Нарушают права моего ребенка

Что делать, если нарушаются права ребенка: это стоит знать – 24 Канал

Нарушают права моего ребенка

Основным международным документом, в котором изложены права ребенка, является Конвенция ООН о правах ребенка. Среди прочего, в ней говорится: все дети имеют равные права. Какие именно права, что делать и куда обращаться, если они нарушаются – узнавали журналисты сайта “24”.

В украинском законодательстве основными правовыми документами, которые регулируют этот вопрос, является Конституция Украины, Семейный кодекс Украины, Закон Украины “Об охране детства” и Гражданский кодекс Украины.

В соответствии с международным и украинским законодательством, ребенком является лицо в возрасте до 18 лет (то есть до достижения им совершеннолетия). Согласно статье 6 Семейного Кодекса Украины малолетним считается ребенок до достижения им 14 лет, а несовершеннолетним – в возрасте от 14 до 18 лет.

В общем понимании нарушением прав детей является ограничение их в правах и возможностях, предоставляемых им государством с рождения для нормального и всестороннего развития и формирования, отметила в комментарии сайту “24” адвокат Центра конфликтологии и права Екатерина Коваленко.

В более широком смысле сюда относятся права, которые защищены нормами Законов Украины “Об охране детства”, “О предупреждении насилия в семье”, “Об образовании”, Конвенции о правах ребенка, а также другими законодательными актами,
– пояснила она.

В частности, в Конвенции о правах ребенка предусмотрено, что каждый ребенок имеет право:

– на личную жизнь и защиту от посягательств на него, на защиту от всех форм физического и психологического насилия, на отдых и досуг;

– на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

– на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ, защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения, защиту от всех форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка, защиту от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания.

Нарушение этих основополагающих норм является нарушением прав ребенка и влечет за собой ответственность в установленном законом порядке.

Бесспорно, не стоит оставлять такие случаи без внимания и реагирования. Тем более, что работники образования, в соответствии с Законом Украины “Об образовании”, обязаны защищать ребенка от любых проявлений насилия, включая психологическое.

В свою очередь в статье 35 Закона Украины “Об охране детства” говорится о том, что лица, виновные в нарушении требований законодательства об охране детства, несут гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законами Украины.

Это зависит от того, какая именно ситуация сложилась. В защиту нарушенных прав ребенка в первую очередь становятся его родители, на которых законом возложена обязанность опеки и попечительства.

Как отмечает Коваленко, в соответствии со ст. 60 Закона Украины “Об образовании” родители имеют право защищать в соответствующих государственных органах и суде законные интересы своих детей.

Существует перечень органов и служб, в которые нужно обращаться в случае нарушения прав детей: органы местного самоуправления, прокуратура, органы опеки и попечительства по месту жительства, на горячие линии, в центры социальных служб по делам детей, семьи и молодежи, к Уполномоченному Верховной Рады по правам ребенка. Контакты находятся в открытом доступе на официальных сайтах.

Также за родителями всегда остается право на обращение в суд, которое закреплено Конституцией Украины. Выбирая способ защиты, нужно понимать, что обращение нужно подавать, как в устной, так и письменной форме, для большей уверенности, что вопрос не останется без рассмотрения.

В первую очередь, к решению конфликта следует привлекать учителей и школьных психологов. Они должны “помирить” учеников и в дальнейшем наблюдать за их поведением. Чтобы выявить причины недоразумений, следует проводить регулярные “профилактические” беседы. То есть решение проблемы надо начать в кругу ее возникновения, с наименьшим ущербом для детей.

Существуют социальные службы по делам детей, при необходимости нужно обращаться к ним за помощью в решении подобных ситуаций,
– подчеркивает Коваленко.

Более того, комментирует адвокат, нормами Гражданского кодекса Украины и Кодекса Украины об административных правонарушениях и даже Уголовного кодекса Украины предусмотрено, что именно родители несут гражданскую и административную ответственность за нарушение закона их детьми. А в некоторых случаях – даже уголовную ответственность.

Нередко бывает, что права детей нарушают их сверстники. Во время информационного прогресса это становится делать гораздо легче. К примеру, через социальные сети. Ведь сейчас конфликты в школах с “реальных” недоразумений, словесных оскорблений, часто переходят в виртуальную плоскость.

В этом случае “инструментом” для насмешек становятся провокационные фото, непристойные надписи на страницах одноклассников в соцсетях. Детский психолог Владимир Туржанский в комментарии сайту “24” рассказал, что в такой ситуации основным фактором является воспитание детей.

Родители, комментирует он, должны давать первичные рекомендации детям, как следует себя правильно вести.

Сейчас дети в Интернете могут говорить что угодно и им ничего за это не будет, а на улице они такого сказать не могут. Соцсети стали своего рода “козлом отпущения” для детей, потому что там их никто не накажет,
– сказал Туржанский.

Родители должны объяснить ребенку, что нет разницы в общении – на улице или в Интернете. То есть научить детей вести себя во Всемирной сети надо так же, как в реальной жизни: не делать ничего, что может обидеть других людей или противоречит закону.

Если в сети выложили провокационное фото, которое ребенку не принадлежит, отмечает психолог, не стоит по этому поводу слишком волноваться. Если такая информация не соответствует действительности – к “виртуальной насмешке” следует отнестись критически. Конечно, не воспринять оскорбление ребенку сложно.

В этом случае, подчеркивает Туржанский, многое зависит и от родителей. Именно они должны развивать в своих детях уверенность, коммуникативные навыки, учить волевому контролю, чтобы и в детском и во взрослом возрасте быть закаленным к подобным вещам.

С “нарушителями” правил поведения в виртуальном пространстве также следует серьезно разговаривать родителям, учителям и психологам.

Конституция Украины говорит о том, что каждому гарантируется право знать свои права и обязанности. Это позволяет предотвратить посягательство на них. Достаточно, чтобы ребенок знал, что все равны перед законом и обществом, а потому любые проявления насилия или грубости к нему не должны быть скрыты, независимо от кого они поступают: от родителей, воспитателей, или даже одноклассников.

Особое внимание на это должны обращать родители. Разъяснять, прежде всего, в понятной форме элементарные правила поведения в ситуациях, когда ребенка обижают или пытаются эксплуатировать.

Это касается и поведения родителей – каждый должен понимать, что даже они не имеют права грубо или унизительно относиться к своим детям, а в случае такого небрежного отношения знать о возможности ребенка обратиться в уполномоченные органы, заключает Коваленко.

Источник: https://24tv.ua/ru/chto_delat_esli_narushajutsja_prava_rebenka_jeto_stoit_znat_n741459

Что делать, если вы стали свидетелем нарушения прав ребенка?

Нарушают права моего ребенка

Как мы знаем, каждое наше с вами действие, будь то поход в магазин за молоком, заправка автомобиля не бензоколонке или поход с друзьями в ресторан, имеет четко определенные законом правовые границы, проще говоря, почти каждая, даже самая обыденная, ситуация так или иначе имеет свое отражение в конкретных нормативно-правовых актах.

Разумеется, это влечет за собой наличие у нас с вами комплекса прав и обязанностей, гарантированных государством. Свои права есть и у детей, но только они не всегда могут их защитить. Тогда на помощь должны прийти мы – родственники, соседи или просто случайные прохожие на улице.

В этой статье я расскажу вам о том, что нужно делать, если где-то рядом с вами проявляют жестокость по отношению к ребенку.

В конце января по всем федеральным телевизионным каналам был показан сюжет о том, как в одном из магазинов города Лабытнанги (Ямало-Ненецкий автономный округ) мать избила малыша – своего родного сына.

Очевидно, что если бы этот страшный, не укладывающий в нормальную логику поступок совершенно случайно не попал бы в объектив камеры слежения, и в дальнейшем не был бы передан журналистам, никто бы и не узнал о жестокости в этой семье…

Возможно, у многих это вызовет недоумение, но большинство фактов нарушения тех или иных прав ребенка, связанных и с применением насилия и жестоких мер воспитания и с нарушением самых простых правил и норм ухода за ребенком, фиксируются в самих семьях.

Зачастую, сама семья становится угрозой для ребенка, и далеко не всегда вследствие какого-либо социального неблагополучия. У вполне благополучных внешне родителей могут быть какие-либо психические отклонения или расстройства, проявляющиеся исключительно в вопросах воспитания своих детей.

Это возлагает дополнительную ответственность на общество, то есть на нас с вами.

Итак, что же делать, если вы узнали, что где-то нарушают права ребенка?

В первую очередь, если вы видите, что где-то происходит насилие над ребенком (на улице, в квартире по соседству и др.), необходимо обратиться в ближайшие к вам органы опеки и попечительства. Всю необходимую контактную информацию можно без проблем узнать в Интернете.

Необязательно выяснять территориальную принадлежность органов опеки, отказать вам не имеют права нигде. Если вы видите, что даже после вашего заявления ситуация не изменилась, не были приняты соответствующие меры, то можно воспользоваться институтом уполномоченного по правам ребенка. Он есть в каждом субъекте страны.

Практика показывает, что обращения, поступающие напрямую к уполномоченному по правам ребенка, имеют больший шанс на оперативное рассмотрение.

Если вы проживаете в небольшом населенном пункте и у вас не так сильно развито информирование населения об органах социальной защиты, необходимо самому узнать контакты всех органов, которые могут помочь в защите прав ребенка. Это, как уже было сказано выше, в первую очередь, приемная уполномоченного по правам ребенка в вашем регионе.

Так же необходимо знать координаты комиссии по делам несовершеннолетних, причем, она в обязательном порядке осуществляет взаимодействие со всеми школами. В каждом регионе обязательно есть орган социальной защиты населения, в Москве он называется Департамент труда и социальной защиты населения.

В регионах он может иметь и другие названия – управление, министерство, отдел, служба. Как он называется в вашем городе, можно узнать в приемной руководителя региона. Вам обязаны предоставить эту информацию! Если в вашем субъекте работают какие-либо правозащитные организации, можно прибегать и к их помощи, иногда она бывает более ценной и оперативной.

Однако перед тем, как вступать в тесное взаимодействие с общественной организацией, обязательно узнайте о ее работе как можно больше – прочитайте отзывы в Интернете, изучите официальный сайт, посмотрите, в какой деятельности общественная организация уже добилась успехов, возможно, у нее уже были какие-то совместные проекты с органами власти.

Если таких проектов не было, то лучше обойти организацию стороной, иначе можно нарваться на мошенников и откровенных преступников, которые под видом добрых дел могут только навредить.

Не менее часто происходит и нарушение прав ребенка в детском саду и в школе. К сожалению, есть педагоги, которые другим воспитательным методам предпочитают запугивание, публичное унижение, оскорбление, систематическую и необоснованную критику.

Если вы видите, что вашего ребенка унижают или издеваются над ним в школе или в детском саду, применяют к нему психологическое насилие, необходимо незамедлительно уведомить администрацию учебного учреждения.

Лучше сделать это при личной встрече с директором или его заместителем, дополнив письменным заявлением.

В настоящее время во многих школах в помощь родителям и педагогам работают такие специалисты, как социальный педагог и психолог, в обязанности которых входит проведение индивидуальной работы с учащимися и профилактика и предупреждение конфликтных ситуаций в классном коллективе.

Ну, и, конечно, не стоит забывать, что общий контроль и надзор за соблюдением прав граждан осуществляет Прокуратура.

На действие или бездействие тех или иных лиц, или просто для того, чтобы исправить ситуацию и пресечь нарушения прав несовершеннолетних, всегда можно обратиться в Прокуратуру того субъекта, где вы проживаете. Особенно, если обращение в другие инстанции не дало результата.

Статистика показывает, что большинство судебных дел, затрагивающих интересы несовершеннолетних, определяют оптимальные пути решения проблемы.

Но, в то же самое время, другие цифры говорят нам о том, что лишь малая часть такого рода разбирательств доходит до суда, именно в силу того, что доказать что-либо без честных свидетельских показаний невозможно. В таком случае ваша помощь, ваши показания, могут поставить решающую точку в борьбе за справедливость.

Если ситуация критическая и требует немедленного вмешательства (например, ребенка избивают прямо на ваших глазах), то необходимо сразу сообщить в полицию по телефону 02 или 112. По возможности окажите первую помощь. Иногда людей пугают тем, что посторонний не имеет права прикасаться к чужому ребенку, когда рядом есть родители или законные представители.

Но это правило не действует, если именно они и являются источником опасности. В таком случае, закон полностью на вашей стороне, а любое бездействие, наоборот, может быть расценено как преступление. Нужно, как минимум, немедленно поставить в известность органы правопорядка, о которых мы упомянули выше.

Не стоит этого бояться, ведь ваше внимание и неравнодушие, без лишнего преувеличения, могут спасти, чью-то жизнь.

Иван Долгов,
адвокат

Источник: https://www.ya-roditel.ru/parents/i-have-the-right/chto_delat_esli_vy_stali_svidetelem_narusheniya_prav_rebenka/

Я – ребенок, и мои права нарушают. в чем проблемы и кто в ответе?

Нарушают права моего ребенка

Мама – дошкольного возраста дочке:

– Ну чего ты лезешь?

– Потому что имею право!

Эта милая уличная сцена, довольно типичная, как для наших ментальных широт, едва ли не лучше всего обрисовывает понимание прав ребенка в обществе. Мимическая реакция мамы – ну придумала! – отражает представление этого солидного “имею право” маленькой девочкой: что-то хорошее, но очень нечеткое и абстрактное.

А вот что является комплексным пониманием прав ребенка, почему эти права систематически нарушаются, что делает государство для позитивных изменений и чего не делает – часто остается не очень понятным. И полбеды, что недостаток знаний характерен для самих детей и их родителей: государственные мужи и государственные девы в этом смысле мало чем лучше.

Потому взрослые в кое-чем – те же дети и имеют такие же простые вопросы, на которые им в свое время так никто доступно и не ответил, лишь урывками. Мы же – далеко не на все, лишь на наиболее актуальные – скромно попробуем.

 УХ ТЫ, У МЕНЯ ЕСТЬ ПРАВА! А ВЗРОСЛЫЕ ОБ ЭТОМ НИЧЕГО НЕ ГОВОРИЛИ!

Только родившись, ребенок получает право жить и воспитываться в семье, получать от нее защиту, получает права на гражданство и даже на личный банковский счет. А еще, интересный момент – право знать своих родителей. В 3 года ребенок имеет право посещать детский сад, в 6 – школу, где уже имеет право заключать мелкие бытовые сделки: можно начинать делать карьеру олигарха.

В 10 лет у ребенка появляется широкое поле для маневра. Он дает или не дает согласие жить в приемной семье, на смену имени и фамилии. И его уже в случае чего должны с серьезными лицами выслушивать в суде люди в мантиях.

В 14 лет беззаботное детство заканчивается: он выбирает, с кем из родителей жить в случае их развода, с согласия родителей можно идти на работу и думать, как распоряжаться своим доходом. В 16 – при особых условиях вступить в брак.

Хотя последнее, если не терпится, чисто на уровне бюрократии все же лучше делать после 18-ти.

КАК МНОГО. А РОДИТЕЛЯМ КТО-ТО ПОМОГАЕТ СЛЕДИТЬ, ЧТОБЫ ВСЕ ЭТИ МОИ ПРАВА НЕ ОТОБРАЛИ?

За этим должно следить государство, а на международном уровне его в свою очередь контролирует Комитет ООН по правам ребенка.

Он был создан в 1989 году, когда была принята Конвенция ООН по правам ребенка – первый и главный международно-правовой документ в этой сфере. Его подписали все страны-члены ООН, кроме Южного Судана, Сомали и… США.

Украина ратифицировала Конвенцию в год приобретения независимости и с тех пор, как и все остальные, пытается выполнять ее положения.

Поскольку получается не очень, мы вместе с другими странами раз в 4 года должны отчитываться в рамках УПО, или Универсального периодического обзора – крупнейшего мирового мониторингового механизма за соблюдением прав человека.

Причем одна страна отчитывается перед другой, проверяя друг друга. А еще, кроме требований основного документа Конвенции, есть разные факультативные протоколы, согласно которым советуют совершенствовать национальное законодательство.

КАК ЖЕ ВСЕ ЗАПЛУТАНО. И ЧТО ГОВОРЯТ УКРАИНЕ?

Еще в 2011 году Комитет ООН по правам ребенка рекомендовал привести украинское законодательство к нормам, направленным на защиту детей от влияния вооруженных конфликтов.

В частности, это предполагало и план их эвакуации из горячих зон. Вовремя этого сделано не было, и в ряде случаев это привело к гибели тех, кто самостоятельно оставлял районы боевых действий.

Также есть более 500 тысяч детей, живущих на оккупированных территориях…

Недавно украинское правительство приняло постановление о предоставлении социального статуса детям войны. Но сейчас, чтобы его получить, надо собрать кучу документов, а детям каждый раз рассказывать свою страшную историю о войне в разных инстанциях, из-за чего многие родители отказываются от процедуры.

Еще Украине советуют ратифицировать “Римский статут”, который позволил бы расследовать военные преступления, совершенные в отношении детей. Это бы позволило в будущем судить виновных в Международном уголовном суде.

Украинское законодательство вообще не выделяет категорию преступлений против ребенка из общей статистики, и поэтому посчитать жертвы среди детей и что-то делать с этим достаточно сложно.

 НИКОГДА НЕ НРАВИЛИСЬ РАССКАЗЫ О ВОЙНЕ. МОЖЕТ, О ЧЕМ-НИБУДЬ ДРУГОМ?

Еще актуальные проблемы сексуальной эксплуатации и предотвращения насилия в семьях, школах. По статистике, каждая 6–7 работница секс-бизнеса в Украине – несовершеннолетняя.

Отсутствует информация и о количестве детей, пострадавших от сексуального насилия.

Дети и родители часто не сообщают о преступлениях, в том числе и из-за отсутствия механизма взаимодействия пострадавших и правоохранителей, отсутствуют специально подготовленные ювенальные следователи и психологи, которые могли бы поддержать ребенка.

https://www.youtube.com/watch?v=JM0s01I7OSY

Школьная полиция, создана не так давно, действует не во всех областях страны и является пока больше экспериментом, школьные полицейские не решают наиболее острых проблем. Сейчас в случаях жестокого обращения с ребенком в школе ответственность перекладывается на саму школу, оставляя ее крайней. Конечно, много случаев замалчиваются.

Относительно насилия детей в семьях – проблему бы существенно решила ратификация парламентом Стамбульской конвенции, что создает действенные инструменты защиты ребенка от домашнего насилия.

ОЙ, А ЕЩЕ, КОГДА ПЛОХО СЕБЯ ВЕДУ, МАМА ПУГАЕТ, ЧТО ОТДАСТ МЕНЯ В ИНТЕРНАТ. ТАМ ПРАВ ВООБЩЕ НЕТ?

Стоит сказать, что в странах Европы интернаты официально признаны местами несвободы. В Украине их до сих пор более 700 и в них живут примерно 106 тысяч детей, причем 92% из них имеют родителей или опекунов. Некоторые находятся здесь из-за нарушения здоровья, других не захотели содержать родители.

Ситуация осложняется и тем, что сами интернаты часто не заинтересованы, чтобы дети оставляли заведение, и поэтому тормозят процесс усыновления.

Дело в том, что выделение средств из государственного бюджета на следующий год планируется по ребенку, но при этом деньги идут в общий фонд заведения, а не ему непосредственно.

Сейчас в стране происходит реформирование интернатов, до конца года государство обещает создать необходимую законодательную базу, по которой, в частности, будут финансироваться патронатные семьи, а также социальные службы, которые работали с проблемными семьями. Но на уровне чиновников еще крепко держатся устаревшие убеждения. Хотя сейчас и раздается много прогрессистских за полную ликвидацию интернатов, но не меньше и тех, кто считает их важными “стратегическими объектами”.

ГРУСТНО ВСЕ ЭТО. А ХОТЬ ЧТО-ТО ХОРОШЕЕ ПРОИСХОДИТ?

Конечно. Только за последние несколько месяцев было несколько малых, а также больших продвижений в защите прав ребенка.

Скажем, в апреле украинские чиновники подписали меморандум с ЮНИСЕФ о Национальной платформе раннего вмешательства: он позволит социальным работникам, медикам и педагогам выявлять проблему развития ребенка в раннем детстве.

Если система заработает на полную – это будет помощь почти 250 тысячам детей с инвалидностью, нарушениями развития или риском того, это даст возможность остаться ребенку в семье вместо его перемещения в специальные заведения.

К позитивным изменениям можно отнести и недавнее признание парламентом алиментов собственностью ребенка, с увеличением их минимального размера и новым механизмом взыскания. И наиболее системное изменение – принятие долгожданного закона об инклюзивном образовании, согласно которому дети с инвалидностью могут учиться в любом образовательном учреждении, что обеспечит им социализацию.

Так что, собственно, при сохранении положительной инерции и систематической “травли” власти взрослыми – с правами ребенка, рано или поздно, все будет хорошо. И даже еще лучше.

Источник: https://zmina.info/ru/articles-ru/jia__ditina_i_moji_prava_porushujiut_v_chomu_problemi_i_khto_vidpovidalnij/

Конвенция о правах ребенка для детей

Нарушают права моего ребенка

КАЖДЫЙ РЕБЕНОК ИМЕЕТ ПРАВО… Краткое содержание Конвенции о правах ребенка

Конвенция – это международный юридический                             документ, признающий все права человека в отношении детей от 0 до 18 лет.

Конвенция принята 20 ноября 1989 года.

На территории нашей страны  Конвенция о правах ребенка  вступила в законную силу 15 сентября 1990 года. Это значит, что наше государство

  должно соблюдать все положения данной Конвенции.

Статья 1
Определение ребенка

                            Каждый человек до 18 лет считается,  в соответствии с законом своей страны, ребенком и обладает всеми правами,  заключенными в данной Конвенции.

Статья 2
Предотвращение  дискриминации

                            Каждый ребенок, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, достатка и социального происхождения,  обладает всеми правами, предусмотренными данной Конвенцией. Никто не должен подвергаться дискриминации.

Статья 3
Наилучшее обеспечение интересов ребенка

                            Государство, при принятии решений, должно наилучшим образом обеспечивать интересы ребенка и предоставлять детям особую защиту и заботу.

Статья 4
Осуществление прав
                            Государство должно делать все возможное,  чтобы осуществлять все права ребенка, признанные данной

                            Конвенцией

Статья 5
Воспитание в семье и развитие способностей ребенка

                            Государство должно уважать права, обязанности и ответственность  родителей при воспитании   ребенка с учетом его развития.

Статья 6
Право на жизнь, выживание и развитие

                            Каждый ребенок имеет право на жизнь и государство обязано обеспечивать выживание и здоровое развитие ребенка, поддерживая его психический, эмоциональный, умственный, социальный и культурный уровень.

Статья 7
Имя и гражданство

                            Каждый ребенок имеет право на имя и гражданство при рождении, а также право знать своих родителей и рассчитывать на их заботу.

Статья 8
Сохранение индивидуальности

                            Государство должно уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая имя, гражданство и семейные связи, и должно помогать ребенку в случае их лишения.

Статья 9
Разлучение с родителями
                            Ребенок не должен разлучаться со своими родителями, кроме тех случаев, когда это делается в его интересах.

Например, когда родители не заботятся о ребенке или жестоко обращаются с ним. Если ребенок разлучается с одним или обоими родителями, он имеет право регулярно встречаться с ними (Кроме тех случаев, когда это противоречит его интересам). Если.

в результате государственного решения ребенок разлучается с одними или обоими родителями, то государство должно предоставить всю необходимую информацию о местонахождении его родителей (кроме тех случаев, когда это может нанести вред ребенку).

                         

Статья 10
Воссоединение семьи

Если ребенок и его родители живут в разных странах, то все они должны иметь возможность пересекать границы этих стран и въезжать в собственную, чтобы поддерживать личные отношения

Статья 11
Незаконное перемещение и возвращение

                            Государство должно предотвращать незаконный вывоз детей из страны.

Статья 12
Взгляды ребенка

                            Ребенок, в соответствии со своим возрастом и зрелостью, имеет право свободно выражать свои взгляды по всем затрагивающим его вопросам.  С этой целью он может быть заслушан на любом судебном или административном заседании.

Статья 13
Свобода выражения мнения

                            Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение, искать, получать и передавать информацию любого рода, если только это не вредит другим людям, не нарушает государственную безопасность и общественный порядок.

Статья 14
Свобода мысли, совести и религии

                            Государство должно уважать право ребенка на свободу мысли, совести и религии. Родители или опекуны ребенка должны разъяснить ему это право.

Статья 15
Свобода Ассоциации

                            Дети имеют право встречаться и объединяться в группы, если только это не вредит другим людям и не нарушает общественную безопасность и порядок.

Статья 16
Защита права на личную жизнь

                            Каждый ребенок имеет право на личную жизнь. Никто не имеет права вредить его репутации, а также входить в его дом и читать его письма без разрешения.  Ребенок имеет право на защиту от незаконного посягательства на его честь и репутацию.

Статья 17
Доступ к соответствующей  информации

                            Каждый ребенок имеет право на доступ к информации. Государство должно поощрять средства массовой информации к распространению материалов, которые способствуют духовному и культурному развитию детей, и запрещать информацию, наносящую вред ребенку.

Статья 18
Ответственность родителей

                            Родители несут равную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Государство должно оказывать родителям надлежащую помощь в воспитании и развитии детей, а также обеспечивать развитие сети детских учреждений.

Статья 19
Защита от злоупотреблений и небрежного отношения
                            Государство должно защищать ребенка от всех видов насилия, отсутствия заботы                             и плохого обращения со стороны родителей или других лиц, а также помогать ребенку,

подвергшемуся жестокому обращению со стороны взрослых.

Статья 20
Защита ребенка, лишенного семьи
                            Если ребенок лишается своей семьи, то он вправе рассчитывать на особую защиту и помощь                             со стороны государства. Государство может передать ребенка на воспитание тем людям,

которые уважают его родные язык, религию и культуру.

Статья 21
Усыновление
                            Государство должно следить за тем чтобы при усыновлении ребенка неукоснительно                             соблюдались его наилучшие интересы и обеспечивались гарантии его законных прав. При усыновлении ребенка как внутри страны, так и за рубежом должны применяться

                            одинаковые правила, гарантии и нормы.

Статья 22
Дети-беженцы
                            Государство должно обеспечивать особую защиту детям-беженцам – оказывать                             им помощь в получении информации, гуманитарную помощь и содействовать

                            воссоединению с семьей.

Статья 23
Дети-инвалиды
Каждый ребенок, неполноценный в умственном или физическом отношении, имеет право на особую заботу и достойную жизнь. Государство должно предоставлять такому ребенку возможность учиться, лечиться,

готовиться к трудовой деятельности, отдыхать, быть максимально самостоятельным,  то есть жить полноценной жизнью

Статья 24
Здоровье и здравоохранение
                            Каждый ребенок имеет право на охрану своего здоровья: на получение медицинской помощи, чистой питьевой воды и полноценного питания. Государства должны обеспечивать сокращение детской смертности

                            и проводить информационные  кампании по распространению знаний о здоровье.

Статья 25
Периодическая оценка при попечении

                            Государство должно регулярно проверять условия жизни ребенка, находящегося на попечении.

Статья 26
Социальное обеспечение

                            Каждый ребенок имеет право пользоваться социальными благами, в том числе и социальным страхованием.

Статья 27
Уровень жизни
                            Каждый ребенок имеет право на уровень жизни,  необходимый для его физического, умственного, и духовного и нравственного развития. Государство должно помогать тем родителям, которые не могут обеспечить                             своим детям необходимые условия жизни.

Статья 28
Образование

                            Каждый ребенок имеет право на образование. Начальное образование                             должно быть обязательным и бесплатным, среднее и высшее – доступным для всех детей. В школах должны соблюдаться права ребенка и проявляться уважение                             к его человеческому достоинству.

Государство должно следить за регулярным посещением детьми школ.

Статья 29
Цели образования
                            Образовательные  учреждения должны развивать личность ребенка, его таланты, умственные и физические способности, а также воспитывать его в духе понимания,

мира, терпимости, культурных традиций, уважения к своим родителям.

Статья 30
Дети, принадлежащие к меньшинствам и коренному населению
                            Если ребенок принадлежит к этническому, религиозному или языковому меньшинству, он имеет право говорить на родном языке и соблюдать родные обычаи,

исповедовать свою религию

Статья 31
Отдых, досуг и культурная жизнь
                            Каждый ребенок имеет право на отдых и игры, а также на участие в культурной

                            и творческой жизни.

Статья 32
Детский труд
                            Государство должно защищать ребенка от опасной, вредной и непосильной работы. Работа не должна мешать образованию и духовно-физическому

                            развитию ребенка.

Статья 33
Незаконное употребление наркотических средств
                            Государство должно сделать все возможное, чтобы уберечь детей от незаконного                             употребления наркотиков и психотропных веществ, не допустить участия детей

                            в производстве и торговле наркотиками.

Статья 34
Сексуальная эксплуатация

Государство должно защищать детей от любых форм сексуального насилия.

Статья 35
Торговля, контрабанда и похищение

                            Государство должно всеми силами бороться против  похищения, контрабанды и продажи детей.

Статья 36
Другие формы эксплуатации

                            Государство должно защищать ребенка от любых действий, которые могут нанести ему вред.

Статья 37
Пытки и лишение свободы
                            Государство обеспечивает, чтобы ни один ребенок не подвергался пыткам, жестокому обращению, незаконному аресту и лишению свободы. Каждый лишенный свободы ребенок имеет право поддерживать контакты со своей

                            семьей, получать правовую помощь и искать защиту в суде.

Статья 38
Вооруженные конфликты
                            Государство не должно позволять детям до 1 5 лет вступать в армию или напрямую                             участвовать в военных действиях.

Дети в зонах военных конфликтов должны получать особую защиту и уход.

Статья 39
Восстановительный уход
                            Если ребенок оказался жертвой жестокого обращения, конфликта,  пыток, пренебрежения  или эксплуатации, то государство должно сделать все возможное, чтобы восстановить его здоровье и вернуть ему чувство

                            собственного достоинства.

Статья 40
Отправление правосудия в отношении несовершеннолетних правонарушителей
                            Каждый ребенок, обвиняемый в  нарушении закона, имеет  право на основные гарантии,

правовую и другую помощь.

Статья 41
Применение наивысших норм
                            Если законодательство отдельной  страны защищает права  ребенка лучше,

чем данная Конвенция, то следует применять законы этой страны.

Статья 42
Соблюдение и вступление в силу

                            Государство должно распространять информацию о Конвенции среди взрослых и детей.

Статьи 43-54 касаются того, как взрослые и  государства                             должны сообща  обеспечивать все права детей. Полный текст  Конвенции о правах ребенка                             можно найти на  веб-сайте                             Детского фонда ООН  ЮНИСЕФ: www.unicef.ru

и веб-сайте  Ассоциации Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации: www.ombudsmandeti.ru

Источник: http://rtdety.tatarstan.ru/rus/konventsiya-o-pravah-rebenka-dlya-detey.htm

Как защитить права ребенка, если они нарушаются школой

Нарушают права моего ребенка

Международные документы по правам ребенка, Конституция Российской Федерации, законодательство РФ наделили школьника довольно обширными правами. В частности, школьник имеет право:

  • на бесплатное образование;
  • на  выбор учебного заведения;
  • на выбор формы получения образования: в школе  и вне школы путем семейного образования и самообразования;
  • на выбор формы обучения: очное, заочное, очно-заочное, на дому, по индивидуальному учебному плану;
  • на перевод в другую школу по желанию ребенка (при согласии родителей);
  • на  бесплатное пользование библиотечной (школьной) литературой;
  • на  участие в школьном самоуправлении;
  • на помощь учителей во время обучения;
  • на свободу совести и выражение личных убеждений;
  • на обучение в безопасных условиях;
  • на добровольное посещение дополнительных кружков, секций, занятий;
  • на помощь школе на добровольных началах;
  • на свободное посещение школьных мероприятий, не входящих в план обучения;
  • на доступ к информации;
  • на защиту от эксплуатации, выполнения работы, которая вредна для физического или психического здоровья ребенка, препятствует получению образования;
  • на предоставление особых условий детям с ОВЗ;
  • на тайну переписки, телефонных переговоров, личных данных;
  • на участие в культурных мероприятиях, занятия творчеством и искусством;
  •  имущественные права.

Нарушать права ребенка, в том числе и в школе,  недопустимо. Вот что сказано на этот счет в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ с последующими изменениями:

«При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка».

Однако, не всегда это бывает так. Приведем несколько характерных ситуаций.

Типичный случай: ученик опоздал на урок, пришел не в установленной школой форме, не с той прической, и  учитель не  допустил его до уроков. Когда ученика  не пустили на урок или удалили с урока, то в этом случае произошло нарушение его права на образование. У учителя нет права решать: пускать или не пускать ученика на урок.

В школе есть Устав, правила поведения, правила ношения школьной формы и т.д. Если же ученик их нарушает, то к нему могут быть применены такие  меры как замечание, выговор, исключение из школы. А вот такой  меры,  как отстранение от урока — нет.

Если ученик не был допущен на урок, то в таких случаях родители или  ученик могут написать жалобу директору школы,  в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования, в прокуратуру.

Если же действия ученика угрожают жизни и здоровью других обучающихся, учителю, то учитель обязан вызвать администрацию школы, полицию и других специалистов, которые примут к ученику адекватные меры воздействия. Применение педагогическими работниками  мер физического воздействия к ученикам недопустимо.

Бывает, что  учитель, классный руководитель занимаются проработкой ученика в присутствии всего класса, или дежурный учитель на школьной линейке прорабатывает провинившихся школьников в присутствии других учеников.

 Такие публичные проработки входят в противоречие с правом обучающегося на уважение своего человеческого достоинства, наносят детям огромный моральный вред.

Если такие «методы воспитания» практикуются в школе,  то это повод для родителей  обратиться в суд.

Обсудить волнующую учителя проблему с учеником учитель  может только лично, без посторонних. При этом он не должен также оказывать на ученика давление.

Иногда учителя разговаривают с учеником на повышенных тонах, необоснованно критикуют, шантажируют, предъявляют завышенные требования или подвергают чрезмерным наказаниям.

Это ничто иное  как   применение мер психического насилия по отношению к ученику,  унижение его чести и достоинства.

В таком случае  родители вправе не  только обратиться к администрации школы, но и  в прокуратуру, и в суд.

Не единичны факты, когда  школа под разными предлогами принуждает родителей сдавать деньги. Однако ответственность за то, что некоторые родители не сдали деньги, классным руководителем почему-то возлагается на их детей. Этих учеников начинают ругать, преследовать, шантажировать.

Такие действия классного руководителя — прямое нарушение права ребенка на образование, унижение его чести и достоинства. И в этом случае у родителей  есть все основания обратиться  с жалобой к директору школы, в орган управления образованием, прокуратуру и, если потребуется, – в суд.

Бывает, что школа привлекает учащихся к общественно-полезному труду: уборка класса, генеральная уборка школы или ее территории, работа по благоустройству по месту жительства и др.

В ст.34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» по этому поводу сказано так: «Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается».

Проблема может быть решена следующим образом: чтобы привлечь учеников к общественным работам, школа должна обратится к ученикам, а не приказывать им, обязательно получить согласие учеников на помощь школе своим трудом и письменное согласие родителей. Это относится и к дежурству учеников по классу и по школе. Если эти условия не будут выполнены, то у родителей будут все основания жаловаться на школу.

Следует отметить, что  Министр образования и науки О.Ю.Васильева  считает, что общественно-полезный труд следует вернуть в школу: «Мы должны вернуть и сельские бригады, которые у нас были в сельских школах, мы должны вернуть работу на приусадебных участках, которая была всегда, мы должны вернуть уборку помещений школьных, которая никак не граничит с угрозой жизни и здоровью школьника.

Мы должны вернуть, прежде всего, ответственность маленького человека за то место, в котором он проводит 11 лет. Не потребитель маленький, а созидатель, который в этой школе созидает вместе с нами, с учителями и родителями», — заявила  она на заседании комитета СовФеда по науке, образованию и культуре  26 сентября 2016 года.

Но для этого необходимо изменить вышеупомянутую норму закона об образовании.

Примеры нарушений прав ребенка в школе можно приводить и дальше. В любом случае, если  родитель считает, что права его ребенка нарушены, то он прежде всего должен  обратиться к педагогу или администрации школы за разъяснениями сложившейся ситуации.

Если разъяснения его не удовлетворили, то он имеет право написать жалобу директору образовательного учреждения и получить письменный ответ, который содержит объяснения относительно предмета спора. Если ответ администрации не устроил родителя, то можно обратиться за разъяснениями в вышестоящие инстанции управления образованием.

Также в зависимости от характера нарушения прав ребенка и удовлетворенности принятыми по этому поводу мерами можно обращаться к региональному уполномоченному по правам ребёнка,  в региональный орган Рособрнадзора, во Всероссийское общество защиты прав потребителей образовательных услуг, в местные органы опеки и попечительства, в  Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, в прокуратуру, суд, полицию. Главное – не оставлять подобные  случаи без разбирательства.

Следует обратить внимание, что юридическая ответственность, в том числе и уголовная, по определению является индивидуальной, а не коллективной. Поэтому ни возбудить уголовное дело, ни подать гражданский иск на группу граждан, например, на школьный класс или группу педагогов, родителей невозможно. Привлекать к ответственности можно только каждого в отдельности, а не коллектив.

Конечно, права школьника не должны нарушаться. Но помимо прав у ученика есть и обязанности, которые он должен знать и неукоснительно  выполнять.

К примеру, школьник должен добросовестно учиться, посещать обязательные занятия  в соответствии с расписанием, бережно относиться к имуществу школы,  уважать честь и достоинство других учеников и работников школы,  выполнять требования работников школы по соблюдению правил внутреннего распорядка, и т.д. В школе они определены Уставом, правилами внутреннего распорядка, локальными актами   школы, а на федеральном уровне —  законом об образовании.

Примечание

С 2009 года в России действует институт уполномоченных по правам ребенка. На Федеральном уровне уполномоченным по правам ребенка в настоящее время является Анна Кузнецова. Есть такая должность и на региональном уровне. Кроме того, в школе тоже может быть уполномоченный по защите прав детей или по защите прав участников образовательного процесса, к которому также можно обращаться.

В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59- ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» с последующими изменениями,  ответ на свою жалобу заявитель должен получить  в срок, не превышающий 30 дней.

Основные нормативные документы по вопросам защиты прав детей

Декларация прав ребенка

Конвенция о правах ребенка

Конституция РФ

Семейный Кодекс о правах и обязанностях родителей и детей

Семейный Кодекс о защите прав детей, оставшихся без попечения родителей

Федеральный закон «Об опеке и попечительстве»

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации»

Также в блоге

Защитим наших детей

Нарушения и наказания — новые правила для обучающихся

Из школы в школу

Защищаем права ребенка в школе

Безопасность ребенка в школе

Школьные конфликты можно урегулировать посредством школьной медиации

Как защитить права ребенка, если они нарушаются школой

Источник: https://eduinspector.ru/2017/02/05/kak-zashhitit-prava-rebenka-esli-oni-narushayutsya-shkoloj/

Административное право
Добавить комментарий