Необходимо ли оплатить штраф в Роспотребнадзор работнику при наличии нарушений с его стороны?

Кто и как проверяет предпринимателей? — Эльба

Необходимо ли оплатить штраф в Роспотребнадзор работнику при наличии нарушений с его стороны?

Как известно, средний срок существования малого бизнеса — от 2 до 5 лет. Проводимые специалистами опросы и исследования дают, в общем, похожую картину — предприниматели страшатся бюрократов. Из шести проблем, которые способны увести бизнес в тень или вовсе заставить закрыться, три связаны с излишним вниманием надзорных органов.

О неналоговых проверках — в курсе «Всё выйдет из-под контроля»

Возглавляет список «всевидящее око» власти. Даже не увеличение налогового бремени, а чувство безнадёги, которое вызывают у бизнесменов придирки различных проверяющих, о существовании которых они вчера еще и не знали.

Короче, «боль» есть. Это проблема номер один. Проблема номер два — в том, что предприниматели часто не знают, с какой стороны может прилететь державной битой, и как отбиваться.

В техподдержку онлайн-сервиса для малого бизнеса Контур.

Эльба ежедневно приходят вопросы: «Кто может проверять бизнесменов? Насколько основательно? Что вообще нужно знать и как готовиться»? Попробуем поделиться общими представлениями по теме.

Чаще всего предприниматели знакомятся с

  • Налоговой инспекцией
  • Трудовой инспекцией
  • Пожарным надзором
  • Роспотребнадзором

Есть еще проверки Ростехнадзора, Россельхознадзора. Но они для специфических видов деятельности, поэтому сегодня мы о них говорить не будем.

Права и обязанности предпринимателя при проведении проверки органами контроля (кроме налоговой инспекции) установлены Федеральным законом 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля». Этот закон вводит ограничения по периодичности проверок, а также определяет полномочия проверяющих.

Налоговая инспекция

Про налоговую инспекцию более или менее общеизвестно. Денег в казне мало, собирать их надо «более лучше». Сверху топают ногами: недобираем налогов, надо усилить контроль за фирмами-однодневками, возвратом НДС и т д. Порядок проведения проверок налоговыми органами прописан в главе 14 НК РФ. Проверок существует 2 вида: камеральная и выездная.

Камеральная проверка проводится по итогам сдачи отчетности. Налоговые органы могут попросить объяснений по непонятным моментам исчисления налога, попросить дополнительные документы, подтверждающие ваши расходы. Камеральная проверка может длиться до 3 месяцев после окончания отчетного периода.

По результатам камералки налоговики должны в течение 3 рабочих дней сообщить вам о результатах. На исправление дается 5 дней. Это если ваши ошибки не повлекли недоплату налогов. Если вам не повезло, в течение 10 дней инспекторы вынесут постановление о привлечении вас к ответственности. Еще 10 дней дается на отправку вам требования об уплате недоимки, пеней, штрафов и исправления документов.

Выездная проверка — это глобальное нашествие контролёров на ваш бизнес с возможным привлечением экспертов, понятых, опросом свидетелей, осмотром помещений, инвентаризацией имущества, выемкой документов. Если у вас нет помещения, чтобы вместить «гостей», могут вызвать в налоговую. Могут даже встречно проверить ваших контрагентов.

Обычно чаще 3 лет налоговики не проверяют (магическое число Стива Джобса снова в действии). Иногда с этим фактом связывают среднюю продолжительность жизни малых фирм).

Можно проверить себя на стрессоустойчивость — просчитать, с какой вероятностью к вам в ближайшее время пожалуют люди в галстуках. Налоговики публикуют «Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков…» (утверждены приказом ФНС России от 30.05.

07 № ММ-3-06/333@), где можно увидеть, каким образом можно попасть в «узкие круги».

Например, если вы несколько лет подряд показываете в декларации убытки или платите зарплату работникам ниже среднего уровня в вашем регионе по вашему виду деятельности — вы плохой.

Хорошо, что проверить могут только за 3 последних года деятельности и за текущий год. И не имеют права проверять повторно за один и тот же период времени по одному и тому же налогу.

Как правило более 2 месяцев проверка не длится. Но срок может быть увеличен до 30 месяцев, если потребовалась встречная проверка, нужно связываться с другими фирмами по вашему поводу. Ну или метеорит там упал.

Если к вам пришли инспекторы, не забудьте попросить у них решение о проведении проверки и служебные удостоверения. Раз уж пришли с выездной проверкой, как пить дать, что-нибудь да найдут. На безрыбье налоговики могут попробовать содрать штраф за непредоставленные документы — по 200 руб. за штучку. Все в бюджет.

Чтобы не было штрафов за занижение налоговой базы (а это может быть до 40% от суммы неуплаченного налога) и других неприятностей, лучше не дожидаться выездной проверки, а исправлять расчёты, доплачивать налог и пени за просрочку платежа и подавать уточнённые декларации.

По завершении проверки инспектор должен составить специальную справку, где указывается предмет проверки и ее сроки. На основании справки инспекция составит в 2х экземплярах акт проверки, где укажет все выявленные нарушения и предложения по их устранению. Дальше в течение 2х недель вы можете обжаловать результаты проверки.

Трудовая инспекция

Трудовая инспекция, как видно из названия, бдит за соблюдением Трудового кодекса. Если по-модному, то это Федеральная служба по труду и занятости (Роструд еще). А у вас на местах — трудовая инспекция. Трудовики могут проверить любую фирму. По плану это происходит не чаще чем раз в 3 года. План проверок в обязательном порядке публикуется на официальных сайтах Генпрокуратуры и Роструда.

Шансы попасть в план увеличиваются, если на вас постоянно жалуются. Или вы слишком любите труд иностранных работников. Или прививаете похвальное желание трудиться подрастающему поколению. Но самое неприятное, когда на вас настучит обиженный работник — проверят вне плана. А еще инспектора любят объединяться с другими контролирующими органами и устраивать совместные крестовые походы.

Обычно при проверке просят предоставить документы и внимательно их изучают. Если проверка по жалобе, могут вызвать руководителя для объяснений. Перед тем, как предоставлять документы, нужно методично проверить все составляющие:

  • Проверьте наличие основных кадровых документов (трудовые договоры, штатное расписание, табель учета рабочего времени, личные карточки, график отпусков, трудовые книжки и т д.).
  • Удостоверьтесь, что ваши трудовые договора не противоречат ТК и другим кадровым документам.
  • Зарплата должна быть выплачена 2 раза в месяц в достаточном размере, все сотрудники должны сходить раз в год в отпуск минимум на 2 недели без перерывов.
  • Не торопитесь заключать договоры о полной материальной ответственности — это подозрительно.

Во всяком случае, с этого мы начинаем, когда в Эльбу обращаются в панике клиенты, к которым пришли трудовые инспектора. А дальше по ситуации.

По результатам проверки инспектор составит протокол, где должно быть указаны: ФИО проверяющего, какие нарушения выявлены, предписания по устранению нарушения. По результатам протокола может быть вынесено постановление о наложении административного штрафа на руководителя от 1000 до 5000.

Если нарушение серьёзное (например, уклонение от проверок, невыполнение предписаний об устранении нарушений) — то могут и к суду привлечь, и даже на 3 года дисквалифицировать руководителя. Так что, лучше зарплату работникам не задерживать, в отпуск отправлять и расставаться со «слабыми звеньями» в соответствии с требованиями ТК. Это я вам, как работник, советую;)

Пожарный надзор

Если у вас есть, чему гореть, рано или поздно из МЧС к вам придут пожарники (кстати, они не любят, когда их так называют — лучше «пожарные»). И надо сказать, после налоговиков, это самые «дорогие» гости на фирме.

Основные документы, на которые ориентируются контролеры: Закон 69-ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994, Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 Правила противопожарного режима, Постановление Правительства РФ от 12.04.2012 N 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» и Административный регламент, утвержденный приказом МЧС РФ от 30.11.2016 N 644.

Попасть в план проверок вы можете не чаще, чем раз в 3 года. Предупредиться и вооружиться можно на сайте МЧС вашего региона, в разделе Деятельность — Профилактическая работа и надзорная деятельность, где публикуются планы проверок на год.

Принцип «Слово и дело» тоже работает. Жалобщики могут навлечь на вас внеплановую проверку инспекторов. Правда, прежде чем позвонить вам в дверь, нужно согласовать свои действия с прокуратурой. За 24 часа до визита вас должны уведомить.

Пожарные штрафы прописаны в статье 20.4 КОАП и внушают уважение. Минимальный штраф для организаций — 90 тыс. рублей. А максимум — аж 500 тысяч. Могут и приостановить деятельность организации на срок от 1 до 3 месяцев. Так что игнорировать вопрос не стоит.

Проверяют физическое наличие девайсов для борьбы с красным петухом (огнетушители, пожарные рукава, краны и т д.), так и документальное обеспечение. За инструментарий, в основном отвечают собственники имущества. А, например, арендаторы офисов должны себя обложить документацией.

Среди документов наибольшей популярностью пользуются:

  • Приказ руководителя, который определяет порядок обесточивания оборудования в конце дня и в случае пожара, где разрешено курение, места хранение и допустимое количество материалов и продукции в помещении.
  • Приказ, где прописаны порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа, ответственные за это мероприятие.
  • Приказ, который определяет, кто будет отвечать за противопожарный инвентарь.
  • Планы эвакуации тоже нужны (вспомните печальную судьбу «Хромой лошади»).

Если к вам пришли с проверкой, нужно проверить наличие удостоверения и распоряжения о проведении проверки за подписью начальника управления или районного отдела или его зама. Проверьте сроки проверки в этом распоряжении (должны быть не более месяца).

По результатам проверки составляется акт обследования объекта. Если выявлены нарушения, на первый раз можно отделаться предупреждением. Во второй раз могут оштрафовать. Акт нужно читать внимательно, дабы не написали чего-то, что не соответствует истине. Следите за правильным заполнением реквизитов.

И помните, штраф — совсем необязательный исход проверки, всегда можно объясниться, договориться, пообещать исправиться.

Роспотребнадзор

Если вы работаете по модели b2c, продаете товары или оказываете услуги населению, то Роспотребнадзор, как Черный плащ, будет стоять на страже ваших клиентов. Во всяком случае, легенда — такая.

У Роспотребнадзора есть регламенты, которые определяют его поведение: «Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», утверждённое Постановлением Правительства РФ N 322 от 30.06.2004 г., Административный регламент службы, утверждённый Приказом Роспотребнадзора от 16.07.2012 № 764 — дельный документ, распечатайте и имейте под рукой.

А значит проверять. Как водится, планово, раз в 3 года, и по событию. План проверок вы сможете найти на сайте Роспотребнадзора. Он такой цветастый, что на главной странице сразу и не приметишь. О внеплановых проверках вам должна подсказать ваша совесть. Клиенты просто так жаловаться, как правило, не приходят;)

Регламент проверок подпадает под общий паттерн, определенный Законом 294-ФЗ: вы попали в план, вам выслали уведомление, в назначенный час придут люди, посмотрят документы и составят акт, который можно обжаловать.

Проверять могут много чего. Площадь, освещенность, вентиляцию, наличие жильцов, которые могут быть недовольны тем, где расположен дополнительный вход, через который завозят продукты. Конечно, соответствовать санитарным нормам очень затратно. Поэтому многие предприниматели каждые три года «переезжают» — закрываются по одному адресу и открываются по-новому.

Какие документы нужны для проверяющих Роспотребнадзора, определяется особенностями вашей деятельности. И в принципе, это могут быть любые документы, которые отражают ваши отношения с покупателями. Примеры таких документов:

  • Санитарно-эпидемиологические заключения и сертификаты соответствия на товары и продукцию;
  • Договор с организацией о вывозе твёрдых бытовых отходов (если у вас аренда, то скорее всего подобными вещами занимается собственник помещения).

Помимо документов, могут проверять сроки годности продукции, соблюдение товарного соседства, температурного режима хранения продуктов и прочие нормативы. Полезно будет иметь в наличии текст действующего САНиП по вашем виду деятельности. Также проверят наличие сан.книжек у продавцов, отметок об обязательных медосмотрах, соблюдении требования к спец.одежде.

По результатам проверки составят акт в 2х экземплярах. Что должно быть в этом акте, вы уже, наверное понимаете. Если выявят нарушение, то наложат административный штраф и выдадут предписание об устранении. Если вы не согласны, то не стоит молчать.

Штрафы могут быть очень невкусными: до 500 тыс. руб. Подробнее о штрафах можно посмотреть в статьях 6.3 и 6.4 КОАП, статьях 14.4, 14.5, 14.7, 14.8, 14.15, 14.16 КОАП. Если не выполните требования надзорных, то еще привлекут за невыполнение и уклонение: ст. 19.5, 19.

6 и 20.25 КОАП.

Надо сказать, что в целом по стране, количество плановых проверок малого бизнеса сократилось. По данным «ОПОРЫ России» вышедший в 2009 году Закон 294-ФЗ освободил предпринимателей от более чем 2 млн проверок.

С другой стороны, стали учащаться внеплановые проверки по жалобам потребителей. В 70% случаев нарушения подтверждаются. Впрочем, бизнесу есть что предъявить чиновникам: и рост налоговой нагрузки, и кх-кх…

коррупция в аппаратах власти.

Остается вечный для России вопрос: «Доколе?!»

Статья актуальна на 16.05.2019

Источник: https://e-kontur.ru/enquiry/146

Ответы на вопросы участников публичных обсуждений результатов правоприменительной практики Управления Роспотребнадзора по ЯНАО за 4 кв. 2018 г

Необходимо ли оплатить штраф в Роспотребнадзор работнику при наличии нарушений с его стороны?

Документы Роспотребнадзора

Документы Управления Роспотребнадзора

Методические рекомендации

Нормативно-правовая база

Взаимодействие с организациями и учреждениями по защите прав предпринимателей

Категории риска деятельности ЮЛ и ИП

Вопрос: 

У меня есть доверенность представлять интересы предприятия, я пришел на рассмотрение дела, но дело было отложено, так как не было сведений об извещении юридического лица. Почему нельзя было рассмотреть дело?

Ответ: 

В соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого возбуждено дело либо в его отсутствии, если имеются данные о надлежащем извещении лица, если не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Таким образом, рассмотрение дела было отложено, так как не было сведений об извещении юридического лица о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Вопрос: 

Можно ли уплатить административный штраф в размере половины суммы по постановлениям об административном правонарушении, вынесенным Управлением?

Ответ: 

Нет. По общему правилу административный штраф должен быть уплачен в полном размере не позднее 60 дней со дня вступления постановления по делу об административном правонарушении в законную силу в соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ.

В некоторых случаях и при соблюдении определенных сроков штраф, наложенный за правонарушение в области дорожного движения, можно уплатить в размере половины суммы согласно ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ.

Данное правило не распространяется на штрафы, назначаемые Управлением за нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства в сфере защиты прав потребителей и в сфере технического регулирования.

Вопрос: 

Основанием для проверки может служить обращение гражданина. С учетом повсеместного развития «Интернета»  и его анонимности каким образом добросовестные предприниматели защищены от необоснованных проверок по обращениям от граждан, скрывающихся под вымышленными именами и фамилиями? 

Ответ: 

Не всякое обращение может явиться основанием для проведения проверки. Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008г.

№294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

С 1 января 2017 года обращения, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.

Вопрос: 

Какие санкции будут применены к предприятию или  индивидуальному предпринимателю если  его деятельность осуществляется  без соответствующей программы производственного контроля?

Ответ:

В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 30.03.

1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.

Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.

Ответственность за невыполнение требований к осуществлению производственного контроля  предусмотрена статьей 6.

3 КоАП РФ и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц – от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Сроки устранения нарушения при отсутствии программы производственного контроля юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям устанавливаются предписанием об устранении выявленных нарушений, выданным Управлением Роспотребнадзора по ЯНАО.

Вопрос:

На улице продают рыбу, мясо оленя  как проводятся Роспотребнадзором проверки таких продавцов?

Ответ:

Надзор за несанкционированными объектами не входит в компетенцию Управления Роспотребнадзора по ЯНАО. Контроль за торговлей в неустановленных  является полномочиями региональных органов исполнительной власти.

Так, в соответствии со статьей 5.

1 Закона ЯНАО N 81-ЗАО “Об административных правонарушениях” розничная торговля вне мест, специально установленных органами местного самоуправления, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей, на должностных лиц в размере от четырех тысяч до шести тысяч рублей, на юридических лиц – от десяти до тридцати тысяч рублей.

Вопрос:

Раньше  плановые проверки кафе, ресторанов проводились 1 раз в 3 года. Какие изменения произошли в порядке проведения плановых проверок? Кому сделать запрос, к какой категории риска относится наше предприятие?

Ответ:

Периодичность проводимых зависит от категории риска, к которой отнесен субъект надзора:

чрезвычайно высокий – плановая проверка проводится один раз в календарном году;

высокий – один раз в 2 года;

значительный – один раз в 3 года;

средний – не чаще чем один раз в 4 года;

умеренный – не чаще чем один раз в 6 лет;

низкий – плановые проверки не проводятся.

Информация об объектах государственного надзора, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного рисков размещается на официальном сайте ФС Роспотребнадзора, в разделе «Организация деятельности», подразделе «Перечни объектов, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска».

Письменный запрос о присвоении категории риска субъекту надзора можно направить в Управление.

Вопрос:

На наш магазин поступила жалоба в Управление Роспотребнадзора на то, что на товаре частично не было ценников. При проверке проверяющими,  так же были обнаружены товары с истекшим сроком хранения. Правомерно ли выявление сотрудниками Управления  других  нарушений, не указанных в жалобе? 

Ответ:

При проведении проверки по обращению потребителя могут рассматриваться только те вопросы, которые указаны в обращении. Однако, в соответствии с требованиями ч.1 статьи 28.

1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является также непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Например, при рассмотрении жалобы на отсутствие ценников на молочной продукции  сотрудником Роспотребнадзора может быть непосредственно обнаружено, что указанная молочная продукция  находится в реализации с истекшим сроком годности. Таким образом, непосредственное обнаружение правонарушения может касаться только тех продуктов, которые указаны в обращении.

Вопрос: 

Может ли быть проведена проверка по обращению потребителя, направленному с электронной почты заявителя?

Ответ: 

Обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации (ч.3 ст.10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

Вопрос: 

Я осуществляю продажу технически сложных товаров, часть из которых ранее ремонтировалась. Скажите, пожалуйста, должен ли я об этом информировать покупателей?

Ответ: 

Источник: http://89.rospotrebnadzor.ru/predprinimatel/148000/

Должен ли работник возместить административный штраф, уплаченный по его вине организацией? — Audit-it.ru

Необходимо ли оплатить штраф в Роспотребнадзор работнику при наличии нарушений с его стороны?

Колосова И. Ю., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

На работника нельзя переложить административный штраф, уплаченный организацией по его вине. К такому выводу пришел Ростовский областной суд в Апелляционном определении от 27.02.2018 № 33-3330/2018. Однако по данному вопросу есть и другое мнение. Роструд и Минфин считают, что работник должен возместить сумму штрафа. Рассмотрим обе эти позиции.

Работник не должен возмещать административный штраф, уплаченный по его вине организацией

В Апелляционном определении № 33-3330/2018 Ростовский областной суд отказал в удовлетворении требования организации о взыскании с работника материального ущерба и оставил без изменения Решение Батайского городского суда Ростовской области от 16.11.2017.

Суть дела заключалась в следующем.

В трудовой договор, заключенный с работником, была включена обязанность добросовестно исполнять свои трудовые обязанности согласно должностной инструкции (оформление приема, перемещения, увольнения, регистрация и согласование приказов, трудовых договоров и дополнительных соглашений к ним, заполнение трудовых книжек и вкладышей в них, внесение соответствующих записей в трудовую книжку, заполнение личных карточек формы Т-2 и внесение соответствующих записей в них, формирование личных дел и др.). После проверки ГИТ, проведенной в организации, были выявлены нарушения (незаключение с работником соглашения об изменении определенных сторонами условий трудового договора). Организация была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 руб.

Административный штраф организация уплатила, после чего была создана комиссия по установлению размера причиненного материального ущерба и причин его возникновения.

По итогам проверки размер причиненного организации материального ущерба определен как сумма уплаченного административного штрафа в размере 30 000 руб. Виновными в причинении ущерба признаны ведущий специалист по управлению персоналом отдела управления персоналом и начальник этого отдела.

Однако ведущий специалист по управлению персоналом отказался возместить материальный ущерб в добровольном порядке (20 000 руб.), после чего организация обратилась в суд.

К сведению: работодатель имеет право привлекать работников к материальной ответственности в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами (ст. 22 ТК РФ). При этом в соответствии со ст. 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб, неполученные же доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.

Отказав в удовлетворении иска, судьи исходили из того, что уплата юридическим лицом штрафа является непосредственной обязанностью лица, привлеченного к административной ответственности, сумма штрафа не может быть признана ущербом, подлежащим возмещению в порядке привлечения работника к материальной ответственности.

Суд пришел к выводу, что требование работодателя о взыскании с работника в виде материального ущерба суммы уплаченного штрафа фактически направлено на освобождение от обязанности по уплате административного штрафа, наложенного на него в качестве меры административной ответственности, что противоречит целям административного наказания, определенным в ст. 3.1 КоАП РФ.

Судьи обратили внимание, что материальная ответственность работника перед работодателем возникает только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ТК РФ, иными федеральными законами, а также трудовым договором и соглашениями к нему, заключаемыми между работодателем и работником. В соответствии со ст. 232 ТК РФ сторона трудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб на основании ТК РФ и иных федеральных законов.

К сведению: трудовым договором или заключаемыми в письменной форме соглашениями, прилагаемыми к нему, может конкретизироваться материальная ответственность сторон договора. При этом договорная ответственность работодателя перед работником не может быть ниже, а ответственность работника перед работодателем – выше, чем предусмотрено ТК РФ или иными федеральными законами.

Материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено трудовым законодательством (ст. 233 ТК РФ).

В силу п. 15 Постановления Пленума ВС РФ от 16.11.2006 № 52 при определении суммы, подлежащей взысканию, необходимо учитывать, что по правилам ст. 238 ТК РФ работник обязан возместить:

  • прямой действительный ущерб, причиненный работодателю, под которым понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе находящегося у работодателя имущества третьих лиц, если он несет ответственность за сохранность этого имущества);

  • необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение или восстановление имущества либо возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

    Под ущербом, причиненным работником третьим лицам, следует понимать все суммы, которые выплачены работодателем третьим лицам в счет возмещения ущерба.

    При этом нужно иметь в виду, что работник может нести ответственность лишь в пределах данных сумм и при наличии причинно-следственной связи между виновными действиями (бездействием) работника и причинением ущерба третьим лицам.

По мнению судей, анализ приведенных положений трудового законодательства не позволяет отнести к материальной ответственности работника уплату работодателем штрафа государственным органам, поскольку такая выплата не направлена на возмещение ущерба, что является обязательным условием наступления ответственности работника перед работодателем, сумма уплаченных финансовых санкций не относится к категории наличного имущества истца.

Кроме того, арбитры отметили, что уплата юридическим лицом штрафа за нарушение трудового законодательства не может быть основанием для возложения на работника материальной ответственности. Дело в том, что приведенное в ч. 2 ст.

238 ТК РФ понятие прямого действительного ущерба не является идентичным понятию убытков, содержащемуся в п. 2 ст. 15 ГК РФ.

Поскольку работник не был лицом, привлеченным к административной ответственности, никаких обязательств уплата работодателем штрафа по постановлению ГИТ для него не влечет.

Вывод суда таков: сумма штрафа, уплаченная организацией в виде санкций по постановлению ГИТ, не может быть отнесена к прямому реальному ущербу, который обязан возместить работник, в противном случае указанное расширяет пределы материальной ответственности работника перед работодателем, установленные положениями гл. 39 ТК РФ.

Следует отметить, что решение Ростовского областного суда не является единственным.

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/contracts/a78/948099.html

Административное право
Добавить комментарий