Вопрос относительно подтверждающих документов

Снятие налички в банке: чего ждать с 3 июня?. Бухгалтер 911, № 21, Май, 2019 |

Вопрос относительно подтверждающих документов

Начнем с того, что речь идет о постановлении НБУ от 18.04.2019 г. № 62, которым вносятся изменения в Инструкцию о ведении кассовых операций банками в Украине* (далееИнструкция № 103). Вступает в силу оно с 3 июня 2019 года.

Несмотря на то, что Инструкция № 103 предназначена для банков, в нее внесено изменение, которое затрагивает и субъектов хозяйствования. Так, в Инструкции появился новый пункт 1111, в котором сказано следующее:

«1111.

Банк (филиал, отделение) во исполнение требований законодательства Украины о предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем**, с учетом риск-ориентированного подхода должен обеспечитьпринятие мер, направленных на изучение клиентов— субъектов хозяйствования, которые осуществляюткассовые операции для дальнейшего осуществления наличных расчетов, с целью опровержения или подтверждения подозрений относительно осуществления клиентом финансовых операций, содержащих признаки фиктивности.

Банк (филиал, отделение), применяяриск-ориентированный подход, должен обеспечитьполучение от клиента— субъекта хозяйствования подтверждающих документов[такими документами могут быть: закупочный акт; закупочная ведомость; налоговый расчет сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу физических лиц, и сумм удержанного из них налога, кредитный договор; договор поставки; договор транспортировки; договор хранения)],на основании которых производятся наличные расчеты».

А теперь по «кусочкам» разберем эту норму.

Первый момент. В абз. 1 п. 1111 говорится о принятии банками мер, направленных на изучение клиентов. А именно клиентов, которые осуществляют кассовые операций (снимают наличные) для дальнейшего осуществления наличных расчетов.

Термин «изучение клиентов» расшифрован в п.п. 5 п. 1 ст. 1 Закона № 1702. В интересующем нас контексте он подразумевает в том числе получение субъектом первичного мониторинга в процессе обслуживания клиента информации относительно содержания его деятельности.

Иными словами, банкам нужно принять меры по изучению деятельности клиентов, снимающих наличные для наличных расчетов, для выявления фиктивных финансовых операций.

Второй момент. Реализация интересующих нас мер будет осуществляться через получение от клиентов подтверждающих документов, на основании которых осуществляются дальнейшие наличные расчеты по снятой в банке наличности.

Третий момент. Из п. 1111 следует, что при требовании документов от субъектов хозяйствования банки применяют риск-ориентированный подход. То есть далеко не от каждого субъекта хозяйствования и не под каждую операцию снятия наличности банки будут требовать документы.

Риск-ориентированный подход — это определенная банком система по управлению рисками легализации криминальных доходов/финансирования терроризма и принятия им соответствующих мер способом и в объемах, которые обеспечивают эффективную минимизацию таких рисков в зависимости от их уровня.

На основании данных о клиенте, которые имеются у банка, в частности, о видах его деятельности, контрагентах, с которыми он работает, количестве работников и т. п.

, банк будет определять, есть ли риски в дальнейшем расходовании субъектом хозяйствования наличных средств (т. е. не связано ли дальнейшее расходование наличных средств с фиктивными операциями).

Оценка рисковости финансовых операций клиента проводится на основании внутренних программ, разработанных банком.

Причем «злоупотреблять» своим правом требовать документы банки не должны. Ведь в случае чего (к примеру, обращения клиента в суд) банки должны будут обосновать, какими именно критериями руководствовались, останавливая осуществление финоперации.

Отсюда вывод: предоставлять документы под каждую операцию выдачи наличных не потребуется. Но нужно быть готовым их предоставить, если того потребует банк.

Если документы не предоставить — то наличность могут не выдать и вообще банк может отказать вам в дальнейшем обслуживании (ст. 10 Закона № 1702).

Четвертый момент — норма п. 1111 распространяется и на физлиц-предпринимателей. Но учитывая то, что касается она «кассовых операций для дальнейшего осуществления наличных расчетов», от предпринимателя могут потребовать документы, подтверждающие дальнейшее расходование средств, если наличка снимается для «предпринимательских» нужд.

Пятый момент. Критериев по сумме снятой наличности, при достижении которой банки могут требовать от клиента документы, — нет. То есть при снятии любой суммы могут потребовать документы (но опять же подчеркнем, применяя риск-ориентированный подход).

Шестой момент. Какие документы могут требовать? В самом п. 1111 сказано, что это могут быть: закупочный акт, закупочная ведомость, ф. № 1ДФ, кредитный договор, договор поставки, договор транспортировки, договор хранения.

Этот перечень не исключительный и зависит от того, для какой именно цели снимается наличность.

Седьмой момент. Когда предоставлять банку документы? Из самого п. 1111 это четко не следует. Как представляется, документы могут требовать как до, так и после получения наличности. В зависимости от конкретных обстоятельств.

Восьмой момент. Распространяются ли норма п. 1111 на снятие наличности с корпоративной карточки? Да, распространяется.

Ведь Инструкция № 103 касается выдачи наличности клиентам с их счетов через кассу банка.

А под кассой банка Инструкция понимает и банкоматы, через которые снимается наличность, а также пункты дистанционного обслуживания.

Источник: https://i.factor.ua/journals/buh911/2019/may/issue-21/article-42671.html

Служебные командировки. Часть 1

Вопрос относительно подтверждающих документов

Наталья ВОРОНАЯ, Алла СВИРИДЕНКО — экономисты-аналитики Издательского дома «Фактор»

1. Общие положения

1.1. Что такое служебная командировка

Определение термина «служебная командировка» дает абзац первый Основных положенийИнструкции № 59 — основного документа, который регулирует вопросы, касающиеся порядка направления работника в командировку, оформления всех необходимых документов, а также компенсации командировочных расходов.

Итак, служебной командировкой считаетсяпоездка работника по распоряжению руководителя предприятия, объединения, учреждения, организации на определенный срок в другой населенный пункт для выполнения служебного поручения вне места его постоянной работы.

Из приведенного определения можно выделить ряд условий, при соблюдении которых та или иная поездка может считаться служебной командировкой:

— в поездку направляется работник предприятия, т. е. физическое лицо, состоящее с ним в трудовых отношениях;

— поездка работника связана с посещением другого населенногопункта не по месту постоянной работы;

— поездка осуществляется по распоряжению руководителя предприятия для выполнения служебного поручения.

Кроме того, служебными командировками считаются также поездки работников по распоряжению руководителя головного предприятия в филиал (из одного филиала в другой) или наоборот (при условии, что филиалы предприятия или головное предприятие и филиал находятся в разных населенных пунктах). При этом местом постоянной работы считается то подразделение, работа в котором обусловлена трудовым договором (контрактом). Такой вывод прямо следует из положений абзаца второго Основных положенийИнструкции № 59.

В соответствии с абзацем первымст. 121 КЗоТ работники имеют право на возмещение расходов и получение других компенсаций в связи со служебными командировками, а именно:

— суточных за время пребывания в командировке;

— стоимости проезда до места назначения и обратно;

— расходов по найму жилого помещения.

Кроме того, за командированными работниками на протяжении всего времени командировки сохраняются место работы и средний заработок. При этом средний заработок сохраняется на все рабочие дни недели по графику, установленному по месту постоянной работы.

На работника, находящегося в командировке, распространяется режим рабочего времени того предприятия, на которое он командирован. Вместо дней отдыха, не использованных за время командировки, другие дниотдыха после возвращения из командировки не предоставляются (абзац десятый Общих положений Инструкции № 59).

1.2. Когда служебная поездка не считается командировкой

Служебные поездки отдельных категорий работников не всегда считаются командировками. Речь идет о поездках тех сотрудников, работа которых носит разъездной (передвижной) характер.

Дело в том, что согласно абзацу второму Общих положений Инструкции № 59, не считаются командировкамислужебные поездки работников, постоянная работа которых проходит в пути или имеет разъездной (передвижной) характер, если иноене предусмотрено законодательством, коллективным договором, трудовым договором (контрактом) между работником и собственником (или уполномоченным им лицом).

Как видим, служебная поездкаработника не считается командировкой при соблюдении одновременно двух условий:

1) постоянная работа работника проходит в пути или носит разъездной (передвижной) характер;

2) в коллективном и/или трудовом договоре указано, что служебные поездки таких работников не являются служебными командировками.

Рассмотрим каждое из этих условий отдельно.

1. Разъездной (передвижной) характер имеет работа (абзац первый п. 1 постановления № 490):

— лиц, направленных для выполнения монтажных, наладочных, ремонтных и строительных работ;

— которая выполняется вахтовым методом. При этом вахтовый метод — это особая форма организации работ, основанная на использовании трудовых ресурсов вне места их постоянного проживания при условии, что не может быть обеспечено ежедневное возвращение работников к месту постоянного проживания;

— прочих работников, работа которых постоянно проходит в пути или носит разъездной (передвижной) характер.

Передвижной характер работ предполагает частую передислокацию организации (перемещение работников) или влечет необходимость выполнения работниками трудовых обязанностей вне постоянного места жительства.

Разъездной характер работ предусматривает выполнение работ на объектах, расположенных на значительном расстоянии от месторасположения предприятия, в связи с чем возникает необходимость поездок в нерабочее время от места нахождения предприятия (сборного пункта) до места работы на объекте и обратно.

2. В связи с применением второго условия следует обратить внимание на рекомендации, которые по данному вопросу дает ГНАУ, в частности, в письме от 14.05.2007 г. № 4639/6/17-0716 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 51.

В этом и аналогичных разъяснениях налоговики приходят к выводу, что предприятию, на котором имеют место работы с разъездным характером, следует фиксировать в коллективном договоре положения о том, являются поездки работников служебной командировкой или их работа носит разъездной (передвижной) характер. При этом порядок и размер возмещения расходов при служебных поездках работников будут зависеть от соответствующих положений коллективного договора.

Другими словами, если коллективным договором определен перечень должностей и профессий, работа по которым постоянно проходит в пути или носит разъездной (передвижной) характер, или если такой характер работ оговорен трудовым договором (контрактом) между работником и собственником (уполномоченным им лицом), служебные поездки таких работников не считаются командировками. В противном случае поездки работников для исполнения служебного поручения вне места постоянной работы являются командировками с их соответствующим оформлением (т. е. составляется приказ о командировке, заполняется командировочное удостоверение и т. д.).

Для работников с разъездным характером работ вместо суточных предприятие устанавливает соответствующие надбавки (полевое обеспечение) к тарифным ставкам и должностным окладам. Такие выплаты предусмотрены ст. 12 Закона об оплате труда, а порядок их осуществления регулируется постановлением № 490.

Надбавки за разъездной характер работ выплачиваются в размерах, которые предусмотрены в коллективном договоре предприятия или установлены по договоренности с заказчиком (абзац первый п. 1 постановления № 490). При этом предельный размер надбавок за день не может превышать предельные нормы расходов на командировки, установленные постановлением № 663:

— если работа сотрудников предприятия постоянно проходит в пути или носит разъездной характер на территории Украины — предельные размеры надбавок (полевого обеспечения) за день не могут превышать предельные нормы суточных расходов для командировок по Украине;

— если работа сотрудников постоянно проходит в пути или носит разъездной характер за пределами Украины — предельные размеры надбавок за день не могут превышать 80 % предельных норм суточных расходов для командировок за границу (п.

2 постановления № 490). При этом, как и в случае выплаты суточных, при командировках за границу надбавки за разъездной характер работ отдельно выплачиваются за время проезда по территории Украины и отдельно за время проезда и нахождения за границей.

Кроме соответствующих надбавок, заменяющих суточные расходы, работникам, постоянная работа которых проходит в пути или носит разъездной либо передвижной характер, возмещаютсярасходы на проезд к месту назначения и обратно, а также расходы на наем жилого помещения.

При этом компенсация таких расходов осуществляется в порядке, установленном для командировок в пределах Украины и за границу (п. 3 постановления № 490).

Возмещение работнику перечисленных расходов осуществляется на основании предоставленного им отчета об использовании средств, предоставленных на командировку или под отчет (далее — Отчет).

Суммы надбавок за разъездной характер работ относятся в состав валовых расходов предприятия на основании п.п. 5.6.2 ст. 5 Закона о налоге на прибыль. Кроме того, они не облагаются взносами в социальные фонды, в том числе в Пенсионный фонд, ни в части начислений, ни в части удержаний.

С целью обложения налогом с доходов физических лицнадбавки (полевое обеспечение) к тарифным ставкам и должностным окладам работников включаютсяв состав заработной платы и облагаются налогом по ставке 15 %.

1.3. Особенности командирования отдельных категорий работников

Из приведенного выше определения термина «служебная командировка» можно сделать однозначный вывод, что предприятие может направить в командировку только своего работника.

В связи с этим очень часто возникают вопросы относительно возможности командирования:

— физических лиц, работающих на предприятии по договорам гражданско-правового характера;

— учредителей предприятия, которые не являются его работниками;

— совместителей.

1. Возможно ли направить в командировку физическое лицо, выполняющее на предприятии работы по договорам гражданско-правового характера?

Итак, мы выяснили, что командировка — это служебная поездка работника предприятия.

В соответствии с законодательством Украины работником является лицо, работающее на предприятии и исполняющее обязанности согласно трудовому договору (контракту).

А раз так, то поездка по распоряжению руководителя предприятия в другой населенный пункт лица, выполняющего на предприятии работы по гражданско-правовому договору (например, по договору подряда), командировкой не является.

Возмещение расходов в связи с поездками лицам, работающим на основании гражданско-правовых договоров, не предусмотрено и ст. 121 КЗоТ

Источник: https://buhgalter.com.ua/articles/details/24/

Административное право
Добавить комментарий