Обман при покупке полиса Каско вместе с автомобилем

Эксперты рассказали, как выгоднее страховаться по ОСАГО и каско

Обман при покупке полиса Каско вместе с автомобилем

Как выгоднее застраховаться, когда автовладельцу нужны сразу два полиса – ОСАГО и каско? Заключать договор добровольного страхования в той же компании, где приобретен полис ОСАГО, или в другой? А при страховании по каско, например, в автосалоне, стоит ли сразу оформлять “автогражданку” у того же агента? Или здесь нет смысла искать выгоду? “Российская газета” попросила экспертов отрасли назвать оптимальную стратегию.

Каких-либо нормативных ограничений в этом вопросе нет, напомнили специалисты. Автолюбитель обязан застраховать свою автогражданскую ответственность, но может сделать это в любой компании, представленной на рынке. Добровольная страховка – вообще личное дело каждого. Правда, с одним ограничением: когда речь идет о приобретении новой машины в кредит, каско становится обязательным.

“Законодательством не предусмотрено запретов на заключение договора страхования по каско в той же страховой компании, где заключен договор ОСАГО, или в другой.

При выборе нужно исходить из экономической выгоды, поскольку именно страховая компания устанавливает размер страховой премии при заключении добровольного договора страхования”, – отмечает ведущий юрист Европейской юридической службы Раиль Гизятов.

Сразу подчеркнем: большинство экспертов сошлись во мнении, что для двух видов страхования автолюбителям лучше выбирать одну и ту же контору.

В первую очередь, ради экономии времени, ведь можно оформить два полиса одновременно, причем компания идет навстречу таким клиентам и старается минимизировать его участие в подготовке документов. Зачастую приходится лишь на пару минут заскочить в контору, чтобы оплатить и забрать обе страховки, а в отдельных случаях страховщик и сам может подвезти полисы.

Во-вторую – ради удобства. Как напоминает старший юрисконсульт компании “Мой семейный юрист” Дарья Кашлева, при наступлении ДТП автовладельцу придется звонить только в одну страховую компанию, а не в разные.

А еще – ремонтировать автомобиль во всех случаях будет один сервисный центр.

Кроме того, если речь идет о единственной компании, проще вносить изменения в страховые полисы и заниматься вопросами урегулирования убытков, отмечает замдиректора департамента андеррайтинга и управления продуктами СК “Согласие” Андрей Ковалев.

Другой важный момент – надежность и доступность сервиса, которая проверяется практикой. “Если вы страхуетесь в компании несколько лет, у нее постоянный офис и оформляет вас один и тот же сотрудник, не меняйте ее на другие, несмотря на обещания и посулы других компаний.

Лучше придите с этими предложениями в “свою” контору и попробуйте поговорить о возможности применить их “на месте”.

Нормальная компания пойдет на это без разговоров, если, конечно, “другие предложения” – не откровенно “рекламные завлекалки”, – говорит бывший замруководителя федеральной службы страхового надзора Александр Щеглов.

Кроме того, ряд компаний старается предоставлять клиенту с двумя страховками финансовую выгоду.

Общественный деятель, юрист, экономист Роман Харланов объясняет это прямой заинтересованностью участников рынка: “На ОСАГО никто из страховщиков не зарабатывает, все зарабатывают на каско, а потому и интересные ценовые предложения можно получить чаще при покупке пакета, состоящего из этих двух услуг”.

“Каско – один из самых дорогих видов страхования, и страховщики очень заинтересованы в постоянном притоке клиентов. Причем безаварийных. Поэтому, некоторые страховые компании, делая расчет каско, предлагают своего рода “динамическую” скидку за каждый безаварийный год страхования ОСАГО: скажем, за 1 год – 2%, за 2 года – 3% и т.д.

Вот и получается, что автовладелец, страховавшийся несколько лет по ОСАГО в одной и той же компании и не побывавший ни в одном ДТП, может получить в компании скидку на каско в 10-15%.

Более того, большинство страховых компаний предлагает небольшие скидки при одновременном страховании ОСАГО и каско даже для новых клиентов”, – утверждает гендиректор страхового общества “Помощь” Александр Локтаев.

Но не все так однозначно.

“Стоит ли оформлять полисы каско и ОСАГО в одной компании? Главное – не стоит верить тем компаниям, которые не хотят страховать один вид ответственности без другого!” – предупреждает адвокат Александр Липатников. Он также говорит о возможной скидке при одновременной покупке полисов, но добавляет: величина дисконта может нивелироваться стоимостью самого полиса каско – в разных компаниях она существенно различается.

Страховщики назвали самый угоняемый автомобиль России

А заместитель гендиректора компании “Mains Страховой брокер” Павел Озеров и вовсе сомневается в финансовой подоплеке одновременного страхования.

“Признаков дополнительной лояльности при объединении двух продуктов для частных клиентов не наблюдается, чего нельзя сказать о юридических лицах, где именно комбинация продуктов играет роль при формировании финальной стоимости покрытия”, – уверен он.

Кроме того, скидки могут предоставить и другие страховщики, отмечает представитель компании “Ремонтиста” Александра Обыденова. “Порой выгодно сменить компанию по окончании срока автострахования. Многие дают бывшим клиентам конкурирующих фирм скидку на автостраховку около 5%”, – заявляет она.

Источник: https://rg.ru/2017/05/31/eksperty-rasskazali-kak-vygodnee-strahovatsia-po-osago-i-kasko.html

Дополнительная защита по ОСАГО превратилась в дефицит

Обман при покупке полиса Каско вместе с автомобилем

Только с каско и исключительно на новый автомобиль из салона продает ДСАГО и «Ингосстрах», сказали в колл-центре страховщика /Ярослав Чингаев для Ведомостей

Купить полис добровольного страхования автогражданской ответственности (ДСАГО) становится все сложнее. В колл-центрах «Согаза», «Росгосстраха», «Альфастрахования», «РЕСО-гарантии» и «Ингосстраха» сообщили «Ведомостям», что компании либо вообще отказались от этого продукта, либо продают его при определенных условиях – например, только вместе с полисом каско.

ДСАГО – это дополнительный полис, который уберегает автомобилиста от необходимости компенсировать вред пострадавшему, если выплат по ОСАГО оказалось недостаточно. Сейчас лимит по ОСАГО – 400 000 руб. за повреждение имущества и 500 000 руб. за вред жизни и здоровью, добровольно его можно увеличить до 3 млн руб.

Продажи ДСАГО падают последние годы, а в 2017 г. впервые за долгие годы было продано менее 1 млн полисов, свидетельствует статистика ЦБ – более чем втрое меньше, чем в 2013 г.

По итогам I квартала этого года продажи снова упали – на 17 215 полисов. В 2017 г.

таких полисов было продано в 40 раз меньше, чем ОСАГО, указывает замдиректора департамента финансовой политики Минфина Вера Балакирева (ее цитаты из интервью «Российской газете»).

«Альфастрахование» уже несколько лет не продает ДСАГО, подтверждает его представитель. А «Росгосстрах» продает только вместе с полисами каско, утверждает замруководителя департамента автострахования «Росгосстраха» Павел Бородин (сотрудники колл-центра говорили, что не продает вовсе).

Только с каско и исключительно на новый автомобиль из салона продает ДСАГО и «Ингосстрах», сказали в колл-центре страховщика. Не купить полис ДСАГО без каско и в ВСК, говорит руководитель управления страхования каско Григорий Попов, лимит выплаты снижен до 1,5 млн руб.

А «РЕСО-гарантия» продает дополнительное страхование лишь тем, кто не менее года был застрахован по ОСАГО и не имел убытков, следует из слов сотрудника колл-центра компании.

Представители «Согаза» (в его колл-центре сказали, что не продают полисы ДСАГО) и «Ингосстраха» не ответили на вопросы «Ведомостей».

«Страховщики не смогли создать условия, при которых бы ДСАГО получило развитие», – считает Балакирева. С 2015 г. полис ДСАГО подорожал на треть – средняя цена выросла с 2500 до 3300 руб. в 2017 г., отмечает аналитик АКРА Евгений Шарапов.

Страховщики же по-разному объясняют ситуацию. Это продукт с высокой убыточностью, говорит заместитель гендиректора «РЕСО-гарантии» Игорь Иванов, в этом сегменте велика вероятность мошенничества.

ДСАГО стали активно использовать так называемые автоюристы, «чтобы максимально увеличить размер своей прибыли с одного судебного дела», утверждает и представитель Российского союза автостраховщиков (РСА). Более 33% выплат по ДСАГО в 2017 г. были через суды, добавляет он: «При таких результатах бизнес не будет работать ни в одной стране мира». Страховщики в 2017 г.

собрали на ДСАГО примерно 3,3 млрд руб. и выплатили почти сопоставимую сумму – около 3 млрд, «что косвенно может говорить об очень высокой убыточности сегмента», соглашается аналитик «Эксперт РА» Ольга Скуратова.

Тем не менее есть компании не из первой десятки по сборам, которые в прошлом году продажи ДСАГО наращивали: например, «Тинькофф страхование» (на 140%), «Ренессанс страхование» (на 65,9%).

Представитель «Тинькофф страхования» объясняет это ростом продаж каско, к которому полис ДСАГО предлагается в качестве дополнительной опции.

А его коллега в «Ренессанс страховании» – обслуживанием одного крупного автопарка.

Компании, которые наращивают продажи таких полисов, возможно, еще не столкнулись с убытками по ДСАГО, полагает представитель РСА. Он напоминает, что по ДСАГО в отличие от ОСАГО нет компенсационных фондов и все риски несет автомобилист, который заключил договор.

ДСАГО – это коммерческий продукт, тарифы по которому не регулируются, и страховщики могут самостоятельно определять стоимость полиса, указывает организатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов: «Совершенно непонятно, почему страховые компании отказываются от продукта, который интересен большому количеству автолюбителей и на который они готовы потратиться». Массового спроса со стороны населения нет, убежден Бородин: «Многие автомобилисты считают ОСАГО достаточной защитой в случае ДТП».

Превысить лимит выплат по ОСАГО в 400 000 руб. вполне реально, считает Шкуматов. В 2017 г. средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России составила 1,33 млн руб., следует из оценки аналитического агентства «Автостат».

Поэтому весь не покрытый полисом ОСАГО ущерб без полиса ДСАГО автомобилисту придется выплачивать из собственных средств «и никого не волнует, есть ли у него такие деньги», говорит Шкуматов.

В Минфин поступает много обращений о недостаточности страховых сумм для полного возмещения ущерба в связи с ростом стоимости транспортных средств и их ремонта, подтверждает Балакирева, увеличивается количество исков к виновникам ДТП о взыскании с них ущерба, превышающего страховое возмещения по ОСАГО.

Обязать страховщиков продавать ДСАГО невозможно – договор не является публичным. Представитель ЦБ не ответил на вопросы о доступности услуги и планах стимулировать продажи ДСАГО.

Источник: https://www.vedomosti.ru/finance/articles/2018/07/23/776211-dopolnitelnaya-zaschita-osago

Что такое каско и от чего оно защищает

Обман при покупке полиса Каско вместе с автомобилем

Покупая автомобиль, мы приобретаем вместе с ним и опасения за его сохранность, ведь авария или угон могут обернуться большими тратами. Кто-то полагается на удачу, но избежать непредвиденных расходов можно с помощью страхования – автокаско, или просто каско.

Что такое каско и от чего оно защищает?

Каско – это страхование транспортного средства (ТС) на случай его повреждения или угона. Страховкой каско можно воспользоваться, даже если автомобиль или, мотоцикл пострадали по вине владельца. Если машина попадет в аварию, на нее упадет сосулька с крыши или даже сам водитель не впишется в двери гаража, каско может покрыть убытки.

Обычно владельцы ТС приобретают полисы каско по собственному желанию. Но при покупке автомобиля в кредит лучше не отказываться от страховки – ведь полис каско помогает снизить ставку по кредиту.

В чем разница между каско и осаго?

Каско – это добровольное страхование, которое защищает интересы владельца транспортного средства. Даже если он сам станет виновником ДТП и его застрахованный автомобиль пострадает в аварии, выплаты по каско возместят этот урон. Владелец авто получит деньги, или машину отремонтируют за счет страховой компании. Тарифы каско устанавливает каждый страховщик самостоятельно.

ОСАГО – это обязательное страхование гражданской ответственности владельцев ТС. Выплаты по ОСАГО получают пострадавшие. То есть если обладатель полиса ОСАГО своим автомобилем заденет чей-то бампер или наедет кому-то на ногу, его страховая компания возместит вред, нанесенный чужому имуществу или здоровью. Тарифы ОСАГО регулирует государство.

Каско ОСАГО
Все ли автомобилисты должны покупать полис? Нет Да
Кто получает выплаты или ремонт? Владелец ТС Пострадавший по вине водителя ТС
Кто определяет страховые тарифы (цену полиса)? Страховая компания самостоятельно Страховая компания – в рамках, установленных государством

Вкратце о видах автострахования в этом видео:

На тарифы влияет много факторов:

  1. статистика угонов конкретной марки и модели транспортного средства в вашем регионе;
  2. цена запчастей и стоимость нормо-часа на станциях технического обслуживания для вашей марки автомобиля в вашем населенном пункте;
  3. возраст автомобиля;
  4. мощность двигателя;
  5. возраст и стаж вождения всех водителей застрахованного транспортного средства;
  6. их страховая история (основное – как часто они попадали в аварии и каких страховых выплат это потребовало);
  7. дополнительные услуги, включенные в полис (эвакуация, выезд аварийного комиссара);
  8. тип охранного устройства автомобиля;
  9. место ночной парковки – гараж, охраняемая стоянка или просто улица;
  10. другие условия (например, каско машины с правым рулем будет дороже).

Можно сэкономить с помощью франшизы 

Франшиза – часть ущерба, которую не возмещает страховая компания. Вам это может быть удобно – не придется из-за каждой царапины обращаться к страховщику – и выгодно – франшиза существенно снижает стоимость полиса.

Существует два основных вида франшизы: условная и безусловная. При условной франшизе, если ущерб не превышает ее размер, вы ничего не получаете. Если же ущерб больше франшизы, страховщик выплачивает возмещение в полном объеме. Безусловная франшиза уменьшает страховую выплату в любом случае.

Франшиза бывает фиксированной в рублях или составляет долю от страховой суммы. Договор страхования может предусматривать и другие виды франшизы.

Как получить возмещение

Существует два варианта страхового возмещения по каско:

  1. Ремонт

    Страховая компания может направить вас на одну из станций техобслуживания (СТО) и сама заплатить за ремонт вашего ТС. Вы заберете уже приведенный в порядок автомобиль.

  2. Деньги

    Эксперты страховщика или независимая экспертиза определит размер денежной выплаты. Либо вы представите счета за уже сделанный ремонт как доказательство его реальной стоимости.

Способ возмещения убытков страховщик согласует с вами на этапе заключения договора и указывает в страховом полисе.

Если выбран ремонт, в договоре или правилах страхования должно быть написано, где именно будут чинить ваше ТС: у официального дилера или на специализированной СТО. Это влияет на стоимость полиса: дилеры обойдутся дороже.

Возмещение может учитывать или не учитывать износ заменяемых запчастей. Это тоже должно быть написано в полисе.

Что сделать перед покупкой полиса

  1. Проверьте лицензию

    Убедитесь, что выбранная страховая компания имеет действующую лицензию на автокаско.

  2. Изучите термины

    «Угон», «хищение», «ущерб», «полная или конструктивная гибель автомобиля» – эти термины страховые компании могут понимать по-разному. Внимательно прочитайте правила страхования, не стесняйтесь задавать вопросы до подписания договора.

  3. Узнайте требования

    В договоре и правилах страхования могут быть условия, которые вы не сможете выполнить. Например, не все закрытые автостоянки имеют охранную систему или имеют, но не могут подтвердить это документами.

  4. Выясните, как действовать

    Подробно изучите правила взаимодействия между страховой компанией и вами. Запомните, как быстро и каким образом вы должны сообщить компании о наступлении страхового случая. Невыполнение требований может сократить или вообще отменить выплату.

  5. Уточните сроки возмещения

    Как скоро вам выплатят деньги или отремонтируют автомобиль – это лучше выяснить заранее.

Для оформления полиса необходимы следующие документы

  • паспорт;
  • водительское удостоверение;
  • свидетельство о регистрации транспортного средства;
  • иные документы в соответствии с условиями договора и правилами страхования.

Что делать, когда наступил страховой случай

Порядок действий изложен в правилах страхования. Общие правила такие:

  1. если машину угнали или вы стали участником серьезного ДТП, сразу же сообщите о случившемся в полицию по телефону 102 или 112;
  2. если есть пострадавшие, вызывайте скорую помощь: 103 или 112;
  3. если произошел взрыв или пожар, звоните в пожарную охрану: 101 или 112;
  4. сразу после этого сообщите о происшествии своему страховщику по телефону, указанному в полисе;
  5. в срок, определенный правилами страхования, обратитесь с письменным заявлением в свою страховую компанию.

На дороге у вас всегда должен быть с собой комплект документов:

  1. водительское удостоверение или временное разрешение на управление ТС;
  2. свидетельство о регистрации ТС;
  3. бумажный полис ОСАГО или распечатка электронного полиса;
  4. информация о вашем полисе каско: телефон страховщика, номер и срок действия полиса;
  5. бланк извещения о ДТП и ручка для его заполнения.

Почему могут отказать в возмещении

Самые частые причины отказа в выплате каско:

  1. Случай не является страховым по условиям договора. Внимательно изучите сам договор и правила страхования перед покупкой полиса.
  2. Ущерб причинен не транспортному средству, а водителю или пассажирам. Каско не покрывает этот риск. Для этого понадобится отдельный полис – страхования жизни.
  3. Застрахованное транспортное средство повреждено намеренно самим владельцем или допущенным к управлению водителем.
  4. Автомобиль пострадал, когда за рулем был водитель, не внесенный в полис или вообще без водительских прав.
  5. Автомобиль был поврежден, когда его использовали не как личный транспорт. Например, для автогонок, обучения вождению или как такси.
  6. Водитель был в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
  7. Ущерб вызван естественным износом транспортного средства.
  8. Информация об обстоятельствах страхового случая оказалась недостоверной.
  9. Страхователь не выполнил обязанности, установленные договором и правилами. Например, не поставил автомобиль на охраняемую стоянку на ночь. Или с большой задержкой сообщил об аварии.
  10. Страховой случай произошел, когда срок действия договора уже закончился.

Куда жаловаться в случае проблем

Если вы считаете, что страховая компания нарушает ваши права – например, задерживает выплату страхового возмещения, занижает его сумму или вовсе отказывается платить, обращайтесь с жалобой в Банк России.

Источник: https://fincult.info/article/kasko/

Как не стать жертвой мошенниковпри покупке КАСКО?

Обман при покупке полиса Каско вместе с автомобилем

Стоимость КАСКО нередко больше месячной зарплаты рядового сотрудника страховой компании. По этой причине у агентов возникает соблазн присвоить средства страхователей. Кроме того, в отличие от ОСАГО нет возможности проверить подлинность полиса в единой базе, а внешний вид бланков отличается. На этом фоне мошенничество в рамках КАСКО процветает.

Как правило, такое мошенничество предполагает определённые манипуляции продавца с целью присвоения финансовых средств страхователя. Условно можно выделить два варианта действий:

  1. Агент получает страховую премию от клиента, но не передаёт её в кассу организации.
  2. Агент получает страховую премию от клиента. При этом в экземпляре полиса страховщика он указывает более «дешёвый» вариант страхования, а разницу присваивает себе.

В первом случае оформленный договор просто «не доходит» до бухгалтерии вместе с деньгами. Данный факт легко выявляется при наступлении страхового события или при попытке внести изменения в страховку.

Поэтому чаще этот способ используется продавцами, которые собираются в скором будущем покинуть компанию. А то и вовсе прекратить работу в страховании и/или уехать из региона/страны. Хотя это их не спасает, ведь в случае выявленного обмана служба безопасности все равно обратится в полицию.

Второй вариант менее «прибыльный» для сотрудника компании или страхового посредника. Но он более завуалирован, а потому обман не всегда обнаруживается даже при убытке.

Например, в экземпляре договора страховой организации предусмотрено ограничение по месту хранения авто или прописано наличие неустановленной «противоугонки». В полисе клиента таких условий может не быть.

Однако при страховом случае по «Ущербу» подобные расхождения не имеют значения, следовательно, рискуют остаться незамеченными. Выявить подлог помогут только опыт и внимательность сотрудников отдела урегулирования убытков.

Подавляющее большинство таких эпизодов связано с оформлением КАСКО за пределами официального представительства страховой организации. Наиболее распространены здесь следующие примеры:

  1. Использование недействительных полисов работающих страховщиков. В любой компании, активно работающей на рынке, небольшая доля бланков утрачивается. Они могут быть утеряны или украдены, а иногда просто выведены из оборота (например, в связи с изменениями в страховом продукте). К сожалению, нередко данные документы оказываются в руках мошенников.
  2. Реализация бланков компаний, ушедших с рынка. Почти никогда прекратившие работу организации не наводят порядок в учёте своих документов. Недобросовестный подход в этом отношении играет на руку нечестным агентам и брокерам.
  3. Продажа поддельных полисов. В этом случае речь не идёт об использовании бланков, изготовленных мошенниками. Подобные «липовые» бланки могут быть внешне похожи на страховки действующих компаний. А иногда они обладают собственными визуальными характеристиками, используя лишь название работающего страховщика.

Печати при этом наносятся типографским способом. Иногда используются незаконно изготовленные дублирующие штампы организаций, а порой применяются и настоящие (например, при наличии сообщников среди штатных сотрудников компании).

Соответственно, у автолюбителя, скорее всего, не возникнет никаких сомнений в подлинности документа.

Подобные структуры могут реально существовать или быть «только на бумаге». В основном среди них встречаются так называемые «однодневки» и «пирамиды». Впрочем, разделение здесь весьма условное. «Пирамиды» действуют по известному алгоритму привлечения финансовых средств:

  1. Идёт агрессивный выход на рынок с активным увеличением объёмов продаж. Применяется демпинг, всевозможные бонусы, порой щедрая система мотивации для персонала и страховых посредников.
  2. Первые заявления о страховых случаях урегулируются за счёт собираемой страховой премии. Так может продолжаться несколько месяцев, чтобы не портить репутацию и не вредить продажам.
  3. При возникновении проблем с надзорными органами или падении прибыльности «бизнес» сворачивается. Денежные средства выводятся, а компания объявляется банкротом. Как правило, клиенты таких компаний остаются ни с чем.

«Однодневки» отличаются лишь тем, что даже не пытаются заниматься урегулированием убытков.

Они постоянно переносят обещанные даты выплат, пока однажды страхователи не обнаружат закрытый офис и отключённые контактные телефоны.

Понимание принципов работы мошенников поможет избежать возможных проблем. Но для этого необходим контроль на всех этапах приобретения услуги страхования автомобиля. Как видим, в первую очередь следует обращать внимание на следующие моменты:

  1. Надёжность, репутация и позиции страховой компании на рынке.
  2. Действия и полномочия представителя страховой организации (включая физических и юридических лиц всех звеньев «цепочки продаж»).
  3. «Легитимность» используемого бланка полиса.

Информацию о любом официально работающем страховщике можно найти в следующих открытых источниках:

  • Финансовая отчётность на сайте Центробанка.
  • Всевозможные рейтинги страховщиков.
  • Отзывы клиентов на нашем сайте и других профильных площадках.

В последнее время к борьбе с мошенниками подключился даже Яндекс. Все сайты лицензированных страховщиков отмечены в поисковой выдаче чекбоксом «Реестр ЦБ РФ». Правда, на этот значок можно не обращать внимания, если автовладелец собирается купить полис через один из крупных страховых агрегаторов, вроде калькулятора КАСКО .

Чем больше данные о страховой компании вызывают вопросы, тем больше причин не доверять ей свою финансовую защиту.

Актуальность бланка полиса можно проверить по его номеру, позвонив в соответствующую организацию. Иногда подобная возможность реализована на сайте компании. В качестве дополнительных мер предосторожности стоит уделить внимание следующим аспектам:

  • чёткость типографской печати бланка;
  • качество печати (штампа) страховой организации.
  • наличие документов о передаче бланка продавцу и готовности их предоставить.

Отчасти приобретение КАСКО в офисе организации менее рискованно, чем покупка страховки через посредников.

В то же время подразделения компаний открываются и закрываются, и даже штатные сотрудники могут не брезговать мошенническими схемами. Поэтому страхователю в любом случае стоит быть на чеку.

Вовремя заданный вопрос или несколько минут на звонок в центральный офис нередко спасают от серьезных финансовых потерь.

При оформлении документов необходимо проверить несколько аспектов:

  1. Перед подписанием проверьте на идентичность все экземпляры страхового полиса, заявления и платёжных документов. При этом каждый документ должен быть заполнен полностью: в незаполненных графах ставятся прочерки, а при вариантах «да/нет» один из них обязательно отмечается. Это поможет избежать потенциальных манипуляций.
  2. Проверьте полномочия продавца. При этом нелишне убедиться в актуальности доверенности представителя страховщика. Самый простой способ – позвонить в call-центр компании. Соответствующую информацию там должны предоставить без каких-либо проблем. Альтернативный метод: проверить официальный сайт компании. Страховщики в обязательном порядке должны размещать там реестры посредников.
  3. После заключения договора позвоните в call-центр и проверьте наличие «свежего» договора в электронной базе. Чаще всего информация о реализованных полисах автострахования появляется в программе в течение нескольких дней.

Правомерность действий представителя страховщика во многом обеспечивается внимательностью и бдительностью автолюбителя. Следование приведённым советам поможет если не полностью исключить риск обмана, то хотя бы значительно снизить его вероятность при покупке полиса КАСКО.

Источник: https://www.inguru.ru/kalkulyator_kasko/stat_protivodejstvie_moshennikam

Самые распространенные способы мошенничества в автостраховании

Обман при покупке полиса Каско вместе с автомобилем

Около 10% выплат в автостраховании идет в карманы мошенников. Об этом заявила главный юрисконсульт страхового общества «Ильичевское» Татьяна Компанец.

Четыре варианта

В самых популярных видах страхования – ОСАГО и КАСКО – страховщики выделяют четыре способа мошенничества, к которым чаще всего прибегают аферисты.

Наиболее распространенная схема – страхование уже разбитых автомобилей. Данный способ, по словам экспертов, касается в большей мере КАСКО и успешно реализуется не без «помощи» страховых агентов.

Подпишитесь на канал DELO.UA

«Поскольку в рамках добровольного полиса на страхование принимается автомобиль только после его осмотра сотрудником страховой компании, то, соответственно, только в случае сговора с последним может быть реализована подобная мошенническая операция», – говорит председатель правления страховой компании «Брокбизнес» Вадим Загребной.

На втором месте – случаи предоставления неправдивой информации или фальсификация дорожно-транспортного происшествия. Такие мошеннические операции, как правило, используют организованные преступные группировки.

«Группа лиц оформляет фиктивные документы по дорожно-транспортным происшествиям, которые не происходили, а потом обращается в страховые компании за возмещением, якобы, причиненного ущерба по договорам КАСКО и ОСАГО», – рассказывает Загребной.

https://www.youtube.com/watch?v=lBcHsNUJBE0

К предоставлению неправдивой информации относится и страхование «двойника», при котором номерные знаки с поврежденного автомобиля вешаются на аналогичное транспортное средство, не имеющее повреждений, для заключения договора страхования и последующего заявления о наступлении страхового события.

В свою очередь имитация ДТП происходит, как правило, в темное время суток.

«Злоумышленники выставляют на определенном участке дороги два поврежденных транспортных средства и вызывают для фиксации аварии сотрудников ГАИ, которые в потемках не очень присматриваются к имеющимся повреждениям.

В таком случае только соответствующая экспертиза может опровергнуть информацию страхователя и потерпевшего об обстоятельствах происшествия», – объясняет Татьяна Компанец.

Следующий по частоте реализации способ мошенничества – завышение стоимости работ и запчастей при ремонте застрахованного автомобиля на станции техобслуживания. В этом случае имеет место сговор с сотрудником СТО.

Четвертая схема – заявление повреждений, которые не относятся к страховому событию. «Человек повреждает собственное транспортное средство, например, в нетрезвом состоянии, возникает необходимость поиска денежных средств на ремонт. Он вывозит авто к супермаркету и заявляет в ГАИ о ДТП, которое совершил беглец», – рассказывает Татьяна Компанец.

Сопротивление

Всплеском для мошенничества в автостраховании, по словам экспертов, послужил кризис, начавшийся в конце 2008 года, когда заемщики пытались путем злоупотреблений с полисом погасить валютные кредиты в банке.

За последние два года, уверяют страховщики, ситуацию удалось выровнять. Благодаря более активному общению и обмену опытом между игроками рынка изжила себя схема двойного страхования (в двух компаниях одновременно), популярная в 2009 году.

«Сегодня мошенничество особенно развито в добровольном виде автострахования, так как в договорах многих страховщиков предусмотрена одна-две выплаты в пределах 3-5% страховой суммы без справки ГАИ», – подчеркивает Татьяна Компанец.

Пытаясь снизить уровень злоупотреблений с ОСАГО и КАСКО, страховые компании усиливают, иногда и объединяют свои службы безопасности  для досконального изучения каждого ДТП и тщательного анализа материалов предстрахового осмотра и страхового события.

Страховщики  признают, что есть ситуации, когда «подставу» доказать не удается и приходится выплачивать мошенникам деньги. Правда, в компаниях, уделяющих вопросам разоблачения злоумышленников серьезное внимание, потери от их действий уменьшаются.

«Ряд специальных процедур и инструкций, позволяющих контролировать соблюдение правил страхования и урегулирования возникающих убытков, позволил нашей компании в этом году уменьшить количество случаев с признаками мошенничества на 10%», – сообщили в страховой компании “PZU Украина”.

Материалы же по доказанному злоупотреблению передаются в милицию и прокуратуру. «По ряду случаев уже возбуждены уголовные дела по ст.190 Уголовного кодекса Украины (мошенничество)», – уверяют страховщики.

Как ранее сообщало “Дело”, в автостраховании 70% исков о покрытии убытков к виновникам дорожно-транспортных происшествий составляют регрессы по КАСКО.

Источник: https://delo.ua/econonomyandpoliticsinukraine/samye-rasprostranennye-sposoby-moshennichestva-v-avtostrahovanii-164107/

Мошенники-страхователи и как от них защищаются страховые компании

Обман при покупке полиса Каско вместе с автомобилем

30.08.2017 | 24141 просмотр

Моторное страхование — и в добровольной, и в обязательной части — становится головной болью для обеих сторон — страхователя и страховщика.

Повышаются цены, базовые коэффициенты, навязываются дополнительные страховки, компании уходят из отдельных регионов… В итоге для большинства автовладельцев ОСАГО становится тяжелым бременем, а каско — мечтой либо неподъемной ношей при покупке автомобиля в кредит. Но у страховщиков есть на то свои причины. И одна из них — большое количество мошенников среди страхователей.

Неверно полагать, что страховые компании только и думают, как содрать три шкуры с «честных автовладельцев». Ведь, как оказывается, среди последних немало мошенников. О том, как пытаются заработать недобросовестные страхователи и что в связи с этим предпринимают компании, мы поговорили с экспертом по оценке повреждений одного из крупных страховщиков.

Три варианта страхового мошенничества

Страховое мошенничество можно разделить на три основных уровня, и зависят они от того, какой человек или группа лиц их совершает и с какой целью. В общем-то, масштабы обмана соответствуют пунктам 159 статьи Уголовного кодекса.

Самый распространенный, но при этом и относительно безобидный способ — так называемый «соседский». Обычно он применяется при незначительных повреждениях кузова. Например, поцарапали машину об ограждение, но есть желание получить за это компенсацию.

Владелец договаривается с соседом, родственником, коллегой и т. п., имитируется ДТП и оформляется все, как положено, с вызовом ГИБДД.

Каждый второй страховой случай в России в той или иной степени можно признать мошенничеством.

Второй уровень — «групповой». Он уже имеет более серьезные признаки уголовного преступления. В сговор вступают несколько лиц, которые подготавливают аварию. Среди них есть группы, специализирующиеся на ОСАГО, благо сейчас в четырех регионах лимит составляет 400 000 рублей.

Есть те, кто работает в пределах добровольного ОСАГО с расширенным лимитом: ведь такие полисы некоторое время назад стоили «копейки». Например, в РОСНО было ДоСАГО за 100 рублей с покрытием в три миллиона. У таких «специалистов» чаще всего страховые случаи происходят с Audi, потому что у них очень дорогая оптика, и Mercedes.

Причем нередко присутствует определенный комплект поврежденных кузовных деталей или фонарей, которые кочуют с машины на машину.

С точки зрения мошенников, этот «бизнес» тоже можно назвать рискованным. Самое серьезное — это, конечно, сесть в тюрьму на 10 лет по п. 4 ст. 159 УК за мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере.

Но и просто получить статью со штрафом вместо ожидаемого дохода не хочется. Поскольку страховая может вести расследование 2–3 года, то вложенные деньги зависают до вынесения решения, а оно вполне может оказаться в пользу страховой компании.

Могут мошенники попасть и на фальшивый полис, поскольку часто меняют компании и в конце концов исчерпывают контакты с крупными игроками.

Мало кто знает, но у страховых компаний обычно хорошие партнерские отношения с банками, и после получения выплаты, основанной на мошенничестве, такому клиенту часто отказывают в обслуживании в кредитных организациях, а иногда и блокируют счет под предлогом расследования правомерности получения выплаты.

Отдельные персонажи — профессионалы-одиночки, которые покупают неплохие автомобили, обычно свежие иномарки представительского класса стоимостью около двух миллионов рублей. Можно взять и дешевле, если у машины барахлит двигатель, есть проблемы с коробкой передач и другие серьезные дефекты: на целостность кузова это никак не влияет.

Их страхуют по каско на сумму, в 2–2,5 раза превышающую реальную цену. При этом повышение размера покрытия не сильно сказывается на стоимости страховки: при нормальной оценке машины полис стоит, скажем, 100–120 тысяч рублей, а при завышенной — 150, если согласиться на большую франшизу.

Через какое-то время автомобиль оказывается «в лесу» с повреждениями, которые чаще всего оцениваются как «тотальные».

«Хлебные» модели

Существует целый ряд так называемых «хлебных» моделей для разного вида мошенничества, которые страховые компании называют «рисковыми». Обычно большие выплаты получают владельцы BMW 750, Audi А7 с любыми моторами, Mercedes-Benz в кузовах W221 и W222. Достаточно часто страховые случаи происходят с подержанными Bentley, Maserati, Jaguar.

Таких машин, особенно в эксклюзивном исполнении, на вторичном рынке мало. Новыми они стоили 6–10 миллионов и более, а подержанными никому особо не нужны. Поэтому при заключении договора у страховщиков нет ориентиров на реальные цены, и они страхуют на суммы, сопоставимые с ценой новой машины.

К тому же такие модели угоняют редко и надбавить криминальный коэффициент нет возможности.

Региональные особенности

В стране есть ряд регионов, в которых страховое мошенничество стало стабильным заработком для довольно широкого круга лиц. В Краснодарском, Ставропольском краях, Ростовской, Воронежской, Ульяновской областях, Дагестане, Татарстане, Чечне и в нескольких других регионах застраховать машину крайне сложно и очень дорого как раз из-за высокой частоты подобных случаев.

Причем в разных местах есть свои особенности мошенничества.

На юге распространен «потребительский терроризм», когда машины, «уклоняясь от столкновения», наезжают на самые неподходящие для днища места: камни, бордюры, пеньки и тому подобное.

Повреждения на эксплуатацию никак не влияют, но по технологии изготовителя детали подлежат замене. Внизу обычно располагается подвеска, опоры силовых агрегатов, выхлопная система… Все это стоит немало, и выплаты получаются приличные.

Случай из практики. Владелец заявляет в страховую об украденных колесах и помятых порогах, проходит нормальное оформление, но оценщикам нужно отснять повреждения. Хозяин предлагает приехать без него в гараж, который откроет жена… а в гараже лежит «сворованный» комплект. Пришлось вернуть страховой выплаченные за покупку новых колес деньги.

В Ивановской области специализация — повреждения салонов. Злоумышленники якобы разбивают окно и крадут все внутреннее содержимое: сиденья, торпедо, мониторы, «музыку».

Причем для «разборки» (если изъятое не эксклюзив или не детали с подушками безопасности) — это самые неликвидные запчасти, поскольку на них минимальный спрос, в авариях салон обычно страдает меньше всего.

Ну а по страховке можно получить неплохую сумму.

Угнать машину у себя или застраховать без осмотра

Классический и довольно распространенный вариант — когда машину «угоняют» у себя, а потом продают в другой регион под другие документы. Еще один способ, когда человек покупает новую машину и заключает договор страхования без осмотра, а через какое-то время заявляет об угоне.

В развитии дела выясняется, что у автомобиля изначально был другой владелец, проживающий в Белоруссии или Казахстане, а предоставленные ПТС, договор купли-продажи и акт приема-передачи — подделка.

Такие схемы возможны при участии сотрудников дилера, поскольку именно они получают информацию, что машина уедет за границу, следовательно, ей не нужен российский ПТС.

Но с угонами страховым компаниям работать проще, поскольку к расследованию подключаются ГИБДД, МВД.

Они могут не только проверить подлинность документов, но и отследить передвижение автомобиля по камерам, дать запросы в другой регион, расшифровать сведения с ключа (у новых моделей в них хранится информация о последнем запуске двигателя) и т. п. Все эти дела в ГИБДД и МВД фиксируются, никто не любит «висяков», поэтому расследования проходят достаточно тщательно.

Мошенничество с участием страховой компании и как зарабатывают оценщики?

Есть вид мошенничества, в котором участвуют и сами представители страховых компаний — оформление каско или ДоСАГО задним числом, когда авария уже произошла. Оценщики зарабатывают тем, что расширяют список поврежденных деталей, включая в него ранее поврежденные или минимально пострадавшие элементы. За определенную мзду, конечно.

После извещения о ДТП с пострадавшим Honda Accord проверялись фотографии, сделанные на осмотре при покупке полиса каско. На фото вроде бы та же машина, но в отражении оказались не те номера, а таблички «застраховано» были наклеены в разных местах. В выплате было отказано.

Как действуют страховые компании в случае подозрения в мошенничестве?

Сначала экспертизой устанавливается несоответствие повреждений или то, что поврежденные детали уже где-то использовались. Результаты экспертизы вместе с заявлением подаются в МВД, которое возбуждает уголовное дело. Дальше все уже зависит от следствия и суда, если до последнего дойдет дело. Но чаще всего раскрытые мошенники до полиции не доходят, а просто отказываются от выплат.

Доказать умышленные тотальные аварии сложно, но на помощь могут прийти записи с камер наблюдения, показания случайных свидетелей, выезд на место ДТП, осмотр обломков, расшифровка следов и состояние водителя, у которого должны быть специфичные травмы.

При авариях с двумя машинами проводится сопоставление повреждений, и тут результат зависит от профессионализма эксперта. Он проверяет в том числе, менялись ли детали (скручены винты), соответствие номеров деталей кузову, особенно это касается подушек безопасности.

При выявлении несоответствия владельцы часто отказываются от возмещения, дабы не попадать под уголовную статью.

Нередко мошенничество выявляется уже после выплаты, когда страховая компания под каким-либо предлогом проводит повторный осмотр и выявляет детали, которые принадлежали автомобилю изначально.

«Соседские» подставы часто раскрываются проговорившимся «участником». Редко, но бывают ситуации, когда секрет раскрывают сотрудники ГИБДД, оформлявшие аварию: к ним приходит служба безопасности страховой компании и говорит, что один из участников ДТП опровергает данные из протокола.

Страховые компании пытаются ограничить число мошеннических схем, обмениваясь информацией. Но это происходит на полуофициальном уровне, когда оценщики общаются между собой.

Например, могут всплыть данные о повреждениях на таком-то автомобиле с таким-то пробегом, оплаченных одной страховой, а через полгода все те же повреждения и показания фигурируют уже в другом ДТП с другим полисом.

Как бы то ни было, большинство страховых компаний подключают свою службу безопасности и проверяют историю машины, особенно стоимостью более 1,5 миллиона, на предмет участия в ДТП.

Владелец старенькой Toyota Prius наезжал на бордюр, клумбу, столбик… Его мобильный телефон царапал центральный монитор, замена которого оценивалась в 400 000 рублей. Собственник смог получить несколько выплат в разных страховых компаниях, пока в одной из них как следует не проверили всю машину и выявили отсутствие каких-либо резких отрицательных ускорений (не сработали преднатяжители ремней безопасности). Владельца обвинили в преднамеренной порче имущества, и он отказался от претензий на выплаты.

Сократить количество страхового мошенничества может страховая телематика и ЭРА-ГЛОНАСС, поскольку с их помощью можно отследить треки, позиционирование в пространстве и времени, вектор ускорения при ДТП.

Именно поэтому при установке подобных систем страховые компании предоставляют скидки. Но и они все же не дают полной картины об аварии, а при желании их можно обойти.

К тому же доказать преднамеренность нанесений повреждений автомобилю практически невозможно.

Страховое мошенничество есть во всех странах мира, но в разном количестве. В Европе в среднем мошенническими признаются около 15% случаев, в Америке — 20–25%.

С мошенничеством страховые компании борются и превентивными мерами: повышают тарифы, расширяют франшизу, отказывают в продаже полиса рисковым клиентам.

Но от этого страдают не только мошенники, но и простые добропорядочные граждане, а компании уходят из автомобильного страхования.

Но любой бизнес должен приносить прибыль, поэтому при сохранении тактики обманов и обилия схем обмана подобные меры будут только множиться. Так что не за горами свободные тарифы по ОСАГО и космические цены на каско.

Источник: https://www.drom.ru/info/misc/54797.html

Административное право
Добавить комментарий