Отказ в улучшении жиличных условий

Пособие Отказ в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий Автор Кухарчик Н

Отказ в улучшении жиличных условий

Материал помещен в архив

ОТКАЗ В ПОСТАНОВКЕ НА УЧЕТ ГРАЖДАН, НУЖДАЮЩИХСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ

В определенных случаях ухудшение жилищных условий граждан, обеспеченных жильем и не являющихся нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, определенным в п.

3 Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденного Указом Президента РБ от 29.11.

2005 № 565 (далее – Положение), является основанием для принятия их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как по месту жительства, так и по месту работы (службы).

От редакции «Бизнес-Инфо»С 1 апреля 2014 г. вступил в силу Указ Президента РБ от 16.12.2013 № 563 «О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений», которым утратил силу Указ № 565. С этой даты следует руководствоваться Положением об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о порядке предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденным Указом № 563.

К таким случаям относятся, в частности, увеличение состава семьи вследствие рождения детей или вселения членов семьи (супруга (супруги), несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных детей, нетрудоспособных родителей), если в результате этого обеспеченность общей площадью жилого помещения окажется менее 15 кв.м (а в г.Минске – менее 10 кв.м) на 1 человека; признание в установленном порядке занимаемого гражданами жилого помещения не соответствующим предъявляемым к жилым помещениям санитарным и техническим требованиям и др.

Вместе с тем отдельные действия граждан, в т.ч. приведшие к ухудшению жилищных условий, являются основаниями для отказа в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Такие основания определены в п.6 Положения.

Кроме того, с определенного момента появился так называемый ценз оседлости, иными словами, ограничивающий срок постановки на учет граждан, прибывших в г.Минск и населенные пункты Минского р-на.

Пунктом 6 Положения установлены различные сроки, ограничивающие постановку на учет:

• в случае ухудшения жилищных условий – 5 лет со дня ухудшения их жилищных условий;

• в случае прибытия в г.Минск – 10 лет со дня регистрации по месту жительства либо прибытия на работу (службу);

• в случае прибытия в населенные пункты Минского р-на – 5 лет со дня регистрации по месту жительства либо прибытия на работу (службу).

Далее подробно рассмотрим основания для отказа в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Так, не принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий:

1. Граждане в случае непредставления паспортов граждан Республики Беларусь или иных документов, удостоверяющих личность всех совершеннолетних граждан, свидетельств о рождении несовершеннолетних детей, принимаемых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (подп.12.1 п.12 Положения).

Согласно подп.1.1.5 п.1.1 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента РБ от 26.04.2010 № 200, граждане для принятия решения о постановке их на учет (восстановлении на учете) нуждающихся в улучшении жилищных условий должны представить ряд документов:

• заявление;

• паспорта или иные документы, удостоверяющие личность всех совершеннолетних граждан, свидетельства о рождении несовершеннолетних детей, принимаемых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и (или) состоявших на таком учете;

• документы, подтверждающие право на внеочередное или первоочередное предоставление жилого помещения, – в случае наличия такого права;

• сведения о доходе и имуществе каждого члена семьи – в случае постановки на учет (восстановления на учете) граждан, имеющих право на получение жилого помещения социального пользования в зависимости от их дохода и имущества.

Обратите внимание!Последние 2 из вышеуказанных документов необходимы для включения граждан в отдельные списки нуждающихся в улучшении жилищных условий. Таким образом, в случае непредставления подтверждающих внеочередное или первоочередное право на предоставление жилых помещений документов или сведений о доходах и имуществе граждане (при наличии оснований для постановки на учет нуждающихся) включаются в общие списки.

2. Граждане в случае ухудшения ими либо членами их семей своих жилищных условий путем:

а) уничтожения, повреждения, отчуждения жилого помещения либо его части, перевода жилого помещения в нежилое, обмена, раздела или изменения порядка пользования жилым помещением, в котором обеспеченность общей площадью жилого помещения превышала 15 кв.м (в г.Минске – 10 кв.м) на 1 человека;

б) вселения в жилое помещение, в котором обеспеченность общей площадью жилого помещения превышала 15 кв.м (в г.Минске – 10 кв.

м) на 1 человека, других граждан, за исключением вселенных в установленном порядке, не имевших до этого в собственности или в пользовании жилого помещения в данном населенном пункте, в котором они были обеспечены общей площадью жилого помещения 15 кв.м и более (в г.Минске – 10 кв.

м и более) на 1 человека, и проживающих в этом жилом помещении супругов, несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных детей, нетрудоспособных родителей как нанимателя, собственника, члена организации застройщиков, так и членов их семей.

При этом для целей Положения нетрудоспособными признаются лица, являющиеся инвалидами I и II группы, а также лица, достигшие пенсионного возраста (женщины – 55 лет, мужчины – 60 лет);

в) вселения в общежитие, заключения договора найма жилого помещения в домах частного жилищного фонда или договора найма жилого помещения коммерческого использования, договора поднайма жилого помещения в домах государственного жилищного фонда, если граждане ранее были обеспечены жилым помещением общей площадью 15 кв.м и более (в г.Минске – 10 кв.м и более) на 1 человека, отвечающим установленным для проживания санитарным и техническим требованиям в данном населенном пункте.

Обратите внимание!В вышеперечисленных случаях граждане, ухудшившие свои жилищные условия, не принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в течение 5 лет со дня ухудшения их жилищных условий.

На протяжении жизни граждане совершают те или иные сделки (действия), которые влекут за собой ухудшение жилищных условий в силу различных причин.

В одних случаях гражданин производит обмен или раздел жилого помещения вынужденно (например, для разрешения жилищного конфликта), в других – для иных целей (например, заключение договора найма жилого помещения, отчуждение жилого помещения и совершение других действий).

В то же время нередки случаи, когда граждане намеренно создают нуждаемость в улучшении жилищных условий, зарегистрировав по месту жительства в своей квартире нетрудоспособных родителей, которые фактически остаются проживать, а возможно и работать, по прежнему месту жительства.

В связи с этим п.6 Положения четко устанавливает, что вселенные супруги, несовершеннолетние и совершеннолетние нетрудоспособные дети, нетрудоспособные родители как нанимателя, собственника, члена организации застройщиков, так и членов их семей должны не только быть вселены в установленном порядке в жилое помещение, но и фактически проживать в этом жилом помещении.

Обратите внимание!Отказ в постановке на учет вследствие ухудшения жилищных условий возможен только при наличии причинно-следственной связи, т.е. если в результате совершенных действий наступило ухудшение жилищных условий. Например, сам по себе факт отчуждения жилого помещения (его части), как и факт обмена жилья или его раздела, которые не повлекли соответствующего ухудшения жилищных условий, не дают основания для применения последствий.

Кроме того, необходимо отметить, что факт ухудшения жилищных условий рассматривается только при постановке гражданина на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. В случае когда гражданин уже состоит на таком учете, он не может ухудшить свои жилищные условия, поскольку основания нуждаемости в улучшении жилищных условий у него уже имеются.

Если же у граждан отпали основания для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий в период нахождения их на учете, но по каким-либо причинам такие граждане не были сняты с учета, то их очередность переносится с даты первоначальной постановки на учет на дату повторного возникновения оснований для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (п.26 Положения).

3. Граждане, прибывшие в г.Минск из других населенных пунктов, в течение 10 лет:

1) со дня регистрации их по месту жительства в г.Минске либо по месту работы, за исключением:

а) супругов, несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных детей, а также вселенных в установленном порядке и проживающих совместно нетрудоспособных родителей как нанимателя, собственника, члена организации застройщиков, так и членов их семей, принимаемых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в качестве членов семьи гражданина, имеющего место жительства в г.Минске;

б) детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

в) молодых рабочих (служащих), молодых специалистов, получивших профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, которым место работы предоставлено путем распределения, или направленных на работу, независимо от даты их прибытия;

г) граждан, назначенных на должности, включенные в кадровый реестр Главы государства РБ, в г.Минск из других населенных пунктов;

д) иных лиц в соответствии с законодательными актами;

2) по месту работы (службы), а также работающие в организациях, расположенных в г.Минске, рабочее место которых находится в другом населенном пункте, со дня начала работы (службы) в организациях, расположенных в г.Минске, за исключением:

а) детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

б) молодых рабочих (служащих), молодых специалистов, получивших профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, которым место работы предоставлено путем распределения, или направленных на работу, независимо от даты их прибытия;

в) граждан, назначенных на должности, включенные в кадровый реестр Главы государства РБ, в г.Минск из других населенных пунктов;

г) иных лиц в соответствии с законодательными актами.

4. Граждане, прибывшие в населенные пункты Минского р-на из других населенных пунктов, в течение 5 лет:

1) со дня регистрации их по месту жительства в населенных пунктах Минского р-на, за исключением:

а) супругов, несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных детей, а также вселенных в установленном порядке и проживающих совместно нетрудоспособных родителей как нанимателя, собственника, члена организации застройщиков, так и членов их семей, принимаемых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в качестве членов семьи гражданина, имеющего место жительства в населенном пункте Минского р-на;

б) детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

в) молодых рабочих (служащих), молодых специалистов, получивших профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, которым место работы предоставлено путем распределения, или направленных на работу, независимо от даты их прибытия;

г) граждан, назначенных на должности, включенные в кадровый реестр Главы государства РБ, в населенные пункты Минского р-на из других населенных пунктов;

д) иных лиц в соответствии с законодательными актами;

2) по месту работы (службы), а также работающие в организациях, расположенных в населенных пунктах Минского р-на, рабочее место которых находится в другом населенном пункте, со дня начала работы (службы) в организациях, расположенных в населенных пунктах Минского р-на, за исключением:

а) детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

б) молодых рабочих (служащих), молодых специалистов, получивших профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, которым место работы предоставлено путем распределения, или направленных на работу, независимо от даты их прибытия;

в) граждан, назначенных на должности, включенные в кадровый реестр Главы государства РБ, в населенные пункты Минского р-на из других населенных пунктов;

г) иных лиц в соответствии с законодательными актами.

Обратите внимание!К иным лицам в соответствии с подп.1.12 п.1 Указа Президента РБ от 03.04.2008 № 195 «О некоторых социально-правовых гарантиях для военнослужащих, судей и прокурорских работников» относятся военнослужащие, судьи и прокурорские работники. Указанным лицам предоставлено право на постановку на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту военной службы (работы) без учета срока пребывания (жительства) в г.Минске и населенных пунктах Минского района при наличии оснований, установленных законодательством.

31.07.2012 г.

Наталья Кухарчик, заведующая юридическим сектором управления юридической работы и кадров Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь

Источник: http://bii.by/tx.dll?d=243188

Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Отказ в улучшении жиличных условий

Решение об отказе может быть принято только в следующих случаях:

  • а) непредоставления документов, подтверждающих право заявителя состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (пп. 1 п. 1 ст. 54 ЖК РФ);
  • б) представленные документы не подтверждают право заявителя состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (пп. 2 п. 1 ст. 54 ЖК РФ);
  • в) не истек пятилетний срок со дня совершения заявителем противоправных действий с целью приобретения им права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (пп. 3 п. 1 ст. 54 ЖК РФ).

и порядок выдачи документа об отказе в принятии на учет граждан

Такой документ:

  • а) должен содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные п. 1 ст. 54 ЖК РФ (п. 2 ст. 54 ЖК РФ);
  • б) выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения и может быть обжалован им в судебном порядке (п. 3 ст. 54 ЖК РФ).

Указанные выше особенности учета содержатся в Примерных правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений в РСФСР, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. № 35. К этим правилам даны три приложения:

  • – образец акта проверки жилищных условий заявителя;
  • – образец книги регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий;
  • – образец книги учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Акт проверки жилищных условий заявителя

В данном акте должны быть указаны следующие сведения:

  • а) дата составления акта и место его составления;
  • б) состав комиссии, проверившей жилищные условия заявителя;
  • в) фамилия, имя и отчество заявителя и адрес его места жительства;
  • г) данные, установленные в ходе проверки, относительно:
    • – помещения (фонд, к которому оно относится, количество комнат, их размер, изолированность друг от друга, состояние комнат: светлые, сухие и т.д.);
    • – степени благоустроенности жилого помещения (наличие водопровода, канализации, горячей воды, ванной, лифта, телефона, способ отопления);
    • – правового статуса заявителя (наниматель жилой площади, член ЖСК, собственник жилого помещения);
    • – лиц, проживающих на этой жилой площади, с указанием их фамилий, имен и отчеств, года рождения, родственных отношений с заявителем, времени проживания в данном населенном пункте, даты регистрации в данном жилом помещении, вида регистрации, места работы и должности;
    • – данные о семье заявителя (семья инвалида Великой Отечественной войны, пенсионера, многодетная семья и т.п.);
  • д) заключение комиссии;
  • е) подписи: членов комиссии, начальника ЖЭО, заявителя;
  • ж) оттиск печати.

Книга регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий

В такой книге указываются:

  • а) место ее ведения: город, поселок, село и орган, ведущий ее;
  • б) дата начала и окончания ее ведения;
  • в) фамилии, имена и отчества заявителей с указанием следующих сведений:
    • – даты поступления заявления;
    • – адреса занимаемого жилого помещения;
    • – даты передачи заявления на рассмотрение комиссии;
  • г) предложения комиссии и их дата;
  • д) решение органа или организации, дата и номер;
  • е) сообщение заявителю о принятом решении, дата и номер письма.

Книга учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий

В книге учета должны содержаться следующие сведения:

  • а) место ведения учета: населенный пункт и орган, ведущий учет;
  • б) дата начала и окончания ведения учета;
  • в) фамилии, имена и отчества лиц, принятых на учет, с указанием состава семьи, места работы заявителей, их должности, стажа работы в данной организации;
  • г) адрес и характеристики жилого помещения;
  • д) срок проживания в данном населенном пункте;
  • е) основания к постановке на учет;
  • ж) номер и дата решения органа о постановке на учет;
  • з) год включения в список на предоставление жилого помещения и номер очереди;
  • и) дата и номер принятия решения о предоставлении жилого помещения;
  • к) копии решения и дата выдачи;
  • л) дата принятия решения о снятии с учета и его номер.

Особенности учета отдельных категорий граждан регулируются специально изданными актами. Примером такого акта являются Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 г. № 901.

Согласно указанному правовому акту учет инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, имеет следующие особенности:

  • – учет осуществляется специально уполномоченным органом местного самоуправления либо специально назначенным должностным лицом по месту их жительства;
  • – эти категории лиц могут быть поставлены на учет и по месту работы заявителя;
  • – заявления лиц должны рассматриваться в течение одного месяца со дня поступления;
  • – о решении о принятии на учет лиц должно быть сообщено заявителю письменно органом местного самоуправления.

В г. Москве обновлены правила о постановке на учет в соответствии с Положением о порядке постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилья в г. Москве, утвержденным постановлением Московской городской Думы от 24 марта 1997 г. № 95.

Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеет следующие особенности:

  • а) согласно п. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: – подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
  • – утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
  • – их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
  • – получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
  • – предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;
  • – выявления в документах, предоставленных в орган местного самоуправления, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа местного самоуправления при решении вопроса о принятии на учет;
  • б) решение о снятии с учета гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении должно соответствовать следующим условиям (п. 2 ст. 56 ЖК РФ):
    • – должно быть принято тем же органом, на основании решения которого этот гражданин был принят на данный учет;
    • – срок принятия решения – не позднее 30 рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием для снятия с учета;
    • – должно содержать основание снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, указанные выше в п. “а”;
    • – выдается или направляется гражданину, в отношении которого принято такое решение, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения.

Решение о снятии с учета может быть обжаловано гражданином, получившим извещение о нем, в судебном порядке.

Источник: https://studme.org/40485/pravo/otkaz_prinyatii_grazhdan_uchet_kachestve_nuzhdayuschihsya_zhilyh_pomescheniyah

О признании незаконным отказа в восстановлении в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий

Отказ в улучшении жиличных условий

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г.Элиста 16 июня 2016 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе: председательствующего К., судей Л., А., при секретаре К.рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по искуГ.

к Министерству внутренних дел по Республике Калмыкия о признании незаконным отказа в восстановлении в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности восстановить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по апелляционной жалобе истца на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 18 апреля 2016 года.

Заслушав доклад судьи А., объяснения Г. и его представителя Э., поддержавших доводы жалобы, возражения представителей Министерства внутренних дел по Республике Калмыкия С. и М., судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Г. обратился в суд с указанным иском. В обоснование требований указал, с 12 апреля 1993 г. по 30 ноября 2011 г.проходил службу в органах внутренних дел Республики Калмыкия, уволен со службы по выслуге лет.  Решением жилищно-бытовой комиссии МВД по РК (далее ЖБК МВД по РК) от 15 июня 1995 г.

принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи 3 человека. В 1998 г. был переведен из МВД по РК в Элистинский городской отдел внутренних дел Республики Калмыкия(далее ЭГОВД РК), в дальнейшем в Черноземельский районный отдел внутренних дел Республики Калмыкия (далее Черноземельский РОВД РК).

Решением ЖБК МВД по РК от 26 мая 2000 г. снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с переводом в ЭГОВД РК.

После увольнения со службы обратился в МВД по РК с заявлением о восстановлении в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, однако ему было отказано в связи с отсутствием сведений о нахождении на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Кадровой службой МВД по РК при переводе в другое место прохождения службы его учетное дело по жилью не передавалось, о необходимости встать на учет по месту прохождения службы его не извещали. До настоящего времени собственного жилья не имеет.

Считает, что, отказывая в восстановлении в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, ответчик лишает его конституционного права на жилье.

Просил признать незаконным отказ в восстановлении в очереди на получение жилья и восстановить его в очереди с момента постановки на учет, признав нуждающимся в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании Г. исковые требования поддержал. Представитель ответчика МВД по РК Б. иск не признала, ссылаясь на пропуск истцом срока исковой давности без уважительных причин и отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований.

Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 18

апреля 2016 года в удовлетворении исковых требований Г. к Министерству внутренних дел по Республике Калмыкия отказано.

В апелляционной жалобе Г. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований, ссылаясь на доводы, приведенные в исковом заявлении.

Считает неправомерным вывод суда об отсутствии у него- нуждаемости в жилом помещении, поскольку квартира приобретена в ипотеку его бывшей супругой после фактического прекращения между ними брачных отношений, на указанную недвижимость он не претендует, в настоящее время в ней проживает бывшая супруга с семьей.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика Б. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Указывает, что судом установлена обеспеченность истца жилой площадью, в связи с чем отказ ответчика в восстановлении его в очереди нуждающихся в жилом помещении права истца на жилище не нарушает.

Согласно пункту 1 статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Заслушав стороны, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что действующее на момент возникновения правоотношений законодательство не предусматривало такое основание снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий как не прохождение перерегистрации, вместе с тем истец обеспечен жильем, в связи с чем признание незаконным отказа в восстановлении в очереди не приведет к восстановлению нарушенного права.

С выводом суда об отказе в удовлетворении исковых требований следует согласиться.

В соответствии со статьями 30, 31 ЖК РСФСР (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений и до 1 января 2005 года), учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, осуществляется по месту работы, а по их желанию – также и по месту жительства.

Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определения очередности предоставления гражданам жилых помещений устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Заявление о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются на предприятии, в учреждении, организации.

Во исполнение данной нормы, постановлением Совета Министров  РСФСР от 31 июля 1984 года №335 «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР» утверждены Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР», действовавшие в момент возникновения правоотношений и до 01 января 2005 года (далее Примерные правила), согласно которым принятие гражданина на учет осуществляется только на основании заявления. При этом нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию – также и по месту жительства.

Пунктом 19 Примерных правил установлено, что ежегодно в период с 1января по 1 апреля предприятия, учреждения, организации проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учете для улучшения жилищных условий. В ходе перерегистрации дополнительно проверяются жилищные условия очередников.

По смыслу приведенных норм, принятие граждан на учет  нуждающихся в улучшении жилищных условий носит заявительный характер, и обязанность ежегодного подтверждения нуждаемости путем перерегистрации лежит на гражданине, принятого и состоящего на таком учете.

В силу п. 2 Положения о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади, утвержденного приказом МВД РФ от 24.05.2003 г.

№ 345 “Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в – улучшении жилищных условий, и распределения жилой площади в органах внутренних дел”, постановка на учет сотрудников органов внутренних дел и предоставление им жилых помещений по месту расположения соответствующих органов внутренних дел осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами МВД России и настоящим приказом. В протоколах комиссий указываются конкретные положения данных актов, послуживших основанием для принятия соответствующих решений. Учет сотрудников подразделений МВД России, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации (за исключением г. Москвы и Московской области), и обеспечение их жильем осуществляется в МВД, ГУВД,УВД субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены данные подразделения (пункт 3 Положения).Согласно п. 8 Положения учет сотрудников, перемещаемых в интересах службы в пределах одного населенного пункта (пригородной зоны),осуществляется исходя из даты принятия на учет по прежнему месту службы.

Как установлено судом, Г. является пенсионером МВД России, работал в системе органов внутренних дел Российской Федерации с 12 апреля 1993г. по 30 ноября 2011 г.Решением жилищно-бытовой комиссии МВД по РК от 15 июня 1995 г.

№4принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи 3человека.В 1998 г.

был переведен из МВД по РК в Элистинский городской отдел внутренних дел Республики Калмыкия, в последующем в Черноземельский районный отдел внутренних дел Республики Калмыкия.

Решением ЖБК МВД по РК от 26 мая 2000 г. снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с переводом в ЭГОВД РК.

Судом также установлено, что истец с 1999 г. в жилищно-бытовые комиссии по месту прохождения службы в ЭГОВД РК и Черноземельском РОВД РК с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не обращался.

30 ноября 2011 г. приказом министра внутренних дел по Республики Калмыкия №2492 л/с Г. уволен из органов внутренних дел по выслуге лет.

Из письменных заявлений Г. от 22 декабря 2014 г., от 6 ноября2015 г. министру внутренних дел по Республике Калмыкия следует, что он просил восстановить его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.46,52).

Решением ЖБК МВД по Республике Калмыкия от 14 февраля 2015 г. и от 25ноября 2015 г. Г. отказано в восстановлении на учет лиц, нуждающихся

в улучшении жилищных условий, в связи с отсутствием сведений о нахождении на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в УМВД России по г. Элисте и Черноземельский РОВД РК (л.д. 48-51, 54-64).

При таких обстоятельствах, с учетом приведенных норм, истец обоснованно был снят с очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с утратой права состоять на указанном учете в МВД по РК ввиду перевода на новое место прохождения службы.

Принимая во внимание, что реализация права на улучшение жилищных

условий носит заявительный характер, который истцом не соблюден, вывод суда об отказе в удовлетворении исковых требований является правильным.

Вместе с тем, вывод суда о том, истец в настоящее время обеспечен жильем, является ошибочным, однако на правильность принятого судом решения об отказе в удовлетворении исковых требований не влияет.

Также судом не дана правовая оценка ходатайству ответчика о применении последствий пропуска срока исковой давности, заявленному в суде первой инстанции.

Согласно п. 1 ст. 196, п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса РФ общий срок

исковой давности составляет три года со дня, когда лицо узнало или должно былоузнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком поиску о защите этого права, если иное не установлено законом.

Как пояснил Г. в суде первой и апелляционной инстанции, о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий ему стало известно в 2011 г. при увольнении со службы, с настоящим иском обратился в суд в 2016 г.,то есть с пропуском трехгодичного срока исковой давности, что в силу п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса РФ является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении в иске.

Учитывая изложенное, апелляционная жалоба не содержит правовых оснований к отмене решения суда и подлежит оставлению без удовлетворения. При таких данных оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия

о п р е д е л и л а :

решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 18 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без

удовлетворения.

Источник: https://08.xn--b1aew.xn--p1ai/document/14665878

Административное право
Добавить комментарий