Обязан ли классный руководитель отвечать на звонки родителей учеников, в нерабочее время?

Откровение классного руководителя о родителях, которые достали

Обязан ли классный руководитель отвечать на звонки родителей учеников, в нерабочее время?

  • на
  • ВКонтакте
  • в Одноклассниках

“Здравствуйте, меня зовут Женя, и я классный руководитель (Общие аплодисменты). Я совершила ужасную ошибку и не завела второй телефон для рабочих вопросов. Теперь я в буквальном смысле многодетная мама, прости господи.”

Этот увлекательный рассказ мы нашли на просторах интернета. Прочитали, согласились (в редакции есть бывшие учителя, им знакомо!) и делимся.

В моем пятом классе 27 человек. 27 нормальных, в меру бешеных балбесов. Мы вместе учимся, радуемся, косячим, разбираемся. Да грех жаловаться, в общем-то. Но на каждого из 27 сгустков энергии приходится хотя бы по одному родителю. И знаете что? Я их периодически ненавижу.

На самом первом родительском собрании я весело и задорно сообщила:

Уважаемые родители! Я дала вам свой номер, но звонить на него бесполезно. До 17:20 у меня уроки, а после 17:20 у меня нерабочее время. Любой вопрос или информацию вы направляете мне через смс/вайбер/вотсап, и если дело серьезное, я сама перезвоню. Все, всем счастливо, все свободны!

Боль №1

“А уточните расписание на завтра!”, “А что задали по английскому?”, “А когда в школе будет учительница биологии?”.

В такие моменты я представляю, что было бы, если бы моя мама звонила классной с такими вопросами. Наверняка много нового узнала бы обо мне и о себе в частности. Но я пока еще не такая тертая и опытная тетенька, какой была обожаемая нами Наталия Михайловна, поэтому просто игнорирую.

Пока у родителей пыл не остывает. Вишенка на этом торте – в вайбере (ну хотя бы не звонок) приходит фотка от мамочки-активистки, которую я на самом деле люблю. На снимке – примеры из тетради по математике.

В сообщении просьба взглянуть, почему цифра зачеркнута, ведь она пересчитала на калькуляторе, и ответ сошелся! На мой вопрос, как учитель английского должен разбираться в математике, она вроде задумалась.

И на том спасибо.

“У нас сопельки, можно мы денек дома полежим без справки?”

Да на здоровье. Хоть два. Флешбек: первое собрание. Я рассказываю, что если ребенок уезжает на соревнования, к бабушке, на чаепитие к президенту и пропускает уроки – приносит подтверждающую это бумажку, ну хотя бы записку от мамы, и тогда я спокойна.

Каждую неделю я получаю несколько звонков о том, что делать, если ребенок приболел, поехал в санаторий или в Новгород на теннисный чемпионат. Что делать, что делать, снимать штаны и бегать.

Однажды ко мне наконец-то выбралась лучшая подруга, мы несколько часов просто сидели и чаевничали, за это время мне позвонили 5 (!) родителей.

Сначала я просто игнорировала звонки, ибо время было уже за 20:00, но подружка грозным шепотом пыталась убедить меня, мол, ответь, вдруг важное! Решили поспорить – я была на 100% уверена, что мне сообщат, что ребенка завтра не будет на уроках по причине простуды либо поездки (ибо завтра была суббота), и это можно сообщить посредством смс.

Первые три звонка подруга была еще готова поверить в совпадение. На остальных просто нервно хихикала. Позже хотели проверить, что будет, если я на вопрос: “Можно мы денек дома отлежимся?”, я отвечу: “Нет, нельзя”, но звонков в тот вечер больше не поступало.

Боль №3

“Но у вас же нет уроков!”

Так уж приключилось, что класс у меня гиперактивный. Только за последнюю неделю ноября у нас приключился перелом ноги, синяк на полморды, и у одной девочки посредством кувырков на физре обнаружилась нестабильность шейных позвонков.

К моему локальному облегчению, ни в одном из случаев не была виновата ни лично я, ни кто-то еще из персонала школы. И во всех случаях родители признали, что дети виноваты сами.

Но! Сабж: У меня методический день, любимая мною пятница, когда в школу я захожу только по большой необходимости. В ту злополучную пятницу решила занести в класс новогодние украшения. В это время мои пацаны носятся по школе, при этом тупо огибая завучей и учителей, пытающихся их остановить. В итоге один из них спотыкается о старшеклассника и улетает, прочесав лбом половину коридора.

Опущу подробности, в итоге мама прилетела в школу разбираться, кто там сыночку обидел, не для того она ему перчик целовала. Короче, пришлось мне забить на игрушки и спуститься поругаться к директору.

Послушав претензии типа: “А почему это моего мальчика к директору привел учитель технологии, а не вы?” (Да потому что у меня вообще методдень, я дома в кроватке лежу, контрольные проверяю), высказав все, что я думаю про поведение ее мальчика (ибо нечего скакать по школе через 5 дней после очередного инструктажа по ТБ, который случился после очередного перелома), я ушла домой.

В течение дня эта мамочка мне названивала, но вот – верите, нет – реально некогда было поговорить. Пока ужин готовила, пока с собакой гуляла, пока на маникюр сходила, пока то, пока се. Короче, ближе к вечеру перезвонила. Говорю, мол, знаете, не было возможности с вами по телефону поговорить, но щас вот слушаю вас очень внимательно. Все-таки травма, надо обсудить. А мамочка мне:

Ой, как это нет возможности, вы же мне в школе сказали, что у вас нет уроков!

Я прям в шоке! Человек вообще не задумался, что у учителей бывает своя семья, свои дела и, не дай Бог, личная жизнь!

Фух, выговорилась.

Мне вот интересно, эти люди сами регулярно после работы занимаются рабочими вопросами? Я понимаю, что родители приходят со своих работ в 6-7 часов вечера и именно тогда узнают, что там у ребенка случилось, и сразу же хотят это обсудить. Но куда подевалось банальное уважение к чужому времени? Да вообще уважение? Или это я прям такая безответственная и должна заниматься чужими детьми в нерабочее время?

Источник: https://rebenok.by/articles/stature/difficulty/25163-otkrovenie-klassnogo-rukovoditelya-o-zadolbavshikh-roditelyakh.html

Елена Пинская: родители «достают» учителей в мессенджерах

Обязан ли классный руководитель отвечать на звонки родителей учеников, в нерабочее время?

Любопытной статьей поделилась на своей -странице Елена Пинская, руководитель департамента образования горадминистрации. Судя по ее комментарию к статье («Взгляд учителя. Родителям читать»), она солидарна с мнением автора статьи. Хотя нам лично изложенные в ней переживания кажутся надуманными. Ниже — сама статья и наши комментарии.

Операция «Достань учителя»

Час ночи, я сплю после трудового дня, как вдруг начинает вибрировать телефон. Я вскакиваю, в голове только одна мысль: «Мама! Она старенькая, ей стало плохо…». Хватаю телефон и обнаруживаю сообщение в мессенджере: «Паша не поедет на экскурсию».

Чертыхаясь, бреду на кухню, сна ни в одном глазу. Через час я все же засыпаю, но в 5 утра приходит новое сообщение из другого чата: «Напишите задание по алгебре».

Сначала хочется ответить грубо, потом размышляю о воспитании этой мамы-полуночницы, возникает желание написать ее родителям, жаль, что нет их номера телефона.

Под конец в моем воспаленном мозгу пронеслось: «А как жить учителю в наше время – время мобильной связи, социальных сетей и мессенджеров?».

В наше время школьный учитель живет сложно, но интересно. Если раньше в эту профессию шли в основном тихие и любящие детей женщины, то сейчас такой человек в школе просто не выживет.

Рабочий день учителя начальной школы начинается не в 8:30 утра, как думают многие. Он начинается, когда какому-нибудь родителю придет в голову написать в мессенджер сообщение: «Макар (Ваня, Лиза) сегодня в школу не придет».

Кто-то напишет в 7:30 утра, а кто-то в 6:00. Дальше стандартно в течение дня: «Дошел ли Андрей до школы?», «Напомните Лене про шахматы», «Отпустите Женю в 11:45». И каждый раз учитель обязан ответить.

По окончании уроков учитель часто вынужден сообщать домашнее задание, так как чудо XXI века – электронный дневник периодически не работает. Вечером родители любят задавать вопросы по поводу выполнения домашнего задания или различных школьных проектов.

Например, одной из значимых страниц в жизни нашего класса стал сбор макулатуры. В 23:00 особо ответственные родители рассказывали учителю, как и где они добывают макулатуру, спрашивали, сколько килограммов не хватает, чтобы класс занял призовое место.

Особенно хочу остановиться на электронном дневнике.

Человек, который его придумал – гений, чего не скажешь о тех, кто занимается его обслуживанием. Первые два-три месяца учебного года электронный дневник, как правило, либо совсем не открывается, либо открывается у половины класса.

Вторая половина слезно просит у первой или у учителя написать домашнее задание в мессенджер. В начальной школе с этим проще, ведь учитель один по всем предметам, кроме английского языка. Но что делать старшеклассникам? Кто-то еще записывает домашнее задание в бумажный дневник, а кто-то не видит в этом смысла, так как есть электронный.

Оценки в электронном дневнике часто появляются вне зависимости ото дня, когда ребенок их получил.

Если с начальной школой вопросов обычно не возникает, так как учитель выставляет оценки в день ответа ребенка, то в средней школе не знаешь, когда ждать беды.

Одни учителя выставляют оценки ежедневно, другие не выставляют неделями, им проще огорошить родителей кучкой троек и даже двоек перед окончанием четверти (или триместра).

Счастливый родитель, ежедневно проверяющий электронный дневник и видящий две оценки «3» и «4», спит спокойно и радуется, что его ребенок неплохо учится. Как вдруг появляются пять или шесть которые не оставляют надежды на итоговую «4». Тут-то и начинаются звонки классному руководителю в любое время дня и ночи с требованиями отменить, отработать, переписать, наказать и т.д. и т.п.

У нас принято ругать всех, искать виноватого. Родители пытаются влиять на учителей в деле выставления оценок. Учителя отбиваются как могут, но им часто приходится идти на уступки. Я понимаю родителей, потому что сама мать и хочу, чтобы мои дети приносили домой пятерки.

Ведь хорошие оценки ребенка – это не только показатель его знаний, это еще и показатель того, что ты состоялся как родитель. Я понимаю и учителей: им хочется, чтобы дети не отвлекались, чтобы контрольные писали на хорошие оценки. Если за контрольную работу половина класса получит низкие оценки, то виноват будешь ты – учитель.

Поэтому-то и ведется нескончаемая борьба между родителями и учителями.

Огромная просьба к учителям! Выставляйте плохую оценку в день ее получения, и жить вам станет спокойнее, так как у детей появится время осознать и исправить ее.

Что касается общения учителей и родителей в мессенджерах, важно устанавливать жесткие правила, которые нельзя нарушать обеим сторонам. Должны быть оговорены временные промежутки, когда можно писать учителю с вопросами. Главное, чтобы сам учитель их соблюдал. Стоит один раз ответить во внеурочное время, как сразу последует реакция родителей в виде нескончаемых сообщений.

Нельзя научить ребенка уважать и слушать учителя на уроке, если родители этого ребенка сами неуважительно относятся к учителю, позволяют себе при ребенке обсуждать внешность или черты характера учителя, рассуждать о степени его профессионализма.

Родители, опомнитесь! Учитель – это такой же человек, как и вы, со своими радостями и печалями.

У него тоже может быть плохое настроение из-за того, что болит голова или ребенок заболел. Учитель умеет мечтать, смеяться и плакать. Ему обидно, когда не ценят его труд, когда на уроках его не слушают дети. Ведь учитель готовится к каждому уроку, старается, чтобы детям было интересно изучать алгебру и геометрию, физику и химию, биологию и русский язык.

Какая должна быть любовь к предмету и детям, чтобы объяснять скучные и даже неприятные вещи так, что ребенок приходит домой и рассказывает о пройденном в школе с восторгом: «Мамочка! Мы сегодня изучали ланцетника, представляешь, у него нет сердца! Бессердечный! Как он живет?». Или со слезами: «Эти мерзавцы убили сына Лжедмитрия, трехлетнего ребенка!».

Учитель имеет право на отдых.

Думаю, любому человеку не понравилось бы, чтобы в законные выходные начальник названивал ему по рабочим вопросам поздно вечером или рано утром; чтобы после тяжелого рабочего дня на выходе из офиса его почти ежедневно встречал начальник и провожал домой, по дороге нудно донимая делами.

Во времена стационарных телефонов было не принято звонить позже 21:00.

Откуда сейчас взялась эта бесцеремонность? Может, стоит ввести в школах этику общения в социуме, в частности в социальных сетях и мессенджерах? Пусть это будет всего два или три урока, но с практическими заданиями на дом.

И хорошо бы еще преподавать будущим учителям не только детскую психологию, но и методы общения с родителями разных видов: беспечный родитель, родитель-хам, родитель-прилипала и т. д. И учителям, и детям, и их родителям сосуществовать стало бы проще.

Что можно на это сказать? Только одно: современный учитель, который не умеет отключать уведомления или звук на своем смартфоне — какой-то странный человек.

Родители, пишущие в мессенджер в ночное время, совершенно уверены, что никаких проблем не создают и что их сообщения будут прочитаны утром, когда учитель проснется в положенное время.

Возможно, департаменту образования стоит провести для учителей специальные курсы по управлению мобильными телефонами?

Источник: https://tltpravda.ru/elena-pinskaja-teachers-hate-viber/

Как защитить права ребенка, если они нарушаются школой

Обязан ли классный руководитель отвечать на звонки родителей учеников, в нерабочее время?

Международные документы по правам ребенка, Конституция Российской Федерации, законодательство РФ наделили школьника довольно обширными правами. В частности, школьник имеет право:

  • на бесплатное образование;
  • на  выбор учебного заведения;
  • на выбор формы получения образования: в школе  и вне школы путем семейного образования и самообразования;
  • на выбор формы обучения: очное, заочное, очно-заочное, на дому, по индивидуальному учебному плану;
  • на перевод в другую школу по желанию ребенка (при согласии родителей);
  • на  бесплатное пользование библиотечной (школьной) литературой;
  • на  участие в школьном самоуправлении;
  • на помощь учителей во время обучения;
  • на свободу совести и выражение личных убеждений;
  • на обучение в безопасных условиях;
  • на добровольное посещение дополнительных кружков, секций, занятий;
  • на помощь школе на добровольных началах;
  • на свободное посещение школьных мероприятий, не входящих в план обучения;
  • на доступ к информации;
  • на защиту от эксплуатации, выполнения работы, которая вредна для физического или психического здоровья ребенка, препятствует получению образования;
  • на предоставление особых условий детям с ОВЗ;
  • на тайну переписки, телефонных переговоров, личных данных;
  • на участие в культурных мероприятиях, занятия творчеством и искусством;
  •  имущественные права.

Нарушать права ребенка, в том числе и в школе,  недопустимо. Вот что сказано на этот счет в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ с последующими изменениями:

«При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка».

Однако, не всегда это бывает так. Приведем несколько характерных ситуаций.

Типичный случай: ученик опоздал на урок, пришел не в установленной школой форме, не с той прической, и  учитель не  допустил его до уроков. Когда ученика  не пустили на урок или удалили с урока, то в этом случае произошло нарушение его права на образование. У учителя нет права решать: пускать или не пускать ученика на урок.

В школе есть Устав, правила поведения, правила ношения школьной формы и т.д. Если же ученик их нарушает, то к нему могут быть применены такие  меры как замечание, выговор, исключение из школы. А вот такой  меры,  как отстранение от урока — нет.

Если ученик не был допущен на урок, то в таких случаях родители или  ученик могут написать жалобу директору школы,  в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования, в прокуратуру.

Если же действия ученика угрожают жизни и здоровью других обучающихся, учителю, то учитель обязан вызвать администрацию школы, полицию и других специалистов, которые примут к ученику адекватные меры воздействия. Применение педагогическими работниками  мер физического воздействия к ученикам недопустимо.

Бывает, что  учитель, классный руководитель занимаются проработкой ученика в присутствии всего класса, или дежурный учитель на школьной линейке прорабатывает провинившихся школьников в присутствии других учеников.

 Такие публичные проработки входят в противоречие с правом обучающегося на уважение своего человеческого достоинства, наносят детям огромный моральный вред.

Если такие «методы воспитания» практикуются в школе,  то это повод для родителей  обратиться в суд.

Обсудить волнующую учителя проблему с учеником учитель  может только лично, без посторонних. При этом он не должен также оказывать на ученика давление.

Иногда учителя разговаривают с учеником на повышенных тонах, необоснованно критикуют, шантажируют, предъявляют завышенные требования или подвергают чрезмерным наказаниям.

Это ничто иное  как   применение мер психического насилия по отношению к ученику,  унижение его чести и достоинства.

В таком случае  родители вправе не  только обратиться к администрации школы, но и  в прокуратуру, и в суд.

Не единичны факты, когда  школа под разными предлогами принуждает родителей сдавать деньги. Однако ответственность за то, что некоторые родители не сдали деньги, классным руководителем почему-то возлагается на их детей. Этих учеников начинают ругать, преследовать, шантажировать.

Такие действия классного руководителя — прямое нарушение права ребенка на образование, унижение его чести и достоинства. И в этом случае у родителей  есть все основания обратиться  с жалобой к директору школы, в орган управления образованием, прокуратуру и, если потребуется, – в суд.

Бывает, что школа привлекает учащихся к общественно-полезному труду: уборка класса, генеральная уборка школы или ее территории, работа по благоустройству по месту жительства и др.

В ст.34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» по этому поводу сказано так: «Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается».

Проблема может быть решена следующим образом: чтобы привлечь учеников к общественным работам, школа должна обратится к ученикам, а не приказывать им, обязательно получить согласие учеников на помощь школе своим трудом и письменное согласие родителей. Это относится и к дежурству учеников по классу и по школе. Если эти условия не будут выполнены, то у родителей будут все основания жаловаться на школу.

Следует отметить, что  Министр образования и науки О.Ю.Васильева  считает, что общественно-полезный труд следует вернуть в школу: «Мы должны вернуть и сельские бригады, которые у нас были в сельских школах, мы должны вернуть работу на приусадебных участках, которая была всегда, мы должны вернуть уборку помещений школьных, которая никак не граничит с угрозой жизни и здоровью школьника.

Мы должны вернуть, прежде всего, ответственность маленького человека за то место, в котором он проводит 11 лет. Не потребитель маленький, а созидатель, который в этой школе созидает вместе с нами, с учителями и родителями», — заявила  она на заседании комитета СовФеда по науке, образованию и культуре  26 сентября 2016 года.

Но для этого необходимо изменить вышеупомянутую норму закона об образовании.

Примеры нарушений прав ребенка в школе можно приводить и дальше. В любом случае, если  родитель считает, что права его ребенка нарушены, то он прежде всего должен  обратиться к педагогу или администрации школы за разъяснениями сложившейся ситуации.

Если разъяснения его не удовлетворили, то он имеет право написать жалобу директору образовательного учреждения и получить письменный ответ, который содержит объяснения относительно предмета спора. Если ответ администрации не устроил родителя, то можно обратиться за разъяснениями в вышестоящие инстанции управления образованием.

Также в зависимости от характера нарушения прав ребенка и удовлетворенности принятыми по этому поводу мерами можно обращаться к региональному уполномоченному по правам ребёнка,  в региональный орган Рособрнадзора, во Всероссийское общество защиты прав потребителей образовательных услуг, в местные органы опеки и попечительства, в  Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, в прокуратуру, суд, полицию. Главное – не оставлять подобные  случаи без разбирательства.

Следует обратить внимание, что юридическая ответственность, в том числе и уголовная, по определению является индивидуальной, а не коллективной. Поэтому ни возбудить уголовное дело, ни подать гражданский иск на группу граждан, например, на школьный класс или группу педагогов, родителей невозможно. Привлекать к ответственности можно только каждого в отдельности, а не коллектив.

Конечно, права школьника не должны нарушаться. Но помимо прав у ученика есть и обязанности, которые он должен знать и неукоснительно  выполнять.

К примеру, школьник должен добросовестно учиться, посещать обязательные занятия  в соответствии с расписанием, бережно относиться к имуществу школы,  уважать честь и достоинство других учеников и работников школы,  выполнять требования работников школы по соблюдению правил внутреннего распорядка, и т.д. В школе они определены Уставом, правилами внутреннего распорядка, локальными актами   школы, а на федеральном уровне —  законом об образовании.

Примечание

С 2009 года в России действует институт уполномоченных по правам ребенка. На Федеральном уровне уполномоченным по правам ребенка в настоящее время является Анна Кузнецова. Есть такая должность и на региональном уровне. Кроме того, в школе тоже может быть уполномоченный по защите прав детей или по защите прав участников образовательного процесса, к которому также можно обращаться.

https://www.youtube.com/watch?v=Q6qy3G3X9D4

В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59- ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» с последующими изменениями,  ответ на свою жалобу заявитель должен получить  в срок, не превышающий 30 дней.

Основные нормативные документы по вопросам защиты прав детей

Декларация прав ребенка

Конвенция о правах ребенка

Конституция РФ

Семейный Кодекс о правах и обязанностях родителей и детей

Семейный Кодекс о защите прав детей, оставшихся без попечения родителей

Федеральный закон «Об опеке и попечительстве»

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации»

Также в блоге

Защитим наших детей

Нарушения и наказания — новые правила для обучающихся

Из школы в школу

Защищаем права ребенка в школе

Безопасность ребенка в школе

Школьные конфликты можно урегулировать посредством школьной медиации

Как защитить права ребенка, если они нарушаются школой

Источник: https://eduinspector.ru/2017/02/05/kak-zashhitit-prava-rebenka-esli-oni-narushayutsya-shkoloj/

Административное право
Добавить комментарий