Продать сельскохозяйственный бизнес иностранцу возможно?

Как иностранцу создать компанию в Украине

Продать сельскохозяйственный бизнес иностранцу возможно?

Сказать, что вопрос открытия бизнеса в Украине иностранцами актуален означает не сказать ничего. Сфера торговли, предоставления услуг, быстрого питания – везде, куда ни глянь, можно встретить иностранных граждан.

Они ведут активную бизнес-деятельность на территории Украины и, следовательно, должны точно так же платить налоги и быть подконтрольны государству, как и предприниматели, являющиеся гражданами Украины.

Как же пройти требуемые для открытия для занятия бизнесом в Украине процедуры в минимальные сроки и с минимальными затратами? Об этом и поговорим.

Общие вопросы создания компании нерезидентом

Украинская Конституция статьей 26 регламентирует, что иностранные граждане и лица, не имеющие гражданства, на территории нашей страны имеют те же самые права и обязанности, что и украинские граждане.

Кроме основного закона, местонахождение и деятельность иностранных граждан в Украине регулируется Законом «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства». Главное требование – нерезидент Украины должен пребывать на украинской территории легально.

Для тех, кто хочет выяснить, что это означает, можно ознакомиться с Законом «Об иммиграции» и несколькими дополнительными постановлениями и приказами.

Иностранец, который хочет открыть бизнес в Украине, прежде всего, должен выбрать организационно-правовую форму его ведения. Многие юристы советуют остановить свой выбор на ООО.

Именно общество с ограниченной ответственностью (а так расшифровывается эта аббревиатура) считается наиболее стабильной формой предпринимательства, поскольку под нее в нашей стране разработана четкая и продуманная нормативная база из уже принятых и успешно действующих законов, защищающая учредителей.

Для определившихся граждан других государств, решивших стать предпринимателями в Украине, существуют определенные законодательные догмы и ограничения. Так, к примеру для регистрации иностранца СПД – необходимо иметь зарегистрированное место проживания в Украине, а это возможно лишь при наличии вида на жительство в Украине.

Нюансы регистрации бизнеса в Украине иностранцами

Прежде чем начинать процедуру оформления юридического лица, следует получить идентификационный номер или карточку плательщика налогов. Без нее, к сожалению, будет невозможно оформить ни один документ у нотариуса, без чего процесс регистрации будет недействителен.

Еще один нюанс отечественного законодательства заключается в том, что только что приехавший иностранный предприниматель не имеет права сразу же становиться руководителем недавно созданной компании. Для этого он должен хотя бы получить разрешение на работу.

Если же такого документа у него нет, то следует искать украинского гражданина, который возьмет на себя руководство фирмой, пусть даже и формальное. Сразу после того, как предприятие будет оформлено согласно закону, нерезидент может получить разрешение на работу и начать процедуру смены руководства.

Только теперь он может занимать главенствующую должность.

Отличия в процедуре регистрации компании украинцем и иностранцем

Украинское законодательство не позволяет иностранным гражданам занимать некоторые должности. Например, они не могут быть адвокатами, аудиторами, нотариусами.

В дополнение к этому, иностранные граждане не имеют права приобретать в собственность земли сельскохозяйственного назначения.

А вот аренда – вполне подходящий вариант решения данной проблемы, которым нерезидент вправе смело воспользоваться.

При регистрации ООО с солидным уставным фондом (от 100 тыс. долларов США и выше) иностранный предприниматель может стать официальным крупным инвестором, что даем ему право на получение постоянного вида на жительство в нашей стране. Отечественным предпринимателям, которые и так уже являются гражданами Украины, это не нужно.

Перечень необходимых документов для создания нерезидентом компании

Если рассматривать вариант, что иностранный гражданин регистрирует предприятие на свое имя, то ему необходимо предоставить следующие документы:

  • доверенность от нотариуса на то, что нерезидент имеет право подписывать устав и регистрировать все документы;
  • переведенная на украинский язык, подписанная переводчиком и нотариально заверенная копия паспорта;
  • копия идентификационного кода;
  • информация о том, какими видами деятельности планирует заниматься данная компания. То есть, должна быть четко прописана конкретная сфера деятельности, в которой будет функционировать комания;
  • размер уставного фонда.
  • каков будет вид исполнительного органа (например, совет директоров, который будет принимать все решения, или отдельный директор, обладающий всей полнотой власти).
  • форма налогообложения предприятия

При этом никто не освобождает нерезидента от необходимости собирать пакет учредительных документов, в который входит протокол, устав новообразованного предприятия, заполненная регистрационная карта.

Если иностранец имеет сложности с украинским языком, то ему, скорее всего, стоит обратиться за помощь в специализированные юридические компании, которые помогут пройти эти процедуры быстро и безболезненно – конечно, за их услуги необходимо будет доплатить дополнительно.

Расходы, возникающие при регистрации компании иностранцем

Стоимость открытия бизнеса в Украине для нерезидентов нельзя назвать слишком высокой. Возможны следующие расходы:•    За открытие банковского счета (а без него заниматься предпринимательской деятельностью запрещено) – порядка 500 грн.•    За юридический адрес – от 2 тыс. грн.

•    Другая помощь, оказываемая юридическими компаниями.

Подытожив вышесказанное, сделаем выводы, что, согласно нормам украинского законодательства, учредитель, не являющийся резидентом, при регистрации предприятия проходит те же самые этапы, несет ту же самую ответственность и имеет те же самые права, что и резидент страны.

Однако есть несколько дополнительных моментов, которые необходимо учитывать иностранцам. Например, необходимость оформить идентификационный код, иметь все документы, подтверждающие легальное нахождение на территории Украины и прочее.

Если все сделать правильно и иметь документы, оформленные в соответствии с Законом, регистрация не займет больше нескольких дней.

Источник: https://www.juridicheskij-supermarket.ua/page_pravo-sozdat-kompaniu-inostranec.html

Рынок земли в других странах мира

Продать сельскохозяйственный бизнес иностранцу возможно?

30 сентября 2019, 09:00

Вопрос земли для Украины всегда был особенным, непростым. Вероятно, в значительной мере это обусловлено историей нашего государства, которому всегда приходилось отвоевывать свои территории. А еще ментальностью украинцев, ведь нам из поколения в поколение передавалось незыблемое понятие ценности земли, восприятие ее как самого главного атрибута благополучия.

Будет ли жизнь после снятия моратория?

Читать по теме 

Особенно «горячей» эта тема стала сейчас, когда представители власти всерьез заговорили о скором снятии моратория на продажу земли. Невзирая на опыт большинства развитых стран мира, в которых рынок земли уже давно открыт, у нас все еще очень много неприятия этого процесса.

Многие украинцы в большей мере боятся даже не отечественных агрохолдингов, а так называемой «заграничной экспансии».

Возникает вопрос — а что же сами «фриленд» страны, открыв рынки, позаботились о том, чтобы их земля не ушла в руки к иностранцам? Или же приобрести землю за границей стало легко и доступно каждому желающему? 

Предлагаем в поисках ответа рассмотреть тенденции и имеющейся опыт в этой сфере. Начнем с того, что условия покупки земли в разных странах различны.

Но есть и общий фактор — рост ее стоимости вследствие баланса спроса и предложения. То есть открытый рынок превратил землю в реальный актив.

И чтобы обезопасить этот актив, в каждой стране существует своя система ограничений относительно купли-продажи.

Например, в Норвегии и Польше иностранцы должны получить специальное разрешение. В Литве, Латвии, Эстонии, Венгрии и Словакии покупатель может быть гражданином Евросоюза или же стран Европейской экономической зоны.

А в Германии, Финляндии, Италии — только местным жителем.

И хотя в мире есть страны, где иностранцы имеют такие же права на приобретение земли, как и сами ее подданные (Франция, Соединенное Королевство, Бельгия, Нидерланды, Люксембург), все же наиболее распространено применение ограничений.

Предприимчивые европейцы

Возьмем для детального изучения несколько конкретных стран. К примеру, нашу соседку и во многом образец достаточно быстрого и качественного европейского преобразования — Польшу. В ее конституции так и зафиксировано: основа сельского хозяйства страны — семейное фермерское хозяйство.

Это к тому, что сегодня польскую землю иностранец может приобрести, только если докажет свое намерение самостоятельно ее обрабатывать, а также живет не менее 5 лет не просто в Польше, а именно в той гмине, где хочет купить участок.

И еще — в приобретении ему откажут, если на эту землю претендует кто-то из членов семьи предыдущего собственника или соседей-фермеров. Если же таких желающих нет, преимущественное право купить землю получает агентство сельскохозяйственной недвижимости.

И только в случае, если оно откажется, земля достанется иностранцу, который, к тому же, заранее должен получить разрешение от профильных министерств государства — Внутренних дел и Сельского хозяйства.

Похожая система, но со своими особенностями, действует и в других странах Восточной Европы, а также Прибалтики.

Например, чтобы купить землю в Болгарии, иностранцы должны проживать в стране не менее 5 лет или же вести там свою частную деятельность.

В Молдове же «чистые» иностранцы не могут покупать землю, зато личности с двойным гражданством — пожалуйста. Хотя сейчас активно обсуждается возможность легализации доступа к земле для иностранцев.

Аналогичное право рассматривают и в Грузии, невзирая на то, что на сегодняшний момент нерезиденты могут только унаследовать участок или же получить вместе с купленным домом.

В свою очередь, в Эстонии граждане стран ЕС могут принимать участие в операциях купли-продажи земли, но при условии, что будут использовать ее в сельскохозяйственных целях не раньше, чем через пять лет.

Гражданам стран, которые не являются членами ЕС, разрешено использовать не более 10 га земли. Мелкие же участки находятся в свободной продаже для всех независимо от гражданства.

Несколько иной пример Франции. Здесь иностранцам не запрещается покупать землю, однако земельный рынок очень жестко регулируется государством. Для этого существует SAFER — сообщество, занимающееся менеджментом земли.

О его авторитете свидетельствует даже тот факт, что нотариусы должны предупреждать их о каждом намерении продать земельный участок.

SAFER активно противодействует попыткам изменить целевое назначение сельскохозяйственных земель, а также применяет механизмы для того, чтобы не допустить скупку земли на окраинах городов для застройки. Возвращаясь к иностранцам, продавать им можно, но есть лимит.

Стоимость покупки не должна превышать €38 млн. Отдельная тема — виноградники. Во Франции они считаются национальным богатством и продаже иностранным гражданам не подлежат.

Схожая ситуация и в соседней Испании. Местное законодательство не запрещает иностранным гражданам покупать здесь землю, причем они могут это делать наравне с резидентами страны. Но есть нюансы.

Земельный участок должен находится не ближе, чем в 150 метрах от берега моря, поскольку вся прибрежная территория принадлежит королевству. Поэтому, выбирая надел, например, в Коста-Брава, стоит убедиться выдержано ли нужное расстояние.

Ну и если целью покупки земли является строительство дома, то важно учесть, что это можно сделать только на целевых участках под застройку.

Напрашивается вывод — показательным в политике открытого рынка в странах Европы является не возможность для иностранцев покупать землю, а регулирование такой возможности на уровне государства.

То есть для того, чтобы зарабатывать на земельном активе, но при этом не терять его, нужны качественные и действенные правила в интересах страны и, в частности, местного фермера, который практически во всех европейских странах в приоритете.

Здесь также важно отметить, что европейские страны, особенно новые члены ЕС, не сразу открыли рынок землепользования для иностранных граждан. Большинству на это понадобилось от 7 до 12 лет. И это еще раз подтверждает, что за прогрессивными европейскими взглядами всегда стоит четкая государственная позиция.

Посмотрим на Восток

Относительно же стран Азии, то здесь все более консервативно.

К примеру, в Таджикистане право на пользование землями сельскохозяйственного назначения иностранным гражданам и иностранным юридическим лицам не предоставляется.

Такое право, к тому же с возможностью дальнейшего отчуждения, имеют только физические и юридические лица Республики Таджикистан, которые принимают непосредственное участие в сельскохозяйственном производстве.

В России также все строго — иностранные граждане и юридические лица могут владеть земельными участками сельскохозяйственного назначения только на правах аренды.

Насколько либеральны либералы

Нет сомнений, что о безопасности своих «стратегических запасов» земли позаботились и такие крупные страны, как США, Канада и Австралия.

Кстати говоря, именно здесь ограничения устанавливаются по большей мере на региональном уровне штатов и провинций, нежели на государственном. В Канаде ограничения на приобретение земли иностранцами вообще не имеют ничего общего с либерализмом.

В целом ряде провинций, имеющих сельскохозяйственное значение, существует запрет на приобретение земли не только иностранцами, но даже резидентами других провинций. В ряде провинций имеется система льготного кредитования на покупку сельхозземель, но она не распространяется на нерезидентов.

И это при том, что недостатка в земле Канада явно не испытывает, ведь является второй в мире по площади, при том, что население этой страны меньше населения Украины. 

То же самое касается и США. Хотя формально на федеральном уровне приобретать сельскохозяйственные и лесные угодья иностранцам не запрещено, реально иностранцы владеют не более 1% угодий из-за местных ограничений в штатах и серьезных бюрократических преград.

В той или иной степени жесткости ограничения на покупку сельхозземель иностранцами существуют более чем в половине американских штатов. В ряде штатов она запрещена вообще, в некоторых это распространяется только на земли, принадлежащие штатам.

Во многих штатах землю запрещено покупать выходцам из так называемых недружественных стран, списки которых меняются. Также часто ограничивается максимальная площадь земли во владении иностранного гражданина и т. д.

В целом же политика и Канады, и США направлена на то, чтобы сельхозземли оставались в собственности их граждан.

Что касается Австралии, то это страна с полностью открытым и либеральным рынком. Иностранцы могут купить землю на таких же условиях, как и местные граждане.

Единственное требование к иностранцам — получение разрешения государства, если сумма сделки более $15 млн.

Но несмотря на открытость, рынок развивается слабо, поскольку в стране неблагоприятные климатические условия и сильная засоленность грунтов.

Китайский фактор

Отдельная тема — Китай. В контексте земельного вопроса более актуально будет рассмотреть даже не возможности приобретения здешней земли, а наоборот — «китайскую тенденцию» по скупке земли в мире.

Стоит отметить, что КНР находится на первом месте в мире по количеству населения, занимая при этом лишь 9% площади суши, причем спрос на продукты питания в Китае продолжает расти. С каждым годом страна импортирует все больше зерновых и муки, чтобы обеспечить свои потребности.

При таком раскладе неудивительно, что китайские инвесторы очень активно покупают землю за границей. К примеру, среди их реализованных интересов — Австралия. В настоящее время китайцам принадлежит почти 5% всех сельхозземель в Австралии, в основном это пастбища.

Землю используют главным образом для разведения крупного рогатого скота с целью производства мяса и молока. Полевые культуры выращиваются только на 3% площадей. В целом же Китай занимает второе место по величине иностранного землевладения в Австралии после Великобритании.

Амбициозные планы у Китая и относительно покупки земли на Дальнем Востоке России. Предполагается, что из миллиона гектаров, которые Россия планирует отдать в аренду иностранным инвесторам, на долю китайских фермеров придется не менее 50%. 

Отдельно стоит упомянуть о движении китайцев в сторону Африки. По словам экспертов, на сегодня китайские корпорации уже купили или арендовали в странах Африки достаточно большие территории — более 3,5 млн га плодородной земли.

Взамен же ранее обещанным инвестициям и благам местным жителям пришла настоящая экспансия. Да, китайцы, арендуя дешевые африканские земли, прокладывают дороги, строят элеваторы и перерабатывающие заводы.

Но их приход на африканские земли создал большую проблему: интенсивное сельское хозяйство лишает работы аграриев Африки.

Там, где раньше пашню возделывали сто человек, их остается десять, да и то это относительно квалифицированные аграрии — обученные китайцами трактористы, комбайнеры и т. д. Оставшиеся без работы 90 сельхозработников из этой сотни вынуждены или голодать, или перебираться в трущобы городов. 

В контексте анализа так называемого «фактора Китая» нельзя не отметить тот факт, что китайцы уже давно интересуются плодородными землями Украины. Несколько лет назад очень активно обсуждалась информация о передаче им в аренду 100 тыс. га земли в Днепропетровской области.

По данным украинских и китайских СМИ, земли должны были отойти в аренду на 50 лет и обрабатываться Синьцзянской производственно-строительной компанией. Впоследствии площадь арендуемых угодий должна была вырасти аж до 3 млн га. Но эта новость вызвала большой общественный резонанс и сделка не была реализована.

К слову, по данным экспертов, на сегодня иностранный капитал контролирует 2,4 млн га сельскохозяйственных земель Украины. 

Делаем выводы

Обобщая ситуацию относительно лояльности рынка земли в разных странах мира, надо отметить, что, согласно изученным данным, ни в одном государстве больше 10-12% земли иностранные инвесторы не скупили.

Конечно, нам удалось рассмотреть не весь мировой опыт, но и эта информация может стать ориентиром для соискателей. В целом же надо отметить, что этап сбора данных о возможностях покупки земли за границей очень важен и не нужно его игнорировать.

Лучше, как говорится, предусмотреть все «на берегу», это позволит не только найти для себя наиболее выгодные условия, но и, возможно, избежать потери времени и денег.

Ольга Боброва, Latifundist.com

Источник: https://latifundist.com/spetsproekt/514-kupit-zemlyu-za-granitsej-vozmozhnosti-i-zaprety

Продажа земли иностранцам: выгодно ли это владельцам паев и государству

Продать сельскохозяйственный бизнес иностранцу возможно?

Дата : 15 октября

На днях президент Украины Владимир Зеленский заявил, что считает необходимым отсрочить продажу иностранцам сельскохозяйственной земли. Об этом он сказал во время пресс-марафона 10 октября. По его словам, такой переходный период может продолжаться в течение нескольких лет.

Кроме того, в четверг, 10 октября, народные депутаты фракции «Слуга народа» зарегистрировали в Верховной Раде обновленный законопроект «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». По словам одного из его авторов, в документе были учтены замечания, высказанные накануне на встрече Зеленского с представителями аграрной отрасли.

В частности, изменения коснулись вопроса возможной покупки земли нерезидентами, то есть иностранцами.

Многие эксперты считают, что иностранцы, скупив у украинцев землю за бесценок, будут ее истощать, стремясь в кратчайшие сроки получить максимальную выгоду

В обновленном законопроекте предлагается до 1 января 2024 года не допускать приобретения юридическими лицами, бенефициарами которых являются иностранцы, права собственности на земельные участки.

Кроме этого, планируется до 1 января 2024 года не допускать к покупке земли лиц без гражданства, юрлиц, созданных по законодательству иному, чем законодательство Украины, и иностранных государств.

«Указанные требования не распространяются на случаи приобретения в собственность земельных участков их арендаторами, которые являются сельскохозяйственными товаропроизводителями, если с момента госрегистрации юридического лица — приобретателя права собственности прошло не менее трех лет, а также на случаи приобретения в собственность указанными лицами земельных участков», — говорится в пояснительной записке к законопоекту.

Также предлагается установить минимальную стартовую цену продажи земельных участков государственной и коммунальной собственности на земельных торгах на уровне не ниже нормативной денежной оценки.

Кроме того, устанавливается ограничение на совокупную площадь земельных участков сельскохозяйственного назначения, которая может находиться в собственности гражданина и юридического лица и связанных с ним лиц. Эти ограничения не допускают приобретения более 8% сельскохозяйственных земель области и 0,5% сельскохозяйственных земель Украины.

Вопрос возможности продажи земли иностранным гражданам или украинским представительствам зарубежных компаний активно обсуждается в экспертной среде. Мнения разделились.

Одни считают, что законный и прозрачный приход иностранного капитала в агарный сектор даст мощный толчок отечественной экономике.

Другие утверждают, что иностранцы, скупив у украинцев землю за бесценок, будут ее истощать, стремясь в кратчайшие сроки получить максимальную выгоду.

«Передача контроля над землей субъектам из других юрисдикций, являющихся экономическими агентами других государств, ставит вопрос о целесообразности существования этого государства»

В предыдущей статье эксперт разъяснил читателям «ФАКТОВ», что такое земельный рынок вообще и как можно защитить право собственности на землю. Теперь председатель совета директоров Ассоциации защиты активов Александр Ситухо рассказал «ФАКТАМ» о возможности продажи земли иностранцам и о том, смогут ли украинцы действительно заработать на реализации своих земельных паев.

— Нужно ли давать право иностранному капиталу входить на отечественный земельный рынок, даже путем создания украинских компаний?

— Так вопрос не стоит, потому что иностранный капитал давно уже тут присутствует и активно участвует в агропроизводстве. Вопрос в другом. Иностранный капитал не однороден, инвесторы бывают различных видов.

Есть такие, которые специализируются именно в этой области и просто расширяют свое производство за счет новых мощностей. Есть институциональные инвесторы, которые сами ничего не производят, но концентрируют большие объемы капиталов и вкладывают их в производителей.

Эти виды можно отнести к позитивным, они нацелены на долгосрочное присутствие, заинтересованы в развитии инфраструктуры, в стабильности государства и законодательства.

Но есть и другие. Спекулянты, нацеленные на скупку активов по бросовым ценам в кризисных условиях. Которые часто сами и создают. Есть рейдеры, которые зарабатывают, шантажируя уже существующие бизнесы, и либо получают отступные, либо могут разрушить бизнес и распродать его по частям.

Так сложилось, что именно в пользу двух последних видов «инвесторов» может сработать создание земельного рынка. И нельзя исключать, что именно ими он лоббируется и финансируется активная пропагандистская кампания.

Проследить «родословную» новых реформаторов и их связи со спекулянтами мирового уровня довольно просто.

— Правительство предлагает отдавать приоритетное право на выкуп земли аграриям, которые ее обрабатывают сейчас на праве аренды. Смогут ли фермеры реализовать это право, чисто финансово?

— В незначительном количестве случаев. Для этого требуется масштабное льготное кредитование, которое может обеспечить только государство. Мне неизвестны такие программы. Более того, государство сохраняет курс на поддержку крупных бизнесов и монополий в этой сфере, которые, в свою очередь, определяют его политику.

— Земельный кадастр до сих пор полностью не сформирован. Чем это грозит для собственников земли в случае снятия моратория?

— Все проблемы в учете прав ведут к незаконному переделу прав собственности. В данном случае может иметь место просто хищение прав на земельные участки, проведение их по цепочке подставных владельцев и закрепление на конечном «добросовестном» приобретателе.

Эти схемы работают и сейчас на рынке жилой недвижимости.

Проблема состоит в том, что восстановить свои права можно только в процессе многолетних судебных разбирательств, на которые после недавних реформ у потерпевшего в большинстве случаев просто не окажется средств.

— Какие есть риски для миллионов владельцев земельных паев в случае запуска рынка земли?

— Главный риск — утрата своей собственности в результате мошеннических или насильственных действий. К сожалению, можно предполагать резкий рост преступлений в этой области. И мы можем столкнуться с появлением в Украине международных преступных группировок, которые до настоящего времени не имели тут интересов.

Такой масштабный передел собственности, а в Украине находится более 8% мировой площади черноземов, способен привлечь внимание не только благообразных европейских спекулянтов, но и организаций типа китайских «Триад». Противостоять подобному вмешательству коррумпированная правоохранительная система не сможет.

В самом же негативном варианте развитие ситуации может привести к превращению украинцев в нацию кочевников, не имеющих собственной земли.

— Какие законы и постановления должно еще принять государство, чтобы защитить права нынешних владельцев земли?

— Эта задача для нынешнего украинского государства не решаема. Все предыдущие властные режимы понимали угрозы, проистекающие от рынка земли, так как имели, в большинстве своем, экономический базис, построенный на предприятиях реального сектора, стоящих на земле. Это понимают не только в Украине.

Вспомним избитый пример с землей в Великобритании, которая вся принадлежит королеве, а остальным передается только в пользование. Все современные государства являются территориальными, они существуют благодаря контролю земельных площадей.

Утрата этого контроля, особенно передача его субъектам из других юрисдикций, являющихся экономическими агентами других государств, ставит вопрос о целесообразности существования этого государства.

Тем более если это государство показало и продолжает доказывать свою неспособность обеспечить даже территориальную целостность, а значит, нежизнеспособно, — подытожил Александр Ситухо.

Стоит напомнить, на днях Верховная Рада приняла Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно защиты права собственности».

По мнению авторов закона, после вступления его в силу уменьшится количество рейдерских захватов земли, недвижимого имущества и корпоративных прав, а также снизятся затраты граждан и бизнеса, связанные с защитой собственности от противоправных посягательств.

Читать в источнике

Источник: http://mail.poet.com.ua/74492-prodazha-zemli-inostrancam-vygodno-li-eto-vladelcam-paev-i-gosudarstvu

Иностранцы, геть! Украина хочет референдум о земле

Продать сельскохозяйственный бизнес иностранцу возможно?

Президент Украины Владимир Зеленский принял решение провести референдум по поводу земельной реформы в стране. На нем у граждан, как предполагается, спросят, согласны ли они на продажу земли иностранным гражданами или компаниям, которыми владеют иностранцы?

Сообщение об этом Зеленский разместил в видеообращении на . Появление этого видео означает, что президент не смог убедить украинцев, митингующих против нового закона о земле.

«Нет Распродаже Украины». Под такими лозунгами в понедельник митинговали аграрии 13 областей Украины, в том числе, в крупнейших из них: Кировоградской, Николаевской, Одесской, Львовской…
Фермеры вышли со своей техникой на главные автомагистрали страны в 17 точках и перекрыли движение.

Повод для масштабного протеста — решение правительства Украины провести до 1 декабря земельную реформу. Аграрии выступают против законопроекта о рынке земли. Документ был внесен на рассмотрение депутатов Верховной Рады (парламента) Украины еще 25 сентября.

Он должен быть рассмотрен 12 ноября в Раде. Однако в повестке дня пленарного заседания Верховной рады на вторник не оказалось проекта о создании рынка земли в стране. Это следует из опубликованного накануне на сайте парламента перечня проектов, которые запланировано рассмотреть во вторник.

Депутат парламента от фракции «Европейская солидарность» Алексей Гончаренко сообщил в , что законопроект о рынке земли был снят с повестки дня, назвав это «победой». «Вопрос рынка земли сняли! Победа! Думаю, что побоялись протестов», – отмечал политик.

Между тем в законопроекте кабмина, право собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения смогут приобретать только граждане Украины, украинские юридические лица, а также территориальные общины и государство.

«Иностранцы и лица без гражданства могут приобретать право собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения в порядке наследования по закону, но обязаны осуществить их отчуждение в течение одного года со дня приобретения права собственности», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Это означает, что иностранцы будут обязаны продать даже те земельные участки, которые у них были.

«В случае наследования земли иностранные компании, которые получат землю, будут вынуждены по новому закону провести ее отчуждение, то есть, передачу в собственность, точнее, продажу земли украинской компании, гражданину или государству», — поясняет Елизавета Капустина, старший юрисконсульт K legal.

Кроме того, законопроект ограничивает аппетиты собственников земли. Совокупная площадь земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности гражданина или юридического лица Украины в пределах одной области не должна превышать 15% земель сельскохозяйственного назначения такой области и 0,5% земель сельскохозяйственного назначения Украины.

Если размеры земельных угодий превысят эти нормы, сделку на право собственности не зарегистрируют, а излишки принудительно продадут.

Граждане, которым принадлежит право постоянного пользования, право пожизненного наследуемого владения земельными участками получат льготное право выкупить их в собственность «с рассрочкой платежа до пяти лет».

И по цене, равной нормативной денежной оценке таких земельных участков без проведения земельных торгов.

Украина — не Таджикистан и не Конго?

Чиновники кабмина в целом хотели бы пополнить казну за счет продажи земли. Например, законопроектом устанавливается минимальная стартовая цена продажи земельных участков государственной и коммунальной собственности на торгах на уровне не ниже нормативной денежной оценки.

Зеленский в понедельник обещал, что в законопроекте о рынке земли будет закреплено право продажи и покупки земли только украинскими гражданами и компаниями.

«Между первым и вторым чтением в действующий проект закона будут внесены правки, согласно которым право продавать и покупать землю будут иметь только украинские граждане и украинские компании, основанные исключительно украинскими гражданами», – сказал он в видеообращении, опубликованном в понедельник на официальных страницах президента в социальных сетях.

Также Зеленский указал, что в настоящее время украинцы «лишены права продавать или покупать земельные участки сельскохозяйственного назначения, как граждане Северной Кореи, Таджикистана, Венесуэлы, Кубы и Конго».

«В других странах мира, в соседних Польше и Беларуси, в Германии, Франции, Италии, Канаде, США, Японии, Израиле, Китае рынок земли существует», — добавил он.

Президент отметил, что на Украине последние 20 лет манипулируют этим вопросом. «Старые политики запугали простых людей, посеяли в их головах ряд мифов, убеждая, что этого нельзя делать.

А вас не удивляет, что старые политики начали заботиться о народе? Возможно, вопрос в другом, возможно, они лоббируют чьи-то интересы, интересы тех, кому просто выгодно, чтобы украинцы не владели землей? Просто подумайте», — уговаривал Зеленский, но не убедил.

Уговаривал и премьер Алексей Гончарук. По его подсчетам, тоже все будет хорошо, если провести продажу ряда госкомпаний, приватизацию банков, железной дороги, почты и смягчить правила владения землей.

По словам премьера, либеральная версия реформы по продаже сельхозземель иностранным инвесторам может ускорить годовой рост украинского ВВП более чем на 3 п.п., а самая консервативная — на 0,5 п.п.

В украинских СМИ звучали и вовсе радикальные оценки эффекта от проведения земельной реформы — прирост ВВП на 5-7%.

В общем, премьер тоже не повлиял на украинцев, как нужно. Разъяснительную работу с гражданами самостийной провел и Всемирный банк. ВБ за «открытие рынка сельскохозяйственных земель».

«Земельная реформа нужна для того, чтобы украинские фермеры могли покупать и продавать землю сельскохозяйственного назначения, чтобы они имели доступ к кредитам, возможность инвестировать и диверсифицировать источники своих доходов, а владельцы земли могли получить надлежащую им прибыль за свой самый ценный актив», — говорится в обнародованном в понедельник заявлении банка.

И снова не помогло. А МВФ и вовсе увязывает проведение земельной реформы с выдачей очередного транша кредита Украине в рамках очередной кредитной программы stand-by.

Выполнить условия сотрудничества с МВФ критически важно для Киева. По подсчетам Нацбанка Украины, стране срочно нужны от $5 млрд до $10 млрд.

О необходимости сделать рынок земли открытым на Украине говорят и митингуют по этому поводу уже несколько лет подряд. Соответствующие законопроекты уже вносили ранее в Раду. Еще при президенте Петре Порошенко. Но масштабные митинги фермеров заставили чиновников отложить принятие законопроекта. Референдум в 2017-м тоже не провели. Тем более, что на Украине нет закона о референдуме.

Между тем, украинские фермеры не зря опасаются, что иностранные компании получат если не право, то возможность вести бизнес в агросекторе Украины, считает эксперт юрфирмы K legal Капустина.

Законопроектом кабмина предполагаются изменения, позволяющие иностранцу воспользоваться правом эмфитевзиса или суперфиция (право построить здание на чужой земле), которые существовали еще в древнем Риме.

Суперфиций позволяет владеть объектом недвижимости на земле, не являясь собственником земли, на котором этот объект построен. А норма о эмфитевзисе — это право владения и использования земли с обязанностью платить арендную плату и не ухудшать состояние земельного участка, бережно к нему относиться, уточняет эксперт.

«В России таких прав у иностранного бизнеса нет, украинский законопроект более либеральный, что, наверное, и не устраивает протестующих фермеров. В России иностранцы могут только арендовать сельхозземли», — отмечает Капустина.

Права аренды, суперцифиция и эмфитевзиса будут продаваться через электронные аукционы. Отличие аукциона от конкурса в том, что побеждает тот, кто предложит больше денег. Видимо, украинцы, рядовые работники агросектора опасаются, что не смогут предложить такие же высокие цены, как иностранные инвесторы, предполагает эксперт.

Источник: https://www.gazeta.ru/business/2019/11/11/12807482.shtml

Административное право
Добавить комментарий