Можно ли уменьшить срок наказания, в связи с изменениями УК РФ?

Проблемы применения уголовного закона в связи с изменением ст. 15 ук рф

Можно ли уменьшить срок наказания, в связи с изменениями УК РФ?

Категория преступлениядо применения ч. 6 ст. 15 УК РФСпециальные условия применения ч. 6 ст. 15 УК РФКатегория преступления после применения ч. 6 ст. 15 УК РФ
Средней тяжестиНазначено наказание, не превышающее трех лет лишения свободы, или другое более мягкое наказаниеНебольшой тяжести
ТяжкоеНазначено наказание, не превышающее пяти лет лишения свободы, или другое более мягкое наказаниеСредней тяжести
Особо тяжкоеНазначено наказание, не превышающее семи лет лишения свободыТяжкое

указанного в части третьей настоящей статьи, осужденному назначено наказание, не превышающее трех лет лишения свободы, или другое более мягкое наказание; за совершение преступления, указанного в части четвертой настоящей статьи, осужденному назначено наказание, не превышающее пяти лет лишения свободы, или другое более мягкое наказание; за совершение преступления, указанного в “>части пятой настоящей статьи, осужденному назначено наказание, не превышающее семи лет лишения свободы». Таким образом, суду предоставлена возможность при наличии определенных обстоятельств «понизить» категорию  преступления на одну ступень, с тем чтобы применить менее строгое наказание.

Общими условиями для изменения категории преступления на менее тяжкое являются: 1) наличие смягчающих наказание обстоятельств; 2) отсутствие отягчающих наказание обстоятельств. Кроме того, суд должен учитывать фактические обстоятельства совершения преступления и степень его общественной опасности.

Также введены специальные условия, при наличии которых возможно изменение категории преступления на менее тяжкое (таблица).

Анализ ч. 6 ст. 15 УК РФ позволяет заключить, что данная норма призвана обеспечивать индивидуализацию уголовной ответственности, поскольку суду предоставляется право в индивидуальном порядке менять категорию преступления.

Таким образом, если раньше при помощи ст.

 15 УК РФ законодатель практически только дифференцировал уголовную ответственность, то теперь статус этих предписаний изменился, они обеспечивают не только дифференциацию, но и напрямую предоставляют возможность индивидуализации ответственности.

В то же время, если можно так выразиться, статус категории преступления, которая изначально задается законодателем в чч. 2—5 ст. 15 УК РФ, и статус категории преступления, которая в конечном счете определяется судом, согласно буквальному смыслу закона существенно отличаются.

Суд имеет право поменять категорию преступления только в том случае, если назначает наказание. Это значит, что категория преступления, определенная судом, никак не влияет на квалификацию преступления. Изменение категории преступления с тяжкого на средней тяжести в случае, если совершено, например, приготовление к разбою, предусмотренному ч. 1 ст.

 162 УК РФ, и назначено наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет, не может служить основанием для исключения уголовной ответственности для виновного лица в силу ч. 2 ст. 30 УК РФ. Таким образом, имеем, строго говоря, парадоксальную ситуацию.

Несмотря на то что суд изменяет категорию преступления на преступление средней тяжести, тем не менее уголовная ответственность за приготовление к этому преступлению наступает.

Стр.13

Аналогично решается вопрос и в отношении такого преступления, как организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней) (ст. 210 УК РФ).

Уголовная ответственность за данное преступление наступает только в том случае, если члены структурированной организованной группы или объединения организованных групп объединены в целях совместного совершения одного или нескольких тяжких либо особо тяжких преступлений.

Если суд при назначении наказания за это преступление изменит категорию преступления, в целях совместного совершения которого было создано сообщество, то это не будет являться основанием для исключения ответственности по ст. 210 УК РФ.

Стоит обратить внимание, что коль скоро категория преступления теперь вещь во многом индивидуально определенная, в случае совершения преступления в соучастии у соучастников, несмотря на идентичную квалификацию их действий, преступление может быть признано не одной и той же категории. Все зависит от того, в отношении каждого ли соучастника преступления будет реализована ч. 6 ст. 15 УК РФ.

Изменение судом категории преступления не влияет и на решение вопроса об освобождении от уголовной ответственности на основании ст.ст. 75, 76, 78, 90 УК РФ.

Нельзя освободить от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием или в связи с примирением с потерпевшим и при этом назначить наказание.

Сроки давности привлечения лица к уголовной ответственности устанавливаются на момент привлечения его к уголовной ответственности, а потому зависят от категории преступления, которую определил законодатель, а не судья.

Также проблематично применить категорию преступления, определенную по правилам ч. 6 ст. 15 УК РФ, в случае освобождения от наказания в связи с изменением обстановки (ст. 801 УК РФ), освобождения от наказания несовершеннолетних (ст. 92 УК РФ) в силу того, что нельзя одновременно и назначить наказание, и освободить от него.

Вместе с тем изменение категории преступления судом самым непосредственным образом влияет на решение вопросов о виде рецидива (ст. 18 УК РФ), о назначении вида исправительного учреждения (ст. 58 УК РФ), о назначении наказания при рецидиве преступлений (ст. 68 УК РФ) и по совокупности преступлений (ст.

 69 УК РФ), об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания (ст. 79 УК РФ), о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ст. 80 УК РФ), об отсрочке отбывания наказания (ст. 82 УК РФ), об освобождении от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда (ст.

 83 УК РФ), о сроках погашения судимости (ст. 86 УК РФ).

Можно сделать вывод, что категория преступления, определяемая судом, влияет на решение вопросов, которые возникают после того, как определены вид и срок (размер) наказания за отдельное преступление. Все остальные вопросы предполагают учет категории преступления по правилам, предусмотренным  чч. 2—5 ст. 15 УК РФ.

Дискуссионным является вопрос о возможности учета категории преступления, определенной судом в порядке, предусмотренном ч. 6 ст. 15 УК РФ, при квалификации содеянного по ст. 316 УК РФ, предусматривающей ответственность за заранее не обещанное укрывательство особо тяжких преступлений.

Предположим, что лицо, совершившее преступление, за которое предусмотрено максимальное наказание свыше десяти лет лишения свободы, было осуждено, ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок меньше семи лет, и суд изменил категорию преступления на тяжкое преступление.

Как в этой ситуации быть с лицом, укрывавшим это преступление?

Если мы не принимаем в расчет изменение категории укрытого преступления, то тогда укрывательство преступления образует состав, предусмотренный ст.

316 УК РФ, и лицо, совершившее укрывательство, подлежит уголовной ответственности.

Если же мы считаем, что в итоге было укрыто не особо тяжкое преступление (суд изменил категорию на тяжкое), то соответствующее лицо не подлежит уголовной ответственности.

Таким образом, первая проблема, которая возникла в связи с изменением ст. 15 УК РФ, касается границ применения нововведения, предусмотренного ч. 6 этой статьи УК РФ.

Стр.14

Другая проблема связана с применением обратной силы уголовного закона. Поскольку все изменения ст.

 15 УК РФ направлены на улучшение положения лица, совершившего преступление, то они порождают вопрос о применении ст. 10 УК РФ об обратной силе уголовного закона.

Если новый закон каким-либо образом улучшает положение лица, совершившего преступление, то он имеет обратную силу (ч. 1 ст. 10 УК РФ).

Ранее было отмечено, что изменение категории преступления влияет на многие вопросы применения уголовного закона и, соответственно, опосредованно на те меры, которые избирает суд и которые предусмотрены законодателем в качестве правовых последствий  преступления (назначение наказания, освобождение от .

отбывания наказания, исчисление сроков давности исполнения обвинительного приговора суда, сроки погашения судимости и т. д.).

В связи с этим возникает необходимость при наличии указанных в законе обстоятельств рассматривать возможность изменения категории преступления и применения обратной силы уголовного закона, причем делаться это может на любой стадии уголовного процесса. Конституционный Суд Российской Федерации  в п. 4.

1 постановления «По делу о проверке конституционности части второй статьи 10 Уголовного кодекса Российской Федерации, части второй статьи 3 Федерального закона “О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации”, Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации” и ряда положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, касающихся порядка приведения судебных решений в соответствие с новым уголовным законом, устраняющим или смягчающим ответственность за преступление, в связи с жалобами граждан А. К. Айжанова, Ю. Н. Александрова и других»  от 20 апреля 2006 г. № 4-П указал, что согласно действующему уголовно-процессуальному законодательству применение нового уголовного закона, устраняющего или смягчающего ответственность за преступление и, следовательно, имеющего обратную силу, может осуществляться на любых стадиях уголовного судопроизводства, начиная с возбуждения уголовного дела и заканчивая пересмотром вступивших в законную силу судебных решений и исполнением приговора.

В этом же Постановлении в п. 4.3 предусмотрено, что императивное по своему характеру правило ст. 54 (ч.

 2) Конституции Российской Федерации, предписывающее применять новый закон в случаях, когда после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, не предполагает наличие у суда или иного органа, применяющего закон, дискреционных полномочий, которые позволяли бы ему в таких случаях игнорировать действие этого закона.

Следовательно, государство, обязанное в силу ст. 2 Конституции Российской Федерации признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, должно обеспечить на практике действие механизма приведения в соответствие с ним ранее принятых судебных решений независимо от наличия просьбы со стороны заинтересованных лиц.

Это означает, что вопросы, связанные с изменением категории преступления и вытекающей из этого необходимостью пересмотра правовых последствий совершенного преступления,  должны рассматриваться независимо от наличия ходатайства судимого лица.

Таким образом, суды должны «поднять»  уголовные дела и в поточном порядке начать рассматривать указанные вопросы на основании п. 13 ст. 397 УПК РФ. Объем данной работы предполагает серьезное возрастание нагрузки на суды. Однако, как представляется, иного выхода нет.

Источник: http://www.procuror.spb.ru/k1006.html

Тюремный срок ограничат 15 годами

Можно ли уменьшить срок наказания, в связи с изменениями УК РФ?

14.11.2016 00:01:00

Новая Концепция уголовно-правовой политики призвана направить закон по пути гуманизации

В России появится новая Концепция уголовно-правовой политики, на основании которой в дальнейшем будет усовершенствовано действующее законодательство. К примеру, эксперты предлагают сократить максимальный срок ответственности до 15 лет. Планируется запретить и возбуждение дел при отсутствии состава преступления.

Новая Концепция станет основой для совершенствования уголовных кодексов, она готовится рабочей группой Верховного суда (ВС) и может быть представлена уже на съезде судей в декабре этого года. Как отмечают в ВС, в Уголовный кодекс (УК), с момента его принятия, были внесены изменения 186 федеральными законами, а в Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) – 192 законами.

Правки вносились спонтанно, поэтому многие из них разнятся с Конституцией. А вот корректировки на основе Концепции происходили бы в русле согласованной уголовной политики, убеждены представители отечественной Фемиды.

По информации «НГ», эксперты в области уголовного права, члены президентского Совета по правам человека (СПЧ) и аппарата уполномоченного уже сформулировали ряд предложений, которые могут включить в новую Концепцию.

Они предлагают сконцентрироваться на поощрительных нормах в уголовном законодательстве.

Речь идет об активизации роли потерпевшего в процессе и реализации права обвиняемого на примирение. Потерпевшие смогут выдвигать требование освободить от ответственности своих обидчиков, если те искупили вину и компенсировали ущерб. И, напротив, у них появится право настаивать на уголовном преследовании подсудимого, если гособвинитель отказался от обвинения.

В дальнейшем речь пойдет о «вживлении» в российскую правоприменительную практику процедуры медиации, которая сегодня широко используется в зарубежных странах. Это урегулирование споров с участием посредников: в качестве примирителей эксперты предлагают приглашать судей в отставке.

Снизить репрессивность уголовного законодательства авторы поправок предлагают несколькими путями. Среди них – снижение максимального размера наказания до 15 лет лишения свободы. (Правда, институт пожизненного заключения сохранится.

) «Нужно предусмотреть, что лицу, совершившему впервые тяжкое или особо тяжкое преступление, не повлекшее смерть человека, не может быть назначено наказание, превышающее половину максимального срока наказания, предусмотренного санкцией статьи», – говорится в проекте.

Речь идет и о более активном применении краткосрочного лишения свободы, предусмотренного на срок от трех месяцев до одного года.

Новая версия Концепции, по мнению экспертов, должна исключать возможность внесудебных репрессий, «когда лицу назначается наказание при отсутствии уголовного преступления».

Как правило, это преследования политических и гражданских активистов.

Законодательно предлагается определить термин «характера и степени общественной опасности», предусмотрев в качестве главного критерия необратимость причиненного преступлением вреда.

Главное, подчеркивают разработчики поправок, – нужно прописать в Концепции, что изменения в уголовном, уголовно-процессуальном и уголовно-исполнительном законодательстве страны должны вноситься «после получения на них отзывов уполномоченного по правам человека и Совета по правам человека».

Введение Концепции, говорят в СПЧ, – это шаг к гуманизации уголовной системы. Она направлена на декриминализацию общества и сокращение количества заключенных. Следовательно, и на разгрузку мест принудительного содержания, которые сегодня «страдают» от перелимита сидельцев.

Между тем, по словам общественников, предыдущие попытки гуманизации не приносят видимых результатов. А пенитенциарная система в своем нынешнем виде преступников не исправляет, а, наоборот, порождает рецидивистов – причем за деньги налогоплательщиков. По словам главы ВС Вячеслава Лебедева, уголовное законодательство действительно страдает излишней криминализацией.

Список преступлений, закрепленный в УК РФ, по его мнению, можно было бы сократить – это касается преступлений небольшой тяжести. Как один из элементов новой Концепции уголовно-правового законодательства ВС планирует узаконить административную преюдицию, когда человека, оступившегося первый раз, наказывают в административном порядке, во второй раз – уже в уголовном.

По словам советника Федеральной палаты адвокатов РФ Сергея Насонова, предлагаемая «Концепция позволяет исключить принятие законов, не соответствующих системе принципов уголовного права».

С другой стороны, она является «своеобразным планом и системой критериев для законодателя по совершенствованию уголовного права, исключает слишком частые и бессистемные правки».

Кроме того, продолжает эксперт, Концепция позволяет обеспечить соответствие уголовного законодательства РФ и практики его применения международным и конституционным стандартам прав человека и безопасности. Принятие инициативы, по словам Насонова, позволит «сэкономить места в тюрьмах», а значит, концепция направлена на  гуманизацию.

Источник: http://www.ng.ru/politics/2016-11-14/3_6858_prison.html

Изменения в ст. ст. 228; 228.1; 229.1 УК РФ

Можно ли уменьшить срок наказания, в связи с изменениями УК РФ?

01 марта 2012 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон № 18-ФЗ, которым внесены изменения в статьи 228; 228.1; 229.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации, кроме того внесены дополнения в статьи 228.3 и 228.4 УК РФ. Данные изменения существенно ужесточают уголовную ответственность за незаконный оборот наркотических средств.

Кроме того Федеральным законом внесены изменения в ряд других статей в Общей части УК РФ, изменения в УПК РФ и Кодекс об административных правонарушениях РФ.

По мнению адвокатов «Легисперити»  со дня вступления в силу указанного закона увеличивается перечень преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических веществ и существенно ужесточается санкции за их совершение.

Федеральным законом предусмотрены изменения в определении размера наркотических средств, ведено новое квалифицирующее понятие – «значительный размер» и увеличивается значение «крупного» и «особо крупного» размеров наркотиков, предусматривая при этом более строгое наказание за незаконный оборот наркотических средств в особо крупном размере.

В настоящее время ответственность за отдельные виды преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков наступает с 0,5 грамма и менее.

Уголовный кодекс РФ до внесения изменений предусматривал одинаковую ответственность за сбыт 1,5 грамма и 1 килограмма героина. Так ответственность за 1 грамм и целую тонну была одинаковая.

  Это было обусловлено тем, что до внесения изменений в  УК РФ, было всего два квалифицирующих признака  совершение преступлений – «крупный» и «особо крупный размер».

Принятым Госдумой РФ Федеральный закон вводит понятие «значительного» размера наркотиков (старая редакция УК РФ такого не предусматривала), и увеличивает значения «крупного» и «особо крупного» размеров наркотиков.

Тем самым, система дифференциации уголовной ответственности за совершение данных преступлений изменяется на трехзвенную систему, т.е.

на «значительный размер», «крупный размер» и «особо крупный размер», предусматривая при этом более строгие санкции за незаконный оборот наркотиков в особо крупном размере.

Наши законодатели в ФЗ-18 не удосужились определить в граммах размеры наркотиков, данные размеры будут определены отдельным Постановлением Правительства РФ с подачи ФСКН. Предполагается, что «значительным размером» — будут 2 грамма наркотических средств, «крупным» — 25 граммов, «особо крупным» — 1 килограмм и более.

Учитывая необходимость издания указанного постановления Правительства Российской Федерации, Федеральный закон ФЗ-18 от 01.03.2012 года предусматривает вступление в силу основных изменений в большинство частей Особенной части УК РФ лишь с 1 января 2013 года.

Однако, часть изменений в статьи Общей части Уголовного Кодекса РФ вступили в силу 01 марта 2012 года.

Федеральным Законом ФЗ-18 предусмотрена повышенная ответственность за сбыт наркотических средств в образовательных учреждениях, на спортивных объектах, исправительных учреждениях, а также в помещениях, используемых в сфере досуга, кроме того ужесточается ответственность за сбыт наркотиков в особо крупном размере. С 01.03.2012 года предусматривается назначение наказания в виде пожизненного лишения свободы. В законе предусмотрено два основания для назначения такого наказания:

Первое это частью 4 статьи 229.1 УК РФ — контрабанда наркотических средств в составе организованной преступной группы, в особо крупном размере, с применением насилия к таможеннику.  И второе, частью 5 статьи 228.1 УК РФ — производство, сбыт и пересылка наркотических средств в особо крупном размере, пожизненное лишение свободы, по которой может быть назначено только с 01 января 2013 года.

За сбыт наркотических средств и прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ в исправительных, образовательных учреждениях, на объектах спорта, а также в помещениях, используемых в сфере развлечения (досуга), на объектах  железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта или метрополитена, в общественном транспорте  предусматривается наказание в виде лишения свободы до 12 лет. За незаконные производство, сбыт или пересылку наркотиков в особо крупном размере предусмотрено лишение свободы на срок от 15 лет до пожизненного лишения свободы.

Федеральный закон вносит изменения в статью 63 УК РФ, а именно: совершение преступления с использованием наркотиков, а также сильнодействующих веществ является отягчающим обстоятельством, которое будет учитываться при совершении любого преступления с использованием указанных веществ, кроме статей, предусматривающих ответственность за незаконный оборот наркотических веществ. Например, при квалификации преступления по ст.228.1 УК РФ нельзя отдельно учитывать как отягчающее обстоятельство совершение преступления с использованием наркотических, психотропных, сильнодействующих средств, так как такое использование входит в объективную сторону состава преступления.

Много вопросов на юридической консультации вызывает ухудшение порядка условно-досрочного освобождения (УДО) за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков.

Ответ адвоката по уголовным делам: «Так согласно пункту «г» части 3 статьи 79 УК РФ условно-досрочное освобождение лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, будет возможно только после фактического отбытия не менее трех четвертей срока наказания.  Но стоит подчеркнуть, что данные изменения не будут иметь обратную силу, то есть те лица, которые были осуждены до вступления 18-ФЗ в силу, имеют право на УДО по отбытии двух третей наказания, например, осужденные по ч.2 ст. 228 УК могут  освободиться по УДО через ½ срока, за особо тяжкое преступление, например, по части 3 ст. 228.1 УК через 2/3 срока».

Ужесточается и административная ответственность за употребление наркотиков без назначения врача либо потребление иных одурманивающих веществ в общественных местах, частью 3 статьи 20.20 КоАП РФ предусмотрена санкция в виде административного ареста на срок до пятнадцати суток.

Вводится ответственность статьей 6.16.1 КоАП РФ в виде административного ареста на срок до пятнадцати суток за незаконное приобретение, хранение, перевозку, производство, сбыт или пересылку прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Источник: http://legisperiti.ru/blog/ismenenia-v-st-st-228-228-1-229-1-uk-rf/

Административное право
Добавить комментарий