляется протокол в соответствии со ст.ст. 70 и 141 УПК РСФСР и соответствующими статьями УПК других союзных республик. При этом следователь, работник органа дознания, прокурор, суд обязаны допросить лицо, представившее названные объекты, о времени, месте и других обстоятельствах их обнаружения, приобретения и хранения.

7. Для изъятия объектов, обращение с которыми требует наличия определенных навыков, точного фиксирования их качественных характеристик, индивидуальных признаков и определения стоимости привлекаются соответствующие специалисты.

В необходимых случаях обнаружение и изъятие предметов, ценностей и документов фиксируется фото- и киносъемкой или видеозаписью.

8. В протоколе перечисляются все изымаемые предметы и документы, а равно описываемое имущество.

При изъятии большого числа предметов и документов в обязательном порядке составляется специальная опись, прилагаемая к протоколу и являющаяся его неотъемлемой частью.

В протоколе или в прилагаемой к нему описи указываются точные наименования, количество, мера, вес, серия и номер, другие отличительные признаки каждого изымаемого объекта, а также места их обнаружения.

При изъятии наград и документов к ним в протоколе указывается их полное наименование и номер, а также излагаются причины, по которым награда изъята без документа или документ без награды.

9.

Исходя из обстоятельств дела, следователь, работник органа дознания, прокурор, суд вправе изъять часть объекта, на котором находятся или могут находиться следы (микроследы), имеющие отношение к расследуемому делу, если нет возможности изъять объект в целом. При этом они обязаны избегать порчи предметов, принадлежащих потерпевшим и иным лицам, а в случае неизбежной порчи принимать меры к возмещению причиненного гражданам ущерба в порядке гражданского судопроизводства.

10.

Все изымаемые предметы, ценности и документы предъявляются понятым и другим присутствующим при этом лицам, при необходимости помещаются в упаковку, исключающую возможность их повреждения и обеспечивающую сохранность имеющихся на них следов (микроследов), снабжаются бирками с удостоверительными надписями и подписями лица, у которого произведено изъятие, понятых, следователя, работника органа дознания, прокурора, судьи и народных заседателей, которые скрепляются печатью соответствующего органа, о чем в протоколе делается соответствующая отметка.

Если опись изымаемых предметов и ценностей составить на месте невозможно из-за большого их количества, они помещаются в упаковку, которая снабжается бирками с удостоверительными надписями и подписями указанных в предыдущем абзаце лиц.

В таких случаях составление описи изъятых объектов производится по месту проведения следствия, дознания или судебного разбирательства с участием понятых (по возможности тех же) и отражением в протоколе сохранности печатей и удостоверительных надписей на упаковке, в которую были помещены изъятые объекты.

11.

Протокол и опись составляются в двух экземплярах, подписываются лицом, производившим изъятие имущества, ценностей или документов, а также других объектов, понятыми и присутствовавшими при этом лицами, в том числе лицом, у которого производилось изъятие, а в случае его отсутствия – совершеннолетним членом его семьи либо представителем домоуправления, ЖЭКа, ДЭЗа, сельского или поселкового Совета, администрации соответствующего предприятия, учреждения, организации, колхоза или совхоза.

Копия протокола и описи выдаются на руки лицу, у которого произведено изъятие имущества, ценностей, наград или документов, а в его отсутствие – совершеннолетним членам его семьи либо указанным в предыдущем абзаце представителям.

12. Изъятые предметы, документы, ценности, являющиеся вещественными доказательствами, должны быть осмотрены (в необходимых случаях – с участием специалиста), подробно описаны в протоколе осмотра.

В протоколе указываются количественные и качественные характеристики предметов, все другие индивидуальные признаки, позволяющие выделить объект из числа ему подобных и обусловливающие его доказательственное значение.

Определение драгоценного металла (золото, серебро, платина и металлы платиновой группы), драгоценных камней и жемчуга производится с учетом мнения специалиста или заключения эксперта. В иных случаях в протоколе осмотра отражается только цвет металла и камней, а также их индивидуальные признаки.

После осмотра вещественные доказательства приобщаются к делу специальным постановлением следователя, работника органа дознания, прокурора, определением суда.

III. Хранение вещественных доказательств, наград,
ценностей, документов и иного имущества

13.

При хранении и передаче вещественных доказательств, наград, ценностей, документов и иного имущества принимаются меры, обеспечивающие сохранение у изъятых объектов признаков и свойств, в силу которых они имеют значение вещественных доказательств по уголовным делам, а также имеющихся на них следов, а равно сохранность самих вещественных доказательств, ценностей, документов и иного имущества (если они не могут быть переданы на хранение потерпевшим, их родственникам либо другим лицам, а также организациям).

14. Вещественные доказательства хранятся при уголовном деле, а в случае их громоздкости или иных причин передаются на хранение, о чем составляется протокол.

Для хранения вещественных доказательств в органах внутренних дел, органах КГБ, прокуратурах, судах оборудуются специальные помещения со стеллажами, обитой металлом дверью, зарешеченными окнами, охранной и противопожарной сигнализацией. При отсутствии такого помещения выделяется специальное хранилище (сейф, металлический шкаф достаточного размера и т.п.).

Ответственным за сохранность вещественных доказательств, приобщенных к делу, является лицо, ведущее следствие или дознание, а в суде – народный судья или председатель суда.

15.

Ответственным за хранение вещественных доказательств, ценностей и иного имущества, изъятых в связи с уголовным делом и хранящихся отдельно от него, является назначаемый специальным приказом прокурора, руководителя органа КГБ, органа внутренних дел, председателя суда работник этого учреждения. Основанием для помещения вещественных доказательств на хранение является постановление следователя, работника органа дознания, прокурора, определение суда.

16. Доступ в помещение для хранения вещественных доказательств, ценностей и иного имущества (хранилище) возможен только в присутствии лица, ответственного за их сохранность.

В случае его отсутствия (или заменяющего его работника) доступ в помещение (хранилище) может быть осуществлен с разрешения и только в присутствии прокурора, начальника следственного подразделения органа прокуратуры, органа КГБ, органа внутренних дел, председателя суда (члена суда, народного судьи), у которых должен находиться дубликат ключа от данного помещения (хранилища).

В таких случаях составляется акт, в котором отражается, в связи с чем и какие объекты изъяты из помещения (хранилища) или помещены в него. Акт передается лицу, ответственному за хранение вещественных доказательств, для внесения соответствующих записей в книгу учета вещественных доказательств.

17. Хранение изъятого в ходе предварительного следствия, дознания или судебного разбирательства огнестрельного и холодного оружия, боеприпасов производится только в органах внутренних дел и органах КГБ, в хозяйственных подразделениях МВД – УВД (УВДТ), КГБ – УКГБ, особых отделов КГБ после проверки в экспертно-криминалистических подразделениях.

Вещественные доказательства в виде взрывчатых веществ передаются на хранение на склады войсковых частей или соответствующих государственных предприятий (организаций), яды и сильнодействующие препараты передаются на склады аптекоуправлений, других организаций, где имеются надлежащие условия для хранения, по согласованию и с ведома их руководства (командования).

В случаях изъятия оружия, боеприпасов, воинского снаряжения, принадлежащего войсковым частям и учреждениям Министерства обороны ССР, КГБ СССР, МВД СССР, они подлежат сдаче на хранение по принадлежности, если это не затруднит проведение следствия или судебного разбирательства.

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/1205854/

В роли понятых при осмотре места происшествия – общественные помощники следователя ск

Могут ли сотрудники полиции быть понятыми при ОМП по УД?

Здравствуйте, коллеги!

Судом в отношении Г. (иным защитником которого я являюсь по постановлению суда) рассмотрено уголовное дело, и приговор уже вступил в законную силу. Обстоятельства рассмотрения дела в суде можно пересказывать долго, но необходимо обратить особое внимание на некоторые факты.

Следователь СК Т. 31 мая 2016 г. провел ОМП и указал в протоколе период осмотра с 12.40 до 16.30 часов. В ходе осмотра следователь Т. обнаружил и изъял денежные купюры в количестве 1200 штук, которые  переписал на месте осмотра, и другие вещ. доказательства. В качестве понятых участвовали два молодых человека, которые назвали свои фамилии (В. и У.) и места жительства.

Также в осмотре принимали участие задержанный по факту передачи взятки М., получатель взятки В., и специалист М., которые записаны в протоколе.

Помимо указанных лиц, были при осмотре и другие лица, не обозначенные следователем Т. в протоколе.

Уголовное дело по ч.5 ст. 291 УК РФ возбуждено в тот же день в 17.30 следователем М.

Основанием для возбуждения указано наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления, содержащиеся в протоколе осмотра места происшествия, объяснении В. и других материалах.

Фактически задержанный и лишенный свободы М. вину не признавал, но через три месяца содержания под стражей «неожиданно» поменял себе адвоката, написал явку с повинной, заключил с прокурором досудебное соглашение, следствие переквалифицировало ему обвинение, и выделило дело на 1321 листах в отдельное производство.

В настоящем деле М. — свидетель с особым статусом. В материалах настоящего дела находится протокол ОМП, который изготовлен следователем Т. с использованием компьютера и принтера.

В ходе судебного следствия, при допросе свидетелей установлено, что протокол ОМП в кабинете судебного пристава В. следователем Т.

был составлен рукописным способом, прочитан всеми участвующими при осмотре лицами, и подписан примерно в 18 часов именно в кабинете, где проводился осмотр.

При таких открывшихся обстоятельствах защита потребовала допросить следователя Т., государственный обвинитель обеспечил его явку в суд.

Допрошенный в качестве свидетеля следователь Т. сообщил суду, что он в кабинете пристава делал только рукописные  «черновые записи», а текст протокола фактически был им изготовлен в его служебном кабинете в помещении СК.

Назвать время фактического изготовления протокола и присутствовавших при этом лиц, а также где находятся «черновые записи» следователь Т. «неожиданно» затруднился, путался, но подтвердил, что задержанного «взяткодателя М.» в его служебном кабинете в это время не было, и когда М. подписывал печатный протокол, ему не известно.

Каких-либо ссылок и письменных пояснений, что данный протокол будет фактически изготовлен в ином месте и в иной период времени, чем указанный в протоколе, в тексте протокола не содержится.

Допрошенные в суде следователь Т., следователь М., а также понятой У. дали показания, что понятые У. и В. никакого отношения к Следственному комитету не имеют, на месте осмотра оказались случайно.

Председательствующий в судебном заседании конкретные вопросы стороны защиты снимал, как не имеющие отношения к доказательствам по предъявленному обвинению.

Приговор судом был вынесен, и обжалован защитой в апелляции.

В ходе подготовки к апелляционному рассмотрению, стороной защиты направлены различные  адвокатские запросы и получены достоверные сведения из Следственного управления (справки и копии приказов), что граждане В. и У.

(участвовавшие в качестве понятых при ОМП) являются общественными помощниками следователя в том же следственном отделе, где расследовано настоящее уголовное дело.

Данные документы были представлены в апелляционный суд защитой, и приобщены судебной коллегией к материалам дела.

Дополнительно стороной защиты приведено обоснование зависимости вышеназванных «понятых В. и У.

» от руководства следственного отдела, где они более двух лет осуществляют свою деятельность в качестве общественных помощников следователя, незаконность участия В. и У.

в качестве понятых, а также представлены доказательства участия В. и У. в других следственных действиях по иным уголовным делам того же следственного отдела.

Но… Приговор в апелляции изменен в части назначенного наказания, все остальные доводы стороны защиты о допущенных следствием и судом первой инстанции процессуальных нарушениях, судебной коллегией не приняты во внимание.

На поставленные стороной защиты вопросы о выявленных процессуальных нарушениях, суды двух инстанций даже не пожелали обратить свое внимание, но защитник полагает, что действительно есть повод обсудить данные обстоятельства в кругу людей, обеспокоенных такой позицией судов в части нарушений права на защиту:

1.  ОМП (как указано в протоколе в деле) был начат в 12.40 и якобы продолжался до 16.30 час. — В суде, по показаниям двух свидетелей, допрошенных в разное время и не имеющих возможности знать о показаниях друг друга, установлено, что осмотр и описание денежных купюр окончено около 18 час. В ходе следствия таких обстоятельств не было указано при допросах свидетелей.

2.  Дата и период времени фактического изготовления печатного протокола следователем Т., не установлена. — Понятой У. показал в суде, что печатный протокол ОМП, он и понятой В. читали и подписали в кабинете следователя Т. около 21 часа.

При этом пристава В., специалиста М. и задержанного М., в кабинете следователя Т. не было.

Перечисленные лица, ранее были допрошены и суду сообщили только об изготовлении и прочтении ими протокола на месте осмотра.

3.  Уголовное дело возбуждено другим следователем М. в этот же день в 17.30 час. по сведениям из протокола ОМП, объяснения от В. и другим материалам проверки.

Затем произошло задержание М. в порядке ст. 91-92 УПК, допрос в качестве подозреваемого, предъявление обвинение и допрос обвиняемого М. — Если печатный протокол был изготовлен следователем Т. около 21 часа по «черновым записям», то какой протокол ОМП находился у следователя М. при принятии решения о возбуждении уголовного дела в 17.30 час.

Объяснения от пристава В. и лишенного свободы М., оформленные от имени следователя Т. имеются в деле, но указана только дата оформления. Следователь Т., а также В. и М. пояснили в суде, что не помнят обстоятельств дачи объяснений.

4.  Если ст. 60 УПК РФ требует, чтобы понятыми были незаинтересованные лица, а приказ СК РФ № 74 прямо запрещает использовать общественных помощников следователя в качестве понятых, то как поступать стороне защиты, когда суды не желают признавать такие доказательства недопустимыми на основании ст. 75 УПК РФ.

Есть в деле и другие многочисленные нарушения норм УПК РФ, и их также возможно рассмотреть в ходе обсуждения.

Источник: https://pravorub.ru/articles/81078.html

Глава 2. ПОРЯДОК ПРОИЗВОДСТВА ОСМОТРА

Могут ли сотрудники полиции быть понятыми при ОМП по УД?

§ 1. Понятые при производстве осмотра

2.1.1. Осмотр возможен без участия в его производстве понятых

Обязательное требование об участии понятых при производстве осмотра в настоящее время не действует. Понятые принимают участие в осмотре по усмотрению следователя (дознавателя и др.).

Если понятые в таковом не участвуют, то применение технических средств фиксации хода и результатов данного следственного действия является обязательным. Если в ходе следственного действия применение технических средств невозможно, то следователь (дознаватель и др.

) обязан сделать в протоколе осмотра документа (предмета) соответствующую запись.

Данное новшество введено Федеральным законом от 4 марта 2013 года N 23-ФЗ «О внесении изменения в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

С помощью него законодатель попытался предоставить следователю (дознавателю и др.

) возможность провести некоторые следственные действия, в том числе и осмотр, без участия понятых, полагая, что замена участия таковых в следственном действии применением технических средств позволит решить сразу несколько проблем:

— ограничение прав граждан, обусловленное вовлечением таковых в уголовный процесс в качестве понятых;

— экономия времени следователя (дознавателя и др.) за счет отказа от приглашения и обеспечения участия в следственном действии понятых;

— увеличение мобильности и быстроты работы следователя (дознавателя и др.) на первоначальном этапе расследования и др.

При этом общим правилом о необходимости в отсутствие понятых применять технические средства фиксации хода и результатов следственного действия и увеличением санкции статьи, предусматривающей ответственность за фальсификацию доказательств, как думается, законодатель собирается предотвратить искажение (несоответствие тому, что в действительности имело место) органом предварительного расследования фиксируемой в протоколе следственного действия информации.

Итак, в настоящее время законный осмотр может быть произведен без участия понятых. Но в ряде случае таковые все же будут приглашаться. Следователь (дознаватель и др.) тем самым будет подстраховывать себя.

Участие понятых в осмотре будет дополнительной гарантией того, что юридическая сила результатов производства этого следственного действия не будет в последующем оспорена и (или) поставлена под сомнение.

2.1.2. Кто такой понятой?

Понятие и правовой статус понятых при производстве осмотра закреплены в ст. ст. 18, 21, 60, 131, 166, 167, 170 УПК РФ.

Исходя из содержания ч. 1 ст. 60 УПК РФ понятым может быть лишь не заинтересованное в исходе уголовного дела (проверки заявления или сообщения о преступлении) совершеннолетнее лицо, привлекаемое следователем (дознавателем и др.) для удостоверения факта производства осмотра, а также содержания, хода и результатов этого следственного действия.

Понятыми не могут быть участники уголовного судопроизводства, их близкие родственники и родственники, а также работники органов исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и (или) предварительного расследования (ч. 2 ст. 60 УПК РФ).

Понятым гражданин становится после приглашения его следователем (дознавателем и др.) для участия в этом качестве при производстве следственного действия.

На практике иногда возникает вопрос: вправе ли следователь (дознаватель и др.) пригласить в качестве понятого для осмотра места происшествия сотрудника полиции? При решении данного вопроса следует исходить из положения ст.

60 УПК РФ о том, что в качестве понятых при производстве следственных действий не могут участвовать работники органов исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и (или) предварительного расследования.

Соответственно, сотрудник полиции понятым приглашен быть не может.

2.1.3. Права понятого

Привлеченный в качестве понятого к осмотру гражданин вправе:

1) знать цель и порядок производства осмотра, свои права, обязанности и ответственность (ч. 1 ст. 11, ч. 10 ст. 166, ч. 4 ст. 170 УПК РФ);

2) пользоваться помощью переводчика (ч. 2 ст. 18 УПК РФ);

3) участвовать в следственном действии и присутствовать при всех действиях следователя (дознавателя и др.);

4) быть предупрежденным о применении технических средств (ч. 5 ст. 166 УПК РФ);

5) делать по поводу произведенных действий подлежащие занесению в протокол заявления и (или) замечания (п. 1 ч. 3 ст. 60, ч. 4 ст. 166 УПК РФ);

6) делать заявления (замечания) на своем родном языке или языке, которым он владеет (ч. 2 ст. 18 УПК РФ);

7) знакомиться с протоколом следственного действия, в производстве которого он участвовал (п. 2 ч. 3 ст. 60, ч. 6 ст. 166 УПК РФ);

8) требовать дополнения протокола следственного действия, а также прилагаемых к нему планов, схем и других документов и внесения в них уточнений (ч. 6 ст. 166 УПК РФ);

9) удостоверять правильность содержания протокола следственного действия (ч. 1 ст. 60, ч. 1 ст. 170 УПК РФ);

10) дать объяснение причин отказа подписать протокол осмотра, которое заносится в данный протокол (ч. 2 ст. 167 УПК РФ);

11) требовать возмещение понесенных расходов, связанных с явкой к месту производства осмотра и проживанием;

12) требовать возмещение недополученной работающим понятым заработной платы за время, затраченное им в связи с вызовом к следователю (дознавателю и др.);

13) требовать выплату не имеющим постоянной заработной платы понятым суммы, за отвлечение его от обычных занятий (ч. 2 ст. 131 УПК РФ);

14) не подвергаться унижению его чести, человеческого достоинства и (или) опасности для его жизни и (или) здоровья (ч. 1 ст. 9 УПК РФ);

15) не подвергаться насилию, пыткам, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению (ч. 2 ст. 9 УПК РФ);

16) приносить жалобы на действия (бездействие) и решения следователя (дознавателя и др.), ограничивающие его права (п. 3 ч. 3 ст. 60 УПК РФ).

Следователь (дознаватель и др.) уполномочен на производство осмотра без участия понятых.

Однако, если он все же принял решение о приглашении таковых для участия в производстве искомого следственного действия, он не вправе каким-либо образом ограничивать права этих участников уголовного процесса.

Законодатель не предоставил следователю (дознавателю и др.) права лишать участвующего в осмотре понятого какой-либо из предусмотренных УПК РФ его возможностей.

2.1.4. Обязанности понятого

Помимо прав, у понятого имеются и обязанности. В частности, понятой обязан:

1) выполнить требование следователя (дознавателя и др.) о привлечении его к участию в осмотре для удостоверения факта производства следственного действия, а также содержания, хода и результатов следственного действия (ч. 4 ст. 21 УПК РФ);

2) явиться по вызову следователя (дознавателя и др.) или в суд;

3) удостоверить своей подписью:

а) факт, содержание и результаты осмотра, в производстве которого он участвовал;

б) все внесенные замечания о дополнении и уточнении протокола (ч. 6 ст. 166 УПК РФ);

в) запись следователя (дознавателя и др.) об отказе лица, участвующего в следственном действии, подписать протокол осмотра, если такой отказ имел место (ч. 1 ст. 167 УПК РФ);

г) факт невозможности подписания протокола осмотра подозреваемым, обвиняемым, потерпевшим или свидетелем, который в силу физических недостатков или состояния здоровья не может подписать протокол (ч. 3 ст. 167 УПК РФ);

4) не разглашать без разрешения данные предварительного следствия, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном ст. 161 УПК РФ (ч. 4 ст. 60 УПК РФ);

5) соблюдать все иные требования уголовно-процессуального закона, касающиеся правового статуса понятого.

Аналогичным комплексом прав и обязанностей наделен любой из привлеченных к участию в следственном действии субъектов.

2.1.5. Количество участвующих в осмотре понятых

Исходя из содержания ч. 1 ст. 170 УПК РФ осмотр может быть произведен без участия в таковом понятых. Законодатель предоставил следователю (дознавателю и др.) право по собственному усмотрению решать вопрос о необходимости и возможности приглашения к участию в осмотре понятых.

Между тем если следователь (дознаватель и др.) все же принял решение пригласить понятых для участия в осмотре, то ему рекомендуется звать в этих целях двух человек. Хотя, несомненно, следователь (дознаватель и др.

) может пригласить для участия в осмотре в качестве понятых и иное количество лиц. Он вправе ограничиться и участием в осмотре одного понятого.

Из-за малого либо большого количества понятых, участвовавших в осмотре, не может быть поставлена под сомнение допустимость результатов этого следственного действия.

Итак, обычно в осмотре принимают участие двое понятых. Иногда большее их количество. Необходимость участия в осмотре более двух понятых может возникнуть в связи с предполагаемой большой по времени продолжительностью осмотра.

В этом случае большее количество понятых приглашается для того, чтобы в случае болезни или возникновения иного препятствия для дальнейшего участия в осмотре одного (нескольких) понятых, двое от начала до конца осмотра участвующих в следственном действии понятых все же было.

В литературе рекомендовалось приглашать более двух понятых «при проведении осмотра с привлечением других следователей. В таком случае при каждом следователе, участвующем в осмотре, должно находиться не менее двух понятых» . Идея автора понятна. Однако она не позволит понятым реализовать свой статус.

В предложенной ситуации каждая состоящая из двух понятых группа будет свидетелем не всего хода осмотра, а лишь той его части, при производстве которой она участвовала. Поэтому ни один из присутствующих при таком осмотре понятых не сможет удостоверить весь ход проведения следственного действия. А как правильно отмечает К.Б.

Калиновский, «все имеющие для дела обстоятельства должны восприниматься участниками осмотра лично» .

———————————

Источник: https://zakoniros.ru/?p=4458

«Понятым будете?»: что делать, если вы понадобились полиции

Могут ли сотрудники полиции быть понятыми при ОМП по УД?

Во многих ситуациях полиции нужна помощь штатских. Столкнуться с просьбой побыть понятым может любой горожанин

Елена Латыпова

Многие горожане наверняка хотя бы раз оказывались в такой ситуации: прямо на улице подходит полицейский и предлагает «пройти» — но не потому, что человек что-то нарушил, а потому, что нужны понятые.

Эмоции того, кому это предложили, вполне понятны: идти не хочется, особого доверия к полиции часто нет, зато есть страх влипнуть в историю. Ну или просто оказаться свидетелем какой-то неприятной сцены, после которой останутся плохие воспоминания.

Так что делать? Можно ли отказаться от роли понятого? А если согласился — какие обязанности и права из этого возникают?

Ответы на все возникающие вопросы нашли наши коллеги из Омска — портал NGS55.RU.

Кто может стать понятым?

Как пояснили в областной прокуратуре, понятой — это не заинтересованный в исходе уголовного дела человек, которого дознаватель, следователь или прокурор привлекает, чтобы он заверил сам факт проведения следственного действия, а также содержание, ход и результаты этого действия.

Так ограничений нет? Понятым может стать любой?

Есть исключения. Не могут быть понятыми люди, которым ещё не исполнилось 18 лет, участники конкретного уголовного судопроизводства и их родственники. Ещё такую роль не могут играть работники органов исполнительной власти, которые уполномочены заниматься оперативно-разыскной деятельностью и (или) предварительным расследованием.

Можно ли отказаться быть понятым?

В 60-й статье УПК ничего не говорится о том, как именно полиция должна искать понятых. Нет в законодательстве ни слова и об ответственности за отказ. Отсюда следует, что ответ положительный: отказаться можно. Классического аргумента «Мне некогда» должно быть достаточно, чтобы полицейский отправился на поиски нового кандидата.

Если согласился стать понятым — возникают ли какие-то обязанности?

Да, конечно.

— Понятой обязан являться по вызовам дознавателя, следователя или в суд, — рассказывают в прокуратуре, — не разглашать данные предварительного расследования, если он был об этом заранее предупрежден.

Что будет, если пренебрегать этими обязанностями?

Если игнорировать вызовы, следствие или суд захотят в конце концов организовать принудительную явку. То есть на пороге вашей квартиры в один прекрасный момент появятся судебные приставы, и придётся им подчиниться.

А разглашение тайны предварительного следствия — это статья 310 УК РФ, которая предусматривает штраф в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательные работы на срок до 480 часов, либо исправительные работы на срок до двух лет, либо арест на срок до трех месяцев.

Что конкретно делает понятой?

Понятые нужны, чтобы подтвердить законность определённой процедуры, которую проводит полиция. Это личный досмотр, досмотр транспортного средства, осмотр места происшествия.

Ещё понятые могут быть нужны, чтобы зафиксировать чей-то отказ от проставления подписи в документе.

Их необходимость вытекает из статьи 50 Конституции России: «При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона». Отсутствие понятых в определённых случаях — явное нарушение, вот полиция их и ищет.

Понятых всегда двое. Полицейский перед началом процедуры (досмотра, осмотра и т. п.) вписывает их в протокол и разъясняет им их права и обязанности.

Какие у понятого права?

— Понятой имеет право на участие в следственном действии и делать по поводу него заявления и замечания, подлежащие занесению в протокол, — рассказывают в прокуратуре.

— Он вправе знакомиться с протоколом следственного действия, в производстве которого он участвовал, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя и прокурора, ограничивающие его права.

Может ли оплачиваться работа понятого?

Собственно выполнение обязанностей — нет. А вот если понятой в связи с этим понёс расходы, он имеет право на компенсацию. Теоретически это могут быть расходы на поездки — если человека угораздило стать понятым не в своём родном городе (хотя это как раз та ситуация, в которой следует отказывать полицейским).

Источник: https://63.ru/text/incidents/66086890/

Административное право
Добавить комментарий