Совершение интернет преступления/совершение преступления и выезд из страны

Без гражданства и прав на выезд

Совершение интернет преступления/совершение преступления и выезд из страны

Ужесточится наказание за организацию незаконной миграции (ст.322.1 УК). Сейчас по ней предусмотрены штрафы, принудительные работы, лишение свободы. Парламентарии оставят только последнее — тюрьму сроком до пяти лет.

Лишение гражданства

Совершение теракта или подобного преступления приравняют к добровольному отказу от российского гражданства.

В изначальной версии законопроекта предлагалось просто лишать гражданства за терроризм или захват заложников, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, насильственный захват власти, вооруженный мятеж, диверсию, публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, сепаратизм. Теперь предлагается считать совершивших перечисленные преступления добровольно отказавшимися от гражданства. В перечень «добровольцев» войдут и осужденные за «экстремистские» статьи (возбуждение ненависти либо вражды, организация экстремистского сообщества и содействие экстремистской деятельности).

По действующему закону отменить решение о предоставлении российского гражданства можно лишь в том случае, если были поданы ложные документы.

В новой версии появились дополнительные основания для лишения гражданства тех, кто не был признан преступником​.

Добровольно вышедшими из российского гражданства будут считаться люди, работающие «без согласия полномочных органов» в России в международных организациях, в деятельности которых Россия не принимает участия, если иное не предусмотрено международным договором России.

Такие лица лишатся гражданства со дня поступления на работу.

Также «добровольцами» будут считаться люди, поступившие на военную службу, службу в органах безопасности или правоохранительных органах или в судах иностранного государства.

Как считает председатель коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Евгений Корчаго, введение «добровольного» лишения гражданства вместе с запретом на выезд создаст юридическую коллизию.

«Судимый за указанные деяния гражданин, лишенный гражданства России, который не может выехать, чтобы получить гражданство другой страны, — это странно», — считает Корчаго.

По его мнению, в дальнейшем это может стать причиной разбирательства в Конституционном суде.

Миссионеров под контроль

Религиозные организации обяжут указывать свое официальное полное наименование в своей литературе, печатных, ​аудио- и видеоматериалах. Неполная или ложная маркировка приведет к штрафам 30–50 тыс. руб. с конфискацией материалов.

Поправки предлагают ввести в закон о свободе совести понятие миссионерской деятельности.

Под ней авторы документа понимают распространение веры и религиозных убеждений вне культовых зданий и сооружений и других мест, используемых для религиозных целей.

Распространением веры в данном случае считаются публичные религиозные обряды, распространение религиозной литературы и других материалов, публичный сбор пожертвований, проповедническая деятельность.

Миссионерская или проповедническая деятельность с нарушением требований законодательства о свободе совести повлечет штраф для граждан в размере 5–15 тыс. руб., а для юрлиц — от 100 тыс. до 1 млн руб. Если такое правонарушение совершил иностранец, то ему выпишут штраф 30–50 тыс. руб. с возможностью выдворения из страны.

Миссионерам запретят осуществлять свою деятельность в жилых помещениях. Кроме того, поправки запретят переводить жилые помещения в нежилые для осуществления религиозной деятельности.

По словам ведущего научного сотрудника Института Европы РАН Романа Лукина, исходя из текста поправок власть старается поставить под контроль всю религиозную и миссионерскую деятельность.

«Эти поправки напрямую нарушают индивидуальное право распространять и исповедовать свои убеждения», — считает Лукин.

По его мнению, они противоречат свободе человека исповедовать и распространять какие-либо религиозные убеждения.

Как считает религиовед, доцент МГУ Владимир Винокуров, поправки в первую очередь направлены на регулирование религиозной деятельности в интернете. «Это миссионерская деятельность вне культовых мест», — объясняет Винокуров. Другой причиной введения поправок Винокуров называет попытку локализовать новые религиозные течения.

Кара за экстремизм​

В редакции законопроекта ко второму чтению парламентарии решили многократно увеличить штрафы и тюремные сроки по «экстремистским» статьям Уголовного кодекса.

Возбуждение ненависти или вражды, унижение достоинства человека по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии и т.д., совершенные публично, в СМИ или в интернете, будут наказываться штрафами 300–500 тыс. руб.

(вместо 100–300 тыс. руб.

по действующему закону), либо принудительными работами на срок от года до четырех лет с лишением права занимать определенные должности до трех лет, либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет (до четырех лет по действующему закону).

Повысится и наказание за организацию экстремистского сообщества (ст.282.1 УК). Штрафы достигнут 400–800 тыс. руб. (вместо 200–500 тыс. руб.

), а лишение свободы — шести-десяти лет (сейчас от двух до восьми). За склонение и вербовку в деятельность экстремистского сообщества штрафы вырастут до 300–700 тыс. руб. (сейчас 100–300 тыс. руб.

), а тюремный срок — до четырех-восьми лет (сейчас от года до шести).

Также многократно повысится наказание за участие в экстремистском сообществе, за организацию деятельности экстремистской организации, за склонение и вербовку в деятельность экстремистской организации и т.д.

Госдума введет новый состав в ст.212 УК (массовые беспорядки). Предлагается дополнить статью новой частью. За склонение, вербовку, вовлечение лица в организацию массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением оружия, взрывных устройств и т.д., грозят штрафы 300–700 тыс. руб. или лишение свободы на срок от пяти до десяти лет.

Ужесточение наказаний за «экстремистские» статьи не имеет никакого смысла, считает Корчаго. «Максимальное увеличение наказания не связано с профилактикой правонарушений», — утверждает юрист. По его словам, такое ужесточение ведет к запугиванию населения и увеличению внутреннего негатива.

Больше полномочий ФСБ

Законы о ФСБ и СВР дополнят новыми пунктами. Эти службы смогут безвозмездно получать от госорганов и государственных внебюджетных фондов доступ, в том числе удаленный, к информационным системам и базам данных.

ФСБ и СВР могли и раньше пользоваться доступом к базам данных госорганов и государственных внебюджетных фондов, отмечает президент международной контртеррористической ассоциации Иосиф Линдер. «Раньше необходимо было получить соответствующее предписание и согласие прокуратуры. Необходимо было завести уголовное или оперативное дело, а теперь система доступа упрощается», — говорит эксперт.

За непредоставление «организаторами распространения информации» (мессенджерами, соцсетями) ФСБ информации, необходимой для декодирования электронных сообщений, грозит наказание для граждан в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб., для юрлиц — от 800 тыс. до 1 млн руб.

Использование СМИ или интернета для разглашения гостайны будет стоить для юрлиц штрафа от 400 тыс. до 1 млн руб.

В закон об оперативно-разыскной деятельности в список оперативно-разыскных мероприятий добавят новый пункт — «получение компьютерной информации». Что такое компьютерная информация, не объясняется.

При этом операторам связи по сравнению с первоначальным вариантом законопроекта условия смягчили. Это предлагало сделать правительство в своем отзыве на законопроект. Теперь они должны будут хранить информацию на территории России в течение трех лет о самих фактах звонков, сообщений, писем и т.д.

Сами сообщения, ую информацию, изображения, звуки и т.д., которые авторы законопроекта сначала предлагали хранить три года, операторы будут хранить шесть месяцев. Операторы будут обязаны предоставлять правоохранительным органам вышеуказанную информацию.

Все перечисленное обязаны будут делать и организаторы распространения информации.

Другие нововведения

Многие новеллы остались в той версии, что была при внесении пакета.

https://www.youtube.com/watch?v=ETyQj0kdRaM

В Уголовный кодекс вводится новая статья — «Акт международного терроризма». Таковым авторы законопроекта считают совершение за рубежом преступлений, от которых пострадали граждане России.

Теракт признается международным, если его целью были «нарушения мирного сосуществования государств и народов» или работа «против интересов России».

Подобные действия будут наказываться лишением свободы на срок от 15 до 20 лет или пожизненно.

Неизменным осталось понижение до 14 лет минимального возраста несения ответственности.

Уголовная ответственность с 14 лет будет наступать за прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности, участие в террористическом сообществе.

С этого же возраста наступит полноценная ответственность за посягательство на жизнь государственного деятеля и участие в массовых беспорядках.

Также в Уголовный кодекс вводится ст.205.6 — «Несообщение о преступлении». Она предусматривает до трех лет лишения свободы, в случае если гражданин не сообщил в правоохранительные органы о готовящихся преступлениях по «террористическим» статьям. Еще одна новая статья — «Содействие экстремистской деятельности».​

Авторы: Фарида Рустамова, Антон Баев

Источник: http://www.rbc.ru/politics/21/06/2016/576812359a794718c34f84d7

Граница на замке

Совершение интернет преступления/совершение преступления и выезд из страны

«Развернуться благодаря этим поправкам смогут не только сотрудники ФСБ, но и СКР», — убежден Солдатов.

Депутаты также предложили поправки в Уголовно-процессуальный кодекс (УПК), по которым расследование за пределами России также будет позволено вести сотрудникам Следственного комитета (СКР).

Эти поправки формализуют уголовную практику следователей последних двух лет. В начале июня 2014 года СКР объявил о создании специализированного управления по расследованию преступлений международного характера против мирных граждан, совершенных на территории Украины.

Управление было создано в разгар боевых действий на юго-востоке Украины. Самым известным делом в отношении иностранного гражданина, которого обвинили в преступлении на территории другого государства, стало дело украинской летчицы Надежды Савченко.

Летом 2014 года ее обвинили в передаче координат российских журналистов ВГТРК военнослужащим. Российский суд приговорил ее к 22 годам колонии.

Практика осуждения иностранцев за террористические преступления против граждан страны широко и давно применяется по всему миру, в том числе в европейских странах и США.

В Великобритании гражданин Ливии Абдель Басет аль-Меграхи в 2001 году был признан виновным в организации взрыва самолета американской компании PanAm 21 декабря 1988 года, что привело к гибели 270 человек, и приговорен к пожизненному заключению (дело Локерби). Довольно часто эта мера применялась в отношении граждан России.

Так, в США в конце 2015 года к пожизненному заключению и еще 30 годам тюрьмы был приговорен 55-летний гражданин России Ирек Хамидуллин. По данным Минюста США, он воевал на стороне движения «Талибан» в Афганистане и в 2009 году участвовал в нападении на американских и афганских военных.

Запрет на выезд

В качестве меры борьбы с терроризмом депутаты предложили расширить перечень оснований для запрета гражданину России выезжать из страны. Сейчас закон о порядке выезда и въезда в Россию временно ограничивает выезд в восьми случаях, среди которых доступ к секретным сведениям, служба в армии и ФСБ, неисполнение судебных решений и банкротство.

Новый законопроект предлагает ограничивать выезд на пять лет для лиц, которым было объявлено официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений по статьям о терроризме, захвате заложников, угоне или захвате самолета или поезда, а также за планирование, подготовку или развязывание агрессивной войны, применение запрещенных средств и методов ведения войны, геноцид и акт международного терроризма.

Предостережение — недостаточное основание для запрета выезда, считает член конституционного комитета Госдумы коммунист Вадим Соловьев. Иначе, по его словам, власти смогут «лепить из любого оппозиционного деятеля террориста и экстремиста».

Ограничение на выезд коснется тех, кто имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение преступлений, «сопряженных с осуществлением террористической̆ деятельности», по статьям «посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля», «насильственный захват власти или насильственное удержание власти», «вооруженный мятеж», «нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой». В этот же список входят «преступления экстремистской̆ направленности», следует из текста законопроекта. Конкретные экстремистские статьи, за которые будут ограничивать выезд, не указаны.

По некоторым из «экстремистских» статей, например, была осуждена на два года колонии-поселения Дарья Полюдова. В конце 2015 года она получила срок за перепост чужого сообщения и публикацию своего текста во «ВКонтакте». Если законопроект будет принят, она не сможет покинуть Россию в течение трех лет после своего освобождения.

Россия невыездная

Украина

С 1 марта граждан России с внутренними паспортами перестали пускать на территорию Украины, въезд стал возможен только по предъявлении загранпаспорта. Украина запретила въезд в страну всем мужчинам с российским гражданством в возрасте от 16 до 60 лет.

Пропуск этой категории лиц возможен только по решению начальника пограничного отряда после проведения контроля и лишь в экстренных случаях. Кроме того, с 25 октября Россия прекратила авиасообщение с Украиной, запретив туда отечественным авиакомпаниям прямые и транзитные рейсы.

Ранее об аналогичных мерах заявила Украина.

Силовики

В феврале 2015 года стало известно, что министр внутренних дел Владимир Колокольцев установил особый порядок, в соответствии с которым любой выезд полицейских за границу может быть осуществлен только с письменного разрешения руководителя территориального органа ОВД, заместителя министра или самого министра. Осенью 2015 года стало известно о рекомендательных письмах в региональные управления МЧС и Федеральной таможенной службы, в которых руководство ведомств настоятельно рекомендовало своим сотрудникам ограничить выезд более чем в сотню стран, с которыми США имеют договор об экстрадиции. Такие рекомендации на практике выражаются в изъятии загранпаспортов, которые теперь хранят в сейфах непосредственные руководители различных подразделений, рассказывали собеседники РБК в силовых органах.

Должники

Более 1,4 млн россиян в течение первых девяти месяцев 2015 года не могли выехать за границу из-за просроченных долгов на суммы более 10 тыс. руб., сообщил в октябре на пресс-конференции глава Федеральной службы судебных приставов (ФССП) Артур Парфенчиков.

Турция и Египет

В 2015 году стали недоступными самые популярные курорты в Турции и Египте. На долю этих стран приходилось 57% российских «организованных туристов», рассказывал вице-президент Ассоциации туроператоров России Дмитрий Горин. По его словам, ежегодный турпоток из России — это 10 млн туристов, 5,7 млн из которых предпочитали отдыхать в Египте и Турции.

Запрет на чартерные рейсы в Турцию президент Владимир Путин ввел 28 ноября, через четыре дня после того, как турецкий истребитель сбил российский Су-24, участвовавший в военной операции в Сирии. В Египет запрещены любые рейсы.

Такие меры были приняты после теракта в небе над Синайским полуостровом, когда из-за взрыва бомбы на борту лайнера российской авиакомпании «Когалымавиа» погибли 224 человека.

Лишение гражданства

Депутаты предлагают расширить перечень оснований, по которым можно отменить решение о присвоении российского гражданства.

По действующему закону отменить решение о предоставлении российского гражданства можно лишь в том случае, если были поданы ложные документы.

В законопроект вводится еще несколько оснований.

Человек будет лишен российского гражданства, если его осудят за терроризм или захват заложников, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, насильственный захват власти, вооруженный мятеж, диверсию, публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, а также к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности страны.

Лишат гражданства и за «экстремистские» статьи: возбуждение ненависти либо вражды, организация экстремистского сообщества и «содействие экстремистской деятельности».

Член конституционного комитета Госдумы Владимир Поневежский поддерживает предложения коллег. «Лица, которые дискредитируют Россию, выступают с оружием против нее, не могут быть гражданами России», — считает единоросс.

Человека нельзя будет лишить гражданства, в случае если «у него нет иного гражданства или гарантий на его приобретение», оговорено в законопроекте. Речь в поправках не идет о тех, кто получил российское гражданство при рождении, пояснил РБК источник в конституционном комитете.

Адвокат Краснов уверен, что предложенный порядок не нарушает ничьих прав, так как у человека останется гражданство своей страны. «Такой подход нарушит древний принцип: никто не может быть дважды наказан за одно и то же преступление, — не согласен адвокат Игорь Трунов.

 — Если человек уже понес наказание по приговору суда, то зачем его наказывать еще и гражданством?»

Введение режима КТО

В законопроекте предлагается расширить число случаев, при которых вводится режим контртеррористической операции (КТО). Сейчас КТО объявляется для предотвращения теракта.

В поправках отдельно оговаривается режим КТО для предотвращения и раскрытия преступлений по статьям «захват заложника», «угон судна воздушного, или водного транспорта, либо железнодорожного подвижного состава», «посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля», «насильственный захват власти», «вооруженный мятеж» и «нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой» (ст. 206, 211, 277–279, 360 УК РФ).

В рамках контртеррористической операции власти имеют право прослушивать телефонные разговоры, ограничивать действие операторов мобильной связи и регламентировать передвижение граждан. Войска, которые используются в ходе КТО, могут входить в любые здания.

Предоставление данных

​Предложенные в законопроекте поправки в закон «О связи» уточняют, какой информацией операторы должны делиться с правоохранительными органами.

Согласно документу в течение трех лет компании должны хранить и предоставлять государственным органам сведения о совершенных абонентами звонках и отправленных сообщениях.

Депутаты также хотят обязать компании раскрывать их содержание, а также изображения, звуки или «иные сообщения» пользователей.

Хранение информации об абонентах и оказанных им услугах в течение трех лет — не новая норма, она прописана, к примеру, в постановлении правительства от 2005 года.

Порядок хранения и предоставления информации операторами до сих пор регулировался подзаконными актами, говорит представитель «МегаФона» Юлия Дорохина.

«При этом законопроект не применим к мессенджерам и другим коммуникационным интернет-сервисам, многие из которых используют шифрование», — добавила Дорохина.

Уголовная ответственность с 14 лет

По ряду статей депутаты предложили понизить до 14 лет минимальный возраст несения ответственности.

Уголовная ответственность с 14 лет будет наступать за прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности, участие в террористическом сообществе.

С этого же возраста наступит полноценная ответственность за посягательство на жизнь государственного деятеля и участие в массовых беспорядках.

Адвокат Николай Краснов опасается, что такими темпами снижение возраста уголовной ответственности может распространиться на весь УК. «Это уже перебор, так мы начнем массово детей сажать.

Вот тех, кто вовлекает детей в преступления, можно и нужно сурово наказывать», — считает юрист.

«Суровое наказание не исправит детей, но на зоне из них сделают закоренелых преступников», — уверена адвокат Людмила Айвар.

Ужесточение наказания

Самые масштабные изменения в законопроекте — увеличение сроков наказания по целому ряду статей.

https://www.youtube.com/watch?v=dVkFzl16a8c

Депутаты предлагают изменить минимальный срок, предусмотренный за совершение теракта: вместо восьми лет лишения свободы законопроект вводит наказание десять лет лишения свободы. На срок от 15 до 20 лет предлагается наказывать за пособничество в совершении теракта.

За участие в деятельности террористической организации наказание ужесточается в два раза: вместо срока от пяти до десяти лет в законопроекте говорится о сроках от 10 до 20 лет лишения свободы.

Повышается минимальное наказание за организацию незаконного вооруженного формирования: за создание такой группировки предлагается наказывать как минимум на десять лет (сейчас восемь лет), а за участие в формировании — на восемь лет (сейчас пять лет).

Также в Уголовный кодекс вводится статья 205.6 «Несообщение о преступлении». Она предусматривает до трех лет лишения свободы, в случае если гражданин не сообщил в правоохранительные органы о готовящихся преступлениях по «террористическим» статьям. Еще одна новая статья — «Содействие экстремистской деятельности».

За публичные призывы к осуществлению террористической деятельности с использованием СМИ вводится минимальное наказание в размере пяти лет лишения свободы.

Сейчас нижняя граница в Уголовном кодексе не прописана.

Также наказание грозит не только за использование СМИ, но и за использование «электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети интернет», сказано в законопроекте.

Ужесточается ответственность по «экстремистским» статьям. За «возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» (ст. 282 УК) предлагается ввести максимальное наказание в размере пяти лет лишения свободы (сейчас до четырех лет). Такой же срок, но уже в качестве минимального, предусмотрен в законопроекте за «организацию экстремистского сообщества».

Террористы или те, кто рекрутирует людей в террористические организации, заслуживают более сурового наказания, отметил в разговоре с РБК президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Сергей Гончаров. «Однако если шахиды идут на смерть ради своей веры, то, наверное, и смертная казнь, и уголовное наказание их мало волнуют, потому что главное решение — проститься с жизнью — они уже приняли», — подчеркнул Гончаров.

Авторы: Фарида Рустамова, Вячеслав Козлов, Илья Рождественский, Анастасия Михайлова, Мария Макутина, Полина Химшиашвили

Источник: https://www.rbc.ru/politics/07/04/2016/57067ba49a794782e6e9311f

Уголовная ответственность за незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации

Совершение интернет преступления/совершение преступления и выезд из страны

Государственная граница РФ это линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ.

Наличие границы – один из важнейших признаков государства, свидетельствующий о том, что оно обладает территорией и осуществляет над ней суверенитет, а неприкосновенность границы – одно из условий территориальной целостности и внешней безопасности страны.

Кроме того, нарушение неприкосновенности границы часто связано с совершением других опасных преступлений, таких как шпионаж, терроризм, контрабанда оружия и наркотиков и т.д.

Поэтому законодательство предусматривает уголовную ответственность за посягательства на неприкосновенность границы, которая выступает объектом этих преступлений.

В ст. 27 Конституции РФ провозглашено право каждого свободно выезжать за пределы РФ и право гражданина РФ беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию. Однако реализация этого права должна осуществляться с соблюдением порядка пересечения Государственной границы РФ, установленного Законом РФ от 1 апреля 1993г.

“О Государственной границе Российской Федерации”. Ее можно пересекать в специально отведенных пунктах пропуска, где осуществляется пограничный контроль, включающий проверку документов на право въезда или выезда и досмотр транспортных средств, а при необходимости – и другие виды контроля (таможенный, санитарно-карантинный и т.

д.).

Уголовный Кодекс России преступления, связанные с незаконным пересечением государственной границы относит к преступлениям, посягающих на авторитет государственной власти и неприкосновенность государственной границы.

Объективная сторона преступления заключается в незаконном, с нарушением установленных правил, пересечении охраняемой границы, т.е. въезде в Российскую Федерацию или выезде из нее любым способом (пешком, на транспортных средствах) вне пунктов пропуска либо в этих пунктах, но без действительных документов (паспорта, визы).

Преступление считается оконченным с момента пересечения линии государственной границы или проезда (прохода) через пропускной пункт. Неудавшаяся попытка преодолеть границу расценивается как покушение.

С субъективной стороны преступление совершается только умышленно: лицо осознает, что незаконно пересекает границу, и желает это совершить. Мотивы могут быть разнообразными (стремление скрыться от уголовного преследования, переехать на жительство в другую страну, попутешествовать и др.). При неосторожной вине (когда нарушитель заблудился и т.д.) уголовная ответственность наступать не может.

Субъектом может быть любое лицо: гражданин РФ, иностранец, апатрид, достигший возраста уголовной ответственности и обладающий вменяемостью. Не влечет уголовную ответственность пересечение границы для использования права политического убежища или в состоянии крайней необходимости.

Под пересечением Государственной границы РФ следует понимать как въезд, так и выезд за пределы территории Российской Федерации, которые заключаются в физическом перемещении через границу гражданина РФ, иностранца или лица без гражданства.

Состав преступления отсутствует, если лицо не знало и по обстоятельствам дела не могло знать, что оно пересекает Государственную границу РФ (например, охотник заблудился в тайге и оказался на территории сопредельного государства).

В том случае, когда умысел виновного был направлен на незаконное пересечение границы с проникновением в сопредельное государство для сбора дикорастущих ягод, грибов, охоты и т.п. с последующим возвращением, такие действия следует рассматривать как единое продолжаемое преступление.

Как уже было сказано, пересечение Государственной границы РФ признается незаконным и содержит состав преступления, предусмотренный ст. 322 УК, в том случае, если оно совершается с прямым умыслом без действительных документов на право въезда или выезда из Российской Федерации либо без надлежащего разрешения.

Под действительными документами для граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 15 августа 1996 г. “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию” (с последующими изменениями), а также п.

46 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 9 июня 2003 г.

“Об утверждении положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы”, понимаются документы, удостоверяющие личность и признаваемые Российской Федерацией в качестве таковых. К ним относятся действительный заграничный паспорт (дипломатический, служебный, обыкновенный, паспорт моряка (удостоверение личности моряка) либо иной документ, удостоверяющий личность и признаваемый в этом качестве в Российской Федерации).

Для пересечения Государственной границы иностранными гражданами и лицами без гражданства необходимо получение визы, разрешения на въезд, пребывание или транзитный проезд через территорию Российской Федерации.

В тех случаях, когда пересечение границы осуществляется вне пунктов пропуска, но при наличии действительных документов (общегражданских паспортов или иных документов), такие действия следует квалифицировать по ст. 18.1 КоАП РФ “Нарушение режима Государственной границы Российской Федерации”.

В этой норме КоАП предусмотрена ответственность за нарушение правил пересечения Государственной границы, согласно которым ее пересекают в специально отведенных местах. По данной статье КоАП следует также квалифицировать, например, перемещение через Государственную границу транспортных средств, грузов, товаров и животных без соответствующих документов (ст.

11 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. “О Государственной границе Российской Федерации”).

Если транспортное средство любого вида используется правонарушителем для незаконного выезда из Российской Федерации без ведома для лица, управляющего транспортным средством и осуществляющего перевозку, состав уголовно наказуемого деяния в действиях последнего отсутствует. Но наступает административная ответственность по ст. 18.

14 КоАП РФ “Незаконный провоз лиц через Государственную границу Российской Федерации”.

В этой статье установлена ответственность за непринятие мер по предотвращению незаконного проникновения лиц на транспортное средство и использования его для незаконного выезда из Российской Федерации, если это повлекло незаконное пересечение или попытку незаконного пересечения границы.

Уголовная ответственность за пересечение Государственной границы исключается в тех случаях, когда подобные действия совершаются в силу чрезвычайных обстоятельств: несчастный случай, авария, сильный шторм, спасение людей и иные ситуации чрезвычайного характера, поскольку в таких ситуациях применяются правила крайней необходимости (ст. 39 УК РФ).

В соответствии с примечанием к ст. 322 УК не подпадает под действие этой статьи пересечение Государственной границы РФ с нарушением установленных правил, если иностранный гражданин или лицо без гражданства использует право политического убежища в соответствии с Конституцией Российской Федерации и в деяниях этих лиц нет состава иного преступления.

Статья 322 УК РФ – незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации включает в себя три части:

         1.

Пересечение Государственной границы Российской Федерации без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации либо без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, – наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2.

Пересечение Государственной границы Российской Федерации при въезде в Российскую Федерацию иностранным гражданином или лицом без гражданства, въезд которым в Российскую Федерацию заведомо для виновного не разрешен по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, – наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо с применением насилия или с угрозой его применения, – наказываются лишением свободы на срок до шести лет.

Прокурор отдела          по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму В.В. Никитин

Источник: http://www.sarprok.ru/content/ugolovnaya-otvetstvennost-za-nezakonnoe-peresechenie-gosudarstvennoy-granicy-rossiyskoy

Административное право
Добавить комментарий