Незаконное удержание денежных средств за пережог топлива

Привлекаем к матответственности за пережог топлива: краткий алгоритм

Незаконное удержание денежных средств за пережог топлива

Производственная организация в перевозках для собственных нужд использует грузовое транспортное средство (далее — ТС, автомобиль), находящееся в ее собственности.

Выяснилось, что водитель — работник организации, перевозя готовую продукцию на склады по Беларуси, израсходовал топливо сверх нормы.

Рассмотрим, как компенсировать причиненный им ущерб, размер которого меньше трех среднемесячных заработков водителя.

Несколько слов о расходе топлива

Чтобы отследить, экономично ли расходуется топливо, сравнивают его фактический расход с рассчитанной нормой. А устанавливая последнюю, используют линейные обязательные нормы, утвержденные Минтрансом . Они зависят от марки
и модели ТС.

Обратите внимание!
Если обязательных норм нет, например при эксплуатации автомобиля новой модели, прибегают к временным нормам .

Обязательные нормы корректируют. Чаще всего их повышают. На практике это делают, если ТС эксплуатируется, например:— при температуре ниже 0 °C;— в условиях снежных заносов, сильных снегопадов, гололедицы;

— в городах с определенной численностью населения.

При эксплуатации ТС на асфальтированных и цементобетонных дорогах вне населенных пунктов (далее — трасса) нормы понижают .

Соответствующие понижения и (или) повышения устанавливает приказом руководитель организации . Предельные значения повышений (понижений) определены законодательством .

Норму расхода с учетом повышения (понижения) обычно называют расчетной.

Пример определения расчетной нормы расхода топлива
Для перевозки своей продукции организация использует Ford Transit 350 2,4D (55 kW). Линейная норма расхода дизельного топлива для данного ТС — 9,5 л/100 км. Учет транспортной работы в тонно-километрах не ведется.

Приказом установлено понижение для перевозок по трассе в размере 12% и повышение за перевозку грузов на 5%.

Расчетная норма составит :
— для перевозки груза по трассе — 8,8 л/100 км (9,5 л/100 км + 9,5 л/100 км x 5% —9,5 л/100 км x 12%);— при возвращении порожнего автомобиля — 8,4 л/100 км (9,5 л/100 км —
9,5 л/100 км x 12%).

В некоторых случаях к расчетной норме прибавляется дополнительный расход топлива (например, если эксплуатируется ТС с прицепом). Его предельные размеры установлены законодательством .

Алгоритм привлечения к матответственности

Шаг 1.Фиксируем пережог топлива и определяем размер ущерба

Как правило, фактический расход топлива вычисляют следующим образом:

Количество топлива в баке можно определить:— зная его объем. Вместимость топливного бака автомобиля указывается в техдокументации к нему. От этой величины отнимают количество топлива, поместившегося при заправке автомобиля до полного бака;

— используя специальные приборы (например, топливомеры, метроштоки и т.д.).

Как правило, результат расходования топлива определяют в конце каждого месяца. Это может быть экономия топлива или его перерасход — пережог. Документальным основанием для выявления пережога выступает акт снятия остатков , а также документы, подтверждающие использование топлива.

Это путевые листы, накопительные ведомости данных путевых листов о фактическом расходе горюче-смазочных материалов (ГСМ) или карточки учета расхода топлива, иные документы, которые содержат сведения о работе водителя и автомобиля или используются для оперативного и бухгалтерского учета топлива.

В нашей ситуации пережог топлива — это ущерб, причиненный производителю. То есть по вине водителя имеет место утрата, из-за которой производитель вынужден нести дополнительные расходы на приобретение топлива.

Определить размер ущерба можно так. Сначала выявить его величину в натуральных показателях (как правило, в литрах). Для этого от фактического расхода топлива отнять расход по норме. Затем полученное значение умножить на стоимость, по которой недостающее топливо числится в бухучете .

Шаг 2.Выясняем причины перерасхода топлива

Чтобы установить причины перерасхода топлива, производитель может создать специальную комиссию. Для этого издается распорядительный документ, как правило приказ . Комиссия действует постоянно или созывается в каждом случае перерасхода ГСМ. Обычно в нее включают начальника транспортного отдела, кадровика, механика. Их задача — выявить причины перерасхода и его виновника.

В рассматриваемом случае ущерб от перерасхода причинен по вине водителя (ТС использовалось в личных целях и т.п.). И чаще всего виновные действия водитель совершает умышленно.

То есть осознает, что нарушает трудовые обязанности, предвидит, что его действия повлекут перерасход топлива, а значит, причинят производственной организации ущерб, и допускает наступление таких последствий (относится к ним безразлично).

Виновность может признать сам водитель (например, в объяснительной записке), а может установить комиссия.

Во втором случае изучают данные путевых листов, информацию о пробеге по спидометру, движении ГСМ. Сделать это проще, если автомобиль оснащен:— системой мониторинга пройденного расстояния, показания которой водитель не может фальсифицировать;

— устройством контроля топлива в баке.

Кроме того, проводят контрольные заезды. В случае когда водитель постоянно следует одним маршрутом, можно разработать паспорт маршрута. В таком документе среди прочего указывают дорожные условия движения ТС, протяженность маршрута. Все это позволяет отследить, вносил ли водитель в путевой лист данные, отличные от фактических.

На заметку
Расход топлива сверх нормы также может быть вызван:
— техсостоянием автомобиля.

Так, к пережогу приводит подтекание топлива в системе питания ТС;
— занижением расчетной нормы расхода.

Например, если, устанавливая повышения, не учесть дорожные условия (скажем, пробки), в которых будет эксплуатироваться автомобиль.
В таком случае взыскать ущерб с водителя нельзя.

Шаг 3. Проверяем наличие всех условий привлечения к матответственности

За причиненный пережогом топлива ущерб производитель вправе привлечь водителя к матответственности . Это можно сделать, если при наличии ущерба и вины :

1) поведение водителя было противоправным. То есть он допустил пережог по причине неисполнения или ненадлежащего исполнения своих трудовых обязанностей;

Пример
Согласно рабочей инструкции водитель должен соблюдать рекомендации по маршруту движения. В их нарушение водитель уклонился от кратчайшего маршрута, чтобы заехать домой. Во время стоянки двигатель не глушил. Это повлекло перерасход топлива.

2) между ущербом и неисполнением (ненадлежащим исполнением) трудовых обязанностей есть причинно-следственная связь.

При этом должны отсутствовать обстоятельства, исключающие ответственность водителя. Пример таких обстоятельств — форс-мажор, состояние крайней необходимости.

Шаг 4.Взыскиваем ущерб

Водитель, умышленно допустивший перерасход топлива, как правило, несет полную матответственность . То есть возмещает ущерб в полном объеме.

Наниматель может компенсировать свой ущерб несколькими способами:

1) для начала стоит предложить водителю возместить ущерб добровольно. Лучше, если согласие будет оформлено письменно. Например, водитель напишет заявление о добровольном возмещении ущерба или с ним заключат соответствующее соглашение. Целесообразно, чтобы такие документы устанавливали сроки перечисления денег;

Пример формулировки заявления

Источник: https://ilex.by/privlekaem-k-matotvetstvennosti-za-perezhog-topliva-kratkij-algoritm/

Перерасход ГСМ? За счет водителя!

Незаконное удержание денежных средств за пережог топлива

Проблема контроля расходования топлива и предотвращения его сверхнормативного использования является актуальной для большинства предприятий, эксплуатирующих транспортные средства.

Если у компании имеются одна-две машины, за каждой из которых закреплен конкретный водитель, это не составит большого труда. Но если автопарк предприятия крупнее, да еще и эксплуатируется в несколько смен, то требуется детальный ежедневный анализ потребления ГСМ.

Результатом могут стать выводы о перерасходе, вероятной причиной которого является поведение водителя. По итогам «разбора полетов» компания, скорее всего, захочет взыскать стоимость необоснованно израсходованных ГСМ с нерадивого работника.

В этом случае необходимо очень четко соблюдать все требования к процедуре установления факта перерасхода и взыскания причиненного ущерба. В противном случае действия организации могут быть успешно оспорены в суде.

Минтранс рекомендует

Термин «перерасход» (или «пережог») топлива, хотя и является общеупотребимым и понятным для транспортных компаний, но законодательно не определен.

Базовый документ для установления его смысла – Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (утв. распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р, далее – Методические рекомендации). Этот документ обязателен для всех организаций и предпринимателей, эксплуатирующих автомобильную технику на территории России.

Пункт 3 Методических рекомендаций определяет, что нормой расхода ГСМ является установленное значение меры его потребления при работе автомобиля. Такая мера потребления устанавливается путем расчета расхода бензина или дизтоплива в литрах на 100 км пробега. Соответственно, перерасходом топлива будет считаться превышение этого норматива.

Для нормирования расхода ГСМ Методические рекомендации определяют базовые значения расхода топлив. Они установлены для каждой модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы. Например, автомобиль «Ока» (ВАЗ-1111) должен потреблять 6,5 литра бензина на 100 км пути, а BMW X5 с бензиновым «движком» 4,8 литра – почти в два с половиной раза больше: 15,5 л.

Кроме того, в Методических рекомендациях установлены различные поправочные коэффициенты и надбавки, учитывающие выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля. К ним, например, относятся:

  • зимние надбавки (устанавливаются в зависимости от региона эксплуатации автомобиля);
  • повышающие коэффициенты при работе в горной местности, на дорогах со сложным планом, при вождении, требующем частых остановок, и т.д.

Соответственно, каждая компания рассчитывает норму расхода исходя из своей ситуации. При этом конкретный размер поправочных коэффициентов и надбавок в рамках предусмотренных Методическими рекомендациями пределов утверждаются приказом или распоряжением руководителя компании. С документом, устанавливающим итоговые нормы расхода, все водители должны быть ознакомлены под личную подпись.

Три причины

На основании данных о пробеге автомобиля за определенный период рассчитывается нормативный расход топлива. Его сравнивают с фактическим расходом, а затем делается вывод о соблюдении либо несоблюдении норматива. В последнем случае причины могут быть следующими.

Во-первых, возможно, компания сама не учла всех особенностей эксплуатации автомобиля и не применила все необходимые в конкретных условиях надбавки к нормативу.

Во-вторых, не исключены неисправности в работе топливной системы.

На перерасход могут влиять и особенности вождения автомобиля в конкретных условиях: например, при управлении транспортным средством на более низких передачах при заданной скорости расход ГСМ, как известно, возрастает.

Такая ситуация может возникнуть, если имеются препятствия при движении (пресловутые «пробки») или приходится двигаться по спуску с ограничением скорости и т.д.

Наконец, наиболее волнующая компанию причина – это неправомерные действия самого водителя.

К сожалению, не всегда сотрудники организации являются кристально честными, а отсутствие контроля может спровоцировать их слить горючее из бака служебной машины, например, в личный автомобиль (при этом километраж, требуемый для оправдания залитого по документам топлива, просто приписывается), или присвоить себе его стоимость.

Контрмеры

Способов выявления недобросовестных действий водителей, к сожалению, не так много. Самый оптимальный – это установка на транспортные средства систем мониторинга пройденного расстояния, которые водитель не в состоянии «подкрутить» (практика свидетельствует, что показания обычных одометров народные умельцы запросто могут изменить).

В этом случае по приборам учета можно будет с достоверностью установить пробег (разработчики соответствующих систем контроля гарантируют расхождение не более 5%). Соответственно, «подкрутить» данные системы водитель не сможет. Также возможна установка систем контроля уровня топлива в баке.

В этом случае отследить слив будет еще проще – резкое падение уровня топлива за короткий промежуток времени будет видно по приборам учета.

Если предприятие занимается регулярными перевозками, причем одними и теми же путями, оно может составить паспорта маршрутов с приложением к ним актов замера их протяженности.

В этом случае расчетный километраж уже будет известен, а при установлении поправочных коэффициентов к норме расхода ГСМ будут учтены все особенности конкретной дороги.

Следовательно, водитель не сможет в путевых листах отразить километраж, весьма отличающийся от данных паспорта маршрута.

К сведению

Показать

Обязательным составление паспортов маршрутов является только для пассажирских перевозок (см. Правила организации пассажирских перевозок, утв. приказом Минавтотранса РСФСР от 31.12.1981 № 200).

К сожалению, если приборы контроля отсутствуют, а маршрут постоянно меняется, установить точный пробег автомобиля практически нереально.

Если же в компании возможно внедрение какой-либо из описанных схем, нужен дальнейший систематический мониторинг. Для этого необходимо детальное сравнение данных путевых листов, систем учета километража и информации об остатках топлива в баке по окончании смены.

Причем если анализировать данные о километраже возможно, например, за несколько дней или за неделю, то измерять остаток топлива надо именно ежедневно, а когда автомобиль «трудится» посменно, то каждую смену. Это позволит избежать споров о том, в смену какого именно водителя произошел «пережог».

В итоге если контролер обнаруживает перерасход, то по данному факту должна быть проведена проверка.

Кто виноват?

Независимо от субъективной убежденности компании в неправомерности действий работника процедура взыскания с него стоимости «пережога» должна быть соблюдена от «А» до «Я». Для проведения служебной проверки может быть создана специальная комиссия.

К сведению

Показать

Источник: http://www.delo-press.ru/articles.php?n=11410

Административное право
Добавить комментарий