Могут ли включаться условия о вознаграждении поставщика за приобретение товаров в договор?

Премия покупателю

Могут ли включаться условия о вознаграждении поставщика за приобретение товаров в договор?

Уважаемая Диляра Ильдаровна!

В ответ на Ваш вопрос от 26.09.2013г

сообщаем следующее: Выплачиваемые поставщиками покупателям на основании договоров поставки премии не могут быть квалифицированы в качестве платы за услуги, оказываемые покупателями поставщикам. При этом важна непосредственная связь скидки с условиями договора поставки.

К таким премиям относятся премия за достижение определенного уровня товарооборота; премия за досрочную оплату товаров; премия за отсутствие возвратов; премия за планомерность закупок товаров, премия за достижение объема закупок отдельных позиций товаров; премия за поддержание ассортимента.

Такая премия учитывается у продавца в составе расходов и не облагается НДС.

Премия, выплачиваемая поставщиком-продавцом организации-покупателю товаров за открытие новых магазинов и премия за организацию логистических процессов, не связана с возникновением у покупателя обязанности передать поставщику имущество (имущественные права), выполнить работы или оказать услуги в рамках договора поставки.

Подобные операции не связаны с деятельностью поставщика-продавца. Следовательно, затраты поставщика-продавца по оплате действий организации – покупателя розничной торговли в рамках договора розничной купли-продажи не являются экономически обоснованными расходами для целей налогообложения прибыли.

В этом случае такие расходы можно квалифицировать как рекламные услуги. Такое вознаграждение подлежит налогообложению НДС в общем порядке. Премии, полученные от поставщика,включаются в состав внереализационных доходов.

Премия за достижение определенного уровня товарооборота; премия за досрочную оплату товаров; премия за отсутствие возвратов; премия за планомерность закупок товаров, премия за достижение объема закупок отдельных позиций товаров; премия за поддержание ассортимента не подлежит налогообложению НДС. Премия, полученная от поставщика, за открытие новых магазинов и премия за организацию логистических процессов может быть переквалифицирована в вознаграждение за оказание услуг. Такая премия должна облагаться НДС в общем порядке.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах рекомендаций «Системы Главбух».

1.Рекомендация: Как отразить в бухучете и при налогообложении скидки, подарки, премии и бонусы, предоставленные покупателям

Виды поощрений

Чтобы увеличить объем продаж и привлечь новых клиентов, организации могут использовать различные системы поощрений. Например, предоставлять покупателям скидки, премии, бонусы, подарки.

Понятия «скидка», «премия», «бонус» как вид поощрения законодательством не определены.

Под скидкой, как правило, понимают уменьшение договорной цены на товар. К одной из форм скидок можно отнести поощрение в виде уменьшения суммы задолженности покупателя за поставленный товар.

Премией называют денежные суммы, выплаченные покупателю за выполнение определенных условий договора, например, за объем приобретенного товара. При этом премия, связанная с поставкой товара, также может являться одной из форм скидок (письмо Минфина России от 7 сентября 2012 г. № 03-07-11/364).

Под бонусом принято понимать поощрение в виде поставки покупателю дополнительной партии товара без оплаты. Однако фактически предоставление бонуса является двумя взаимосвязанными хозяйственными операциями:

  • предоставлением скидки;
  • реализацией товаров за счет возникшей кредиторской задолженности перед покупателем. При этом сумму задолженности следует рассматривать как полученный аванс (письмо Минфина России от 31 августа 2012 г. № 03-07-15/118).

Еще одним видом поощрения может быть предоставление покупателю подарка за выполнение условий договора. При этом следует учитывать экономическую сущность и механизм такого поощрения. Например, продавец может предоставить подарок в случае:

  • приобретения покупателем комплекта товаров (например, при покупке двух единиц товара третья предоставляется бесплатно);
  • выполнения покупателем определенных условий договора (например, при достижении установленного объема покупок покупателю вручается подарок в виде товара);
  • проведения рекламной акции (например, всем клиентам – подарок в праздничный день);
  • других акций и мероприятий.

Сергей Разгулин, действительный государственный советник РФ 3-го класса

2.Статья:Выплата премии покупателю

Торговая компания планирует при выполнении покупателем определенных условий договора поставки выплачивать ему премию. Каким документом это нужно оформить? Как отразить начисление премии покупателю в бухгалтерском и налоговом учете торговой компании? Нужно ли начислять с нее НДС*?

Отвечает Ю.В. Ушаков,

налоговый консультант

Выплата премии покупателю, ее размер и условия, при выполнении которых он получает на нее право, оговариваются в договоре на поставку товара.

Выплату премии в каждом случае лучше оформлять документом (актом), отдельным от документов поставки, так как она по своему экономическому содержанию не относится к реализации товара и не уменьшает его продажную цену.

В налоговом учете, если условиями договора, заключенного между продавцом и покупателем, предусмотрено предоставление премии покупателю при выполнении им определенных условий без изменения цены товара, ее сумма включается в состав внереализационных расходов. Такие разъяснения можно найти в письмах Минфина России от 28 апреля 2010 г. № 03-03-06/1/307, от 26 апреля 2010 г. № 03-07-11/145, от 2 марта 2010 г. № 03-03-06/1/98.

Поскольку при выплате премии реализации товаров (работ, услуг) не происходит, у поставщика отсутствует база для начисления НДС.

ЖУРНАЛ «УЧЕТ В ТОРГОВЛЕ», № 12, ДЕКАБРЬ 2011

3.Статья:Премия покупателю за объем закупок НДС не облагается

Документ:
Письмо Минфина России от 17 мая 2012 г. № 03-07-14/52.

Что изменилось:
Если предприятие получает от поставщика товаров вознаграждение за определенный объем закупок, то налоговой базы по НДС в данном случае не возникает. Поскольку такая операция не связана с реализацией товаров или оказанием услуг – пояснили чиновники главного финансового ведомства.

Размер и порядок выплаты вознаграждения нужно прописать в договоре с поставщиком.

Что облагается НДС

На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса РФ база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы денежных средств, полученные в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Таким образом, поступления, не связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включаются.

Что считать вознаграждением

Отношения по приобретению определенного количества товаров являются предметом конкретного договора поставки, они не являются отношениями по возмездному оказанию услуг. Поэтому при получении покупателем товаров вознаграждения за достижение определенного объема закупок налог на добавленную стоимость не исчисляется.

Данная позиция чиновников не противоречит положению постановления Президиума ВАС РФ от 7 февраля 2012 г. № 11637/11.

В нем арбитры указали, что выплачиваемые поставщиками покупателям на основании договоров поставки премии не могут быть квалифицированы в качестве платы за услуги, оказываемые покупателями поставщикам.

ЖУРНАЛ «УЧЕТ В ПРОИЗВОДСТВЕ», № 7, ИЮЛЬ 2012

Источник: https://www.glavbukh.ru/hl/49116-premiya-pokupatelyu

Доставки товаров до покупателя. Возможные варианты и налоговые риски по НДС

Могут ли включаться условия о вознаграждении поставщика за приобретение товаров в договор?

Доставки товаров до покупателя. Возможные варианты и налоговые риски по НДС.

В большинстве случаев, товар (продукция), приобретаемый покупателем у продавца, должен быть физически перемещен из одного место в другое. Схема взаимоотношений между покупателем и продавцом в части организации перевозки (доставки) приобретенного товара обычно прописывается непосредственно в договоре купли-продажи или поставки, и, как правило, имеет следующие варианты:

1) доставка товара организуется продавцом, и затраты по ней включаются в стоимость продукции; 

2) доставка товара организуется покупателем за счет своих средств на условиях самовывоза;

3) доставка товара организуется продавцом, и затраты по ней возмещаются (оплачиваются) покупателем отдельно от товара.

В первом варианте, поставщик закладывает стоимость доставки товара в цену данного товара, то есть продукция изначально продается на условиях ее доставки поставщиком до определенного пункта.

В этом случае не принципиально, как именно поставщик организует доставку- собственными силами или с привлечением сторонних организаций.

Поскольку доставка включена в цену товара, транспортные расходы поставщика в такой ситуации являются частью его коммерческих расходов и подлежат отнесению в дебет счета 44 “Расходы на продажу”. А в составе доходов поставщик признает общую сумму выручки от продажи товаров, исчисленную исходя из установленной цены на них.

При использовании данной схемы учета расходов по доставке продукции, налоговые риске в части учета НДС не усматриваются как для поставщика, так и для покупателя товаров.

Во втором варианте основная обязанность продавца заключается в передаче товара со своего склада покупателю (его представителю), при этом все вопросы, связанные с перевозкой товара, Покупатель решает самостоятельно, а продавец к транспортировке никакого отношения не имеет.

Считаем, что при использовании данной схемы, как и в первом варианте, отсутствуют налоговые риски по учету НДС для покупателя товаров. И соответственно отсутствуют риски у поставщика, так как в данном варианте полностью исключается его участие в организации доставке продукции.

Третий вариант организации доставки подразумевает роль поставщика в качестве посредника между транспортной компанией и покупателем товаров.

Поставщик осуществляет все необходимые действия для того, чтобы организовать доставку товара до покупателя, – привлекает для этих целей специализированную транспортную организацию, заключает договор на оказание логистических услуг и т.д.

, но стоимость транспортных услуг фактически возмещает (оплачивает) Покупатель.

Указанные функции поставщика в организации транспортировки продукции могут либо содержаться в договоре на реализацию товаров (смешенный договор), либо согласовываются в отдельном договоре на организацию доставки (агентский договор).

Данный вариант, также можно подразделить на два вида:

1) Продавец, выступая в роли агента по поручению Покупателя организует доставку товаров за соответствующее вознаграждение;

2) Продавец по поручению Покупателя организует доставку товаров без вознаграждения. 

> В первом случае Поставщик перевыставляет транспортные услуги Покупателю по следующей схеме.

Транспортная компания выставляет Поставщику счет-фактуру. Поставщик в свою очередь данную счет-фактуру отражает в журнале учета полученных счетов-фактур, без отражения операции в книге покупок.

Затем, Поставщик перевыставляет счет-фактуру от своего имени в следующем виде:

по строкам “Продавец” и “Адрес” указывается наименование и юридический адрес транспортной компании

по строке “Покупатель” указывается наименование и юридический адрес Покупателя товаров

Указанный счет-фактуру Поставщик регистрирует в своем журнале выданных счетов-фактур. В книге продаж документ не отражается.

В учете Поставщика данные операции отражены следующим образом:

– Д76.А К76.Б – оказанные транспортной компанией услуги отражены в учете Поставщика на транзитном субсчете счета 76;

– Д76.В К76.А – Поставщик перевыставил услуги Покупателю товаров;

– Субсчета “Б” и “В” закрываются денежными расчетами.

Где субсчет “Б” – транспортная компания, “В” –  Покупатель товаров, “А” – транзитный субсчет счета 76 в учете у Поставщика.

Даты счета-фактуры полученной и счета-фактуры перевыставленной должны совпадать.

Описанный вариант учета утвержден Постановлением Правительства РФ от 26.12.

11 №1137 “О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость”, по которому, при составлении счета-фактуры комиссионером (агентом), приобретающим товары (работы, услуги), имущественные права от своего имени, указываются полное или сокращенное наименование продавца – юридического лица в соответствии с учредительными документами, фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя;

Применимость данного порядка подтверждает ВАС РФ в своем постановлении от 25.03.

13 №153/13, согласно которому, при составлении счетов-фактур посредником, заключившим в интересах комитента, принципала сделки по приобретению товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени, должны указываться полное или сокращенное наименование, адрес и идентификационные номера продавца, который является налогоплательщиком сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных ему покупателем.

> Теперь рассмотрим, когда Поставщик товаров организует доставку, а Покупатель возмещает (компенсирует) все его расходы без каких либо вознаграждений.

В данном случае, документооборот, и отражение в учете Поставщика, как правило, отражается как перепродажа услуги. А именно:

– транспортная компания выставляет Поставщику счет-фактуру, которая заносится им в книгу покупок с выделением входного НДС;

– Поставщик в свою очередь, после получения счета-фактуры от транспортной компании, выставляет счет-фактуру от своего имени в адрес Покупателя, указывая в ней себя в качестве продавца оказываемой услуги, отражая ее в Книге продаж с выделением начисленного НДС.

В учете данные операции принято отражать следующим образом:

Дебет 91 Кредит 76 – услуги оказаны транспортной компанией Поставщику

Дебет 76 Кредит 91 – расходы по услугам предъявлены Поставщиком Покупателю

Однако, в данной схеме есть риски не признания ИФНС права на применение вычета Покупателем товаров предъявляемого ему за услуги по транспортировке.

Источник: http://listik-uc.ru/stati/21.html

Скидки и премии у сторон договора поставки

Могут ли включаться условия о вознаграждении поставщика за приобретение товаров в договор?

Чурсина И. Ю., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Заключая договоры поставки, организации-продавцы в целях стимулирования сбыта товаров, как правило, предоставляют покупателям различные виды премий (скидок), например, за своевременную или досрочную оплату товаров, отсутствие возвратов, достижение определенного уровня товарооборота, расширение рынка сбыта товаров (открытие новых магазинов), достижение объема закупок отдельных позиций товаров и т.д.

Об особенностях ведения налогового учета операций по предоставлению скидок и пойдет речь в данной консультации.

Определимся с понятием скидки

Несмотря на то, что скидка упоминается в гл. 25 НК РФ (ст. 265 НК РФ), само ее определение в Налоговом кодексе отсутствует.

Нет его и в Гражданском кодексе, в котором говорится только следующее: исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон (п. 1 ст.

424 НК РФ), изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором либо законом в установленном порядке (п. 2 ст. 424 НК РФ).

В оптовой торговле при реализации товаров со скидкой условие о снижении цены сделки обязательно указывается в договоре, ведь отношения по договорам поставки регулируются в письменной форме (ст. 506, 161 ГК РФ). Налоговые инспекторы обязательно будут изучать договоры, чтобы понять, почему и на каких условиях покупателю предоставлена скидка.

К сведению: скидка – одно из условий сделки, определяющее размер возможного уменьшения базисной цены товара, указанной в договоре о сделке. Величина скидки зависит от вида сделки, объема продаж (из Современного экономического словаря).

Скидки, направленные на увеличение объемов продаж, привлечение новых клиентов, продвижение товаров на рынке и т. п., следует закрепить в маркетинговой политике, которая является частью учетной политики организации.

В ней нужно детально прописать, в каких случаях и в каких размерах предоставляются скидки.

Указанные положения маркетинговой политики должны найти отражение во внутренних документах организации (прайс-листах, положении о дисконтных картах и т. д.).

Скидки, предоставляемые продавцами покупателям, можно разделить на две группы: связанные и не связанные с изменением цены товара (работ, услуг).

Учет скидок, связанных с изменением цены товара

Как отмечалось выше, Гражданским кодексом допускается изменение цены после заключения договора в случаях и на условиях, предусмотренных договором (п. 2 ст. 424 НК РФ). В данной ситуации изменяется цена единицы товара, ранее установленная в договоре.

При этом варианты предоставления скидки могут быть различными:

1) в момент продажи товаров;

2) после продажи товаров – в отношении будущих покупок;

3) после продажи товаров – в отношении прошлых покупок.

При первом варианте (в случае предоставления скидки в момент осуществления продажи) поставщик отражает в бухгалтерском и налоговом учете доход с учетом уже предоставленной скидки. НДС исчисляется исходя из цены с учетом предоставленной скидки.

Пример 1.

ООО «Продавец» (оптовик) заключило с ООО «Покупатель» договор поставки товара, цена которого составляет 1 298 руб. (в том числе НДС – 198 руб.). Однако при покупке товара от 10 000 единиц цена товара устанавливается равной 1 180 руб. за единицу (в том числе НДС – 180 руб.).

В феврале 2018 года ООО «Покупатель» приобрело у ООО «Продавец» 20 000 единиц товара, в момент оформления заказа покупателю была предоставлена скидка.

Стоимость продажи, отраженная в документах, будет сформирована уже с учетом новой цены, так как покупателем соблюдены условия предоставления скидки. ООО «Продавец» выставляет документы (товарную накладную и счет-фактуру) на сумму 23 600 000 руб. (1 180 руб. x 20 000 ед.), в том числе НДС – 3 600 000 руб.

В бухгалтерском учете ООО «Продавец» будут сделаны следующие проводки:

операцииДебетКредитСумма, руб.
Отражена выручка от реализации товара6290-123 600 000
Начислен НДС (23 600 000 руб. x 18/118)90-3683 600 000
Поступила на расчетный счет оплата от покупателя516223 600 000

В налоговом учете продавца выручка для целей налогообложения в соответствии со ст. 249 НК РФ составит 20 000 000 руб. (23 600 000 – 3 600 000), то есть исходя из цены реализации с учетом скидки.

В бухгалтерском учете ООО «Покупатель» будут сделаны следующие проводки:

операцииДебетКредитСумма, руб.
Отражено поступление товара416020 000 000
Отражен НДС19603 600 000
Перечислена оплата продавцу605123 600 000

При втором варианте скидка относится к будущим покупкам. Например, стороны могут указать в договоре, что скидка зависит от объемов закупок и распространяется на последующие партии товара после того, как покупатель «выберет» определенный объем.

Получается, что он какое-то время приобретает товары без скидки, «зарабатывая» свое право на нее в будущем. Предоставление такой скидки в бухучете продавца будет отражено в момент продажи товаров, по которым получено право на скидку.

Бухгалтерский и налоговый учет при втором варианте ведется аналогично первому.

Вариант третий – скидка предоставляется после продажи товаров в отношении прошлых покупок (иногда такую скидку называют ретроскидка), например, за достижение определенного объема закупок и распространяется на все ранее закупленные партии товаров.

Пока покупатель не достигнет рубежа, после которого ему предоставляется скидка, продавец при отгрузке товаров указывает в первичных документах первоначальную цену товара, установленную договором купли-продажи.

Если в дальнейшем покупатель выполняет условия договора о предоставлении скидки, цена товара уменьшается.

В этом случае продавцу необходимо внести в первичные бухгалтерские документы исправления, на основании которых бухгалтер сторнирует часть выручки на сумму предоставленной покупателю скидки.

При предоставлении ретроспективной скидки в следующем году (после сдачи годовой отчетности) в бухгалтерском учете продавца сторнирование выручки не производится, а предоставление скидки отражается как убыток прошлых лет, выявленный в текущем году.

Пример 2.

ООО «Продавец» (оптовик) заключило с ООО «Покупатель» договор поставки товара, цена которого за единицу составляет 1 298 руб. (в том числе НДС – 198 руб.).

По условиям договора при достижении покупателем объема закупок на сумму свыше 20 000 000 руб. цена на приобретенный товар за единицу составит 1 180 руб. (в том числе НДС – 180 руб.). начиная с первой партии товара.

В феврале 2018 года ООО «Покупатель» приобрело 12 000 единиц товара на сумму 15 576 000 руб. (в том числе НДС – 2 376 000 руб.), в марте 2018 года – 8 000 единиц товара на сумму 10 384 000 руб. (в том числе НДС – 1 584 000 руб.).

Таким образом, в марте 2018 года общий объем закупок превысил 20 000 000 руб. и ООО «Покупатель» получило право на скидку (в том числе и на февральскую партию товара).

В бухгалтерском учете ООО «Продавец» будут сделаны следующие проводки:

операцииДебетКредитСумма, руб.
Февраль 2018 года
Отражена выручка от реализации товара6290-115 576 000
Начислен НДС (15 576 000 руб. x 18/118)90-3682 376 000
Март 2018 года
Отражена выручка от реализации товара с учетом предоставленной скидки (1 180 руб. х 8 000 ед.)6290-19 440 000
Начислен НДС (9 440 000 руб. x 18/118)90-3681 440 000
СторноУменьшена выручка за февраль на сумму предоставленной скидки по первой партии товара (15 576 000 руб. – (1 180 руб. х 12 000 ед.))6290-1(1 416 000)
СторноУменьшен ранее начисленный НДС, относящийся к сумме скидки* (1 416 000 руб. x 18/118)90-368(216 000)

* При изменении стоимости отгруженных товаров, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) количества (объема) отгруженных товаров, продавец должен выставить покупателю корректировочный счет-фактуру не позднее пяти календарных дней считая с даты составления документов, подтверждающих согласие (уведомление) покупателя на изменение стоимости отгруженных товаров (п. 3 ст. 168 НК РФ). На основании корректировочного счета-фактуры продавец вправе принять к вычету НДС, приходящийся на сумму уменьшения стоимости отгруженных товаров (п. 13 ст. 171 НК РФ).

У покупателя на основании пп. 4 п. 3 ст. 170 НК РФ возникает обязанность восстановить ранее принятый к вычету НДС в размере разницы между суммами налога, исчисленными исходя из стоимости отгруженных товаров до и после такого уменьшения.

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/contracts/a77/943765.html

Закон о торговле: новые правила игры

Могут ли включаться условия о вознаграждении поставщика за приобретение товаров в договор?

В июле этого года были внесены существенные изменения в Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ “Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации” (далее – Закон о торговле)[1].

Наиболее спорным и обсуждаемым оказалось нововведение, предусматривающее ограничение совокупного размера вознаграждения, которое выплачивается поставщиками продовольственных товаров (далее – поставщики) торговым сетям за приобретение определенного количества товаров, и платы за оказание дополнительных услуг.

Правило пяти процентов

В соответствии с частью 4 статьи 9 Закона о торговле в новой редакции размер выплат поставщика в пользу торговой сети ограничивается пятью процентами от цены приобретенных продовольственных товаров.

При этом в данную сумму включается как вознаграждение торговой сети за приобретение определенного количества товаров, так и плата за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров и иных подобных услуг.

Перечень услуг, подпадающих под данное ограничение, является открытым.

Более того, “услуги по продвижению товаров” понимаются в новой редакции Закона о торговле очень широко: к ним относятся услуги, оказываемые поставщикам в целях продвижения продовольственных товаров, в том числе путем рекламирования товаров, осуществления их специальной выкладки, исследования потребительского спроса, подготовки отчетности, содержащей информацию о таких товарах, либо осуществления иной деятельности, направленной на продвижение продовольственных товаров (пункт 10 статьи 2 Закона о торговле).

Ситуация осложняется тем, что предельный размер вознаграждения должен рассчитываться от “чистой” цены товаров: при расчете не учитывается сумма НДС, а в отношении подакцизных товаров – сумма акциза (часть 4 статьи 9 Закона о торговле), что, соответственно, снижает размер допустимого вознаграждения.

Указанное ограничение требует значительных изменений в схемах взаимодействия поставщиков с торговыми сетями. Так, ранее вознаграждение за приобретение товаров ограничивалось десятью процентами, а стоимость услуг, оказываемых торговыми сетями поставщикам, не ограничивалась предельным размером и была предметом договоренности сторон.

Для приведения схем взаимодействия торговых сетей с поставщиками в соответствие с новыми ограничениями установлен переходный период.

Условия договоров поставки и иных договоров, регулируемых Законом о торговле и заключенных до вступления изменений в силу (до 15 июля 2016 года), должны быть приведены в соответствие с новыми требованиями до 1 января 2017 года.

С указанной даты условия договоров, противоречащие Закону о торговле в новой редакции, признаются утратившими силу[2].

Сложности перехода

Выплаты поставщиков в пользу торговых сетей в настоящее время являются распространенной коммерческой практикой, так же как и оказание торговыми сетями множества дополнительных услуг поставщикам. В связи с этим внесение рассматриваемых ограничений в Закон о торговле вызвало множество вопросов как со стороны торговых сетей, так и со стороны поставщиков.

Отдельные вопросы были рассмотрены в Письме ФАС России от 05.09.2016 № АК/60976/16 “Разъяснения ФАС России по некоторым вопросам применения Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ “Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации” в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 года № 273-ФЗ” (далее – Разъяснения ФАС России, Разъяснения).

В частности, антимонопольный орган указал, что норма о пятипроцентном ограничении выплат в пользу торговых сетей содержит две составляющие:

  • вознаграждение за приобретение определенного количества продовольственных товаров, которое может быть включено в договор поставки и исчисляться в процентах от цены приобретенных товаров;
  • плата за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров и иных подобных услуг.

При этом вторая составляющая не может быть включена в договор поставки, так как это противоречит части 12 статьи 9 Закона о торговле, предусматривающей запрет на включение в договор поставки условий об оказании услуг в отношении поставляемого товара. Вместо этого такая плата должна быть установлена договором возмездного оказания услуг и должна определяться не в процентном выражении, а в фиксированном размере.

Необходимость фиксировать цену каждой из дополнительных услуг ФАС России объясняет тем, что каждая из таких услуг является идентичной для всех поставщиков, то есть имеет одинаковое содержание и объем действий.

Следовательно, по мнению антимонопольного органа, при оказании разным поставщикам одинаковой услуги торговая сеть будет нести равные затраты.

Установление же стоимости дополнительных услуг в процентном выражении от товарооборота будет приводить к установлению разных цен на одну и ту же услугу, что будет рассматриваться как нарушение пункта 1 части 1 статьи 13 Закона о торговле (создание дискриминационных условий).

Важно отметить, что, несмотря на установление обеих составляющих выплат разными договорами и в различном порядке, их совокупная сумма тем не менее не должна превышать пяти процентов от цены приобретенных товаров.

Данное разъяснение делает более понятной позицию ФАС России по отношению к произошедшим изменениям, однако ряд вопросов остается открытым.

Например, прямо не разъяснено, как должны соотноситься две составляющие выплат торговым сетям: должны ли фиксированные суммы за оказание услуг устанавливаться в отношении каждой партии товаров и, соответственно, входить в пять процентов цены каждой из партий, либо они могут определяться на какой-либо период, и их размер должен рассчитываться исходя из совокупной цены товара за весь установленный период.

Неурегулирована Разъяснениями ситуация, когда затраты торговой сети на оказание поставщику дополнительных услуг фактически превышают пятипроцентное ограничение, установленное Законом о торговле.

Кроме того, ни новые положения Закона о торговле, ни Разъяснения ФАС России не затрагивают ситуации, когда поставщики и торговые сети, заключившие договоры до вступления изменений в законную силу, не могут прийти к согласию о дальнейших условиях сотрудничества.

Обсуждение продолжается

В связи с большим количеством открытых вопросов касательно перехода торговых сетей и поставщиков на новые схемы взаимодействия ФАС России ведет активный диалог с представителями отрасли, поясняя свою позицию и принимая новые вопросы.

В частности, 20 сентября 2016 года в Казани прошла Международная научно-практическая конференция “Обеспечение конкуренции в области торговой деятельности”[3].

Как сообщили на конференции представители антимонопольного органа, в настоящее время ФАС России ожидает поручения Правительства РФ на проведение мониторинга соблюдения Закона о торговле на ежедневной основе. По мнению ФАС России, такой мониторинг уже показал свою эффективность в 2010 году после принятия Закона о торговле.

Административная ответственность

Изменения в Закон о торговле также повлекли за собой изменения в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ). В частности, диспозиция части 1 статьи 14.

42 КоАП РФ была приведена в соответствие с новым ограничением на выплаты поставщиков в пользу торговых сетей.

При этом вид и размер административной ответственности не изменились: за соответствующее нарушение предусмотрен штраф для должностных лиц в размере от 20 000 до 40 000 рублей, для юридических лиц – от 1 до 5 млн рублей.

Важно отметить, что, согласно Разъяснениям ФАС России, привлечение к административной ответственности за нарушение новых положений Закона о торговле до 1 января 2017 года возможно только в отношении договоров, заключенных после вступления изменений в силу, то есть после 15 июля 2016 года.

Следует отметить, что в “зону риска” могут попасть также дополнительные соглашения к договорам, заключенные после указанной даты и предусматривающие условия, которые противоречат действующей редакции Закона о торговле.

Между тем исполнение обязательств по договорам, заключенным до вступления изменений в силу и не соответствующим Закону о торговле в новой редакции, до начала следующего года не приведет к административной ответственности.

Срок давности привлечения к административной ответственности по статье 14.42 КоАП РФ составляет один год со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении данный срок исчисляется со дня его обнаружения. Таким образом, по указанной статье дело возбуждается немедленно после получения должностным лицом достаточных данных, свидетельствующих о нарушении.

Выводы и рекомендации

Закон о торговле в новой редакции значительно ограничивает существующую коммерческую практику взаимодействия торговых сетей с поставщиками. В этой связи ключевым остается вопрос, как организовать свою деятельность после 1 января 2017 года, чтобы исполнить требования законодательства и в то же время обеспечить экономические интересы сторон.

Практика применения новых положений Закона о торговле начнет активно формироваться только в 2017 году.

Однако уже сейчас можно предположить, что перечень услуг, подпадающих под пятипроцентное ограничение, может максимально широко толковаться компетентными органами, и под соответствующее ограничение будут подпадать любые услуги, так или иначе содействующие реализации товаров.

При этом нельзя исключить ситуации, когда предметом внимания антимонопольного органа могут стать нестандартные условия иных договоров между поставщиками, торговыми сетями и аффилированными с ними лицами, если возникнут основания полагать, что такие условия преследуют цель обойти предельный размер выплат в пользу торговой сети (например, завышенный размер арендной платы, выплачиваемой поставщиком за площадь для проведения промо-акции в торговом объекте, если арендодателем является аффилированное с торговой сетью лицо).

Также особое внимание, как ожидается, будет уделено дополнительным соглашениям и новым договорам, заключенным после 15 июля 2016 года, а также любым выплатам, осуществленным поставщиками в пользу торговых сетей после 1 января 2017 года.

В связи с изложенным торговым сетям рекомендуется уже сейчас начать разработку договорных схем взаимодействия с поставщиками, которые бы учитывали новые положения Закона о торговле, а также позицию ФАС России в отношении возможных недобросовестных практик.

Источник: https://www.vegaslex.ru/analytics/analytical_reviews/the_law_on_trade_new_rules_of_the_game/

Скидка и вознаграждение по закону и торговой деятельности одно и то же?

Могут ли включаться условия о вознаграждении поставщика за приобретение товаров в договор?

Вопрос:

Наша организация производит и реализует молочные продукты питания, в том числе и крупным сетевым компаниям (поставщик).

Федеральным законом № 381-ФЗ о госрегулировании торговой деятельности установлены определенные условия осуществления хозяйствующими субъектами торговой деятельности. В частности, ст.9 указанного ФЗ сторонам договорных отношений разрешено включать в цену договора поставки вознаграждение покупателю за достижение определенного уровня товарооборота за расчетный период.

В редакции договора поставки, предложенной нам покупателем после введения в действие названного ФЗ, предусмотрена последующая скидка (премия), которую наша организация – поставщик будет обязан выплатить покупателю в случае достижения за расчетный месяц определенного уровня товарооборота.

Поскольку до введения в действие указанного выше ФЗ понятия скидка, премия, вознаграждение для данных правоотношений не были законодателем определены, нужно ли привести редакцию договора в соответствие с вышеуказанным ФЗ, а именно заменить термин «скидка (премия)» на установленный законом термин «вознаграждение»?

Покупатель настаивает, что скидка и вознаграждение одно и то же, и отказываются от подписания дополнительного соглашения.

Ответ:

Статья 9 Федерального закона от 28.12.2009 г.

№381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – ФЗ О торговой деятельности) устанавливает права и обязанности хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность, и хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, в связи с заключением и исполнением договора поставки продовольственных товаров.

Согласно пункту 3 вышеуказанной статьи цена договора поставки продовольственных товаров, заключаемого между хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, и хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, определяется исходя из цены продовольственных товаров, установленной соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров с учетом предусмотренных частями 4 и 5 статьи 8 ФЗ О торговой деятельности положений.

В свою очередь, пунктом 4 статьи 9 ФЗ О торговой деятельности соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров. Размер указанного вознаграждения подлежит согласованию сторонами этого договора, включению в его цену и не учитывается при определении цены продовольственных товаров. Размер вознаграждения не может превышать десять процентов от цены приобретенных продовольственных товаров.

Вместе с тем, статья 2 ФЗ О торговой деятельности не содержит точного толкования понятия «вознаграждение». Не раскрывается понятие «вознаграждение» и в общих положениях Гражданского кодекса РФ о договорах, в котором содержится лишь указание на возмездность договора при получении платы или иного встречного предоставления (ст. 423 ГК РФ).

В связи с этим для определения понятия «вознаграждение» мы вынуждены обращаться к разъяснениям официальных органов и судебной практике.

Так, в письме Министерства финансов Российской Федерации от 13 апреля 2010 года № №03-03-06/1/262 содержится указание на то, что вознаграждение, выплачиваемое в соответствии с пунктом 4 статьи 9 ФЗ О торговой деятельности, учитывается в целях налогообложения прибыли в составе внереализационных расходов на основании пп. 19.1 п. 1 ст. 265 Налогового Кодекса РФ. При этом вознаграждение, выплачиваемое хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров, предусмотренное вышеизложенной нормой ФЗ от 28.12.2009 №381-ФЗ, тождественно премии (скидке), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности объема покупок, предусмотренной пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ.

Судебная практика Высшего Арбитражного Суда РФ (см, например, Постановление ВАС РФ №11175/09 от 22.12.2009 г.) также считает одинаковыми правовые последствия предоставления скидок либо предоставление бонусов (выплаты дополнительного вознаграждения) при заключении дистрибьютерского соглашения.

Таким образом, полагаем, что наличие в заключенном Вашей организаций договоре поставки термина «скидка (премия)» в смысле предоставления покупателю «вознаграждения» при выполнении последним определенных условий договора не противоречит законодательству РФ.

Кроме того, считаем необходимым обратить Ваше внимание на то, что:

— пунктом 5 статьи 9 ФЗ О торговой деятельности установлено, что не допускается выплата указанного в части 4 настоящей статьи вознаграждения в связи с приобретением хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, указанных в перечне, установленном Правительством РФ. Такой перечень установлен Постановлением Правительства РФ от 15.07.2010 г. №530. Как следует из Перечня «молоко питьевое» относится к социально значимым товарам, в связи с чем условие о скидках (вознаграждении) в отноешнии указанного товара должно быть исключено из вашего договора»;

— условие, предусматривающее предоставление скидки (вознаграждения) должно соответствовать пункту 4 статьи 9 ФЗ О торговой деятельности, т.е. скидка ( вознаграждение) должны быть предусмотрены не при достижении за расчетный месяц определенного уровня товарооборота, а при получении (приобретении) у поставщика определенного количества какой-либо группы продовольственных товаров.

— из требований упомянутого выше пункта следует предписание закона о том, что включение в цену договора поставки продовольственных товаров иных видов вознаграждения за исполнение хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, условий этого договора и (или) его изменение не допускаются (пункт 6 статьи 9 ФЗ О торговой деятельности).

Управляющий партнер

Александр Маслов

Источник: http://www.mi-p.ru/skidka-i-voznagrajdenie-po-zakonu-o-torgovoi-deyatelnosti.html

Административное право
Добавить комментарий