Назначение судей на должность в судах общей юрисдикции

Что мешает суду стать независимой ветвью власти

Назначение судей на должность в судах общей юрисдикции

Евгений Разумный / Ведомости

2018 год начинался с объявления о судебной реформе в ходе визита Владимира Путина в Верховный суд (ВС). С этой реформой уже несколько лет связаны высокие общественные ожидания. Это обоснованно: независимая судебная власть способна произвести кардинальные политические и социальные изменения.

В выработке предложений по судебной реформе участвовал как ВС, так и экспертные группы, представляющие гражданское общество: ЦСР, СПЧ при президенте и аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей. Главное, что предложил ВС, – создать к октябрю 2019 г.

независимые апелляционные и кассационные округа, чтобы исключить практику рассмотрения дел в апелляции и кассации в одном и том же суде.

Независимые экспертные группы выдвинули комплекс мер по укреплению независимости судей, улучшению качества кадров для судебной системы, снижению нагрузки и оптимизации процесса.

Логика предложений заключалась в том, чтобы, во-первых, отменить ограничения независимости судей, демонтировать механизмы влияния на их решения; во-вторых, поменять систему отбора и подготовки кадров; в-третьих, снизить поток шаблонных копеечных дел и разгрузить судей для более содержательной работы.

Таким образом, к началу 2018 г. имелся детально проработанный пакет предложений по судебной реформе. Каковы практические итоги к концу года? Что было принято, а что положено под сукно или вовсе отвергнуто?

Поскольку внешнее влияние на судей происходит через обособленный и прошедший специальный отбор корпус председателей судов, то реформа предполагала меры, повышающие ротацию председателей и устраняющие их контроль за рядовыми судьями.

Это отмена обязательного согласия председателя на назначение в данный суд нового судьи; введение в судах общей юрисдикции обязательного автоматического распределения дел (без участия председателя); передача хозяйственных функций председателя администратору суда; отмена системы распределения премий по представлению председателя суда; и самое главное – снижение срока пребывания председателей суда в своей должности с нынешних шести до четырех лет, не более двух сроков подряд вне зависимости от суда, где занималась эта должность.

Другой пакет предложений по укреплению независимости судей касается процедуры их назначения или переназначения. В соответствии с федеральным законодательством отбор кандидатов в судьи находится в компетенции органов судейского сообщества – квалификационных коллегий (куда по должности входит представитель президента).

Однако есть еще второй, не предусмотренный законодательством механизм, – комиссия по предварительному рассмотрению кандидатур на должность судей федеральных судов (кадровая комиссия при президенте), которая фильтрует судей не только при первом назначении, но и при переходе из одного суда в другой или назначении председателем.

Кадровая комиссия рассматривает оперативные материалы на судей и их родственников, декларации о доходах. В нее помимо представителей администрации президента входят заместители руководителей силовых структур.

Этот механизм контроля за судьями со стороны исполнительной власти работает через постоянную угрозу отсева на «президентском фильтре»: основания для отказа в рекомендации кандидата на должность судьи нигде не зафиксированы.

Соответственно, реформа судебной системы предполагает исключение представителей силовых структур из кадровой комиссии, ограничение процедуры рекомендации только первым назначением кандидата на должность федерального судьи и формализацию оснований для отказа в рекомендации.

Какие меры по повышению независимости судей были приняты в 2018 г.? К сожалению, только две: отмена обязательного согласия председателя суда на назначение судьи в данный суд и автоматическое распределение дел (соответствующие поправки вступят в силу с сентября 2019 г.).

Поэтому приходится констатировать, что в 2019 г.

независимость судей практически не повысится: председательский корпус существенно не поменяется и сохранит рычаги влияния на рядовых судей; председатели судов продолжат «с пониманием» относиться к рекомендациям представителей силовых структур и исполнительной власти по поводу решений по конкретным делам.

Были ли сделаны шаги по улучшению качества судейских кадров? Проблема кадров стоит крайне остро. С одной стороны, квалифицированные юристы не стремятся в судьи: характер работы и нагрузка таковы, что юристы все больше предпочитают иную карьеру.

С другой стороны, как показывает исследование материалов квалифколлегий, адвокатов и представителей корпоративного сектора в судьи не пропускают, даже если они делают такие попытки. А кадры в судейскую систему все больше набираются из аппарата судов, где они воспитываются и проверяются сначала на секретарской работе, затем в роли помощника судьи.

При том что среди впервые назначенных судей более половины не имеет другого юридического опыта, кроме аппарата суда и преобладает заочное юридическое образование, обучение судей происходит уже после назначения и устроено весьма схематично.

В большинстве стран подготовка судей занимает от одного до трех лет, происходит до их назначения, а успеваемость и результаты экзаменов играют решающую роль при занятии должности. Российский государственный университет правосудия справляется с этой задачей за три недели, причем результаты обучения никак не влияют на карьеру судьи.

Предложения по реформе судебной системы содержали и решения кадровой проблемы.

В частности, чтобы закрыть «секретарский трек» и расширить набор судей с разнообразным опытом, предлагалось отменить обязательное требование для секретарей суда и судебного заседания иметь высшее юридическое образование (именно это позволяет им нарабатывать стаж судьи и претендовать на судейское кресло). Одновременно предлагалось удвоить зарплату работникам аппарата суда, чтобы сделать эту работу привлекательной и не смешивать карьеры судебных клерков и судей. Но в качестве главной долгосрочной меры была предложена концепция Федерального центра подготовки судей, который бы адаптировал лучшие практики подготовки и увязал возможность получить мантию с успехами в обучении, а никак не с мнением председателя суда или кадровиков в погонах.

Эти предложения много обсуждались, но были отвергнуты: представители ВС продолжают считать, что самобытная российская модель превращения секретаря в судью под надзором председателя суда вполне отвечает потребностям судебной системы.

Воспроизводство этой модели будет означать, что к 2020 г. доля судей, чей опыт сводится лишь к секретарю судебного заседания и потом помощнику судьи, увеличится с нынешних 32% до 42%.

Такое воспитание судейских кадров приводит к тому, что независимость остается попросту невостребованной.

Меры по улучшению процесса и разгрузке судов по понятным причинам встречают поддержку судейского сообщества. Однако законопроекты о повышении пороговой суммы гражданских исков для госорганов (ПФР, ФНС и др.

) с 3000 до 10 000 руб.

, а также о повышении госпошлины для юрлиц с дифференциацией по инстанциям так и не были внесены в Думу, поскольку ВС посчитал, что это в ведении правительства, а оно не проявило интереса к снижению нагрузки на судей.

Были, однако, повышены пороговые суммы для упрощенного и приказного производства по арбитражным делам. Для разгрузки судей были расширены полномочия помощников.

Наиболее существенной мерой надо считать введение обязательной аудиозаписи судебного заседания, что позволит избежать искажения протокола и вынудит суды лучше соблюдать права сторон.

Однако аудиозапись пока не стала заменой письменного протокола, что позволяет саботировать эту практику, ссылаясь на неисправность аппаратуры.

По итогам года можно сказать, что последовательной судебной реформы не произошло и что наиболее существенные меры (уже ставшие законопроектами) пока проигнорированы.

Это значит, что ожидания бизнеса и гражданского общества, связанные с реализацией права на судебную защиту, останутся в 2019 г.

невыполненными, а поэтому не следует ожидать роста инвестиционной активности, которая связана с улучшением защиты прав собственности, и снижения уровня конфликтности в обществе.

Впрочем, есть и хорошая новость. Под конец года начала давать первые результаты инициатива президента о расширении подсудности суда присяжных и введении их на уровне районных судов. Информации о процессах пока очень мало и решения еще не опубликованы.

Но мы знаем, что в Москве завершилось 11 процессов с участием присяжных (в шести случаях подсудимые оправданы), еще пять – в других регионах (два оправдания). При этом в среднем уровень оправданий в судах присяжных в России составляет около 15% по сравнению с менее чем 0,4% в процессах с профессиональным судьей.

Очевидно, что требования к стандартам доказывания вины в этих видах процесса весьма различны. Оправдания подсудимых, произошедшие в последние недели, стали самой важной новостью уходящего года.

Автор – научный руководитель Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге, ректор Европейского университета

Источник: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2018/12/27/790481-chto

Судей могут сразу назначать бессрочно?

Назначение судей на должность в судах общей юрисдикции

05 липня 2013, 14:00

Обещанный вчера Президентом законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины относительно усиления гарантий независимости судей уже зарегистрирован в ВР под номером 2522 а. Документом предусмотрен ряд важных изменений, которые существенно изменят судебную систему Украины.

Суды

Устанавливается, что суды общей юрисдикции создаются, реорганизуются и ликвидируются законами, а не указами Президента Украины. Кроме того, Верховный Суд Украины наделяется правом обеспечения единообразного применения норм законодательства Украины всеми судами общей юрисдикции. Также предлагается в качестве конституционной основы судопроизводства закрепить положение об автоматизированном распределении дел между судьями.

Судьи

Планируется изменить требования к желающим стать судьями. Так, на должность судьи может быть рекомендован Высшей квалификационной комиссией судей Украины гражданин Украины не моложе 30 лет (сейчас – 25), имеющий высшее юридическое образование и стаж работы в области права не менее 5 лет (сейчас – 3), проживающий в Украине не менее 10 лет и владеющий государственным языком. Назначение на должность судьи суда общей юрисдикции осуществляется бессрочно Президентом Украины на основании и согласно представлению Высшего совета юстиции. То есть, отменяется пятилетний срок для судей, назначенных на должность впервые. Перевод судьи в другой суд общей юрисдикции осуществляется Президентом Украины на основании и в соответствии с представлением ВККС. Перевод судьи в другой суд осуществляется только с его согласия, в том числе в случаях ликвидации или реорганизации суда общей юрисдикции, в котором он занимает должность. Перевод судьи в суд высшей инстанции осуществляется только на конкурсной основе в порядке, определенном законом. Также ВР больше не будет давать согласие на задержание или арест судей – такие полномочия будут переданы Высшему совету юстиции. Соответствующее согласие будет предоставляться Советом по представлению ВККС. Проектом разделяются основания для увольнения судьи от оснований прекращения полномочий в должности судьи. Так, определено, что полномочия судьи прекращаются в случае его смерти и достижения им 70 лет. Что же касается оснований для увольнения судей с должности органом, который их назначил, то планируется увольнять за привлечение судьи к дисциплинарной ответственности за совершение предусмотренного законом дисциплинарного правонарушения, несовместимого с дальнейшим пребыванием судьи в должности; выезд судьи на постоянное проживание за пределы Украины; признание недееспособным и за непредоставление судьей согласия на перевод в другой суд в случае ликвидации или реорганизации суда общей юрисдикции, в котором он занимает должность. Соответственно исключаются такие причины для увольнения как окончание срока, на который судья избран или назначен; достижение судьей 65 лет; нарушение судьей присяги. Кроме того, устанавливается, что полномочия судьи Конституционного Суда Украины прекращаются также в случае окончания срока, на который он назначен, но не ранее дня приобретения полномочий судьи КСУ лицом, которое назначено вместо него.

Высший совет юстиции и Высшая квалификационная комиссия судей

Изменения могут коснуться и состава ВСЮ. Количественный состав останется тем же – 20 человек, однако в случае одобрения проекта 12 членов Совета будет назначать Съезд судей Украины из числа судей, обеспечивая при этом представительство судей судов разных инстанций и специализаций.

Съезд адвокатов Украины, съезд представителей юридических вузов и научных учреждений смогут назначить по два члена ВСЮ. В состав ВСЮ входят по должности председатели КСУ, ВСУ и Совета судей Украины, Генпрокурор.

Генеральный прокурор не участвует в ании при принятии Высшим советом юстиции решений относительно судей.

В трехмесячный срок со дня вступления в силу закона созывается и проводятся съезд судей Украины, съезд адвокатов Украины, съезд представителей юридических вузов и научных учреждений для назначения членов ВСЮ в соответствии с внесенными изменениями. Члены Высшего совета юстиции, которые до вступления в силу закона были назначены в состав ВСЮ съездом судей Украины, продолжают выполнять свои полномочия до истечения срока, на который они назначены.

Напомним, действующая редакции Конституции предусматривает, что Верховная Рада, Президент Украины, съезд судей Украины, съезд адвокатов Украины, съезд представителей юридических вузов и научных учреждений назначают в ВСЮ по 3 члена, а всеукраинская конференция работников прокуратуры – двух членов Совета. По должности в ВСЮ входят председатель ВСУ, Министр юстиции и Генеральный прокурор. Также читайте: А. Лавринович стал председателем Высшего совета юстиции, а Е.Лукаш назначена новым министром юстиции.

Высшая квалификационная комиссия судей Украины, большинство состава которой составляют судьи, назначенные съездом судей Украины, осуществляет полномочия, определенные Конституцией и законами Украины.

Также из текста ст. 122 Конституции исключается положение о сроке полномочий Генерального прокурора Украины.

Источник

© 2013 “Судебно-юридическая газета”. Все права защищены. 

Источник: https://court.gov.ua/sud1507/pres-centr/news/40324/

Арбитражный суд Владимирской области

Назначение судей на должность в судах общей юрисдикции

Порядок наделения судей полномочиями, требования к кандидатам на должность судьи и порядок их отбора

Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи

В соответствии с Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (далее – Закон) судьей может быть гражданин Российской Федерации:

– имеющий высшее юридическое образование по специальности «Юриспруденция» или высшее образование по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации (степени) «магистр» при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция»;

– не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям;

– не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

– не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

– не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

– не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.

При соответствии требованиям, указанным выше:

– судьей Верховного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 10 лет;

– судьей кассационного суда общей юрисдикции, апелляционного суда общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного военного суда, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, специализированного арбитражного суда может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 7 лет;

– судьей арбитражного суда субъекта Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 5 лет.

Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления, а также лицо, состоящее в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда.

В стаж работы по юридической специальности, необходимый для назначения на должность судьи, включается время работы на требующих высшего юридического образования должностях, указанных в пункте 5 статьи 4 Закона, с момента получения кандидатом на должность судьи высшего юридического образования.

Отбор кандидатов на должность судьи

В соответствии с Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (далее – Закон) отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе.

Об открытии вакантных должностей председателей, заместителей председателей и судей арбитражных судов (кроме судей арбитражных судов субъектов Российской Федерации) объявляет Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации. Объявления публикуются в «Российской газете» и размещаются на сайте Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации (http://www.ks.ru).

Об открытии вакантных должностей судей арбитражных судов субъектов Российской Федерации объявляют квалификационные коллегии судей соответствующих субъектов Российской Федерации. Объявления публикуются в периодических печатных изданиях субъектов Российской Федерации.

Любой гражданин, достигший установленного настоящим Законом возраста, имеющий высшее юридическое образование по специальности «Юриспруденция» или высшее образование по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации (степени) «магистр» при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция», требуемый стаж работы по юридической профессии и не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена. Помимо указанного заявления в экзаменационную комиссию представляются документы, указанные в пункте 3 статьи 5 Закона.

Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет после его сдачи, а после назначения гражданина на должность судьи – в течение всего времени пребывания его в качестве судьи и в течение трех лет подряд, исчисляемых непрерывно после ухода или удаления его в отставку.

После сдачи квалификационного экзамена гражданин, соответствующий требованиям к кандидату на должность судьи, вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи. Помимо указанного заявления в квалификационную коллегию судей представляются документы, указанные в пункте 6 статьи 5 Закона.

Квалификационная коллегия судей организует проверку достоверности документов, представленных претендентом на должность судьи, и содержащихся в них сведений.

По результатам рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих на вакантную должность судьи, итогов проверки достоверности представленных документов и содержащихся в них сведений и с учетом результатов квалификационного экзамена квалификационная коллегия судей принимает решение о рекомендации одного или нескольких из них кандидатом на должность судьи.

Если ни один из граждан, претендующих на вакантную должность судьи, не соответствует требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность судьи, квалификационная коллегия судей принимает в отношении каждого из этих граждан мотивированное решение об отказе в рекомендации на должность судьи.

Гражданин не может быть рекомендован на должность судьи, если в результате проверки представленных им документов и содержащихся в них сведений, установлена их недостоверность.

Квалификационная коллегия судей отменяет свое решение о рекомендации на должность судьи, а председатель соответствующего суда отзывает внесенное Президенту Российской Федерации представление о назначении кандидата на должность судьи, если впоследствии выявлены нарушения требований к кандидатам на должность судьи, предусмотренных пунктами 1 и 5 статьи 4 Закона. 

Порядок наделения полномочиями судей арбитражных судов

Судьи Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, которое вносится на основании представления Председателя Верховного Суда Российской Федерации.

Судьи кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, арбитражных судов округов и специализированных арбитражных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

Судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Первый заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации – председатель Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации (далее – заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации) назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации на основании представления Председателя Верховного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Председатели, заместители председателей кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного военного суда, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, военных судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Председатели, заместители председателей арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, специализированных арбитражных судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Президент Российской Федерации вправе отклонить представленную к назначению на должность судьи кандидатуру, о чем сообщается председателю суда, внесшему представление.

В случае выявления факта назначения на должность судьи лица, не соответствовавшего на момент назначения требованиям, предусмотренным пунктом 1 статьи 4 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», соответствующая квалификационная коллегия судей в установленном федеральным законом порядке рассматривает вопрос о прекращении полномочий такого судьи.

Источник: http://vladimir.arbitr.ru/about/kadry/poryadok_nadel_sud_polnomoch

Арбитражный суд Омской области

Назначение судей на должность в судах общей юрисдикции

          Порядок наделения полномочиями судей арбитражных судов

          В соответствии с Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации» судьи Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, которое вносится на основании представления Председателя Верховного Суда Российской Федерации.

          Судьи арбитражных судов округов и специализированных арбитражных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.          Председатели, заместители председателей федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации назначаются Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.          Судьи федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.          В случае выявления факта назначения на должность судьи лица, не соответствовавшего на момент назначения требованиям, предусмотренным пунктом 1 статьи 4 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», соответствующая квалификационная коллегия судей в установленном федеральным законом порядке рассматривает вопрос о прекращении полномочий такого судьи.          В соответствии с Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» судьей может быть гражданин Российской Федерации:          – имеющий высшее юридическое образование по специальности “Юриспруденция” или высшее образование по направлению подготовки “Юриспруденция” квалификации (степени) “магистр” при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки “Юриспруденция”;          – не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям;          – не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;          – не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;          – не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;          – не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.          При соответствии требованиям, указанным выше:          – судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 15 лет;          – судьей Верховного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 10 лет;          – судьей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, специализированного арбитражного суда может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 7 лет;          – судьей арбитражного суда субъекта Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 5 лет.          Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления, а также лицо, состоящее в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда.

          В стаж работы по юридической специальности, необходимый для назначения на должность судьи, включается время работы на требующих высшего юридического образования должностях, указанных в пункте 5 статьи 4 Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», с момента получения кандидатом на должность судьи высшего юридического образования.

          Отбор кандидатов на должность судьи

          В соответствии с Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе.

          Об открытии вакантных должностей председателей, заместителей председателей и судей арбитражных судов (кроме судей арбитражных судов субъектов Российской Федерации) объявляет Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации.

Объявления публикуются в «Российской газете» и размещаются на сайте Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации (http://www.ks.ru).

          Об открытии вакантных должностей судей арбитражных судов субъектов Российской Федерации объявляют квалификационные коллегии судей соответствующих субъектов Российской Федерации. Объявления публикуются в периодических печатных изданиях субъектов Российской Федерации.          Любой гражданин, достигший установленного Законом возраста, имеющий высшее юридическое образование, требуемый стаж работы по юридической специальности и не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи, обратившись для этого в экзаменационную комиссию при соответствующей квалификационной коллегии судей с заявлением о сдаче квалификационного экзамена. Помимо указанного заявления в экзаменационную комиссию представляются документы, указанные в пункте 3 статьи 5 Закона.          Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет после его сдачи, а после назначения гражданина на должность судьи – в течение всего времени пребывания его в качестве судьи.          После сдачи квалификационного экзамена гражданин, соответствующий требованиям к кандидату на должность судьи, вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи. Помимо указанного заявления в квалификационную коллегию судей представляются документы, указанные в пункте 6 статьи 5 Закона.          Квалификационная коллегия судей организует проверку достоверности документов, представленных претендентом на должность судьи, и содержащихся в них сведений.          По результатам рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих на вакантную должность судьи, итогов проверки достоверности представленных документов и содержащихся в них сведений и с учетом результатов квалификационного экзамена квалификационная коллегия судей принимает решение о рекомендации одного или нескольких из них кандидатом на должность судьи.          Если ни один из граждан, претендующих на вакантную должность судьи, не соответствует требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность судьи, квалификационная коллегия судей принимает в отношении каждого из этих граждан мотивированное решение об отказе в рекомендации на должность судьи.          Гражданин не может быть рекомендован на должность судьи, если в результате проверки представленных им документов и содержащихся в них сведений, установлена их недостоверность.

          Квалификационная коллегия судей отменяет свое решение о рекомендации на должность судьи, а Председатель Верховного Суда Российской Федерации отзывает внесенное Президенту Российской Федерации представление о назначении кандидата на должность судьи, если впоследствии выявлены нарушения требований к кандидатам.

Источник: http://omsk.arbitr.ru/about/kadry/poryadok_nadel_sud_polnomoch

Порядок отбора кандидатов на должность судьи районного суда

Назначение судей на должность в судах общей юрисдикции

Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи районного судаВ соответствии с положениями Конституции Российской Федерации (статья 119) и Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (статья 4) судьей районного суда может быть гражданин Российской Федерации:– имеющий высшее юридическое образование по специальности «Юриспруденция» или высшее образование по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации (степени) «магистр» при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция»;– не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям;– не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;– не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;– не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;– не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.При соответствии вышеуказанным требованиям судьей районного суда может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 5 лет.В стаж работы в области юриспруденции, необходимый для назначения на должность судьи, включается время работы: на требующих высшего юридического образования государственных должностях Российской Федерации, государственных должностях субъектов Российской Федерации, должностях государственной службы, муниципальных должностях, должностях в существовавших до принятия Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, союзных республик СССР, РСФСР и Российской Федерации, должностях в юридических службах организаций, должностях в научных организациях; в качестве преподавателя юридических дисциплин по профессиональным образовательным программам, в качестве адвоката или нотариуса.

Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления.

Отбор кандидатов на должность судьи районного суда.Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе.Председатель суда, в котором открылась вакантная должность судьи, сообщает об этом в соответствующую квалификационную коллегию судей не позднее чем через 10 дней после открытия вакансии.Квалификационная коллегия судей не позднее чем через 10 дней после получения сообщения председателя суда объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.В целях установления наличия у кандидата на должность судьи теоретических знаний, практических навыков и умений в области правоприменения, необходимых для работы в должности судьи в суде определенных вида, системы и уровня, формируются экзаменационные комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи (экзаменационные комиссии).Порядок формирования экзаменационных комиссий, их полномочия и процедура принятия квалификационного экзамена на должность судьи определяются Федеральным законом от 14 марта 2002 года № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».Любой гражданин, достигший установленного возраста, имеющий высшее юридическое образование по специальности «Юриспруденция» или высшее образование по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации (степени) «магистр» при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция», требуемый стаж работы по юридической профессии и не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена. Помимо указанного заявления в экзаменационную комиссию представляются документы, перечисленные в части 3 статьи 5 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».Экзаменационная комиссия не вправе отказать в приеме квалификационного экзамена на должность судьи гражданину, отвечающему требованиям федеральных законов и представившему требуемые документы и их копии.Квалификационный экзамен на должность судьи районного суда принимается экзаменационной комиссией по приему квалификационного экзамена на должность судьи того субъекта Российской Федерации, квалификационная коллегия судей которого дает заключение о рекомендации кандидата на эту должность.Квалификационный экзамен на должность судьи сдают граждане, не являющиеся судьями, и судьи, пребывающие в отставке более трех лет подряд, за исключением граждан, которые имеют ученую степень кандидата юридических наук или доктора юридических наук и которым присвоено почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», а также судей, пребывающих в отставке и привлекаемых к осуществлению правосудия в порядке, установленном статьей 7.1 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации». Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет после его сдачи, а после назначения гражданина на должность судьи – в течение всего времени пребывания его в качестве судьи и в течение трех лет подряд, исчисляемых непрерывно после ухода или удаления его в отставку.После сдачи квалификационного экзамена гражданин, соответствующий требованиям к кандидату на должность судьи, предусмотренным Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи. Помимо указанного заявления в квалификационную коллегию судей представляются документы, указанные в статье 6 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».Квалификационная коллегия судей организует проверку достоверности представленных документов и сведений. При этом квалификационная коллегия судей вправе обратиться с требованием о проверке достоверности представленных ей документов и сведений в соответствующие органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки в установленный коллегией срок, но не позднее чем через два месяца со дня поступления указанного требования.По результатам рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих на должность судьи, итогов проверки достоверности представленных ими документов и сведений, а также с учетом результатов квалификационного экзамена квалификационная коллегия судей принимает решение о рекомендации одного или нескольких из них кандидатом на должность судьи. Если в результате проверки представленных документов и сведений установлена их недостоверность, гражданин, представивший такие документы и сведения, не может быть рекомендован на должность судьи.Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, состоящее в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда.При принятии решения о рекомендации гражданина на должность судьи квалификационная коллегия судей учитывает стаж его работы в должности судьи, опыт работы в правоохранительных органах, наличие государственных и ведомственных наград, почетного звания «Заслуженный юрист Российской Федерации», ученой степени кандидата юридических наук или доктора юридических наук, а в отношении претендентов, осуществляющих полномочия судей, также качество и оперативность рассмотрения дел. В случае, если вакантной должности судьи специализированного арбитражного суда соответствует несколько кандидатов, учитывается также наличие у кандидатов квалификации, соответствующих специализации суда.В случае, если ни один из граждан, претендующих на должность судьи, не соответствует требованиям к кандидатам на должность судьи, предъявляемым Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», квалификационная коллегия судей принимает в отношении каждого из этих граждан мотивированное решение об отказе в рекомендации на должность судьи и объявляет в средствах массовой информации о новом времени и месте приема и рассмотрения заявлений от претендентов на должность судьи.Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации кандидатом на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке, если коллегией нарушен установленный Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» порядок отбора претендентов на должность судьи. Решение об отказе в рекомендации на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке как в связи с нарушением порядка отбора претендентов на должность судьи, так и по существу решения.Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации кандидатом на должность судьи направляется в течение 10 дней после его принятия председателю соответствующего суда, который в случае согласия с указанным решением в течение 20 дней после получения решения о рекомендации гражданина на должность судьи вносит в установленном порядке представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.В случае несогласия с решением квалификационной коллегии судей председатель суда в течение 20 дней после получения указанного решения возвращает его с мотивированным обоснованием причин своего несогласия для повторного рассмотрения в ту же квалификационную коллегию судей. Если при рассмотрении обжалуемого председателем решения квалификационная коллегия судей двумя третями членов коллегии подтверждает свое первоначальное решение, то председатель суда обязан внести представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи в течение 10 дней со дня получения указанного решения.Квалификационная коллегия судей в случае выявления нарушения требований к кандидатам на должность судьи, предусмотренных пунктами 1 и 5 статьи 4 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», после принятия решения о рекомендации соответствующего лица на должность судьи районного суда немедленно отменяет указанное решение и сообщает об этом Президенту Российской Федерации и лицу, решение о рекомендации которого на должность судьи отменено.

В случае, если выявлены нарушения требований к кандидатам на должность судьи, предусмотренных пунктами 1 и 5 статьи 4 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», после внесения представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи председатель соответствующего суда немедленно отзывает указанное представление.

Порядок наделения судей районного суда полномочиями

Источник: https://www.mos-gorsud.ru/rs/babushkinskij/info/new-judge

Административное право
Добавить комментарий