Может ли учитель задавать письменное домашнее задание на каникулы в 6 классах?

Вопрос экспертам: должны ли дети выполнять на каникулах домашнее задание

Может ли учитель задавать письменное домашнее задание на каникулы в 6 классах?

Рассказываем, имеют ли учителя право задавать на летние каникулы домашнее задание и спрашивать его с учеников в новом учебном году.

Сколько каждый год родительских нервов тратится и детских слез проливается, когда речь заходит о домашних заданиях, которые школьники получили на лето.

Родительские форумы переполнены вопросами «Может ли учитель давать уроки на каникулы», «Должен ли ребенок вести читательский дневник», «Имеет ли право учитель поставить школьнику двойку за задание на лето», которые так и остаются без ответов.

Тревога взрослых понятна, ведь об уроках на каникулы дети вспоминают в лучшем случае за две недели до 1 сентября. Что это значит? Что за 10-14 дней ученик должен выполнить объем работ, который учитель давал ему на 2-3 месяца. Звучит как утопия.

В итоге последние дни отдыха, который уже сложно назвать таковым, проходят в атмосфере суеты и смятения. Родители пытаются взять ситуацию под контроль: усаживают ребенка за тетрадки, ругаются с ним, в конце концов, берутся за дело сами и выполняют все упражнения за ребенка.

Мы подумали, что, вероятно, родители хотели бы избежать суеты в этом году, и попросили учителей из разных школ рассказать, дают ли они своим детям задания на каникулы и требуют ли от них его обязательного выполнения.

Давайте рассмотрим этот вопрос со всех сторон.

Итак, если следовать букве закона, то Федеральный закон 273-ФЗ относит каникулы к академическим правам обучающихся и определяет их как плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком (п. 11 ч. 1 ст. 34).

То есть никаких заданий в каникулы быть не может. И родители, и дети могут спать спокойно.

Вот только цель летних заданий вовсе не получение образования как такового, а повторение уже пройденного материала. Зачем? Чтобы 1 сентября ребенок легко вошел в учебный процесс.

Так, некоторые семьи считают приемлемым потратить определенное количество времени в летние каникулы на разбор тем, которые вызвали у ребенка затруднение.

Получается, что домашние задания на лето должны быть необязательными, а носить лишь рекомендательный характер.

Самое главное — решение о выполнении того или иного задания и его объеме обсуждается только на семейном совете.

Если же было принято решение «заданиям быть», то родители и дети могут быть уверены, что учитель работу проверит. Обратная связь крайне важна, так дети будут чувствовать заботу и неравнодушие педагога и поймут, что и летом трудились не зря.

Давайте разберемся с понятиями. Что значит задания на лето?

Дети, которые в полном объеме освоили образовательную программу, переходят в следующий класс. В течение учебного года ребята в соответствии с планом, установленным школой, проходят промежуточные аттестации.

Если что-то пошло не так и кто-то из учеников получил за аттестацию неудовлетворительную оценку, это считается академической задолженностью, которую ребенок обязан ликвидировать в течение года с момента ее появления.

Сроки «погашения» задолженности определяет школа.

Часто школьники в начале лета ходят на дополнительные консультации с учителем, а затем получают задание на лето.

Его выполнение обязательно и будет проверено преподавателем в начале учебного года.

Если речь идет о литературе, то чтение — важное подспорье в дальнейшей учебе. И превратить его можно в интересную игру, если вести дневник. Можно бумажный, с картинками и наклейками, а можно электронный, превратив его в своеобразный блог, обсуждая с друзьями и т. п. Такая переписка — дополнительная практика в русском языке.

Летние задания необходимы, но должны быть не механическими и скучными, а полезными и практико-ориентированными.

Чего не стоит делать? Не стоит перегружать ребенка учебой летом. Не лишать удовольствий. Не попустительствовать. Не пугать школой, как полицейским.

Задание на лето от меня получают только те школьники, которые планируют выбрать физику в качестве предмета для экзамена. Это касается только десятиклассников.

Для них в июне я устраивала дополнительные занятия (посещение — по желанию), на которых мы разбирали сложные темы. После каждого занятия школьники уходили с домашним заданием.

И на лето они тоже получили несколько упражнений, решение которых я обязательно потом спрошу.

Конечно, я не могу ставить эти задания им в обязанности и считаю, что все зависит от желания человека.

Я стараюсь заинтересовать детей, вместе с ними найти мотивацию.

К тому же у многих школьников в конце года еще есть силы немного поработать. А если есть силы, почему бы не позаниматься?

В свое время, когда я сама училась в школе, я летом занималась, и это мне очень помогло в учебе. ЕГЭ по физике экзамен сложный, и он требует тщательной подготовки.Что касается ребят помладше, я на них не наседаю. Если у них есть желание, они могут решать задачи на сайте «Решу ОГЭ», но это необязательно.

Задания на лето от учителя могут носить исключительно рекомендательный характер. И адресованы они родителям, в зависимости от того, какие моменты в обучении они хотели бы улучшить и закрепить.

Детям можно озвучить совет или пожелание в соответствии с их интересами и возможностями. Учебный год можно начать с предложения детям проявить инициативу: рассказать о книгах, о своих летних увлечениях, открытиях.

Недопустима критика и неодобрение в адрес детей, которые подобную инициативу проявить не готовы.

Контроль за летними дневниками по чтению, дневником наблюдения за природой, пособиями, прописями создает стресс для детей с первых учебных дней, разрушает и без того хрупкий позитивный настрой к школе и учебе. И в корне бессмысленно.

Потому что, если ребенок успешно и с увлечением занимался, он будет рад об этом рассказать и без контроля. А если подобная работа не проводилась, то ребенок будет испытывать давление, неуверенность, страх перед осуждением, что сильно повредит его учебе в дальнейшем.

В конце учебного года родители моих учеников поинтересовались, как заниматься с детьми на каникулах. Сейчас издается много пособий для подготовки и повторения материала, и я отправила несколько таких PDF-файлов по русскому и по математике в школьный чат. Также посоветовала выполнять упражнения на портале «Учи.ру», если у ребят будет желание.

Разумеется, есть и список литературы на лето (сказки, рассказы, повести).

У детей было два варианта: короткий, включающий 21 произведение, для тех, кому чтение дается нелегко, и расширенный (из 37 пунктов) — для ребят, которые любят книги.

В начале лета, пока я еще была в школе, предложила своим ученикам приходить ко мне на дополнительные занятия, чтобы подтянуть знания по предметам, в которых они чувствуют себя неуверенно. И на эти занятия ходили те, кому это было действительно нужно (всего 15 человек!).

Я считаю, что такая форма работы отлично показывает себя именно в младшей школе. Многие дети в первый месяц лета не уезжают из города и в лучшем случае выходят погулять раз в неделю. Поэтому занятия для них не только шанс подтянуть знания, но и возможность пообщаться с друзьями. Встречи получаются в удовольствие.

Проведение дополнительных занятий летом в комфортном для школьников режиме представляется мне хорошей идеей. Ведь за три месяца каникул ребята многое забывают и возвращаются в школу tabula rasa. Приходится начинать все сначала. Чтобы избежать полного выветривания полученной за год информации, нужно, чтобы ребята хотя бы немного подпитывали себя знаниями.

Shutterstock.com

Источник: https://letidor.ru/obrazovanie/vopros-ekspertam-dolzhny-li-deti-vypolnyat-na-kanikulakh-domashnee-zadanie.htm

Над задачей плачут — нужно ли домашнее задание в школах? — Новости — Новости и события Гродно

Может ли учитель задавать письменное домашнее задание на каникулы в 6 классах?

Родители жалуются, что в школе детям задают слишком много, свободного времени на отдых и занятия спортом почти не остаётся.

— Мой сын учится в пятом классе. Из школы приходит около двух часов дня. И часто до вечера сидит над уроками: в день задают по три-четыре предмета. Два раза в неделю посещает бассейн.

В планах в ближайшее время отдать на футбол (там две-три тренировки в неделю) и добавить занятия у репетитора по английскому языку. Но из-за уроков боюсь, что не потянет, да и ребёнку нужно отдыхать.

Лучше бы вместо уроков больше времени проводил на свежем воздухе, — сетует мама школьника Елена.

У каждого третьего старшеклассника — проблемы со зрением

Сейчас по санитарным нормам и правилам на выполнение домашнего задания во 2-м классе должно уходить не более 1,2 часа, в 3–4 классах — 1,5 часа, 5–6-м — 2 часов, 7–8-м — 2,5 часа, 9–11-м — не более 3 часов.

Первоклашкам ничего не должны задавать на дом весь учебный год, рассказала и. о. заведующей отделением гигиены детей и подростков Гродненского зонального центра гигиены и эпидемиологии Наталья Чеховская.

 

Но реально времени на домашку чаще всего уходит куда больше. Родители считают: это негативно сказывается на здоровье детей.

По данным ГУ «Гродненский зональный центр гигиены и эпидемиологии», в 2017 году основными заболеваниями в 1-м классе являлись патология речи (24,4 %), патология зрения (9,2 %), плоскостопие (9,1 %). К этим болезням в 4-м классе добавляются заболевания ЛОР-органов (5,2 %), в 5–9 классах — нарушения осанки (5,2–10,1 %), в 8–11 — заболевания органов сердечно-сосудистой системы (6,3–11,5 %).

Уже в старшей школе каждый третий ребёнок имеет проблемы со зрением, у почти каждого десятого ученика нарушения осанки и заболевания органов сердечно-сосудистой системы. Одна из причин развития заболеваний — неправильная рассадка в классе, непроведение физкультминуток, динамических перемен и т. д.

Домашка нужна, но не в таком виде

Педагоги уверены: самостоятельная работа дома обязана быть, но она должна быть дифференцирована.

— Мы учились шесть дней в неделю и по шесть уроков в день. Тогда интернета не было: подсмотреть, как сделать, почерпнуть какую-то идею было негде. И то, что сегодня многие пользуются интернетом, потому что там есть решебники, — тоже не выход. В таком выполнении домашнего задания смысла действительно нет, — говорит преподаватель с большим стажем работы одной из гродненских школ.

По её мнению, домашнее задание нужно дифференцировать в зависимости от способностей ребёнка. К примеру, одному достаточно повторить и закрепить то, что делали на уроке, а другому нужно развиваться.
Кроме того, считают педагоги, домашка — это способ занять ребёнка, чтобы не было времени на гаджеты.

— Много родителей контролируют, сколько времени их сын или дочка проводят за компьютером или в телефоне? Разве от этого зрение или осанка не портятся? Ещё неизвестно, что из этого больше влияет на здоровье детей, — говорит педагог.

Обучить за урок 25 учеников невозможно

По словам педагогов, домашнее задание нужно, так как не все дети за урок могут усвоить материал. К тому же это ещё и вопрос актуализации знаний.

— Например, у меня один урок в четверг, а следующий — в понедельник. За это время дети всё забыли, и если не учили дома, придётся начинать урок с повторения и на тратить на это 20 минут. На новую тему времени остаётся меньше, — объясняет преподаватель.

В Гродненском областном институте развития образования также против отмены домашнего задания в школах.

— Понять все тонкости применения формулы или теоремы в математике, закона в физике или химии, правила в русском, белорусском или иностранном языках можно лишь решая примеры, задачи, выполняя упражнения.

Успеть всё это сделать на уроке в классе, где одновременно находится 25 обучающихся, невозможно, — считает ректор ГУО «Гродненский областной институт развития образования» Светлана Сергейко. — После первого объяснения материала у ребёнка формируются лишь представления. Ребёнок не сможет даже пересказать текст, услышанный один раз.

Необходимо несколько раз проработать материал. Поэтому выполнение домашнего задания позволяет скорректировать и закрепить знания и умения, полученные на учебном занятии, перевести их в компетенцию.

…А что думают родители?

Оксана, двое детей, 7-й и 11-й классы:

— Конечно, родителям было бы комфортнее, если бы домашнего задания не было. Очень важный и сложный, на мой взгляд, момент — настроить ребёнка с самого начала на то, что это его обязанность, которая не обсуждается. Я считаю, домашние задания нужны. Это, во-первых, закрепление знаний.

Во-вторых, наработка навыка умения правильно организовать время — такой тайм-менеджмент для школьника. В-третьих, приучение к самостоятельности. К слову, я заметила, что когда д/з бывает много, дети лучше мобилизуются. Но это с учётом, что такое происходит не часто.

При этом они успевают посещать секцию по плаванию, музыкальную школу и факультативы по математике и физике.

Владислав, двое детей, дочь учится в 3-м классе:

— Когда я учился в лицее, нас гоняли гораздо больше: домашних заданий там, кроме математики, почти не было, но в школе я проводил весь день, с 8:00 до 19:00. Сейчас на уроки дочка тратит около часа-двух.

И домашнее задание нужно, поскольку в школе не дают необходимого объёма знаний для закрепления и развития ребёнка. К примеру, задали выучить таблицу умножения, а как легче её запомнить и понять, не объясняют.

К тому же к каждому ребёнку нужен индивидуальный подход, и за 45 минут тему не каждый может усвоить.

Алёна, двое детей, 2-й и 8-й классы:

— Домашнее задание однозначно нужно: так можно закрепить материал, и я сама могу проконтролировать, что и как ребёнок понял/знает, и, если что-то непонятно, объяснить, доучить. Старший уроки делает сам, обычно полутора-двух часов ему достаточно.

Дочка во 2-м классе тратит на домашку около часа, притом что может предварительно написать в черновик, а затем переписать. Оба ребёнка посещают несколько секций. Если в определённые дни нагрузка в школе больше, стараемся уроки сделать заранее.

Александр, двое детей, 3-й и 8-й классы:

— Сфера образования должна быть самой консервативной. Бесполезнее идеи, чем отмена домашнего задания, представить сложно. Дома ученик самостоятельно закрепляет полученный в классе материал, сам думает. У него есть обязанность — выполнить важную для него работу.

К примеру, в Японии и Китае вся радость детей — учиться, чтобы успешно встроиться в социум. Дети интенсивно заняты, а каникулы используют, чтобы подтянуть предметы. При желании и мы всё можем, вопрос в векторах желаний. Не успеваешь, подправь в организации времени.

Порой ведь не домашнего задания много, а много отвлекающих факторов.

Что касается совмещения секций и кружков, то тут надо расставить приоритеты, кого хотите вырастить: хоккеиста, музыканта или дать образование. Если же видно, что ребёнок не успевает, стоит выбирать учёбу, а из спорта и художеств сделать увлечение.

Вижу, что домашнее у моих дочки и сына вполне доступно среднему школьнику. Только старайся. Много времени занимает домашка по английскому: составление текстов, тетради. Вот тот случай, когда весь объём можно давать на уроке: в сетке расписания часов на иностранный много, да и занимаются мелкими группами.

Источник: http://vgr.by/2018/10/04/nad-zadachej-plachut-nuzhno-li-domashnee-zadanie-v-shkolakh/

Домашнее задание на каникулы — законно ли это?

Может ли учитель задавать письменное домашнее задание на каникулы в 6 классах?

Зачем человеку каникулы? Затем, чтобы отдохнуть! Но не все учителя так считают, и задают домашние задания.

Во всех российских школах начались зимние каникулы, которые по времени совпадают с новогодними каникулами для взрослых. Поэтому, отдыхать будут и школьники, и их учителя, и родители. Правда, как оказалось, некоторые учителя хотят отдыхать единолично, как в печально известном анекдоте:

Звонок в 3 часа ночи:— Марья Ивановна, это папа вашего ученика Васи Петрова. Вы спите?— Сплю, конечно!

— А мы математику учим!

А на каникулы нам задали весь учебник..

Домашние задания, которые задали на каникулы в некоторых классах превосходят все мыслимые и немыслимые пределы. А ведь первоначально, на родительском собрании, учителя обещают задать совсем немного, только чтобы дети были в тонусе и не забыли того, чему научились. Кстати, больше всего такая практика распространена в начальной школе.

В итоге второклассники, третьеклассники и четвероклассники получают по 50 номеров по математике и с десяток упражнений по русскому языку, несколько проектов по окружающему миру. А ведь еще нужно книги читать по списку.

Вот посмотрите, какой перечень заданий по математике был задан ученикам 4-го класса (в котором учится мой сын):

Дополнительно к этому заданы упражнения по русскому языку, которые, как и номера по математике нужно решить на оценки в отдельных тетрадях по 24 листа. То есть учительница отлично понимает, что на 12 тетрадных листов выполнение ее задания не поместится.

Но ведь и дети, и их родители тоже хотят отдохнуть полноценно — сходить на елки, покататься на коньках, поиграть в снежки и поздравить всех родных и друзей. Да и мозг ребенка тоже должен получить полноценный отдых от ежедневных школьных нагрузок.

Так для чего же нужны каникулы? Для отдыха или для учебы? И законно ли так загружать школьников в их законное время отдыха?

Законодательство о каникулах

В силу Федерального закона 273-ФЗ каникулы являются академическим правом всех обучающихся. В соответствии с законодательством каникулами называются плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии календарным учебным графиком.

В каникулы школа может осуществлять организацию отдыха и оздоровления обучающихся, организовывать физкультурно-спортивные лагеря, тренировочные сборы и спортивные соревнования. При этом у учеников в силу ч. 4 ст. 34 есть право как посещать такие мероприятия, не предусмотренные учебным планом, так и не посещать их.

Значит у школы есть право привлекать к любой деятельности в каникулы только с согласия их законных представителей или самих учеников (с 14 лет).

Из этих правовых норм можно сделать вывод, что возложение на учеников обязанности по освоению в каникулярное время общеобразовательной программы (по выполнению домашних заданий можно рассматривать как нарушение.

Кроме того, существует еще и такой документ, как СанПин 2.42.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», которым не только ограничено время на выполнение домашнего задания для учеников каждого класса, но и установлено требование к времени их отдыха в выходные и каникулярные дни.

Ну и, наконец, существует Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г, в статье 31 которой закреплено право детей на отдых. Каникулы по закону — это время отдыха, а не работы над домашним заданием.

Так можно давать задания на каникулы или нет?

Прямого запрета в законодательстве на это нет. Но есть уже довольно старое (но действующее) письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 22.02. 1999 г.

№220/11-12 «О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе», в котором указано на недопустимость домашних заданий на выходные и каникулярные дни.

Поэтому, если учитель их задает, его действия, при желании, можно рассматривать, как незаконное ограничение предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования прав и свобод обучающихся. За такие действия даже предусмотрена административная ответственность по статье 5.57 КоАП РФ.

Все хорошо в меру

Конечно, на каникулах нужно отдыхать.Как детям, так и их родителям, ведь выполнение домашних заданий в начальной школе без них обходится редко. Но и забывать полученные знания тоже не нужно.

Поэтому, важно найти золотую середину в этом вопросе. Например, заниматься по специальной тетради, разработанной по ФГОС и содержащей комплексные упражнения по всему курсу.

Или выполнять по паре упражнений из учебников раз в несколько дней.

Но, если дети будут на каникулах проводить за уроками столько же времени, сколько в обычные школьные дни, то полноценного отдыха у них не получится. И как они смогут выдержать учебную нагрузку в самой длинной третьей четверти, остается вопросом.

А как думаете вы? Задали ли вашим детям домашнее задание на каникулы?

Источник: https://zen.yandex.ru/media/begomvshkolu/domashnee-zadanie-na-kanikuly--zakonno-li-eto-5c2755a95d92d200abad7d10

Долой

Может ли учитель задавать письменное домашнее задание на каникулы в 6 классах?

Ученикам начальной школы Министерство образования упростило жизнь, разгрузив учебные программы и изъяв некоторые пункты. “Страна” собрала десять главных новшеств, которые вступят в силу с первого сентября. 

1. Домашнее задание – со второго класса

Теперь по рекомендациям МОН, домашнее задание для учеников первых классов упразднили. Для всех остальных – оставили, но с условием. Теперь его нельзя задавать на выходные дни и на каникулы. Во втором классе домашнее задание должно занимать времени не более 45 минут, в третьем – 1 час 10 минут, в четвертом – полтора часа. 

2. Оценки строго конфидициальны

Практика, когда оценки учеников вывешивались на стендах или озвучивались на родительских собраниях, теперь отменена. В МОН решили, что оценивание – это конфиденциальная информация, которая касается только учителя, ребенка и его родителей. Поэтому, публично озвучивать ее нельзя. 

3. Оценки первоклашкам отменили

Теперь ученикам первых классов можно вообще не переживать за оценки – в первом классе их ставить не будут. В МОН поясняют, что теперь оценивать знания будут вербально. 

4. Каллиграфия больше не важна

Раньше в школах ставили оценки за каллиграфию, а также, была графа “ведение тетрадей”, где учитель оценивал, как выглядит работа ученика. Требование убрали. Теперь письмо должно быть только разборчивым и аккуратным. 

5. Без красной пасты

Учителям не рекомендуют пользоваться красной ручкой при проверке письменных работ в адаптационный период (1 класс), а цвет ручки для выставления оценок в тетрадях и дневниках учитель может выбирать самостоятельно.

6. Вместо ручки – карандаш

По решению учителя к формированию навыка письма рекомендуется пользоваться простым карандашом, отмечают в МОН. На усмотрение учителя допускается исправление или резинкой, или зачеркиванием.

При этом наличие аккуратных исправлений, осуществленных самим ребенком, не влияет на снижение балла за работу, а время и этап перехода на шариковую ручку определяет сам учитель, индивидуально для каждого ребенка.

7. Без техники чтения

В нынешних рамках – то есть, подсчет слов за минуту, техника чтения будет отменена. При этом, в МОН подчеркивают, что больше внимания будет уделяться качеству чтения, а не скорости. 

8. Считать по-новому

Снято требование учить наизусть таблицу сложения и вычитания в 1-2 классе. Также, таблицу умножения школьники будут учить со второго класса. 

9. Фиксированные часы на темы отменили

Теперь учитель сам будет решать, сколько часов нужно рассматривать ту или иную тему – в зависимости от понимания ее учениками. 

10. Единый формат тетрадей отменен

В МОН отменили единый стандарт подписи тетрадей. Теперь решение принимает сам учитель, как должна выглядеть тетрадь ученика. 

За и против

В МОН говорят, что примерные требования к оценке знаний учащихся 1-4 классов и методические рекомендации к обновленным программам начальной школы “стали более демократичными”. 

“После долгих, изнурительных боев с бюрократами, которые пытались если не сохранить весь инквизиторский реквизит учителя, то хотя бы нивелировать демократизацию требований к оценке знаний учащихся, бюрократам это не удалось.

Приказ подписан, ориентировочные требования к оценке знаний учащихся 1-4 класса изменены. Да, они все еще ​​не идеальны, да, там все еще ​​больше педагогических традиций СССР, чем хотелось бы в 21-м веке в европейской Украине.

Но наиболее дремучих требований больше нет”, – пишет советник министра образования Иванна Коберник в . 

Независимый эксперт по образованию Андрей Черных большую часть инициатив МОН относительно новой учебной программы для младшеклассников также оценивает положительно.

“Эти изменения серьезно меняют идеологию образования в младших классах: подготовка учителей и привычные десятилетиями методики сводились к тому, что нужно сделать всех детей одинаковыми, – говорит “Стране” эксперт. – Читают в одном темпе, пишут в одном темпе, знают один правильный способ решения задачи и повторяют его.

Нынешние изменения делают реальный тектонический сдвиг – признают, что дети разные, развиваются в разном темпе, важны качественные, а не количественные показатели, важно собственное мнение ребёнка и умение предложить своё решение”. 

Правда, отмену домашнего задания он воспринимает скорее негативно. Хоть и отмечает, что требование не задавать домашнее задание в первом классе формально действует еще с 2001 года, но оно не выполнялось. 

“Я уверен, что в первом классе должны быть домашние задания. Дети должны уже начинать с первых дней учебы привыкать к самостоятельной работе вне класса.

Относительно временных ограничений на выполнение домашних заданий в 2-4 классах, мне кажется достаточно спорным вопрос относительно установления временных рамок для выполнения домашних заданий, хотя бы по причине того, что каждый ребенок уникален и нельзя такой вопрос даже в рекомендациях каким-то образом унифицировать. Правильное решение относительно разгрузки программ, но тут тоже нужно знать меру”, – заключает Черных. 

Источник: https://strana.ua/articles/reconstruction/28437-doloj-domashku-i-krasnuyu-pastu-desyat-glavnyh-izmenenij-dlya-shkolnikov-s-1-sentyabrya.html

Административное право
Добавить комментарий