Может ли учитель, не прошедший аттестацию, вести уроки в школе

Может ли учитель пройти аттестацию досрочно? – Освіта.UA

Может ли учитель, не прошедший аттестацию, вести уроки в школе

Кто и когда проходит аттестацию? Что происходит если работник не прошел очередную аттестацию и не подтвердил существующую категорию? Как начать аттестационный процесс? Может ли администрация школы отказать во внеочередной аттестации? Можно ли повысить категорию досрочно?

Аттестацию проходят все педработники дошкольных, общеобразовательных, внешкольных, профессионально-технических учебных заведений, высших учебных заведений I-II уровней аккредитации независимо от подчинения.

Также, должны аттестоваться педагогические работники учебно-методических (научно-методических) учреждений, заведений последипломного образования, специальных учреждений для детей или учреждений здравоохранения, культуры, социальной защиты и т. п.

Когда работник проходит аттестацию?

Аттестация может быть очередной или внеочередной. Очередная аттестация осуществляется один раз в пять лет.

Например, если работник впервые принят на должность педагогического работника в 2019 году, администрация планирует свою очередную аттестацию на пятый год работы, то есть на 2023/2024 учебный год.

Именно тогда работник в плановом порядке сможет повысить свою квалификационную категорию и станет не просто «специалистом», а «специалистом второй категории».

Через 5 лет после первой аттестации (т. е.

в 2028/2029 учебном году) работник сможет подтвердить существующую категорию, или повысить свою квалификационную категорию до «специалиста первой категории», через 5 лет учитель может стать «специалистом высшей категории», а примерно после 2040-го года сможет получить педагогическое звание «старший учитель», «старший воспитатель», «учитель-методист» или «воспитатель».

Стоит отметить, что многие руководители учебных заведений придерживаются именно такого алгоритма присвоения квалификационных категорий. Также есть учителя, которые при стаже более 20, 30 или 40 лет имеют лишь вторую или первую категорию, что, соответственно, негативно влияет на уровень заработной платы.

Что происходит если работник не прошел очередную аттестацию и не подтвердил существующую категорию?

Положение об аттестации педагогических работников не предусматривает прямых последствий отказа работника от прохождения аттестации, однако зарплата работнику должна платиться по результатам аттестации, а в случае отсутствия аттестационного листа или иного документа, подтверждающего категорию, педагогическое звание или тарифный разряд педработника, – зарплата выплачивается по самому низкому разряду (при этом контролирующие органы очень придирчиво проверяют правильность начисления зарплат и их обоснование).

Может ли работник повысить категорию досрочно?

Да, может. Для этого необходимо пройти аттестацию вне очереди. Заметим, что выпускникам высших учебных заведений, которые получили полное высшее образование (имеют диплом специалиста или магистра), при приеме на работу на должности, на которых предусмотрена аттестация на присвоение квалификационных категорий, устанавливается квалификационная категория «специалист».

Пунктом 1.9.

Положения об аттестации педагогических работников предусмотрено, что внеочередная аттестация проводится по заявлению работника с целью повышения квалификационной категории (тарифного разряда) или по подаче руководителя педагогического совета учебного заведения или соответствующего органа управления образованием с целью присвоения работнику определенной квалификационной категории, педагогического звания.

Внеочередная аттестация с целью повышения квалификационной категории может проводиться не ранее чем через два года после присвоения предыдущей. Следовательно, работник, который принят на работу с категорией «специалист», имеет право через два года начать аттестационный процесс с целью присвоения квалификационной категории «специалист второй категории».

Как начать аттестационный процесс? Может ли администрация школы отказать во внеочередной аттестации?

Ежегодно до 10 октября руководитель учебного заведения подает в аттестационную комиссию списки педагогических работников, которые должны пройти очередную аттестацию. В этот же период можно подать заявление о прохождении внеочередной аттестации.

Руководитель учебного заведения не может отказать в прохождении внеочередной аттестации, поскольку это не является его компетенцией. Поданное заявление рассматривается аттестационной комиссией, которая и принимает решение о прохождении работником аттестации в текущем учебном году.

Для того, чтобы аттестационная комиссия присвоила педагогу вторую категорию, учитель должен соответствовать занимаемой должности (иметь соответствующее образование и пройти курсы повышения квалификации, диплом о получении высшего образования также приравнивается к документу о повышении квалификации в течение 5 лет со дня выдачи) и соответствовать требованиям, которые выдвигаются в пункте 4.4 Положения об аттестации.

Если работник соответствует указанным требованиям, то аттестационная комиссия принимает решение о присвоении квалификационной категории «специалист второй категории», если не соответствует указанным требованиям – то решение аттестационной комиссии будет: «подтвердить квалификационную категорию «специалист».

Следующая внеочередная аттестация возможна через два года от завершения предыдущей.

Рассмотрим это на примере в годах: работник был принят на работу 1 сентября 2019 года (до этого педагогического стажа не имел), при приеме на работу ему установлена категория «специалист», не ранее сентября 2021 года он имеет право написать заявление на аттестацию на вторую категорию, успешная аттестация завершится в марте 2022 года, следующая (дежурная) аттестация будет у этого работника в 2026/2027 учебном году, но также работник имеет право аттестоваться вне очереди уже на присвоение первой категории в 2024/2025 учебном году, а в 2027/2028 году на высшую категорию. Таким образом, за десять лет работник может пройти путь от начинающего педагога до педагога высокой квалификации.

Можно ли еще быстрее повысить категорию?

Можно. Так, пунктом 4.

7 Положения предусмотрено, что педагогические работники, которые в межаттестационный период подготовили победителей III этапа всеукраинских или международных ученических и студенческих олимпиад по базовым учебным предметам; победителей III этапа всеукраинских или международных спортивных соревнований; победителей всеукраинских конкурсов профессионального мастерства среди учеников профессионально-технических учебных заведений, победителей всеукраинского конкурса-защиты научно-исследовательских работ учеников-членов Малой академии наук, аттестуются без соблюдения последовательности в присвоении квалификационных категорий и срока проведения внеочередной аттестации.

Также, без соблюдения последовательности в присвоении категорий и сроков внеочередной аттестации аттестуются педагогические работники, которые стали победителями или лауреатами конкурсов профессионального мастерства, проводимых центральными органами исполнительной власти, имеющих ученые степени, ученые или почетные звания, если их деятельность по профилю совпадает с имеющейся научной степенью, ученым (почетным) званием.

Это означает, что педагоги, имеющие указанные достижения, могут аттестоваться сразу на высшую категорию без соблюдения последовательности присвоения категорий и независимо от стажа.

Например, на должность учителя курса «Искусство» принимается лицо, которое имеет почетное звание «Народный артист Украины».

В таком случае аттестационная комиссия учебного заведения принимает решение о соответствии учителя занимаемой должности и ходатайствует перед аттестационной комиссией высшего уровня о присвоении квалификационной категории «специалист высшей категории».

Или, по окончании вуза на работу учителем математики был принят аспирант Института математики НАН Украины. Через два года учитель защитил кандидатскую диссертацию и получил степень кандидата физико-математических наук. В таком случае аттестационные комиссии действуют по аналогии с первым случаем.

Следует отметить, что высшая категория не будет присвоена педагогу, который является кандидатом наук, имеет почетное звание, если его почетное или ученое звание не будет совпадать со сферой его деятельности. Например, если кандидат экономических наук принят на должность преподавателя химии, то оснований для присвоения ему высшей категории нет.

Механизм повышения квалификационных категорий учителей начальных классов, которые успешно прошли сертификацию? Стоит ли всем им проходить досрочную аттестацию в 2020 году?

Новеллой 2020 года станет внеочередное присвоение следующей квалификационной категории учителям начальных классов, которые успешно прошли сертификацию.

Учителям, которые имеют квалификационные категории «специалист», «специалист второй категории», «специалист I категории» следует как можно быстрее подать заявления о внеочередной аттестации в аттестационные комиссии своих учебных заведений.

Аттестационные комиссии должны принять указанные заявления и в установленные законодательством сроки присвоить «специалистам» вторую категорию, «специалистам второй категории» – первую, а специалистам высшей категории можно не спешить, им лучше воспользоваться сертификатом через год-другой, чтобы подтвердить имеющуюся высшую категорию, ведь сертификат действует 3 года и сейчас им нет смысла досрочно подтверждать имеющиеся регалии.

Владимир Онацкий, юрист, заместитель директора по учебной работе.

сертификация учителей

Освіта.ua
08.01.2020

Источник: http://ru.osvita.ua/school/69386/

Впечатления трёх учителей начальных классов, после школьной аттестации

Может ли учитель, не прошедший аттестацию, вести уроки в школе

ДО и ПОСЛЕ открытого урока → Учительские РАССКАЗЫ об открытых уроках…

_________________________________________________________________________

По материалам раздела «Открытый урок» в сб. «Режиссура школьного общения» (авторы-составители В.Букатов и М.Ганькина), опубликованного в газете: «СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА со всех сторон» №7-9 за 2005г.

Волков бояться — в лес не ходить

Впечатления трёх учителей начальной школы, прошедших аттестацию в образовательном центре «Азъ» (Москва)

Записано М.Ганькиной

Конфетка, одним словом

ОЛЬГА П., учительница начальных классов: И для меня лично тоже кое-что произошло в связи с этой аттестацией.

Обычно Владимир Сергеевич, наш любимый начальник, когда мимо моего класса пробегал и видел, что там сумасшедший дом, всякий раз пугался, что из меня учитель не получается. Или что все мы неверным курсом идем? Не знаю. Но боялся травмировать меня своим видом и потому в класс не заходил.

А тут перед самой аттестацией он решил меня посетить и просидел на уроке от звонка до звонка. И никакого сумасшедшего дома! Все дети говорят по делу. Владимиру Сергеевичу очень понравилось. Может быть, потому, что он впервые оказался не вне класса, ситуации, жизни, а внутри. А может быть, потому, что это был сделанный урок…

Про этот урок и подобные красивые открытые уроки очень многое мне прояснила моя ученица Нина, когда она вместе с другими сдавала чтение. Пришла проверяльщица и давай вызывать к себе детей по одному.

Нина — девочка, которая хорошо соображает, очень умненькая, спокойная и очень хорошо читает. Беспокоиться ей было совершенно не о чем, да она и не слишком нервничала.

Когда ее вызвали, она прочитала так, что ей даже ни одного «вопроса на понимание текста» не задали — то есть она абсолютно вложилась во все их нормы.

(При этом Пашу, который вылез за эти нормы слишком вперед, проверяльщица просто-таки измучила вопросами.)

А потом, после всего, когда дети обсуждали эту процедуру между собой, я слышу, Оля говорит: «Меня про дерево из второго абзаца спросили, почему оно голое». А Нина отвечает: «Хорошо, что меня ничего не спрашивали! А то я ничего не поняла из того, что читала».

Так вот красивый урок — это то же самое. Это урок для кого-то. Он красивый, гладкий, бойкий. Конфетка, одним словом. Но дети не понимают, что на таком уроке объясняется. И занимаются они там чем-то совсем другим.

Обычно цели у детей в процессе работы, в сиюминутном складываются. Когда они по эстафете получают карточку с глаголом, им почему-то становится очень нужно этот глагол выписать, потом найти в тексте похожие по способу словообразования и опять же выписать.  При этом они почему-то стремятся все успеть (и цель у них при этом, заметьте, вовсе не русский язык изучать!)

А тут урок — деланный и дети — какие-то деланные. И не то чтобы они работают на публику… 45 минут изображать примерных?! Нет, они все же нормальные дети. Отключались, конечно, периодически от изображения примерных и занимались своими сиюминутными целями. Но все-таки слишком много сил на этот образ уходит. Поэтому материал после такого урока нужно проходить заново.

А подростки (более социально озабоченные)  —  так те совершенно коченеют на открытом уроке. Мне рассказывала Елена Ивановна, что ее шестиклашки пришли совершенно обмороженными. И чтобы расшевелить своих детей, ей пришлось за урок их всех (вместе с партами!) пересаживать не один раз… А потом ее же еще и отругали. За то, что она якобы времени много потеряла.

Хотя, возможно, детей на открытом уроке запугивает сам учитель, а не присутствие чужих. Если учитель сам нервничает, сам деревянный, а дети, допустим, к учителю относятся хорошо и поэтому начинают за него переживать… то тут действительно можно аршин проглотить. Хочется, как лучше, а получается хуже.

А у Евгения Евгеньевича Шулешко в классе меня вот что поразило. Никакого внимания на тебя детей. Смотрят сквозь, как на пустое место. Спокойные, деловитые. Нет, если ты к ним обращаешься, то они тебе ответят. Причем весьма терпеливо и обстоятельно.

И это во втором классе! Они что, маленькие и поэтому не столь социальные? Или дело в том, что учебный материал не отчужден от них, они все время заняты какими-то действительно своими делами и им не до взрослых? Или просто потому, что привыкли к тому, что на уроке все время кто-нибудь вроде меня ошивается?

В какой-то газете (по-моему, в «Первом сентября») я читала, что в Швейцарии в любом классе дети — какое там каменеют, возбуждаются, лезут из кожи вон, чтобы их заметили. А фотоаппарат так просто доставать нельзя — кривляются. Ажиотаж такой, что входишь в класс и понимаешь, что ты срываешь этот урок. Одним словом, дикие эти швейцарцы.

.

Меня это действо, можно сказать, обогатило

СЕРГЕЙ П., учитель словесности: Я — за аттестацию. Хотя до недавнего времени был скорее против. Но вот она прошла, и я с удивлением обнаружил, что меня это действо, можно сказать, обогатило…

Во-первых, на мой урок пришло много народу. Во-вторых, на обсуждении наших уроков мы пили чай с колбасой. В-третьих, обсуждение было интересным.

А еще я сходил на уроки других учителей (и это уже в-четвертых). Посмотрел, что там делается. Масса удивлений.

Например, прихожу в один класс. Класс как класс. Урок как урок. И только на пятнадцатой минуте я начинаю понимать, что попал в класс коррекции. Выходит девочка, ее просят показать причастные обороты на таблице, которая висит на доске. А они, эти причастные обороты, выделены ну очень жирным шрифтом.

И тут девочка тычет куда-то совсем в другое место. Учительница как ни в чем не бывало продолжает ровным таким голосом: «Прочитай выделенные причастные обороты». Девочка подходит ближе, долго стоит, шевелит губами, а потом читает нечто совершенно другое. Классу по фигу. И тут я начинаю подозревать, что здесь что-то не так.

А то я думал, что это просто такой слабенький класс…

До сих пор помню этот аттестационный день. Вопросы, разговоры, впечатления. Теперь мы со многими учителями раскланиваемся при встрече, улыбаемся мило. Мы как бы пережили вместе нечто такое, что нас сплотило. До аттестации у нас не было такой возможности — каждый варился в своем соку. УВК у нас огромное (аж три школьных здания),   и не упомнить всех учителей — не то что поговорить!

Ну а потом в результате аттестации я понял, что не такой уж и бестолковый. В качестве учителя словесности перебравшись со своим классом из начальной школы в среднюю, я очень комплексовал по поводу своих познаний. А тут мой урок понравился, и я теперь крепче стою на ногах.

.

Явный плюс

ДАРЬЯ Л., учительница начальных классов: Меня аттестовывать пришла комиссия в трех лицах: важной тетеньки сверху, директора начальной школы и ее же завуча.

Тетенька отнеслась более чем корректно — просто сказала, что ничего не поняла: мол, про вашу стилистику мало что знаю, а чтобы узнать — одного урока мало.

Понятия не имею, что было на обсуждении моего урока. И Владимир Сергеевич, руководитель нашего образовательного центра, не знает — его туда не пустили. Но завуч сказала ему лично, что я ей в общем-то понравилась. Она как-то так сложно сформулировала: типа того, что я явно не учитель, но строгий (!) и интеллектуальный (!!).

А директор началки сказал Владимиру Сергеевичу: я, мол, вас (ваше подразделение со всей его идеологией) раньше всюду зажимал и не пускал, а теперь я вроде понял, чем вы занимаетесь, какое ваше место в структуре всей нашей школы, и вот теперь вроде как давайте с вами дружить.

Я не знаю, что понял директор. Не знаю, что поняла завуч. Но один явный плюс от их посещения был — для нашего подразделения. В области, так сказать, внешних сношений.

/Записано Марией ГАНЬКИНОЙ/

.

перейти к перечню
материалов блока «УЧИТЕЛЬСКИЕ РАССКАЗЫ»

.

ДО и ПОСЛЕ открытого урока → Учительские РАССКАЗЫ об открытых уроках…

.

Источник: http://www.openlesson.ru/?p=1218

Работу учителей в школах оценят по-новому

Может ли учитель, не прошедший аттестацию, вести уроки в школе

Новая модель аттестации учителей будет утверждена в 2020 году. После этого начнется переходный период. В течение нескольких лет учителя смогут выбирать: оставаться на старой модели или переходить на новую. Какие единые испытания ждут всех российских педагогов? И зачем они нужны?

– Цель – разработать и утвердить такую модель, которая станет стимулом для педагогов и позволит им без сбора портфолио и массы других документов проходить аттестацию на рабочем месте, – рассказала замдиректора Департамента развития педагогических кадров и контроля управления ресурсами Минпросвещения Светлана Ермакова.

ВЦИОМ: Каждый пятый учитель недоволен качеством учебников

Сейчас в каждом регионе – свой подход к оценке работы педагогов. В одном, чтобы подтвердить соответствие своей должности, учитель должен набрать 10 баллов, в другом – 600.

Где-то учитываются результаты учеников, где-то упор сделан на количество сертификатов о прослушанных формально курсах. Педагогам приходится собирать килограммы бумаг: грамоты, сертификаты, благодарности.

Итог? Как показывают опросы, только восемь процентов учителей считают, что аттестация реально влияет на их карьерный рост. Новая система кардинально изменит ситуацию.

В ее основу лягут Единые федеральные оценочные материалы. Если коротко – ЕФОМы. Для обычного “уха” эта аббревиатура пока звучит странно. Но через пару лет она станет такой же привычной, как и ЕГЭ. Но если ЕГЭ нацелен на проверку конкретных знаний учеников, то у единых заданий для учителей задач гораздо больше.

Конкретная форма, содержание и даже уровни сложности ЕФОМов для педагогов еще обсуждаются. И будут широко обсуждаться, апробироваться вплоть до 2020 года. И даже после возможны корректировки.

Одна из версий новой модели аттестации выглядит так: учителям предложат решить тесты по своему предмету и так называемые “педагогические кейсы”. Плюс – отправить независимым экспертам на проверку образцы самостоятельной работы учеников. Например, пару-тройку решенных примеров с выставленной за них оценкой. Также понадобится анализ учителя собственной работы на уроке.

Чем закончится схватка между учителями и учениками

Кто будет участвовать в аттестации? По словам проректора по внеучебной и социальной работе МГППУ Андрея Милехина, по закону, не должно быть ни одного учителя, не прошедшего аттестацию раз в пять лет. То есть ЕФОМы будут сдавать все, кто подтверждает соответствие занимаемой должности. Также их будут сдавать выпускники педвузов. Это будет добровольный экзамен на “вход в профессию”.

Уже работающим учителям, кроме ЕФОМов, понадобится представление работодателя – его будет собирать администрация школы: туда входит динамика образовательных результатов учеников, условия профессиональной деятельности (например, – тип школы), индивидуальные достижения.

Что делать, если преподаватель не сможет пройти аттестацию? Его отправят доучиваться и повышать квалификацию. Эта оценка нужна в первую очередь для того, чтобы понять, куда педагогу расти, какие пробелы нужно подтянуть.

Кроме того, аттестация по желанию ждет тех педагогов, которые хотят получить первую или высшую категории. Причем в зависимости от уровня квалификации задания ЕФОМ будут различаться.

– Для народных и заслуженных учителей РФ, для учителей, подготовивших призеров международных олимпиад, будет предусмотрена возможность сохранить высшую категорию при упрощенном варианте прохождения аттестации. Это сейчас обсуждается, – рассказала Светлана Ермакова.

Педагоги рассказали о работе в селе

В целом эксперты должны оценить уровень квалификации педагога по четырем компетенциям: предметной, методической, психолого-педагогической, коммуникативной.

Единые задания по оценке предметно-методических компетенций сейчас разрабатывает и апробирует Рособрнадзор. Предполагается, что учитель должен не только знать свой предмет, но и уметь решать методические задачи, оценивать работы школьников.

В недавнем исследовании, которое проводило ведомство, участвовали 22 тысячи педагогов из 67 регионов России. Предварительные результаты оказались неожиданными: почти половина учителей математики не справились с работой по математике.

С русским языком все несколько лучше: неудовлетворительный результат показали около четверти сдающих.

Однако эксперты советуют не торопить события и дождаться окончательных результатов. “Это всего лишь исследование для внутреннего употребления, – считает зампредседателя Общероссийского профсоюза образования Татьяна Куприянова. – Нужно тщательно проанализировать, как были составлены задания, насколько они были корректны и какой требуют доработки”.

Источник: https://rg.ru/2018/11/18/rabotu-uchitelej-v-shkolah-oceniat-po-novomu.html

Административное право
Добавить комментарий