Может ли психолог школы залезть в мой холодильник у меня дома?

Школа осознанного родительства Большая Медведица

Может ли психолог школы залезть в мой холодильник у меня дома?

Показать полностью…- тех, у кого только один ребёнок, и он надеется услышать, что с тремя ничего, и решиться на второго, – тех, кто никого не планирует, но ему просто любопытно, как чувствует себя многодетная мать.

Один ребёнок

Со всей определённостью я могу сказать вот что. Самая большая разница – между нулём детей и одним ребёнком. Разница огромная. В день, когда у вас рождается первый ребёнок, вся ваша жизнь абсолютно меняется.

И это не только бессонные ночи, запах памперсов в доме, невозможность пойти, когда хочешь, куда хочешь, с кем хочешь, и вернуться, во сколько захочешь. Это необходимость привыкнуть к тому, что вас теперь трое. Что вы не просто пара – вы пара с ребёнком.

И интересы этого ребёнка нужно не только учитывать, а иногда ставить выше своих. И не иногда, а очень часто. Практически постоянно

Ребёнок – это то, что будет связывать вас всю жизнь, даже если вы разведётесь. Вы уже не можете просто так хлопнуть дверью и уйти, собрав вещи, а потом по суду разделить шкаф, телевизор и пианино. Вам придётся как-то строить отношения, потому что есть ребёнок.

Двое детей

Рождение второго ребёнка напоминает мне посадку самолёта. Шасси касаются земли, самолёт как следует трясёт, а затем он плавно снижает скорость и останавливается. Второй ребёнок – это встряска для всей семьи. Во-первых, для первенца. Многие первенцы потом всю жизнь помнят, как им недодали, обделили, не купили и т. д. Идиллия в семье закончилась.

Папа и мама, нежно воркующие над своим птенчиком, – это картинка, оставшаяся в прошлом.

Теперь в доме на порядок больше беспорядка То и дело слышны крики “моё! нет, моё!” и “возьми меня на ручки! нет, меня!” – и неважно, какого возраста дети.

Как выяснилось, семилетние тоже могут проситься на ручки, я подозреваю, что дети повторяют эту просьбу так долго, сколько может выдержать позвоночник родителей.

С двумя детьми вы уже не можете спокойно посмотреть телевизор, почитать книжку или полежать в благоухающей ванне, пока ваш супруг развлекает наследника. Редкий супруг согласится развлекать (и разнимать, и переодевать, и т. д. и т. п.) обоих, пока вы час вышиваете крестиком.

Ещё один тяжёлый “бум”, который опускается вам на голову, – это необходимость делить свою любовь между двумя детьми. Ваше единственное солнышко, зайчик, пупсик и малюточка, вокруг которого прыгало двое родителей, а также бабушки-дедушки, перестаёт быть всеобщим центром внимания. Всё.

Я же говорю, что хорошие времена кончились

Но не зря я провела аналогию с посадкой самолёта. Когда вашу семью перестанет трясти, вы почувствуете плавное снижение скорости и блаженство. Вы вышли на совершенно новый уровень – уровень своих родителей (по крайней мере, среди моих знакомых большинство имеют по брату или сестре). Теперь вы не просто семья, а семья с двумя детьми.

Если дети ещё и разнополые, то большинство назовёт вас идеальной семьёй, про вас теперь можно снимать рекламу кетчупа или бульонных кубиков. Вскоре вы обнаружите, что становится спокойнее и спокойнее.

Дети (особенно однополые и с маленькой разницей в возрасте) прекрасно занимают друг друга, а вы в это время можете спокойно попить чай и побеседовать, изредка отвлекаясь на крики “моё! нет, моё!” и предпринимая попытки разнять детишек. Кроме того, когда появляется второй ребёнок, мать уже не сходит с ума, чувствуя себя запертой в четырёх стенах с плачущим младенцем.

У неё теперь есть старший сын или дочь, с которым можно поговорить. Даже с трёхлетним есть о чём поболтать, а уж шести-семилетние и т. д. – абсолютно разумные существа, можно сказать, взрослые люди. Что такое двое подросших детей, я себе плохо ещё представляю, но, как бы ни сложилась жизнь, брат или сестра – это родной человек на всю жизнь.

Друзья и супруги, к сожалению, имеют возможность прийти и уйти, а брат или сестра – это, так сказать, родная кровь. И если выросшие дети не поддерживают отношения, это, я почти убеждена, вина родителей. И мы, оказавшись в роли родителей, должны задуматься, как не довести до этого своих детей.

Трое детей

Честно говоря, появление третьего ребёнка в семье можно и не заметить Он так мало меняет жизнь родителей по сравнению с первыми двумя детьми, что тут даже не о чем говорить.

Если у вас двое детей, то вы и так лишили себя большинства удовольствий – к вам не стоит очередь из бабушек, готовых посидеть с двумя детьми, чтобы отпустить вас в театр или даже в загранпоездку. Редкая бабушка с энтузиазмом воспримет идею посидеть с двумя детьми, пока вы будете развлекаться.

С одним внуком (да ещё по очереди с тёщей, если вы свекровь) – почему бы не остаться? А с двумя – это столько головной боли, что не каждой бабушке это по зубам.

Бабушки тут же начинают жаловаться на возраст, слабое здоровье, нервы, которые не выдерживают криков и беспорядка в доме, поэтому вы, как родители двоих детей, скорее всего, и так неизбалованы отдыхом, поэтому появление третьего ребёнка ничего не изменит.

И детских вещей у вас уже полный дом, этих вещей просто-таки больше, чем взрослых! И опыта родительского хватает настолько, чтобы не бежать к детскому врачу с любым прыщиком, температурой 36,7 или если ребёнок плохо ест кабачковое пюре.

И для того, чтоб наладить кормление грудью, уже не надо обзванивать подруг и советоваться на форумах, и смесь вы наверняка можете развести с закрытыми глазами, и памперсы меняете, не глядя, и пелёнки давно не гладите с двух сторон, и вообще, и вообще, и вообще. Однако не всё так гладко. Во-первых, с появлением третьего ребёнка второй превращается в ребёнка-сэндвича.

Он зажат между младшим и старшим, и ему нужно очень много внимания, а как его дать, если дома такое количество детей. Спонтанность исчезает из жизни окончательно. Всё, даже внимание, приходится планировать, как ни ужасно это звучит.

Во-вторых, когда-то в книге “Легко ли быть папой” я прочитала замечательное высказывание отца троих детей: когда детей двое, родители могут справиться с ними один на один, когда детей больше двух, родители переходят в круговую оборону. И это действительно так. Когда число детей превышает число родителей, к этому нужно привыкнуть и научиться с этим жить.

Времена, когда папа читает книжку одному ребёнку, а мама в это время купает и кормит второго, остаются в прошлом. Если одному ребёнку достаётся книжка, значит, второго и третьего нужно вместе купать и кормить, а если один из них хочет спать, а второй не хочет, значит, первый остаётся без книжки и обижается. Значит, нужно постараться быстро уложить второго и вернуться к первому, а пока укладывают второго, первый и третий будут беситься, потому что занять их чем-то одновременно не получается.

Теперь представьте, что все трое детей маленькие, и их укладывает по вечерам один родитель, потому что второй поздно приходит с работы, и вы крепко задумаетесь о том, стоит ли рожать троих детей

Насколько легко я перенесла морально рождение третьего ребёнка, настолько тяжело мне стало физически. Если между двумя детьми непросто разорваться, то между тремя разорваться абсолютно невозможно. На одном форуме мать четверых детей писала, что обратила внимание, что она не ходит по дому, а бегает. Примерно то же самое я могу иногда сказать о себе.

Жизнь превращается в вечную стирку, уборку, готовку, проверку уроков (представьте, что у вас трое детей-школьников – я об этом даже думать боюсь), и всем надо на кружки, и с каждым нужно поговорить, каждому почитать, с каждым поиграть. А когда двое одновременно плачут, это вообще можно сойти с ума. А ведь могут и трое заплакать, если у них маленькая разница в возрасте.

Если ваш единственный ребёнок занимается плаванием, и его два раза в неделю нужно возить в бассейн, это как-то можно вытерпеть. А если трое детей занимаются плаванием, и все в разное время, значит, в бассейн нужно ездить шесть раз в неделю.

А если плюс к этому старшему нужно два раза в неделю на карате, среднему на музыку, а младшему на рисование или английский, вы поймёте, почему с тремя детьми не остаётся свободного времени.

Где-то в параллельном мире живут люди, которые смотрят телевизор, читают книги, неспеша пьют кофе, ходят гулять без детской коляски, не встают по ночам, могут пригласить к себе друзей и спокойно с ними посидеть. С тремя маленькими детьми мир этот совершенно недоступен и поддерживает только мысль, что дети станут старше, и тогда…

Если после рождения второго ребёнка вы понимаете, как легко вам было с одним, то после рождения третьего вам становится совершенно ясно, что вы зря жаловались на жизнь, и двое детей – это очень легко. А один ребёнок – это вообще не проблема. С одним ребёнком можно замечательно отдохнуть.

Но всё не так страшно, как я рассказываю У студентов есть пословица: “первый год ты работаешь на зачётку, последующие годы зачётка работает на тебя”.

С тремя детьми наступает момент, когда ты обнаруживаешь, что все трое тихонько играют у себя в комнате, а потом старший разогревает себе суп и кормит среднего, пока вы заняты младшим.

Чтобы обеспечить детям общение в коллективе, вам уже не нужно выходить на площадку или терпеть дома разных дружков Какой-никакой коллектив у ваших детей будет, конечно, старший в этом случае несколько страдает, зато двое младших в полном восторге и тянутся за старшим в развитии.

Основная мысль, которую я хотела донести, отвечая на вопрос “как оно – с тремя детьми?”, – это то, что морально привыкнуть к третьему ребёнку очень легко. А вот физически это непросто. Последний раз я так уставала именно физически, когда поступила в институт, и нас отправили в колхоз убирать картошку.

С утра до вечера мы трудились в поле, почти не разгибаясь. А вечером валились с ног. Вот примерно так я себя и чувствую последний год – изнурённой физически.

Впрочем, и тут не всё так страшно. Учишься рационально расходовать силы, время и прочие ресурсы.

Радуешься, когда у тебя это получается Радуешься, что у тебя теперь не просто семья, а большая семья.

Однажды я прочитала, как объяснить ребёнку про то, что у него будет сестричка или братик, если ребёнок беспокоится, что его станут меньше любить. Нужно сказать ему, что любовь – это свет. Когда зажигаешь ещё одну свечу, света становится больше. И когда рождается ещё один ребёнок, становится больше любви.

Оля Яшина

Источник: https://vk.com/bmshkola

Что делает психолог в школе и кому он нужен

Может ли психолог школы залезть в мой холодильник у меня дома?

Психолог разговаривает с ребенком

Ребенок разговаривает с психологом  на перемене, на прогулке о том, что его волнует и беспокоит. Психолог выслушивает его. И уже только от ощущения того, что его поняли, ребенку становится спокойнее и легче на душе.

И после этого ребенок на урок  идет с мыслями об учебе, а не о том, что, к примеру, он поссорился с другом.

И внимание его не рассеивается, и замечаний от учителя он не получает,  а учиться веселому человеку, как известно, больше хочется, чем грустному.

Но если   ребенку недостаточно только того, что его поняли, если ему требуется совет: как помириться после ссоры, как не потерять подругу, то психолог встречается с ним после уроков – рисует, проигрывает беспокоящую ситуацию, например,  с помощью кукол. Ребенок находит выход в своей ситуации и приобретает ресурс– силы для изменений, веру в свои возможности.

Так значит психолог «лезет  ребенку в душу»? Нет и никогда. Он ведь не выспрашивает ребенка и  скорее является безопасным слушателем для него. Он не осудит его, не расскажет его секреты никому другому. Даже родителям? Да, если это не слишком важный секрет, и родителям можно его не знать.

Но ведь ребенок может пожаловаться и на родителей? Да, такое бывает. Но разве лучше, если ребенок будет таить обиды в себе? В этом случае психолог с помощью кукол, сказок, рисунков подводит ребенка к пониманию позиции родителя.

Важно, чтобы ребенок знал «Мама всегда любит своего ребенка, даже если ругает его». Нередко ребенку кажется, что в этот момент родительская любовь отступает. Чаще такие жалобы ситуативны, поэтому не стоит на них заострять внимание.

А может быть лучше родителям знать о таких ситуациях? Да, если  психолог предполагает, что родительские действия не очень эффективны, то он обязательно пригласит родителей на консультацию и сообщит о том, что беспокоит ребенка.

Иногда родители просят помочь разобраться в причинах детских тревог, но чаще им бывает достаточно узнать взгляды ребенка.

Ведь в течение дня с ребенком его не бывает, да и по вечерам много времени отнимают повседневные заботы, поэтому родители не всегда знают причины детских тревог.

Психолог встречается с ребенком не только по его желанию.

В последнее время все чаще и чаще родители сами обращаются к психологу с просьбой  помочь ребенку стать увереннее, научиться эффективнее общаться, не бояться неудачи на уроках ( например, контрольной работы), овладеть навыками саморегуляции ( расслаблением в случае излишней зажатости и самоконтролем в случае избыточной активности).  С такими детьми по просьбе родителей организуются индивидуальные регулярные занятия, на которых психолог работает с детьми, используя методы игротерапии, сказкотерапии, арттерапии.

Но во всех школах есть дети, имеющие достаточно глубокие проблемные зоны. Они не дают ребенку учиться в соответствии со своими силами, могут мешать дружить. А иногда ослабляют организм ребенка, и он начинает болеть.

В наши дни ряд детей страдает от страхов, чувства небезопасности в окружающем мире. У много работающих родителей ребенок может испытывать чувство одиночества, которое внешне часто выглядит как демонстративность.

   А если сами родители многого добились в жизни, дети могут остро переживать свои ошибки, рассматривать себя слабыми, недостойными родительской любви.

С детьми, которым эмоционально трудно,  индивидуально работает психолог, но только при наличии просьбы родителей. И это понятно, потому что организовать помощь ребенку можно силами психологов не только в школе.

Особую роль приобретает психолог для подростка, который в общении познает себя нового, открывает свой внутренний мир и свои возможности в мире внешнем. Ему необходим диалог, партнер по диалогу и полу-взрослый полу-сверстник, с которым можно поделиться, которому интересно  слушать, который не осудит и не предаст.

Но ведь тогда подросток будет ходить к психологу часто, это будет отвлекать его от уроков? Наверное, он будет хуже учиться?

Он будет учиться только лучше. Ведь в подростковом возрасте кризис, переживаемый ребенком, требует от него огромных внутренних сил. И даже самый успешный подросток вынужден больше думать о себе, чем об уроках.

А если он кажется самому себе некрасивым, непривлекательным? Если он переживает от того,  что не может поговорить с девочкой, которая нравится? Но чаще другое. Он сам не понимает, что с ним происходит: с его телом, желаниями.

Не справляется со своими чувствами, которые живут сами по себе в отрыве от разума. Ему кажется, что такое переживает только он, и от этого ему делается только страшнее.

Можно сказать, что в это время «почва уходит у него из-под ног», потому что меняются отношения с родителями, в которых главным для него становится отстоять свою взрослость даже в ущерб себе.

Психолог, помогающий подростку в период кризиса не потерять дорогу, не споткнуться  на проявлениях иллюзорной взрослости- алкоголе, сигаретах- на самом деле является гарантом учебной успешности ребенка.

Повзрослев, подросток ставит перед психологом другие задачи – они  размышляют вместе над его  будущим, определяют приоритеты жизненных целей, обдумывают, что нужно делать сейчас, чтобы двигаться по выбранному пути.

Важно, чтобы старший подросток знал свой индивидуальный познавательный стиль, умел компенсировать трудности, использовать ресурсы. Начиная с 7 класса, психолог обсуждает с учащимися результаты диагностики познавательных процессов, особенностей темперамента и других   личностных аспектов, побуждает к дальнейшему самоисследованию, развитию.

Гармония в развитии  ребенка – идеальная мечта психолога. Для этого дети участвуют в групповых занятиях психологией. Ведь разум должен находится в гармонии с чувствами, фантазией, творчеством.

Познавая окружающий мир, ребенку нужно познавать и свой внутренний мир и мир людей, его окружающих.

Иначе он не сможет быть счастливым, находящимся среди любящих его людей, не сможет сам дарить их своей любовью.

Сегодня родители очень хотят, чтобы ребенок рос коммуникабельным, умел общаться, получал от этого радость. А возникающие конфликты разрешал без ущерба себе и окружающим. Большие коммуникативные игры помогают ребятам учиться договариваться, выполнять задания вместе, проявлять позитивное лидерство. А быть лидером трудно- нужно уметь организовать, принять на себя ответственность за других.  

  Получается, что

психолог разговаривает с ребенком, чтобы

–         он испытывал эмоциональный комфорт

–         меньше болел

–         лучше учился

–         эффективнее общался

–         знал свои ресурсы

психолог разговаривает с педагогами

Педагоги обсуждают с психологом, как организовать обучение детей так, чтобы они могли учиться максимально эффективно.

На основании результатов диагностики познавательных процессов, личностных особенностей учащихся составляются их индивидуальные карты- тип нервной системы, ведущая рука, самооценка и другие параметры – все это учитывает педагогов при разработке и проведении уроков. Это непросто, но без помощи взрослых учащиеся, в особенности младшие, теряют желание учиться, веру в свои силы.

В начальной школе важно научить детей бегло и правильно читать, привить интерес к чтению, чтобы в последующем не только компьютерные игры были самым привлекательным занятием.

Психолог посещает уроки чтения, помогает педагогу внедрить современные методики обучения, подобрать «ключики» читательского интереса каждому ребенку.

А если ребенку трудно дается чтение, психолог включает его в игровую  группу и тогда он с радостью, например, принимая роль радиоведущего, учится читать красиво и быстро.

Некоторым детям непросто адаптироваться  к новым условиям ( в первом, пятом, 10 классе). Тогда педагог и психолог разрабатывают совместную программу действий. Как, например, учителю побуждать одного  ребенка поднимать руку, как   другого научить соблюдать учебные правила.

Легче сказать, о чем не разговаривают педагог и психолог. О кулинарии, моде, летнем отдыхе… Они обсуждают наиболее эффективные физминутки и позитивное лидерство, способы повышения уверенности детей       в себе и формирование умений преодоления учебных трудностей, эффективные реакции на ошибки детей и методы улучшения учебной дисциплины.

Иногда учителю требуется дополнительная информация о ребенке для того, чтобы  реально строить урок  в зоне его ближайшего развития, чтобы он был интересным и полезным для него. По его просьбе психолог проводит дополнительную диагностику  и помогает учителю стоить урок максимально эффективно.

Бывает, что в классах возникают  конфликты, требующие вмешательства взрослых. Поэтому педагогам необходимы знания в области практической конфликтологии. На каникулах педагоги  посещают семинары и получают возможность узнать все о конфликтах и еще много ножных и полезных практических знаний, необходимых для работы с детьми.

  Получается, что

психолог разговаривает с педагогами чтобы

–         каждый из них стал психологом

–         максимально успешно обучал ребенка

–         осознанно и эффективно воспитывал его

Когда психолог ни с кем не разговаривает 

Он делает много разных казалось бы совсем не психологических дел Например, он включает старшеклассников в социально значимую деятельность. Пятиклассники с его помощью участвуют в посвящении первоклассников, проводят с ними игровые испытания.

Семиклассникипроводят игровые новогодние  программы в начальной школе. Или проводят социологические опросы в старшей. Это дает им ощущение собственной силы, значимости детско-, повышает уверенность в себе. Детям и родителям очень нравятся детско-родительские игры «Лидеры», «Единство», «Ступени».

Ребенок очень гордится, когда мама или папа участвуют в веселой сценке или обсуждают важный для ребят вопрос. А родителям бывает интересно посмотреть на своего ребенка в классе – как он общается, может ли принимать лидерство или немного стесняется.

Дети потом долго помнят эти игры, только бывает жаль тех, чьи родители не сумели в этот день прийти в школу.

Психолог организовывает презентацию творческих работ- вышивок, рисунков и т.п. –  детей, не очень уверенно чувствующих себя в школе.

А иногда, забыв, что взрослый, он играет с детьми на переменах, прогулках.

 Получается, что когда психолог ни с кем не разговаривает

Он помогает ученикам чувствовать в школе радость, близость с окружающими, собственную значимость для всех них!

Ольга Владимировна Хухлаева

Источник: https://lomon.ru/school/advantages/smi/5852/

Как родители пугают детей и зачем им это надо

Может ли психолог школы залезть в мой холодильник у меня дома?

Физиологи и бихевиористы убеждены, что страх у ребенка формируют родители, чтобы помочь ему выжить и избежать опасностей. Однако между тем, чего боятся родители сегодня и чего боялись 20–40 лет назад, — пропасть. Катерина Мурашова предлагает читателям поучаствовать в большом исследовании по систематизации страхов

Иллюстрация: Вероника Кириенко

Недавно прочла, как ученые исследовали страшные сны и в результате пришли к выводу, что ночные кошмары имеют адаптационную и даже полезную природу — дескать, человек во сне «тренируется» бояться и потом наяву боится меньше.

У исследователей получилось, что те испытуемые, кому чаще снились кошмары, потом меньше пугались каких-то страшных картинок и символов.

Зачем человеку нужно таким странным способом учиться бояться меньше, если сам по себе испытываемый нами страх является важной адаптационной реакцией, я, если честно, из описания не совсем поняла, но сама тема, безусловно, интересная. 

Мы боимся, чтобы вовремя избежать опасности и выжить. Бесстрашные особи тоже нужны — для какого-то рывка и выживания популяции в экстремальных обстоятельствах, но по понятным причинам они же первыми и гибнут.

Правда, надо признать, что половой отбор тут работает в противоположную сторону, так как бесстрашная особь часто выглядит очень яркой и потому успевает оставить потомство (воспитывать которое будут уже другие).

К чему это я?

Тема страхов представляется мне очень важной. И личностно важной, и общественно важной тоже. Чего боится конкретный человек, конкретное поколение, конкретное общество — это, на мой взгляд, многое определяет и сейчас, в нашей текущей жизни, и в перспективе. А закладывается все в детстве.

За прошедшие годы я не раз писала о детских и подростковых страхах. Но в последнее время здесь собрались новые, очень интересные собеседники, мнение которых мне хотелось бы спросить по давно интересующему меня вопросу.

Вопрос вот какой.

Ребенок рождается всего с несколькими базовыми, идущими от нашей биологии страхами: он боится темноты, одиночества, громких звуков, иногда высоты — вот, пожалуй, и все. Всему остальному он обучается.

Понимаете? Искусство бояться — это у нас, млекопитающих, обучающая программа. Как читать и писать, или там выковыривать палочкой личинок из пня. Кто учит? В первую очередь, разумеется, родители, семья, потом — референтная группа.

Чему научат, того персонаж и будет бояться.

Детеныши млекопитающих любопытны и бесстрашны, с сильным исследовательским инстинктом.

Как только детеныш вылезает из гнезда и начинается обучение, мать ярко и недвусмысленно показывает ему, чего боится она сама, а у детеныша есть встроенная программка: то, чего боится самка, великая и могучая, для меня, маленького и убогого, тем более страшно и опасно. Надо этого избегать. Умение бояться того же, чего боится самка, шансы детеныша на выживание существенно увеличивает.

Но мы, конечно, не только животные, но и люди. У нас есть вторая сигнальная система — слова. Мы можем пугать детенышей словами. И делали это издавна — сильно и многообразно.

И вот мне интересна новейшая эволюция этого «обучения бояться». И есть ли она вообще, эта эволюция? От этого ведь многое в нашем мире зависит.

Итак, уважаемые читатели, вы помните, чем вас пугали родители в детстве? Это первая часть вопроса. И вторая: вспомните и напишите, чем вы сейчас пугаете своих детей.

Мне самой кажется, что разница даже между двумя ближайшими поколениями есть, и она существенна.

Помимо прочего, я отчетливо помню, как вместе с западной психологией лет так тридцать назад в нашу страну пришла идея, что маленьких детей вообще пугать не надо — это наносит им психологическую травму.

Приходящие ко мне тогда родители прямо так и заявляли: я вот пугал своего ребенка Бабой-ягой, а теперь знаю, что это вредно, и не пугаю. Причем на подростков эта защитная идея явно не распространялась.

Что из этого вышло? Кого и чем в нашей стране пугали в реальности в последнюю четверть века? Как с этим обстоят дела в других странах (мне лично особенно интересны страны не слишком европейские — чем там пугают детей и пугают ли вообще)?

Начинать, вероятно, нужно с себя. Бабок-ежек и милиционеров из своего совсем раннего детства я просто не помню, но, отчетливо помня свою бабушку, практически уверена, что они были. По моим сохранившимся воспоминаниям, в семье меня пугали следующим образом (фактически воспитывали меня дедушка и бабушка — геолог пролетарского происхождения и дворянка, не получившая высшего образования):

— выпрями спину, спина должна быть прямая, будешь сидеть крючком — вырастет горб 

— не морщи лоб, будут морщины, это некрасиво

— не ешь косточки от арбуза, заболеешь аппендицитом

— я — последняя буква алфавита. Будешь слишком «якать», никто с тобой водиться не станет

— не торопись за едой, подавишься — умрешь

— надень шапку — менингита тебе только не хватало

— не читай в темноте — ослепнешь

— гуляй осторожно — если поранишься и в ранку попадет земля, будет столбняк, умрешь.

— не задавайся, даже если у тебя что-то получается, задавак не любят

— не болтай попусту, от этого бывают неприятности (редкая пугалка, так как я в принципе была молчаливым ребенком)

На даче:

— не плавай далеко, там могут быть ямы и водовороты — утонешь

— прекрати дружиться и возиться со всеми встреченными зверями и птицами. Они могут быть больными и даже бешеными, а бешенство не лечится, от него умирают

— не ходи в лес, заблудишься и потеряешься навсегда

— не трогай в лесу ничего железного, оно взрывается

В школе меня лично пугали только директором (пару раз я действительно оказывалась у нее в кабинете и отчетливо понимала, что она не знает, что со мной делать и что мне говорить).

Всех троечников-двоечников пугали одинаково: «В ПТУ пойдешь!», и конечно хрестоматийное: «Дворником будешь!»

Всех нас вместе пугали взрослой жизнью: «Это у вас сейчас детство, когда вы ни за что не отвечаете, но вот подождите — жизнь все расставит по своим местам!»

Скажу сразу: мы жизни не боялись. И большинство из нас, особенно в последних классах, хотели поскорее вырасти и выйти в эту самую взрослую жизнь.

Сегодня в нашем прекрасно удобном и всесторонне избыточном мире я едва ли не каждый день вижу детей и родителей, у которых базовый уровень тревожности намного больше, чем мне запомнился из моего полунищего и всесторонне дефицитарного детства. Тема заложенных (или не заложенных вовремя?) страхов явно имеет к этой тревожности прямое отношение.

Надеюсь на вашу помощь в сборе материала.

Понимаю, что родительские пугалки — это не такая животрепещущая тема, как лежащие на диване многообещавшие подростки, но что-то мне подсказывает, что эти две темы связаны.

Продолжение читайте здесь.

Источник: https://snob.ru/entry/185822/

Из-за корки хлеба – Надежда — КОНТ

Может ли психолог школы залезть в мой холодильник у меня дома?

Каждый вечер, уложив двухлетнего Сережку спать, бабушка доставала из кармана юбки ключ, который всегда был при ней, и направлялась в чулан.

Там, притворив входную дверь и задвинув засов, извлекала из только ей известного потайного местечка другой ключ и отпирала большой дубовый ларь, в котором хранились запасы того ценного, без чего нельзя было выжить в трудные и голодные послевоенные годы, а именно: мука, соль, спички, сухари и зерно.

Впрочем, и запасами-то это назвать было трудно. Муки оставалось совсем немного: треть мешка ржаной и половина ведра пшеничной. Сухарей тоже было меньше трети мешка.

Зерно же бабушка и в расчет не брала: два ведра жита на весенний посев и небольшой мешок пшеницы, хранившийся как неприкосновенный запас на самый крайний случай.

Радовал лишь запас соли, еще довоенный: серая, грязноватая окаменевшая глыба, занимавшая больше половины одного из четырех отсеков высокого ларя, из которой при помощи старого топора и добывалась соль.

В углу соляного богатства красовался десяток яичек, предназначенный к праздничному столу на Пасху Христову. Их бабушка втайне от внуков собирала от двух куриц, зимой живущих в доме под печкой, а сейчас свободно расхаживающих по двору и на вольных хлебах после зимней бескормицы нагуливающих формы, подобающие настоящим хохлаткам.

Повздыхав горько над бесценными богатствами и прикинув, что до нового урожая богатств этих может и не хватить, бабушка бережно насыпала в отдельные баночки муки – немножко пшеничной и побольше ржаной, ставила баночки в плетеную корзинку, добавляла туда же из развешенных под потолком холщовых мешочков сушеную морковку, чернику и малину, запирала ларь, прятала ключ, запирала чулан и возвращалась в дом, где ее уже ждали старшие внуки.

Девчонки Нина и Тоня уже успевали приготовить теплую воду и расставить три чистые глиняные миски – одну большую и две маленькие, а семилетний Вовка, родившийся летом сорок первого и с малых лет привыкший быть мужчиной в доме, приносил ведро с серо-зеленым порошком из заготовленной еще прошлым летом, высушенной и растолченной в ступе травы-лебеды.

Бабушка наливала во все три посудины теплую воду, насыпала в одну из них пшеничную муку, в другую – ржаную, а в самую большую к ржаной муке добавляла порошок из лебеды и расставляла миски перед внуками. Дети усердно и очень умело перемешивали эту массу: получалось тесто. Посолив и добавив дрожжи, бабушка ставила миски на шесток, где тесто до утра бродило и поднималось.

Рано утром бабушка топила печь, выкатывала тесто, готовила завтрак, а потом выпекала три хлеба: маленький пшеничный для двухлетнего Сережи, маленький ржаной делила на две части – одну побольше укладывала в туесок на обед сыну в поле, другую на обед невестке, добавляла туда по паре картофелин и по головке лука. Третий же хлеб, с лебедой, тоже резала пополам, одну половину убирала на полицу – широкую деревянную полку, расположенную под самым потолком. Половина эта предназначалась на ужин. Чтобы не искушать старших внуков, на ту же полку убирался и душистый Сережин хлебушек.

Оставшуюся половину хлеба бабушка делила между старшими внуками на завтрак и на обед, утром добавляя к хлебу пюре из картошки, иногда с грибами, а днем, в обед, – горячий суп из овощей, приправленный горстью ячменной или овсяной крупчатки. Сама бабушка хлеб не ела, довольствовалась жидким супом и морковным чаем.

Дети мигом съедали свои порции, а потом смотрели, как бабушка кормит Сережу, раскрошив часть белого, вкусно пахнущего хлеба в топленое молочко, половину литра которого каждый день брали для Сережи у прижимистой соседки Полинарии, которая перед тем, как отдать банку с молоком, а молоко она давала только вчерашнее, обязательно снимала с него сливки, после чего ставила в тетрадке крестик – вела учет, чтобы осенью, после сбора урожая и расчетов с колхозниками, получить за молоко деньги.

Глядя на голодные глаза внуков, на их худые, изможденные фигурки с выпирающими, распухшими от недостатка пищи и витаминов животиками, бабушка тихонько говорила им:

– Потерпите, мои милые, вот придет лето, ягоды собирать будем, потом грибы, щавель уже на пригорочках расти начал, полегче будет. А уж как осень-то настанет, получат папа с мамой пшенички за работу, муки намелем белой, пирогов испечем больших да сладких, наедимся досыта.

А к зиме, Бог даст, и козочку купим, с молочком своим будем. Коровку-то нам не осилить. Жаль, пала наша Краснуха, не пережила войну.

А Сережа-то ведь маленький совсем, нельзя ему хлебушек черный, да с лебедой, кушать, и без молочка нельзя, иначе он заболеет, а как заболеет, так и сами понимаете, что случиться может.

Девчонки и Вовка слушали бабушку и все понимали, но все равно очень хотели и молочка тепленького, и хлебушка беленького, да так хотели, что однажды и не удержались. Сережка крепко спал, а бабушка, наказав девочкам строго смотреть за малышом, ушла в лавку за керосином.

Вовка, проводив бабушку за калитку, быстро вернулся в дом, залез на стол и достал с полки вкусно пахнущий Сережин хлебушек. У него и в мыслях не было его съесть. Он просто хотел подержать его в руках и понюхать. Вовка с наслаждением вдыхал вкусный аромат свежего хлеба и не смог справиться с желанием своим.

Сначала он лизнул хлебушек, а потом и откусил его – совсем немножко. Вбежавшим на кухню сестренкам, оторопевшим от открывшейся картины, тоже досталось по маленькому кусочку вкусного счастья. Завершив блаженство, дети не на шутку перепугались.

Вернувшуюся с керосином бабушку они встретили дружным плачем, уверенные, что погубили Сереженьку, теперь он обязательно заболеет, а чем закончится эта болезнь, страшно и представить.

Добрая, милая и все понимающая бабушка крепко обняла всех троих, горько плачущих и искренне раскаивающихся в детской своей слабости, прижала к себе и, сдерживая рыдания, целовала их в светлые родные макушки, а потом, справившись с эмоциями, успокоила:

– Всякое в жизни бывает. И не раз еще вы сделаете что-то не так. Жизнь гладкой не бывает, она как дорога: идет ровно, а потом раз – и рытвина или поворот крутой.

Главное – понять и почувствовать ошибку свою, искренне пожалеть о ней и постараться исправить. А как исправишь, то и сердце обрадуется, и душа облегчится.

Вы поняли, что неправильно поступили, и слава Богу! А Сереженьку сегодня картошечкой с молочком покормим.

Дети еще крепче прижались к бабушке, и их маленькие сердечки были наполнены огромной любовью, все покрывающей и все поглощающей, той любовью, которую посылает Господь только детям – чистым, светлым и непорочным Своим ангелам.

Вечером бабушка молилась дольше обычного. Она не просила ни о чем. Она искренне благодарила Всевышнего за то огромное счастье, которое Он даровал ей.

© Леонид Гаркотин

источник

Источник: https://cont.ws/@nadejda83/1578511

Школьный психолог: когда к нему нужно обращаться и чем он может помочь?

Может ли психолог школы залезть в мой холодильник у меня дома?

  • Рекомендации специалистов
  • 7-12 лет
  • подросток

Приходилось ли вам когда-нибудь обращаться к школьному психологу? Наверное, многие родители ответят на этот вопрос примерно так: «К счастью, нет».

А зря… Должность педагога-психолога была включена в номенклатуру должностей педагогических работников довольно давно, около 20 лет тому назад.

Сегодня психолог есть во многих школах, а в некоторых образовательных учреждениях даже созданы собственные службы психологической помощи, куда бесплатно могут обращаться как дети, так и родители.

Однако, несмотря на это, родители до сих пор не понимают, кто такой — этот школьный психолог, и считают, что к нему нужно идти только в том случае, если у ребенка что-то не в порядке с психикой. Мы решили развенчать этот миф и рассказать о том, чем может быть полезен школьный психолог каждому ребенку.

Основные принципы работы школьного психолога

В первую очередь, школьный психолог — это специалист, который обязательно должен иметь высшее психологическое образование, и для него в первую очередь действуют правила Этического кодекса психолога.

Согласно кодексу, любая информация об учениках должна храниться в сейфе у школьного психолога, доступ к которому есть только у него, и он не имеет права разглашать сведения третьим лицам.

Исключение составляет информация о противоправных действиях: если психологу становится известно о совершенном преступлении или подготовке к преступлению, он обязан сообщить об этом в правоохранительные органы.

Кроме того, психолог обязан сообщать клиенту (в случае школьного психолога — школьнику) о результатах любого исследования, которое проводилось.

Еще один важный принцип, которым должен руководствоваться школьный психолог — принцип непредвзятости. Задача специалиста — выслушивать разные, порой противоречивые, мнения и разбираться в них.

Основной плюс этого принципа заключается в том, что психолог не заинтересован в разрешении конфликта в чью-то пользу — он смотрит на ситуацию со стороны и нейтрально относится к конфиденциальной информации.

Психологи проходят специально подготовку, в результате которой способны создавать атмосферу доверия и находить контакт с любым клиентом, даже самым сложным.

Чем психолог может помочь ребенку?

К психологу стоит обращаться в любых ситуациях, касающихся школьника и его семьи. Школьный психолог может помочь с вопросами профориентации, с решением проблем в семье, в межличностных отношениях, с учебой и т. д.

Однако не нужно воспринимать школьного психолога исключительно как специалиста, который работает с проблемами детей. Его роль позитивна — он помогает ребенку безболезненно пройти стадии социализации и раскрыть свой потенциал.

Работать с детьми психолог начинает еще до школы: он участвует в составлении программы тестирования будущих первоклассников, может проводить с ними собеседования, выявлять степень готовности к школе и давать родителям полезные рекомендации.

Вообще основную часть своего рабочего времени школьный психолог посвящает различного рода диагностикам. Например, он может выяснить, успешно ли у первоклассников проходит процесс адаптации к школе.

Специалист проводит тестирование, результаты которого передает учителям и администрации школы, но только в виде общего итога (например, «70% учеников успешно адаптированы»).

Данные о конкретных учениках не могут быть разглашены, а с неадаптированными детьми психолог должен работать лично и конфиденциально, чтобы справиться с проблемой.

Также психолог может проводить диагностику детско-родительских отношений, исследовать отношения внутри класса, изучать особенности личности школьников, уровень их мышления, внимания.

Важная составляющая работы школьного психолога — профориентационная диагностика, которая помогает разобраться в способностях учеников и распределить их по профильным классам — в гуманитарный, в технический, в научно-естественный и т. д.

Часто именно благодаря тестированиям и исследованиям психолог выявляет проблемы как во всем классе, так и у конкретных учеников, которые пока еще незаметны со стороны, но которые могут перерасти в катастрофу. В этом случае школьный психолог должен проводить коррекционные занятия, которые могут быть как групповыми, так и индивидуальными.

Так, например, если в классе обнаруживаются «симптомы» буллинга (травли), то психолог должен выявить жертву и зачинщиков, провести беседы со всеми, кто задействован в травле, разобраться в причинах такого отношения одноклассников друг к другу, провести ряд групповых занятий, направленных на сплочение коллектива, и, конечно, помочь жертве буллинга справиться с ситуацией.

Когда к психологу стоит обращаться родителям?

Еще одна задача школьного психолога — консультирование родителей и учителей. Причем, вопросы, с которыми взрослые обращаются к этому специалисту, могут быть разными, и совсем необязательно, что это будут проблемы.

Мама может прийти к психологу, чтобы просто спросить, хорошие ли у ее ребенка отношения с одноклассниками, нет ли у нее трудностей с профориентацией или адаптацией (если, например, ученика перевели в новую школу) и правильно ли родители строят отношения с подростком.

Если в семье возникают ситуации, которые травмируют ребенка (развод родителей, смерть кого-то из близких, серьезные материальные трудности), то мать или отец также могут прийти и рассказать о них психологу, чтобы специалист был в курсе, внимательнее следил за поведением ребенка и был готов оказать ему поддержку.

Если же ребенок стал замкнутым, необщительным, если он не хочет ходить в школу или же часто приходит домой в слезах, то это тоже повод как можно скорее обратится к школьному психологу.

Вообще любые ярко выраженные изменения в поведении ребенка должны насторожить родителей, и в этом случае лучше вовремя попросить помощи у специалиста, чем ждать, пока ситуация выйдет из-под контроля и обернется катастрофой.

Возможно, что никаких серьезных проблем психолог не выявит, но подскажет, как поддержать школьника и сохранить с ним доверительные отношения.

Часто к школьным психологам обращаются и учителя за помощью в разрешении конфликтов с учениками, а также в случае, если у школьника резко упала успеваемость, и учитель не может понять, почему это произошло.

Тогда по запросу педагога психолог проводит диагностику и, если это необходимо, коррекцию. В моей практике был случай, когда у ученика упала успеваемость, с чем ко мне обратился его классный руководитель.

А в итоге я выявила суицидальные наклонности у школьника и долго работала с ним в дальнейшем для устранения этого патологического состояния.

В целом, школьный психолог осуществляет деятельность, направленную на сохранение психологического здоровья школьников. И если вы до сих пор не знаете, где в вашей школе находится кабинет психолога, то, может быть, пришло время об этом узнать и познакомиться со специалистом, который не менее значим, чем классный руководитель?

Екатерина Сафонова

Хорошо ли ребенку в школе

Часто родители не знают, что происходит с ребенком, пока он в школе, нравится ли ему в классе. Пройдя этот тест, вы узнаете какие отношения у вашего ребенка с одноклассниками и нравится ли ему школьная жизнь.

Пройти тест

Источник: https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/shkolnyy-psikholog-kogda-k-nemu-nuzhno-obrashchatsya-i-chem-on-mozhet-pomoch/

Административное право
Добавить комментарий