Момент определения налогооблагаемой базы

Налоговая база по НДС: ошибок можно избежать

Момент определения налогооблагаемой базы

Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав указан в ст. 97 и 98 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК). Налоговую базу НДС определяют как стоимость, исчисленную исходя из:

– цен (тарифов) на товары (работы, услуги), имущественные права с учетом акцизов (для подакцизных товаров) без включения в них НДС;

– регулируемых розничных цен, включающих в себя НДС (п. 1 ст. 98 НК).

Налоговую базу НДС при реализации указанных объектов отражают в разд. I части I налоговой декларации по НДС (далее – декларация).

Справочно: форма декларации утверждена постановлением МНС Республики Беларусь от 24.12.2014 № 42 |*|. Порядок заполнения формы этого раздела изложен в гл. 2 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной названным постановлением МНС.

* Информация о заполнении декларации в 2015 г. доступна для подписчиков электронного “ГБ”

НДС при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав исчисляют и уплачивают ежемесячно или ежеквартально (по выбору плательщика) нарастающим итогом с начала года.

В случаях допущения ошибок их исправляют в бухгалтерском учете на основании гл. 4 Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности “Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки”, утвержденного постановлением Минфина Республики Беларусь от 10.12.2013 № 80.

Ситуация 1. Реализация товаров в Российскую Федерацию на условиях предоплаты

Белорусская организация реализует товары в Российскую Федерацию. Документы, являющиеся основанием для применения нулевой ставки НДС, не были получены. Согласно договору между белорусской организацией и российской организацией отгрузка товаров производится при условии поступления предоплаты в размере 40 % от суммы поставки. Сумма договора составляет 500 000 рос. руб.

27 апреля 2015 г. организация получила предоплату в размере 200 000 рос. руб. Официальный курс белорусского рубля по отношению к российскому рублю, установленный Нацбанком (далее – официальный курс), составил 284 бел.руб. за 1 рос. руб. Организация отгрузила товар 5 мая 2015 г.

, официальный курс на эту дату был равен 277,5 бел. руб. за 1 рос. руб. Организация определила налоговую базу НДС в белорусских рублях исходя из официального курса 277,5 бел. руб. за 1 рос. руб. из всей стоимости договора, т.е. в размере 138 750 000 бел. руб. (500 000 × 277,5).

Суть нарушения

Организация неверно определила налоговую базу НДС, не приняв во внимание предоплату.

Обоснование

Налоговую базу НДС в белорусских рублях определяют исходя из официального курса на момент предварительной оплаты в ее части и официального курса на момент отгрузки – в оставшейся части оплаты.

При определении налоговой базы НДС по договорам, предусматривающим реализацию товаров за иностранную валюту, пересчет иностранной валюты в белорусские рубли производят по официальному курсу Нацбанка, установленному на момент фактической реализации товаров, если иное не установлено п. 2 ст. 97 НК.

При реализации отгруженных с 1 января 2015 г. товаров за иностранную валюту по договорам, предусматривающим расчеты в иностранной валюте, на условиях предварительной оплаты, для определения налоговой базы НДС пересчет иностранной валюты в белорусские рубли производят по официальному курсу белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте, установленному Нацбанком:

– на 31 декабря 2014 г., – в части стоимости товаров, равной сумме предварительной оплаты, полученной до 1 января 2015 г.;

– дату получения предварительной оплаты, – в части стоимости товаров, равной сумме предварительной оплаты, полученной с 1 января 2015 г.;

– момент фактической реализации товаров, – в остальной части стоимости товаров (п. 2 ст. 97 НК).

Момент фактической реализации товаров определяют как приходящийся на отчетный период день отгрузки товаров независимо от даты проведения расчетов по ним, если иное не установлено гл. 12 НК (п. 1 ст. 100 НК).

Таким образом, налоговая база в белорусских рублях на дату получения предварительной оплаты составит 56 800 000 бел.руб. (200 000 × 284), на дату отгрузки в оставшейся части – 83 250 000 бел. руб. (300 000 × 277,5). Всего налоговая база НДС равна 140 050 000 бел. руб. (56 800 000 + 83 250 000), а не 138 750 000 бел. руб.

Как исправить ошибку

На основании бухгалтерской справки-расчета организации необходимо сделать запись:

Д-т 90 – К-т 68

– отражается сумма НДС в связи с увеличением налоговой базы.

Исправления в налоговом учете производят в соответствии с нормами ст. 63 НК. Корректировке в сторону увеличения подлежат показатели, отраженные в разд. I части I декларации по НДС.

Справочно: при обнаружении в декларации, поданной за прошлый налоговый период либо за прошлый отчетный период текущего налогового периода, неполноты сведений или ошибок плательщик (иное обязанное лицо) должен внести изменения и (или) дополнения в декларацию.

Декларацию с внесенными изменениями и (или) дополнениями представляют в налоговый орган по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносят изменения и (или) дополнения.

Если в отношении налога, сбора (пошлины), исчисляемых нарастающим итогом с начала налогового периода, неполнота сведений или ошибки обнаружены за отчетный период прошлого налогового периода, то изменения и (или) дополнения отражают в декларации за прошлый налоговый период. При обнаружении неполноты сведений или ошибок за прошлый отчетный период текущего налогового периода изменения и (или) дополнения отражают в декларации, представляемой за очередной отчетный период текущего налогового периода (п. 8 ст. 63 НК).

Меры ответственности

Неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога влекут наложение штрафа на юридическое лицо в размере 20 % от неуплаченной суммы налога, но не менее 10 базовых величин (ч. 1 ст. 13.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

Ситуация 2. Реализация товаров по цене ниже цены их приобретения и их безвозмездная передача

Организация приобрела в 2015 г. товары на территории Республики Беларусь. Часть из них была реализована по цене ниже цены приобретения, а часть передана безвозмездно. НДС по всем этим реализованным и переданным безвозмездно товарам был исчислен исходя из налоговой базы, сформированной в размере цены приобретения.

Суть нарушения

Организация неверно определила налоговую базу НДС при реализации приобретенных на стороне товаров по ценам ниже цены приобретения.

Обоснование

Нужно учесть 2 правила:

– при реализации приобретенных на стороне товаров по ценам ниже цены приобретения налоговую базу определяют исходя из цены их реализации;

– при безвозмездной передаче приобретенных товаров |*| налоговую базу определяют исходя из цены их приобретения (п. 3 ст. 97 НК).

* Информация о бухгалтерском учете безвозмездной передачи инвестиционных активов доступна всем на портале GB.BY

На основании этого организация при реализации приобретенных товаров ниже цены их приобретения должна определить налоговую базу НДС исходя из цены реализации приобретенных товаров, а не из цены их приобретения.

Как исправить ошибку

На основании бухгалтерской справки-расчета организации необходимо сделать запись:

Д-т 90 – К-т 68

методом “красное сторно” отражается сумма НДС при реализации приобретенных товаров ниже цены их приобретения.

Исправления в налоговом учете производят в соответствии с нормами ст. 63 НК. Корректировке в сторону уменьшения подлежат показатели в разд. I и III части I декларации.

Ситуация 3. Выполнение работ за счет бюджетных средств

Организация выполнила работы по ремонту и благоустройству дорожного покрытия в 2015 г. по заказу бюджетной организации. Оплата этих работ осуществляется за счет средств, выделенных из местного бюджета. При получении бюджетных средств организация не исчислила НДС, посчитав, что бюджетное финансирование не предполагает налогообложения.

Суть нарушения

Организация необоснованно не определила налоговую базу, что привело к неуплате НДС.

Обоснование

При реализации работ, источником оплаты которых являются бюджетные средства, следует определить налоговую базу и исчислить и уплатить НДС.

Объектами обложения НДС признают обороты по реализации работ на территории Республики Беларусь (подп. 1.1 п. 1 ст. 93 НК).

Реализацией работ признают выполнение работ одним лицом для другого лица на возмездной или безвозмездной основе вне зависимости от способа приобретения прав на результаты выполненных работ или формы соответствующих сделок (п. 1 ст. 31 НК).

При определении налоговой базы НДС не учитывают полученные плательщиком средства, не связанные с расчетами по оплате работ, в т.ч. средства, поступившие из бюджета и использованные по целевому назначению, за исключением средств, поступающих из бюджета в качестве оплаты за реализованные плательщиком работы (п. 5 ст. 97 НК).

Таким образом, поскольку бюджетные средства связаны с расчетами по реализации работ, то при реализации выполненных работ по ремонту и благоустройству дорожного покрытия за счет этих средств подрядчику следует исчислить и уплатить НДС.

Как исправить ошибку

На основании бухгалтерской справки-расчета организации необходимо сделать запись:

Д-т 90 – К-т 68

– отражается НДС при реализации работ для бюджетной организации.

Исправления в налоговом учете производят в соответствии с нормами ст. 63 НК. Корректировке в сторону увеличения подлежат показатели, отраженные в разд. I и III части I декларации.

Ситуация 4. Получены штрафные санкции за несвоевременную отгрузку товаров с территории Российской Федерации

Белорусская организация, приобретающая товары у российской организации, получила от нее в 2015 г. суммы штрафных санкций за несвоевременную отгрузку товаров с территории Российской Федерации. Полученные суммы штрафа включены покупателем в налоговую базу при ввозе товаров, а также увеличена налоговая база при реализации товаров.

Суть нарушения

Организация необоснованно включила суммы штрафов в налоговую базу, а также увеличила налоговую базу при реализации товаров.

Обоснование

Полученные суммы штрафа не следовало включать в налоговую базу при ввозе товаров. Кроме того, на эти суммы не нужно увеличивать налоговую базу при реализации товаров.

Налоговую базу, отражаемую в гр. 15 заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, рассчитывают с учетом сумм расходов, предусмотренных в законодательстве, регулирующем принципы определения цены в целях налогообложения, если это установлено законодательством государства – члена ЕАЭС (п.

 2 Правил заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, являющихся приложением 2 к Протоколу от 11.12.

2009 “Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств – членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов”) |*|.

* Информация об администрировании косвенных налогов в ЕАЭС при электронном документообороте доступна всем на портале GB.BY

В настоящее время в законодательстве Республики Беларусь не оговорены нормы о необходимости включения в налоговую базу по НДС сумм денежных средств, в т.ч.

штрафных санкций, получаемых белорусским покупателем товаров, импортируемых из государства – члена ЕАЭС.

В связи с этим получаемые белорусской организацией, приобретающей товары у российской организации, суммы штрафных санкций за несвоевременную отгрузку товаров с территории Российской Федерации не увеличивают налоговую базу по НДС при ввозе товаров.

Налоговая база НДС увеличивается на суммы, фактически полученные (подлежащие к получению) в виде санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров (подп. 18.2 п. 18 ст. 98 НК).

Поскольку законодательством предусмотрено увеличение налоговой базы у продавцов товаров, а не у покупателей товаров, то налоговую базу на сумму штрафа не следует увеличивать у организации-покупателя, в т.ч. при реализации ввезенных товаров.

Как исправить ошибки

На основании бухгалтерской справки-расчета организации необходимо сделать запись:

Д-т 18 – К-т 68

методом “красное сторно” отражается сумма НДС при ввозе товаров.

Исправления в налоговом учете производят в соответствии с нормами ст. 63 НК. Корректировке в сторону уменьшения подлежат показатели, отраженные в части II декларации.

На основании бухгалтерской справки-расчета организации также необходимо сделать запись:

Д-т 90 – К-т 68

методом “красное сторно” отражается сумма НДС при реализации товаров.

Исправления в налоговом учете производят в соответствии с нормами ст. 63 НК. Корректировке в сторону уменьшения подлежат показатели, отраженные в разд. I и III части I декларации.

Источник: https://www.gb.by/izdaniya/glavnyi-bukhgalter/nalogovaya-baza-po-nds-oshibok-mozhno-iz

Момент определения налоговой базы по НДС и налогу на прибыль при реализации объектов недвижимого имущества

Момент определения налогооблагаемой базы
Юридическая компания «Пепеляев, Гольцблат и партнеры»

В какой момент необходимо включать в налоговую базу доход от продажи недвижимого имущества? К сожалению, законодательные нормы допускают различное толкование, что создает для налогоплательщиков сложности и риски. Рассмотрим данную проблему применительно к НДС и налогу на прибыль

Спорные вопросы определения налоговой базы по НДС

Согласно пункту 1 статьи 167 НК РФ моментом определения налоговой базы при реализации является наиболее ранняя из двух дат:

1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров.

Как следует из пункта 14 указанной статьи, в случае если моментом определения налоговой базы является день оплаты, частичной оплаты предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) или день передачи имущественных прав, то на день отгрузки товаров или на день передачи имущественных прав в счет поступившей ранее либо  частичной оплаты также возникает момент определения налоговой базы. Соответственно, по одной сделке фактически приходится определять налоговую базу дважды. Первый раз – на дату получения предоплаты, а второй – по правилам пункта 1 статьи 167 НК РФ.

Так как же применять пункт 1 статьи 167 НК РФ при продаже недвижимости?

Законом установлено, что если товар не отгружается и не транспортируется, но происходит передача права собственности на этот товар, то такая передача права собственности в целях НДС приравнивается к его отгрузке (п. 3 ст. 167 НК РФ).

Применяется ли эта норма, в которой не говорится о передаче товара, к недвижимости? Недвижимое имущество в силу своей природы не подлежит транспортировке. Понятие «отгрузка» в Налоговом кодексе РФ не определено, поэтому согласно статье 11 НК РФ должны применяться термины гражданского законодательства.

Гражданский кодекс говорит об отгрузке только в статьях, посвященных договору поставки (п. 1 ст. 509, п. 1 ст. 510 ГК РФ). Из контекста следует, что отгружается тот товар, который подлежит перемещению. В нормах ГК РФ о купле-продаже недвижимости говорится не об отгрузке, а о передаче недвижимости продавцом покупателю (п. 1 ст. 556 ГК РФ).

Таким образом, мы приходим к выводу, что при купле-продаже недвижимости товар не отгружается, но передача товара имеет место.

По нашему мнению, упоминание в подпункте 1 пункта 1 статьи 167 НК РФ «отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав» допускает два варианта толкования:

а) для товаров налоговая база определяется на дату отгрузки, а для работ и услуг – на дату передачи (слова «передачи» и «работ, услуг» в тексте нормы приведены в скобках, то есть являются альтернативными вариантами к общему правилу, касающемуся отгрузки товаров).

Вывод о том, что термин «передача» в контексте статьи 167 НК РФ не касается товаров, косвенно подтверждается пунктом 14 статьи 167 НК РФ, в котором говорится о моменте определения налоговой базы «на день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) или на день передачи имущественных прав»;

б) отгрузка и передача являются альтернативными вариантами определения налоговой базы, в том числе при реализации товаров. Соответственно, при данном толковании в случае продажи объекта недвижимости поочередно наступают два момента, упомянутые в подпункте 1 пункта 1 статьи 167 НК РФ:

–передача недвижимости (товара) продавцом покупателю;

–регистрация перехода права собственности на товар к покупателю, которая в силу пункта 3 статьи 167 НК РФ приравнивается к отгрузке.

Закон не говорит о том, что в данном случае следует определять налоговую базу на более раннюю из двух этих дат [ сноска 1 ] . Отсюда можно сделать вывод, что формально в отношении одной и той же операции налоговую базу надо будет определить и на дату передачи, и на дату отгрузки (в данном случае таковой признается дата перехода права собственности).

По нашему мнению, при толковании норм им не должно придаваться такое значение, при котором элемент налога становится неопределенным.

Отсюда мы делаем вывод о том, что правило пункта 3 статьи 167 НК РФ является специальным по отношению к абзацу 1 пункта 1 статьи 167 НК РФ и во всех случаях, когда товар не отгружается и не транспортируется, налоговая база должна определяться не в момент передачи товара, а в момент передачи права собственности на товар. Соответственно, обязанность включить стоимость объекта недвижимости в налоговую базу возникает только после регистрации перехода права собственности.

Аналогичная позиция высказывалась ранее в разъяснениях [ сноска 2 ] Минфина России, причем нам не удалось обнаружить более новых разъяснений, касающихся НДС, и разъяснений, которые предлагали бы иной подход. Судебная практика по данному вопросу невелика, но известные нам постановления также подтверждают, что НДС нужно платить после регистрации перехода права собственности [ сноска 3 ] .

До 1 января 2006 г. существовала неопределенность относительно того, в какой момент налогоплательщик, исчисляющий НДС по оплате, должен уплатить НДС с продажи недвижимости.

В одном из дел суд пришел к выводу, что правило пункта 3 статьи 167 НК РФ такой организацией не применяется и обязанность по включению выручки в налоговую базу по НДС возникает в момент получения оплаты от покупателя [ сноска 4 ] .

Считаем, что в настоящее время в связи с изменением законодательства прежняя неопределенность отсутствует.

При оценке ситуации необходимо принять во внимание также доктрины судебной практики, направленные на борьбу с уклонением от налогообложения. В настоящее время ВАС РФ в качестве общего подхода ориентирует суды на то, что «…

налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом» [ сноска 5 ] .

Данная доктрина широко применяется судами не только при отражении операций на определенных счетах бухгалтерского учета, но и в целом для квалификации отношений для налоговых целей.

В частности, Высший Арбитражный Суд РФ применял ее, определяя дату реализации для целей налога на прибыль (п. 7 Информационного письма президиума ВАС РФ от 22.12.2005 № 98).

Данный подход может быть применен налоговыми органами и судами также для целей НДС.

Если организация будет искусственно задерживать переход права собственности, не подавая документы на регистрацию, умышленно подавая неполный комплект документов и т. п.

, то налоговые органы могут потребовать уплатить НДС уже в момент передачи объекта покупателю. Бремя доказывания необоснованности налоговой выгоды будет лежать на налоговом органе.

Вместе с тем в обычной ситуации, по нашему мнению, в соответствии с буквальным толкованием пунктов 1 и 3 статьи 167 НК РФ моментом определения налоговой базы при продаже недвижимости необходимо считать регистрацию перехода права собственности.

Спорные вопросы относительно даты признания дохода от продажи недвижимости по налогу на прибыль

Рассмотрим ситуацию, когда организация исчисляет налог на прибыль по методу начисления. В соответствии с пунктом 3 статьи 271 НК РФ датой получения доходов от реализации признается «дата реализации товаров…, определяемой в соответствии с пунктом 1 статьи 39 [НК РФ]».

Реализацией товаров в части первой НК РФ (п. 1 ст. 39 НК РФ) признается «передача на возмездной основе… права собственности на товары», однако установлено, что «место и момент фактической реализации товаров, работ или услуг определяются в соответствии с частью второй настоящего Кодекса» (п. 2 ст. 39 НК РФ).

Таким образом, нормы частей первой и второй НК РФ фактически отсылают друг к другу, в результате чего дата (момент) реализации в законе четко не определена.

По нашему мнению, в такой ситуации следует руководствоваться определением реализации как передачи права собственности и считать датой реализации дату перехода собственности, в данном случае – дату регистрации права.

Соответственно, доход от реализации необходимо включить в налоговую базу по налогу на прибыль после регистрации покупателем права собственности.

В Информационном письме президиума ВАС РФ от 22.12.2005 № 98 рассмотрена похожая ситуация (п. 7).

Суд, определяя дату получения дохода от реализации товаров по методу начисления, «не принял во внимание условие договора купли-продажи о сохранении права собственности на переданный товар за продавцом до момента его полной оплаты покупателем, поскольку это условие не отражало фактические отношения сторон и реальные финансово-экономические результаты их деятельности». Отсюда можно сделать два вывода:

–согласно позиции ВАС РФ по общему правилу дата реализации определяется все же датой перехода права собственности;

–если налогоплательщик искусственно задерживает переход права собственности с целью отсрочить дату уплаты налога, от него могут потребовать включить доход в  налоговую базу на дату передачи имущества покупателю. Применительно к рассматриваемой нами ситуации это может иметь место, если стороны, например, длительное время не подают документы на регистрацию права собственности.

Разъяснения Минфина России по рассматриваемому нами вопросу (в части налога на прибыль) противоречивы.

В 2004 г. финансовый орган указывал, что в налоговом учете доход от продажи объекта недвижимости признается на дату регистрации права собственности покупателя на имущество [ сноска 6 ] .

Однако ровно через год министерство высказало противоположную позицию:  «…

у организации – продавца недвижимого имущества возникает обязанность по уплате налога на прибыль организаций с момента передачи объекта недвижимости покупателю по акту (накладной) приемки-передачи основных средств вне зависимости от даты государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» [ сноска 7 ] . Последний вывод в письме, по сути, не аргументирован – обоснование заключается лишь в цитировании статей 39 и 271 НК РФ.

Судебная практика по данному вопросу также малочисленна, но известные нам постановления в большинстве подтверждают, что доход от продажи объекта недвижимости при методе начисления признается на дату государственной регистрации права собственности покупателя на это имущество [ сноска 8 ] .

Нам известен только один судебный акт, в котором суд пришел к выводу, что налоговая база по налогу на прибыль формируется в момент передачи объекта недвижимости по акту вне зависимости от даты регистрации права собственности [ сноска 9 ] .

Однако рассмотренная судом ситуация была весьма специфична: реализовывался объект незавершенного капитального строительства, право собственности на который возникло у продавца в начале 1990-х гг. в порядке приватизации, но не было зарегистрировано.

Кроме того, в этом деле инспекция требовала формировать налоговую базу на дату регистрации собственности, а налогоплательщик признал доходы и расходы на дату передачи объекта (и был поддержан судом). В целом мы полагаем, что данное постановление ФАС ЦО не может являться показательным для судебной практики.

По нашему мнению, для вывода о том, что датой реализации недвижимости является дата передачи объекта по акту, нет никаких правовых оснований: ни в статье 39, ни в статье 271 НК РФ момент передачи имущества по акту вообще не упоминается.

Тем не менее, поскольку последние разъяснения Минфина России неблагоприятны для налогоплательщика, есть риск, что налоговый орган потребует платить налог уже после передачи объекта покупателю по акту.

В случае если организация не будет признавать выручку на дату передачи объекта покупателю, риск спора с налоговым органом мы оцениваем как средний, а вероятность благоприятного для организации исхода судебного спора (в случае если отсутствуют признаки злоупотребления) – как достаточно высокую.

[ сноска 1 ] Когда законодатель считает необходимым принимать именно более раннюю из двух дат, об этом говорится специально: например, абз. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ, касающийся более ранней из дат отгрузки (передачи) и даты оплаты.

Источник: http://nalogoved.ru/art/1599.html

Бухгалтерские и аудиторские термины — Audit-it.ru

Момент определения налогооблагаемой базы

Налоговая база (налогооблагаемая база) – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

Налоговая база является одним из обязательных элементов налога.

функция налоговой базы – выразить объект налогообложения количественно, то есть его измерить.

Общие вопросы исчисления налоговой базы

1. Налоговая база и порядок её определения устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ).

2. Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учёта и (или) на основе иных документально подтверждённых данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчётным) периодам, в текущем налоговом (отчётном) периоде перерасчёт налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

В случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчёт налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчётный) период, в котором выявлены ошибки (искажения).

3. Индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учёта доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации.

4. Вышеизложенные правила распространяются также на налоговых агентов.

5. Остальные налогоплательщики — физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций и (или) физических лиц сведений о суммах выплаченных им доходов, об объектах налогообложения, а также данных собственного учёта полученных доходов, объектов налогообложения, осуществляемого по произвольным формам.

Налоговая база – это величина, исходя из которой, рассчитывается сумма налога путем умножения налоговой базы на ставку налога.

По разным налогам это могут быть доходы, прибыль, стоимость имущества или других объектов налогообложения.

Методы учета налоговой базы

В НК предусматривается два метода учета налоговой базы – кассовый и накопительный. При кассовом методе для исчисления налоговой базы учитываются только те доходы (расходы), которые реально получены (произведены) налогоплательщиком. Например, денежные средства фактически поступили в кассу или зачислены на счет в банке, имущество передано в собственность и т.п.

При накопительном методе главным для исчисления налоговой базы является момент возникновения имущественных прав и обязательств.

Доходами здесь признаются все суммы, право на получение которых возникло у налогоплательщика в налоговом периоде, независимо от их фактического поступления. Аналогичным образом при накопительном методе определяются и расходы налогоплательщика.

Налоговая база для разных налогов

Налоговая база для разных налогов исчисляется по – разному, для каждого налога, который рассчитывается с учетом налоговой базы, она своя.

Так, для налога на имущество, налоговая база – это остаточная стоимость основных средств или кадастровая стоимость недвижимости.

А налоговая база по транспортному налогу – это мощность двигателя автомобиля в лошадиных силах.

Для определения налоговой базы по налогу на прибыль, в расчете налоговой базы приводятся следующие данные:

  • сумма доходов от реализации, полученных за отчетный период, сюда относят, например, доходы от продажи товаров и услуг, производимых или предоставляемых предприятием, а также от продажи ценных бумах, имущества, основных средств и пр.;
  • сумма расходов, на которую будет уменьшена сумма доходов, к ним относятся расходы непосредственно на производство и те, что связаны с реализацией источников дохода;
  • прибыль или убыток от реализации – сумма доходов и расходов;
  • сумма внереализационных доходов;
  • сумма внереализационных расходов;
  • прибыль или убыток от внереализационных доходных и расходных операций;
  • итоговая сумма, которая и является налоговой базой.

Налоговая база по налогу на доходы физических лиц – это общая сумма доходов гражданина, с которых он обязан заплатить налог. Она складывается из всех доходов, которые получает физическое лицо в течение года.

Налоговая база: подробности для бухгалтера

  • Кого вызовут на комиссию по легализации налоговой базы … комиссии
    Трудозатрат комиссии по легализации налоговой базы требуют совсем немного, а результат … том, что комиссия по легализации налоговой базы – не налоговая проверка. То есть …
  • Учет расходов при УСН. Особенности признания в налоговой базе … есть определенные виды расходов в налоговой базе, признание которых «упрощенцем» в … есть определенные виды расходов в налоговой базе, признание которых «упрощенцем» в … начале назовем виды расходов в налоговой базе, которые учитываются в порядке, … указал на невозможность включения в налоговую базу усн обозначенных затрат. Причина – … на невозможность включения их в налоговую базу (см., например, письма Минфина … отстоять правомерность включения в налоговую базу затрат на асфальтирование территории торгового …
  • Длительное производство: определяем налоговую базу по НДС … стороне договора. Специальный порядок определения налоговой базы… …
    для особой продукции Налогоплательщики – … Применять особый порядок исчисления налоговой базы можно лишь при соблюдении … Минпромторга
    Включает полученный аванс в налоговую базу, начисляет «авансовый» НДС, выставляет … судебную практику, корректирует (уменьшает) налоговую базу
    Возникает обязанность восстановления НДС, что … выбранного порядка для момента определения налоговой базы в последующих налоговых периодах …
  • Законные способы сокращения налоговой базы … законные и надежные способы сокращения налоговой базы. Одним из действенных способов увеличения … законные и надежные способы сокращения налоговой базы.
    Политика государства по выводу бизнеса …
  • Если АУ получило убыток от приносящей доход деятельности … предыдущих налоговых периодах, вправе уменьшить налоговую базу текущего отчетного (налогового) периода на … убытка предыдущих налоговых периодов, уменьшающей налоговую базу текущего налогового периода.
    Показатель по … убытка, на которую налогоплательщик уменьшает налоговую базу текущего налогового периода.
    Положение п … таблицу.
    Отчетные (налоговый) периоды
    Налоговая база
    50 % налоговой базы
    (п. 2 х 50 %)
    Сумма … таблицу.
    Отчетные (налоговый) периоды
    Налоговая база
    50 % налоговой базы
    (п. 2 х 50 %)
    Сумма …
  • Обзор писем Министерства финансов РФ за июль 2019 года … товарам, производятся на момент определения налоговой базы, установленный пунктом 9 статьи 167 … передаче имущества, не уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль организаций … могут учитываться налогоплательщиком при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи … предпринимательской деятельности, учитываются при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи … не возникает дохода при формировании налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу. Имущественное …
  • Обзор писем Министерства финансов РФ за сентябрь 2019 года … лиц, не являющихся налогоплательщиками НДС, налоговая база определяется как разница между ценой … указанных автомобилей. Данный порядок определения налоговой базы по НДС в отношении иных … имущества не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций … и налогообложением криптовалют, при определении налоговой базы по доходам, полученным от операций … растениеводства, должны учитываться при определении налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу.
    Субсидии …
  • Обзор писем Министерства финансов РФ за август 2019 года … , включаются у российского налогоплательщика в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость … обязательства. При этом при определении налоговой базы налогоплательщик вправе уменьшить доход, полученный … состава доходов, учитываемых при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций … и налогообложением криптовалют, при определении налоговой базы по доходам, полученным от операций … объектов недвижимости налогоплательщиками при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи …
  • Налог на прибыль: установление действительных налоговых обязательств по результатам ВНП … том числе проверку правильности исчисления налоговой базы. Налоговый орган обязан проверять … увеличение, так и на уменьшение налоговой базы. В последние несколько лет … том числе проверку правильности исчисления налоговой базы. Налоговый орган обязан проверять … увеличение, так и на уменьшение налоговой базы.
    Далее на примерах рассмотрим, … .
    Налоговые органы должны определить налоговую базу с учетом не только полученных … налоговой выгоды:
    в расчете налоговой базы должны учитываться не только доходы …
  • Обзор писем Министерства финансов РФ за ноябрь 2019 … прав в случаях, когда налоговая база по налогу на добавленную стоимость … 85547
    Некоммерческая организация при формировании налоговой базы по налогу на прибыль … на землю исчисляются с единой налоговой базы (без распределения на обслуживающие … НК РФ. При этом корректировка налоговой базы осуществляется налогоплательщиком в порядке, … в составе расходов при определении налоговой базы по вышеуказанному налогу в … полученного отступного учитываются при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в …
  • Обзор писем Министерства финансов РФ за октябрь 2019 … внимание, что особенности определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость … которые осуществляется в рублях, налоговой базой по налогу на добавленную стоимость … то есть внереализационным доходом. К налоговой базе, определяемой по доходам, полученным … налогоплательщик-должник обязан при определении налоговой базы по налогу на прибыль учитывать … не учитываемым при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций … доходов в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль …
  • Сделка признана недействительной: налог на прибыль и НДС … предоставленной услуге) – возместить стоимость;
    перерасчет налоговой базы и суммы налога на прибыль … обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным … (искажения). Налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый … НК РФ. Поэтому налогоплательщик, скорректировав налоговые базы за период реализации, действовал правильно … реализованного ранее имущества или уменьшить налоговую базу только после фактического его …
  • Какие ждут изменения в НДФЛ с 2020 года? … находящихся на территории РФ, налоговая база определяется как превышение суммы процентов … настоящим пунктом.
    К сведению:
    Налоговая база определяется, а сумма налога исчисляется … С 2020 года указанная налоговая база будет исчисляться с учетом особенностей … НК РФ установлены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты НДФЛ … НК РФ, процентная доля налоговой базы. В данном случае доходы налогоплательщика … налоговые агенты при определении налоговой базы по операциям с ценными бумагами …
  • Обновление главы 23 НК РФ … , предусмотренном названным пунктом.
    Определение налоговой базы и исчисление суммы налога производятся … с 2020 года указанная налоговая база будет исчисляться с учетом особенностей … НК РФ установлены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты НДФЛ … НК РФ, процентная доля налоговой базы.
    Для доходов от продажи недвижимого … НК РФ, процентная доля налоговой базы.
    В данном случае доходы налогоплательщика … налоговые агенты при определении налоговой базы по операциям с ценными бумагами …
  • Учет банковских расходов при УСНО … , могут беспрепятственно включить в налоговую базу. Но есть и те, … которые опасно включать в налоговую базу. Деятельность любого хозяйствующего субъекта … в составе расходов
    при исчислении налоговой базы по «упрощенному» налогу на … Правила признания банковских расходов в налоговой базе
    Любые расходы, признаваемые при … Доходы, учитываемые в налоговой базе, руб.
    Расходы, учитываемые в налоговой базе, руб.
    154 … итоги. Перечень затрат, учитываемых в налоговой базе по «упрощенному» налогу, установлен …

Источник: https://www.audit-it.ru/terms/taxation/nalogovaya_baza.html

Момент определения налоговой базы

Момент определения налогооблагаемой базы

Правильное определениедаты реализации товаров (работ, услуг),даты передачи товаров (выполнения работ,оказания услуг) для собственных нужд,даты выполнения строительно-монтажныхработ для собственного потребленияявляется необходимым условием длясвое­временной уплаты НДС.

В пункте 1 ст. 167 НК РФ(в редакции Закона № 119 – ФЗ, вступившейв силу с 01.01.2006) указано, что моментомопределения налоговой базы являетсянаиболее ранняя из следующих дат:

  1. День отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав.

  2. День оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполне­ния ра­бот, оказания услуг), передачи имущественных прав.

В случаях, если товарне отгружается и не транспортируется,но происходит пере­дача правасобственности на товар, такая передачаправа собственности приравнива­етсяк его от­грузке.

Место реализации

Определение местареализации товаров (работ, услуг) важнотолько для правиль­ного при­мененияставок налога: при реализации натерритории РФ они составляют 10 или 18процен­тов, а при экспорте (реализациявне территории РФ) – 0 процентов.

В соответствии сост. 146 НК РФ потоварам объектомналогообложения НДС явля­ется толькореализация товаров на территории РФ.

По работам и услугамсогласно ст. 146 НК РФ объектом налогообложенияНДС яв­ляется только реализация работ(услуг) на территории РФ.

Статья 148 НК РФразличает два способа определения местареализации работ (ус­луг):

  1. «по объекту» – в зависимости от фактического места реализации работ (услуг) или фак­тического местонахождения объектов, на которые направлены работы (услуги).

  2. «по субъекту» – в зависимости от места осуществления деятельности продавца или поку­пателя.

В последнем случаеместо осуществления деятельности впервую очередь опреде­ляется по местугосударственной регистрации организацииили индивидуального пред­принимателя.

Налоговая база

Определение понятия«налоговая база» дано в п. 1 ст. 53 НК РФ.

Налоговая базапредставляет собой стоимостную,физическую или иную характери­стикуобъекта налогообложения. Согласно ст.

54НК РФ налогоплательщики – органи­зацииисчис­ляют налоговую базу по итогамкаждого налогового периода на основеданных регистров бухгалтерского учетаи (или) на основе иных документальнопод­твержденных данных об объектах,подлежащих налогообложению либосвязанных с налогообложением.

Индивиду­альные предпринимателиисчисляют налоговую базу по итогамкаждого налогового периода на основеданных учета доходов и расходов ихо­зяйственных операций в порядке,опреде­ляемом Минфином РФ и ФНС.

В соответствии с п.1ст.153 НК РФ налоговая база при реализациитоваров (работ, услуг), передачиимущественных прав определяетсяналогоплательщиком в зависимо­стиот особен­ностей реализации произведенныхим или приобретенных на стороне то­варов(работ, услуг).

При определенииналоговой базы выручка от реализации,передачи имущественных прав определяетсяисходя из всех доходов налогоплательщика,связанных с расче­тами по оплатеуказанных товаров (работ, услуг),имущественных прав, полученных им вденежной и (или) натуральной формах,включая оплату ценными бумагами.Указан­ные доходы учитываются в случаевозможности их оценки и в той мере, вкакой их можно оценить.

Особенностиопределения налогооблагаемой базы поНДС:

  1. при применении налогоплательщиками при реализации (передаче, выполнении, оказа­нии для собственных нужд товаров (работ, услуг)) различных налоговых ставок нало­говая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагае­мых по разным ставкам. При применении одинаковых ставок на­лога налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагае­мых по этой ставке.

  2. при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) оп­реде­ляется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расче­тами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) нату­ральной формах, включая оплату ценными бумагами, авансы, полу­ченные и прочие поступления. Налоговая база увеличивается на суммы:

а)авансовых платежей, полученных в счетпредстоящих поставок товаров, вы­полне­нияработ, оказания услуг;

б)полученных за реализованные товары(работы, услуги) в виде финансовойпо­мощи, на пополнение фондовспециального назначения, в счет увеличениядо­ходов либо иначе связанных с оплатойреализованных товаров (работ, услуг).

в)полученных в виде процента (дисконта)по полученным в счет оплаты зареа­лизо­ванные товары (работы,услуги) облигациям и векселям, в видепроцента по то­варному кредиту вчасти, превышающей размер процента,рассчитанного в соответствии со ставкамирефинансирования Центрального банкаРФ, действо­вавшими в периодах, закоторые производится расчет процента;

г)полученных страховых выплат по договорамстрахования риска неисполне­ниядо­говорных обязательств контрагентомстрахователя-кредитора, если страхуемыедого­ворные обязательства предусматриваютпоставку страхова­телем товаров(работ, услуг), реализация которыхпризнается объектом налогооб­ложенияНДС в соответствии с НК РФ;

  1. При определении налоговой базы выручка (расходы) налогоплательщика в ино­стран­ной валюте пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка РФ со­ответственно на дату реализации товаров (работ, услуг) или на дату фактиче­ского осуществления расходов.

  2. реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным пред­принима­телем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на то­вары, ре­зультаты выполненных работ одним лицом для другого, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача собст­венности на товары, результаты выполненных работ одним ли­цом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу – на безвоз­мездной основе.

Налоговыевычеты и отнесение сумм НДС на затраты

Институт налоговоговычета относится к признакам исключительнокосвенных нало­гов, таких как НДС,акцизы. Изымая часть оборотных средствналогоплательщика, го­сударство,таким образом, стремится компенсироватьему возможные потери.

Налоговый вычетозначает уменьшение суммы подлежащегоуплате налога на опре­делен­ные вНК РФ суммы. Если сумма вычета превыситсумму налога, то сумма, на которуюпро­изошло превышение, подлежит зачетуили возврату налогоплательщику. В этомслучае либо уменьшается другой налог,подлежащий уплате в тот же бюджет, либосумма вычета подле­жит возвратуналогоплательщику на расчетный счет.

В ряде случаевналоговый вычет по НДС не предоставляется.Вместо этого НК РФ разре­шено списыватьНДС на затраты.

Если по каким-либопричинам вы не имеете права на налоговыйвычет (допустим при от­сутствии илиневерном оформлении счета-фактуры), этоне означает, что не за­чтенную прирасчетах с бюджетом сумму НДС можноавтоматически списать на рас­ходы.Перечень слу­чаев, когда НДС можносписать на затраты, строго регламентиро­вани расширению не под­лежит.

Поэтомуможет возникнуть ситуация, когда будетне­возможно списать «входной» НДС нив состав налоговых вычетов, ни на расходы.

В этом случае такие «подвисшие» суммылибо продолжают числиться на счете 19(до момента, когда появится возможностьих включения в налоговые вычеты –например, наконец-то будет представленоформленный по всем правилам счет-фактуру),либо могут быть списаны на счет 91 безучета для целей ис­числения налогана прибыль.

Источник: https://studfile.net/preview/7383115/page:4/

Административное право
Добавить комментарий