Отказ в доверии сотруднику правохранительных органам

Когда граждане смогут по-настоящему доверять полиции

Отказ в доверии сотруднику правохранительных органам

Евгений Разумный / Ведомости

В эту субботу, 10 ноября, отмечается праздник, учрежденный в 1962 г. как День милиции, а с 2011 г. именуемый Днем сотрудника органов внутренних дел. В марте 2017 г.

уровень одобрения гражданами деятельности правоохранительных органов, по данным ВЦИОМа, достиг исторического максимума (62,1% тех, кто одобряет). Несмотря на то что этот показатель снизился за 1,5 года (55,6% одобряющих в сентябре 2018 г.

), правоохранительные органы остаются на 4-м месте по уровню одобрения среди институтов (после президента, армии и церкви), существенно обгоняя правительство и председателя правительства, не говоря уже об обеих палатах парламента.

Если вспомнить, что показатель доверия включен даже в официальный список критериев оценки территориальных подразделений МВД, то получается вполне праздничный фон.

Однако общий уровень одобрения – это не очень хороший индикатор того, как работают правоохранительные органы. Уровень доверия к полиции может быть сильно связан с уровнем доверия к государству в целом и руководителям страны.

Как работает эта причинно-следственная связь? Там, где больше доверяют лидеру, там доверяют и полиции? Или там, где полиция не вызывает доверия, падает уровень доверия центральной власти? На этом этапе ответить на этот вопрос нельзя.

Но можно в очередной раз усомниться в ценности такого показателя, как общий уровень одобрения, когда мы пытаемся понять, хорошо или плохо работает полиция. В таком опросе обычные граждане, которые не сталкивались с полицией, высказывают суждения о том, как она работает.

В противовес общему доверию или одобрению, которое возникает непонятно откуда, следует рассмотреть и оценку полиции теми людьми, которые с ней сталкивались.

Институт проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге при поддержке АНО «Интерцентр» провел первый всероссийский репрезентативный опрос россиян, которые были жертвами преступлений за последние пять лет.

В числе прочего мы спрашивали их о том, обращались ли они в полицию и будут ли обращаться, если вновь попадут в такую же ситуацию. Такая модель опроса позволяет оценить мнение реальных потребителей услуг полиции о качестве полицейской работы, причем не на уровне общих слов, а на уровне готовности вновь обратиться за помощью.

Да, в этом случае мы ограничиваемся только одной сферой – противодействием преступности, оставляя за скобками работу по контролю дорожного движения или, скажем, миграционному контролю. Но есть все основания полагать, что работа с преступлениями – это титульная полицейская деятельность.

Опрос показал, что граждане, полагающие, что против них было совершено преступление, обращаются в полицию только в половине случаев. Некоторые комментаторы связали такой процент обращений с неверием в то, что полиция поможет. Безусловно, этот фактор тоже имеет значение.

Но кроме того мы видим в собранных данных, что вероятность обращения в полицию связана с тем, насколько распространенное преступление было совершено – так, самый высокий уровень обращений наблюдается в случае обычных краж. Кроме того, ощутимо влияет размер ущерба (как физического, так и материального).

Не последнюю роль играет и то, считает ли человек, что к преступлению привела его собственная оплошность: если он винит себя, то вероятность его обращения в полицию меньше.

Хорошая, на первый взгляд, новость состоит в том, что, по данным опроса, те люди, которые уже обращались в полицию, готовы повторно обращаться с большей вероятностью.

Кажется, что из этого должен следовать вывод о том, что полиции не стоит бояться: те люди, которые уже обращались за помощью, обратятся в полицию скорее, чем те, кто заведомо предубежден и не обращался и прошлом. Однако тут возможна и альтернативная интерпретация.

Возможно, существуют такие люди, которые, несмотря ни на что, игнорируя собственный опыт, каким бы негативным он ни был, все равно будут звонить в полицию в каждой ситуации. И одновременно есть другие, которые не будут обращаться в полицию ни за что по каким-то своим соображениям.

На подтверждение этой гипотезы хорошо работает тот факт, что при всех прочих равных (то же преступление, те же социодемографические факторы, тот же личный опыт) в полицию в будущем меньше желают обращаться мужчины (чем женщины) и представители малообеспеченных слоев населения. Это указывает нам на те группы, которые относятся к полиции с предубеждением. Именно у названных групп риски стать жертвой преступления выше и именно над повышением уровня их доверия следует работать российским правоохранительным органам.

Но если вернуться к основному вопросу, то из опроса следует, что среди граждан, обращавшихся в полицию, гораздо большую готовность повторно обратиться показывают те, кто увидел реальную полицейскую работу: те, кто считает, что было возбуждено уголовное дело (и это важнее, чем то, было ли доведено дело до суда), и те, кто говорит о том, что правоохранительные органы нашли преступника.

Понятно, что возможности обнаружения преступника, особенно в сложных случаях, у полиции ограниченны. Правоохранительные органы устанавливают преступников лишь в 20% случаев, когда жертва обращается в полицию. Но для граждан оказывается важным само внимание полиции, а именно объем проделанной ею работы в той части, в которой она может быть видна гражданину.

А здесь все сложно. Так, более чем в половине случаев правоохранительные органы ограничились одним или двумя контактами с потерпевшим. Уголовное дело было возбуждено менее чем в половине случаев.

А именно эти параметры, как показывает анализ данных опроса, оказываются ключевыми для фактического уровня доверия полиции – готовности повторно обратиться в сложной ситуации.

Умение работать с потерпевшими так, чтобы они понимали, что их дело действительно важно, было большой проблемой всех полиций мира. Полицейские работали «с преступлением», а не «с потерпевшим».

И только четверть века назад стало приходить понимание, что ориентация на жертву – это уже существенная работа по снижению вреда от преступления, даже когда это не приводит к повышению вероятности раскрытия преступления. Человек становится более открытым, больше готов сотрудничать с полицейскими, даже когда оказывается в роли свидетеля.

Гражданин, увидевший, что его делом занимались всерьез, готов больше сообщать о преступлениях, что дает полиции более адекватную информацию о состоянии преступности.

Британская полиция еще в начале 2000-х гг. приняла специальные протоколы информирования потерпевших о ходе расследования. Нам до этого пока далеко: основным показателем качества работы по-прежнему считается раскрываемость.

Полиция должна научиться работать для граждан, ведь мы видим, что граждане, которые увидели полицейскую работу, меняют свое поведение и начинают доверять полиции по-настоящему – своими действиями показывая уважение к тем, кто в субботу отметит свой профессиональный праздник.

Автор — директор по исследованиям Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге

Источник: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2018/11/08/785824-kogda-grazhdane-smogut-po-nastoyaschemu-doveryat-politsii

Проблема недоверия современного общества к деятельности правоохранительных органов

Отказ в доверии сотруднику правохранительных органам

Проблема недоверия граждан Российской федерации к деятельности правоохранительных органов на сегодняшний день носит повсеместный (убиквитарный) характер.

Согласно статистике, более половины опрошенных граждан выражают скептическое отношение к работе сотрудников правопорядка.

Это обусловлено рядом причин, которые оказывают непосредственное влияние на формирование объективного мнения о правоохранительных органах.

Актуальность данной проблемы заключается в потребности знания общественного мнения по вопросам, непосредственно связанным с деятельностью правоохранительных органов.

Интерес к общественной точке зрения по этому поводу постепенно возрастает и находит отражение в различных социологических опросах и исследованиях, необходимых в условиях тесного взаимодействия правоохранительных органов и общества.

Использование информации, отражающей общественное мнение, позволяет обеспечивать качественную работу сотрудников правопорядка, направленную на контроль за соблюдением прав и свобод граждан Российской федерации.

По статистике, наибольшую заинтересованность по отношению к деятельности правоохранительных органов проявляют безработные пенсионеры, учащиеся, представители интеллигенции. Наименьший интерес к ней отмечается у рабочих, безработных и предпринимателей.

Процесс формирования целостного представления о правоохранительных органах происходит поэтапно. На него оказывают влияние множество факторов, среди которых особое место занимают возраст, социальное положение, образование и т. п.

С достижением четырнадцатилетнего возраста и последующим получением удостоверения личности, гражданин становится ответственным за свои поступки. У него возникает потребность в изучении своих прав и свобод. Постепенно он начинает знакомиться с правом, действующим законодательством, проявляет интерес к политологии.

Но не всегда в распоряжении подростка имеются достоверные источники получения информации, и зачастую он осуществляет ее поиск посредством использования сети Интернет.

Не имея опыта обработки подобной информации и возможности сопоставить ее с достоверным источником, он формирует ошибочное представление о некоторых положениях законодательства.

Искаженное представление о действующем законодательстве, в свою очередь, приводит к определенным негативным последствиям.

Подросток, как правило, полагает, что в должной мере ознакомлен с понятием правонарушения и осведомлен о его последствиях.

Под воздействием различных факторов и за неимением обобщенных достоверных знаний о последствиях совершаемого правонарушения он может пойти на совершение преступления.

Он будет нести ответственность, которая предусматривается действующим законодательством. Как известно, незнание закона не освобождает от ответственности.

Как следствие, происходит непосредственное взаимодействие правонарушителя с представителями правопорядка, которое выражается в применении по отношению к первому профилактических мероприятий, предусмотренных законом.

Реакция самих нарушителей неоднозначна: часть из них путем осмысления осознает совершенные ошибки и занимается путем поиска достоверных источников получения знаний о действующем законодательстве, а другая часть таит необоснованную обиду на представителей правоохранительных органов.

Под воздействием негативного опыта и с целью оправдания своих неправомерных поступков подростки зачастую занимаются распространением ложных сведений о деятельности сотрудников правоохранительных органов. Такое искажение информации является одним из путей формирования негативного отношения к деятельности ПО среди молодежи.

Подростковый возраст колеблется от двенадцати до семнадцати лет. Наиболее тесное взаимодействие человека с правоохранительными органами происходит с достижением его совершеннолетия.

Для выявления отношения молодежи к деятельности сотрудников правоохранительных органов мною было проведено тестирование среди студентов первого курса Юридического института. Подавляющее большинство первокурсников уже достигло восемнадцатилетнего возраста.

Для начала я решила выявить степень доверия опрашиваемых к деятельности сотрудников правоохранительных органов. С этой целью был задан соответствующий вопрос. Предлагались следующие варианты ответа:

А) я полностью доверяю деятельности ПО

Б) я выражаю подозрительное отношение к деятельности ПО

В) я не доверяю сотрудникам ПО

По результатам опроса можно сделать вывод о том, что полное доверие к сотрудникам правоохранительных органов выражают 20 % опрошенных,10 % не доверяю им вообще, а 70 % относятся к ним с подозрением.

Чем же обусловлено такое отношение молодых людей? Какие факторы оказывают влияние на формирование их точки зрения? Для получения ответов на эти вопросы целесообразно было поинтересоваться, из каких источников юноши и девушки получают информацию о деятельности правоохранительных органов. Им предлагались следующие варианты ответа:

А) из СМИ

Б) из сети Интернет

В) из иных источников

Ни один из опрошенных не указал какие-либо иные источники получения информации, помимо предоставленных в тесте. 70 % тестируемых получают информацию из СМИ, остальные 30 % — из Интернета.

Проанализировав результат, я пришла к выводу, что огромную роль в формировании целостного представления о деятельности правоохранительных органов играют средства массовой информации. При более детальном опросе выяснилось, что большинство студентов, выбравших в качестве варианта ответа СМИ, подразумевали телевидение.

Действительно, на сегодняшний день СМИ выступают одним из основных и наиболее востребованных источников получения информации.

Очевидно, что интерес к работе сотрудников правопорядка у населения формируется, главным образом, через средства массовой информации — при прослушивании радиопередач, чтении газет и журналов, просмотре телепрограмм, к тому же последние проявляют пристальное внимание к деятельности ПО.

Освещаемая в передачах телевидения и радио, в газетах и художественной литературе правоохранительная тематика вызывает интерес широких слоев населения. Кроме того, можно проследить определенную избирательность в тематических предпочтениях.

Наибольший интерес вызывает информация о профессиональной работе сотрудников милиции: раскрытие преступлений, криминальная хроника, материалы по поводу обеспечения общественного порядка и безопасности граждан, коррупции в милиции, особенностей взаимоотношений сотрудников милиции и населения.

Нередко СМИ используют этот интерес в корыстных целях. Наиболее проблематичным является тот факт, что средства массовой информации, с целью повышения своего рейтинга, освещают факты, которые влияют на формирование негативного представления о деятельности правоохранительных органов, а порой даже занимаются искажением информации.

Как отмечалось ранее, по результатам проведенного мною тестирования более половины опрошенных первокурсников выбрали в качестве источника получения информации о деятельности правоохранительных органов — СМИ, подразумевая при этом телевидение.

Опираясь на социальные опросы и сведения, полученные мною в ходе тестирования, я пришла к выводу, что наибольшей популярностью среди различных слоев населения пользуются телепередачи, которые носят развлекательный характер. Такие программы удовлетворяют потребности телевизионной аудитории в большей степени на эмоциональном уровне.

Ведь перед просмотром очередного сериала или развлекательного шоу, посвященного деятельности сотрудников правопорядка, граждане, в большинстве своем, хотят отдохнуть, отвлечься от бытовых проблем или получить эмоциональную встряску. При выборе той или иной телепередачи, они руководствуются наличием острого сюжета и интригующей развязки.

Зачастую, такие телепрограммы способствуют снижению позитивного отношения граждан к правоохранительным органам.

Тем не менее, есть люди, которые считают, что сотрудники правопорядка работают лучше, чем это изображается в средствах массовой информации. Часть из них пришла к такому выводу исходя из личного положительного опыта взаимодействия с правоохранительными органами.

Не смотря на то, что такие люди в общем оценивают деятельность ПО положительно, представления о положительных качествах ее сотрудников у них различаются.

Проанализировав варианты ответов на вопрос о том, какими качествами должны обладать сотрудники правоохранительных органов, можно выделить следующие наиболее часто упоминаемые качества: честность, профессионализм и смелость.

Среди отрицательных качеств опрошенные на первое место ставят взяточничество, вымогательство, нечестность и жестокость.

Не случаен тот факт, что среди отрицательных качеств на первое место граждане выносят взяточничество. Первокурсникам Юридического института был задан вопрос о том, с чем может быть связанно подозрительное отношение граждан к правоохранительным органам. Более половины опрошенных указали в качестве варианта ответа коррупцию.

С чем же связанна такая актуальная на сегодняшний день проблема? Существует множество факторов, подталкивающих сотрудников правопорядка к получению взятки. Нередко это обыкновенная корысть, стремление получить дополнительную выгоду любыми путями, или же элементарное непонимание возможных последствий данного противозаконного действия.

Но иногда, сотрудники просто на просто вынуждены получать дополнительный заработок, нарушая при этом закон. Повышение их заработной платы, возможно, частично решило бы данную проблему.

Заинтересованность в материальном поощрении напрямую влияет на качество работы сотрудников правопорядка, так что финансовое обеспечение правоохранительных органов так же имеет непосредственное влияние на формирование отношения простых граждан к их деятельности.

В ходе проводимого мною тестирования, первокурсникам был задан вопрос о том, что если бы им предоставилась возможность посодействовать сотрудникам правоохранительных органов, они бы:

А) оказали содействие безвозмездно

Б) оказали содействие за материальное вознаграждение

В) не оказали бы содействия

Проанализировав результаты опроса, я пришла к выводу о том, что мнения по данному вопросу неоднозначны: 50 % опрошенных студентов согласились бы оказать содействие безвозмездно, а остальные 50 % готовы помочь лишь за материальное вознаграждение. Но ни один из опрошенных студентов не отказал бы в содействии вовсе.

Одним из последних был вопрос о том, сталкивались ли студенты с некачественной работой сотрудников правопорядка лично. Предлагались следующие варианты ответа:

А) да

Б) нет

90 % опрошенных заявили, что на личном опыте сталкивались с некачественной работой правоохранительных органов.

Значение личного опыта в формировании отношения к деятельности сотрудников ПО очень велико. Он либо подтверждает, либо опровергает сложившийся стереотип о ненадлежащем исполнении своих обязанностей служителями закона.

Обобщив результаты тестирования, целесообразно было задать вопрос, ответ на который мог бы помочь в борьбе с проблемой недоверия граждан к деятельности сотрудников правоохранительных органов.

Первокурсникам был задан вопрос о том, какие способы решения проблемы подозрительного отношения к деятельности правоохранительных органов они могли бы предложить.

Наиболее популярными были следующие варианты ответа:

–          Активное освещение положительных качеств и действий сотрудников правопорядка в СМИ

–          Повышение квалификации сотрудников правоохранительных органов

–          Осуществление мер, направленных на улучшение взаимодействия правоохранительных органов с обществом

–          Повышение заработной платы сотрудников правоохранительных органов

–          Осуществление мер, направленных на борьбу с коррупцией

–          Создание механизма регулирования деятельности правоохранительных органов

–          Усиление ответственности за совершаемые правонарушения

В ходе проводимого мною тестирования решалась задача определения факторов, оказывающих непосредственное влияние на формирование общественного мнения о деятельности правоохранительных органов. В ходе обобщения полученных результатов выяснилось, что на формирование целостного представления о деятельности правоохранительных органов в большей степени оказывают влияние следующие факторы:

–          непосредственные контакты с сотрудниками правоохранительных органов при определенных жизненных ситуациях

–          информация, предоставленная средствами массовой информации

–          стереотипы, складывавшиеся в обществе на протяжении определенного количества времени

–          искаженная информация о положениях действующего законодательства

Обобщая результаты проводимого мною исследования и подводя итог данной статье, хотелось бы выделить несколько предложений, которые, на мой взгляд, позволили бы улучшить эффективность деятельности правоохранительных органов и как следствие повысить уровень доверия граждан к ним.

Во-первых, работу по повышению уровня деятельности правоохранительных органов целесообразно начинать с совершенствования законодательства, направленного на защиту прав и свобод граждан, а также повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов, исполняющих служебные обязанности.

Во-вторых, необходимо принятие решительных мер по борьбе с коррупцией, равнодушием и недостаточной оперативностью в работе сотрудников правоохранительной сферы.

В-третьих, существует необходимость в ужесточении отбора претендентов на должность сотрудников правоохранительных органов. Так же следует уведомить сотрудников о перспективе возможного карьерного роста, который в свою очередь, послужит стимулом для качественного исполнения ими своего служебного долга.

В-четвертых, необходимо обеспечить улучшение материально-технического оснащения, которое оказывает влияние на оперативность и результативность деятельности правоохранительных органов.

В-пятых, необходимо сотрудничество со средствами массовой информации с целью формирования позитивного образа сотрудников правопорядка.

Реализация данных предложений может помочь в решении проблемы недоверия современного общества к деятельности правоохранительных органов.

Подводя итог всему вышеизложенному, следует отметить, что, несмотря на то, что на общественное мнение о правоохранительных органах достаточно большое влияние оказывают отрицательные стереотипы массового сознания, люди по-прежнему обращаются за помощью к сотрудникам правопорядка, а это, в свою очередь, является показателем доверия к ним.

Основные термины(генерируются автоматически): орган, массовая информация, деятельность сотрудников, действующее законодательство, деятельность, вариант ответа, общественное мнение, целостное представление, сотрудник, том.

Источник: https://moluch.ru/conf/law/archive/139/6613/

Административное право
Добавить комментарий