Могут ли учителя задавать домашнее задание на время каникул в школах?

Вопрос экспертам: должны ли дети выполнять на каникулах домашнее задание

Могут ли учителя задавать домашнее задание на время каникул в школах?

Рассказываем, имеют ли учителя право задавать на летние каникулы домашнее задание и спрашивать его с учеников в новом учебном году.

Сколько каждый год родительских нервов тратится и детских слез проливается, когда речь заходит о домашних заданиях, которые школьники получили на лето.

Родительские форумы переполнены вопросами «Может ли учитель давать уроки на каникулы», «Должен ли ребенок вести читательский дневник», «Имеет ли право учитель поставить школьнику двойку за задание на лето», которые так и остаются без ответов.

Тревога взрослых понятна, ведь об уроках на каникулы дети вспоминают в лучшем случае за две недели до 1 сентября. Что это значит? Что за 10-14 дней ученик должен выполнить объем работ, который учитель давал ему на 2-3 месяца. Звучит как утопия.

В итоге последние дни отдыха, который уже сложно назвать таковым, проходят в атмосфере суеты и смятения. Родители пытаются взять ситуацию под контроль: усаживают ребенка за тетрадки, ругаются с ним, в конце концов, берутся за дело сами и выполняют все упражнения за ребенка.

Мы подумали, что, вероятно, родители хотели бы избежать суеты в этом году, и попросили учителей из разных школ рассказать, дают ли они своим детям задания на каникулы и требуют ли от них его обязательного выполнения.

Давайте рассмотрим этот вопрос со всех сторон.

Итак, если следовать букве закона, то Федеральный закон 273-ФЗ относит каникулы к академическим правам обучающихся и определяет их как плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком (п. 11 ч. 1 ст. 34).

То есть никаких заданий в каникулы быть не может. И родители, и дети могут спать спокойно.

Вот только цель летних заданий вовсе не получение образования как такового, а повторение уже пройденного материала. Зачем? Чтобы 1 сентября ребенок легко вошел в учебный процесс.

Так, некоторые семьи считают приемлемым потратить определенное количество времени в летние каникулы на разбор тем, которые вызвали у ребенка затруднение.

Получается, что домашние задания на лето должны быть необязательными, а носить лишь рекомендательный характер.

Самое главное — решение о выполнении того или иного задания и его объеме обсуждается только на семейном совете.

Если же было принято решение «заданиям быть», то родители и дети могут быть уверены, что учитель работу проверит. Обратная связь крайне важна, так дети будут чувствовать заботу и неравнодушие педагога и поймут, что и летом трудились не зря.

Давайте разберемся с понятиями. Что значит задания на лето?

Дети, которые в полном объеме освоили образовательную программу, переходят в следующий класс. В течение учебного года ребята в соответствии с планом, установленным школой, проходят промежуточные аттестации.

Если что-то пошло не так и кто-то из учеников получил за аттестацию неудовлетворительную оценку, это считается академической задолженностью, которую ребенок обязан ликвидировать в течение года с момента ее появления.

Сроки «погашения» задолженности определяет школа.

Часто школьники в начале лета ходят на дополнительные консультации с учителем, а затем получают задание на лето.

Его выполнение обязательно и будет проверено преподавателем в начале учебного года.

Если речь идет о литературе, то чтение — важное подспорье в дальнейшей учебе. И превратить его можно в интересную игру, если вести дневник. Можно бумажный, с картинками и наклейками, а можно электронный, превратив его в своеобразный блог, обсуждая с друзьями и т. п. Такая переписка — дополнительная практика в русском языке.

Летние задания необходимы, но должны быть не механическими и скучными, а полезными и практико-ориентированными.

Чего не стоит делать? Не стоит перегружать ребенка учебой летом. Не лишать удовольствий. Не попустительствовать. Не пугать школой, как полицейским.

Задание на лето от меня получают только те школьники, которые планируют выбрать физику в качестве предмета для экзамена. Это касается только десятиклассников.

Для них в июне я устраивала дополнительные занятия (посещение — по желанию), на которых мы разбирали сложные темы. После каждого занятия школьники уходили с домашним заданием.

И на лето они тоже получили несколько упражнений, решение которых я обязательно потом спрошу.

Конечно, я не могу ставить эти задания им в обязанности и считаю, что все зависит от желания человека.

Я стараюсь заинтересовать детей, вместе с ними найти мотивацию.

К тому же у многих школьников в конце года еще есть силы немного поработать. А если есть силы, почему бы не позаниматься?

В свое время, когда я сама училась в школе, я летом занималась, и это мне очень помогло в учебе. ЕГЭ по физике экзамен сложный, и он требует тщательной подготовки.Что касается ребят помладше, я на них не наседаю. Если у них есть желание, они могут решать задачи на сайте «Решу ОГЭ», но это необязательно.

Задания на лето от учителя могут носить исключительно рекомендательный характер. И адресованы они родителям, в зависимости от того, какие моменты в обучении они хотели бы улучшить и закрепить.

Детям можно озвучить совет или пожелание в соответствии с их интересами и возможностями. Учебный год можно начать с предложения детям проявить инициативу: рассказать о книгах, о своих летних увлечениях, открытиях.

Недопустима критика и неодобрение в адрес детей, которые подобную инициативу проявить не готовы.

Контроль за летними дневниками по чтению, дневником наблюдения за природой, пособиями, прописями создает стресс для детей с первых учебных дней, разрушает и без того хрупкий позитивный настрой к школе и учебе. И в корне бессмысленно.

Потому что, если ребенок успешно и с увлечением занимался, он будет рад об этом рассказать и без контроля. А если подобная работа не проводилась, то ребенок будет испытывать давление, неуверенность, страх перед осуждением, что сильно повредит его учебе в дальнейшем.

В конце учебного года родители моих учеников поинтересовались, как заниматься с детьми на каникулах. Сейчас издается много пособий для подготовки и повторения материала, и я отправила несколько таких PDF-файлов по русскому и по математике в школьный чат. Также посоветовала выполнять упражнения на портале «Учи.ру», если у ребят будет желание.

Разумеется, есть и список литературы на лето (сказки, рассказы, повести).

У детей было два варианта: короткий, включающий 21 произведение, для тех, кому чтение дается нелегко, и расширенный (из 37 пунктов) — для ребят, которые любят книги.

В начале лета, пока я еще была в школе, предложила своим ученикам приходить ко мне на дополнительные занятия, чтобы подтянуть знания по предметам, в которых они чувствуют себя неуверенно. И на эти занятия ходили те, кому это было действительно нужно (всего 15 человек!).

Я считаю, что такая форма работы отлично показывает себя именно в младшей школе. Многие дети в первый месяц лета не уезжают из города и в лучшем случае выходят погулять раз в неделю. Поэтому занятия для них не только шанс подтянуть знания, но и возможность пообщаться с друзьями. Встречи получаются в удовольствие.

Проведение дополнительных занятий летом в комфортном для школьников режиме представляется мне хорошей идеей. Ведь за три месяца каникул ребята многое забывают и возвращаются в школу tabula rasa. Приходится начинать все сначала. Чтобы избежать полного выветривания полученной за год информации, нужно, чтобы ребята хотя бы немного подпитывали себя знаниями.

Shutterstock.com

Источник: https://letidor.ru/obrazovanie/vopros-ekspertam-dolzhny-li-deti-vypolnyat-na-kanikulakh-domashnee-zadanie.htm

Образовательная реформа: какой объем домашнего задания должен быть у школьников и каким он является в странах Европы

Могут ли учителя задавать домашнее задание на время каникул в школах?

Украинские ученики работают дома гораздо больше.

В Украине активно идет реформа образования и уже вскоре должны начаться изменения в системе средней и старшей школы, в частности относительно объемов домашнего задания. В странах Европы дети получают гораздо меньше заданий на дом, имея больше времени на отдых.

Об этом говорится в сюжете ТСН.Тиждень.

У современных учеников обучение занимает 55 часов в неделю. Это больше, чем рабочая неделя взрослого человека. Разглядеть время на отдых в детском графику сложно. Изменить что-то помогло бы сокращение объема домашних заданий.  

55 часов в неделю – примерно столько учится современный ученик. И это больше, чем рабочая неделя взрослого человека. Разглядеть время в детском графике сложно.

У нас оказывается до сих пор существуют санитарные нормы, которые чиновники придумали 20 лет назад. Соответственно – шестиклассник должен сидеть над домашней работой не более двух с половиной часов. А старшеклассник – аж четыре! Но реальность – иная. И дети, порой, учатся больше.

Дети с особыми образовательными потребностями смогут дольше учиться в школе

Никита запрыгивает на гироскутер и показывает тетрадь с заданиями на все лето. Почему домашние задания он, мягко говоря, не любит – имеет 5 причин.

“Неправильно сделали, а учителя говорят, ах ты такой негодяй делай еще дома. Ты их делаешь вечером, а не утром. Утром у тебя мозги промыты, все хорошо, ты отдохнул. Потом приходишь домой – домашка. Мама говорит: а ну быстро сел за свою парту и начал делать домашку. Ты конечно учишься и можно сказать ничему и не учишься”, – рассказывает парень.

Но самую главную скажет потом. Завтра он пойдет только в четвертый класс. А уже так ненавидит домашние задания. И это при том, что около часа он делает на группе продленного дня. С учительницей рядом.

“Качество этих домашних заданий, оно не очень, потому что он не совсем понимает, что он сделал”, – рассказывает мама.

В Украине появился первый образовательный омбудсмен: с какими вопросами к нему можно обращаться

Домой еще английский и природоведение. Их, вам видимо это до боли знакомо, делает мама. Вот сейчас с репетитором он наверстывает то, что в школе не понимал. И что я слышу, домашние задания Даши он решает и быстро, и правильно.

“Просто я задаю полностью по аналогии, как мы решали. И детям все понятно”, – рассказывает репетиторка Дарья Селихова.

Никита полюбил их, потому что знает как делать. Для ребенка на гироскутере, окруженного гаджетами, домашние задания должны быть как минимум понятны, еще лучше – интересные и творческие, говорит советник министра образования Иванна Коберник.

“Если какой-то учитель задает 50 примеров с сегодня на завтра или послезавтра это не значит, что надо отменить домашнее задание. Это означает, что учителя требуют новых методик. Домашние задания, которые ты можешь переписать из интернета, это плохие домашние задания”, – уверяет она.

Не должно быть домашних заданий по основам здоровья, музыки, физкультуры и трудового обучения.

В Украинском центре оценивания качества образования сообщили, когда нормы нового правописания появятся в тестах ВНО

“Когда я слышу, что задаются какие-то вышивки бисером и вся семья сидит вышивает ночами и понятно, что учитель совершенно не посчитал сколько времени требует та или иная работа”, – отмечает Коберник.

Но как разгрузить детей обязательными предметами, особенно в старшей школе, где в среднем уроков аж 22? Министерство уже готовит изменения. Но давайте сначала посмотрим, как это делают во Франции и Германии.

Официально во Франции домашние задания запрещены законом с 1956 года, где сказано, что больше 6 часов обучения в день плохо влияют на психическое и физическое развитие ребенка. Современные французские учителя говорят, что закон устарел и небольшие получасовые домашние задания помогают лучше понять материал.

Первые два года обучения во французской начальной школе домашних заданий у детей нет вообще. Потом их постепенно добавляют, но в целом, это устные задания – выучить стихотворение или прочитать небольшой текст.

Домашние задания в школах разделяют на 2 части – на будни и на выходные. Если дети делают все задания на выходных, то потом в течение недели, им хватает 30 минут в течение недели, чтобы все сделать и быть свободными.

Так детей учат планировать свою неделю.

Ник – украинец по происхождению – делится опытом:

-Сколько времени ты делаешь домашнее задание?

-Где-то 30 минут.

-А на выходные?

-Где-то 5 часов.

-Ты любишь делать домашние задания?

-Нет, но это обязательно, если я не буду их делать, меня будут наказывать и дома, в школе.

Девушки показали лучшие результаты ВНО, чем парни – Украинский центр оценивания качества образования

Когда я рассказываю детям, что их сверстники в Украине делают домашние задания около двух часов – у них шок. На каникулы летом, которые длятся 2 месяца (июль и август), домашние задания во Франции не задают.

Немец Даниэль поет в детском хоре оперы Берлина. Разучивает партии с “Турандот” и “Кармен”. Репетиции и выступления занимают много времени

“На следующей неделе каждый день будет репетиция и как минимум по 3 часа, и потом шесть спектаклей в сентябре”, – рассказывает его мама.

А еще Даниэль успевает на баскетбол. Его младшая сестра Анастасия занимается плаванием и балетом. Дети ходят в шестой и третий класс начальной школы Берлина. Говорят – на домашние задания тратят до часа в день. Уроки оба делают в школе, в группе продленного дня. Там с задачами помогает воспитатель.

“Мы вообще-то в школе делаем, так успеваем. Дома мы обычно не очень садимся за уроки”, – говорит Даниэль.

Непривитых детей не будут пускать в школы. В МОН объяснили, как они смогут получить образование

Повторяют материал дома, если мама настаивает. Выходные и каникулы у немецких школьников – для отдыха. Привычный для украинских детей список литературы на лето Дане и Насте не дают, хотя мама это не одобряет. Впрочем продолжаются самые длинные каникулы года не три месяца, как в Украине, а шесть недель.

Зато в школе устраивают читальные дни. Тогда дети несут в класс одеяло и любимую книгу и все вместе читают в уютной атмосфере. Мама школьников говорит, такой расслабленный подход кажется ей необычным, однако намерение учителей она понимает.

С оценками в немецких школах тоже не спешат. Учителя и родители сами решают, когда пришло время оценивать знания детей. Это может быть с третьего или с четвертого класса.

В то же время, о важности такого дня как 1 сентября, в Финляндии ни сном ни духом. Ведь новый учебный год здесь начинается в начале августа. Возможно, в этом один из секретов финского благосостояния, представьте, минус один месяц отпуска. При этом, начинается обучение в сверхрасслабленном режиме.

“Мы начинаем обучение в августе в среду или в четверг. Но учителя приходят, конечно, в понедельник, и готовятся к учебному году. Первые несколько школьных дней обычно сокращены. Поэтому мы начинаем учебный год очень мягко”, – говорит директор школы Сату Арокари.

В Минобразования назвали топ-10 специальностей с самым высоким проходным баллом

Обучение в школе как и в Украине, по месту жительства, чтобы ребенку до школы было пешком 5 минут. Ребенок не устает в дороге. Дети ходят по школе в носках, и никакой школьной формы – все для удобства. Сидеть, лежать, ходить можно везде, единственное обязательно – гулять на каждой перемене. А еще – минимум домашних заданий.

“Домашней работы у нас не слишком много. Может, 15 минут в день. Мы думаем, что всю работу мы можем сделать и здесь, в школе, а дома лишь немного попрактиковаться. А потом дети имеют время на хобби, на игры. Мы очень ценим, что они имеют это время”, – рассказывает учительница местной школы.

Когда все таки может быть трудно детям – это в старшей школе, это отдельные учреждения, туда принимают только с хорошими оценками, и тех, кто хочет учиться в университете. Задач там бывает действительно много. Но в зависимости от своих потребностей школьник может учиться два, а может, и четыре года. И в целом здесь не принято никуда торопиться, ведь детство и без того быстро заканчивается.

То есть в Европе долгий учебный год. Летние каникулы только 2 месяца. Программу не надо втискивать в 8, как у нас. Что же предлагают нам?

Блоги Зарема Сеитаблаева

Учителям советуют делать уроки парами в средней и старшей школе. Тогда вместо 6 домашних заданий только 3. А еще изменить санитарные нормы, где установлено максимальное время для выполнения уроков дома. Вместо 4 часов в день для старшачкив – будет полтора часа. Не больше. Учителям придется это учитывать.

И то, чего еще надо дождаться. Реформа старшей школы. В 2026 году.

“Дети будут выбирать профиль школы, в которой они будут учиться. Это будет означать сокращение предметов и даст возможность выбирать те предметы, которые в старших классах они хотят изучать углубленно. Что значит, другие предметы они учат в меньшем объеме”, – объясняет Коберник.

А еще в виде эксперимента в некоторых школах уже вводят интегрированные уроки. Когда один предмет вмещает несколько. История Украины совместно с всемирной. Или вместе химия, физика и биология в классах с гуманитарным уклоном.

А вот как все это совместить и где найти таких широкопрофильных учителей? Это уже домашнее задание для чиновников. Потому что пока Никите приходится покинуть каратэ, шашки, футбол с друзьями и общение с мамой, чтобы успевать с уроками.

Наталья Ярмола

Источник: https://tsn.ua/ru/ukrayina/obrazovatelnaya-reforma-kakoy-obem-domashnego-zadaniya-dolzhen-byt-u-shkolnikov-i-kakim-on-yavlyaetsya-v-stranah-evropy-1403949.html

Домашнее задание на каникулы — законно ли это?

Могут ли учителя задавать домашнее задание на время каникул в школах?

Зачем человеку каникулы? Затем, чтобы отдохнуть! Но не все учителя так считают, и задают домашние задания.

Во всех российских школах начались зимние каникулы, которые по времени совпадают с новогодними каникулами для взрослых. Поэтому, отдыхать будут и школьники, и их учителя, и родители. Правда, как оказалось, некоторые учителя хотят отдыхать единолично, как в печально известном анекдоте:

Звонок в 3 часа ночи:— Марья Ивановна, это папа вашего ученика Васи Петрова. Вы спите?— Сплю, конечно!

— А мы математику учим!

А на каникулы нам задали весь учебник..

Домашние задания, которые задали на каникулы в некоторых классах превосходят все мыслимые и немыслимые пределы. А ведь первоначально, на родительском собрании, учителя обещают задать совсем немного, только чтобы дети были в тонусе и не забыли того, чему научились. Кстати, больше всего такая практика распространена в начальной школе.

В итоге второклассники, третьеклассники и четвероклассники получают по 50 номеров по математике и с десяток упражнений по русскому языку, несколько проектов по окружающему миру. А ведь еще нужно книги читать по списку.

Вот посмотрите, какой перечень заданий по математике был задан ученикам 4-го класса (в котором учится мой сын):

Дополнительно к этому заданы упражнения по русскому языку, которые, как и номера по математике нужно решить на оценки в отдельных тетрадях по 24 листа. То есть учительница отлично понимает, что на 12 тетрадных листов выполнение ее задания не поместится.

Но ведь и дети, и их родители тоже хотят отдохнуть полноценно — сходить на елки, покататься на коньках, поиграть в снежки и поздравить всех родных и друзей. Да и мозг ребенка тоже должен получить полноценный отдых от ежедневных школьных нагрузок.

Так для чего же нужны каникулы? Для отдыха или для учебы? И законно ли так загружать школьников в их законное время отдыха?

Законодательство о каникулах

В силу Федерального закона 273-ФЗ каникулы являются академическим правом всех обучающихся. В соответствии с законодательством каникулами называются плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии календарным учебным графиком.

В каникулы школа может осуществлять организацию отдыха и оздоровления обучающихся, организовывать физкультурно-спортивные лагеря, тренировочные сборы и спортивные соревнования. При этом у учеников в силу ч. 4 ст. 34 есть право как посещать такие мероприятия, не предусмотренные учебным планом, так и не посещать их.

Значит у школы есть право привлекать к любой деятельности в каникулы только с согласия их законных представителей или самих учеников (с 14 лет).

Из этих правовых норм можно сделать вывод, что возложение на учеников обязанности по освоению в каникулярное время общеобразовательной программы (по выполнению домашних заданий можно рассматривать как нарушение.

Кроме того, существует еще и такой документ, как СанПин 2.42.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», которым не только ограничено время на выполнение домашнего задания для учеников каждого класса, но и установлено требование к времени их отдыха в выходные и каникулярные дни.

Ну и, наконец, существует Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г, в статье 31 которой закреплено право детей на отдых. Каникулы по закону — это время отдыха, а не работы над домашним заданием.

Так можно давать задания на каникулы или нет?

Прямого запрета в законодательстве на это нет. Но есть уже довольно старое (но действующее) письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 22.02. 1999 г.

№220/11-12 «О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе», в котором указано на недопустимость домашних заданий на выходные и каникулярные дни.

Поэтому, если учитель их задает, его действия, при желании, можно рассматривать, как незаконное ограничение предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования прав и свобод обучающихся. За такие действия даже предусмотрена административная ответственность по статье 5.57 КоАП РФ.

Все хорошо в меру

Конечно, на каникулах нужно отдыхать.Как детям, так и их родителям, ведь выполнение домашних заданий в начальной школе без них обходится редко. Но и забывать полученные знания тоже не нужно.

Поэтому, важно найти золотую середину в этом вопросе. Например, заниматься по специальной тетради, разработанной по ФГОС и содержащей комплексные упражнения по всему курсу.

Или выполнять по паре упражнений из учебников раз в несколько дней.

Но, если дети будут на каникулах проводить за уроками столько же времени, сколько в обычные школьные дни, то полноценного отдыха у них не получится. И как они смогут выдержать учебную нагрузку в самой длинной третьей четверти, остается вопросом.

А как думаете вы? Задали ли вашим детям домашнее задание на каникулы?

Источник: https://zen.yandex.ru/media/begomvshkolu/domashnee-zadanie-na-kanikuly--zakonno-li-eto-5c2755a95d92d200abad7d10

Домашние задания в школе как имитация учебы – Освіта.UA

Могут ли учителя задавать домашнее задание на время каникул в школах?

Современная школа имеет множество проблем, и одной из самых животрепещущих большинство участников учебного процесса считают загруженность домашними заданиями. Свое отношение к домашним заданиям высказывает Алексей Греков, соучредитель и директор по стратегическому развитию частной школы «Афины» (Киев) в материале «УП. Життя».

Мы все учились в школе, и все получали домашние задания.

Некоторые мы выполняли, некоторые – игнорировали или сдирали у товарищей.

Но никогда не подвергали сомнению право учителей задавать их, потому что как-то само собой подразумевалось, что «домашка» для чего-то нужна, что её выполнение принесёт нам какую-то пользу.

Теперь я сам педагог, и сам иногда задаю задания на дом. Но с каждым годом я всё менее и менее убежден, что поступаю правильно, и сейчас вы узнаете, почему.

Наличие или отсутствие домашних заданий – само по себе не хорошо и не плохо. Домашние задания – всего лишь инструмент, такой же, как лекарство: человеку больному оно принесёт пользу, а здоровому – навредит.

Наша система образования тяжело, неизлечимо больна. Собственно, страдает она целым комплексом болезней. Это и организационный паралич, и финансовая дистрофия, и методологическая деменция, и кадровая анорексия, и еще полудюжина других, – и пока ниоткуда не следует, что ей удастся выкарабкаться.

Давайте обратимся к цифрам.

Вот вам симптомы болезни, которую я бы назвал «предметной шизофренией». Уже в первом классе у детей есть 10 отдельных предметов. С каждым классом число их возрастает, пока к 9-му классу предметов не становится 18, а в 11-м — вообще 20!

При этом согласно санитарным нормам максимально допустимая нагрузка на первоклассников – 20 часов в неделю, а на старшеклассников – 33, – правда, им могут добавить еще 5 часов на дополнительные (!) предметы.

Очевидно, что на значительную часть предметов выделяется один-два урока в неделю (а иногда и один урок в две недели).

Пользы от таких занятий – ноль.

Не думаю, что кто-либо из вас может пересказать в подробностях содержание какой-нибудь скучной передачи, которую вы нехотя просмотрели неделю назад.

Но что делать педагогам, которые всё же хотят, чтобы дети выучили их предмет?

Они расширяют временные рамки урока за счёт выдачи домашних заданий.

Надо сказать, что объем домашних заданий, задаваемых ученикам, также регламентируется санитарными нормами.

Согласно ДСанПіН 5.5.2.008-01, в первом классе домашних заданий вообще быть не должно, второкласснику можно задать ровно столько заданий, чтобы он потратил на их выполнение не более 45 минут в день, третьекласснику – на 1 час 10 минут в день, и так далее.

Старшеклассникам уже разрешено задавать столько заданий, чтобы они могли выполнить их за 4 часа своего свободного времени.

Конечно! Ведь у них на 33+5 уроков в неделю приходится 20+ предметов!

Вот тут-то и становится предельно наглядной порочность всей системы.

Давайте подсчитаем. 38 часов в неделю + 4 часа домашних заданий, умноженные на 7 дней в неделю (ведь задания на выходные никто не запрещал!) – сколько это получится? 66 часов.

У наших детей 66-ти часовая 7-дневная учебная неделя!

Круто? Как вы, уважаемые взрослые, чувствуете себя после 40-часовой рабочей недели?

А теперь представьте, что вы должны работать в полтора раза дольше. И при этом совершенно бесплатно.

Поэтому, увы! Домашние задания – это лекарство, которым пытаются лечить симптомы, а не на саму болезнь. А может, и не лекарство вовсе, а пустышка, плацебо, имитация учебы, только отнимающая силы и время.

Впрочем, от защитников домашних заданий часто приходится слышать расхожее утверждение: дескать, для доведения любого навыка до совершенства необходимо потратить 10 000 часов, – и при этом всегда ссылаются на обучение игре на фортепиано путем проигрывания гамм.

Аналогия абсолютно неуместна.

Какой навык отрабатывается с помощью выполнения домашних заданий? Навык самостоятельной работы?

Но тогда задание для каждого ученика должно быть абсолютно уникальным, чтобы решение нельзя было найти в интернете или списать у друга.

Навык работы с информацией?

Но тогда задание должно быть поисковой, исследовательской работой, и при этом обязательно коллективной, потому что сейчас никакое исследование, конструирование или творчество не является уделом одиночек.

И снова обратимся к цифрам.

10 000 часов за 11 лет – это три часа в день без каникул и выходных. Для того чтобы довести до совершенства знание 8 предметов из 20, ученику придется отказаться не только от сна, но и от посещения школы! (Полагаю, это был бы наилучший выход).

Поэтому своим преподавателям я говорю: если кто-либо из ваших учеников хочет и может выполнять дополнительные задания по вашему предмету в своё свободное время – задавайте, но только им и то – дозировано.

Если же вы начнете грузить всех сверх меры и без разбора – я лично каждому из вас буду на выходные задавать домашние задания: прочитать книгу по педагогике или психологии, написать на эту тему эссе и в понедельник явиться ко мне в кабинет для сдачи зачета по теме.

Пока ещё я не приводил свою угрозу в исполнение, но чувствую, скоро придётся.

Алексей Греков, частная школа «Афины» (Киев), соучредитель и директор стратегического развития, Українська правда. Життя.

Освіта.ua
08.11.2017

Источник: https://ru.osvita.ua/school/58003/

Вопрос экспертам: должны ли дети выполнять на каникулах домашнее задание

Могут ли учителя задавать домашнее задание на время каникул в школах?

Рассказываем, имеют ли учителя право задавать на летние каникулы домашнее задание и спрашивать его с учеников в новом учебном году.

Сколько каждый год родительских нервов тратится и детских слез проливается, когда речь заходит о домашних заданиях, которые школьники получили на лето.

Родительские форумы переполнены вопросами «Может ли учитель давать уроки на каникулы», «Должен ли ребенок вести читательский дневник», «Имеет ли право учитель поставить школьнику двойку за задание на лето», которые так и остаются без ответов.

Тревога взрослых понятна, ведь об уроках на каникулы дети вспоминают в лучшем случае за две недели до 1 сентября. Что это значит? Что за 10-14 дней ученик должен выполнить объем работ, который учитель давал ему на 2-3 месяца. Звучит как утопия.

В итоге последние дни отдыха, который уже сложно назвать таковым, проходят в атмосфере суеты и смятения. Родители пытаются взять ситуацию под контроль: усаживают ребенка за тетрадки, ругаются с ним, в конце концов, берутся за дело сами и выполняют все упражнения за ребенка.

Мы подумали, что, вероятно, родители хотели бы избежать суеты в этом году, и попросили учителей из разных школ рассказать, дают ли они своим детям задания на каникулы и требуют ли от них его обязательного выполнения.

Учитель начальных классов школы «Макарун» Елена Памурзина:

Давайте рассмотрим этот вопрос со всех сторон.

Итак, если следовать букве закона, то Федеральный закон 273-ФЗ относит каникулы к академическим правам обучающихся и определяет их как плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком (п. 11 ч. 1 ст. 34).

То есть никаких заданий в каникулы быть не может. И родители, и дети могут спать спокойно.

Вот только цель летних заданий вовсе не получение образования как такового, а повторение уже пройденного материала. Зачем? Чтобы 1 сентября ребенок легко вошел в учебный процесс.

Так, некоторые семьи считают приемлемым потратить определенное количество времени в летние каникулы на разбор тем, которые вызвали у ребенка затруднение.

Получается, что домашние задания на лето должны быть необязательными, а носить лишь рекомендательный характер.

Самое главное — решение о выполнении того или иного задания и его объеме обсуждается только на семейном совете.

Если же было принято решение «заданиям быть», то родители и дети могут быть уверены, что учитель работу проверит. Обратная связь крайне важна, так дети будут чувствовать заботу и неравнодушие педагога и поймут, что и летом трудились не зря.

Директор школы № 2120 Алла Шурухина:

Давайте разберемся с понятиями. Что значит задания на лето?

Дети, которые в полном объеме освоили образовательную программу, переходят в следующий класс. В течение учебного года ребята в соответствии с планом, установленным школой, проходят промежуточные аттестации.

Если что-то пошло не так и кто-то из учеников получил за аттестацию неудовлетворительную оценку, это считается академической задолженностью, которую ребенок обязан ликвидировать в течение года с момента ее появления.

Сроки «погашения» задолженности определяет школа.

Часто школьники в начале лета ходят на дополнительные консультации с учителем, а затем получают задание на лето.

Его выполнение обязательно и будет проверено преподавателем в начале учебного года.

Если речь идет о литературе, то чтение — важное подспорье в дальнейшей учебе. И превратить его можно в интересную игру, если вести дневник. Можно бумажный, с картинками и наклейками, а можно электронный, превратив его в своеобразный блог, обсуждая с друзьями и т. п. Такая переписка — дополнительная практика в русском языке.

Летние задания необходимы, но должны быть не механическими и скучными, а полезными и практико-ориентированными.

Чего не стоит делать? Не стоит перегружать ребенка учебой летом. Не лишать удовольствий. Не попустительствовать. Не пугать школой, как полицейским.

Учительница физики в Калужской СОШ № 44, участник программы «Учитель для России» Юлия Попова:

Задание на лето от меня получают только те школьники, которые планируют выбрать физику в качестве предмета для экзамена. Это касается только десятиклассников.

Для них в июне я устраивала дополнительные занятия (посещение — по желанию), на которых мы разбирали сложные темы. После каждого занятия школьники уходили с домашним заданием.

И на лето они тоже получили несколько упражнений, решение которых я обязательно потом спрошу.

Конечно, я не могу ставить эти задания им в обязанности и считаю, что все зависит от желания человека.

Я стараюсь заинтересовать детей, вместе с ними найти мотивацию.

К тому же у многих школьников в конце года еще есть силы немного поработать. А если есть силы, почему бы не позаниматься?

В свое время, когда я сама училась в школе, я летом занималась, и это мне очень помогло в учебе. ЕГЭ по физике экзамен сложный, и он требует тщательной подготовки. Что касается ребят помладше, я на них не наседаю. Если у них есть желание, они могут решать задачи на сайте «Решу ОГЭ», но это необязательно.

Учитель начальных классов Мария Черкасова:

Задания на лето от учителя могут носить исключительно рекомендательный характер. И адресованы они родителям, в зависимости от того, какие моменты в обучении они хотели бы улучшить и закрепить.

Детям можно озвучить совет или пожелание в соответствии с их интересами и возможностями. Учебный год можно начать с предложения детям проявить инициативу: рассказать о книгах, о своих летних увлечениях, открытиях.

Недопустима критика и неодобрение в адрес детей, которые подобную инициативу проявить не готовы.

Контроль за летними дневниками по чтению, дневником наблюдения за природой, пособиями, прописями создает стресс для детей с первых учебных дней, разрушает и без того хрупкий позитивный настрой к школе и учебе. И в корне бессмысленно.

Потому что, если ребенок успешно и с увлечением занимался, он будет рад об этом рассказать и без контроля.

А если подобная работа не проводилась, то ребенок будет испытывать давление, неуверенность, страх перед осуждением, что сильно повредит его учебе в дальнейшем.

Учительница начальных классов школы № 22 г. Калуги, участник программы «Учитель для России» Надежда Крейзо:

В конце учебного года родители моих учеников поинтересовались, как заниматься с детьми на каникулах. Сейчас издается много пособий для подготовки и повторения материала, и я отправила несколько таких PDF-файлов по русскому и по математике в школьный чат. Также посоветовала выполнять упражнения на портале «Учи.ру», если у ребят будет желание.

Разумеется, есть и список литературы на лето (сказки, рассказы, повести).

У детей было два варианта: короткий, включающий 21 произведение, для тех, кому чтение дается нелегко, и расширенный (из 37 пунктов) — для ребят, которые любят книги.

В начале лета, пока я еще была в школе, предложила своим ученикам приходить ко мне на дополнительные занятия, чтобы подтянуть знания по предметам, в которых они чувствуют себя неуверенно. И на эти занятия ходили те, кому это было действительно нужно (всего 15 человек!).

Я считаю, что такая форма работы отлично показывает себя именно в младшей школе. Многие дети в первый месяц лета не уезжают из города и в лучшем случае выходят погулять раз в неделю. Поэтому занятия для них не только шанс подтянуть знания, но и возможность пообщаться с друзьями. Встречи получаются в удовольствие.

Проведение дополнительных занятий летом в комфортном для школьников режиме представляется мне хорошей идеей. Ведь за три месяца каникул ребята многое забывают и возвращаются в школу tabula rasa. Приходится начинать все сначала. Чтобы избежать полного выветривания полученной за год информации, нужно, чтобы ребята хотя бы немного подпитывали себя знаниями.

Shutterstock.com

Источник: https://news.rambler.ru/education/40600012-vopros-ekspertam-dolzhny-li-deti-vypolnyat-na-kanikulah-domashnee-zadanie/

Административное право
Добавить комментарий