Положены ли страховые выплаты по ДТП, если пострадавших двое?

Потерпевшим в ДТП на заметку: новая судебная практика взыскания с виновника ДТП ущерба сверх страхового возмещения без учета износа деталей и запчастей

Положены ли страховые выплаты по ДТП, если пострадавших двое?

Многие автомобилисты, которые понесли убытки в результате дорожно-транспортного происшествия, сталкиваются с невозможностью добиться возмещения причиненного ущерба в полном объеме даже в судебном порядке.

Устоявшаяся практика судов

В случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, потерпевший вправе обратиться в суд с требованием к виновнику ДТП о возмещении разницы между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.

Однако, до недавнего времени такая схема зачастую работала только в теории, когда как на практике возмещение ущерба в полном объеме было практически невозможно. Разница между реальным ущербом и страховым возмещением может составлять десятки тысяч рублей.

Суды при рассмотрении таких споров указывали, что расчет стоимости восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства для целей определения размера ущерба, возмещаемого причинителем вреда, осуществляется в соответствии с методикой, которая в свою очередь предусматривает расчет причиненного ущерба с учетом износа деталей и запчастей.

Указанную позицию судов закрепил и Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016 г.

Вместе с тем, указанный подход судов не отвечает требованиям действующего законодательства, вытекающим из деликтных обязательств причинителя вреда.

Так в силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Исходя из этого, лицо, которое понесло убытки в результате повреждения имущества третьими лицами, может в силу закона рассчитывать на восстановление своих нарушенных прав.

Применительно к случаю причинения вреда транспортному средству это означает, что в результате возмещения убытков в полном размере потерпевший должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы его право собственности не было нарушено, то есть ему должны быть возмещены расходы на полное восстановление эксплуатационных и товарных характеристик поврежденного транспортного средства.

Новый взгляд суда на существующую проблему

В марте 2017 года Конституционный суд РФ, решения которого обязательны для всех судов на территории Российской Федерации, выразил позицию, в корне изменившую положение дел в случае взыскания ущерба, причиненного потерпевшему в результате ДТП.

Конституционный Суд РФ разъяснил, что институт обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, введенный в действующее законодательство с целью повышения уровня защиты прав потерпевших при причинении им вреда при использовании транспортных средств иными лицами, не может подменять собой институт деликтных обязательств, регламентируемый главой 59 ГК Российской Федерации, и не может приводить к снижению размера возмещения вреда, на которое вправе рассчитывать потерпевший на основании общих положений гражданского законодательства.

При этом, “Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства” обязательства вследствие причинения вреда не регулирует.

Следовательно, потерпевший при недостаточности страховой выплаты на покрытие причиненного ему фактического ущерба вправе рассчитывать на восполнение образовавшейся разницы за счет лица, в результате противоправных действий которого образовался этот ущерб, путем предъявления к нему соответствующего требования.

Соответственно, при исчислении размера расходов, необходимых для приведения транспортного средства в состояние, в котором оно находилось до повреждения, и подлежащих возмещению лицом, причинившим вред, должны приниматься во внимание реальные, т.е.

необходимые, экономически обоснованные, отвечающие требованиям завода-изготовителя, учитывающие условия эксплуатации транспортного средства и достоверно подтвержденные расходы, в том числе расходы на новые комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты).

Как следует из постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», если для устранения повреждений имущества истца использовались или будут использованы новые материалы, то за исключением случаев, установленных законом или договором, расходы на такое устранение включаются в состав реального ущерба истца полностью, несмотря на то что стоимость имущества увеличилась или может увеличиться по сравнению с его стоимостью до повреждения.

Поскольку полное возмещение вреда предполагает восстановление поврежденного имущества до состояния, в котором оно находилось до нарушения права, в таких случаях — притом что на потерпевшего не может быть возложено бремя самостоятельного поиска деталей, узлов и агрегатов с той же степенью износа, что и у подлежащих замене, — неосновательного обогащения собственника поврежденного имущества не происходит, даже если в результате замены поврежденных деталей, узлов и агрегатов его стоимость выросла.

Впоследствии из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016 г.), был исключен пункт 22, который закреплял противоречащую принципам действующего законодательства позицию судов.

Новая практика

После изложения Конституционным Судом РФ своей позиции относительно порядка определения размера причиненного в результате ДТП ущерба мы начали активно применять данную позицию на практике.

В нашем архиве уже имеются положительные решения о взыскании с виновника ДТП ущерба сверх страхового возмещения без учета износа деталей и запчастей.

Если Вы столкнулись с тем, что выплаченного страховой компанией страхового возмещения недостаточно для возмещения реального ущерба, обращайтесь в наше адвокатское бюро «Антонов и партнеры».

Наш адрес: г. Самара, пр-т. Карла-Маркса, д. 192, оф. 619

Телефон для предварительной записи: +7 (846) 212-99-71

Адрес электронной почты: 2717371@gmail.com

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71  (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Источник: https://pravo163.ru/poterpevshim-v-dtp-na-zametku-novaya-sudebnaya-praktika-vzyskaniya-s-vinovnika-dtp-ushherba-sverx-straxovogo-vozmeshheniya-bez-ucheta-iznosa-detalej-i-zapchastej/

Травмы на дороге:всё про выплатыза вред здоровью

Положены ли страховые выплаты по ДТП, если пострадавших двое?

Часто дорожные аварии приводят к травмам разной степени тяжести. Пострадавшие нередко вынуждены самостоятельно оплачивать услуги медицинских учреждений. Впоследствии такие расходы можно возместить в рамках ОСАГО. Куда обращаться за возмещением, чтобы гарантированно получить выплату?

Если у виновника происшествия есть действующий договор ОСАГО, следует предъявлять финансовые претензии его страховой компании. Вместе с заявлением о страховом событии необходимо передать менеджерам медицинские документы, подтверждающие факт получения травмы.

Даже если виновник аварии грубо нарушил условия договора, все равно нужно обращаться за выплатой в его страховую компанию.

В частности, сюда можно отнести случаи, когда водитель:

  1. Скрылся с места аварии, но впоследствии был найден.
  2. Нарушил период эксплуатации машины.
  3. Не был включен в список водителей.
  4. Находился в состоянии опьянения.

Страховая компания не может отказать в выплате при наличии вышеуказанных обстоятельств. Если страховщик пытается убедить потерпевшего в обратном, следует направить заявление на выплату и все сопутствующие документы заказным письмом. При этом нужно непременно составить опись вложенных бумаг.

Возмещение имущественного ущерба в рамках «Европротокола» не лишает потерпевшего права на выплату за вред здоровью. Если пострадавший обнаружил травму уже после оформления аварии, он может обратиться за возмещением в компанию виновника происшествия.

Конечно же, для урегулирования убытка потребуется заключение врача, поэтому не стоит медлить с обращением в лечебное учреждение. Если травмированный участник ДТП не сможет предоставить медицинские документы, страховая компания точно откажет в возмещении.

В некоторых случаях пострадавшему необходимо обращаться за выплатой в РСА. В ведении этой организации находится фонд компенсационных выплат, и именно оттуда берут средства на возмещение вреда здоровью или жизни потерпевших при наличии следующих обстоятельств:

  • Страховщик виновника аварии лишен лицензии.
  • Виновник происшествия не имеет действующего полиса.
  • Авария спровоцирована неустановленным лицом.

Пострадавший в любом случае вправе получить компенсационную выплату. При этом размер возмещения определяется по единой таблице травм, применяемой при рассмотрении стандартных страховых событий. Естественно, для получения возмещения необходимо представить в РСА документы, выданные медицинским учреждением.

Максимальная сумма выплаты за вред здоровью по договору ОСАГО не может превышать полмиллиона рублей на каждого заявителя вне зависимости от количества пострадавших. При определении размера возмещения используется специальная таблица с перечнем травм.

За каждую травму потерпевший получает определенный процент от страховой суммы. Например, при переломе бедра пострадавший получит десять процентов от пятисот тысяч рублей, то есть пятьдесят тысяч. При расчете итоговой суммы выплаты все травмы суммируются.

Если в аварии пострадали люди, страховщик обязан возместить расходы на их доставку в медицинское учреждение. Естественно, подобные затраты должны быть подтверждены документально, например, чеком таксомоторного предприятия.

Законом не оговорена максимальная сумма транспортных расходов, потому логично руководствоваться в этом вопросе здравым смыслом. Конечно же, страховая компания откажет в выплате, когда состояние пострадавшего позволяло дождаться приезда скорой помощи, но он решил добираться до больницы самостоятельно.

Нередко автовладельцы прибегают к услугам общественного транспорта, например, если гараж располагается слишком далеко от дома. Следовательно, стоит рассмотреть ситуацию, когда автолюбитель стал участником аварии в качестве пассажира автобуса или иного транспорта.

Вред, полученный во время поездки общественным транспортом, не компенсируется по ОСАГО. Однако это не означает, что потерпевший вовсе останется без страховой выплаты.

Вред здоровью пассажира общественного транспорта подлежит возмещению по полису ОСГОП.

Такая страховка должна быть у любого транспортного предприятия, занимающегося пассажирскими перевозками, за исключением такси. Соответственно, следует обращаться за выплатой к страховщику транспортной компании.

При этом пассажир может рассчитывать на существенную выплату. Максимальный размер возмещения по такой страховке составляет два миллиона рублей, то есть пострадавшему выплатят в четыре раза больше, чем по договору ОСАГО .

Возмещение за вред здоровью в рамках любого из обязательных видов страхования никак не отражается на возможности получить выплату по добровольной страховке. Конечно же, если автовладелец позаботился о страховании своего здоровья.

Если заходит речь о возмещении вреда вследствие несчастного случая, страховщики чаще всего предлагают клиентам следующие страховые продукты:

  • Расширение к полису КАСКО.
  • Стандартная страховка от несчастного случая.
  • Полис страхования здоровья и жизни на случай ДТП.

Механизм расчета суммы выплаты может сильно отличаться в зависимости от особенностей страховой компании и условий договора. Однако в любом случае итоговый размер возмещения зависит от страховой суммы: чем она больше, тем существеннее выплата.

При наличии добровольной страховки потерпевший вправе получить выплату и по такому полису, и по договору обязательного страхования, будь то ОСАГО или ОСГОП. Соответственно, у пострадавшего будет больше денег на восстановление подорванного здоровья.

Источник: https://www.inguru.ru/kalkulyator_osago/stat_vred_zdorovju

Александр Паутов: Как возмещается ущерб при ДТП

Положены ли страховые выплаты по ДТП, если пострадавших двое?

По данным МВД, в собственности белорусов на конец 2017 года было около 3 млн легковых автомобилей. За год произошло более 3,3 тыс. ДТП. О том, как возмещается ущерб, причиненный здоровью или имуществу граждан при ДТП, а также о судебной практике по таким делам накануне Пленума Верховного суда корреспонденту БЕЛТА рассказал судья, секретарь пленума Александр Паутов.

– Александр Михайлович, что показало изучение и обобщение практики рассмотрения судами дел этой категории?

– В судебной статистике дела, связанные с возмещением вреда, причиненного в ДТП, отдельно не выделяются. Поэтому для обобщения судебной практики было истребовано более 500 дел – как гражданских, так и экономических.

Анализ показал, что иски потерпевших к причинителям вреда или владельцам транспортных средств единичны. В большинстве случаев (более 90%) участниками споров являются страховые организации.

Поэтому тема возмещения вреда, причиненного в ДТП, неразрывно связана с вопросами страхования ответственности владельцев транспортных средств.

– Какие нормативные акты регулируют отношения по возмещению вреда в таких случаях? Затронет ли пленум последние изменения, произошедшие в сфере обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств?

– При рассмотрении дел этой категории суды опираются на Гражданский кодекс и Положение о страховой деятельности. Не всегда страховая организация обязана возместить вред в полном объеме.

Но это не значит, что интересы потерпевших в ДТП будут ущемлены.

Если по каким-то причинам вред остался не возмещенным страховой организацией, на основании норм Гражданского кодекса это ложится на плечи или причинителя вреда, или владельца источника повышенной опасности.

Положение о страховой деятельности было принято в 2006 году. Сегодня действует его новая редакция от 2014 года. Новации, произошедшие в этой сфере четыре года назад, во многом легли в основу изменений, которые Верховный суд вносит в действующее постановление пленума.

Есть как технические (полностью изменилась нумерация глав и статей), так и сущностные изменения. Среди наиболее значимых, например, увеличение с 200 евро до 400 евро размера страховых выплат при оформлении ДТП без вызова сотрудников ГАИ по так называемому европротоколу.

Сняты ограничения в размере трехкратного лимита ответственности при причинении ущерба в ДТП нескольким потерпевшим. То есть ранее с учетом лимита в 10 тыс. евро сумма страхового возмещения не могла превышать 30 тыс. евро на всех потерпевших – не важно, было их трое или пятеро.

Сейчас этот порог снят: каждому потерпевшему вред будет возмещаться в пределах установленного лимита, то есть до 10 тыс. евро. Если потерпевших будет, к примеру, пятеро, общая сумма страховых выплат не должна превысить 50 тыс. евро.

У потерпевших есть возможность получить страховое возмещение в размере фактических расходов, понесенных на ремонт поврежденного транспортного средства, за вычетом стоимости обновления деталей. Таким образом, если в дальнейшем при ремонте автомобиля выяснится, что стоимость затрат выше первоначальной оценки ущерба, страховщик выплатит разницу в пределах своего лимита.

– Расскажите, когда вред, причиненный потерпевшему, возмещает страховщик, а когда виновник ДТП? Подлежит ли страховому возмещению моральный вред?

– Есть четкий перечень видов вреда, который будет возмещать страховая компания. Речь идет о вреде, причиненном жизни, здоровью и имуществу. Всех остальных видов, например морального вреда или упущенной выгоды, это не касается.

Аналогичная ситуация и в случае утраты товарной стоимости транспортного средства. Но это не означает, что потерпевший вообще не получит выплату.

В этом случае возмещение происходит по общим нормам Гражданского кодекса – потерпевший предъявляет иск причинителю или владельцу транспортного средства.

Нормы страхования будут действовать, если вред причинен транспортным средством, владелец которого застраховал свою ответственность или обязан был это сделать. Не подлежит страхованию, в частности, гужевой транспорт, велосипеды. Приведу пример.

В автомобиль водителя, который застраховал свою ответственность, врезался велосипедист.

В этом случае водитель будет требовать возмещение ущерба не у страховой компании, а у велосипедиста, потому что ответственность последнего не подлежит страхованию.

Если виновный в ДТП водитель не застраховал ответственность, потерпевший все равно получит страховое возмещение. Таким образом государство защищает своих граждан. Далее страховая организация обратится с суброгационными требованиями к причинителю вреда или владельцу транспортного средства, чтобы взыскать с них выплаченную сумму в судебном порядке.

В Положении о страховой деятельности перечислены случаи (ст.158), когда ДТП не будет являться страховым случаем. Наиболее явный пример – когда не были вызваны сотрудники ГАИ или не составлен европротокол. Участникам в этом случае предстоит выяснять отношения друг с другом без привлечения страховых организаций.

– Как возмещается вред, причиненный в ДТП, после того как исчерпан лимит в 10 тыс. евро по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств? Есть ли в судебной практике иски о возмещении вреда на сумму, которая составляет разницу между страховым возмещением и фактически понесенными затратами?

– Если вред в совокупности составил, допустим, 12 тыс. евро, то 10 тыс. евро выплатит страховая организация, а за остальной суммой потерпевший будет обращаться к виновнику или владельцу автомобиля.

Обращу внимание на важный нюанс. Если реальная стоимость ремонта оказалась выше, чем было первоначально рассчитано, потерпевший может получить разницу со страховщика, но только в пределах лимита.

Для этого ему нужно доказать сумму реально понесенных расходов: сначала отремонтировать автомобиль, а затем представить доказательства, свидетельствующие о размере затрат. Если первоначальная расчетная стоимость составила свыше 10 тыс.

евро, но реальные затраты оказались еще выше, в этом случае потерпевший, получив страховое возмещение, может обратиться к виновнику за разницей, не проводя до этого ремонт. Однако и в этом случае нужны достоверные доказательства стоимости работ.

В судебной практике незначительное число исков, когда потерпевший вынужден обращаться к виновнику ДТП за возмещением ущерба, превышающего лимит в 10 тыс. евро.

– Какой порядок действий, если виновник ДТП не согласен с суммой, которая предъявляется ему к возмещению, и считает, что реальный ущерб был меньше? Могут ли быть назначены дополнительные экспертизы?

– Безусловно, это будет судебный спор. Если виновник не согласен, то добровольно, разумеется, он не выплатит деньги – и потерпевшему придется идти в суд с исковыми требованиями. В судебном заседании будет проверяться обоснованность расчетов, в том числе на основании каких документов запрашивается определенная сумма.

– Рассмотрим ситуацию, когда договор страхования ответственности владельца транспортного средства не заключен. Допустим, не успел автовладелец этого сделать или срок страховки истек на момент ДТП. Как тогда решается вопрос о возмещении вреда?

– В любом случае потерпевший получит страховое возмещение. Поэтому добросовестные участники дорожного движения могут не переживать по этому поводу. В этой ситуации оплатит всю сумму причиненного ущерба в пределах лимита Белорусское бюро по транспортному страхованию, но после этого предъявит иск к владельцу транспортного средства о возмещении выплаченной потерпевшему суммы.

В некоторых случаях виновник уже после аварии заключает договор страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Но он не будет учтен, потому что договор должен действовать на момент ДТП.

– Есть ли случаи, когда потерпевший может не получить страховое возмещение?

– Да, такие ситуации оговорены в Положении о страховой деятельности. Назову наиболее распространенные. Не будет возмещен вред, который причинен самому себе. То есть виновник ДТП не получит возмещение, если вред причинен его транспортному средству. Аналогично, если ДТП произошло с участием двух машин, каждая из которых принадлежит виновнику.

Страхового возмещения не будет, если ДТП по каким-то причинам не было зарегистрировано в ГАИ. Исключения составляют случаи, когда заполняется европротокол, но в этом случае лимит ответственности снижается до 400 евро.

При этом если выяснится, что ущерб на самом деле больше, потерпевший недополучит от страховой организации (хорошо, если виновник возместит добровольно, а если нет – придется идти в суд).

Определенный риск есть и для виновника: при вызове сотрудника ГАИ возмещение в пределах 10 тыс.

евро выплатит страховая организация, свои деньги ему тратить не придется (если он не был пьян, имел страховку, водительское удостоверение), а при оформлении европротокола все, что свыше 400 евро, придется взять на себя. Риск связан с тем, что на первоначальном этапе порой довольно сложно просчитать ущерб.

Не будет возмещаться вред, если столкнулись транспортные средства, которые были сцеплены друг с другом при буксировке. Это же касается ущерба, причиненного во время спортивных соревнований и гонок.

В каждом случае приходится очень скрупулезно вникать в суть произошедшего. В судебной практике была ситуация, когда снегоуборочный трактор повредил автомобиль прикрепленной щеткой.

Суд первой инстанции посчитал, что повреждение причинило работающее оборудование, а это не является страховым случаем. Но в данном случае трактор двигался задним ходом и просто задел машину. Щетка в этом случае была конструктивным элементом транспортного средства.

Поэтому вышестоящий суд пришел к выводу, что это все же был страховой случай.

– В какие сроки потерпевший может обратиться за возмещением страховых выплат?

– В настоящий момент в соответствии с действующим порядком в страховую организацию можно обратиться в течение пяти суток с момента страхового случая. Хотя в целом пропуск этого срока не лишает права на возмещение вреда.

Сейчас готовятся изменения в указ о страховой деятельности, в соответствии с которыми планируется убрать указание на пятидневный срок.

– Если ДТП совершил человек, которому авто продано по генеральной доверенности, кто будет отвечать?

– Есть такое выражение “продал автомобиль по доверенности”. Но оно полностью не согласуется с законодательством. Продать автомобиль по доверенности нельзя. Автомобиль можно продать только по договору купли-продажи, зарегистрированному в ГАИ.

Передавая авто другому человеку без заключения такого договора, нужно понимать, что можно оказаться заложником недобросовестных действий водителя и понести ответственность за причиненный автомобилем вред при отсутствии вины.

Полностью обезопасить себя от предъявления требований со стороны потерпевших или страховых организаций, передав автомобиль по доверенности, невозможно.

Любая передача транспортного средства другому лицу так или иначе несет риск, потому что в Гражданском кодексе есть положение о том, что владелец источника повышенной опасности может отвечать при отсутствии вины.

– При подготовке к заседанию пленума выявлены ли недочеты в работе судов при рассмотрении этой категории дел? На какие из них в первую очередь обратит внимание пленум? Какими положениями будет дополнено его итоговое постановление?

– Из вопросов, которые мы затронем и которые могут быть интересны широкому кругу читателей, хотелось бы обратить внимание на разъяснения, касающиеся определения круга ответчиков.

Если речь идет о причинении вреда транспортным средством, ответственность владельца которого должна быть застрахована, суду необходимо принять меры по привлечению к участию в деле страховщика. Даже если по каким-то причинам потерпевший хочет предъявить иск непосредственно к причинителю вреда, суд в любом случае должен рассматривать этот вопрос.

На страховщиках лежит обязанность по возмещению вреда в пределах лимита и, если они ее не выполнили, рассмотрение исковых требований без их участия может привести к вынесению незаконного решения.

Вторая группа разъяснений касается наиболее распространенных споров, когда страховые организации взыскивают с виновных или ответственных за причиненный вред выплаченное потерпевшему возмещение.

Здесь стоит заметить: лицо виновное и лицо ответственное за причинение вреда не всегда один и тот же субъект. В первом случае речь идет о водителе транспортного средства, во втором – о законном владельце авто.

Суброгационные требования могут предъявляться в зависимости от ситуации к обоим либо кому-то одному из них. Например, если транспортное средство выбыло из законного владения человека по независящим от него причинам (угон, кража), то суброгационные требования будут предъявляться к причинителю вреда.

Если владелец не обеспечил надлежащую сохранность авто (были случаи, когда владельцы не закрывали дверь автомобиля), здесь есть и его вина. В этом случае требования будут предъявляться к обоим.

Такая же ситуация, если причинен вред человеком, управлявшим транспортным средством в состоянии опьянения. Есть ситуации, когда законный владелец не знал и не мог знать при передаче автомобиля, чем в будущем это обернется. А бывают ситуации, когда он знал или мог знать, но все равно умышленно передал управление человеку в состоянии опьянения. В этом случае будут отвечать оба.

Порой суды допускают ошибки, когда привлекают к ответственности по суброгационным требованиям в солидарном порядке владельца и причинителя вреда. Солидарный порядок означает, что сумма взыскивается с обоих до полного возмещения. То есть с одного может быть взыскано даже 100% ущерба, в то время как со второго – ничего, если у него нет имущества.

Однако в соответствии с Гражданским кодексом к солидарной ответственности привлекаются лица только тогда, когда они причинили вред вместе. Но в этом примере один причиняет вред, а второй – ответственный за него. В таких ситуациях предусмотрена долевая ответственность: суд назначает каждому ту долю, которую он должен выплатить самостоятельно.

Светлана ВАСИЛЕВСКАЯ,

БЕЛТА.-0-

Источник: https://www.belta.by/interview/view/kak-vozmeschaetsja-uscherb-pri-dtp-6320/

ВС: Попавшие в ДТП пассажиры могут получать выплаты с двух водителей

Положены ли страховые выплаты по ДТП, если пострадавших двое?

Пострадавшему в аварии пассажиру компенсацию заплатят страховщики всех участников ДТП, независимо от того, кто виноват. Такое определение дал Верховный суд. Это, безусловно, делает более выгодным положение пострадавшего пассажира, но при этом дорого обходится ни в чем не виновному водителю.

Итак, в декабре 2016 года некий водитель МАЗа выехал на полосу встречного движения на 450-м километре дороги Дзержинск – Нижний Новгород и врезался во встречную ЛАДА “Нива”. В результате аварии тяжкие травмы получила пассажирка “Нивы” Калинкина.

Напомним, что по ОСАГО пассажиры или пострадавшие пешеходы могут рассчитывать на компенсацию вреда здоровью до 500 тысяч рублей. При этом сама компенсация вычисляется по специальным таблицам.

Каждая травма имеет свою цену – в процентах от максимальной выплаты.

У обоих водителей гражданская ответственность была застрахована, причем в одной крупной компании. Поэтому женщина обратилась к страховщику за выплатой.

Страховщик выплатил ей в общей сложности 187 750 рублей. Но по одному договору ОСАГО. За водителя МАЗа – виновника аварии. По страховке водителя “Нивы” страховщик в выплате отказал, не признав случай страховым.

Кто больше всего переплачивает за полисы ОСАГО

Тогда женщина обратилась в суд. Однако суды первой инстанции, а потом и апелляционной в удовлетворении иска отказали. Они сослались на то, что нет правовых оснований для взыскания средств по каждому договору ОСАГО.

Однако с такой позицией не согласился Верховный суд. Он напомнил, что, согласно статье 1079 Гражданского кодекса, юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, обязаны возместить ущерб, причиненный источником повышенной опасности.

При этом владельцы таких источников, к которым относятся и автомобили, солидарно несут ответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия этих источников третьим лицам.

То есть, грубо говоря, при столкновении двух автомобилей ущерб, причиненный пассажирам, оплачивают оба водителя независимо от их степени вины.

“Поскольку страховым случаем по договору ОСАГО является наступление ответственности владельца транспортного средства, то при причинении вреда третьим лицам взаимодействием транспортных средств, когда в силу пункта 3 статьи 1079 ГК наступает ответственность для каждого из владельцев, имеет место не один страховой случай, а страховой случай для каждого договора ОСАГО”, – указывает в своем определении Верховный суд.

https://www.youtube.com/watch?v=4h7FS8AOf38

Причем ВС уточнил, что по ущербу здоровью по каждому договору ОСАГО компенсация оплачивается полностью по закону. Калькуляцию нельзя поделить пополам, если столкнулись два застрахованных автомобиля. А компенсация материального ущерба третьим лицам выплачивается уже солидарно.

Переплачивать за полис ОСАГО после аварии, в которой водитель был не виноват, придется еще пять лет. Ведь он управлял средством повышенной опасности

Не имеет также значения и то, что оба водителя застрахованы в одной и той же компании. Два страховых случая – две выплаты.

Также Верховный суд напомнил, что такая позиция изложена в обзоре судебной практики, утвержденной Президиумом ВС в 2012 году. Она же подтверждена постановлением Пленума ВС в 2017 году.

Понятно, что такое решение ВС только на пользу пострадавшим в ДТП пассажирам. А родственники погибших вообще смогут рассчитывать на 475 тысяч рублей с каждого водителя, участвовавшего в аварии, то есть получить компенсацию в двойном, а то и тройном размере.

Кстати, поясним, почему 475 тысяч, а не 500. В законе об ОСАГО компенсация на случай смерти в размере 500 тысяч рублей делится на две части. 475 тысяч – это сама компенсация, а 25 тысяч – это похоронные расходы. Так вот похоронные расходы – это материальный ущерб, который страховщики выплатят солидарно.

Однако все это выглядит довольно несправедливо для водителя, который не был виноват в аварии. Ведь в конечном итоге для него стоимость полиса ОСАГО вырастет. Все дело в коэффициенте бонус-малус, который присваивается за безаварийный стаж. Но это, как говорится, “безаварийный”, на самом деле имеется в виду наличие или отсутствие страховых возмещений.

Почему нельзя покупать электронный полис ОСАГО с рук

Итак, ездил человек десять лет, не попадая в аварии, дослужился до 13-го класса, то есть получил коэффициент 0,5. Это половина стоимости полиса. И тут в него, стоящего на светофоре, врезался какой-нибудь гонщик, да еще и с пассажиром на борту.

Вину гонщика все признают. Страховщик за этого гонщика оплачивает ремонт пострадавшей машины.

Но вот идет этот добропорядочный водитель продлевать полис ОСАГО, а ему выставляют по коэффициенту бонус-малус 7-й класс, то есть коэффициент 0,8.

И переплачивать за полис после аварии, в которой он был не виноват, придется еще пять лет. А вся его вина только в том, что он управлял средством повышенной опасности.

Примечательно, что в этой ситуации заложена еще одна несправедливость. Пассажир автомобиля может получить в результате ДТП компенсацию в два, а то и три раза большую. В зависимости от количества машин попавших в аварию, в которой он пострадал.

Пешеходы же на такую щедрость рассчитывать не могут. Вряд ли пешеходу удастся попасть под колеса сразу двух авто. Либо он должен просто упасть на дорогу, чтобы по нему проехались два автомобиля, либо его должно зажать между двумя машинами, один из которых двигался назад, а другой вперед.

Понятно, что это крайне редкие случаи.

Таким образом, пассажиры легковых автомобилей в случае ДТП оказываются в более выгодном положении, чем пешеходы, а уж, тем более, водители. Понятно, что такое положение дел тут же вызовет и рост мошенничества.

Недаром страховщики утверждают, что мошенники уже переключились с заработка на механических повреждениях, в сферу возмещения вреда по жизни и здоровью. И этот законодательный казус необходимо как-то решать.

Вероятно, вносить поправки в законы об ОСАГО, о страховании, а также, возможно, в Гражданский кодекс.

Источник: https://rg.ru/2018/11/26/vs-popavshie-v-dtp-passazhiry-mogut-poluchat-vyplaty-s-dvuh-voditelej.html

Как после ДТП получить максимум от страховой — инструкция для владельцев ОСАГО

Положены ли страховые выплаты по ДТП, если пострадавших двое?

Вас не пропустили на перекрестке, въехали сзади или, наоборот, именно вы устроили ДТП? Самое время отключить эмоции, заглушить двигатель, выйти из автомобиля и установить аварийный знак. После этого можно звонить в ГИБДД. Если второй водитель ведет себе агрессивно, стоит запереться у себя в салоне.

Менять расположение автомобилей на проезжей части до приезда полиции запрещено. Если участник ДТП уезжает с места аварии — снимите происходящее на телефон — так, чтобы было видно регистрационный номер его авто.

За оставление места ДТП предусмотрена административная ответственность — лишение прав от года до полутора лет или административный арест до 15 суток. Штрафом отделаться не удастся.

tassphoto.com

Если нет видеорегистратора

Наличие регистратора снимет ряд вопросов. По видео можно отследить, кто нарушил ПДД. Регистраторы бывают с одной, двумя и даже четырьмя камерами. Если записывающего устройства у вас в машине не было, а предполагаемый виновник явно не захочет делиться записью ни с вами, ни с инспекторами ГИБДД, стоит озадачиться поиском очевидцев.

Возможно, вам удастся пообщаться с водителями, следовавшим за вами, и попросить запись у них. Также стоит узнать телефоны пешеходов-очевидцев. Не забывайте и о городских камерах — они установлены в сотне мест, и вам может повезти. Чтобы получить запись, необходимо обратиться к оператору.

В некоторых случаех им необходим полицейский запрос — возьмите его у инспектора-дознавателя, который ведет ваше дело.

tassphoto.com

Европротокол или часы ожидания?

Если вы лишь притерлись друг к другу, разбили фару или получили другие незначительные повреждения, но при этом ДТП произошло в крайне оживленном месте, а вы еще и две полосы заняли, стоит задуматься об оформлении европротокола.

Что это такое? Это упрощенное оформление документов о ДТП, которое происходит без участия сотрудников полиции. Водители должны заполнить бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии. После этого можно убрать автомобили с проезжей части. Протокол нужно зафиксировать на ближайшем посту ДПС.

Далее с ним следует обратиться в страховую компанию. Так вы сэкономите кучу времени, минуя разбирательства в отделе полиции. В теории очень удобно.

tassphoto.com

Самостоятельно зафиксировать ДТП можно в следующих случаях:

  • Оба водителя застрахованы по ОСАГО;
  • В ДТП причинен вред только двум транспортным средствам;
  • В ДТП не погибли и не пострадали люди, не нанесен ущерб другому имуществу;
  • Характер повреждений и оценка ремонта не вызывают разногласий у участников аварии. Все они зафиксированы в изведении о ДТП, бланк которого заполнен обоими водителями;
  • Стоимость страхового возмещения (проще говоря, ремонта) не превышает ста тысяч рублей.

С заполненным извещением идите сразу в страховую. Вы — в свою, виновник или пострадавший — в свою. Подавать бумаги нужно обязательно, если платить вашей страховой, а документов от вас они не получили, компания обратится в суд и попытается взыскать с вас потраченные средства.

Если владелец автомобиля, которому был нанесен ущерб, полагает, что компенсации не хватит для восстановления авто, стоит привлечь полицию. Также, если ни один из водителей не признает себя виновником аварии, разъехаться полюбовно, заполнив европротокол, не получится. В обязательном порядке придется вызывать полицию. Вот список единых номеров основных сотовых операторов:

020 — для абонентов «Теле2», МТС, «Мегафон»;

002 — для абонентов «Билайн»;

902 — для абонентов Skylink и «Мотив».

tassphoto.com

Общение со страховой компанией

При оформлении протокола сотрудниками полиции, необходимо получить его копию, чтобы позже обратиться с ним в страховую компанию. От составления бумаги будет зависеть решение суда, очень внимательно все проверяйте.

Протокол заполняется с двух сторон, подписывается полицейским и лицом, которое имеет отношение к ДТП. Затем, не позднее пяти дней, нужно обратиться в свою страховую компанию. В случае просрочки вы можете лишиться полагающейся выплаты.

Отправить извещения о ДТП участники аварии должны любым способом с подтверждением отправки, например, заказным письмом по почте.

Водитель, признанный потерпевшим в ДТП, должен предоставить страховщику не только свой бланк извещения о ДТП (также это может быть единый бланк, заполненный совместно с другими участниками ДТП), но и подать заявление о страховой выплате.

tassphoto.com

Максимальная компенсация, предусмотренная ОСАГО, — 400 тысяч рублей. Однако при расчете итоговых выплат учитывается масса факторов: износ транспортного средства, характер повреждений, рыночная стоимость и так далее. Обычно сумма страхового возмещения по ОСАГО намного меньше максимальной компенсации.

Сроки выплаты страховки

У страховщика есть 20 дней для рассмотрения обращения водителя. Если отказа в компенсации ущерба не было, страхования компания должна оплатить каждый день задержки перечисления средств — 1% от общей суммы выплат. В случае, если страховщик задержался с предоставлением мотивированного отказа в выплате, также предусмотрен штраф, но уже в меньшем объеме — 0,5% за каждый день просрочки.

Помимо выплаты компенсации страховщик может также направить поврежденный автомобиль на ремонт в автосервис, с которым у него заключен договор об обслуживании транспортных средств. Но водитель вправе отказаться от ремонта и забрать компенсацию деньгами.

tassphoto.com

В случае с КАСКО, как и в случае с ОСАГО, страховая компания также может предложить ремонт. Однако эксперты советуют не прибегать к подобной услуге.

: Пятый канал

— Что делают страховые компании? Они могут предложить ремонт. Он, естественно, к сожалению, не будет качественным в любом случае. У них есть 3-4 сервиса, они сделают по-быстрому и экономично, потому что страховая будет душить их по деньгам.

Качества не будет никакого. Есть КАСКО, которое подразумевает, что я сам обращаюсь в ремонт, который мне нужен. Такое КАСКО обойдется дороже, но нужно внимательно читать договор.

Если запчасти оригинальные, то и КАСКО будет дороже, — рассказал автоэксперт Борис Юданов.

В каких случаях следует обращаться в суд?

Если вы не согласны с размерами компенсации и страховая выплачивает вам явно меньше, чем потребуется на ремонт, можно смело обратиться в суд.

Для этого стоит привлечь адвоката, а также заказать независимую экспертизу – все это, в случае вашей победы, будет оплачено страховой. Закон об ОСАГО попадает под нормы защиты прав потребителя, и суд часто встает на сторону автомобилиста.

Если страховая компания долго не производит выплату, то с нее можно взыскать неустойку. 

tassphoto.com

На рынке работают компании, которые предлагают вам в случае ДТП получить моментальную выплату, а после уже сами работают со страховой компанией. Автоэксперты, даже в угоду мнимой сиюминутной выгоды, советуют не связываться с подобными организациями.

: Пятый канал

— Там выплата будет минимальная. Я знаю, что подобная компания работает под прикрытием страховой компании. Они сразу говорят, что мы заплатим вам сейчас, но поменьше, а дальше уже можно выколотить. Да, такой бизнес существует, с таким лучше не связываться по большому счету, — советует автоэксперт Борис Юданов.

Также эксперт полагает, что если уж судиться, то лучше с виновником аварии, а не со страховой компанией. И, главное, что стоит помнить водителям, в том числе и попавшим в ДТП, — спешка ни к чему. Даже у разбитой машины можно допустить множество ошибок, остаться без денег и вновь вынужденно пересесть на трамвай.

Источник: https://www.5-tv.ru/news/224523/kak-posle-dtp-polucit-maksimum-otstrahovoj-instrukcia-dla-vladelcev-osago/

Административное право
Добавить комментарий